Государственный кремлевский дворец — главная концертная площадка страны

История строительства

@zaver_official

Сам дворец и комплекс зданий вокруг начали разрабатывать в конце XV века под руководством зодчего Алевиза Фрязина. 

В годы правления Елизаветы Петровны дворец собирались реконструировать, чтобы использовать его как зимнюю резиденцию императрицы. Новый проект разработал Растрелли. Пришедшей на смену Елизавете Екатерине Великой идея известного архитектора не понравилась. Его задумка виделась ей слишком простой для своего императорского величия.  

При Екатерине было снесено несколько старых зданий, в том числе и Елизаветинский дворец. Застраивать территорию решили в соответствии с идеей Василия Баженова, однако вскоре после начала строительных работ стало понятно, что его проект несовершенен, более того, следование его чертежам может привести к обрушению Архангельского собора. С 1773 по 1838 год строительство было заморожено, в эти годы лишь обновлялись сохранившиеся старые здания. 

К проекту вернулись в конце 30-х годов XIX века. За работу взялся Константин Тон. Он разобрал остатки дворца Елизаветы и Конюшенный двор. По его проекту в комплекс дворца должны были войти Грановитая палата, Потешный дворец и обновленная Оружейная палата. Императора план устроил, и летом 1838 года работы начались. Полностью завершили строительство только в 1851 году.

Реконструкции и реставрации продолжались и после этого, вплоть до 1917 года. Так, в 1895 году в здание появилась своя система снабжения электричеством, а позднее были установлены лифты.

Московский Кремль во времена Императорской России

Московский Кремль — самая старая часть города. Первая деревянная крепость была построена здесь почти 900 лет назад князем Юрием Долгоруким. С 1264 г. он был резиденцией русских князей, а в 1367 г. князь Дмитрий Донской заменил его каменной известняковой крепостью. С тех пор город часто называют «Белокаменной Москвой».

Вы знали? Первое поселение, существовавшее на этой территории, относится к эпохе бронзы! Боровицкий холм, на котором сейчас расположен Кремль, в языческие времена назывался «Ведьмин горой».

Во второй половине XV века, при Иване IV Грозном, Кремль был полностью перестроен и стал кирпичным, и во многом приобрел нынешний вид и размеры. К началу XVI века Московский Кремль превратился в неприступную крепость, олицетворяющую мощь российской столицы — кое-где стены достигают высоту 19 метров и толщиной 6,5 метров.

Вы знали? Было построено множество секретных подземных ходов, чтобы соединить Кремль с другими важными объектами Москвы! Этот лабиринт и сегодня обнаруживают, как и скелеты незадачливых исследователей …

В начале 18 века Петр I Великий перенес столицу России в Санкт-Петербург. Московский Кремль сохранил свое значение и, по традиции, здесь продолжали короноваться русские цари. Новые дворцы и культовые сооружения строили в готическом и классическом стилях, смешивая в ансамбле Кремля древнюю и современную архитектуру. Значительный вклад внесли итальянские архитекторы. Да — когда-то в Кремле были висячие сады! Первый музей Кремля был основан в 1806 году Александром I для хранения ценных экспонатов императорских мастерских и оружейного склада.

Вы знали? Наполеон вошел в Москву во время своего вторжения в Россию в 1812 году, но провел в Кремле всего один день. После того, как по городу начались пожары, Наполеон сбежал через секретные туннели, приказав разрушить Кремль с помощью бомбардировок, столь разрушительных, что восстановление заняло более 20 лет.

Соборная площадь

Я рекомендую прийти на Соборную площадь в субботу. С апреля по конец октября в 12:00 здесь проходит развод караулов Президентского полка — пешего и конного.

Зрелище потрясающее: на фоне старинных церквей играет оркестр и маршируют красавцы-военные. Они перестраиваются, показывают строевые приемы с оружием. Самый захватывающий момент — «конная карусель». 20-минутное представление проходит бесплатно для всех, кто находится на территории Кремля.

Далее расскажу о храмах и палатах Соборной площади. Знакомиться с ними будем по часовой стрелке.

Архангельский собор

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Алевиз Новый

Врата Архангельского собора / фото автора

Первый каменный собор заложил на этом месте князь Иван Калита в 1333 году. Здание, которое дошло до наших дней, возвели в XVI веке.

Это не просто храм, а усыпальница царей и князей. Внутри 46 гробниц: погребены Иван Грозный и его сын, Михаил Романов и братья Петра I. Усыпальница Годунова стоит пустой: его останки вынесли из храма в 1605 году по приказу Лжедмитрия I, чтобы «не осквернять» церковь.

В южной пристройке храма посмотрите выставку, посвященную Вознесенскому женскому монастырю. Его основала Евдокия, жена Дмитрия Донского.

Благовещенский собор

  • Даты постройки: 1484–1489
  • Архитекторы: покровские мастера Кривцов и Мышкин

Благовещенский собор / фото автора

Благовещенскому храму более 500 лет. Первоначально он был квадратным и с тремя главками. Сейчас их девять.

Собор работает как музей. Спуститесь в подклет, там организовали экспозицию «Клады и древности Московского Кремля». Выставлены оружие, ювелирные изделия, денежные слитки — всего более 1500 экспонатов.

Раз в год, 7 апреля, в Благовещенском проходят патриаршее богослужение. С крыльца выпускают в небо белых голубок.

Грановитая палата

  • Даты постройки: 1487–1491
  • Архитекторы: Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

Фрагмент облицовки Грановитой палаты / фото автора

У строения необычный фасад: его облицевали белым камнем, который обтесали на 4 грани. Поэтому палату и назвали Грановитой. Это самый древний церемониальный зал Москвы. Здесь проходили Земские Соборы и Боярские Думы.

Через парадное Красное крыльцо выходил царь. После революции крыльцо разобрали, чтобы построить партийную столовую. Восстановили только в 90-х годах, так что это — исторический новодел.

Церковь Ризоположения

  • Даты постройки: 1484–1485
  • Архитектор: неизвестен

Скромная Церковь Ризоположения выглядит миниатюрной, но в XV веке она была одной из крупнейших в Москве. У храма один купол. По архитектурным особенностям и облику он напоминает храм Покрова на Нерли.

В крытой галерее стоит посмотреть выставку деревянной скульптуры. В небольшой экспозиции представлены резные иконы, складни, кресты.

Успенский собор

  • Даты постройки: 1475–1479
  • Архитектор: Аристотель Фиораванти

Успенский собор Кремля / фото автора

С 1498 года в Успенском соборе венчали на царство, поэтому он считается главным в Кремле.

Южный фасад собора украшен изображением Богоматери Владимирской — копией иконы, которая хранилась в храме, а теперь перенесена в Третьяковскую галерею.

В храме сохранились росписи и иконостас XVII века. Одна из важнейших реликвий собора — Гвоздь Господень.

Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов

  • Даты постройки: 1635–1656
  • Архитекторы: русские зодчие Огурцов и Константинов

Патриаршие палаты и Собор 12 апостолов. На заднем плане фрагмент Государственного Кремлевского Дворца / фото автора

Патриаршие палаты — редкий памятник гражданского зодчества. Их возвели по распоряжению патриарха Никона на месте более древних.

Поднимитесь на второй этаж, чтобы увидеть постоянную выставку, посвященную русской культуре XVII века. В экспозиции есть старинная мебель, предметы царской охоты, драгоценная посуда, золотое шитье.

В церкви Двенадцати апостолов работает выставка икон.

Колокольня Ивана Великого

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Бон Фрязин

Колокольню возвели в память об Иване III. Столетие спустя по указу Бориса Годунова сооружение достроили. Оно стало самым высоким в Москве XVII века — 81 метр.

Всего здесь 22 колокола. Самый большой весит 64 тонны, самый древний — Медведь — отлит в 1501 году.

Подняться на колокольню разрешают только с мая по сентябрь. Выход на смотровую площадку строго по времени: 10:15, 11:30, 13:45, 15:00 и 16:00.

О лучших смотровых площадках Москвы читайте здесь.

Грановитая палата

Грановитая палата была построена в 1487-1491 годах итальянцами Марком Фрязиным и Пьетром Антонио Салари, и она уникальна! Это единственная каменная постройка не храмовой архитектуры Москвы 15 века, дошедшая до наших дней. Высота сводчатого зала 9 метров, а его площадь составляет 495 кв.м. На протяжении двух столетий Грановитая палата была самым большим залом в русской архитектуре. Потолок опирается на центральный столп, поэтому палата называется одностолпной. В 16 веке палата была расписана фресками, в 1668 году Симон Ушаков возобновил роспись и составил подробную опись сюжетов. Сохранившаяся до наших дней роспись выполнена в 1881 году палехскими иконописцами по описи Симона Ушакова. Интересный факт: узоры на ковре в точности повторяет рисунок паркета.

Архангельский собор

Архангельский собор был построен в 1505–1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым. Собор стал царской усыпальницей, здесь находится некрополь из 56 захоронений. Погребенные покоятся в белокаменных саркофагах, опущенные в землю под полом Архангельского собора. Надгробия устанавливались  кирпичные, с белокаменными плитами. В начале ХХ века надгробия заключили в латунные застекленные футляры с накладными крестами и надписями. 

Усыпальница Архангельского собора

Здесь покоятся великие князья Рюриковичи и цари Романовы. Петр I прекратил обычай предков: он построил новую усыпальницу в созданном им городе Санкт-Петербурге — хоронить императоров и императриц стали в Петропавловском соборе Петропавловской крепости. Петр I стал первым государем, похороненным в ней. Исключениями являются малолетний император Петр II — заболевший и умерший в Москве, он похоронен в Архангельском соборе и свергнутый император Иоанн VI, убитый при попытке освобождения из Шлиссельбургской крепости, скорее всего его останки захоронены там же.

Для женщин великокняжеских и царских семей усыпальницей служил Вознесенский собор Вознесенского монастыря, созданного в 1386 году на территории кремля женой Дмитрия Донского — княгиней Евдокией. Здание собора несколько раз отстраивалось заново, последнее здание было внешне схоже с Архангельским. Здесь покоились матери, жены и дочери царей и великих князей — Софья Палеолог, Елена Глинская, Анастасия Романовна, Ирина Годунова, Мария Милославская, Наталья Нарышкина и многие другие. После пасхальных богослужений государи шли поклониться сначала к могилам матерей — в Вознесенский собор, потом к могилам отцов — в Архангельский собор.

Здание Военной школы имени ВЦИК

В 1929 году Вознесенский монастырь был взорван вместе Чудовым монастырем и Малым Николаевским дворцом. На их месте в 1934 году было построено здание Военной школы имени ВЦИК (14-й корпус Кремля) в неоклассическом стиле, сочетающееся с соседними зданиями Сенатского дворца и Арсенала. В 2016 году это здание было полностью демонтировано, сейчас на его месте находится парк.

Во время уничтожения Вознесенского монастыря около 70 саркофагов с княгинями и царицами было перенесено в подземелье под южной пристройкой Архангельского собора. Сейчас здесь представлена экспозиция «Вознесенский монастырь в Московском кремле», где можно увидеть сохранившиеся иконы и церковные предметы из Вознесенского монастыря.

Владимирский зал

Зал посвящён он ордену Св. Владимира – того самого, при котором состоялось крещение Руси в 988 году. Интересный факт: Владимирским орденом был награждён и создатель Кремлёвского дворца Константин Тон. Владимирский зал располагается в древней части дворца и соединяет новый дворец и средневековые палаты. Зал оформлен в древнерусском стиле – свод напоминает шатровые храмы, а тройные арочки под сводом относят нас к аркатурно-колончатым поясам древнерусских храмов. В зале нет окон, и свет в него попадает из стеклянного фонаря диаметром 6 м. Вечером зал освещается огромной люстрой весом 3 тонны, которая каким-то непостижимым образом укреплена на стеклянном фонаре.

Основная задача архитектора состояла в необходимости вписать огромный дворец во внутренний облик Кремля, а также объединить разнообразные по форме постройки 15-19 веков в целостный комплекс. Архитектору это удалось на отлично. Во время экскурсии по дворцу можно побывать в Грановитой палате 15 века, Теремном дворце 17 века и во дворце Константина Тона 19 века, причём все помещения объединены между собой невероятно красивыми коридорами и переходами.

Крепостные укрепления в 12 веке

Первый период хронологически определяется ХII — началом ХIV века, когда по приказу князя суздальского и великого князя киевского Юрия Долгорукого для защиты западных границ Суздальского княжества строится ряд городов крепостей, и среди них — крепостные укрепления Кремля в 1156 году.

Деревянная крепость Юрия Долгорукого, расположенная на Боровицком холме при впадении реки Неглинной в Москву-реку, была защищена глубоким рвом, валом, стенами и башнями. В течение многих лет Кремль стойко отражал вражеские нападения, но в январе 1238 года полчища хана Батыя напали на Москву, разграбили и сожгли крепость.

Много испытаний пришлось на долю Кремля за последующие два с лишним века: набеги кочевников, двукратное нападение тверского князя Михаила, гнет татаро-монгольской орды. Город выстоял и стал центром великого княжения, а крепость — резиденцией великого князя. Она впервые осознается как отдельная, главная часть города и получает собственное имя — Кремль (по летописям — 1331 год) . Тогда же при Иване Калите в 1339 году были возведены мощные дубовые стены, за которыми находились первые московские каменные храмы: Успенский собор (1326-1327) , церковь Иоанна Лествичника (1329) , служившая одновременно дозорной башней, соборы Спаса «на бору» (1330) и Архангельский собор (1333-1340) . От строительства этого периода памятников не сохранилось.

Второй период в истории Кремля занимает время между ХIV веком и третьей четвертью ХV века, когда в 1367 году при внуке Ивана Калиты — Дмитрии Донском для защиты от ордынских нашествий, а также от тверских князей, добившихся завоевания великокняжеского престола, и от опасности, возникшей со стороны Литвы, возводятся белокаменные укрепления, отстоящие от прежних дубовых на несколько десятков метров.

Новая белокаменная крепость не замедлила оправдать свое назначение: она стойко выдержала двукратную осаду литовского князя Ольгерда в 1368 и 1400 годах.

От всего кремлевского строительства второго периода сохранилось несколько фрагментов, дающих возможность представить художественный идеал общества того времени.

Третий период охватывает огромный промежуток времени: конец ХV века, ХVI и ХVII века.

Во второй половине ХV века происходит политический и экономический подъем Руси, связанный с ликвидацией удельной системы и освобождением от золотоордынского ига. Москва становится политическим и культурным центром страны. Все это создает предпосылки для коренной перестройки большинства важнейших зданий в Кремле. Грандиозное строительство разворачивает здесь великий князь Иван III Васильевич, который для разработки проектов княжеской и митрополичьей резиденций приглашает в Москву крупнейших западноевропейских архитекторов. В 1485-1495 годах возводятся зубчатые кирпичные стены, сохранившиеся до наших дней. Одновременно строятся большие и малые башни, перестраиваются Успенский собор (1475-1479) , Благовещенсий собор (1484-1489) , Каменный государев дворец с Грановитой палатой (1487-1491) и Архангельский собор (1505-1508) , ставший княжеской усыпальницей.

В конце XV начале ХVI века Кремль явился образцом фортификационного искусства своего времени, причем его постройки совершенны как по своей архитектуре, так и по интерьерам и отделке.

Государственный Кремлевский в новое время

После распада СССР дворец сохранил свой статус и остался одной из самых престижных театрально-концертных площадок страны. В 1992 году его переименовали в Государственный Кремлевский дворец.

Самыми масштабными государственными событиями последних десятилетий, происходившими в стенах дворца, стали инаугурация первого президента России Б. Ельцина, съезд «Партии пенсионеров» (9 октября 1999 г.), III съезд партии «Справедливая Россия» (25 апреля 2008 г.), юбилейный съезд ЛДПР (12 декабря 2019 г.).

Из культурных мероприятий, проходящих в Государственном Кремлевском дворце, наиболее значимыми являются спектакли театра «Кремлевский балет». В театральных спектаклях участвуют музыканты самых известных оркестров России. Кроме того, здесь проходят различные фестивали, благотворительные программы и творческие вечера. На сцене ГКД выступают именитые музыканты, солисты, коллективы, актеры.  

Каждый год во дворце проводят главную Новогоднюю елку страны.

Осмотреть дворец снаружи может каждый желающий, а внутрь здания можно пройти только по заранее приобретенным билетам на мероприятия. Кассы Государственного Кремлевского дворца находятся по адресу: ул. Воздвиженка, 1. Время работы: с 12.00 до 20.00.

Важно! В здание дворца нельзя войти с рюкзаком, портфелем, громоздкими свертками. Также внутри во время мероприятий запрещено использовать мобильные телефоны, видеокамеры и фотоаппараты

Современные реалии

В настоящее время объект имеет статус центральной театрально-концертной площадки страны. Он находится в резиденции Президента Российской Федерации. Этим и продиктовано его особое звание. К мероприятиям, которые проводятся здесь, предъявляются очень высокие требования.

Всегда есть множество желающих посетить Кремлевский дворец. Хорошие места лучше бронировать заранее. Сейчас местный репертуар значительно расширен. Тут проходят различные эстрадные выступления, юмористические программы и другие шоу. Большой зал, расположенный здесь, является одним из лучших в мире. На его сцене регулярно выступает множество известных коллективов. Есть здесь и свой театр-балет. Кремлевский дворец всегда поддерживался на должном уровне. В нем регулярно проводится техническое переоборудование, осуществляется профилактика светового и звукового оснащения. Все это делается для поддержания высокого статуса.

Екатерининский

Путь к этому удивительному залу лежит через парадную половину императрицы в Теремном дворце, известную как Екатерининская. Великолепную анфиладу покоев открывает Ореховая гардеробная, уникальная тем, что исполнена мастером К. Герцом без клея и гвоздей. Все ореховые панели безукоризненно пригнаны одна к другой. Великолепна резная алебастровая люстра в античном стиле. На ее тонких стенках гравирован изящный растительный узор. Невидимый днем, он отчетливо проступает при вечернем свете. Форма светильника навеяна античными образцами.

Надо ли говорить, что столь изысканная гардеробная никогда не использовалась по прямому назначению! Ведь назначение этой половины — парадное.

А вот бывшая Парадная опочивальня (сегодня ее можно назвать Красной гостиной, здесь проходят протокольные мероприятия с участием главы нашего государства) вполне соответствовала замыслу создателей. Правда, не сохранилась кровать, но альков с колоннами-монолитами из мрамора светло-зеленого цвета по-прежнему украшает апартаменты. Эти колонны когда-то украшали дворец древней Помпеи, разрушенной вулканом Везувием в 79 году н.э. Они были куплены русскими купцами и преподнесены в дар императору.

В тон колоннам подобран поразительной красоты камин из яшмы глубокого серо-голубого тона с редким дымчатым оттенком. Его перевезли сюда из Зимнего дворца по приказу императора Николая I. На камине — часы и канделябры в стиле барокко XIX века…

Но самая красивая комната этой анфилады, без сомнения, Парадная гостиная (Диванная), где в наши дни проходят приватные переговоры российского Президента с главами государств, так называемые переговоры tete-а-tete (в узком составе). На этой гостиной, безусловно, сказался вкус первой хозяйки Большого Кремлевского дворца — императрицы Александры Федоровны. Взгляните на светлый с цветочным орнаментом плафон, написанный итальянским художником Джузеппе Коломбо Артари. Рассмотрите внимательно мебель в стиле Буль

Обратите внимание на замечательные столики, исполненные в этом стиле, — с перламутром, позолоченной бронзой, ценными породами дерева, с пластинками панциря черепахи. Изумительная работа мастеров фабрики московского купца Э

Блехшмидта!

Не забыта в Парадной гостиной и модная в то время тема Востока. Зал украшают светильники с шестьюдесятью шестью рожками и вазами для живых цветов: два в китайском стиле, собранные русскими мастерами из китайских ваз и украшенные позолоченной бронзой; и один в японском, сделанный на знаменитой мануфактуре Петербурга — Императорском фарфоровом заводе.

Красоты удивительной анфилады словно подготавливают нас к встрече с главной комнатой парадной половины — Екатерининским залом.

Раньше он являлся тронным залом русских императриц. И сегодня единственный современный атрибут здесь — стол из карельской березы для переговоров в расширенном составе. Ведь в старину именно в этом зале проходили важные протокольные мероприятия, связанные с женской половиной императорского дома. И в каком интерьере! Хрустальные деревья. Уникальные массивные хрустальные светильники, выполненные на императорском заводе в Санкт-Петербурге. Канделябры высотой четыре с половиной метра, исполненные на Императорском стеклянном заводе; они установлены на подставках из красного французского мрамора, так гармонирующего с Екатерининской орденской лентой.

Кстати, не все знают, что в 1714 году император Петр Великий учредил первый в Российской империи женский орден в честь своей супруги, будущей императрицы Екатерины I.

А преамбула такова…

В 1711 году Петр Алексеевич предпринял Прутский поход по освобождению братьев-славян из турецкого плена. Преданный союзниками, без воды и пропитания, Петр оказался в окружении противника. Силы откровенно неравные: 37 000 петровского войска, более 130 000 — противника. Но у Петра самая мощная в Европе артиллерия, прекрасно показавшая себя во время Полтавской баталии. Начинаются трудные переговоры.

Екатерина I, разделявшая с супругом все тяготы войны, пожертвовала свои лучшие драгоценности в дар представителям турецкой армии, после чего турки согласились не препятствовать отходу русских войск в полном вооружении. Царь и армия были спасены.

Отсюда девиз ордена в честь святой Екатерины, восстановленного в 2012 году, — «За Любовь и Отечество». В зале он представлен на фоне серебристого муара стен. На бантах из орденской ленты укреплены осыпанные крупными стразами массивные орденские знаки.

Орден вручали дамам, которые занимались благотворительностью, вызволяли наших соотечественников из плена.

А первой награжденной стала Екатерина I.

Изначальное предназначение

@tima.don

Кремлевский дворец задумывался как царская резиденция. Один из залов был тронным, в нем принимали послов и советников. Однако когда столицу перенесли из Москвы в Санкт-Петербург, дворец стали использовать лишь во время императорских визитов, и здание постепенно приходило в негодность. 

Вторую жизнь Большой Кремлевский дворец обрел после победы над Наполеоном. Николай I хотел, чтобы он стал новым символом могущественной власти. Здесь начали проводить коронацию новых правителей.

В годы советской власти здание реконструировали, оборудовали жилые помещения для членов партии и их семей, а позднее еще и столовую. К старинным гобеленам и мебели относились с пренебрежением, несмотря на протесты наркома просвещения Луначарского. 

Дворец серьезно пострадал во время боевых действий в годы Великой Отечественной войны. В частности, был серьезно разрушен Георгиевский зал.

Примечания

  1. Зоя Золотницкая, Ксения Басилашвили, Ксения Ларина. . Эхо Москвы (10 марта 2007). Дата обращения: 17 сентября 2018.
  2. Александр Можаев. . Страна.Ru (16 июля 2012). Дата обращения: 14 сентября 2018.
  3. , с. 203.
  4. . Президентская библиотека (2018). Дата обращения: 5 сентября 2018.
  5. ↑ , с. 293.
  6. , с. 17.
  7. ↑ .
  8. , с. 346.
  9. ↑ , с. 202.
  10. , с. 66, 80.
  11. ↑ , с. 8.
  12. , с. 207—209.
  13. , с. 209.
  14. , с. 71.
  15. , с. 291.
  16. ↑ , с. 207—208.
  17. , с. 67—68.
  18. , с. 345—346.
  19. ↑ .
  20. , с. 696.
  21. ↑ , с. 74.
  22. , с. 157.
  23. , с. 104.
  24. , с. 110.
  25. , с. 347.
  26. , с. 69, 78—83.
  27. , с. 291.
  28. , с. 68, 71.
  29. , с. 8.
  30. ↑ , с. 175.
  31. , с. 206.
  32. Александр Колесниченко. . Аргументы и факты (17 июня 2009). Дата обращения: 22 августа 2018.
  33. , с. 67, 88-91.
  34. , с. 95.
  35. , с. 94, 116-117.
  36. Ева Меркачева. . Московский комсомолец (11 января 2016). Дата обращения: 22 августа 2018.
  37. , с. 100—101.
  38. , с. 7.
  39. ↑ , с. 290.
  40. , с. 103—105.
  41. , с. 204, 206.
  42. , с. 81, 117.
  43. ↑ , с. 143.
  44. , с. 18.
  45. Оксана Гаврюшенко. . Газета «Труд» (29 апреля 2017). Дата обращения: 18 сентября 2018.
  46. Савелий Калешников. . Аргументы и факты (27 ноября 2013). Дата обращения: 18 сентября 2018.
  47. , с. 117, 118.
  48. , с. 10.
  49. , с. 118.
  50. Александр Гамов. . Комсомольская правда (14 октября 2016). Дата обращения: 23 сентября 2018.
  51. , с. 210.
  52. , с. 290.
  53. , с. 70—72, 91.
  54. , с. 68—80, 88—90.
  55. , с. 141.
  56. , с. 140.
  57. , с. 45.
  58. . Прогулки по Москве (2018). Дата обращения: 13 октября 2018.

  59. , с. 290—291.
  60. ↑ , с. 88,90.
  61. ↑ , с. 64.
  62. , с. 143—144.
  63. Ирина Коробьина. . Эхо Москвы (23 июля 2012). Дата обращения: 13 октября 2018.

  64. , с. 138, 143.

Изначальное предназначение

@tima.don

Кремлевский дворец задумывался как царская резиденция. Один из залов был тронным, в нем принимали послов и советников. Однако когда столицу перенесли из Москвы в Санкт-Петербург, дворец стали использовать лишь во время императорских визитов, и здание постепенно приходило в негодность.

Вторую жизнь Большой Кремлевский дворец обрел после победы над Наполеоном. Николай I хотел, чтобы он стал новым символом могущественной власти. Здесь начали проводить коронацию новых правителей.

В годы советской власти здание реконструировали, оборудовали жилые помещения для членов партии и их семей, а позднее еще и столовую. К старинным гобеленам и мебели относились с пренебрежением, несмотря на протесты наркома просвещения Луначарского.

Дворец серьезно пострадал во время боевых действий в годы Великой Отечественной войны. В частности, был серьезно разрушен Георгиевский зал.

История строительства Большого Кремлёвского дворца

У Большого Кремлёвского дворца в том виде, в котором он известен нашим современникам, длительная история. И начинается она с тех пор, когда столица Российской Империи была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург. Многие московские дворцы в то время стали быстро терять свое значение и либо начинали разрушаться, либо уничтожаться пожарами. И даже несмотря на то, что императрица Анна Иоановна большую часть времени любила проводить в Москве, на состоянии Кремлевского дворца это никак не сказывалось, в отличие от множества других строений государственного значения.

Вид на Большого Кремлёвского дворца с Москвы реки

Дело в том, что в 18 веке дворцы, построенные ещё во времена Средневековья, стали терять свою актуальность. Однако всё изменилось, когда императрица поручила знаменитому архитектору Б.Ф. Расстрелли возвести новый дворец, так называемый Зимний Анненгоф. Этот дворец был построен из дерева в соответствии с модным тогда архитектурным стилем барокко.

Уже позже, когда на престол взошла Елизавета Петровна, было принято решение о строительстве в Кремле новой императорской резиденции. Так уже в 1749 году было снесено 3 царские палаты (Столовую, Среднюю и Набережную), и на том же фундаменте был возведен новый дворец. Как и Зимний Анненгоф, московский дворец был исполнен в стиле барокко. По тем историческим документам, которые сохранились до нашего времени, новый московский дворец больше всего напоминал Большой Петергофский дворец.

Однако следующей императрице, Екатерине II, новый дворец не понравился — по её мнению, он был слишком скромен и не соответствовал в полной мере величию Российской империи. Поэтому в очередной раз было принято решение о перестройке московской императорской резиденции. Архитектором Баженовым В.И. был разработан проект нового дворца.

Вид на южный фасад Дворца

Масштабы постройки предполагались немалые — дворец должен был занимать всю околоречную территорию Кремля, начиная от Боровицкого холма и до самого берега Москвы-реки. Для реализации данного проекта на территории Кремля было уничтожено несколько объектов. Например, были снесены приказы, располагавшиеся восточнее Архангельского собора. Подверглась разрушению и часть кремлёвской стены между Первой, Второй и Петровской Безымянными башнями и Тайницкими воротами. Официальная закладка нового дворца была осуществлена в 1773 году. Но, что самое интересное, уже в 1774, через год после торжественной церемонии, проект был признан слишком масштабным и нецелесообразным для тех задач, которым он должен был отвечать. В итоге практически все разрушенные объекты были восстановлены, а на подготовленном месте было возведено одно здание — московское отделение Сената. При этом не забыли о старом дворце — его решили обновить и немного перестроить.

История постройки большого Кремлёвского дворца на этом не заканчивается. Когда в Москве приступили к постройке храма Христа Спасителя, в очередной раз пришла идея об его обновлении. Основанием послужила мысль о том, что новый Кремлевский дворец должен был бы символизировать обновление города.

Инициатором создания нового дворца на месте старого отделения Сената выступил российский император Николай I. Архитектор Константин Тон приступил к разработке нового проекта в 1837 году. Следует отметить, что тот же Константин Тон спроектировал и построил храм Христа Спасителя.

Оружейная палата

Оружейная палата — это музей-сокровищница, в ее 9 залах собраны древние государственные регалии XIV–XVII веков, коллекция карет и тронов, парадная одежда царей и императоров, ювелирные изделия русских мастеров, оружие и многое другое. Коллекция изделий иностранных мастеров XIII–XIX веков в Оружейной палате — это посольские дары, привезенные из различных стран.

Здесь хранится символ самодержавия — знаменитая шапка Мономаха (конец XIII – начало XIV века), которой венчали на царствие русских царей. В 1682 году была создана шапка Мономаха второго наряда, когда на престол венчались сразу два царя — братья Иоанн V и Петр I. Для младшего Петра московские мастера изготовили вторую шапку Мономаха. Здесь же можно увидеть величественный двойной трон, сделанный для царей-соправителей, а также уникальную коллекцию пасхальных ювелирных яиц Карла Фаберже.

Стоимость билетов

Широкий и разнообразный репертуар Кремлевского дворца охватывает разные зрительские аудитории: от детских спектаклей и утренников до серьезных музыкальных фестивалей. Стоимость билетов зависит от популярности артиста, а также от места в зрительном зале.

Цены варьируются от 100 рублей до 50 тыс. рублей на места для важных персон. Самые дешевые места на балконе с левой и правой стороны на откидных креслах. По мере приближения к сцене цены на билеты дорожают.

Билеты на Кремлевскую елку (цена одного подарка 545 рублей. На 18-00 допускаются только родитель с ребенком).

Начало спектакля Места в зале Цена детского билета, в руб. Цена группового билета Цена билета на 2-х:родитель и ребенок
С 24 декабря по 8 января 25, 29 декабря
10-00 Все зоны 2650 2400 Не продается
14-00 Все зоны 2650 2400
18-00 1 зона партера, без подарка 4400 4400 4400
2 зона партера, без подарка 3800 3800 3800
3 зона партера, без подарка 3300 3300 3300
4 зона партера 5400 с подарком 5900 с подарком 2800 без подарка
Амфитеатр 4500 с подарком 4900 с подарком 2500 без подарка
Балкон 3600 с подарком 3900 с подарком 1900 без подарка

Московский Кремль — история и архитектура

Первое упоминание о Москве встречается в летописи и относится к 1147 году.  В 1156 году на берегу Москвы-реки и устья реки Неглинной были построены первые деревянные стены. Русь в то время была разъединена на отдельные княжества, поэтому не смогла в 1238 году устоять от нашествия татаро-монгольского ига. Москва была разорена, а Кремль сожжен.

В период правления Ивана Калиты Московское княжество было укреплено и Кремль перестроен. Сооружены каменные церкви, соборы и крепкие дубовые стены. По указу князя Димитрия Донского, внука Ивана Калиты, в 1367 году возводятся белокаменные стены и башни. Москву стали называть белокаменной. При великом князе Иване III расширяется территория Кремля, был вырыт ров вокруг стен. Совместно с иностранными зодчими строятся Успенский и Благовещенский храмы, Грановитая палата и колокольня Ивана Великого (дозорная башня). Был заложен Архангельский храм. С расцветом культуры и архитектуры в 17 веке преображаются и постройки Кремля. На Кремлевских башнях появились высокие кирпичные шатры с черепичными покрытиями и позолоченными флюгерами.

В начале 18 века по указу Петра I заложено здание Арсенала. С переносом столицы в Петербург Кремль оставался в заброшенном состоянии. Почти все деревянные строения были уничтожены пожарами и не восстанавливались.

Только со 2-ой половины 18 века началось его возведение. По проекту архитектора М. Ф. Казакова строится здание Сената. Под руководством архитектора Ивана Еготова было сооружено первое здание для Оружейной палаты. Во время войны 1812 года Наполеон при отступлении решил взорвать Кремль. Только благодаря мужеству москвичей, он был чудом спасен. Вскоре все поврежденные его постройки были восстановлены.

В 1917 году взятием Кремля была завершена революция в Москве. Сюда в марте 1918 года из Петрограда переехало Советское правительство. В наши дни здесь находится резиденция Президента России.

На территории Кремля Москвы создан Государственный музейный комплекс, включающий в себя Оружейную палату и храмы (Успенский, Архангельский и Благовещенский), церковь Ризоположения и Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, ансамбль колокольни Ивана Великого, а также коллекции артиллерийских орудий и колоколов. Комплекс Кремля и Красной площади в 1990 году были включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО как один из выдающихся исторических памятников планеты.

Теремной дворец

Дворец построен в 1635-1636 г. по указу царя Михаила Алексеевича. Возведение дворца велось мастерами Ларионом Ушаковым, Баженом Огурцовым и другими зодчими. Сам Теремной дворец невозможно увидеть изнутри Кремля, так как часть его территории закрыта для посещения. Зато его видно с Моховой улицы, а также с Патриаршего моста. Фасад Теремного дворца невероятно красив. Порталы, наличники и карнизы сплошь покрыты искусной резьбой по камню. Окна украшены наличниками с висячими гирьками – очень популярный декоративный элемент 17 века. Над окнами размещены разорванные фронтоны – барочный элемент. Пышный резной декор сочетался с многоцветной росписью – при исследовании порталов и наличников были обнаружены следы различных красок. Древнее убранство дворца не сохранилось, но во время реставрации, проводимой еще в 19 веке, все покои были расписаны масляными красками, восстановлена мебель и необыкновенные изразцовые печи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector