Чамские башни по нагар

Советы туристам, приезжающим для осмотра Чамских святынь

— Для визита к святыням чампов оденьтесь в закрытые одежды. Перед входом в храм снимите обувь и головной убор.

— В двадцатых числах марта ежегодно у башен проводится красочный фестиваль. Вы можете стать свидетелем проведения настоящих буддистских и индуистских обрядов, увидеть воочию театрализованные представления на религиозную тематику.

— Конечно, есть здесь и сувенирный магазинчик.

— У всех на виду вьетнамка-ткачиха делает рюкзачки. За небольшую плату она проводит мастер-класс по ткацкому мастерству.

— Продаются здесь и, вылепленные «под старину», божки из глины.

— Еще одна вьетнамка творит чудеса из песка, создавая у всех на глазах песочные картины-сувениры.

— На территории расположения башен есть много мест, где можно посидеть, передохнуть, просто отвлечься от всего бренного.

— Немало здесь и точек для фотосессии.

— Среди недостатков отметим большое количество посетителей и малое количество мест для утоления голода.

— Если приехали к башням самостоятельно, без экскурсионной группы, то можете совместить визит к достопримечательности с посещением пагоды Лонг Шон, лежащего Будды. А можете и отправиться в СПА-комплекс Тхап Ба. Всего несколько минут езды от По Нагара — и вы возле горячих источников.

Ознакомившись с нашими статьями о Вьетнаме и его культуре, прислушавшись к нашим советам, путешествие к достопримечательностям страны не будет таким непонятным и пугающим.

Остров Хон Мун


Остров Хон Мун. | Фото: Nguyen Hung Vu / Flickr.

Островов к северу и к югу от Нячага великое множество, но остров Хон Мун примечателен тем, что находится поблизости от горячих экваториальных течений. В результате на острове и в его прибрежных водах создался уникальный микроклимат, способствующий развитию богатой флоры и фауны. Это настоящий райский уголок для дайверов: чудесной красоты коралловые рифы привлекают экзотических рыбок, морских черепах и других редких морских обитателей.

Теплые воды оказывают влияние и на прибрежный растительный и животный мир, изобилующий интересными экземплярами. Все это разнообразие и поразительный рельефный береговой ландшафт острова давно начали привлекать и обычных людей, и океанографов, и любителей дайвинга.

Дайверы получают в местных водах невероятную полноту впечатлений: подводная видимость в этих акваториях (особенно в «Рейнбоу Рифе» и «Тигровой Стене») просто невероятная. Но, говорят, что ощутить красоту подводного мира можно даже плавая на безопасной лодке со стеклянным дном.

Адрес: Хон Мун, Vĩnh Nguyên, Нячанг, Кханьхоа, Вьетнам.

История

Чамские башни были построены в IX веке как символ Королевства Чампа. Первоначально кирпичи клали без использования цемента или каких-либо смесей. Все три башни реставрировались и реконструировались, но на внутренних стенах можно найти первоначальную кладку, а также некоторые каменные изваяния, фрески, деревянные статуэтки. Около трехсот лет назад башни пострадали от рук мародеров. Начиная с 1990 года, башни находились на реставрации, которая была окончена в 2000 году. Но и сегодня башни продолжают разрушаться.

В конце XIX-начале XX века весь комплекс назывался Фохай – по названию деревни. Пошану – это принцесса, которой вьетнамский народ поклонялся после ее смерти. Рыбаки приходили сюда попросить у богов богатого улова и безопасной рыбалки.

Природные достопримечательности

Живописные окрестности Нячанга привлекают туристов не меньше исторических достопримечательностей.

Экопарк Янг Бей

Одно из мест, который не пропускает ни один турист — экопарк Янг Бей, расположенный в 40 км от Нячанга близ деревень, где живёт одна из многочисленных вьетнамских народностей — раглаи. Территория парка настолько большая, что передвигаются по ней только на электропоезде.


Водопад образует небольшую запруду, где водятся рыбки гарра руфа

Янг Бей знаменит водопадом, термальными источниками и крокодиловой фермой, принадлежащей известному вьетнамскому производителю изделий из кожи «Катоко». Водопад, переваливаясь через громадные валуны, затихает в небольшой запруде, где можно искупаться. В ней в изобилии водятся «массажные» рыбки гарра руфа.


Горячие источники парка Янг Бей находятся в рукотворных и природных бассейнах

Рядом с водопадом установлена сцена, где исполняют национальные танцы и показывают весёлые представления местные жители. В сотне метров от импровизированного зрительного зала находится ресторан. В нём можно отведать мясо страуса и крокодила.


На поросячьих бегах можно сделать ставку и выиграть небольшие деньги

Азартные вьетнамцы развлекают туристов поросячьими бегами и настоящими петушиными боями. Горячие источники — это рукотворные бассейны и природные каменные ванны с температурой воды от 19 до 52°С. Входной билет в парк с посещением источников стоит 170 000 донгов, без источников — 110 000. Добраться сюда можно на арендованном байке или такси. Организованные экскурсии стоят от 500 000 до 800 000 донгов.

Северные острова

В бухте Ня Фу находятся два острова — Хон Хео (остров орхидей) и Хон Лао (остров обезьян). Хон Хео — это национальный парк с развлечениями для туристов — цирковым представлением, добродушной ручной слонихой Леной, катанием на страусах и кормлением пятнистых оленей.

На острове разбит прекрасный парк, где можно погулять по роще золотого бамбука, пройтись по экотропе и подняться к водопаду.


Остров орхидей славится чистым пляжем и спокойным морем

Остров обезьян — это тоже большая парковая зона. Туристам предлагается посмотреть забавное цирковое представление с «учёными» обезьянками и собаками и сделать ставки на собачьих бегах. Есть и экстремальное развлечение — тест-драйв на картинге в глубину острова.

Лучше всего посещать острова в составе групповой экскурсии. Стоимость — от 750 000 донгов для взрослых и от 370 000 донгов для детей ростом от 90 до 130 см.


Из соображений безопасности детям запрещено кормить обезьян

Южные острова

Поездка на Южные острова — это возможность познакомиться с подводным миром залива Нячанг, входящим в ТОП 30 самых красивых заливов мира, отведать свежей рыбы на плавучей рыбной ферме, позагорать на чистых островных пляжах.

Государство Чамп или Тямп

Это уникальный храмовый комплекс, сохранившийся до наших дней, в котором проводятся религиозные служения, часть из которых поражает всякое воображение, ибо здесь иногда проводят настоящие жертвоприношения. Разумеется, чаще прихожане приносят в храм к алтарям подношения в виде цветков лотоса, фруктов и символических подарков богам.

Семантика названия башен берет свое начало с эпохи существования государства Чампы (Тямпы). В ее состав входили несколько княжеств, города которых выстраивались в устьях рек недалеко от моря: Индрапура, центр княжества был на месте современного Дананга; Амаравати — центр в провинции Куангман, г. Хойан; Виждайя — центр в 27 км к северо-западу от провинции Куинён в провинции Биньдинь, Виждай был главным городом Чампы; Каутхара — центр в современном городе Нячанг; Пандуранга — центр в современном вьетнамском городе Фанранг-Тхаптям. Государство просуществовало с VII — XII веках н.э.

Народы этого государства хорошо отладили морские пути, которые использовали в экономических и политических целях, активно торговали с другими государствами. Они владели искусством изготовления изделий из бронзы, стекла, глины, могли изготавливать кирпич. Их виртуозные умения отразились и на архитектуре, которая до сих пор поражает воображение. На Чамских башнях не так много следов разрушения. Они выглядят так, словно бы не прошло столько столетий с момента их создания. Но все же время беспощадно. Разумеется, в процессе сохранения башен сыграло свою роль и бережное отношение правительства к истории страны. В 1989 – 1998 годах польско –вьетнамский подкомитет поддерживал проведение археологических и реставрационных работ, в результате которых были отремонтированы и восстановлены Чамские архитектурные памятники. Это закладывает основание не верить всему тому, что предстает пред глазами. Историю пишет человек, восстанавливали здания тоже люди, почему бы не добавить к этому процессу что-то свое, что укладывается в рамках нашего представления и понимания?..

Но как бы там ни было, целью строительства башен, как считают историки, послужила вера и служение богу Шиве и его жене Понагар. В честь богини построили главную башню, внутри которой имеется алтарь Линг Йони. Все по тем же исторически данным, комплекс, состоящий из 4 башен, был построен во времена правления чамского короля Ханривармана, управляющего государством в течение 813 по 817 гг.

Джунглевый пляж


Джунглевый пляж.

Находящийся в стороне от людных мест пляж местечка «Jungle Beach Resort» – еще одно безмятежное и спокойное место, стоящее того, чтобы потратить 2 часа своего времени на то, чтобы сюда добраться. Вы можете решить сами, приехать сюда на день или продлить пребывание, оставшись на ночевку. Уютные и чистые бамбуковые жилища комфортны и обладают всеми современными удобствами, хотя внешнее человеческое вмешательство тут почти не чувствуется.

При постройке пансионата использовался только один натуральный материал – бамбук, вот почему на создание этого шедевра потребовалось 12 лет, но в результате получился парадиз, обитель блаженных.

После нескольких часов вкушения пляжных удовольствий вы можете истосковаться по хорошей еде и напиткам, и не отведать хотя бы одно блюдо от шеф-поваров «Jungle Beach Resort» многим кажется просто преступлением.

Адрес: Jungle Beach, Ninh Phước, Ninh Hòa, Кханьхоа, Вьетнам.

Чамские башни сегодня

Местные жители, а также верующие люди со всего Вьетнама, считают это место священным, намоленным, поэтому часто приходят сюда в качестве паломников на различные буддистские и индуистские празднества, торжества и обряды.

Сохранился вход к храмовому комплексу, украшенный несколькими большими колоннами, но с целью его сохранения туристы и паломники приходят сюда по специальной лестнице, расположенной слева от главного входа.

Из всего комплекса сегодня осталось только 4 башни. Они были построены в течение пяти столетий, поэтому их архитектура и размеры сильно различается. Каждая башня посвящена отдельному божеству и предназначена для поклонения ему.

В течение столетий сюда приходили верующие, приносили дары и жертвоприношения, просили у своего бога, чтобы он даровал дождь, хороший урожай, доброго мужа или жену, ребенка, здоровье для родственников и пр.

Внутри каждой башни в небольших помещениях сохранились алтари с божествами. В воздухе всегда чувствуется запах благовоний, которые курятся здесь всякий раз при обращении к небесам и принесении жертв.

Внутри башни находится огромная каменная статуя принцессы высотой более 20 метров. У нее 10 рук и сидит она в позе лотоса. К этой статуе приходят паломники, приносят свои дары и просят богиню исполнить сокровенные желания.

Рядом с Северной башней располагается музей, где туристы могут узнать все об этом храмовом комплексе. Здесь можно найти гидов, которые владеют английским языком. Русскоязычного экскурсовода можно привезти с собой из города.

В марте каждого года в Чамских башнях проводится самое зрелищное буддистское торжество, которое длится два дня. В это время сюда приезжает множество местных жителей и туристов со всех концов света.

Наблюдая за великолепным зрелищем буддистского фестиваля, красочными обрядами этого действа, создается впечатление, что ты попал в древний мир Будды. Брахмы, Шивы, Вишну, Ганеши, Кали и пр.

Время работы и описание комплекса Чамских башен По Нагар

Чамские башни

Храмовый комплекс на левом берегу Кай открыт с 06.00 до 18.00. Утренние часы самые спокойные, после 09.00 привозят экскурсионные группы, становится шумно.

Стоимость посещения храма примерно 1$ на человека. Гостей просят приходить в закрытой одежде, но можно взять на входе серый балахон. Одеяние слегка похоже на монашескую тогу, получаются замечательные фотографии.

Колонный зал

Это помещение будет первым при осмотре комплекса. Когда-то давно тут располагался зал для медитации, публичных ритуалов. Его называли мандапа, в стенах видны отверстия для балок в колоннах, также заметны следы реставрации кирпичной кладки.

В колонном зале есть довольно ветхая лестница, закрытая для туристов. По легенде эту лестницу специально делали такой нестойкой, чтобы молящиеся поднимались по ней исключительно ползком в знак поклонения богине.

В Колонном зале 10 больших и 12 малых колонн, возведенных в XI веке.

Чамские башни

Современники могут видеть только 4 композиции из 10. Все объекты различаются только формой крыши. Вход в комплекс с восточной стороны, строения выполнены из кирпича, который ничем не скреплен. Эта техника считается уникальной, секрет ее не разгадан до сих пор.

Есть мнение, что вместо скрепляющего цементного состава чамы применяли смолу. Клейкая смесь не только намертво скрепляла кладку, но и защищала кирпичи от влаги.

Храм По Нагар

Богине посвящена самая большая башня. Она же является самой красивой в комплексе. Башня возвышается на 23 м, следующая за ней – башня Шивы, ниже на 5 метров. Историки подтверждают – в жизни чамов был матриархат, поэтому все и любые мужские божества становились на «ступень ниже».

Вход в храм украшает изображение богини Дурга. Это также одно из воплощений Парвати (Понагар), но воинствующая богиня требовала кровавых жертв. Считают, что ей частенько приносили животных, которых умерщвляли на специальном алтаре. Некоторые источники утверждают, что скрытые жертвоприношения существуют и сегодня, но доказательств этому нет.

Внутри храм весь пропитан благовониями, запах стойкий, но приятный. На главном постаменте располагается статуя богини, перед нею алтарь для приношений. Молятся По Нагар о благополучии родных, здоровье близких, хорошем урожае. Причем под «урожаем» понимают буквально все – от финансовой прибыли до семейного счастья.

Лебедь – символ Брахмы, также в комплексе есть башни Шивы, Вишну, Сканди, Ганеши.

Башня Шивы

Это центральный объект комплекса, размеры которого лишь немногим уступают башне По Нагар. Храм высотой 18 м увенчан вершиной в форме жезла Шивы. Архитекторам пришлось изрядно потрудиться над восстановлением формы, следы реставрации хоть и выделяются, но не портят общей картины.

В Башню Шивы приходят молиться только мужчины. Женщинам в это святилище вход запрещен, им сразу покажут дорогу в храм Понагар.

Вопрос эксперту
Сколько времени уходит на осмотр храмового комплекса?

Все зависит от того, насколько велик интерес к истории. Для десятка красивых фото и покупки сувениров хватит и пары часов. Но если хочется побывать в каждой башне, осмотреть все, что доступно для посетителей, стоит выделить на осмотр не менее 4-5 часов.

Башня Сканди (Южная)

Это самый малый храм высотой 7 м. Индуистское божество войны Сканди как-то не завоевало популярности у миролюбивых чамов. Оставить бога совсем без внимания они не могли, но храм сделали довольно скромным.

Башня Ганеши (Западная)

Этот храм стоит чуть в стороне от общего комплекса, возвышается на 9 метров. В индуизме бог Ганеша прорисован с головой слона. Вьетнамцы называют сына Шивы Мьеу Донг Нам. Интересна форма крыши, она выглядит как перевернутая лодка.

Гора Хон Ба


Вид из горы Хон Ба.

Если после нескольких дней пляжного отдыха и городских экскурсий вам захочется вырваться за пределы Нячанга, самое время отправиться к горе Хон Ба. Заповедник Хон Ба находится всего в 60 км от города, и поездка к девственной вьетнамской природе, свежему горному воздуху и удивительным ландшафтам внесет волнующее разнообразие, восстановит ваше равновесие и наполнит душу гармонией от слияния с природой.

Даже если вы не захотите подниматься на вершину горы высотой 1 578 м., у вас останется приятное впечатление от прогулки у ее подножия. Но многие из приехавших все решаются на подъем: он не очень тяжел, хотя занимает около 2-х часов, потому что проходит по удивительной красоты спиральным тропам, проложенным вдоль нетронутого леса со звенящими ручьями и шумными водопадами.

На вершине горы вас ждет еще одна достопримечательность – домик А. Йерсена, в котором он некоторое время жил и работал. С горы открывается неповторимый вид, который не запечатлеть невозможно, так же как и нелегко не восстановить свои силы, посидев в местном уютном кафе.

Адрес: Hon Ba, Suối Cát, Cam Lâm District, Кханьхоа, Вьетнам.

История Чамских (Тямских) башен

Чамские башни

Время возведения комплекса очень условно – точных фактов о строительстве нет. Даты определяют по летописям Королевства Чамов, а там сказано, что деревянные постройки возведены в 768-770 годах.

Археологи обнаружили древние каменные стелы с надписями. Часть записей удалось расшифровать, в частности, написано, что в 774 году на остров приплыли страшные и худые разбойники с черной кожей. Они разграбили сокровища храма, разбили реликвии, а само строение подожгли. Исследователи склоняются к тому, что «разбойники с черной кожей» прибыли с острова Ява или других островов Малайзии.

Именно с этого времени можно проследить весь путь жизни Чамских башен:

  1.     За разбойниками отправили королевский флот. Сам властитель Сатьяварман настиг грабителей, задал им в море жестокую трепку, но спасти то, что украли, все же не удалось – море поглотило священные ценности.
  2.     Храмовый комплекс сгорел, но народ не отчаивался. На собрании королевства решили восстановить объект, построить новые башни, но теперь из кирпича. Задумку воплотили в жизнь, и в итоге государство получило храм изумительной красоты и достаточной прочности.
  3.     Через полтора столетия в пору правления королем Индраварманом III отлили золотую статую богини Бхагавати. Богиня признана одним из воплощений Шивы – божества, наиболее близкого Понагар. Статую разместили в одной из башен, приносили ей жертвы и молились о благополучии.
  4.     Примерно в 950 году королевство пережило набег кхмеров. Храм снова разграбили, золотую статую богини увезли в неизвестном направлении.
  5.     Король Джая Индроаварман I решил не ставить больше золотых статуй, а изготовить каменное изображение Бхагавати. Скульпторы выполнили повеление правителя и установили статую в 965 году. Именно эта статуя сохранилась до наших дней.
  6.     Культ богини По Нагар впервые появился в XII веке. Покровительницу земледельцев почитали как богиню-мать, приносили ей жертвы и проводили торжества, фестивали.

В 1979 году Министерство культуры Вьетнама признало Чамские башни По Нагар исторической реликвией национального масштаба

Теперь реставрация объекта приняла важное и первостепенное значение, работы ведутся по сей день

Богиня Янг Ино По Нагар

Богиня Янг Ино По Нагар

Культ богини-матери ввели чамы. Легенды гласят, что подобно греческой Афродите, Понагар рождена из пены и облаков. На сушу прекрасная «мать чамов» ступила у горы, на которой возвышаются башни. Богиня шла по земле, а в следах, оставленных ступнями, вырастал рис. Так земледельцы получили семена растения и навыки выращивания культуры.

Понагар научила чамов возделывать землю, дала знания о выращивании многих культур, их обработке и приготовлении еды

Благодетельница чамов дала им понимание важности религии, с благодарностью принимала бескровные жертвы и подношения. Забота Понагар простиралась далеко за пределы земледелия, богиню-мать просили о здоровье, благополучии, удачном браке и, конечно, плодородии

После прихода вьетнамцев в 1653 году культ Понагар сохранили, но завоеватели слегка трансформировали и переиначили легенды. Так, у вьетнамцев считают Понагар посланницей Нефритового Императора. При этом божеству оставили ее «миссию», ее также считают покровительницей земледельцев, просят о плодородии земли, урожае.

Современные историки нашли свидетельства древних толкователей. Они утверждают, что Понагар – воплощение Парвати. Но в этом случае Понагар – мать всех богов, то есть Шива в «женском обличии», олицетворение женского начала. Если следовать этим трактатам, Понагар (Парвати) дарует не только плодородие, но и «отвечает» за всю жизненную энергию людей, животных, растений.

Если храмы открыты с 6 утра, то можно приехать на осмотр в это время?

Почему комплекс закрывают так рано?

В какое время проводят фестиваль в марте?

В честь Парвати проводят большой и шумный фестиваль. Состоится он ежегодно в конце марта, собирает много людей, в том числе туристов. Религиозные представления, сценки, песни, ритуальные танцы – событие проходит весело, и наблюдать его можно каждый день в течение всего фестиваля у подножия Чамских башен.

Некоторые рекомендации

Отправляясь на экскурсию, позаботьтесь о том, чтобы ваша одежда была максимально закрытой, т.к. Вы посещаете фактически действующий храм. Головной убор не нужен, обувь следует снимать у входа.

Около входа местная администрация может предложить Вам надеть специальные балахоны, которые не оскорбят паломников. А для осмотра окрестностей особенный дресс-код соблюдать не требуется.

Экскурсия длится около получаса, а потом можно посетить сувенирную лавку, расположенную рядом с башнями, и приобрести на память о посещении этого храмового комплекса браслеты, рюкзачки, украшения и пр.

Полезные советы

Первое, что нужно сделать по прибытии в Нячанг — поменять валюту. Самый выгодный курс сегодня предлагает обменный пункт в отеле Asia Paradise и в аптеках «1001», расположенных в центре туристического квартала. Самый низкий курс — в банках, приемлемый — в ювелирных салонах. Чего нельзя делать в Нячанге:

  • покупать готовые морепродукты у тётушек на улице и на пляже — велик риск отравиться несвежим продуктом;
  • кататься на велорикшах — они бессовестно мошенничают и обдирают туристов, называя сначала одну цену, потом увеличивая ее в 10 раз;
  • загорать без солнцезащитного крема — можно получить серьёзные ожоги даже за 20 минут пребывания на солнце;
  • носить сумку с деньгами и телефоном на плече, особенно на правом — её мигом сдернут проезжающие на мопеде воришки.

Хотите попробовать настоящую вьетнамскую кухню — заходите без страха в любое кафе за пределами туристического квартала, где обедают вьетнамцы. И пусть вас не смущает пластиковый интерьер. Питаться там, где едят местные жители, абсолютно безопасно. Они никогда не готовят впрок, поэтому еда у них всегда свежая. К тому же это выйдет раза в три дешевле, чем в туристическом кафе.


Настоящую вьетнамскую еду нужно пробовать там, где едят местные жители

Что нужно знать:

  • чем дальше от туристического квартала — тем ниже цены;
  • экскурсии, купленные на улице зачастую более качественные, чем те, что проводит туроператор;
  • уличная еда — это не тот фаст-фуд, который подают в пиццериях, её можно и нужно пробовать, она вкусная и всегда свежая.

Чтобы долго не объяснять водителю такси местоположение вашего отеля, всегда носите с собой визитку с адресом и схемой проезда. Знание нескольких слов по-вьетнамски в некоторых случаях поможет сэкономить деньги. Во Вьетнаме принято что-то подавать, передавать или брать обеими руками — это элементарная вежливость. Расплачиваясь, подавайте деньги двумя руками — вьетнамцы это оценят.

История

Период возведения башен восходит к 8 веку. Первый монумент был возведен в 783 году в период господства императора Чампа. В настоящее время на территории храмового комплекса проводятся буддистские обряды, конфессиональные процессии, национальные карнавалы и шествия.

Храм имеет насыщенную историю. На протяжении времени существования он был неоднократно разрушен пиратами, захватчиками или вследствие военных действий. Местные жители всегда верили в особую энергетику башен и восстанавливали строение.

Каждая башня была построена в различные исторические периоды, что наложило отпечаток на их архитектуру. В этих местах осуществлялись жертвоприношения, совершались молитвы и заключались браки. Рядом с главной башней (в честь богини По Нагар) располагается музей. Здесь расположены буддистские алтари и вещи монахов 9-10 века.

Башня Тхап Чинь построена в 9 веке. Через несколько лет она была разграблена местными малайскими пиратами. Сейчас к башне примыкает статуя богини Шивы, которая олицетворяет в буддизме ум.

Центральный монумент был построен в 8 веке. Здесь нет традиционных украшений, керамики и убранств. Однако именно здесь местные монахи хранили ценности и золото. Южная башня построена в честь богини Ганаше. Архитектура позволяет сделать вывод о богатом убранстве и монументальности сооружения.

На территории достопримечательности каждый год проходят религиозные фестивали. Красочные карнавалы, шествия, национальные костюмы – основная причина посетить башни в начале апреля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector