Православие в абхазии
Содержание:
- Ислам — вторая по численности религия в Абхазии
- Абхазская церковь остановила службы: шансы на признание повышаются?
- Храм Святого Георгия Победоносца в селе Илор
- Благовещенский собор
- Действующие храмы
- Иудаизм
- 🕘 История постройки
- Немного исторических фактов о монастыре
- Илорский храм
- Ссылки [ править ]
- В современной Абхазии традиционная национальная религия активно возрождается
- Христианство
- Абхазский раскол
- Действующие монастыри Абхазской Епархии
- Действующие храмы Абхазской Епархии
- Бедийский собор
- Большинство абхазских христиан — православные
Ислам — вторая по численности религия в Абхазии
Социологические опросы показывают, что ислам — это вторая по численности религия в Абхазии. Так по состоянию на 2003 год, мусульманами себя считает 16% жителей Абхазии. Большинство из них являются жителями гагрского и гудаутских районов. Активными мусульманами в 2003 году назвали себя около 250 участников опроса.
Мечеть в Сухуме. Ислам считается второй по численности религией Абхазии. Фото: upload.wikimedia.org
В наше время в республике действуют две мечети (в Гудауте и Сухуме). Состоявшийся 3 декабря 2011 года IV Съезд мусульман Абхазии избрал председателем Духовного управления мусульман (ДУМ РА) Салиха (Станислава) Кварацхелия.
Духовное управление мусульман Абхазии (ДУМРА) сообщает о случаях дискриминации мусульман в Абхазии, например, при их найме на работу.
Абхазская церковь остановила службы: шансы на признание повышаются?
Глава Абхазской православной церкви иерей Виссарион Аплиаа заявил, что богослужения в храмах Абхазии приостановлены до тех пор, пока не будет определен статус Абхазской православной церкви.
Службы продолжаются в кафедральном соборе в Сухуме, остальные храмы открыты для прихожан, но богослужения не совершаются.
Он также выразил надежду, что канонический статус абхазских священников, которые были рукоположены в РПЦ, будет определен, и они вернутся со статусом для Абхазской православной церкви.
На сайте АПЦ приводится очерк православной истории Абхазии, в котором отмечается, что духовенство Сухумо-Абхазской епархии из числа грузин было на стороне тех, кто в 1992 году ввели танки в Абхазию и развязали войну. Митрополит Давид (Чкадуа) в августе 1992 года вместе с Эдуардом Шеварднадзе на площади у здания Совмина Абхазии приветствовал захват Сухума грузинскими бандформированиями. Через несколько дней после выступления по телевидению, где митрополит Давид призывал грузин к войне с абхазами, он скончался в Тбилиси при неизвестных обстоятельствах.
После смерти митрополита Давида в Сухум был прислан архиепископ Даниил (Датуашвили), который, как и его предшественник, продолжал вдохновлять грузинских «ратников» в войне с абхазским народом. После освобождения абхазскими войсками города Сухума в сентябре 1993 года архиепископ Даниил вместе с грузинским духовенством бежал в Грузию (оставив христианскую паству Абхазии на произвол судьбы), где он до сих пор номинально носит титул епископа Сухумо-Абхазской епархии. В Тбилиси митрополит Даниил — активный участник всех мероприятий, проводимых так называемым правительством Абхазской автономной республики в изгнании. Он также участвует во всех грузино-российских церковных мероприятиях в качестве главы Сухумо-Абхазской епархии, отмечают в АПЦ.
После бегства грузинского духовенства в Абхазии осталось четыре священника, в том числе священник Виссарион Аплиаа. В конце 1993 года вышеназванные священнослужители избрали из своей среды священника Аплиаа настоятелем Кафедрального собора города Сухума и представителем Сухумо-Абхазской епархии во взаимоотношениях с государством и Русской православной церковью.
Заявление главы Абхазской православной церкви отца Виссариона вызвало резонанс, комментирует ситуацию телеграм-канал «Абхазия-центр».
Храм Святого Георгия Победоносца в селе Илор
Архитектура храма Храм Святого Георгия Победоносца, возведенный в XI веке, находится в селе Илор (Елыр) в нескольких километрах от Очамчыры. Церковь окружена оградой из булыжника с воротами, вблизи храма находится небольшая колокольня. Илорская церковь относится к типу однозальных с внутренним алтарным полукружием. Зал храма перекрыт арочным каменным сводом, опирающимся на массивные выступающие пилястры. В зал ведут три входа – с севера, запада и юга, с этих же сторон к нему примыкают построенные в разное время приделы. На внутренних стенах храма сохранились фрагменты средневековой росписи, элементы чеканного искусства. В кладку наружных стен вставлено несколько плит с резным изображением креста.
Внутренне убранство храма Илорский храм всегда отличался богатством внутреннего убранства. В ризнице хранилась коллекция золотых и серебряных литургических сосудов, напрестольная массивная чаша из золота, пожертвованная Бедийскому храму царем Багратом III, серебряный складень с изображением святых воинов Дмитрия, Георгия и Феодора.
Особо почитались народом две кованные из серебра чудотворные иконы. Клятва перед ними считалась священной и нерушимой. В народе ходили предания о том, как за измену клятве, данной перед иконой великомученика Георгия Илорского, клятвопреступника постигало суровое наказание. Слава о чудесах от икон Святого Георгия облетела всю страну.
В настоящее время в храме среди икон находится и икона абхазского великомученика – святого Евстафия Апсильского. В 738 году, будучи правителем Апсилии, он был пленен арабским полководцем Сулейманом ибн-Исамом и мученически пострадал в городе Харане. Впоследствии у мощей Евстафия Апсильского происходили чудеса исцеления.
Илорское чудо Церковь Святого Георгия была известна не только в Абхазии, но и далеко за ее пределами. Паломники и путешественники со всего света стремились попасть в Илорский храм. Многие из них оставили интересные заметки о жизни храма. Так, по свидетельству итальянских миссионеров Арканджело Ламберти и Кристофоро Кастелли, посетивших Илорский храм в первой половине XVII века, возле него устраивались большие ярмарки, на которые стекались жители разных районов Западного Кавказа. Миссионеры также описывали праздник, посвященный покровителю Илорской церкви святому Георгию. Праздники в Илорском храме всегда сопровождались чудом появлением жертвенного быка внутри запертой на ночь ограды храма.
Один из самых посещаемых храмов Абхазии В XVII веке Илорский храм, как и многие другие храмы Абхазии, сильно пострадал. В середине XIX века последний владетель Абхазии князь Михаил Шервашидзе покрыл церковь железом, оштукатурил стены внутри и снаружи, сохранив надписи и рельефы фасада, восстановил древнюю ограду из булыжника. Вскоре во внутреннем дворе храма возвели деревянную школу, учрежденную Обществом восстановления православного христианства на Кавказе.
Обновленный храм постепенно начал возвращать былое величие, однако процесс этот был прерван революцией. В 20-е годы ХХ века храм закрыли, что, впрочем, не отразилось на его популярности среди паломников. Даже в эти годы здесь не прекращалось богослужение. Илорский храм и поныне один из самых посещаемых действующих храмов Абхазии. Ежегодно в день Святого Георгия в нем совершается торжественная служба, на которую собираются многие жители Абхазии.
Благовещенский собор
Архитектурное украшение центра Сухума – Благовещенский собор привлекает внимание изяществом линий и красотой. Его сияющий купол с крестом хорошо виден со стороны моря
Он был возведён в 1909 г. греческими монахами в честь св. Николая. Позже стал именоваться Благовещенским, приобретя статус Кафедрального собора Сухумо-Абхазской епархии.
Здесь пребывают сегодня абхазские митрополиты, рукополагаются клирики. Построенное в неовизантийском стиле здание белого цвета выглядит великолепно после реконструкции 2010 г. Установлен новый купол, изготовленный по самым современным технологиям.
Ячейки купола сделаны из нержавеющей стали, покрытой нитротитановым слоем, имитирующим позолоту. Внутри хранятся уникальные православные святыни. Прихожане поклоняются иконописным образам святых, среди которых Андрей Первозванный, Иоанн Златоуст и др.
Есть здесь истинный раритет – икона Пантелеймона с мощами святого целителя. До 1990 г. в соборе хранился прах Иоанна Златоуста, перенесённый позже в Каманский храм. Особо почитают прихожане иконописные лики святого Симона Кананита, Иверской Богородицы. В знак памяти о Николае Чудотворце в приделе его имени проходят службы. При соборе функционирует воскресная школа.
Действующие храмы
- Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Настоятель собора — иерей Виссарион Аплиаа (на фото). Священнослужители собора: иеромонах Андрей (Ампар), иеромонах Сильвестор, диакон Григорий. Адрес: г. Сухум, ул. Абазинская, 75. Тел. 6-33-33, (8 442) 73333.
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра. Настоятель — иеромонах Павел (Харченко). Адрес: г. Гагра, ул. Апсны, 22.
- Храм-часовня Пицундских Святых в п. Пицунда. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гагринский район, п. Пицунда. Тел. (8 442) 72504.
- Храм Покрова Богородицы в г. Гудаута. Настоятель — иеромонах Василиск (Лейба). Священнослужители храма: иеродиакон Савватий (Лагутин). Адрес: г. Гудаута, ул. Харазия 26. Тел. (8 442) 50192.
- Храм Успения Богородицы в с. Лыхны. Настоятель — протоиерей Петр (Самсонов). Служащий священник — иеромонах Игнатий (Киут). Адрес: Гудаутский район, с. Лыхны. Тел. (8 442) 32511.
- Храм Покрова Богородицы в г. Новый Афон. Настоятель иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. (8 442) 72504.
- Храм святого апостола Симона Кананита в г. Новый Афон. Служащий священник — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. (8 442) 72504.
- Храм Преображения Господня в с. Яштуха. Настоятель — иеромонах Григорий (Хоркин). Адрес: Сухумский район, с. Яштух.
- Храм святых равноапостольных Константина и Елены в с. Акапа. Настоятель — иеромонах Иоанн (Свинухов). Адрес: Сухумский район, с. Акапа. Тел. 6-31-64.
- Храм Пророка Илии в п. Агудзера. Адрес: Гульрипшский район, п. Агудзера. Тел. (8 442) 74470.
- Драндский Успенский собор. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гульрипшский район, п. Дранда. Тел. (8 442) 72504.
- Храм архангела Гавриила в п. Дранда. Адрес: Гульрипшский район, п. Дранда.
- Моквский Успенский собор. Священнослужитель — иерей Игорь Артемьев. Адрес: Очамчирский район, с. Моква. Тел. (8 442) 72348.
- Храм святого Георгия Победоносца в с. Елыр. Настоятель — иеромонах Сергий (Джопуа). Адрес: Очамчирский район, с. Елыр.
- Храм святого Георгия Победоносца в с. Чубурхинджи. Служащий священник — иерей Никита Адлейба. Адрес: Гальский район, с. Чубурхинджи.
Иудаизм
В Сухуме находится и единственная в стране синагога. Иудаизм в Абхазии исповедуют в основном не абхазы. Евреи грузинского происхождения, составлявшие большинство в местной диаспоре, покинули страну во время войны. Остались русскоязычные евреи-ашкеназы. Общая численность исповедующих иудаизм в стране составляет примерно 200 человек.
Порой трудно определить, какую именно религию исповедуют абхазы, ведь в понимании некоторой части этого народа их собственное понятие единого Бога вмещает в себя и подобные определения из других монотеистических религий. Удивительным образом вера у абхазов вобрала, адаптировала традиции и постулаты других вер, причудливо смешав их с собственной исходной обрядностью. Вместе с тем страна, в свое время слушавшая проповеди Андрея Первозванного и Иоанна Златоуста, бережно сохраняет православные традиции и возведенные в древности христианские храмы.
🕘 История постройки
Достоверно неизвестно, в правление какого князя был построен этот храм, но дата его сооружения установлена достаточно точно, это начало X века. Предполагается, что Лыхненский храм – образец зодчества абхазских архитекторов под руководством какого-то могущественного местного епископа, проповедовавшего христианство в этих краях.
Более точных данных о том, кто строил храм, нет. Позднее, в XIV веке, стены были расписаны византийского стиля фресками. До наших дней дошли лишь фрагменты уникальных творений средневековых мастеров.
В XV веке в Абхазии наблюдался упадок христианства, но Лыхненский храм сохранился, благодаря тому, что находился под покровительством князей Шервашидзе, до XVIII века остававшихся православными христианами. После они перешли в Ислам, но храм, тем не менее, не разрушили. Сафар-Бей, сын мусульманина Келеш-Бея, снова крестился, умер православным и был похоронен в стенах Лыхненского храма.
После 1830 года, когда в Абхазию пришли русские, они возродили церковную жизнь и храм вновь стал действующим.
Немного исторических фактов о монастыре
Итак, строительство монастырской обители было начато в 1875 году. Монахи проделали колоссальную работу, для подготовки строительной площадки была срезана верхушка горы, вывезены тысячи тонн земли, прорублены скалы. Тяжелый подъем требовал физической подготовки и некоторых альпинистских навыков, это не то, что теперь для туристов протоптаны десятки троп к монастырю и есть даже подъезд для автомобилей. Но уже в 1877 году монастырь был разрушен во время Русско-турецкой войны, а монахам приходилось прятаться в лесах и ущелье реки Псырцха. Только в 1880 году началось восстановление пострадавшей святыни, внушительные средства были выделены Российским императором Александром III, также он подарил музыкальные куранты, до сих пор располагающиеся в главной башне.
Монастырский комплекс по-настоящему впечатляет: на территории находится шесть храмов (Вознесения Господня, Андрея Первозванного, мученика Иерона, в честь иконы Божьей Матери и в честь афонских преподобных отцов, центральный — Пантелеимоновский собор). Для посещения туристов в настоящее время открыт только центральный собор. Строения выполнены в неовизантийском стиле, все стены (в том числе и в монастырской трапезной) украшены монументальной живописью художниками под руководством М. Молова, а Серебрякова и братьями Оловянниковами. Хоть нашему вниманию представлен только один собор, осматривать его можно часами!
Не зря афонскими монахами для строительства столь грандиозной святой обители была выбрана эта гора. Монастырь расположен немного выше древнейшего Симоно-Кананитского храма, который построен над мощами Святого, а за станцией Псырцха находится вход на территорию ущелья, по нему можно попасть в келью апостола (подробнее в статье «Святые места Нового Афона — храм, грот и келья апостола Симона Кананита»).
Ново-Афонские монахи вели активное развитие монастыря, построили на территории школу для прихожан и даже гостиницу для паломников (которая и сейчас существует под названием «Абхазия», одна из стен которой является частью древнейшей Гэнуэзской башни, в ней останавливался А.П.Чехов). Также монахи построили узкоколейную железную дорогу, установили собственную ГЭС — одну из первых во всей Российской Империи, протянули канатные дороги от Иверской годы (где расположена Анакопийская крепость) до Ново-Афонской горы. Также монахи выращивали овощи, фрукты, вырыли 7 прудов для разведения форели, в которых сейчас живут знаменитые черные лебеди (находится эта красота в Приморском парке). Так до Октябрьской революции Ново-Афонский монастырь стал одним из главных духовных центров Российской Империи и Кавказа.
Закрыта монастырская обитель была в 1924 году за «контрреволюционную агитацию», главных духовных лиц монастыря утопили в бухте, а монастырь использовался под склады и долгие годы вообще был заброшен. Оставшиеся в живых монахи вели отшельнический образ жизни в горах Нового Афона. Позже в монастыре советская власть устроила дом отдыха, были построены рядом дачи Сталина и Берии. После советского периода на Святую обитель вновь напала чума в виде Грузино-абхазской войны 1992-1993, в этот период территория и строения монастыря использовались как госпиталь.
Илорский храм
Популярный среди верующих религиозный объект расположен в Илорах, небольшом посёлке. Возведён в XI в. и носит имя Георгия Победоносца. С момента его возведения он слыл образцом богатого убранства внутренних интерьеров. Ёмкости для литургии из золота и серебра, золотая престольная чаша, серебряный меч-складень, кованые иконы с серебряными окладами хранились в роскошной ризнице.
Одна из серебряных икон с изображением Георгия Илорского считается чудотворной. Сюда на поклонение ей прибывали паломники и миссионеры из разных стран. Чудодейственной силой, по мнению прихожан, обладает и икона Евстафия Апсильского, замученного в арабском городе Харане (738 г.).
В 19 веке в обветшавшей церкви сделали железную крышу, покрыли стены слоем штукатурки. Мастера сохранили все барельефы и надписи на фасадных стенах, воссоздали аутентичную булыжниковую ограду. После советского периода закрытия церковь обрела прежнее величие, пользуясь необыкновенной популярностью верующих и туристов.
Каждый год в день Св. Георгия (21 октября) при большом стечении народа здесь организовывают торжественную литургию. Внешняя красота белоснежного строения не может не восхищать.
Ссылки [ править ]
- ^ Действующие храмы и монастыри Абхазской Епархии
- ^ Сухумо-Абхазская епархия переименована в Абхазскую Православную церковь с Сухумским и Пицундским патриархатами(на русском). Администрация Президента Республики Абхазия. 2009-09-16. Архивировано из оригинала на 2012-02-16 . Проверено 26 сентября 2009 .
- ^ Абхазия: «Мы кого угодно выгоним» . Форум 18 . 7 апреля 2009 г.
- ^ Вновь обострился конфликт внутри православной общины Абхазии . Blagovest.info 15 мая 2006 г. Проверено 26 июня 2007 года (на русском языке )
- ^ Грузинский патриархат отказывается признавать Абхазскую Православную Церковь . РИА Новости . 16 сентября 2009 г.
- ↑ Русская Православная Церковь «уважает» власть Грузинской церкви над Абхазией, Южная Осетия . Гражданская Грузия . 16 сентября 2009 г.
- ^ Абхазской православной церкви переданы в безвозмездное бессрочное пользование 38 храмов и соборов.. Апсныпресс . 9 февраля 2011 года Архивировано из оригинала на 2011-07-21 . Проверено 25 февраля 2011 года .
- ^ а б Абхазская православная церковь заявила о своей самостоятельности(на русском). Кавказский узел. 2009-09-16 . Проверено 26 сентября 2009 .
- ^ Kuchuberia, Анжелы (17 ноября 2009). «Архивная копия»Абхазская православная церковь обратилась к духовенству Грузии с братским посланием(на русском). Кавказский узел. Архивировано из оригинального 11 августа 2011 года . Проверено 29 ноября 2009 года .
В современной Абхазии традиционная национальная религия активно возрождается
Идеологи современной абхазской религии позиционируют её как пантеистическую. Дело в том, что Анцва имеет бесконечное множество проявлений на земле (то есть, он сам Природа).
При этом Анцва не является только добрым или только злым — он средоточие обоих понятий. Несмотря на сильное давление ислама и христианство, национальна религия Абхазии не только сохранилась, но и активно развивается.
Жрец святилища Дыдрыпш Заур Чичба. За каждым абхазским святилищем закреплен жрец из определенного рода (фамилии)
Так проведенное Институтом востоковедения РАН осенью 1997 года анкетирование населения Гагрского и Гудаутского районов свидетельствует о сильном влиянии на современных абхазов традиционной дохристианской религии.
Дело в том, что в ходе этого опроса 199 человек или 47,4 % из числа 420 абхазов, которые назвали себя христианами, признались в посещении абхазских святилищ.
47,4%
столько абхазских христиан посещают абхазские святилища
Во времена СССР национальная религия абхаз подвергалась гонениям. Начиная с 1990-х годов, она начала восстанавливать свои позиции. Святилища у наших абхазских друзей — это семь мест, расположенных на территории Абхазии, которые почитаются абхазами в качестве священных. Вот этот перечень:
Святилище | Местонахождение | Район |
Дыдрышп-ныха | Гора Дыдрыпш-ныха у села Ачандра | Гудаутский район |
Лых-ныха | поляна Лыхнашта, центр села Лыхны | Гудаутский район |
Лдзаа-ныха | около села Лдзаа в районе Пицунды | Гагрский район |
Инал-Куба | гора Инал-Куба у села Псху | Сухумский район |
Адагуа ныха | гора Адагуа в районе села Цабал | Гульрипшский район |
Лашкендар | гора Лашкендар около города Ткуарчал | Ткуарчалский район |
Елыр-ныха | Село Илор | Очамчырский район |
Совокупность семи святилищ в Абхазии называется быжныха («семь святилищ»). К настоящему времени возобновлена деятельность пяти из них, это — Дыдрыпш-ныха, Лашкендар-ныха, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Ылыр-ныха. Шестое святилище Инал-Куба находится в горной долине Псху, населенной ныне русскими.
По поводу места нахождения седьмого святилища до сих пор нет единого мнения. Так некоторые исследователи называют в качестве такового Бытху — древнее святилище убыхов.
Реже в качестве седьмого святилища назывались Лапыр-ныха, Напра-ныха, Геч-ныха и Капба-ныха. 3 августа 2012 года в Сухуме на учредительном собрании воссоздан Совет жрецов Абхазии.
Христианство
Наиболее ранние свидетельства, упоминающие христианство в Абхазии, относятся к 325 году. Питиусский (Пицундский) епископ принимал участие в Первом Вселенском Соборе, проходившем в Никее. С IX века православные храмы Абхазии перешли под управление Грузинской православной церкви. С 1811 до 1917 года местные епархии оставались в ведении Русской православной церкви. Позже снова они вернулись под контроль Грузинской православной церкви. После грузино-абхазской войны в 1992–1993 годах она потеряла контроль над Сухумской епархией. В 2009 году Абхазская православная церковь стала полностью самостоятельной. Сейчас на территории страны существуют две епархии – Сухумская и Пицундская. Перепись населения, происходившая в 2003 году, показала, что 60 % населения страны причисляет себя к христианам. Кроме православия, здесь действует Армянская апостольская церковь. Есть последователи католицизма. Лютеранскую церковь в Сухуми посещают в основном этнические немцы, живущие в Абхазии, и заезжие иностранцы.
Христианские святыни
Святыни Абхазии на удивление многочисленны для такой небольшой по площади страны. Это неудивительно, ведь христианство из Византии пришло в Абхазию примерно на 900 лет раньше, чем была крещена Русь. Вот лишь некоторые из абхазских святынь:
- Пицундский храм, или собор Андрея Первозванного, был построен в IV веке.
- Лыхненский храм Успения Богородицы. Архитектурный шедевр, возведенный в X веке, часто посещают жители и гости страны.
- В Новом Афоне посещают великолепный Симоно-Кананитский монастырь и пещерную келью Симона Кананита.
- Интересен старинный храм Ипатия в крепости Абаата.
- Небольшое село Каманы прославлено сразу несколькими святынями. Это место третьего обретения главы Иоанна Крестителя, место погребения Иоанна Златоуста. Здесь принял смерть во славу веры Христовой святой Василиск.
Абхазский раскол
27 июня 2012 года священнослужители из Совета самопровозглашенной «Священной митрополии Абхазии» отец Дорофей (Дбар) и отец Андрей (Ампар) заявили о полном разрыве своих отношений с Русской Православной Церковью, порвав указы епископа Майкопского и Адыгейского Тихона о наложении на них запрещения в священнослужении сроком на три года за раскольническую деятельность на территории Абхазии. Это событие мы попросили прокомментировать Секретаря Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям Московского Патриархата Русской Православной Церкви протоиерея Игоря Якимчука.
О своей независимости отцы Дорофей (Дбар) и Андрей (Ампар) провозгласили еще год назад, за что были запрещены в священнослужении епископом Майкопским и Адыгейским Тихоном, поскольку являются заштатными клириками Майкопской епархии Русской Православной Церкви. Так что чего-то принципиально нового не произошло.
Согласно каноническим нормам Церкви, клирик той или иной епархии не может так просто объявить о том, что он выходит из под подчинения своего епископа – это означает раскол. Поэтому и епископское прещение было вполне обоснованным. Однако абхазские отцы в течение года демонстративно игнорировали это прещение, кощунственно совершая богослужения. Поэтому в мае этого года владыкой Тихоном наложенное на них запрещение в служении было продлено еще на три года. Когда о. Дорофею принесли указ о продлении запрещения, он его порвал и объявил о том, что и он, и о. Андрей (Ампар) никому не подчиняются
Конечно же, подобное поведение является основанием для предания этих иеромонахов церковному суду, который, принимая во внимание тяжесть содеянного, вполне может закончиться решением о лишении их священного сана. Однако по крайней икономии и снисхождению этого сделано не было, принимая во внимание сложность церковного положения в Абхазии после тяжелых межнациональных конфликтов, неустроенность церковной жизни, дефицит кадров, нужду абхазского народа в духовном просвщениии
Владыка Тихон по-прежнему призывает данных священников к исправлению, и двери покаяния для них еще не закрыты.
Справка:
В результате грузино-абхазской войны 1992-1993 годов священнослужители Грузинской Православной Церкви, в юрисдикции которой находится Абхазия, вынуждены были покинуть данную территорию, а духовное окормление паствы с тех пор осуществляла Русская Православная Церковь. В 2009 году на собрании духовенства Абхазии управляющий бывшей Сухумо-Абхазской епархией Грузинской Церкви протоиерей Виссарион Аплиа в одностороннем порядке провозгласил автокефалию Абхазской Поместной Церкви и обратился к Патриарху Московскому и всея Руси с просьбой признать независимость Абхазской Церкви. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на данное обращение заметил, что решение церковных проблем в Абхазии возможно только на основе канонов и при непосредственном участии Грузинской Церкви. В мае 2011 года в Абхазии участниками Церковно-народного собрания была создана еще одна «митрополия» с кафедрой в Новом Афоне, целью которой была провозглашена «независимая Абхазская церковь». Собрание было созвано абхазскими священнослужителями отцом Дорофеем (Дбаром) и отцом Андреем (Ампаром). В свою очередь в 2011 году епископ Майкопский и Адыгейский Тихон за раскольнические действия запретил в служении отца Дорофея (Дбара) и отца Андрея (Ампара), которые являются заштатными клириками Майкопской епархии Русской Православной Церкви.
Фото: Анна Ольшанская.
Действующие монастыри Абхазской Епархии
Монастырь Святого Апостола Симона Кананита в г. Новый Афон.
Настоятель – иеромонах Андрей (Ампар).
Количество насельников – 25 человек.
На территории монастыря функционируют два храма: собор святого великомученика Пантелеимона и храм мученика Иерона.
Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон, монастырь. Тел. +7 (840) 227-19-71.
Монастырь открыт для посещения ежедневно с 12.00 по 19.00, за исключением понедельника и Великого поста.
Монастырь Святого Иоанна Златоуста в с.Каман.
Настоятель – иеромонах Дорофей (Дбар).
Количество насельников – 5 человек.
На территории монастыря функционируют два храма: храм святого Иоанна Златоуста и храм мученика Василиска.
Адрес: Сухумский район, с.Каман, монастырь. Тел. +7 (840) 227-25-04.
Действующие храмы Абхазской Епархии
Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы.
Настоятель собора – священник Виссарион Аплиаа.
Священнослужители собора: иеромонах Андрей (Ампар), иеромонах Сильвестор, диакон Григорий.
Адрес: г.Сухум, ул.Абазинская 75. Тел. +7 (840) 226-33-33.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра.
Настоятель — иеромонах Павел (Харченко).
Адрес: г. Гагра
Храм-часовня Пицундских Святых в п.Пицунда.
Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар).
Адрес: Гагринский район, п.Пицунда. Тел. +7 (840) 227-25-04.
Храм Покрова Богородицы в г.Гудаута.
Настоятель – иеромонах Василиск (Лейба). Священнослужители храма: иеродиакон Савватий (Лагутин).
Адрес: г.Гудаута, ул.Харазия 26.
Храм Успения Богородицы в с.Лыхны.
Настоятель — протоиерей Петр (Самсонов).
Служащий священник — иеромонах Игнатий (Киут).
Адрес: Гудаутский район, с.Лыхны. Тел. +7 (840) 223-25-11.
Храм Покрова Богородицы в г.Новый Афон.
Настоятель иеромонах Дорофей (Дбар).
Адрес: Гудаутский район, г.Новый Афон. Тел. +7 (840) 227-25-04.
Храм Святого Апостола Симона Кананита в г.Новый Афон.
Служащий священник – иеромонах Дорофей (Дбар).
Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. +7 (840) 227-25-04.
Храм Преображения Господня в с.Яштуха.
Настоятель — иеромонах Григорий (Хоркин).
Адрес: Сухумский район, с.Яштуха.
Храм Святых Равноапостольных Константина и Елены в с.Акапа.
Настоятель – иеромонах Иоанн (Свинухов).
Адрес: Сухумский район, с.Акапа. Тел. +7 (840) 226-31-64.
Храм Пророка Илии в п.Агудзера.
Адрес: Гульрипшский район, п.Агудзера. Тел. +7 (840) 227-44-70.
Драндский Успенский собор.
Настоятель – иеромонах Дорофей (Дбар).
Адрес: Гульрипшский район, п.Дранда. Тел. +7 (840) 227-25-04.
Храм Архангела Гавриила в п.Дранда.
Адрес: Гульрипшский район, п.Дранда.
Моквский Успенский собор.
Священнослужитель – иерей Игорь Артемьев.
Адрес: Очамчирский район, с. Моква. Тел. +7 (840) 227-23-48.
Храм Святого Георгия Победоносца в с.Елыр.
Настоятель — иеромонах Сергий (Джопуа).
Адрес: Очамчирский район, с.Елыр.
Храм Святого Георгия Победоносца в с.Чубурхинджи.
Служащий священник – иерей Никита Адлейба.
Адрес: Галльский район, с.Чубурхинджи.
Бедийский собор
Небольшое село Агу-Бедиа широко известно не только всей Абхазии, но и за её пределами. Сделал его знаменитым старинный Бедийский храм, построенный при правлении абхазского царя Баграта 3-го (999 г). Выбранное им среди гор место делало собор и окружающие его постройки надёжной цитаделью. В день открытия святилища царь и царица-мать вручили в дар храму золотой кубок (потир).
Сегодня ценный сосуд и прекрасное ювелирное изделие находится в Музее искусств города Тбилиси. Крестово-купольное строение освятили в честь иконы Божьей Матери Влахернской (сегодня северо-запад Стамбула). В настоящее время образ покровительницы византийских императоров хранится в Успенском соборе в Москве.
Бедийский собор выстроен в византийском стиле, в его архитектуре воплотились черты других памятников христианства той эпохи. Массивные стены сложены из серого камня грубой обработки. Внутреннее пространство разделено на 3 помещения: центральный зал и 2 боковых, отделённых от него арочной колоннадой. От настенных росписей остались лишь отдельные фрагменты.
Западная стена украшена изображением императора Византии Константина как защитника христиан. Бедийский собор был действующим до вторжения османов в начале 17 в. Почти 2 века он был заброшен и прошёл реставрацию в конце 18 в. Обновились его фасады и купол. Вблизи религиозного памятника видны руины епископского дворца – объект осмотра туристами.
Большинство абхазских христиан — православные
Зачем нужна религия
Православная церковь в Абхазии доминирует среди христианских деноминаций. В Абхазии сейчас работает несколько десятков православных храмов. При этом необходимо отметить, что действующая ныне Сухумо-Абхазская епархия ранее была подчинена Грузинской православной церкви.
После того, как в Грузии началась гражданская война между грузинами и абхазами, епархия фактически вышла из её подчинения и с тех пор существует самостоятельно, провозгласив автокефалию. Автокефалия другими православными Церквями не признается. Главной православной святыней в Абхазии считается монастырский комплекс, расположенный на Новом Афоне.
Патриарший Собор в Пицунде. Большинство абхазов-христиан считают себя православными. Фото: upload.wikimedia.org
Абхазские православные объединены в рамках Православной церкви в Абхазии (Пицундинский католикосат). Это православная церковь с неурегулированным самопровозглашённым автономным статусом в Абхазии.
Её территория иными поместными Церквами, включая Московский патриархат, де-юре признаётся юрисдикция Грузинской церкви.
Де-факто же православные клирики в Абхазии с начала 2000-х годов состоят в ведении Майкопской епархии РПЦ. С мая 2011 года внутри Православной церкви в Абхазии имеет место раскол. Он был учинен при участии иеромонахов Дорофея (Дбара) и Андрея (Ампара), за что они и были запрещены в священнослужении.
Современная Православная церковь в Абхазии находиться в состоянии раскола.
Католическая церковь в Абхазии по своему влиянию значительно уступает православной. Так католическая община республики насчитывает всего лишь 150 человек. Большинство её членов прожимает в Сухуме.
Небольшие группы католиков находятся также в Гагре и Пицунде. Большинство прихожан составляют армяне и поляки. В настоящее время сухумская католическая община принадлежит Апостольской Администратуре Кавказа.
Костёл святого апостола Симона в Сухуме. Количество католиков в Абхазии не превышает 120 человек. Фото: upload.wikimedia.org
С 2002 года в Сухуме рядом с католическим приходом существует лютеранский приход святого Иоанна, состоящий в основном из лиц немецкого происхождения. Он также немногочисленен. Кроме того, в республике действуют также иные представители протестантизма.