Алтайцы // «историческая энциклопедия сибири» (2009)

Численность

Основная масса коренных алтайцев проживает в РФ (67-79 тыс. человек) и незначительное количество в Казахстане (220-680 чел). Среди российских городов этот народ встречается:

  • Республика Алтай (62 — 70 тыс);
  • Алтайский край (1,8 — 3,1 тыс);
  • Кемерово (530 чел — 3,3 тыс);
  • Новосибирск (350 чел).

Среди диаспор небольшое количество представителей народа есть в таких странах (из данных последних переписей населений):

  • Узбекистан (190 чел);
  • Киргизия (115 чел);
  • Таджикистан (60 чел);
  • Украина (40 чел);
  • Белоруссия (30 чел);
  • Туркмения и Грузия (по 25 чел);
  • Молдавия и Литва (по 20 чел);
  • Азербайджан (15 чел);
  • Латвия, Эстония, Армения (единичные случаи).

История

Алтайцы по Гуркин (1907).

Недавние лингвистические, генетические и археологические данные свидетельствуют о том, что самые ранние тюркские народы произошли от сельскохозяйственных общин Северо-Восточного Китая, которые перебрались на запад в Монголию в конце 3-го тысячелетия до нашей эры, где они приняли пасторальный образ жизни. К началу I тысячелетия до нашей эры эти народы превратились в конных кочевников . В последующие века, степные население Средней Азии , по всей видимости, были постепенно заменены и тюркизировавший по Восточной Азии кочевых тюрков, перемещаясь из Монголии.

В регионе, где сегодня проживает алтайский народ, существовали разнородные этнические поселения в эпоху бронзы и железа. Начиная с пятого века до нашей эры и позже тюркские народы поселились в этом районе и вскоре начали сливаться с предшествующим населением. Область была тогда завоевана или стала в сфере влияния хунны , на Rouran каганате , в тюркском Khanganate , в уйгурской империи и Енисейские кыргызы . В эти периоды времени местные жители региона стали тюркизироваться в культурном и языковом отношении.

Согласно одному исследованию, проведенному в 2016 году, алтайцы, а именно некоторые южные алтайцы, ассимилировали местных енисейских народов, которые были тесно связаны с палеоэскимосскими группами.

С тринадцатого по восемнадцатый век в алтайском народе политически и культурно доминировали монголы. Происхождение южных алтайцев в этот период прослеживается в результате смешения кипчакских и монгольских племен. Между тем северные алтайцы возникли в результате слияния тюркских племен с самоедами , кетами и другими сибирскими группами.

В XVI веке алтайцы были захвачены четырьмя ойратами западных монголов. Монголы называли их « Теленгид » или « Теленгидский аймак » в период правления династии Северный Юань с регионом, известным как провинция Теленгид. После падения Зунгхарского ханства в 18 веке алтайцы были порабощены династией Цин , которая называла их Алтан Нуур Уриянгхай . Но алтайцы не имеют генетического родства с урянхаями, которые являются отдельной соседней этнической группой ойратских монголов в Монголии .

С русскими Алтай соприкоснулся в 18 веке. В царские времена Алтай был известен как ойрот или ойрот (это название означает ойрат и впоследствии будет перенесено в Ойротскую автономную область ). Алтай сообщают, что многие из них пристрастились к русской водке , которую они назвали «огненной водой».

Что касается религии, некоторые алтайцы остаются шаманистами, а другие (тенденция, начавшаяся с середины XIX века) перешли в Русскую православную церковь . Алтайская миссия была разработана при преподобном Макарии Глухареве († 1847), известном как «Апостол Алтая». В 1904 году среди этих людей возникло религиозное движение под названием Ак Джанг или бурханизм .

До 1917 года считалось, что на Алтае проживает множество различных этнических групп.

С началом революции 1917 года Алтай попытался сделать свой регион отдельной бурханской республикой под названием Ойрот. Их поддержка меньшевиков во время гражданской войны привела к краху предприятия после победы большевиков и более позднего восхождения Иосифа Сталина . В 1940 — х годах, во время Второй мировой войны , и когда он направлял многочисленные чистки, его правительство обвинило Алтай быть про- японски . Слово «ойрот» было объявлено контрреволюционным . К 1950 году политика и развитие в этой области привели к значительной миграции русских в эту республику, уменьшив долю Алтая в общей численности населения с 50% до 20%. В начале 21 века этнические алтайцы составляют около 31% населения Республики Алтай.

Сегодня особые интересы алтайцев формулирует и отстаивает Ассоциация северных этносов Алтая.

Народ Алтайцы

154

Россия страна многонациональная. На её территории живут народы многочисленные и малые. Но каждый имеет свою культуру, традиции и обычаи. Среди народов, населяющих нашу большую страну – алтайцы. Эта этническая группа имеет в своём составе такие нардности, как телеуты, телесы или теленгиты, тубалары, кумандинцы. Также существует деление на две группы – южные и северные алтайцы. Каждая группа имеет свой уникальный язык. У южных алтайцев одноименный язык, прежде называемый айратским. Среди южных алтайцев – телеуты, живущие в Кемеровской области, и телесы, которые живут вблизи Телецкого озера. А в районе среднего течения реки Бия живут северные алтайцы. Говорят они на североалтайском языке. В составе северных алтайцев – кумандинцы, челкацы и тубалары.

В исторических документах можно найти сведения о северных соседях Китая. Носящие реальный характер, они содержат конкретные факты. В частности. О них упоминал Геродот в своём историческом трактате. А современные научные источники указывают на то, что современное коренное население Горного Алтая – это потомки древних племён. Они наследовали великую культуру тюрков, хуннов, кыргызов, уйгуров, монголов, джунгар и киданей.

Большинство коренных алтайцев проживают на территории Российской Федерации. В стране живёт около 67 – 79 тысяч человек. Также небольшое количество представителей алтайского народа живут в Казахстане.

Алтайцы относятся к монголоидной расе. Поэтому народу присущи внешние характеристики данной расы. Стоит отметить, что большинство алтайцев светловолосые.

Традиционные занятия присущи и современным представителям алтайского народа. Они по-прежнему заняты скотоводством, рыбной ловлей, сбором кедровых орехов. У алтайского народа особое отношение к огню. Веря, что он наделён силой, они приносят к нему подарки. Это может быть выпечка или мясо. Поэтому недопустимо плевать на огонь, мусорить рядом с ним, сжигать мусор и переступать через него. Не менее почётное отношение к воде. В народе считается, что она может уберечь и излечить от многих болезней. Поэтому к горным источникам позволяется подходить только с целителями. Известно также, что у каждой семьи есть своя священная гора. Женщинам не разрешается подыматься на священную гору, или проходить мимо неё. Одна треть алтайце христиане, а две трети придерживаются шаманизма и бурханизма.

При строительстве жилья каждый народ следует своим традициям. Имея свои секреты. Поэтому стоит отметить, что у южных алтайцев это юрты либо аланчики. Северные алтайцы живут в чайле. Однако бревенчатые постройки также используются с двадцатого века.

У южных и северных имелись существенные различия в манере одеваться. Южные алтайцы носили длинные рубахи и жилет из овчины. А северные представители народа шили одежды из крапивных и конопляных нитей. Но в наши дни это сохранилось в меньшей степени.

Своеобразна и кухня алтайцев. Употребляя много молока, они готовят блюда, которые можно из него приготовить. Среди национальных блюд – айран, каймак, сурут, пыштак, кумыс. Также готовят кан(кровянку), кочо. Из напитков преобладают чай и арачка. Мёд и кедровые орехи считаются лакомством.

Теленгиты

Малый этнос в составе алтайского, проживающий издавна в южной части Алтайских гор, приграничных с Монголией и Китаем территориях. Их часто называют телесами, происхождение теленгиты ведут от древнего тюркского племени «теле». Племя «теле» или долгане появилось в китайских хрониках V-VI вв. н. э.

Среди теленгитов, впрочем, как и у всех алтайских малых этнических сообществ, огромную роль играет институт рода (сеока). В свете родовых отношений определяются новые браки, развиваются семейные отношения. Сегодня у теленгитов различают 18 родов-сеоков, наиболее многочисленными из них являются кобок, иркит, телес, кыпчак, сагал, моол.

В религии теленгитов тесно сплелись традиционный шаманизм, они ощутили на себе влияние православия, буддизма (ламаизма) и так называемой «Белой веры» бурханизма. От буддистов телесы взяли календарь животных с двенадцатилетним циклом.

Основными шаманскими культами стали культ природы или поклонение духам (ээзи). Они почитали горные высокие перевалы, преодолев которые, они всегда оставляли духу горы подарки, складывали камни (обоо), втыкали в них ветви и повязывали на них светлого тона ленты.

Теленгиты всегда почитали водоемы, священные родники, реки и горные озера. Они считали, что у каждого водоема, у целебных источников есть своя хозяйка «Суу ээзи», представляли они хозяйку в виде юной девушки, взрослой женщины или старухи. Чем крупнее водоем, тем могущественнее и коварнее его хозяйка.

Почитали телесы тотемных и посвященных животных, большое значение в шаманских обрядах имел схожий с тувинцами, якутами и бурятами культ собаки. Именно с собакой телесы связывают репродуктивность и весь жизненный цикл людей. Уважительно, как все кочевники, телесы относятся к огню, считают его живым существом, всегда его всячески оберегали, запрещали выносить его из жилища.

Южные алтайцы

Телеуты

Численность — 3 тыс. чел. Язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Традиционное хозяйство — скотоводство и земледелие.

Телеуты ведут своё происхождение от тюркоязычного кочевого населения юга Западной Сибири. Явно прослеживается их культурное и генетико-антропологическое родство с Енисейскими Киргызами и Динлинами. При этом генетическое исследование телеутов показало их близость к скифам-пазырыкцам.

1 из 14

Телеуты

На основе дошедших до наших дней обрывистых и разрозненных сведений учёные сделали вывод, что о значительной части телеутов стоит говорить, как о европеоидах, которые носили «славянские языческие» имена и фамилии, заканчивающиеся на «ов» и «ев». Это отмечали в своих отчётах сибирские воеводы в 17 – м веке. Известно также, что русские называли телеутов «белыми калмыками» за их характерную внешность. Среди феноменов, которые не смогла объяснить историческая наука – наличие у телеутов русской письменности. Также на высокой ступени развития находилась у них родоплеменная металлургия. Поэтому теленгутский клан русские воеводы называли Кузнецы.

Каменное изваяние Кезер-Таш. Считается, что оно способствует установлению психоэнергетической связи между прошлым, настоящим и будущим.

История народа теле прослеживается с раннего Средневековья. В 391 г. они были покорены табгачами, в 403 г. — жужанями. В 480-х гг. теле удалось добиться военных успехов (взятие Гаочана, разорение Юебани) и создать союзное китайцам государство Гаогюй, но вскоре оно распалось, и теле были побеждены эфталитами. В начале VI в. теле во главе с князьями Мивоту и Ифу с переменным успехом вели войны с жужанями, убили хана Футу, однако около 550 года были покорены тюркютами и стали подданными Тюркского, а позднее Восточно-тюркского каганатов.

Теленгиты

Численность — 3800 чел. Теленгиты — это алтайцы Кош-Агачского и Улаганского районов. Теленгиты традиционно считаются потомками древних тюркоязычных телесских племён динлин и гаогюй. В 1916 г. теленгиты пытались откочевать в Монголию от притеснений казаков, однако были возвращены и сурово наказаны.

1 из 3

Теленгиты

Сейчас настоящие, не туристические, войлочные юрты — редкость на территории России, но их можно встретить у теленгитов, которые летом ставят их на пастбищах.

Южные алтайцы

Теленгиты. Иное название телесы – малая народность южных районов Алтая, а также их можно встретить в соседних регионах Китая и Монголии. Теленгиты произошли от древнетюркского племени под названием теле/доланге, что было зафиксировано в китайской хронике. В наши дни настоящими телесами себя считают люди, проживающие в долине реки Чулышман с притоком Башкаус и Чуи, а также на юге Телецкого озера. В 2002 население теленгитов составило 2 400 человек. Данная цифра очень мала, ведь сами телесы считают, что их, по меньшей мере, 15 тысяч. Для сохранения этнической идентичности, в 2004 году была основана собственная федерация.

Их религия – это отдельная и очень интересная тема, ведь в ней переплелось много разных течений: православие, шаманизм, бурханизм (полная противоположность шаманизму), буддизм (ламаизм). Говорят на теленгитском наречии алтайского южного языка.

Телеуты. Также себя называют тадар или байат-пачат – малочисленная народность, которая на удивление в малой доле проживает на Алтае, почти 100% представителей расселены по Кемеровской области (южные районы). Общее население тадаров 2643 человека, в большинстве своем живут в сельской местности, в следующих населенных пунктах: Шанда, Бекове, деревня Верховская. Вдоль рек Малый и Большой Бачат, проживают «бачатские телеуты».

Практически все представители телеутов владеют русским, телеутским же всего 975 человек от общего населения. Собственный язык по-разному относят, то к диалекту южного алтайского, то к хакасской группе. В первых старых русских источниках, тадары именуются «белыми калмыками». В одно время, народность была частью Джунгарского ханства, а после его упадка, многие монгольские роды ассимилировались с родами телеутов.

В сфере религии, также сильное влияние древних обрядов и шаманизма, хотя большинство крещенные.

Начало русской колонизации Алтая

С XVII века начинается новый период истории, связанный с русской колонизацией Алтая.

Русские крестьяне, большей частью из староверов, активно заселяли сопредельные с Укоком земли — долину реки Бухтарма и Уймонскую долину. Процесс колонизации усилился в XVIII веке в связи с промышленным освоением рудных месторождений в Горном Алтае, а также стремлением российской империи расширить свои границы на востоке и юге Сибири.

К активным действиям в этом регионе российское правительство подтолкнула и кровопролитная война между Джунгарским ханством и цинским Китаем. Цинская династия была основана потомками манчжурского хана Нурхаци. Он, создав сильное государство, начал покорение Китая и в 1644 году взял Пекин, а к 80-м годам XVII столетия была полностью покорена вся страна и манчжуры устремились на завоевание монголов.

Они захватили земли южной и северной Монголии и вплотную приблизились к Джунгарскому ханству. Воспользовавшись междоусобицей, возникшей после смерти хана Цеван-Рабдана (1727) и его сына Галдан-Церена (1745), при которых Джунгария достигла наибольшего могущества, манчжуры напали на Западную Монголию. Летом 1754 года цинские карательные отряды, уничтожая и порабощая все на своем пути, вторглись на территорию Горного Алтая. Первой была захвачена Чуйская котловина. Несмотря на сопротивление алтайских зайсанов, Южный Алтай был оккупирован. В Чуйской котловине стоял трехтысячный отряд, на реке Берель расположился отряд численностью в две тысячи, а в районе Канской долины находился отряд численностью в 300 человек.

Все эти события ускорили процесс вхождения алтайских племен в состав российской империи. В 1756 году 12 алтайских зайсанов, главным из которых был зайсан Омбо, обратились к царскому правительству с просьбой признать их поддаными российского государства. Среди обратившихся был зайсан Кулчугай, который кочевал со своим улусом, судя по описаниям, в непосредственной близости с Укоком. Как писал Л.П.Потапов, «вхождение алтайцев в состав русского государства было для них исторически перспективным событием, выходом из того исключительно тяжелого положения, в котором они оказались в результате многовекового господства монголов.»

Несмотря на то, что большая часть Алтая была заселена поддаными России, часть теленгитов сохраняла свою независимость от цинской и российской империи. Их возглавляли потомственные зайсаны из рода телес и рода кебек. В русских источниках их территории именовались как первая и вторая телесская волость, и они охватывали районы южного Алтая.

С конца XVIII века русские и китайские власти предпринимали шаги по закреплению за собой спорных территорий. Окончательно вопрос был решен на переговорах, которые шли в 1861-1864 годы в Чугучаке. Текст договора о разграничении земель по чугучакскому договору был подписан 25 сентября 1864 года.

Поскольку по этому договору земли кебекского и телеского родов отходили к России, то это и стало определяющим при выборе подданства. В конце 1864-начале 1865 г. Эти роды вошли в состав российской империи, и можно считать, что именно с этого времени Укок становится частью нашего государства. Юридически это получило окончательное закрепление установкой пограничных знаков в 1869 г. На роосийско-китайской границе.

Представления о мире

Местная мифология повествует о строении мира так: весь мир разделен на 3 сферы. Мир Верхний, Средний и Нижний. Каждый из миров живет согласно своим порядкам.

Верхний мир — обитель Богов и духов. Общаться с ними может только шаман.

Средний мир населен людьми и всеми представителями природы, включая духов леса, ветра и прочих природных явлений. С духами также имеют связь лишь шаманы.

Нижний мир населен духами, которые неблагоприятны для людей. Управляет этим миром брат Бога.

Магшоты нарушителей с забавными прическами

Нарушители закона из этой подборки магшотов прославились не своими преступными деяниями, за которые они были задержаны полицией и доставлены в участок, а забавными прическами. На стиль этих людей нельзя смотреть без улыбки, ведь подобные стрижки встречаются далеко не каждый день, следовательно, оставить нечто подобное без внимания просто невозможно. …

Календарные обряды и праздники

Как и другие народы мира, жители Алтая празднуют Новый год и другие праздники, связанные с календарным циклом.

Встреча Нового года здесь носит название «Чага байрам». Календарный день празднования ежегодно изменяется и зависит от фазы Луны. Праздник проводится в дни новолуния в месяце «чаган», обычно дата приходится на февраль. Новый год встречают с обильным угощением, ходят в гости, желают всем благополучия и здоровья. На восходе солнца проводят обряд «сан-салар»: зажигают огонь, производят его кормление, произносят добрые пожелания местности, Алтаю, солнцу, луне.

Есть праздники у алтайцев, посвященные и остальным порам года:

  • Дьилгайак — праздник весны, проводящийся в районе весеннего равноденствия;
  • Дьажыл Бyр — праздник зеленой листвы, проводящийся в начале лета;
  • Сары бyр — праздник желтой листвы, отмечающийся примерно в конце сентября.

Кроме этих праздников, считающихся общенациональными, каждая семья проводит свои обряды поклонения алтайской земле.

Поклонение огню

Одним из главных объектов почитания у жителей Алтая является огонь. С его помощью проводятся обряды очищения, благословения: пламя дает стабильность, здоровье, хранит от невзгод. Обычно огню приносят жертву в виде кусочков еды. В костер нельзя бросать мусор, его нельзя осквернять плохими словами. Все ритуалы и обряды здесь начинают с поклонения огню.

Почитание духов природы

Природу алтайцы считают живой. Многие ее объекты и явления имеют духов-хозяев. Считается, что для получения благосклонности и содействия духов необходимо совершать обряды. На перевалах обычно совершают ритуал для получения благополучия в дороге, на целебных источниках — на исцеление. Желания напрямую не загадываются, в первую очередь, воздается хвала и благодарность местности. Ответная реакция и помощь духов подразумевается как нечто само собой разумеющееся.

Часто обряды выглядят как привязывание ленточек. Обычно выбирают ленты белого, желтого или светло-синего цвета. Чаще всего их привязывают на веточки лиственных деревьев. К еловым деревьям ленты привязывать нельзя.

В некоторых случаях, по мнению алтайцев, ленточку привязывать обязательно:

  • в случае дальней поездки;
  • если человек впервые появляется в новой местности;
  • при переходе через большую реку.

При отсутствии заготовки ленты считалось возможным привязать несколько волосинок от гривы лошади, если и их нет — просто мысленно поздороваться с местностью, выразить ей свое почтение и оставить кусочки пищи или несколько сорванных травинок.

8-летний мальчик-инвалид из Кирова побил мировой рекорд

8-летний мальчик по имени Влад Черепанов прикован к инвалидному креслу. Однако, несмотря на ограниченные возможности здоровья, он смог стать абсолютным рекордсменом в народном жиме. В данном виде спорта штанга весит в два раза меньше веса самого атлета. Так, 9 августа в детском центре «Артек» Влад установил рекорд Гиннесса. Он поднял штангу 701 раз и эт…

Интересные факты об Алтае из докладов ученых

На форуме прошло пленарное заседание,где ученые рассказали об итогах своих исследований. Приведем несколько любопытных отрывков из некоторых выступлений.

Алтай — символическая усыпальница монгольских императоров

Вадим Трепавлов,доктор исторических наук,руководитель Центра народов России и межэтнических отношений института российской истории. Отрывок из доклада «Особенности цивилизационного развития тюрко-монгольского мира»:

— Алтай был не просто был провинцией сменяющих друг друга кочевых империй. В свое время племена Алтайской горной страны составили ядро первого тюркского каганата. Именно алтайские тюрки вышли из горных долин и степных предгорий в середине VI века и разгромом жужаньского войска положили начало державе рода Ашина. Именно Алтай считался личными заповедными землями и священной прародиной тюркской правящей династии.

Чингисхан.

ССО.

Интересно,что в самом начале строительства Монгольской империи,регион не воспринимался монголами,как чуждая завоеванная земля,а имел статус внутренней территории. Если старшие царевичи Джучи и Чагатай получили от своего отца(Чингисхана) громадные уделы с обширными пастбищами,богатыми городами,оживленной торговлей,а младший сын Толуй — родные монгольские степи,то наследнику престола Угэдэю достался сравнительно небольшой и бедный алтайский регион.

Полагаю,что отдача Алтая в управление будущему всемонгольскому императору может трактоваться,как символическая демонстрация Чингисханом древнетюркского наследия. Ведь как передает византийский хронист,у тюрок был закон предоставлять золотую гору в распоряжение главного кагана.

Современники заметили особое значение Алтая для правящего рода империи. Марко Поло писал о захоронении Чингисхана и других монгольских императоров в «большой горе Алтай», хоть и хоронили их все же,надо полагать,на родине,в Монголии

Но здесь важно впечатление

Со времени Марко Поло Алтай занял заметное место в европейской географии. До конца XVII века он часто отмечался на картах,как легендарное место императорского некрополя монголов.

Горный Алтай.

Altapress.ru

Алтай — возможная прародина киргизов

Канат Садыков,ректор Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына:

— Эпос киргизов начинается с того,что главный киргизский герой Манас рождается на Алтае. Это имеет большое значение для нас.

Алтай — место,где найдены самые ранние памятники тюрок. При этом это не их родина

Николай Серегин, доктор исторических наук,доцент института истории и международных отношений АлтГУ. Отрывок из доклада: «Формирование общности тюрок Центральной Азии. Итоги изучения археологических материалов».

Николай Серегин.

ASU.

— На сегодняшний день самые ранние памятники тюрок раскопаны именно на территории Алтая. Они датируются периодом до создания первой в мире кочевой империи — Тюркского каганата в середине VI века нашей эры.

Археология Алтая в предтюркское время — это буландынская археологическая культура. Расскажу о ней на примере наших недавних раскопок — мы работаем на территории северной части Республики Алтай,исследовали эталонные некрополи Чобурак-1,которые показывают общую картину исторической ситуации на территории Алтая в IV-V веке нашей эры.

До появления тюрок здесь жило высоко милитаризированное население. Мы нашли огромное количество оружия в захоронениях и травм у похороненных людей. Одна из самых ярких находок — безголовый человек. Вместо отсеченной головы был череп барана. Конечно,это ни в коем случае не след культа египетских богов.

Еще один важный момент — население было разрозненно. Это была конфедерация племен,которая расселилась на территории всего Алтая и существовало несколько политических центров,где была своя элита.

Горный Алтай.

www.instagram.com/altay_chemal

В середине V века нашей эры на Алтае появляется новые люди — с совершенно другими традициями,практически без связи с традициями населения предтюркского периода.

Они принесли на Алтай стремена,также их комплекс вооружения значительно превосходил тот,что был у местных племен. Мы не заметили следов завоевания — видимо,была просто ассимиляция культурных традиций.

Местных корней у тюрок мы пока не фиксируем. Откуда они пришли? Вероятно,следы нужно искать в Восточной Монголии,Северном Китае. Пока однозначного ответа,где была прародина тюрок,нет. Но нужно понимать,что на территории Алтая происходил важный этап этногенеза — он стал материальной,технической и продовольственной базой создания кочевой империи.

История Алтайского края

О природных богатствах Алтайского края россиянам было известно задолго до вхождения его земель в состав Русского государства. Первые русские поселения в Верхнем Приобье и предгорьях Алтая стали появляться во 2-й половине XVII века. В это же время на богатые территории начали отправляться поисковые группы для обнаружения ценных месторождений руды.

Во времена советской власти Алтайский край включал в себя территории:

  • современного Алтайского края;
  • современного Горного Алтая.

В 1991 году для получения российского подчинения из состава субъектов стали выходить автономные области субъектов: из Алтайского края вышла Горно-Алтайская АО и преобразовалась в Республику Алтай, самостоятельный субъект РФ.

Позитивные истории из жизни

СоскаПарень в аптеке передо мной попросил соску, побольше размером. «Да они все вроде одинаковые» — озадачилась аптекарша – «вам для какого возраста?»Парень весело ответил: «24! … Самому себе беру!»В глазах у аптекарши запрыгали недоверчивые чёртики. Парень с виду был нормальной ориентации. Соска ну никак не вязалась с его брутальной мужественной физион…

Это интересно: Провинция Италии — Тоскана

Своя республика

В последние предреволюционные годы ойраты вынашивали идею создания собственной республики. Во время Гражданской войны это у них почти получилось, но тогда победу одержали большевики. Сталин никогда не забывал просчёты и надежды своих оппонентов, так что во время Великой Отечественной войны он обвинил алтайское руководство в государственной измене — якобы они собирались отдать Алтай Японии. Разумеется, самоназвание «ойраты» сразу попало под запрет. А из коренных жителей осталось в живых меньше половины. В послевоенные годы, дабы мечта о суверенитете никогда не пришла в их головы, сюда, на Алтай, стали переселять сограждан других национальностей. И сегодня алтайцев на Алтае немногим более 30 процентов. Зато Республика Алтай наконец-то стала называться суверенной…

Метки: Загадки истории, курган, Алтай, горы, народ, Укок, тюрки, монголоиды, национальность

Алтайцы — создатели первого тюркского каганата

Алтайцы формировались на основе древнетюркских племен теле и тугю, основное население Тюркского (522–745), Уйгурского (745–840) и Киргизского (8-нач 13 в) каганатов, смешались с пришлыми монгольскими племенами.

Многочисленные племена народа теле, расселявшегося в северо-восточном Семиречье, долине Иртыша и Джунгарии, восстали против жужаней и в 482 году создали собственное государство, первый тюркский каганат, вечный Эль. Оно просуществовало недолго, и в 516 году теле вновь попали в зависимость от жужаней. На Алтае вокруг племени Ашина, рода благородных волков, сложился союз местных племен, принявших название «тюрк».

Тюркские каганаты (522–745 гг)

На смену Восточно-тюркскому каганату в VIII—IX веков н. э., пришел Уйгурский каганат, куда входили алтайские племена теленгитов и телеутов.

В период VI—X веков алтайцы входили в государство енисейских кыргызов, основанное Барсбек Каганом. В 840 году это государство уничтожило Уйгурский каганат, распространило свою власть на Туву и Монголию.

Кыргызский каганат 8-13 вв.

Происхождение

Существует много мнений и гипотез о происхождении алтайцев. На формирование современных народов повлияли такие общины, племена и народности (общий список):

  • уйгуры;
  • енисейские киргизы;
  • огузы;
  • сарматы;
  • скифы;
  • гунны;
  • кимаки-кыпчаки;
  • монголы;
  • киргизы;
  • тюрки;
  • самодийцы;
  • угорцы;
  • джунгары;
  • кеты;
  • тукю;
  • теле;
  • куу.

Считается, что некоторые племена проживали на этих землях, как тюкю, а другие приходили, то ли в качестве завоевателей, то ли переселенцами были. Все народности смешались, так и формировался алтайский народ.

Родственными связями объединяются с хакасами и киргизамы, сибирскими татарами и шорцами, а также якутами.

Как одевались скифские воины?

Воины считали красивым то,что гарантирует победу и выживание: что-то быстрое,сильное,стремительное. Поэтому на одежду и оружие скифских воинов наносили изображения в «зверином стиле», а также прикрепляли фигурки волков,львов,тигров. Украшая вооружение звериными мотивами,скифы будто призывали свойства этих животных на всадников и их коней.

То,что мужчина принадлежит к военной аристократии,можно было определить,в частности,по головному убору и наборному поясу.

Воинский шлем выполняли в виде головы хищной птицы. На макушке птичьей головы мастера укрепляли фигурку коня с рогами козерога(символ возрождения мира). Вторую такую фигурку прикрепляли к лобной части шлема. Слева закрепляли фигурку оленя. Всю эту композицию размещали на фоне войлочной поверхности шлема красного цвета. Все фигурки были позолочены.

На пряжках наборных поясов изображали готовящихся к прыжку зверей кошачьей породы. Изображения хищных зверей украшали оружие и служили как обереги-талисманы: они охраняли воинов и отпугивали злых духов. Агрессивность,молниеносная реакция,свирепость и безжалостность хищного зверя олицетворяли стремления всадника быстро настигнуть и поразить врага.

Лошадь. Конь

СС0

Основные культурные традиции

Традиции и обычаи алтайского края основаны на огромном уважении и любви к природе как к источнику жизни на Земле. У каждой родовой общины была своя священная гора, где по поверьям живут духи — защитники рода. Главным божеством у алтайцев считался Ээзи, обитающий на горе Уч-Сумер. С почитанием этого божества связан древний обряд, согласно которому на перевалах было принято привязывать на дерево ленточку, обращаясь при этом к духу с просьбой подарить близким здоровье и благополучие. В местах, где не растут деревья, ленточкой украшали горку, сложенную из камней.

Уникальны музыкальные традиции алтайских народов, уходящие истоками в глубокую древность, причем у каждой народности своя, специфичная структура и окраска мелодии, аутентичная особенность вокала. Для северных алтайцев характерны элементы многоголосья, красочность и широкий диапазон мелодий. Манера исполнения у этих народностей схожа с русской, что объясняется историческими связями жителей этого региона с русским населением.

У южных алтайцев присутствуют самобытные, присущие только их музыкальной культуре, особенности вокала. Это горловое пение («Кай»), которое сопровождается игрой на струнных щипковых инструментах ― топшуре и ятагане. Такое особое искусство пения служит и молитвой, и обрядом, вводящим исполнителей и слушателей в состояние, подобное трансу.

Божества и духи

По представлению алтайцев, у каждого объекта и явления природы — горы, реки, дерева, камня, грома или животного — есть дух-хозяин. Эти духи не являются однозначно добрыми или злыми: они могут помочь, а могут и послать беду, поэтому жители Алтая предпочитали ладить с ними.

С другой стороны, представления о жителях трех миров позволяют выделить тех, кто считался для коренного населения проявлением зла или добра.

Добрые

Духи небесного мира являются добрыми помощниками человека. Среди них можно выделить духа по имени Дьайык. По преданию, он является отколовшейся частью верховного божества, пославшего его на землю выступать в качестве своего посредника и оберегать человека от всего худого. Дьайык является защитником и покровителем человечества, гарантом его благополучия. Под его ведомством находится обновление природы, а также урожай и приплод.

Мир добрых духов богат и другими именами, вот неполный их список:

  • Суйла — земной страж человечества, следит за жизнью людей и сообщает об изменениях верховному божеству;
  • Карлык, который является духом-помощником Суйлы;
  • Каракуш-кан — дух, возглавляющий всех сверхъестественных помощников шамана;
  • Уткучы — дух, передающий шаману волю верховного божества.

Злые

Есть в мифологии жителей Алтая и злые духи, которые призваны всячески вредить человечеству, подсказывать людям плохие поступки и наставлять их на путь зла.

К категории черных духов относится Эрлик — божество, правящее подземным миром. Именно с ним жители Алтая связывают страшные бедствия. У Эрлика есть несколько сыновей, которые являются его посланниками на земле, а также от его имени управляют бесчисленным множеством злых духов.

Шаманы выделяют несколько видов существ, несущих вред:

  • духи «обжоры»;
  • духи смерти;
  • духи тяжелых болезней;
  • духи «прежние отцы», или неупокоенные души людей, которые умерли.

Шаманы говорят:

Трехмерные рисунки Николы Кулича

31-летний сербский художник-самоучка Никола Кулич на протяжении более 4 лет занимается созданием трехмерных рисунков и отлично преуспел в этой области. Благодаря карандашам и маркерам Никола создает весьма реалистичные 3D изображения на обычной бумаге. Предлагаем взглянуть на некоторые работы талантливого художника, которые, непременно, произведут на ва…

Это интересно: Аденский залив — особенности и расположение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector