Большая каменная оранжерея

Дома для «зеленых питомцев»

А это – Большая каменная оранжерея (1763 г.)

Многие поначалу принимают ее за дворец.

Что неудивительно, принимая во внимание масштабы и совершенное архитектурное исполнение этого «агропромышленного здания». Между прочим, архитектор, который спроектировал оранжерею — Федор Аргунов, был крепостным

Между прочим, архитектор, который спроектировал оранжерею — Федор Аргунов, был крепостным.

Обратите внимание, как зеркалят друг друга здания Дворца и Оранжереи, расположенные на противоположных сторонах парадного партера. Издалека вполне можно перепутать

Издалека вполне можно перепутать.

Всевозможные обманки во времена «галантного века» вообще были в моде.

А самое интересное – Большая каменная оранжерея действительно иногда использовалась для приема гостей!

В ее центре был спроектирован «воксал» — круглый зал с хорами для музыкантов. В нем устраивались танцевальные вечера.

Усталые танцоры могли уединиться в остекленных галереях, где выращивались экзотические растения.

Летом кадки с экзотами выносили в парк (как сейчас это делают в исторических садах Европы) и стригли их кроны в форме различных фигур – кораблей, животных.

Получалась своеобразная «зеленая архитектура».

Внутрь Большой оранжереи можно попасть — сегодня в ней расположен Музей керамики.

Развлечения: каток, ролики и детские площадки

Кусково (парк) отлично подходит для семейных прогулок. На его территории есть детские и спортивные площадки. По ровным асфальтированным дорожкам можно кататься на роликах. К сожалению, пока в нем нет проката роликовых коньков, но многие приходят со своими. Даже в будни здесь можно увидеть немало роллеров. Детям интересно будет прокатиться на пони и лошадках, которые ожидают посетителей в теплое время.

Зимой на парковой территории тоже людно. В зимние месяцы около пруда на площадке заливают каток, поэтому многие приходят покататься на воздухе возле красивых снежных пейзажей. Здесь есть специальная точка, в которой можно взять на прокат коньки и тюбинги. Для комфорта клиентов рядом построена теплая раздевалка и гардероб. Стоимость посещения катка для взрослых и детей старше 7 лет в будни составляет 100 рублей, в выходные дни – 150 рублей.

Грот

В 1756-1761 годах в Кусково появилось одна из самых причудливых архитектурных построек — Грот. Павильон в стиле рококо возводился под руководством одаренного Федора Аргунова, который хотел, чтобы здание олицетворяло собой одновременно две стихии: камень и воду.

Строение представляет собой домик из камня, декорированный скульптурами и львиными масками, а стены интерьеров украшены ракушками, вулканическими породами и цветным стеклом. Центральная комната расписана розовой и зеленой красками, северный кабинет разрисован в холодной гамме, а южный — в теплой.

Сейчас Грот является единственным павильоном в России, сохранивший уникальную «гротическую» отделку XVIII века.

Павильон «Грот» в Усадьбе Кусково

Павильон «Грот» — самое необычное строение всей Усадьбы и очередная дань Европейской моде! Именно Кусковский Грот единственный в России, сохранивший свою первозданную внутреннюю отделку до наших дней.

Первые гроты начали строить XVI в. в Италии (в переводе и итальянского «пещера»), внутри которых устраивали либо купальни, либо фонтан. В Усадьбе Кусково Грот так же играл роль спасительного места в знойный летний день. Купол павильона венчает бьющий фонтан.

«Гроты делают в местах сада уединенных, или в лесочках. Вид оных с наружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристаллизациями и другими блестящими камнями. Вход в них, к умножению холоду, располагается с северной стороны. Однако ж частая починка гротов навлекает затруднение». (Левшин В.А. «Необходимое и полное домоводство», 1795 г.)

Грот состоит из трёх залов: центрального, северного и южного. Центральный зал расписан под зелёный и розовый мрамор.

Тут же выставлены несколько картин, выполненных целиком из ракушек.

Нам сказали, что в Гроте стоит столик, исполняющий желания. Нужно найти на нём свой знак зодиака и загадать желание, и оно непременно сбудется!

Идём в северный зал, выполненный в холодных тонах.

На потолке и стенах целые картины из раковин! И каждый посетитель павильона обязательно должен найти на потолке драконов. На фотографии ниже тоже сидит дракончик! Он кирпичного цвета с закрученным хвостом и зубастой разинутой пастью — справа на фото!

А тут в центре фотографии желтый дракон борется с зелёной змеёй.

Переходим в южный зал, его цветовая гамма тёплая в отличие от северного зала. Жаль, на фотографии не видно, как блестят и мерцают стены при попадании на них солнечного света!

И на потолке тоже живёт дракон! На фотографии ниже он на самом верху, поедает виноград. Фотография не самая удачная, хвост дракона обрезался, зато видны опущенные вниз крылья и раскрытую пасть.

В другом конце зала (между окнами) сидит красивая райская птичка. Не очень понятно, что она делает, может быть, пьет воду из фонтана?

Оформление интерьеров длилось около 10 лет. (1761 – 1775 гг.) Этой работой занимался немецкий мастер Иоганн Фохт. В отделке использовались туф (пористая горная порода, использующаяся как отделочный материал), стекло, кусочки зеркал, гипсовая лепнина и тысячи раковин 24-х видов. Куклы, установленные в нишах обеих залов, были  куплены графом П.Б. Шереметевым в 1775 г. специально для Грота.

Фрагмент стены вблизи.

Вернувшись домой, мы с удивлением обнаружили, что не обошли и половины всей усадьбы! Так что визит придётся повторить.

Союз прославленных фамилий

Герб Шереметевых над входом в Большую каменную оранжерею усадьбы

Часть земель, ставших сейчас главной достопримечательностью окраинного московского района Вешняки, принадлежала еще боярину Ивану Васильевичу Шереметеву, герою Казанского похода, битвы с крымцами при Молодях и Ливонской войны. Сын его Федор — яркая фигура Смутного времени, враждовал с Годуновым, входил в состав Семибоярщины и на Земском соборе произнес знаменитое «Выберем Мишу Романова; он молод и глуп еще». Однако за спиной молодого царя стояли умудренные годами и суровыми испытаниями отец, патриарх Филарет, и мать, инокиня Марфа, которую воцарившийся сын почтительно и пожизненно именовал «великой государыней». И династия Романовых состоялась.

Род Шереметевых имения из рук не выпускал — Борису Петровичу, первому русскому графу,   кусковское владение продал в 1715 г. брат, Владимир Петрович Шереметев. Владение на тот момент было небольшим — сельцо деревянная церковь, да главный дом с прудом и садом, окруженные деревнями и земельными угодьями князей Черкасских. Сын Шереметева Петр Борисович с усмешкой называл его «куском». Отсюда название и пошло.

Петр Борисович Шереметев

Федор Иванович Шереметев, ранее владевший селом Вешняки (Вешняково), вторым браком сочетался с княжной Черкасской. Этот брак не оказался счастливым, новая супруга, как и первая, вскоре скончалась, Федор женился в третий раз, и там тоже не все было гладко. За пять лет до кончины несчастливый боярин построил в Вешняках шатровую Успенскую церковь, поныне возвышающуюся на краю кусковского парка. Вешняки отошли его дочери, та вышла замуж за князя Одоевского, позже Одоевские породнились с Черкасскими — и вот Вешняки вернулись Шереметевым.

Храм Успения Богородицы в Вешняках

Успенская церковь — самая древняя постройка в юго-восточной части Москвы (1644-1645) — представляет собой двухэтажное здание. Престол верхнего храма освящен в честь праздника Воскресения Христова, нижнего — Успения Пресвятой Богородицы. Первоначально в храме имелся также престол, посвященный Николаю Чудотворцу. Позднее церковь перестроили, добавились два придела; в один из них перенесли престол св. Николая, другой освятили в память апостола Иакова Зеведеева. Колокольня, оборудованная часами со звоном, перестраивалась в 1740-х в стиле северного барокко на средства Алексея Черкасского, в то время занимавшего пост государственного канцлера при дворе Анны Иоанновны.

Колокольня Успенской церкви

Располагая более чем достаточными силами и средствами, Петр Борисович решает превратить Кусково в роскошную летнюю увеселительную резиденцию

Чем порадовать прежде всех жену, детство проведшую в Вешняках, а заодно привлечь внимание императрицы Елизаветы, один из летних дворцов которой стоял неподалеку

Оранжерея в Кусково

Далее по парку мы идем к оранжерее. По пути видим обелиск, посвященный Екатерине Великой, в честь ее очередного визита в Кусково.

В Большой каменной галерее когда-то выращивали экзотические растения, а в день нашего посещения усадьбы проходила выставка изделий из стекла. В соседней американской оранжерее разместились экспонаты уникального в России музея керамики, насчитывающего более 40 тысяч предметов со всего мира с древних времен до наших дней. Создавался этот музей уже после революции на основе коллекции фарфора представителя старинного купеческого рода А. Морозова.

Оранжерея

К счастью, до наших дней усадьба Кусково дошла в отличном состоянии, в том числе благодаря тщательным реставрационным работам. Здесь очень хорошо сохранился дворцово-парковый ансамбль усадьбы XVIII века, не имеющий аналогов в нашей стране. Прогуляться по парку в Кусково приятно в любое время года, а интерьеры дворца и павильонов восхищают своим изяществом и безупречным оформлением. Прошли годы, но созданные на средства графа Шереметева шедевры архитектуры и садового искусства до сих пор радуют гостей усадьбы.

Американская оранжерея в усадьбе Кусково

Наша цель была правее Большой каменной оранжереи — это Американская оранжерея. Ранее — теплицы для тропических растений, сейчас — также выставочный зал. Во время нашего посещения тут расположилась выставка Русского фарфора XVIII — начала XX вв.

Впервые в истории музея представлена наиболее полная в стране коллекция русского фарфора. Экспозиция построена по хронологическому принципу начиная с середины XVIII в. и кончая началом XX столетия. Демонстрируются изделия самых лучших фарфоровых заводов России: императорского фарфорового завода, частных предприятий Гарднера, Попова, Батенина, Юсупова, Сафронова и других заводов Гжели, Сипягина, Кудиновых, Корниловых, Кузнецова. Фотографировать выставку нам категорически запретили.

Музеи Кусково

Еще одна гордость Кусково — Музей керамики с его впечатляющей коллекцией керамики и стекла из разных стран и разных эпох. Здесь можно увидеть образцы итальянской майолики, венецианского стекла, мейсенского фарфора

Особое внимание стоит уделить уникальным собраниям фарфора российских мануфактур с 18 в. Общий фонд музея составляет около 50 тыс

предметов, часть его занята в обстановке дворца.

Прогулка по единственному в Москве французскому регулярному парку с мраморной скульптурой, обелисками, павильонами и системой прудов и каналов способна доставить немало приятных минут, есть во всей этой красоте какая-то застывшая симфония. К тому же такую прогулку можно совместить с посещением Большой каменной и Американской оранжерей, которые находятся на противоположной от дворца стороне парка. Ближайшие же ко дворцу постройки — домовая церковь с колокольней, Кухонный флигель и Швейцарский домик.

История усадьбы Кусково

Уже в XVI веке это место получило привязку к роду Шереметевых — здесь находились барский дом, жилища для крепостных и храм.

Борис Петрович Шереметев, который при Петре I впервые в российской истории за заслуги удостоился титула графа, свои земли в восточной стороне от Москвы из-за их скромных размеров именовал не иначе как «куском», отсюда и название усадьбы. Соседом Шереметева был князь и государственный вельможа Алексей Михайлович Черкасский. На его-то дочери — наследнице колоссального состояния — и женился сын графа Пётр Борисович, тем самым увеличив территорию Кускова многократно (в XVIII веке усадьба занимала площадь 230 га, сейчас это всего 32 га).

При его жизни имение достигло наибольшего расцвета и стало известно далеко за пределами России. Был создан архитектурно-парковый ансамбль усадьбы. Парк Кусково делился на несколько частей — за прудом, где разводили рыбу для званых обедов и катались на лодках, находились зверинец и псарня, в центре был разбит регулярный французский парк рядом с Большим дворцом, кроме того, имелся ещё и английский парк.

В имении регулярно проводились народные гуляния, в которых принимали участие до 30 тыс. человек! После торжественного богослужения гостей Кускова развлекали лодочными прогулками, пением, играми, фейерверками и забавами. В праздничную программу были также включены театральные постановки и балы. И надо сказать, что крепостной театр Шереметевых занимал знаковое место в культурной жизни Москвы той поры. Проник театр и в семейные узы Шереметевых. Сын Петра Борисовича Николай состоял в тайном браке с крепостной артисткой своего театра Прасковьей Жемчуговой, которая родила ему наследника Дмитрия, унаследовавшего затем это имение в XIX веке.

Последним из рода Шереметевых, кто владел данными землями, стал сын Дмитрия Николаевича — Сергей Дмитриевич.

После 1917 г. усадьба Кусково с лёгкой руки большевиков превратилась в музей керамики, в основу которого легла коллекция фарфора купца Алексея Морозова. К нему в 30-х годах был присоединён московский музей фарфора, и теперь имение значилось как «Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». В музее-усадьбе «Кусково» и сейчас размещена самая масштабная в нашей стране экспозиция изделий из керамики, фарфора и стекла, привезённых из стран Европы и Востока.

Дворец в Кусково

Мы начали осмотр усадьбы Кусково с визита в Большой дом. В те времена, когда Шереметевы устраивали здесь балы, во дворец допускалась только самая знатная публика. Обычно гостей было не более ста человек. В то время как вся усадьба могла вместить до 30 тысяч человек.

Дворец в Кусково

Сначала гости попадали в прихожую-гостиную, стены которой украшали фламандские шпалеры, изготовленные в конце XVIII века. На них изображены фрагменты парка, очень похожего на тот, который существовал в усадьбе Кусково. Кроме того, здесь можно увидеть шпалеру с портретом императрицы Екатерины Великой, изготовленную в Петербурге. Известно, что Екатерина II шесть раз посещала приемы в Кусково, а вместе с ней на балах в усадьбе побывали многие европейские короли и аристократы.

Прихожая-гостинная

Мы переходим в малиновую гостиную, где можно увидеть бюсты Б.П. Шереметева и его жены, портреты императрицы Екатерины Великой, ее сына Павла Петровича с супругой, а также парадный портрет Петра Борисовича Шереметева, который создал эту грандиозную усадьбу в том виде, который мы сейчас видим.

Портрет Петра Борисовича Шереметева

Малиновая гостинная

Когда гости попадали в малиновую гостиную, они слышали музыку, которая доносилась из органчика. До наших дней, к сожалению, не дошли часы с движущимися фигурками, которые украшали этот инструмент. Дело в том, что в усадьбе останавливались войска Наполеона в 1812 г. и многие ценности после их визита бесследно пропали.

Часы-орган

Далее мы попадаем в парадную спальню, которая не использовалась по прямому назначению, а скорее была данью моде тех времен.

Парадная спальня

Затем идет кабинет-конторка, где можно увидеть уникальный стол для хранения нот. На его столешнице автор создал панораму Кусково из разных пород дерева. Работа была очень трудная и кропотливая, говорят, что в конце мастер утратил зрение и доделывал стол, уже не видя результата. Кабинет и соседние уборная, диванная и библиотека относятся к личным покоям графа.

Кабинет-конторка

Диванная

Кроме того для дневного отдыха хозяев и гостей была создана вседневная опочивальня.

Вседневная опочевальня

Здесь можно увидеть «Портрет калмыцкой девочки Аннушки» работы крепостного художника Шереметевых И. Аргунова. В те времена в России было модно держать при себе калмыцких детей. Их похищали казаки во время междоусобных войн между калмыцкими ханами, а затем привозили детей в столицу и дарили их представителям знати. Детям давали русские имена, так и Варвара Алексеевна Шереметева завела себе такую воспитанницу.

Портрет калмыцкой девочки Аннушки

Кроме того в этой комнате висят портреты детей П.Б. Шереметева: наследник Николай Петрович и две дочери Анна и Варвара. Николай впоследствии влюбился в свою крепостную Прасковью Ковалеву-Жемчугову, нанял ей лучших педагогов и зачислил в труппу своего крепостного театра. Сценические псевдонимы своим актерам крепостным он давал в честь драгоценных камней: Алмазовы, Хрусталевы, Изумрудовы, Гранатовы, Жемчуговы и пр. Так свою новую фамилию получила и Прасковья Ковалева.

В силу своего высокого положения в обществе граф не мог сразу обвенчаться со своей возлюбленной. Долгое время он пытался получить разрешение на неравный брак. В итоге только в 1800 г. они поженились. Однако вскоре после рождения сына Дмитрия графиня Шереметева скончалась. Через шесть лет умер и граф, а их наследник воспитывался подругой Прасковьи Жемчуговой бывшей крепостной актрисой Т.В. Шлыковой-Гранатовой. Но вернемся во дворец.

За вседневной опочивальней идет картинная, где собраны работы западноевропейских мастеров XVI-XVIII вв.

Картинная

А сразу за картинной следует самая большая комната Большого дома — Зеркальный зал, где проводились балы и танцевальные вечера. Пол этой комнаты украшал паркет, изготовленный в Петербурге. Вдоль одной стены идет череда окон, выходящих в парк, а с другой стороны развешаны зеркала, которые зрительно расширяют пространство. Во время нашего визита во дворец Танцевальный зал готовился к концерту, поэтому все помещение было заставлено стульями для зрителей.

Зеркальный зал

Вообще в Большом доме в Кусково часто устраивают музыкальные вечера, концерты. Одно время здесь даже вручали театральную премию «Хрустальная Турандот». Кроме того на территории усадьбы Кусково снимали огромное количество фильмов: «Виват Гардемарины», «Тайны дворцовых переворотов», «Достояние республики», «Здравствуйте, Я ваша те-тя!», «Адмирал» и многие другие.

В другом крыле Большого дома находится Парадная столовая, бильярдная, спальня графа и музыкальная гостиная. Мы же выходим в усадебный парк регулярной планировки.

Экскурсии по усадьбе

Для разнообразия досуга посетителям парка предлагается несколько видов посещений. Они будут актуальны как для школьников, туристических групп, так и для гостей, самостоятельно приехавших в имение. Продолжительность экскурсионного маршрута — 1,5 часа.

Экскурсии, мастер – классы, программы Цена Льготные билеты
Большой дом – Парк – любой павильон 475 р/ч 125 р/ч
Большой дом – Парк – любой павильон (индивидуальное посещение с экскурсоводом) 750р/ч + плата за вход
Французский парк 150 р/ч + плата за вход в парк.
Приключение «Загадки кусковского Сфинкса». Место проведения: Большой дом + услуги экскурсовода. 350 р/ч
Приключение — обзор «Фарфоровый секрет». Обзор керамической экспозиции + мастер-класс по изготовлению поделки из фарфора 175 р/ч. + входной билет 350 р/ч.
Урок «Почтовые истории». 250 р/ч.
Обзорное приключение «Голландский Новый год». Голландский домик + урок по изготовлению изделия. 550 р/ч
Праздник «Маскарад с Дедом Морозом» обзор Большого дома + развлечение + урок по изготовлению элемента праздничного костюма. 1000 р/ч
Торжество – День рождения в музее «Все на сцену!». Прогулка по Большому дому + развлечение. 600 р/ч.
Приключение «Тайна дворцовых переворотов». 600 р/ч
Музыкальный праздник «Кусковская Масленица». Обзор Большого дома + игры + угощение. 600 р/ч + 140 р/ч (блины и чай).
«Музейные странности». Большой дом + парковая зона под руководством экскурсовода. 350 р/ч.


Посетители музея могут принять участие в квесте продолжительностью 2 часа. При себе необходимо иметь сотовый телефон с возможностью доступа в мировую сеть. Участники выполняют задания квеста, находят необычные экспонаты в музее. Количество людей не ограничено.

История строительства усадьбы

Согласно историческим документам, территория деревни Кусково принадлежала роду Шереметьевых с конца XVI века. Владельцем имения был Борис Петрович Шереметьев, первый деятель в России, получивший графский титул за военные заслуги и государственную деятельность.

А в последствие породнился с императором, заключив брак с вдовой дяди Петра I. В XVII веке Борис Петрович возвел в имении барский дом, крестьянские бараки и деревянный храм. Граф называл свои владения «куском», потому что они были совсем небольшие, по периметру их окружали земли канцлера российского государства – А.А. Черкасского.

В XVIII веке поместье унаследовал сын Бориса Петровича Шереметьева – Петр Борисович, который мечтал расширить границы владений, заглядываясь на близлежащие земли Черкасского. Не меньше интереса он проявлял и к дочери канцлера – Варваре. Молодые люди были знакомы с детства. Варя дружила с сестрой Петра Натальей и была частой гостьей в Кусково.

У Петра Борисовича и Варвары Алексеевны дело близилось к свадьбе, но незадолго до этого Наталья была выдана замуж за князя Ивана Долгорукова. Свадьбу влюбленным пришлось отложить на 10 лет, из-за немилости императрицы Анны Иоанновны к роду Долгоруких. Пара обвенчалась после восшествия на трон дочери Петра I — Елизаветы Петровны.

Варвара Черкасская была одной из самых богатых невест в России, наследницей большого количества земель и крестьян. После женитьбы состояние Петра Борисовича увеличилось в двукратном размере и составило 44 имения в 28 губерниях, 140 тысяч крепостных душ, а площадь Кусково стала 230 гектар.

Владельцами имения было принято решение построить новый дворец, а вместе с ним разбить садовые участки, вырыть искусственные водоемы, украсить территорию скульптурами.

Изначально всеми работами по возведению усадьбы Кусково руководил Ю.И. Кологривов, живший в Италии и являющийся знатоком итальянской архитектуры. Для строительства поместья, ставшего музеем, были привлечены крепостные архитекторы, которых до 1763 г возглавлял Федор Аргунов, а после Алексей Миронов.

С 1765 года строительство в Кусково взял на себя знаменитый зодчий Москвы – К. И. Бланк. Именно этот человек предопределил конечный результат строительства и с его подачи дворцовый комплекс выглядел как лучшее творение раннего классицизма.

В общей сложности, возведение парка и усадьбы заняло несколько десятилетий. Для этого было осушена огромная площадь болотистых мест, часть из которой впоследствии стала основой для создания Большого пруда.

Общее количество прудов на территории усадьбы насчитывало – 17 экземпляров, из них имели самые значительные размеры и назывались зеркалами. Помимо этого, были спроектированы водные каскады, каналы, извилистая речка, образующая островки и протоки.

Наследником имения стал младший сын Шереметьевых — Николай. Он много путешествовал и хотел наладить жизнь в Кусково в соответствии с европейскими канонами. Еще при жизни своего отца Николай был очарован Прасковьей Жемчуговой – актрисой их крепостного театра.

После кончины Петра Борисовича пара обвенчалась и осела в Останкино, туда же и переехал крепостной театр. После отъезда Николая усадьба начала приходить в упадок, но через пару десятилетий былая роскошь была восстановлена сыном Николая.

Статус музея имение получило лишь в 1917 году после революции и национализации комплекса советской властью. В 1932 году здесь была размещена коллекция фарфора, стекла, керамики. До сих пор оба музея сосуществуют вместе.

Во времена Великой отечественной помещения усадьбы использовались в качестве казарм для курсанток школы снайперской подготовки, находившейся в селе Вешняки. С начала 60-х гг этот район был присоединен к Москве.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Белгородская крепость в Белгороде — чем уникальна, исторические факты и экскурсии.

Чем заняться в Кусково

В парке «Кусково» посетителям и сейчас есть чем заняться. Горожане и туристы могут взять напрокат лодочку для прогулки по Большому пруду или покататься по аллеям имения на велосипедах, а зимой — на лыжах. Здесь всегда можно найти тихое место, чтобы посидеть с книгой или послушать птиц. А можно просто прогуливаться и любоваться прекрасными видами.

Ежегодно в тёплое время года в Кусково, в Танцевальном зале Большого дворца проводятся концерты классической и органной музыки, выступают певцы.

Усадьба «Кусково» предоставляет москвичам возможность провести бракосочетание поистине с царским размахом. Горожане, подавшие заявление в Перовский ЗАГС столицы, могут зарегистрировать брак непосредственно в имении — в Белом зале Итальянского домика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector