Баренцево море — географическое положение, описание и характеристика

Значение моря в современном мире

На полярном морском берегу поселения возникли еще в 11 в. Здесь вела полукочевой образ жизни северная народность – саами или лапландцы. Они освоили лишь прибрежные воды, вылавливая в летний сезон на лодках-долбленках щук, налимов, окуней, сига.

Настоящее судоходство началось в средние века, когда Голландия организовала строительство крепких вместительных судов, а голландский мореплаватель и картограф В. Баренц (16 в.) занялся поисками пути в Ост-Индию через Ледовитый океан. Желанное открытие не состоялось, но удалось изучить, закартографировать акваторию, которую спустя почти 2 века в 1853 г. назвали его именем.

Баренцево море на карте находится в северо-западном секторе. На большой протяженности оно сопредельное с европейской частью России, Норвегией, Землями Новая и Франца-Иосифа, архипелагом Шпицберген, островами Медвежий, Вайгач. На морских участках Баренцевы воды соседствуют с Норвежским, Белым, Карским морями.

Баренцево море занимает в Северном Ледовитом океане 1 424 000 км2. Дно в этом районе представляет собой пересеченную отмель, средняя глубина которой составляет 222 м, а перепады глубин варьируются в границах 51-600 м.

Океанографы разделяют донный рельеф на несколько зон:

  • центральное равнинное плато;
  • высокие участки – возвышенность Персея с толщиной водного слоя местами всего 51 м, Центральная – 63 м, другие банки – около 200 м;
  • центральную котловину, где имеются опускания дна до 386 м;
  • глубокие желоба – Франца-Виктории (430 м), Западный (600 м), менее выраженные Гусиный, Зюйдкапский, Канинский.

Процентное содержание морской соли незначительно отличается в зависимости от района акватории и годового сезона:

юго-западный сектор 34,7-35,0
восточный 33,0-34,0
северный 32,0-33,0
каботажная (прибрежная) полоса:
весенне-летний период 30,0-32,0
окончание зимы 34,0-34,5

Климатическая картина моря формируется за счет смешения ледовитых воздушных масс и теплых атлантических. Борьба воздушных потоков за господство создает изменчивые погодные условия. Для зимы характерны сильные до штормовых юго-западные ветра. Средняя температура в самом холодном месяце марте опускается с -4°С на востоке до -7° на юго-востоке и до -29,4° на западе и в центре.

Летом устанавливается антициклон – атмосферный вихрь, в противоположность циклону перекачивающий верхние воздушные массы к земле. Он приносит плотную пасмурность, осадки, но усмиряет северо-восточные ветра до слабых.

Наиболее теплыми считаются июль-август, поскольку в центре акватории средние плюсовые t равны 8-9°, в юго-восточной части около 7°, на севере – 4-6°. Время от времени с Атлантики прилетает 6-балльный ветер, ненадолго разгоняя тучи.

Межсезонье – время переменных усиливающихся ветров. Весной выпадает много продолжительных осадков, но, не смотря на это, морозы уходят быстро. Осень более сухая, похолодание наступает медленно. В целом метеорологи относят климат к полярному морскому с преимущественно зимним типом погоды, небольшими колебаниями годовых температур, высокой влажностью.

На Баренцево побережье, а именно в г. Мурманск, можно добраться по железной дороге, автомашиной либо самолетом. Учитывая высокую вероятность штормового ветра, вьюг, заноса междугородных трасс, наиболее подходящим вариантом является поезд. Он выигрывает также по стоимости проезда. Из Москвы до Мурманска путь занимает около 1,5 суток, из Санкт-Петербурга примерно на 10 час. меньше.

По прибытии остается перейти на автовокзал поблизости и сесть на пригородный автобус до нужного населенного пункта или воспользоваться гостиничным трансфером. Зимой местный автотранспорт ходит с перебоями, приходится ждать, пока расчистят дороги.

2000 км преодолеть личным автомобилем непросто без туристического опыта. Через города Ярославль, Вологду нужно выбраться на шоссе А119, пересекающее транзитом старинный город Вытегру и устремляющееся к Медвежьегорску, где есть поворот на шоссе Р21. Эта трасса проведет через Кандалакшу, Мончегорск, Оленегорск до самой Колы – города-спутника Мурманска.

Авиаперелеты в условиях ясной погоды значительно экономят время. Из восточных регионов России добраться до Мурманска без пересадки в аэропортах главной или северной столиц не получится. Дальше понадобится всего 2-2,5 часа до приземления в областном центре. Если авиалайнер прибыл в светлое время суток, городской автобус № 106 за час довезет до автовокзала.

Туризм в Баренцевом море

Не смотря на то что Баренцево море это Заполярье, в последние годы этот регион становится все популярнее для туристов, особенно увлекающихся дайвингом, рыбалкой и охотой. Очень интересен такой экстремальный вид отдыха как подледный дайвинг. Красоты подледного мира могут удивить и бывалых пловцов. Например, размах клешней расплодившиеся в здешних водах камчатские крабы иногда превышает 2 метра. Но нужно иметь ввиду, что погружение под лед — занятие для опытных аквалангистов.

А охота на островах Баренцева моря на тюленя, нерпу или птиц которых здесь видимо не видимо, не оставят равнодушным любого видавшего виды охотника.

Любой дайвер, рыбак, охотник или просто турист, хоть раз побывавший на Баренцевом море, еще и еще будет стремиться попасть сюда что бы увидеть эти северные красоты которые забыть невозможно.

Геологические данные

Баренцево море лежит на материковой отмели. Отличает его от подобных водоемов то, что здесь довольно распространены глубины в 300-400 м, но средней считается – 222 м, а наибольшей – 600 м. Рельеф дна разнообразен: здесь можно увидеть и равнину (Центральное плато), и впадины (Центральная, максимальная глубина – 386 м), и возвышенности (Персея, максимальная глубина — 63 м), и желоба (Западный, 600 м в глубину, и Франц-Виктория — 430 м). Покров дна в южной части преимущественно песочный, лишь изредка можно найти щебень и гальку. В северной и центральных частях встречается ил и песок. Во всех направлениях также наблюдается примесь обломков, ведь здесь распространены древние ледниковые залежи.

Баренцево море сегодня

И сегодня Северный флот ВМФ России базируется на базах расположенных в бухтах Баренцева моря. Основной из них является Североморск, расположенный в 25 км от Мурманска. Североморск возник на месте крошечного поселка Ваенга, в котором в 1917 году проживало всего 13 человек. Сейчас Североморск с населением около 50 тыс. человек, является главным оплотом северных рубежей России.

На Северном флоте несут службу самые лучшие корабли ВМФ России. Такие как авианесущий противолодочный крейсер «Адмирал Кузнецов»

Баренцево море основной регион базирования российского атомного подводного флота. Атомные подводные лодки способны по полгода находиться в автономном плавании, а при необходимости всплывать прямо на северном полюсе.

Так российские подводники со своего подводного крейсера обозревают северный полюс нашей планеты, до которого раньше экспедиции добирались долгие месяцы, а подводники могут там оказаться всего через несколько дней.

Акватория Баренцева моря послужила и развитию военного потенциала СССР. На Новой Земле был создан атомный полигон и в 1961 там прошли испытания сверхмощной 50-мегатонной водородной бомбы. Конечно, вся Новая Земля и прилегающая к ней территория сильно и на долгие годы пострадала, но Советский Союз на многие годы получил приоритет в атомном оружии, который сохраняется и сейчас.

Длительное время вся акватория Северного Ледовитого Океана контролировалась Советским Военно-Морским Флотом. Но после распада Союза большинство баз оказалось брошенными. В Арктику потянулись все кому не лень. А после открытия крупнейших месторождений нефти на Арктическом шельфе возник вопрос охраны Российских северных владений обладающих стратегическим сырьем. Поэтому с 2014 года Россия возобновляет свое военное присутствие в Арктике. Для этого сейчас размораживаются базы на Новой Земле, на острове Котельном входящем в состав Новосибирских островов, на земле Франца Иосифа и острове Врангеля. Строятся современные военные городки, восстанавливаются аэродромы.

Фауна и флора

В Баренцевом море обитает множество видов рыб (их насчитывается 114 видов). Здесь имеется богатый животный и растительный планктон и бентос. Морские водоросли распространены у южного побережья. Самые важные виды рыб в промысловом отношении – это сельдь, пикша, треска, зубатка, морской окунь, палтус, камбала и др. Из млекопитающих здесь представлены нерпа, белый медведь, белуха, гренландский тюлень и др. В настоящее время промысел ведется на тюленя. На побережьях имеется множество птичьих базаров (чайки-моевики, чистики, кайра). В 20 веке на эти территории завезли камчатского краба. Ему удалось адаптироваться и начать активно размножаться. Множество морских ежей, разнообразных иглокожих, разные виды морских звезд распространены по дну акватории интересующего нас водоема.

Течения в море

Баренцево море на карте гидрологических процессов пересекают теплое и холодное течения. Приток и вытеснение воды через проливы за год составляет почти 76 тыс. км³, водообмен охватывает четверть объема моря. Преимущественное влияние оказывает Нордкапское (Норвежское) течение из Атлантического океана.


Через Баренцево море протекает Нордкапское течение.

Оно подогревает водный и воздушный бассейны, несмотря на холодные затоки из Ледовитого океана, Карского моря. Это создает незамерзающую юго-западную рекреацию с круглогодичной плюсовой температурой. Из-за неровностей дна теплое течение распространяется в глубину локально, перемежаясь холодными слоями, образуя над возвышенностями шапки ледяной воды.

В феврале, марте отмечаются поверхностные температуры от +3 до +5°C, летом у материкового берега вода прогревается до 12°. Северо-западный и северо-восточный секторы охвачены влиянием арктических вод, поэтому здесь стабильно держится ледяной покров, за исключением редких случаев полного оттаивания моря.

Природа

С давних времен воды Баренцева моря, необыкновенно богатые рыбными ресурсами, кормили жителей побережья. Спустя века его роль ничуть не отошла на второй план: на данный момент здесь водится около 114 видов рыб, при этом активно вылавливаются треска, пикша, камбала, морской окунь, сельдь. Однако с растущими потребностями человека, порой берущего от природы даже сверх того, что ему действительно необходимо, Баренцеву морю угрожает серьезное нарушение его природного баланса. Более того, до сих пор морской подводный мир испытывает на себе последствия искусственного разведения камчатских крабов в Баренцевом море, которым в 60-70 гг. XX в. занимались советские специалисты

Теперь популяция крабов растет не по дням, а по часам, ставя под угрозу целостность местной природной биосистемы.Особенное внимание Баренцево море привлекает в свете погони развитых стран мира за новыми месторождениями нефти и газа, многие из которых сконцентрированы в Арктике. Континентальный шельф, над которым разливаются воды Баренцева моря, скрывает огромный топливный потенциал

В связи с этим Баренцево-морская область оказалась в самом центре правового конфликта между Норвегией и Россией. Но 27 апреля 2010 г. Россия и Норвегия подписали договор о разделе границ в Баренцевом море.Вполне естественно, что ученые уже начинают бить тревогу: море и так сильно страдает из-за промысловой деятельности человека и нет твердой гарантии от загрязнения его вод в процессе добычи нефти и ее транспортировки. Это может обернуться катастрофой для всего живого в этой области. Уже сейчас остро стоит проблема радиоактивного загрязнения Баренцева моря: здесь во второй половине XX в. были захоронены ядерные отходы, которые с течением времени все больше дают о себе знать.

Общая информация

Впадающие реки: Печора, Индига.

Крупнейшие острова: архипелаги Новая Земля, Шпицберген, Земля Франца-Иосифа.

Важнейшие порты: Мурманск (Россия), Вардё (Норвегия), Лонгйир (Шпицберген, Норвегия).

Важнейшие аэропорты: в городах Мурманск, Киркенес (Норвегия), Лонгйир (Шпицберген, Норвегия).

Климат и погода

Полярный морской.
В зимнее время около 75% водной поверхности покрывается льдом (судоходной остается только юго-западная часть моря).Средняя температура лета: +1ºС. ,+10ºС.

Средняя температура зимы: до -22ºС…-25ºС.

Среднее количество осадков: 250-500 мм.

Экономика

Рыболовство (сельдь, морской окунь, пикша, треска и т. д.), китобойный промысел.Транспортное судоходство (важный путь сообщения России с Северной Европой).Добыча угля, начавшаяся с начала XX в. на Шпицбергене, в 2007 г. российским объединением «Арктикуголь» прекращена — по причине ее убыточности.Сфера услуг: полярный туризм, в том числе рыбалка, на Шпицбергене.В перспективе возможно развитие нефтедобывающей и газодобывающей промышленности.

Достопримечательности

Мурманск

  • Мурманский океанариум
  • Храм Спаса на Водах
  • Площадь Пяти Углов (главная площадь города)
  • Семёновское озеро
  • Мемориал Защитников Советского Заполярья
  • Мемориал в честь моряков, погибших в мирное время

Шпицберген (Норвегия)

  • Гора Ньютон (1712 м)
  • Национальные парки и заповедники архипелага

Для России Баренцево море важно не только как судоходный путь к соседним европейским странам, но и как база Северного флота ВМС России, созданного в 1933 г. как Северная военная флотилия

На данный момент именно он считается самым мощным и технически оснащенным военным флотом России.
Хотя освоение Баренцева моря началось еще а XI в., технологии, позволяющие беспрепятственно проходить оледеневшие участки, появились не так давно, в середине XIX в. Одно из первых в мире судов, приспособленных для путешествий по замерзшим водным участкам, ледокол, — появилось в 1864 г. в России, а англичанами первый арктический ледокол был выпущен лишь в 1898 г. Можно себе представить, каких трудов стоило мореплавателям XVI-XVII вв. преодолевать сложные маршруты Баренцева моря, когда со сменой сезонов возникала угроза остаться зимовать посреди ледяной пустыни (именно такая судьба ждала последнюю экспедицию Виллема Баренца).
В области Баренцева моря может наблюдаться оптический эффект Новой Земли. Суть его заключается в том, что признаки восхода солнца проявляются раньше его фактического появления. В зависимости от сочетания атмосферных факторов солнечный свет может появиться как прямая линия или четырехугольник.
На норвежском острове Западный Шпицберген России принадлежит поселок Баренцбург, а также законсервированные поселки Пирамида и Грумант. Российские граждане могут посещать весь архипелаг без визы.

Северный флот во время СССР

После революции 1917 года во время интервенции и Гражданской войны большая часть кораблей флотилии Северного Ледовитого океана были брошены и пришли в негодность. только в 1922 году правительство Советской России из сохранившихся кораблей, сформировало в Мурманске эскадру Морских сил Северного моря, которая просуществовала всего два года, и в 1922-м году была расформирована при сокращении советских вооруженных сил.

Однако в начале 1930-х годов возникла явная угроза со стороны Японии. Советскому Союзу необходим был сильный Тихоокеанский флот. Для его формирования было решено отправлять на Дальний Восток новые боевые корабли Северным Морским путем, с этой целью была воссоздана военно-морская база в Мурманске.

1 июня 1933 года, по циркуляру Главного штаба РККА была образована Северная военная флотилия. В состав флотилии вошли несколько кораблей, в том числе заложенные еще в царской России эсминцы «Урицкий» и «Рыков», построенные уже при советской власти сторожевики «Ураган» и «Смерч», а так же новые подводные лодки Д-1 «Декабрист» и Д-2 «Народоволец». Этот отряд под названием первой Экспедиции особого назначения был переправлен в Баренцево море по Неве, через Ладогу, Онегу и только что построенный Беломорско-Балтийский канал. Командующим флотилией был назначен флагман 1 ранга Захар Закупнев, бывший унтер-офицер и комендор Балтийского флота. Военно-морская база в Мурманске стала основным местом базирования боевых кораблей в Баренцевом море.

Во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг Северный флот сыграл огромную роль в победе СССР над фашистской Германией. Корабли и подлодки Северного флота действующие в Баренцевом море были единственной силой сумевшей в тяжелейших условиях обеспечить прохождение конвоев, доставлявших военные грузы и продовольствие для Советского Союза от союзников. Североморцы за время войны уничтожили более 200 боевых кораблей и вспомогательных судов, более 400 транспортов и 1300 самолётов фашистской Германии. Они обеспечили проводку 76 союзных конвоев включавших 1463 транспортов и 1152 кораблей охранения.

За время войны Северный флот увеличился в несколько раз. Если 22 июня 1941 года в его составе было всего 30 боевых кораблей и подлодок, то к середине 1945-го – уже 255. Двенадцать кораблей, частей и соединений Северного флота получили звание гвардейских, 47 стали орденоносными. Уже после войны в честь 20-летия Победы Краснознаменным стал и сам Серверный флот. 6 мая 1985 за оборону от немецких войск в годы Великой Отечественной войны года Мурманску было присвоено почётное звание «Город-герой». Мурманск был награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени и медалью «Золотая звезда». Так в Советское время выглядела военно-морская база в Полярном.

Пищевая промышленность и судоходство

Рыбный промысел в Баренцевоморском бассейне касается 20 пород, таких как:

  • морской окунь;
  • зубатка;
  • треска;
  • сайка;
  • пикша;
  • атлантическая сельдь;
  • камбала;
  • мойва;
  • палтус;
  • атлантический лосось (семга).

Сотни тысяч тонн ежегодного улова рыбы, тюленя, морепродуктов стали истощать природные запасы, поэтому с 70-х годов ХХ в. применяется регулируемый вылов. Постепенно биоценоз моря восстанавливается, а разведение рыбы на фермах компенсирует уменьшение объемов промышленной добычи.

По Баренцевому морю пролегает маршрут, связывающий между собой районы Заполярья, европейский север России с Сибирью, государствами на западе и востоке. Глубины позволяют курсировать большим транспортным судам.

Экономическое значение

Баренцево море обладает несколькими полезными для человеческой деятельности ресурсами. Эта особенность позволяет России и Норвегии увеличить доходы. А транспортные пути используют многие государства.

Распределение ресурсов неравномерное. Но акватория используется в разных сферах:

  • пищевая промышленность;
  • судоходство;
  • добыча нефти;
  • военное дело.

Каждый год в море вылавливают тонны ценной рыбы: атлантической сельди, трески, мойвы, палтуса, семги, окуня. За последние годы запасы истощились, поэтому добычу морепродуктов ограничили. Рыбу начали разводить искусственным путем, для чего создали специальные фермы.

Баренцево море используется в качестве судоходных путей. Маршруты связывают Заполярные районы, европейскую часть РФ с Сибирью, западными и восточными государствами. Глубокие котловины позволяют свободно передвигаться большим транспортным и грузовым суднам.

Территории, которые относятся к РФ и Норвегии, хранят залежи нефти. Открыли их недавно — некоторые обнаружили только в 2013 году. А в 2016 начали эксплуатировать первую скважину, позволяющую добраться до глубины в 380 м. Согласно планам, ресурсов в ней хватит на 15 лет.

Так как берега моря изрезаны скалами и фьордами, эти участки подходят для баз военных кораблей и подлодок. Географические условия хорошо защищают потенциалы флота. Закрытые гавани не позволяют добраться до суден ни с суши, ни с воздуха, ни с моря. Надежная местность подходит для ведения наблюдений и боевых действий, одновременно затрудняя атаку врагов.

Гидрология

Водные ресурсы Баренцева моря постоянно пополняются двумя большими реками – это Индига и Печора. Вода в самом море, а именно ее поверхность, постоянно находится в движении. Она течет по кругу против часовой стрелки. В центральной части этого моря ученые обнаружили систему течений. Изменения в этих волнениях могут происходить под воздействием водообмена с другими морями и от перемен в направлении ветров. Наибольшее влияние на прибрежную часть имеют отливно-приливные течения. Баланс в Баренцевом море поддерживается и благодаря водам из окружающих морей. Общий объем воды, который переносится между ними в год, равен ¼ всей жидкости в этом водоеме.

Географическое положение и климат

Смотреть, где находится Баренцево море, лучше по карте мира. Оно расположено в северо-западном секторе и омывает берега России и Норвегии. Его воды касаются островов Медвежий и Вайгач, архипелага Шпицберген. А также они соседствуют с Белым, Карским и Норвежским морями.

Акватория занимает 1 424 тысяч кв. км в Северном Ледовитом океане. Дно — пересеченная отмель, а максимальная глубина Баренцева моря достигает 600 метров.

Его рельеф делится на несколько зон:

  • равнинное центральное плато;
  • возвышенности;
  • центральная котловина;
  • глубокие желоба.

Возвышенности на дне моря колеблются от 51 (Персея) до 200 метров. В котловине глубина достигает 386 м.

Самый большой желоб — Западный (600 м), менее выраженными считаются Франца-Виктории, Канинский и Гусиный.

Соленость вод моря зависит от сезона года и района акватории.

В разных секторах она отличается:

  • северный — 32−33 промилле;
  • юго-западный — 34,7−35;
  • восточный — 33−34.

Весной и летом показатель уменьшается, но зимой увеличивается. На климат влияет перемещение воздушных масс — теплых атлантических и ледовитых. Из-за этого погода в Баренцевом море постоянно меняется. Зимой преобладают штормовые ветры, а средняя температура опускается до -7 градусов на востоке и до -29 на западе. Теплые дни начинаются в июле и августе: от -4 до +9 в северных и центральных территориях соответственно.

География

Берега Баренцева ( Мурманского ) моря. Из «Tabula Russiae», Джоан Блау, Амстердам, 1614 г.

Южная половина Баренцева моря, включая порты Мурманск (Россия) и Вардё (Норвегия), остаются незамерзающими круглый год из-за теплого дрейфа Северной Атлантики . В сентябре все Баренцево море более или менее полностью освобождается ото льда. До Зимней войны (1939–40) территория Финляндии доходила также до Баренцева моря. Его гавань в Петсамо была единственной незамерзающей зимней гаванью Финляндии.

В Баренцевом море есть три основных типа водных масс : теплая соленая атлантическая вода (температура> 3 ° C, соленость > 35), образовавшаяся в результате североатлантического дрейфа ; холодная арктическая вода (температура <0 ° C, соленость <35) с севера; и теплая, но не очень соленая прибрежная вода (температура> 3 ° C, соленость <34,7). Между атлантическими и полярными водами образуется фронт, называемый полярным фронтом. В западной части моря (недалеко от острова Медвежий ) этот фронт определяется рельефом дна и поэтому из года в год относительно резкий и стабильный, а на востоке (в сторону Новой Земли ) он может быть довольно размытым и устойчивым. его положение может заметно меняться в разные годы.

Земли Новой Земли достигли большей части своей прибрежной дегляциации в раннем голоцене примерно за 10 000 лет до настоящего времени.

Степень

Международная гидрографическая организация определяет пределы «Баренц море» [ так в оригинале ] следующим образом :

На западе : северо-восточная граница Норвежского моря [линия, соединяющая самую южную точку Западного Шпицбергена [ sic ] с мысом Нордкап Медвежьего острова , через этот остров до мыса Булл и оттуда до Нордкапа в Норвегии (25 ° 45 ‘) E)].
На северо-западе : восточный берег Западного Шпицбергена [ sic ], пролив Хинлопен до 80 ° северной широты ; южное и восточное побережье Северо-Восточного побережья до мыса Ли Смит ( ).
На севере : мыс Ли Смит через острова Большой остров , Жиля и Виктория ; Мыс Мэри Хармсворт (юго-западная оконечность Земли Александры ) вдоль северного побережья Земли Франца-Иосифа до мыса Кольсаат ( ).
На востоке : мыс Кольсаат до мыса Желания (Желание); западное и юго-западное побережье Новой Земли до мыса Куссова Нос и оттуда до мыса западного входа в бухту Долгая ( ) на острове Вайгач . Через остров Вайгач до мыса Гребень; оттуда на материк на мыс Белый Нос.
На юге : северная граница Белого моря .

Другие острова в Баренцевом море включают Чайчи и Тиманец.

В честь кого названо Баренцево море

Начало освоения Баренцева моря свершалось в XVI-XVII веках, в эпоху Великих географических открытий. Изыскивая торговые пути, европейские мореплаватели пытались пройти на восток что бы обогнув Азию попасть в Китай, но далеко пройти не могли из-за того что большая часть была покрыта торосами льдов не тающих даже в течение короткого северного лета. Голландский мореплаватель Виллем Баренц в поисках северных торговых маршрутов очень тщательно разведывал воды Северного моря.

Он открыл Оранские острова, Медвежий остров, исследовал Шпицберген. А в 1597 году его корабль надолго вмерз во льды. Баренц со своей командой оставили вмерзший во льдах корабль и на двух шлюпках стали пробиваться к берегу. И хотя экспедиция достигла берегов, сам Виллем Баренц погиб. С 1853 г это суровое Северное море стало называться в его честь Баренцевым, хотя до этого оно официально на картах значилось как Мурманское.

Хозяйственное значение, промышленность и судоходство

Очень важно как для РФ, так и для Норвегии и ряда других стран Баренцево море. Россия активно использует его ресурсы

Оно богато разнообразными видами рыб, животным и растительным планктоном, а также бентосом. Благодаря этому в Баренцевом море активно ведется Россия добывает на шельфе Арктики также углеводороды. Уникальным проектом нашей страны является Приразломное. Впервые осуществляется со стационарной платформы добыча углеводородов в этом районе. Платформа (МЛСП «Приразломная») позволяет проводить все необходимые технологические операции прямо на месте. Это очень упрощает процесс добычи.

Очень важным является также морской путь, соединяющий европейскую часть нашей страны с портами восточных (с 19 века) и западных стран (с 16 века), а также Сибири (с 15 в.). Самым крупным и основным портом России является Мурманск (на фото ниже).

Среди других выделяются следующие: Индига, Териберка, Нарьян-Мар. Норвежские порты — Киркенес, Вадсе и Варде. В Баренцевом море находится не только торговый флот нашей страны, но и военно-морской, включая подводные атомные лодки.

Что такое географическая карта

Географическая карта – это изображение поверхности Земли с нанесенной координатной сеткой и условными обозначениями, пропорции которых напрямую зависят от масштаба. Карта географии — это ориентир, по которому можно выявить место расположения того, иго массива, объекта или место пребывания человека. Это незаменимые помощники для геологов, туристов, пилотов и военных, чьи профессии непосредственно связаны с путешествиями, поездками на длительные расстояния.

Виды карт

Условно разделить географические карты можно на 4 вида:

  • по охвату территории и это карты материков, стран;
  • по назначению и это – туристические, учебные, дорожные, навигационные, научно-справочные, технические, туристические карты;
  • по содержанию – тематические, общегеографические, общеполитические карты;
  • по масштабу – мелкомасштабные, среднемасштабные и крупномасштабные карты.

Каждая из карт посвящено какой-то теме, тематическая отражает острова, моря, растительность, населенные пункты, погоду, почвы с учётом охвата территории. Карта может представлять из себя лишь нанесённые страны, материки или государства в отдельности в определённом масштабе. С учетом того, насколько уменьшена та, иная территория масштаб карты бывает — 1х1000,1500, что означает уменьшение расстояния в 20000 раз. Конечно, несложно догадаться, что чем больше масштаб, тем более подробно нарисована карта. И всё же отдельные части поверхности земли на карте искажены в отличие от глобуса, способного передавать облик поверхности без изменений. Земля — шарообразная и искажения встречаются, такие как: площадь, углы, длина объектов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector