Башня сююмбике

Откуда взялось необычное название башни

В истории Казанского ханства было много славных правителей-мужчин и всего лишь одна царица-регентша, которую звали Сююк. Она происходила из знатного и богатого рода основателей Ногайской орды. Два раза Сююк была замужем, и оба ее мужа правили Казанским ханством.

В 1549 году любимый супруг Сююк – хан Сафа-Гирей умер, а ее трехлетний сын Утямыш-Гирей не мог стать царем из-за того, что был еще несмышленым ребенком. Женщине пришлось нарушить устоявшуюся традицию и принять на себя нелегкие бразды правления ханством.

Вид на башня Сююмбике от Благовещенского собора

Царствование Сююк длилось недолго – всего два года, но было очень достойным. Во время него были отменены некоторые налоги для купцов, ремесленников и крестьян. Хорошо образованная правительница принимала иностранных послов и вела дела с Арменией, Персией и Турцией. По ее указу была построена большая библиотека, книги в которую доставляли из разных стран Азии и Европы.

Народ любил свою царицу и называл ее Сююмбике, что в переводе с татарского значит «любимая госпожа». Этим именем была названа не только башня в Казани, но и улицы в некоторых татарских городах и поселениях.

История

Строительство

Вопрос даты постройки башни является дискуссионным: часть учёных датирует башню XVII—XVIII веками, некоторые — относят строительство башни ко второй половине XVI века, другие — и вовсе к периоду Казанского ханства (то есть до 1552 года).

Не существует исторических документов, описывающих строительство башни, так как основной архив Приказа Казанского дворца, где хранились все документы по управлению Казанью в XVI—XVII веках, сгорел во время пожара Москвы в 1701 году. Татарских документов периода Казанского ханства также не сохранилось, так как они были утеряны во время взятия Казани.

Предположения о существовании башни в ханский период

К версии возникновения башни в ханский период склонялся известный краевед, профессор Казанского императорского университета Н. П. Загоскин.

Исследователь начала ХХ века Н. А. Спасский полагал нижние ярусы башни постройками ханского периода, а остальную часть возведённой в XVIII веке во время превращения бывшей мечети Нур-Али в церковь.

Версии о возведении башни в русский период

В авторитетном труде «Казань в памятниках истории и культуры», вышедшем под редакцией С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева, башня ориентировочно датируется 1645—1650 годами.

При этом, в академическом издании «Истории Казани» А. Х. Халиков и С. Х. Алишев утверждают, что башня Сююмбике была построена в середине XVII века на месте существовавшей там ханской башни:

Однако, гипотезы о постройке башни ранее второй половины XVII века не подтверждаются древнейшими изображениями Казани, выполненными посещавшими её путешественниками. На самом раннем изображении Казани саксонского учёного Адама Олеариуса, посетившего город в 1638 году, башня Сююмбике отсутствует. Башня Сююмбике также не представлена на «Чертеже Казанском» XVII века, на видах Казани из монографии амстердамца Николааса Витсена «Северная и Восточная Татария» 1692 года.

Сторонники версии о возведении башни в конце XVII века в качестве дозорной отмечают, что в своём современном виде башня сформировалась не ранее 1690-х годов. На это указывает наличие в первом ярусе элементов ордерного оформления — колонны на тумбах, ширинок ограждающих парапетов, а также характерная форма оконных проёмов с арками пониженного очертания, свойственных этому периоду (Московское барокко). Необычно острая форма шатра и ступенчатая композиция башни имеет архитектурные аналоги в шатровых завершениях башен Иосифо-Волоколамского монастыря, а также Боровицкой и Беклемишевской башен Московского Кремля (шатры 1680-х годов).

Общая сухость, строгость декоративного оформления даёт возможность предполагать и более позднюю датировку строительства башни — вплоть до 1730-х годов, когда на башне был установлен двуглавый орёл.

В пользу версии о строительстве башни только в XVIII веке свидетельствует и тот факт, что на плане города Казани это сооружение впервые появляется только в 1717—1718 годах, то есть уже в петровское время. Так, С. Саначин на основе анализа картографических и письменных источников определяет время строительства башни 1694—1718 годами.

Навершие

Установление двуглавого орла на башню относят к 1730 году.

Поскольку по преданиям казанских татар в шаре («яблоке») навершия башни якобы были заключены важные документы, связанные с татарской историей и культурой, в XIX веке его снимали и осматривали.

В феврале 1918 года по инициативе Центрального мусульманского комиссариата (Комиссариата по делам мусульман Внутренней России при Наркомнаце) были подписаны декреты Совнаркома о возвращении мусульманам памятников национальной истории и культуры — башни Сююмбике в Казани и караван-сарая в Оренбурге. Телеграмма о передаче башни Сююмбике, подписанная М. Вахитовым, была оглашена Я. С. Шейнкманом на общем собрании Казанского Совета. Газета «Правда» от 14 марта 1918 года сообщала о торжественной передаче башни мусульманскому населению Казани:215. Тогда же на ней российский герб заменили на полумесяц.

В 1930-х годах в связи с антирелигиозной государственной политикой полумесяц с башни был убран.

В перестроечное время (в конце 1980-х годов) по просьбам татарской общественности на вершину башни вновь установили позолоченный полумесяц.

Башня является проездной, так как в нижнем ярусе — сквозной проезд, перекрытый распашными воротами.

Что из себя представляет башня

О том, что собой представляет
«Suumbike manarasi», в Каталоге-справочнике о памятниках истории и
культуры (1993 г.) читаем: «Башня пятиярусная — три разных по
высоте четырехгранника, поднимаясь уступами, несут два восьмерика, завершенных
стройным граненым шатром с дозорной вышкой над ним, увенчанной шпилем с
позолоченным полумесяцем на яблоке. Общая высота достигает 58 м.»

Башня Сююмбеки

Планы этажей

Перекрытия второго и третьего ярусов
сводчатые. Башня Сююмбике возведена из большемерного, хорошо обожженного
кирпича и имеет заметный наклон в северо-восточную сторону: на сегодняшний день
отклонение ее шпиля от вертикали составляет 1,98 м. Нижний ярус башни состоит
из 2 пилонов, соединенных цилиндрическим сводом над проездом. В толще каждого
пилона располагаются’ наклонные сводчатые коридоры с лестницей наверх. На
западном и восточном фасадах пилоны имеют по две приставные декоративные
колонны стилизованного ордера. Стены кирпичные (8*14,5-15*29,5-30,5 см),
раствор кладки известковый, шатер облицован кровельным железом, фундаменты
каменные и покоятся на дубовых сваях, вбитых для уплотнения грунта.

В 1914-16 г.г. в связи с
отклонением башни от вертикали были проведены реставрационные работы, в частности,
нижний ярус был укреплен широким стальным бандажом на уровне пяты свода,
несколько исказившим ее архитектурный облик.
Этот бандаж, в сущности не решающий проблемы инженерного укрепления башни,
давно уже ослаб, потерял прочность, и, вероятно, будет снят при последующей
реставрации.

В 1918 г. башня была передана
декретом Совнаркома «в вечное пользование трудящимся мусульманам» и
увенчана посеребренным полумесяцем. Сброшен в 1934 году. С 1991 года башня
используется как минарет для чтения азана во время поминальной молитвы в честь
жертв 1552 года и в связи с этим в 1993 г. была увенчана золоченым
полумесяцем.

Памятник пережил несколько
косметических реставраций в советское аремя: в 1958-1959 гг., 1970 и в конце
1980-х гг. Они сводились к замене выветрившейся кирпичной облицовки, ликвидации
трещин и выпучин в кладке.

Заметный наклон башни в
северо-восточном направлении привлекает всеобщее внимание. Сейчас отклонение ее
шпиля от вертикали составляет 1,98 м. В 1960 г

сооружение было
включено в список памятников архитектуры РСФСР

В 1960 г. сооружение было
включено в список памятников архитектуры РСФСР.

Что в имени твоем?

«Прощание Сююмбике с могилой Сафа-Гирея». Худ. Н.Хазиахметов

Народ сложил множество легенд об этой башне, и почти все они так или иначе связаны с именем Сююмбике, последней казанской царицы.

Кто же она, — легендарная и незабываемая «любимая госпожа»?

Сююмбике была дочерью ногайского мурзы Юнуса. В 1533 году ее привезли в Казань в качестве невесты казанского царя Джан-Али, бывшего до того касимовским царем и посаженного на казанский престол русским великим князем Василием III. Очень скоро(одни источники говорят о 1533 годе, другие — о 1536) он был убит казанцами, восставшими против него. Сююмбике в том же году стала женой казанского царя Сафа-Гирея. «Казанский Летописец» характеризовал ее как исключительно красивую, культурную, начитанную женщину, собравшую большую библиотеку, умелого политика и дипломата. После смерти Сафа-хана в 1549 году она стала регентшей (правительницей) при малолетнем сыне Утямыше. Но она правила лишь три года, да и номинально. Фактически всем управлял крымский вельможа — углан Кощак. Но в 1551 году он и еще несколько таких же активных сторонников независимости Казани были выданы Ивану IV, а вскоре наступила очередь и Сююмбике с Утямышем. В августе того же года ее вместе с сыном увезли в Москву. На двенадцати ладьях отправили и ханские сокровища. В 1552 году Сююмбике насильно выдали замуж за русского ставленника — хана Касимовского и Казанского Шах-Али (брата Джан-Али). До последних дней своей жизни она была вынуждена жить в Москве.

Название «Suumbike manarasi» — это калька, перевод с русского «Башня Сююмбике», которое появилось относительно недавно, лишь в 1 половине 19 века, когда кружок русских краеведов, очарованный легендарной историей Кремля, заменил тусклое наименование «проездная башня оберкомендантского дома со шпицем» на романтическое «Сумбекина башня». Между тем, ее татарское название было иным — «Хаn manarasi» или «Хаn macete manarasi». Это название отразило народную память о местоположении Хан-джами и ее минарета, разрушенных русскими. И действительно, археологические исследования 1976-1977 и 2000 гг. обнаружили у подножия башни в сторону Дворцовой церкви остатки целого комплекса монументальных построек — мечети, минарета и Ханских durbe (усыпальниц) на этом месте! В развале их стен сохранились обломки белокаменных надгробий с фрагментами надписей, гипсовых рельефов. Вскрыты останки пяти мусульманских захоронений — четыре взрослых и детское. Проведенное в 90-х годах коллективом ученых из Москвы, Казани и Самары комплексное антропологическое изучение костяка из мавзолея №1 и костяка из южного погребения в мавзолее №2 позволило казанским ученым уверенно утверждать, что оба они принадлежат казанским ханам — первый Махмутеку, одному из первых казанских ханов, умершему в начале 1460-х годов., а второй — Мухаммед Амину, умершему в 1518 году.

Где-то здесь же должны лежать останки еще трех Казанских ханов, захороненных в Хан-джами, в том числе и любимого мужа Сююмбике — Сафа-Гирея.

Фото №58753. Танец Сююмбике. Анастасия Бузунеева

Легенды башни

Со зданием связано множество легенд и историй:

  • История первая. Царь Иван IV Грозный прослышал о красоте казанской регентши и решил жениться на ней. Царица была против и тогда царь пригрозил сровнять ханство с землей, а всех жителей убить. Сююмбике согласилась ради своего народа, но в свадебную ночь сбросилась вниз с нового строения и погибла.
  • История вторая. Башня была возведена после взятия Казани в 1552 году по указу Ивана Грозного, но по просьбе татарской царицы. На её строительство ушло семь дней, по ярусу на каждый, и после окончания строительства царица захваченного ханства сбросилась с нее вниз.
  • История третья. Сооружение было построено по приказу Сююк в память о её втором погибшем муже Сафа-Гирее.

Правда, однако, оказалась намного печальнее. После взятия Казани Иваном IV Грозным, мурзы откупились казной, царевной и её сыном, которых перевезли в Российскую Империю и крестили. Женой русского царя Сююк не стала. Впрочем, оттого совсем не уменьшается красота и загадочность падающего строения. Не меньший интерес у архитекторов и учёных вызывает причина наклона строения. На основе проведенных исследований предполагают, что наклоняться в восточную сторону строение стало из-за элементарной ошибки в ходе строительства почти сразу же после его окончания.

Обнаружили наклон и предприняли меры только в 1930 году. Жёсткий каркас, элементы которого можно заметить на первом ярусе, остановил падение и помог сохранить объект культурного наследия РФ в первозданном виде, чтобы Вы смогли лично полюбоваться его великолепием.

Экскурсия к башне

Посмотреть на падающую башню, а также сфотографироваться на её фоне, можно на по территории Казанского Кремля. Красивое архитектурное сооружение восхищает туристов не только днём, но и ночью, когда загорается ярким светом при помощи мощных прожекторов. На территории Кремля можно купить сувениры с изображением одной из главных достопримечательностей столицы Татарстана.

Башня Сююмбике — это одна из самых популярных достопримечательностей Казани наряду со всем Казанским Кремлем и мечетью Кул Шариф. Однако популярность ее вызвана не столько историческим прошлым, сколько одним атрибутом: башня Сююмбике относится к падающим башням с отклонением проекции шпиля (высшей точки башни) почти на 2 метра (1,98 м). Благодаря этому башня Сююмбике популярна не только среди российских туристов, но и необычайно известна во всем мире.

Башня Сююмбике представляет собой семиярусное конусное здание, выстроенное из красного кирпича общей высотой 58 метров. Она расположена внутри комплекса Казанского Кремля на Казанском холме.

История падающей башни

На самом деле царь Иван Грозный никогда не предлагал царице Сююмбике выйти за него замуж. Своим названием падающая башня в Казани действительно обязано дочери ногайского бия Юсуфа. Царица была любима народом, в том числе, потому что отменила многие налоги и подати. После взятия Казани Сююмбике была выдана замуж за правителя Касимова Шах-Али. Этот достоверный факт широко известен.

Во время взятия Казани многие летописи времён Казанского ханства были утеряны. Более поздние документы сгорели в 1701 году во время пожара в Москве, когда сгорел практически весь архив Приказа Казанского дворца. Достоверно известно, что во времена правления Петра I башня уже была на плане города 1717 года. При этом на зарисовках Казани 1638 года выполненных путешественником Олеариусом падающая башня Сююмбике отсутствует.

На основе археологических исследований слоев почвы строительство башни Сююмбике можно датировать не ранее 1645—1650 годов. Согласно анализу картографических данных и характерных элементов Московского барокко, в стиле которого строилась падающая башня Сююмбике, период её возникновения можно датировать между 1694—1717 годами. Это через 1,5 сотни лет после взятия Казани. Так же существуют предположения, что на том месте где сейчас находится падающая башня, в Казани раньше стояло другое сооружение. Возможно, что это тоже была башня или минарет возведенный в XI-XV веках из дерева. Как показали современные исследования падающая башня в Казани действительно была возведена в короткие сроки.

Казанское детище итальянского архитектора

Помня княжеское благодеяние, хан решил, построив мечеть, увековечить в камне мирный союз, заключенный при его правлении между Казанью и Москвой. С этой целью Мохаммед-Амин вновь обратился к своему благодетелю с просьбой прислать в его распоряжение итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, жившего в Москве и известного ему по строительству Боровицкой башни Кремля, производившемуся во время его пребывания в столице.

Таким образом, автором проекта башни Сююмбике мог оказаться знаменитый итальянский зодчий, украсивший своими работами многие европейские города, или кто-то из его учеников. Эта гипотеза находит подтверждение в том, что ее архитектурный облик во многом схож с другими творениями мастера, и если она верна, то возведение башни следует отнести к концу XV века. При этом верхняя часть сооружения перестроена в XVIII веке, в связи с тем, что прежнюю мечеть, возведенную ханом Мохаммед-Амином и носившую название Нур-Али, превратили в православный храм.

Новости Казани

Аналог или цифра? И мы не о телевизорах4 сентября 2019, 15:50РЕСТОПАРК – ивент, который меняет рестораны!29 августа 2019, 18:30ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРИЗОВ И ПОДАРКОВ В КАЗАНИ: К КОМУ ОБРАТИТЬСЯ28 августа 2019, 10:55Помощница президента РТ вышла замуж за Бекмамбетова22 апреля 2019, 13:30Шамовская психиатрическая больница стала пятизвездочным отелем3 апреля 2019, 09:10Татарстан находится на 64-м месте в рейтинге доступной ипотеки25 марта 2019, 18:35В Иннополисе запустят беспилотное аэротакси25 марта 2019, 18:30Где и как отметить Новый год в Подмосковье, чтобы он запомнился21 ноября 2018, 09:10На Гагарина появится сквер в честь памяти казанских летчиков1 октября 2018, 20:55Что такое аюрведическая косметика22 сентября 2018, 09:50

Интересные факты

  • Падающая казанская башня Сююмбике выше падающей Пизанской на два метра.
  • В восемнадцатом веке башня обеспечивала великолепный обзор более чем на 50 километров, благодаря чему город всегда знал о грозящей ему опасности.
  • В советское время рядом с башней Сююмбике проводились раскопки – были найдены остатки мечети и ханских усыпальниц, обломки надгробий с надписями, монеты.
  • В 1994 году территория Казанского кремля, где находится падающая башня, объявлена культурным музеем-заповедником.
  • Башня Сююмбике запечатлена в российском фильме «Сокровища О.К.». Главные герои по сюжету пробираются в башню в поисках сокровищ. Для съемки крупных планов в московском павильоне был отстроен фрагмент башни Сююмбике в естественную величину.
  • С 1991 года башня выполняет функцию минарета – в ней читают поминальные молитвы по соотечественникам, которые погибли в 1552 году при взятии Казани Иваном IV.
  • Если верить местным старожилам, загаданное при подъеме по лестнице к воротам башни желание непременно исполнится.

(34 оценок, среднее: 4,71 из 5) Ещё интересные сооружения

  • Чамские башни Пошану
  • Башня смерти в Перми
  • Башня дураков в Вене
  • Лондонский Тауэр

Легенда о башне Сююмбике

Каждый житель Казани знает легенду о татарской царице Сююмбике. Иван Грозный, увидев портрет прекрасной ханши, влюбился в нее и решил сделать своею царицей. На что получил отказ, который и стал причиной похода на Казань. После долгой осады русские войска взяли город, и царь потребовал согласия на брак.

Хитрая Сююмбике поставила одно условие: чтобы за семь дней он построил башню, такую же красивую и стройную, как сама ханша. В день мастера возводили по ярусу и успели в срок. Сююмбике поднялась на самый верх, оглядела свои родные просторы и бросилась вниз. После этого башня получила имя смелой ханши.

Но это, конечно, лишь красивая легенда. На самом деле Сююмбике после двух браков вышла замуж в третий раз за взошедшего на ханский престол Шаха Али, брата первого мужа, и уехала с ним в Касимов, где умерла в престарелом возрасте. Если верить источникам, все это случилось до завоевания Казани Иваном Грозным.

Ее популярность объясняется интересной историей и легендами, а также и тем, что она является падающей

Башня Сююмбике привлекает внимание не только российских, но и зарубежных туристов

Она не одинока

Таблица 6

О том, что башня Сююмбике возникла
как один из элементов большой реконструкции оборонительных сооружений
Казанского Кремля в 1 половине 18 века, говорят результаты ее сопоставления с
ключевыми объектами того времени: Спасскими и Никольскими (ныне Тайницкими)
воротами. Никольские ворота, появившиеся на месте более ранних татарских
Нуралеевых ворот, видимо, в целом воспроизвели их важнейшие качества:
местоположение, общие габариты, коленчатый проезд, опускающуюся решетку. В то
же время в архитектуре Никольской башни явно читаются черты московского
зодчества 17 — начала 18 вв.: ширинки, поребрики, раскрепованные лопатки,
характерные наличники. В целом же она является как бы родной сестрой двум
нижним ярусам башни Сююмбике; последняя лишь оформлена более парадно. Столь же
близки Никольской по стилю и характеру декорировки и последующие два яруса
башни Сююмбике.

Также и восьмигранный ярус Спасской
башни отличается от аналогичного яруса башни Сююмбике лишь наличием разорванных
барочных фронтонов над проемами; в остальном они абсолютно идентичны. Каменные
шатры обеих башен оформлены гуртами, хотя и различаются деталями и уклоном.

Все это говорит об одновременности
появления всех трех объектов и дает дополнительный материал к датировке башни
Сююмбике первой третью 18 века.

Республика Татарстан: памятники истории и культуры. Каталог-справочник. —
Казань: из-во «Эйдос»; 1993.

Фехнер М.В. Великие Булгары. Казань. Свияжск. — М.: Искусство, 1978. — С.73.

Постановление СМ РСФСР №1327 от 30.08.60 (см. Список памятников истории и
культуры ТАССР, находящихся на государственной охране — Казань: МК ТАССР, 1987.
— №191/8)

Впрочем, к 1710-м г.г. обстановка в России стабилизировалась, что,
вероятно, и сказалось на качестве дальнейшего строительства: сама башня
выполнена весьма надежно и тщательно.

Так названы Западные ворота Казанского Арка (Ханского Двора) в книге
«Джагфар Тарихы».

См. Халит Н. Очерки по архитектуре ханской Казани. Гипотезы. Факты. Размышления.
— Казань: Мастер-Лайн, 1999.

Все материалы библиотеки охраняются
авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из
общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке
является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо
иной форме.

Любое использование материалов библиотеки
без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов
библиотеки в коммерческих целях.

Учредитель и хранитель библиотеки
«РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Легенды

Башня Сююмбике изначально была дозорной, расположенной на въезде во двор комендантского дома – бывшего Ханского дворца. Название башни связано с именем знаменитой царицы Сююмбике, а о самом архитектурном памятнике сложилось много легенд.

Самая популярная – о строительстве башни по просьбе Сююмбике – известна каждому жителю Казани. Легенда гласит, что после завоевания города Иван Грозный пожелал, чтобы Сююмбике стала его женой.

Царица понимала, что в случае ее неповиновения татарский народ будет истреблен, но и покориться воле русского царя не могла. Поэтому она поставила завоевателю условие – за семь дней построить башню из семи ярусов, такую же стройную и красивую, как сама царица.

Когда ее желание было исполнено, Сююмбике поднялась на самую вершину башни и спрыгнула вниз.


Архива документов со времен Казанского ханства не сохранилось, а градостроительные планы города XVI-XVII века уничтожены при московском пожаре 1701 года. Эту красивую легенду развенчивают современные теории о времени возведения башни, основанные на исследовании фундамента. Выяснилось, что лишь местами он достигает слоя культурных отложений времен ханства. Большая часть фундамента проникает в слои, соответствующие более поздним периодам, чем завоевание Казани.

К тому же, на рисунках многих иноземных путешественников, посещавших Казань в XVII веке, изображение башни отсутствует. Да и на плане города знаменитое нынче сооружение появилось только в начале XVIII века. А еще, существует документальное подтверждение тому, что царица Сююмбике дожила до старости и умерла в городе Касимов.

Другая легенда менее романтична – башня была построена по приказу самой Сююмбике в честь ее умершего мужа. Эту версию подтверждают фрагменты древнего фундамента. Но только в той части, что башня Сююмбике построена на месте другого сооружения времен Казанского ханства.


Легенды о башне Сююмбике содержат некоторые исторические факты, но совершенно далеки от реальности. Большинство же исследователей придерживаются мнения, что первая башня, которая находилась на месте современной, была деревянной постройкой, возведенной в XI-XV веках. Каменная же была возведена в XVII веке на ее месте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector