Московский архангельский собор

Немного истории

Со времен создания города собор во всей своей красе располагался в Нижегородском кремле, построенном в период с 1500 по 1518 годы. За всю историю никто не смог его завоевать. Жители города под его стенами под предводительством князя Димитрия Пожарского и своего старосты земского совета Кузьмы Минина собрали средства и организовали народное ополчение 1611 года против польских интервентов, которые захватили Москву. Город стал важным торговым узлом в России с 1817 года. В советское время его переименовали в Горький (в честь писателя М. Горького). В годы Великой Отечественной он подвергался массовым бомбежкам, так как больше всего снабжал фронт военной техником и боеприпасами.

Некрополь Архангельского собора — кто похоронен в Архангельском соборе

Рассказывая об истории Архангельского собора Кремля никак нельзя умолчать о некрополе, который в ней располагается. Возведение храмов-усыпальниц не редкость на Руси, как правило, каждый знатный род имел подобное строение. Так, например, усыпальницу семьи Юсуповых можно увидеть в усадьбе Архангельское в Подмосковье, еще одна известная российская усыпальница находится в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. Но подобные сооружения характерны не только для нашей страны (или бывших территорий Руси), но и для других стран. Среди них наиболее известно Вестминстерское аббатство в Лондоне, в котором похоронены монархи Великобритании, и таких мест по всему миру очень много.

Некрополь Архангельского собора

Архангельский собор стал усыпальницей для рода Рюриковичей и Романовых. Первым в храме был похоронен Иван Калита, но уже к правлению Ивана III в соборе было столько захоронений, что стало тесно и церковь решено было расширить. На время строительство нового храма все гробы с телами великих князей были перенесены в колокольню Ивана Великого, которая стоит по соседству.

Захоронения в Архангельском соборе Кремля

В новом храме первым похороненным стал Иван III, который и затеял перестройку, но не дожил до того, чтобы своими глазами увидеть обновленный собор. Все саркофаги расположены в строго определенном порядке, князья похоронены в южной части храма, а те, кто находился в немилости — в противоположной стороне.

Стоит отметить, что усыпальница — это не мавзолей, где в гробах лежат Великие князья. Обряд погребения проводился по всем канонам православия, гробы с телами умерших правителей закапывали в землю под полом, а над могилой возводили надгробие с белыми плитами.

Некрополь Архангельской церкви в Московском кремле

Туристы приходят в собор просто посмотреть на исторический храм, но в Архангельской церкви много и паломников, которые приезжают сюда, чтобы поклониться мощам двух святых.

Мощи царевича Дмитрия в Архангельском соборе

В серебряной раке находятся мощи благоверного царевича Дмитрия — младшего сына Ивана Грозного, который был то ли убит, то ли погиб в результате несчастного случая в Угличском кремле в 1591 году. Он был причислен к лику святых в 1606 году как невинно убиенный, и принято считать, что его мощи обладают чудотворной силой.

Икона «Царевич Димитрий Угличский в житие» ГИМ, 17 век

Мощи князя Михаила Черниговского в Архангельском соборе

Еще один святой, похороненный в Архангельском храме — это святой князь Михаил Черниговский. Он был причислен к лику святых за верность христианской вере в борьбе с Ордой. В 1570-х годах по приказу Ивана Грозного его мощи были перенесены из Чернигова в Москву, а спустя два века, в 1774 году, было принято решение разместить их в Архангельском соборе кремля.

Святой Михаил Черниговский Мастерская церковного искусства «Иконное Дело»

Некрополь Архангельского собора кремля считается одной из самых больших царских усыпальниц (54 захоронения), великих князей и членов царской семьи хоронили в храме на протяжении почти 400 лет (с 1340 по 1730).

Архангельский собор и колокольня «Иван Великий»

Что можно увидеть на площади

В ясный день на Соборной площади блестят покрытые золотом купола старинных храмов. Самым первым на ней появился Успенский собор. Деревянная церковь, посвященная Успению Божией Матери, стояла здесь с очень давних времен, а первый каменный собор поставили в XIII веке. Когда страной правил Иван Калита, храм перестроили (1326-1327 гг.). Тот собор, который сохранился до наших дней, возвели в 1470-е годы по проекту прославленного итальянского архитектора и инженера Ридольфо Аристотеля Фиораванти. До 1917 года он имел статус главного собора России.

На протяжении столетий внутри этого храма хранилась одна из православных святынь — икона Божией Матери Владимирская. Сегодня знаменитый образ экспонируется в Третьяковской галерее. В соборе можно увидеть 19 гробниц, где похоронены церковные иерархи. В отдельные дни с благословения патриарха в храме проходят богослужения.

Вид на Архангельский собор от Грановитой палаты

Успенский собор задал композиционную основу всей площади, и другие здания на ней строили, ориентируясь на архитектуру этого пятиглавого великана. В 1480-е годы приглашенные из Пскова зодчие возвели рядом с Успенским другой собор — Благовещенский. Специалисты уверены, что построили его не на пустом месте. С конца XIII века в Кремле стоял деревянный Благовещенский храм, который московские цари использовали, как домовую церковь. В середине XVI века трехглавый Благовещенский собор сделали девятиглавым, и от этого он приобрел очень праздничный вид.

Сегодня внутри Благовещенского собора можно увидеть фрески и иконы, выполненные известными русскими изографами — Феофаном Греком и Андреем Рублевым. Любопытно, что на паперти собора помещены изображения Аристотеля, Плутарха, Птолемея, Гомера и других известных греков. Достопримечательностями храма являются наборный пол с яркими вкраплениями яшмы и агата, а также роскошные кованые светильники. Кроме того, в соборе размещены экспозиции интересного музея кладов и древностей.

Вид Благовещенского собора от колокольни Ивана Великого

Напротив Благовещенского возвышается величественный Архангельский собор. Деревянная церковь, посвященная Архангелу Михаилу, существовала на кремлевском холме с середины XIII века. Собор, который можно увидеть сегодня, построили в начале XVI века. Автором его проекта был известный итальянский архитектор Алевиз Новый. В здании Архангельского собора, как нигде в Кремле, воплощены традиции итальянского Ренессанса.

В главном великокняжеском соборе находятся 54 гробницы, где похоронены Рюриковичи и Романовы от Ивана Калиты до отца Петра I — царя Алексея Михайловича. Стены старинной церкви украшены искусной росписью. А на большом иконостасе хранится много образов, написанных под руководством одного из лучших мастеров Оружейной палаты — Федора Зубова.

Митрополиты и патриархи тоже имели свой домовый храм. Это — церковь Ризоположения, построенная в 1480-х годах. В XVII веке храм соединили переходами с княжескими палатами и полностью перестроили. В наши дни в церкви Ризоположения открыта постоянная выставка старинной деревянной скульптуры.

Вид Грановитой палаты со стороны Благовещенского собора

На границе Ивановской площади возвышается колокольня Ивана Великого. Ее архитектурный ансамбль слагают три здания — сама колокольня, Филаретовская пристройка и Успенская звонница. Здесь находится 21 колокол и работает музей, рассказывающий об истории кремлевской архитектуры.

На Соборной площади также стоят гражданские постройки — Патриарший дворец и здание Грановитой палаты. Патриарший дворец используется как музей с 1918 года. Сегодня в нем можно увидеть богатые коллекции старинного шитья, кованые изделия, ювелирные украшения, предметы из патриаршей и царской казны, и фрагменты настенных росписей XVII века.

Грановитую палату долгое время можно было осматривать только снаружи. Но с 2012 года, после проведенной реставрации, ее открыли для экскурсий. Здесь экспонируются мебель, наборный паркет, ковры и красивые фрески, которыми расписаны стены и своды старинного здания. Возле Соборной площади с XIX века установлены русские орудия времен Петра I. Пушки были изготовлены в конце XVII — начале XVIII веков и сегодня хранятся как памятники воинской славы. До 2012 года эти орудия можно было увидеть рядом со зданием Арсенала.

Слева направо: Верхоспасский собор и церковь Ризоположения вид с Соборной площади

Краткое описание святынь Архангельского собора московского Кремля

  • Главной святыней храма является его икона, которая изображает деяния Архангела Михаила. Ее ценность не только в «почтенном» возрасте (около 6-7 столетий), но и в художественном мастерстве авторов.
  • Расположен здесь и чудотворный образ Богоматери, называемый «Благодатное небо». Считается, что написана она в Литве, а в Россию ее привезла княгиня София Витовтовна. Этот образ особо почитаем теми, кто молится об исцелении от болезней.

Икона Архангела Михаила

Чудотворный образ Богоматери «Благодатное небо»

В соборе хранятся:

  • мощи Дмитрия Донского;
  • царевича Дмитрия;
  • черниговского князя Михаила и его боярина по имени Федор;
  • Евфросинии Московской.

Романовы

После смерти Грозного и его сыновей Бог как будто от Россия отвернулся. Всё начало 17 века в стране идет ожесточенная борьба за власть. Прошли годы смуты и в 1613 году воцарилась новая династия — Романовы. На престол государства российского венчался царь Михаил Фёдорович. Романовы провозглашают себя новой ветвью царствующей династии, в полной мере обладающей харизмой крови. Хотя Романовы и не являлись потомками Ивана Калиты, они также избирают своей родовой усыпальницей Архангельский собор. В доказательство преемственности своей власти от Калитичей, Романовы стали располагать свои саркофаги вокруг гробницы царевича Дмитрия Углицкого. Своим шагом Романовы пытались символически восстановить непрерывность и незаменимость власти московских царей, будто вычёркивая из истории многочисленных самозванцев и однодневных правителей.

Романовы бережно сохраняли обычаи и традиции, связанные с собором. С незапамятных времен в Москве было принято оставлять на гробницах собора личные записки, адресованные непосредственно действующему царю. Кроме царя записки не брал никто. Храм был местом общения государя со своим народом. Традиция оставлять записки прервется только через 100 лет после воцарения Романовых, с лёгкой руки Петра первого, когда и царь уже будет не царь, а император.

Даже после переноса столицы в Петербург значение Архангельского собора не уменьшилось. Во многом это объяснялось тем, что Москва сохранила за собой статус первопрестольной столицы и многие торжества, в том числе коронации императоров, традиционно проходили здесь. За годы древний обряд венчания на царство претерпел изменения, но непременно каждый новый император венчался в Успенском соборе, а после был обязан поклониться прародительским гробам, и в особенности святому Дмитрию.

Мощи святого Дмитрия были и остаются главной святыней храма. Долгое время существовало поверье, что пока мощи в храме, беды Россию минуют. Отмечено, что возвращение царевича из Углича в Москву, в Архангельский собор, ознаменовалось, как тогда писали, троекратной радостью. Потому что прекратилась смута, кончился голод и особенная радость — это то, что Русь получила ещё одного святого.

Литература

  • Хавский П. Московский Архангельский собор, или Историческое исследование о родословиях святого мученика князя Черниговского и Российских великих князей, опочивших в Московском Архангельском соборе. М., 1862;
  • Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880;
  • Извеков Н. Д. Московский Архангельский придворный собор. Серг. П.; М., 1916.
  • Власюк А. А. Новые исследования архитектуры Архангельского собора в Московском Кремле // Архитектурное наследство. М., 1952. Вып. 2. С. 105-132;
  • Воробьев А. В., Смыслова В. А. О галерее Архангельского собора: (Новые мат-лы по Архангельскому собору Моск. Кремля) // Там же. 1963. Вып. 15. С. 178-181;
  • Сизов Е. С. Новые мат-лы по Архангельскому собору Московского Кремля: Когда был построен Архангельский собор? // Там же. С. 176-177;
  • Дмитриев Ю. Н. Стенопись Архангельского собора Московского Кремля: (Мат-лы и исслед.) // ДРИ: XVII век. М., 1964. С. 138-159;
  • Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа нек-рых ее сюжетов // Там же. С. 160-174;
  • он же. Еще раз о трех неизвестных гробницах Архангельского собора // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 86-94;
  • он же. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 62-97;
  • Кучкин В. А. Захоронение Ивана Грозного и русский средневековый погребальный обряд // Сов. Арх. 1967. № 1. С. 289-295;
  • Федоров В. И. Новое о древней топографии и первых каменных постройках Московского Кремля // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 46-49;
  • Подъяпольский С. С. Венецианские истоки архитектуры Московского Архангельского собора // ДРИ: Зарубежные связи. М., 1975. С. 252-279. ;
  • Свирин А. Н. Малоизученное произведение Алевиза Нового // Там же. С. 280-281;
  • Меркелова В. Н. Северо-восточный придел Архангельского собора Московского Кремля // Реставрация и исследование памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 45-50. ;
  • Брюсова В. Г. О времени написания икон иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 181-191;
  • Сорокатый В. М. Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля // ДРИ: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 405-420;
  • Сперанский М. Н. Описание рукописей Архангельского собора / Подгот. И. В. Левочкин // АЕ за 1979 г. М., 1981. С. 324-330;
  • Вятчанина Т. Н. Архангельский собор Московского Кремля как образец в русском зодчестве XVI века // Архитектурное наследство. М., 1986. Вып. 34. С. 215-223;
  • Панова Т. Д. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля // Сов. Арх. 1987. № 4. С. 110-122;
  • Машнина В. С. Из истории создания декоративного оформления иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1989. Вып. 6: История и реставрация памятников Моск. Кремля. С. 84-89;
  • Рыков Ю. Д. Малоизвестный рукописный синодик московского кремлевского Архангельского собора нач. XVII в. с позднейшими дополнениями // Россия в Х-XVIII вв.: Пробл. истории и источниковедения. М., 1995. С. 497-505;
  • Щепкина М. В., Протасьева Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати. М., 1995. С. 21;
  • Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997. С. 93-138;
  • Горматюк А. А. Икона «Святой Василий Великий и великий князь Василий III в молении»: Краткая история и реставрация памятника // Искусство христианского мира. М., 1998. Вып. 2. С. 131-138;
  • Самойлова Т. Е. Княжеские портреты и роспись Архангельского собора Московского Кремля XVI в. // Ист. вестн. 1999. № 3/4. С. 153-219.

Усыпальница царей

По своей сути храм – это царская усыпальница. Обычай погребать в храмах пришел из Византии. Считалось, что некоторые важные особы «после смерти не умирали». Так возникла традиция – для представителей одного правящего рода возводятся усыпальницы, поэтому в соборе св. Архистратига Михаила покоятся останки династий Рюриковичей и Романовых. Здесь покоятся Иван Калита, Дмитрий Донской. У южной стены находятся гробницы великих московских князей, в западной части – останки удельных князей, в северной части можно осмотреть погребения князей, которые попали под царскую опалу.

Гробница Ивана IY Грозного расположена на алтаре, в отдельной усыпальнице

Привлекает внимание рака, в которой находится тело младшего сына Ивана IY – царевича Дмитрия. Расположена она в центральном нефе

Как известно по истории, царевича убили в Угличе, хотя об этом до сих пор спорят историки. Члены династия Романовых, в том числе Михаил и Алексей, покоятся в центре собора. Последним из рода Романовых был погребен внук Петра Великого, Петр II, это произошло в 1730 году.

В настоящее время существует 44 надгробия, относящиеся к 30 годам XYII столетия. Они сделаны из кирпича и облицованы белыми плитами, на которых можно прочитать имена и даты жизни усопших. В первой четверти двадцатого столетия надгробья закрыли латунными покрывалами.

Архангел Михаил — чиноначальник вышним Силам

Имя Михаил на еврейском значит «кто, как Бог». Архангел Миха́ил, по православному учению, является Начальником всех Небесных Сил бесплотных. Он именуется архистратигом (греч. αρχιστρατηγός — главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона. Следуя этой традиции, в Великих четьих-минеях митрополит Макарий пишет:

По преданию Церкви, отраженному в текстах праздничной службы, Архангел Михаил многократно являлся людям еще во времена Ветхого завета — при выходе израильтян из Египта, переходе через Красное море. Он явился Исусу Наввину и передал ему повеление Божие взять Иерихон. Множество других случаев победоносной помощи Архангела Миха́ила описано в книгах церковных.

«Явление Михаила Исусу Наввину», миниатюра из «Менологий Василия II»

Из священного Писания и Предания известны также имена других Архангелов — по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле:

Архангел Гавриил — благовестник таин Божиих;Архангел Рафаил — врач болезней и путеводитель;Архангел Уриил — просвещает людей, побуждает их на молитву;Архангел Иегудиил — заступник в пути, помощник нуждающимся в чем-либо ради славы Божией;Архангел Варахиил — податель Божиих благодатей и хранитель чистоты души и тела;Архангел Салафиил — врач от болезни малярии и молитвенник к Богу о людях;Архангел Гефаил — возжигатель любви к Богу;Архангел Тахиил — помощник и защитник в бедах и напастях.

Библиотека Русской верыКанон святому Архангелу Михаилу →

Читать онлайн

Тропарь, глас 4.

Небесных воинств Архистратиже, молим тя ныне мы недостойнии. Яко да твоими молитвами покрыеши нас кровом крилу, невещественыя ти славы. Сохраняющи нас молящихся прилежно, и вопиющих, от бед избави нас, яко чиноначалник вышним силам.

Кондак, глас 2.

Архистратиже Божии, и слуго божественыя славы. Ангелом начальниче, и наставниче человеком. Еже есть на пользу проси нам, велия милости, яко бесплотным Архистратиг.

Собор в XVI—XVIII вв

В 1547 году храм пострадал при пожаре. Но мастера Новгорода и Пскова отреставрировали настенную роспись, которую повредил огонь. С 1599 по 1765 год в соборе проводились поминальные службы по усопшим князьям и царям. При царе Алексее Михайловиче Романове начали восстанавливать стенопись, которая к тому времени обветшала. Старую живопись стёрли, сделали её описание и приступили к нанесению новой. Но закончить не удалось, потому что в казне не хватило денег. Как подтверждает википедия, долгие войны с Польшей и Швецией её опустошили.

Реставрировать внутреннее убранство продолжили в 1660 году. Завершили через шесть лет. Последние работы проводили девяносто художников во главе с иконописцем Симоном Ушаковым. В числе других живописцев были:

  • Гурий Никитин;
  • Яков Казанец;
  • Сидор Поспеев;
  • Фёдор Зубов;
  • Иосиф Владимиров.

Посмертные образы правителей Алексея Михайловича и Михаила Фёдоровича для обители написал Симон Ушаков в 1677 году. Новый узорочный иконостас был сделан в 1680 году. При Елизавете Петровне собор был повреждён в 1737 году Троицким пожаром. Его капитальным ремонтом тогда занимался князь Д. Ухтомский. В это время сделаны чеканные позолоченные киоты из серебра для икон, отреставрированы надгробия и парсуны царей. В эти годы шлемовидный главный купол сменили луковичным. Тогда же часть фасада с южной стороны перекрыли стенами из белого камня, а закомары лишили декоративной отделки.

В 1742 году организовано Московское епархиальное управление, и собор Михаила Архангела становится кафедральным. Протоиереем храма с 1771 по 1801 год был автор сочинения «Церковный словарь» Пётр Алексеев. В 1772 году обновили решётки около захоронений, отреставрировали верхние ярусы иконостаса, сделали пять новых паникадил. Также сшили новые покрывала из бархата на гробницы царей, а суконные с серебряными крестами из тесьмы на надгробия Великих князей.

Екатерина II Великая во время своего правления решает построить Кремлёвский дворец вблизи Архангельского собора. Автором грандиозного проекта был Василий Баженов. Но в 1773 при рытье котлована под фундамент в краткий период на стенах храма появились трещины, а земля рядом начала проседать. После доклада об этом работы спешно прекратили, а тремя контрфорсами укрепили стену с южной стороны здания.

Посещение храма

На сегодняшний день богослужения проводят достаточно редко, фактически он функционирует как музей.
Посетить собор можно с понедельника по среду и с пятницы по воскресенье, в четверг здесь выходной.
Открыт он с 10.00 до 18.00, а график работы касс сдвинут на час: открываются они в 9.00, а закрываются в 17.00.

Обратите внимание, что туристы могут посетить не только Архангельский собор, но и другие сооружения Кремля по единому билету. Также предлагаются услуги гида, который расскажет о богатой истории этого храма

Учащиеся и студенты, а также члены многодетных семей и другие граждане, относящиеся к льготным категориям, могут побывать здесь бесплатно – ежедневно, если вы просто хотите прогуляться по территории, не заходя в музеи.
По вторникам можно попасть и в музеи: оплата не взимается с членов многодетных семей, учащихся по профессиональным образовательным программам, с посетителей младше восемнадцати лет

Это правило действует только для граждан России.

Важно! Вход с габаритными вещами, животными, велосипедами или скутерами запрещен. Исключение составляют детские коляски

Архангельский собор в XVI веке и до наших дней

Для строительства нового величественного собора на месте старой Архангельской церкви в 1505 году был приглашен известный итальянский зодчий Алевиз Новый. Этот архитектор вошел в историю не только строительством Архангельского собора кремля, но и другими своими работами, которые имеют огромное историческое значение. Например, именно он строил дворец и храмы в Александровской Слободе. Надо сказать, что в то время на работах в Кремле трудилось сразу два Алевиза, один из которых строил великокняжеский дворец, он известен под именем Алевиз Фрязин, ну а второй занялся новым храмом-усыпальницей.

Архангельская церковь

Новый собор в честь святого Архистратига Михаила был закончен и освящен митрополитом Симоном в 1508 году. В тот же год в храм-усыпальницу были перенесены останки русских князей. В 1564-1565 году царь Иван Грозный приказал расписать храм фресками, но до наших дней эти росписи не сохранились, так как спустя сто лет, во времена царствования Алексея Михайловича, собор был расписан повторно. Работы велись артелью русских мастеров под руководством Симона Ушакова

Росписи являются настоящим произведением искусства, и если вы пришли в храм с экскурсоводом, то ваше внимание обязательно обратят на условные портреты русских князей, похороненных в Архангельском соборе. Ничего подобного больше нигде нет

Росписи Архангельского собора Кремля

Внутри Архангельского собора

Сейчас сложно представить, но в XVIII веке все храмы Соборной площади кремля находились в запустении, и причиной тому, конечно же, стал перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург. Архангельский собор не был заброшен, но средства на его содержание выделялись довольно скромные. В 1737 году в праздник Святой Троицы произошел серьезный пожар, который нанес большой ущерб собору, восстанавливали его более двух лет. Только при Екатерине II к храму вернулось былое величие, в его стенах даже возобновили иконописное дело.

Вход в Архангельский собор Московского кремля

Следующим серьезным испытанием для Архангельского собора стала Отечественная война 1812 года. Солдаты Наполеона устроили в храме кухню, в которой не только готовили еду, но и хранили бочки с вином. Во время отступления бочки были разбиты, вино из них вытекло и затопило почти весь пол церкви. Ну и, конечно же, наполеоновцы не могли уйти из Москвы без сувениров.

Магнитики на холодильник в то время не продавались, поэтому они прихватили с собой оклады с икон и другие ценные вещи. Архангельский собор кремля стал первым храмом Москвы, который привели в порядок после нашествия французов: уже 1 февраля 1813 года церковь была восстановлена и вновь освящена.

Внутри Архангельского собора

К 300-летию дома Романовых в 1913 году Архангельский собор обновили, отреставрировали иконостас, отмыли росписи и провели другие работы по благоустройству. Но уже спустя 5 лет храм был закрыт, а службы в нем прекратились. К счастью, здесь не сделали ни бильярдный зал, ни правительственный гараж, а объявили здание памятником культуры и стали готовить к открытию музей. Процесс этот затянулся надолго: работы начались в начале 1920-х годов и продолжались вплоть до начала Великой Отечественной войны. Для свободного посещения кремль открыли только 1955 году, и он сразу же стал одной из самых популярных достопримечательностей Москвы. Вплоть до 1991 года в Архангельском соборе кремля располагался музей, но, как и большинство других храмов, с развалом СССР он был возвращен РПЦ и в нем возобновились службы.

Архангельский собор в Кремле

Усыпальница

Здесь хоронили по примеру Византии правителей Рюриковичей, Романовых и их родственников до XVIII века. Собор служил местом погребения мужчин царского рода. Цариц и княгинь хоронили в соборе Вознесения Христова кремлевского Вознесенского монастыря, разрушенного в 1929 году.

Тогда захоронения из монастыря перенесли в южную часть Архангельского собора. Сюда же перенесли мощи «прародителей государевых». Над гробом, закрытым каменной плитой, возводилась каменная надгробница, на которой помещалась икона, свеча и панихидное блюдо с кануном.

Гробницы

Внутри Архангельского собора – 46 надгробий, под которыми покоятся 56 представителей княжеского рода. Бронзовые саркофаги белокаменных надгробий раннемосковских князей и русских царей установлены во время правления Михаила Романова. Напротив надгробий – изображение в полный рост всех погребенных здесь великих князей.

Расположение погребений проводилось по четким правилам. По южным стенам – великокняжеские погребения. Удельные князья погребены вдоль западной стены, а опальные князья – вдоль северной.

У юго-западных столпов захоронена принявшая православие татарская знать, служившая при русском дворе. 51 захоронение под плитами пола, две раки стоят на полу. В усыпальнице храма погребен сын Ивана Грозного, убитый вспыльчивым отцом, и его малолетний брат царевич Дмитрий, который дважды «воскресал» во времена Смуты.

Здесь же похоронены Романовы: цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович, а также оба брата Петра I. Сам «великий реформатор» упокоился в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, где и стали хоронить представителей царской династии.

В Архангельском соборе – пустая гробница Бориса Годунова, чей прах по приказу Лжедмитрия I в 1605 году выбросили на улицу, чтобы «не осквернять» храм. Позднее прах Бориса Годунова погребли в Троице-Сергиевой Лавре.

У северной стороны Архангельского собора – рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного к лику святых. Князь отказался подчиняться золотоордынскому хану Батыю, за что потерпел мученическую смерть. В Архангельском соборе служили панихиды в дни кончины погребенных тут высочайших особ – князей и царей.

Росписи усыпальницы

В XVI веке собор покрыли художественной росписью. Во времена правления Алексея Михайловича выполнены настенные росписи, над которыми трудились 92 мастера. Военная тематика и сюжеты о борьбе Архангела Михаила с падшим ангелом Сатанаилом занимает главное место в живописи.

Интересна галерея из условных «надгробных» портретов князей и царей, похороненных в усыпальнице. Нижний ярус – «портретная галерея» реальных исторических лиц: более 60 «портретов» московских и удельных князей. Галерею открывает изображение Ивана Калиты.

В куполах – лики пророков и праотцов, эпизоды из жизни Спасителя, на сводах – сюжеты из Нового Завета. В центральном барабане – фигуры Адама и Евы. В западных куполах – образы Архангела Михаила и Гавриила, ниже – апостолов и святых угодников, воинов-мучеников и святого покровителя храма – Архангела Михаила. В роспись включены сюжеты о героической борьбе русских воинов с захватчиками.

Главная православная святыня собора – четырехъярусный иконостас с иконами «Михаил Архангел с житием» и икона Божьей Матери «Благодатное небо». Над алтарем – композиция Богородичного цикла – «Успение Богоматери».

Настоятели собора

  • Иоанн (упом. в 1439),
  • Иоанн (упом. в 1454-1463),
  • Михаил (упом. в 1507),
  • Иуда (упом. в 1518-1519),
  • Симеон (упом. в 1542-1550),
  • Тимофей Яковлев (упом. в 1551),
  • Евстафий (упом. в 1564-1565),
  • Григорий Иванов (упом. в 1569-1570),
  • Иоанн (казнен по приказу Иоанна IV 27 нояб. 1575),
  • Василий (упом. в 1584-1585), Григорий (упом. в 1593),
  • Димитрий (упом. в 1599-1608),
  • Иоанн (упом. в 1613-1630),
  • Григорий (упом. в 1634-1643),
  • Никифор Матвеев (упом. 1645 — ок. 1657),
  • Кодрат (упом. в 1658-1672),
  • Феодор (упом. в 1675-1691),
  • Петр Васильев, духовник Петра I (упом. в 1696-1703),
  • Иаков Михайлов (назначен в 1723, упом. до 1734),
  • Иоанн Семенов (ок. 1738 — 1741) ,
  • Василий Иванов, бывш. духовник императрицы Анны Иоанновны (назначен в 1741, упом. до 1745)
  • Иоанн Комаровский (упом. в 1749 — 1771),
  • Петр Алексеев (1771-1801),
  • Алексий Шумилин (1811-1813),
  • Валентин Амфитеатров (1892-1901),

Эпилог

Прошли столетия, в двадцатом веке Архангельскому собору довелось пережить и обстрел революционными войсками, и запрет на богослужения у царских гробов. Но главный княжеский храм не был разграблен и был превращен в музей.

Сейчас в подклете Архангельского собора ведутся реставрационные работы. В одном из саркофагов были обнаружены мощи преподобной Евфросинии московской, единственный святой из женщин московского княжеского рода. Той самой вдовы Дмитрия Донского, которой явился Архангел Михаил. 28 мая 2008 года, в год 500-летия Архангельского собора, состоялось знаменательное для верующих и для истории собора событие — мощи святой Евфросинии московской были подняты из подклета и перенесены в придел святого мученика Уара.

На протяжении столетий Архангельский собор был олицетворением русского государства. В его судьбе, как в летописи, запечатлено каждое мгновение российской истории. И не раз бывало, что собор сам играл ключевую роль в исторических событиях. Во многом благодаря Архангельскому собору Москва стала духовным и политическим центром России, обрела славу и величие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector