Алмазный фонд московского кремля

«Семь чудес Алмазного фонда»

Алмаз «Орлов»

Алмаз «Орлов»

Удивительно прозрачный алмаз в 189 карат, переливающийся зеленоватым и голубым цветом. Самый крупный и самый ценный алмаз в коллекции. У него 180 граней, формой он напоминает индийскую розу. Изначально алмаз находился в Индии, но в результате череды похищений и продаж оказался у графа Орлова. А он, в свою очередь, подарил его Екатерине II.

Алмаз «Шах»

Алмаз «Шах»

Это второй по ценности алмаз в коллекции, тоже отличающийся идеальной прозрачностью, весом 88 карат. Найденный в Индии, он почти сохранил свою первоначальную форму, слегка подправлены у него лишь несколько граней. На этом алмазе отчетливо видны надписи, сделанные на персидском языке – это имена трех его предыдущих обладателей. В 1824 году этот великолепный алмаз с целью примирения привезли в дар Николаю I после жестокой расправы в Тегеране над Александром Грибоедовым, нашим послом, дипломатом и известным писателем.

Алмаз-«портрет»

Портретный алмаз

Один из самых крупных, так называемых портретных, алмазов. Он имеет плоскую форму и площадь – 7.5 квадратных сантиметром. А поскольку этот алмаз еще и совершенно прозрачный, его вполне можно использовать как портретный, что, собственно, и было сделано — под ним разместили портрет императора.

Гигантская шпинель

Гигантская шпинель

Вес этого великолепного, необыкновенно прозрачного самоцвета 399 карат. Именно он украшает российскую Большую императорскую корону.

Изумруд, инкрустированный в брошь

Изумруд, инкрустированный в брошь

Это также один из самых известных и ценных камней, его вес 136 карат. Он отличается очень красивым насыщенным цветом и ступенчатой огранкой. Очень красиво смотрится в обрамлении бриллиантов и серебряных виноградных листьев.

Цейлонский сапфир

Цейлонский сапфир

Легендарный, крупнейший в мире ограненный сапфир в 260 карат. Верхняя его поверхность имеет более ста граней. Этот прекрасный камень в ажурной оправе, подчеркивающей его красоту, Александр II приобрел в 1862 году в Лондоне для своей супруги.

Хризолит

Совершенно уникальный камень весом в 192.6 карат, необыкновенно прозрачный, с великолепной огранкой.

Хризолит

Главные экспонаты Алмазного фонда Московского Кремля

Самые известных экспонаты фонда – это императорские символы власти: Корона, Держава и скипетр, а корона Екатерины II, изготовленная для ее коронации, является символом всей коллекции музея. Она украшена  5000 бриллиантами и 75 жемчужинами. На вершине ее — тёмно-красная шпинель.

Золотая Держава — гладкий полированный шар, внутри полый, обвитый бриллиантовой гирляндой. В месте соединения поясков — индийский алмаз. Венчает Державу сапфир цейлонского происхождения.

Скипетр со знаменитым алмазом «Орлов» был подарен фаворитом Екатерине II графом Орловым на ее именины вместо обыкновенного букета цветов. Стоит отметить, что эти три реликвии — Алмаз «Орлов» в скипетре, синий сапфир в державе и алая шпинель в короне символизируют цвета Российского флага — белый, синий, красный.

Среди других экспонатов – изготовленный для  корсажа платья Елизаветы Петровны в 1760 году «Большой букет» из бриллиантов и изумрудов. Всемирно известный камень Алмаз «Шах» —  один из самых старых индийских алмазов. На нем сохранились исторические надписи.

 В собрании Алмазного фонда хранится диадема-кокошник, принадлежавшая императрице Марии Федоровне, супруге императора Павла I. Это украшение имеет форму треугольника, образованного бриллиантами разных форм, огранок и размеров. Интересно, что бриолеты —удлиненные камни в форме слезы, закреплены подвижно и при малейшем повороте головы они вздрагивали и мерцали. Центральный камень диадемы – редчайший по цвету нежно-розовый бриллиант.

Среди редкостей Алмазного фонда можно выделить турмалин, имеющий форму ягоды или виноградной грозди. По мнению ученых, родиной камня была Бирма. Так же интересна его история: этот камень хранился в сокровищнице короля Богемии Рудольфа II, который получил его в наследство от своей сестры, вдовы французского короля Карла IX. Во время войны со шведами в 1648 году самоцвет был захвачен в Праге и вывезен в Скандинавию, где передан королеве Кристине. После смерти королевы камень был отвезен в Стокгольм. А в 1777 году шведский король Густав III преподнес турмалин в подарок Екатерине II при посещении Петербурга.

В коллекцию Алмазного фонда входит уникальное собрание золотых и платиновых самородков. Коллекция фонда состоит из ста одного золотого самородка из разных месторождений России. Она представляет огромный научный интерес и материальную ценность.

Подробнее ознакомиться с экспонатами Алмазного фонда можно при посещении выставки.

Алмазный фонд Московского Кремля является одним из самых посещаемых среди музеев города Москвы.

Режим работы Алмазного фонда в 2018 г.

Режим работы Алмазного фондас 10:00 до 17:20. Обед – с 13:00 до 14:00.Сеансы посещения – каждые 20 минут.Четверг – выходной.Билеты продаются в экскурсионно-кассовом павильоне в Александровском саду у Кутафьей башни.

На официальном сайте Алмазного фонда доступно бронирование билетов для индивидуальных посетителей. Один посетитель может забронировать до 4-х билетов, которые необходимо выкупить в кассе в Александровском саду не позднее 1 часа до времени начала экскурсии. В противном случае бронь аннулируется.

Чтобы попасть в Алмазный фонд надо пройти через Боровицкие ворота. Если Вы только что купили билеты в кассовом павильоне у Кутафьей башни и стоите лицом к Кремлевской стене, то Вам надо пройти около 300 метров направо, до конца Александровского сада. Вы увидите большую башню с большим проездом — отсюда въезжают в Кремль работники и официальные делегации. Вам надо в маленькие ворота, которые расположены рядом.

Если у Вас нет возможности приехать лично на экскурсию в Алмазный фонд, не расстраивайтесь!

На официальном сайте фонда доступен виртуальный тур по музею, где Вы сможете посмотреть основные экспонаты музея.

История Алмазного фонда

Экспозиция сокровищ работает с 1967 года, занимая два небольших зала в Оружейной палате. Однако сам фонд в России основан намного раньше, в эпоху правления Петра I. В 1731 царь-реформатор распорядился выделить в Петербурге место под хранилище ценностей, принадлежащих российскому государству. В сокровищнице нашлось место для орденских знаков, украшений, регалий, которые монархи надевали в исключительных случаях. Постепенно коллекция Романовых расширялась, пополнялась удивительными по красоте и ценности экспонатами.

В XVIII веке собрание переправили в Зимний дворец, где в 1856 для публичного осмотра открылась Галерея драгоценностей (165 предметов). К началу Первой мировой войны проведена масштабная проверка ценностей коллекции, а в 1914 году они были отправлены в Москву. Их приняли в Оружейной палате без описи и поместили в подвалы.

Большевики приступили к осмотру сокровищ лишь в послереволюционном 1922 году. Многие из ценностей по личному распоряжению вождей были реализованы на скандальных зарубежных торгах в 1926-1938 годах. После Великой Отечественной войны начался новый этап в жизни сокровищницы. Ее коллекцию пополнили самородки из Якутии, где было освоено несколько кимберлитовых трубок.

В ноябре 1967 года (50-летие советской власти) открылась общедоступная выставка фонда. Изначально она была задумана как временная. Однако интерес к экспозиции оказался чересчур велик, и она стала работать круглогодично.

С момента открытия здесь побывало более четырех миллионов человек. Появилась лаборатория, специалисты которой занимались воссозданием утраченных ценностей. Не раз Алмазному фонду поступали предложения о продаже уникальных экземпляров, однако совершенных сделок документально не зафиксировано.

История фонда

Богатейшему музею отечества положил начало Петр Великий. В Комнате Его Императорского Величества он собрал все достояние страны. В первоначальном виде она просуществовала с 1719 г. до середины 18 века, затем была перемещена в Бриллиантовую комнату в Зимнем Дворце.
Коллекция пополнялась из двух источников: государственной казны и подарков монархам. Самыми ценными являются символы самодержавия – скипетр, держава, Большая императорская корона, которая до сих пор не может быть оценена из-за ее уникальности.

Во время правления Елизаветы и Екатерины Второй Алмазный фонд существенно пополнился и бриллиантами, и различными украшениями, была составлена первая опись экспонатов.

При Советской власти в 1919 году вещи были приведены в порядок, оценены и описаны экспертами. Нищая Россия после войны, революции и разрухи нуждалась в деньгах, и выставила на аукцион в Амстердаме некоторые вещицы из Алмазного фонда.

Во время ВОВ коллекция переехала в Оружейную палату, где она теперь и находится.

Экспонаты Алмазного фонда Московского Кремля

Среди самых известных экспонатов — императорские символы власти, главные из которых Корона, Держава и скипетр.

Корона Екатерины II, изготовленная в 1762 году для ее коронации, является символом всей коллекции музея. Она украшена  5000 бриллиантами и 75 жемчужинами. На вершине её — тёмно-красная шпинель (398,72 кар). Длина нижней окружности короны — 64 см. Высота с крестом — 27,5 см. 

Золотая Держава — гладкий полированный шар, внутри полый, обвитый бриллиантовой гирляндой. В месте соединения поясков — индийский алмаз в 42,92 карата. Венчает Державу сапфир цейлонского происхождения в 200 карат. Весит Держава — 861 грамм, высота с крестом — 24 см.

Скипетр (жезл, символ власти) со знаменитым алмазом «Орлов» был подарен фаворитом Екатерине II графом Орловым на её именины вместо обыкновенного букета цветов. Эти три реликвии — Алмаз «Орлов» в скипетре, синий сапфир в державе и алая шпинель в короне символизируют цвета Российского флага — белый, синий, красный.

Среди других экспонатов — изготовленный для  корсажа платья Елизаветы Петровны в 1760 году «Большой букет» из бриллиантов и изумрудов. Всемирно известный камень Алмаз «Шах» —  один из самых старых индийских алмазов. На нем сохранились исторические надписи.

Ордена, представленные в экспозиции, выполнены из золота, с обилием драгоценных камней. Орден Святого апостола Андрея Первозванного (покровителя России) был учрежден Петром I в 1698 году. Император награждал им за воинские и гражданские заслуги. Он состоит из креста, звезды и ленты, а  для торжественных случаев — цепи.

Все современные работы выполнены специально для музея, поэтому отличаются красотой и высоким качеством работы. Среди них — брошь с черным бриллиантом и диадема «Русская красавица», изготовленная из платины и украшенная 1000 бриллиантами и 25 жемчужинами.

Алмазный фонд Московского Кремля является одним из самых посещаемых среди музеев города Москвы.

Самые ценные экспонаты Алмазного фонда

Каждый экспонат, принадлежащий Алмазному фонду России, по-своему удивителен. Однако есть украшения, которые представляют собой наибольшую материальную и историческую ценность. К ним относят императорские короны, скипетр, державу. Эти символы царской власти выполнены из драгоценных металлов, инкрустированы ограненными самородками исключительной чистоты. Полумрак, который поддерживается в залах экспозиции, позволяет насладиться игрой света на гранях камней.

Большую ценность представляет бриллиантовая диадема Елизаветы Алексеевны. Ее изюминка — крупный розовый бриллиант княгинь Романовых и россыпь небольших бриллиантов, которые излучают радужное сияние. Не менее важны знаки ордена Андрея Первозванного, Святой Екатерины, Золотого Руна. Удивительно красивы броши-букеты из самоцветов и украшения, которые принадлежали императрицам.

Выставка позволяет осмотреть редкие по красоте и весу алмазы, найденные на территории Якутии. Среди них – «50 лет СССР», «Большая Медведица», «Звезда Якутии». Крупнейший в собрании — алмаз «XXVI съезд КПСС» на 342,57 карат. Многие якутские самоцветы заслуженно попали в каталог бриллиантовой корпорации De Beers.

Императорская держава

Еще один символ российского самодержавия, который хранится в Алмазном фонде. Создание изделия было также приурочено к коронации Екатерины II. В процессе работы использовали золото, серебро, сапфиры и бриллианты. Держава выглядит как золотой шар, идеально отполированный ювелирами. Шар обрамляет пояс из серебра и бриллиантов, а венчает державу великолепный сапфир и бриллиантовый крест.

Державу по традиции создавал придворный ювелир Экарт. Он заказал самые лучшие камни из Европы и Индии, а дизайн разрабатывал больше двух месяцев. Этот символ самодержавия часто называют «Царское яблоко». Длина окружности шара составляет 47 сантиметров, а высота вместе с крестом около 25 сантиметров. Уникальность державе придает сапфир весом в 200 карат, привезенный из Цейлона. Держава в течение нескольких столетий использовалась в качестве символа самодержавия в процессе коронаций.

Билеты в Алмазный фонд. Купить самостоятельно

Самостоятельно купить билеты в Алмазный фонд (посещение только в составе организованной экскурсии) можно лишь в кассах Кремля в Александровском саду в день посещения.

Есть интернет-продажа билетов. Но количество билетов в он-лайн продаже всегда ограничено. Чаще всего на сайте Гохрана высвечиваются неутешительные кнопки “в наличии 0 шт.”.

Имейте ввиду, что и в кассе в день посещения билеты раскупаются моментально. Кассы открываются в 9.00 (кроме четверга и дней особых торжеств – 9 мая, 12 июня и пр.)


В субботу, 20 мая 2021 года я подошла к кассам в 9.35. Билетов на утренние сеансы не уже было, их распродали. Я подошла к подозрительно пустой кассе № 5, где продаются билеты в Алмазный фонд и увидела объявление.

Вот так выглядит касса Алмазного фонда в 9.40 субботним майским утром. Кассу легко опознать по синей надписи. Кассы с красными обозначениями – это кассы Кремля. На нижнем снимке видно, что люди стоят в очереди за билетами в Кремль, а желающие попасть в АФ разочарованно отходят в сторону.

Теперь уточним

История музея

С приходом к власти большевиков фонд был разграблен. Их не интересовали собранные десятками лет экспонаты, они ассоциировались с царизмом и богатством. Многие императорские драгоценности были безвозвратно проданы за бесценок зарубежным коллекционерам.

Впервые в 1967 году была проведена Временная экспозиция сокровищ фонда. В Москве в то время проходили праздник, посвящённый 50-летию Советского государства. Выставка получила большую популярность и интерес не только у советских граждан, но и у иностранных гостей. В связи с этим было принято решение сделать из временной экспозиции постоянную.

Современные украшения

Отдельная коллекция Алмазного фонда Кремля посвящена современному ювелирному искусству. Работы созданы в шестидесятых годах 20 века. Бриллиантовые украшения якутского происхождения оправлены в платину, белое золото.

Шедевром ювелирного искусства является брошь роза. Авторы изделия В. Николаев, Г. Алексахин создавали украшение на протяжении 2 лет. Полторы тысячи бриллиантов использовали мастера. Отдельные бриллианты имеют отдельное крепление. Роза прикреплена к стеблю маленькой пружинкой. При малейшем движении камни красиво переливаются.

Диадему «Русская красавица», изготовленная по приказу императора Николая I для жены Александры Федоровны в 1841 году, украшают тысячи бриллиантов и 25 жемчужин, сохраняющих подвижность. Вес украшения составляет 400 г.

Украшение под названием «Шиповник» отличается редким золотистым бриллиантом 13 карат. Элегантно смотрится гарнитур: гривна, браслет и булавка. Гривна – древнее мужское украшение. Тонкий золотой обруч увенчивается длинной тонкой стрелой. Украшает гривну единый бриллиант массой 4,29 карат.

Доминантой второй витрины современных украшений Алмазного фонда является диадема «Русское поле», посвященная освоению целинных земель в 60-х годах прошлого века. Украшение, усыпанное 1837 бриллиантами общим весом 164,87 карата, напоминает венок, сплетенный из колосьев пшеницы и стеблей с коробочками льна.

Слева от диадемы посетителям экскурсии приглянется подвеска с австралийским опалом редкого нежно-голубого оттенка.

Необычна форма кольца «Космос». Украшение напоминает поднимающуюся вверх ракету. Композицию «собирает» крупный бриллиант огранки «Маркиз», вниз отходят лучи, содержащие 119 бриллиантов в золотой оправе.

Дополняют витрину Алмазного фонда Москвы густо-лиловые аметисты. Многим запомнится после экскурсии комплект украшений с аметистом – брошь имитирует поверхность луны с кратерами и «морями».

Гарнитур «Земляничный» выполнен Ростовцевой по мотивам русских вышивок. В украшении прослеживается многоцветность бриллиантов, матового жемчуга, глубоких по тону уральских аметистов.

Малая императорская корона

Регалия не уступает по своему великолепию Большой императорской короне, однако отличается размерами. Изначально существовало несколько таких корон. До сегодняшних дней сохранилась одна. Такие короны изготавливали для выхода в свет, небольших церемоний и частных визитов императриц. После кончины императрицы из короны извлекали камни, а каркас уничтожали.

Для изготовления короны заготовили около 400 грамм серебра лучшего качества и бриллианты. Корону создали братья Дюваль в 1801 году по примеру Большой императорской короны. Регалия предназначалась для императрицы Елизаветы. По другим данным корону заказала императрица Екатерина у ювелира Лубье. Еще одна из версий гласит, что корону сделали в 1885 году благодаря усилиям местного придворного ювелира Л. Зефтигена.

Великолепные самоцветы

Знаменитое собрание семи исторических камней Алмазного фонда продолжается рядом необыкновенных самоцветов.

Среди редкостей, представленных к экскурсии, выделяют турмалин, напоминающий форму ягоды или винограда. Цвет и форму турмалина оттеняют зеленые эмалевые листья на золотом фоне. Весит самоцвет 260,86 каратов, размер 4×2,7×2,3 см. Сокровище занимало почетное место среди украшений короля Богемии Рудольфа II. В 1648 году самоцвет захвачен шведскими воинами, вывезен в Скандинавию, предназначался королеве Кристине. После смерти королевы самоцвет направили в Стокгольм, затем Петербург. В 1777 году Екатерина II получила турмалин в дар от шведского короля Густава III.

Большая императорская корона

Создание главного символа императорской власти приходится на 1762 год, когда проходила коронация Екатерины II. Корону доверили придворному ювелиру Георгу Экарту совместно с Иеремией Позье, который славился своим искусством огранки бриллиантов. Корону делали всего за пару месяцев. Для этого из Индии привезли жемчуг, огранили более 4000 бриллиантов, а для верхней части короны заказали шпинель массой 387 карата. В результате получился шедевр, поражающий своей красотой и необычностью.

Корона считается самой дорогой в мире. В силу ее уникальности специалисты до сих пор не могут определить точную стоимость изделия. После революции этот символ самодержавия хранился в Ирландии, так как представители российской власти передали ее ирландским властям в качестве благодарности за оказанную финансовую помощь (проще говоря, продали). Лишь в 1950 году корону выкупили, и она снова стала частью культурного наследия России.

Экспозиция расположена в двух залах

В отличии от минералогического музея, здесь можно посмотреть не просто драгоценные камни, а настоящие шедевры искусства со своими историями и легендами.

В первом можно полюбоваться:

  • Алмазами.
  • Бриллиантами.
  • Разнообразными драгоценными камнями.
  • Художественными изделиями из драгоценных и полудрагоценных камней.
  • Изделиями современных ювелиров.
  • Уникальными самородками (Мефистофель, Большой треугольник, Верблюд).

Здесь же размещается карта России из бриллиантов и экспозиция алмазов из якутских кимберлитовых трубок и уральских самоцветов. Отдельной группой представлены гигантские экземпляры и предназначенные для огранки. Экспозиция «Русские самоцветы» представлена:

  • Сапфирами.
  • Аметистами.
  • Изумрудами.
  • Топазами.

Кроме этого в первом зале демонстрируется современное искусство, документы о достижениях алмазной промышленности в советские годы.

Второй зал

Второй зал предлагает посетителям полюбоваться ценностями исторического периода и изделиями мастеров-ювелиров 18-19 вв., которые до революции числись за коронными ценностями Российской Империи.

В большинстве своем они выполнены в классическом стиле, готика и рококо, в котором сделан «Большой букет» с колумбийскими изумрудами и бразильскими алмазами.

Им украшала свое парадное платье Елизавета. Также во втором зале размещены работы Нозье и Дюваля – знаменитых французских ювелиров 18 века.

Кроме того, в музее можно увидеть украшения для костюма:

  • Эполеты.
  • Шнурки со шпильками и кистями.
  • Нашивки, усыпанные разновеликими бриллиантами.

Сокровища, которые хранятся в Гохране, имеют всемирную историческую и художественную ценность.

Другие экспонаты музея

Малая императорская корона Российской империи

Малая императорская корона Российской империи Бриллианты, серебро.Высота с крестом 13 см

Раньше предполагали, что она была изготовлена для Елизаветы Алексеевны братьями Дюваль. Сейчас же считают, что корону создал ювелир Зефтиген для Марии Александровны.

Корона императрицы Анны Иоанновны 

Корона российской императрицы Анны Иоанновны 1730—1731 г.

Великолепная корона, сверкающая двумя с половиной тысячами драгоценных камней, инкрустированных в ее серебряный остов. В качестве украшения использован также темно-красный турмалин, снятый с короны Екатерины I.

Генрих Бухгольц (1735-1781. Портрет императрицы Анны Иоанновны

Бриллиантовая диадема императрицы Елизаветы Алексеевны

Эта диадема, украшенная розовым бриллиантом, — из свадебного набора великих княгинь дома Романовых.

Бриллиантовая диадема императрицы Елизаветы Алексеевны, жены императора Александра I Золото, серебро, розовый бриллиант, мелкие бриллианты, 1810 год

Большая пряжка-аграф и серьги

Большая пряжка-аграф и серьги, 1750-е годы. Мастер И. Позье

Предположительно, ее автор — Позье. Вначале принадлежали Екатерине II. Серьги-вишенки впоследствии тоже входили в свадебный набор невест дома Романовых.

Серьги-вишни на Марии Павловне, дочери великого князя Павла Александровича, внучке Александра II. 1908.

Браслет с портретом императора Александра I

Браслет с портретом императора Александра I

Портрет императора заключен не под стекло, его покрывает необыкновенный алмаз редкой чистоты.

Знаки ордена Андрея Первозванного

Косой крест с изображением распятого св. Андрея

Восьмиконечная звезда

Портрет графа Григория Григорьевича Кушелева с детьми. 1801

Украшение орденской шляпы

Один из знаков ордена св. Екатерины.

Украшение орденской шляпы Бриллианты, рубины, золото, серебро 8,5 х 8,5 см Конец XVIII века

Орден Золотого Руна

Орден Золотого Руна Золото, бриллианты, серебро, топазы 6,2 х 6,2 см Середина XIX века

Этот древний и почетный орден был учрежден еще в 1429 году. Награждали им лишь представителей древнейших дворянских родов.

Медальон с изумрудом

Медальон с изумрудом Золото,серебро, изумруд в 250 карат, бриллианты Середина XIX века

«Большой букет»

Большой букет Бриллианты, изумруды, золото, серебро 16 х 21 см Около 1760 г.

Большой букет и малый Бриллианты, изумруды, золото, серебро 16 х 21 см Около 1760 г.

Великолепный драгоценный букет, поражающий многообразием цветовых оттенков используемых камней, чувствуется рука большого мастера. Принадлежал императрице Елизавете Петровне.

Диадема-бандо и серьги

Диадема-бандо и серьги. Бриллианты, золото, серебро, эмаль 1750-е годы

Букет нарциссов

Букет нарциссов Бриллианты, золото, серебро, эмаль 18,8 х 8,5 см Вторая половина XVIII века.

Эгрет — украшение для причёски или шляпы

Эгрет — украшение для причёски или шляпы. 1750-е гг.

Очень необычное украшение, представляющее собой фонтан из бриллиантовых струй, на концах которых свободно подвешены капельки из сапфиров. При малейшем движении внутри сапфиров вспыхивают темно-синие огни, отбрасывающие свои голубые тени на искрящиеся бриллианты.

Портбукет

Портбукет. Бриллианты, золото, серебро, эмаль 13,5 х 8 см Около 1770 года

Это украшение прикалывали на платье в качестве миниатюрной вазочки, в которую вставляли маленький букетик живых цветов.

Турмалин розовый

Турмалин розовый. Золото, эмаль 4 х 2,7 х 2,3 см

Редкой красоты камень во время своего визита в Россию преподнес Екатерине II король Швеции Густав III в 1777 году. Долгое время считали, что это рубин. Очень необычна его гравировка в виде виноградной грозди.

Парюра «Бант-склаваж» императрицы Екатерины II

Бант-склаваж и серьги императрицы Екатерины II. Серебро, бриллианты, шпинели, золото11,5х11 см. 1764 год. Мастер Леопольд Пфистерер

Склаваж – это небольшое ожерелье, которое носили на широкой ленте из кружева или бархота. Хотя на самом деле ожерелье довольно массивное, но выглядит очень легким, ажурным.

История

Корни создания Алмазного фонда уходят во времена правления Петра Великого, когда на основании указа от 1719 года начала работу государственная организация, отвечающая за сохранность императорских драгоценностей и монарших реликвий. Камер-коллегия обладала полным списком орденов, всевозможных украшений, подарков царским особам, государственных регалий. Здесь же был описан порядок их хранения в Санкт-Петербурге.

По сути, своим указом Петр I признал и юридически определил казначейство или, иными словами, Императорскую Рентерию, как хранилище наиболее значимых ценностей императорского двора, принадлежащих многим поколениям царских семей. Во время правления каждого последующего монарха казна постоянно обогащалась, но более существенным был вклад Елизаветы и Екатерины II. Во временя их властвования, русский двор отличался удивительной роскошью и считался одним из самых пышных в Европе.

В частности, при Екатерине II сокровищница пополнилась уникальными образцами самоцветов и драгоценных камней, а также важнейшими символами власти. В 1764 году в бывшей опочивальне императрицы для сохранности достояния была построена отдельная палата, получившая имя «Бриллиантовая комната», где и обитали долгое время бесценные экспонаты.

В начале Первой мировой войны содержимое сокровищницы было спешно транспортировано в Москву и размещено в Оружейной палате Кремля. Немного позднее была произведена полная опись имеющихся в коллекции предметов, подтверждена их ценность и величайшее культурное значение. В 1924 году казна была обозначена как Алмазный фонд страны и передана под опеку Государственного хранилища ценностей.

Первая половина XVIII века

В 1719 году император Петр Великий издал указ о создании Бриллиантовой комнаты. Здесь должны были содержаться драгоценности, принадлежащие императорской короне. Созданная специально Камер-коллегия провела инвентаризацию уже имеющихся ценностей – символов царской власти – и определила порядок и место хранения. Чуть позже эти требования распространились и на остальные монаршие драгоценности. Каждое последующее правление вносило корректировки в составленные правила.

Вторая половина XVIII-XIX век


Для хранения коронных драгоценностей выделялась специальное помещение. Обычно это была спальня императора или императрицы. Такое помещение стало называться Бриллиантовой или Алмазной комнатой. Во времена женского правления коронные драгоценности стали особенно дорогими и изысканными. Опочивальня Екатерины Великой стала самым дорогим личным кабинетом в истории Российской империи. Для создания интерьера, соответствующего драгоценностям, пригласили знаменитого архитектора Фельтена.

Первая половина XX века





В начале ХХ века фронт оказался довольно близко от столицы империи. Поэтому было принято решение об эвакуации Алмазной комнаты в Москву

Несмотря на спешность, мероприятие проводилось с особой аккуратностью и вниманием к раритетам. Была даже сохранена опись 1898 года, впоследствии послужившая основой для дальнейших исследований

В это время к коронным ценностям добавились документы:

  • родословная книга правящей династии
  • завещания членов семьи

Ценности переехали в Оружейную палату (в коронный зал) Кремля.

Оружейная палата Московского Кремля

Вторая половина XX века – начало XXI века


До 1967 года коронные ценности не выставлялись для публики. Только в ноябре 1967 года к юбилею революции правительство приняло решение об организации временной экспозиции. Ее показали гостям, приехавшим в Москву на торжества. Предполагалось, что раритеты будут выставляться год, а затем вернутся на постоянное хранение. Но за короткое время выставка стала очень популярна. Поэтому правительство решило организовать постоянную экспозицию.

К этому времени коллекция Гохрана получила новые единицы хранения:

  • алмазы, найденные в новых месторождениях Мир и Зарница
  • работы талантливых ювелиров Нового времени
  • самородки золота и платины

Наряду с коронными драгоценностями публике для осмотра доступна уникальная Минералогическая коллекция, которую собрала Екатерина Великая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector