Кабардинцы
Содержание:
- Особенности кабардинских лошадей
- Обычаи и традиции кабардинцев: верность принципам Адыгэ Хабзэ
- Религия
- Религия [ править ]
- Язык и письменность
- Авторы Гайдпарка
- Образование республики
- Религия
- Одежда
- Свадебные обычаи
- Город “Подкова”
- История[ | код]
- Конфликт народов
- Первое государство в России
- Кабардинцы [ править ]
- Использование кабардинских лошадей
- Разрушенные сёла
- Традиции
- численность населения
- Кабардинцы
- Этнонимы
- Язык
Особенности кабардинских лошадей
Выведенная специально для гористой местности, кабардинская порода великолепно приспособлена как к условиям высокогорий, так и к условиям низинных долин. При этом она легко переносит быстрые переходы из одного типа местности в другой, совершенно не нуждаясь в акклиматизации. Для этих животных не составляет проблемы ни резкий перепад температуры, ни скачки атмосферного давления.
Многие поколения предков кабардинской лошади подготовили ее к жизни на узких скалистых тропах. Это едва ли не единственная порода в России, которая словно рыба в воде чувствует себя в таких сложных условиях: крутые подъемы, резкие спуски, узкие скальные карнизы — ничто из этого не составляет для нее проблемы. Лошадь отлично чувствует тропу и великолепно держит равновесие даже на каменистых осыпях. Стандартные картинки с кабардинской лошадью — это как раз горный пейзаж на заднем плане.
Ранее мы уже упомянули о непревзойденной выносливости «кабардинцев». Конь, груженный тюками общим весом до 150 кг, способен за сутки преодолеть 100 километров. Делать это ему позволяет крепкая конституция и отличное здоровье, чего нельзя сказать о большинстве изнеженных европейских пород.
С учетом того, что «кабардинцам» недостает скорости и прыгучести, они не пригодны к большинству видов конного спорта (на профессиональном уровне). Однако поразительная выносливость животных этой породы делает их лидерами в пробеге и троеборье, где как раз важен именно этот параметр. В этих дисциплинах кабардинские лошади выступают регулярно, собирая немало наград.
Чтобы и в следующих поколениях сохранить доставшуюся «кабардинцам» от предков легендарную выносливость, сегодня их по-прежнему содержат традиционным табунным методом. На протяжении всего года лошади пребывают на естественных пастбищах, закаляясь в максимально естественных условиях. Лишь маленьких жеребят отнимают от матерей на осенне-зимний период, чтобы выращивать на конюшнях в небольших группах.
В остальном же кабардинская лошадь представляет собой классический образец упряжно-верховой породы. Животное достаточно активно и энергично, хотя и в меру. Шаг у лошади спокойный и плавный, без рывков. Отправленная в галоп или рысь она всё равно сохраняет достаточно умеренный темп, комфортный для большинства седоков.
Привычная к любому типу местности лошадь кабардинской породы в равной степени уверенно себя чувствует и в долинах, и на горных тропах. Животное не боится ни речных бродов, ни глубокого снега. Многие специалисты отмечают, что у «кабардинцев» хорошо развита интуиция или умение ориентироваться на местности. Если вдруг всадник собьется с пути, конь сам найдет дорогу домой.
Обычаи и традиции кабардинцев: верность принципам Адыгэ Хабзэ
Ученый-энциклопедист Петер Симон Паллас, в конце 18 столетия исследовавший южные губернии России, писал, что главная особенность кабардинского этноса – доведенная до крайности вежливость
Почитание старших, уважение к женщине, внимание к гостю – для кабардинца все это не просто соблюдение этикета. Будучи наиболее многочисленной ветвью единого народа адыгов, кабардинцы руководствуются в повседневной жизни древним морально-этическим кодексом Адыгэ Хабзэ
Семейные устои кабардинцев: власть старшего равна власти Бога, жену творит муж, а мужа творит жена:
Семья для кабардинцев – самое важное. Именно в ней традиции и обычаи кабардинцев почитаются свято и нерушимо
Уважение к старшим – одна из главных заповедей у адыга. Не оказать старикам должных знаков уважения не позволит себе ни один юноша. Даже кабардинские застольные традиции преимущественно обусловлены семейной иерархией.
Столь же велико почитание в народе брачных уз. И хоть муж-мусульманин имеет право на развод даже без объяснения причины, жениться, по мнению кабардинцев, можно только единожды, в противном случае нарушается иерархия семейных ценностей. Одна из народных мудростей гласит: «Первая жена тебе жена, второй жене ты жена».
Много обрядов связано у кабардинцев и с появлением на свет детей. Среди них обычай «завязывания в люльку», соревнования по случаю рождения сына, праздник Лъэтеувэ, посвященный первым шагам.
Гость адыга в крепости сидит
Традиции кабардинцев, касающиеся гостеприимства, обеспечивают каждому пожаловавшему на порог, абсолютную защиту. Обычаями были предусмотрены значительные штрафы, измеряемые десятками голов крупного рогатого скота, за оскорбление гостя или нанесение ему тяжкого вреда.
Даже злейшего врага кабардинец примет со всеми почестями. Самая нарядная и дорого обставленная комната в кабардинском доме – кунацкая, щедро украшенная коврами, посудой, оружием. Чрезвычайно умеренные в еде, кабардинцы для гостя поставят на стол все, что найдется в доме. Наиболее почетный гость садился за стол один, хозяин мог присоединиться к трапезе только после длительных уговоров. Вместе приступали к еде лишь абсолютно равные по положению.
Брата лишнего не бывает: кабардинские традиции аталычества
Известный кавказский обычай – аталычество, или прием в семью мальчиков, – был распространен и у кабардинцев. Но хотя ребенка, взятого на воспитание, и принято было называть сыном, не стоит путать аталычество и усыновление. Достигший совершеннолетия воспитанник возвращался в родные пенаты, обеспеченный конем, одеждой и оружием. Родственники юноши в ответ щедро одаривали аталыка. Иногда на воспитание аталыкам передавались и девочки. И несмотря на то что после совершеннолетия они опять проживали в родительском доме, калым, выплачиваемый женихом, передавался не отцу, а аталыку.
Что малая, что большая свадьба – одно и то же: традиции кабардинских свадеб
Соблюдением множества ритуалов всегда отличались и кабардинские свадьбы, традиции предписывали не торопиться: часто между выбором невесты и торжеством бракосочетания мог пройти не один год. Предваряли свадебную церемонию следующие этапы:
– сватовство;
– согласование суммы калыма;
– смотрины и обручение;
– выплата доли калыма;
– обряд вывода невесты из родного дома;
– «укрывание» невесты и жениха в чужих (разных) домах;
– переезд невесты в дом будущего мужа;
– обряд примирения жениха с родными.
Само свадебное празднество длилось, как правило, несколько дней. Продолжением же торжеств становились многочисленные церемонии знакомства с обретенными родственниками.
Кому сделают люльку, тому и гроба не миновать
Умерших кабардинцев принято хоронить в соответствии с мусульманскими обрядами. Уверенные в существовании загробной жизни, адыги всегда заботились, чтобы на том свете у родного человека было все, что может ему понадобиться: с этой целью памятники украшались изображением необходимых покойному вещей. Обязательно организовывались поминки и коллективное чтение Корана. Словно заверяя близких в готовности всегда принять их обратно, на протяжении целого года кабардинцы хранили одежду умерших родственников, развешивая ее наизнанку. Один из старинных поминальных обычаев кабардинцев – проведение в годовщину смерти своеобразной тризны с призовыми скачками и состязаниями в стрельбе.
Религия
С XV-XVI вв. Кабарду захватывает ислам. Ряд исследователей полагает, что ранее в регионе исповедовали православие, другие говорят о преобладании язычества. До наших дней сохранились отголоски традиционных верований, например, обряд вызывания дождя. Почитали бога громовержца Шибле: после первого грома весной обливали водой зернохранилища с просьбой обильного урожая в новом сезоне.
Одним из наиболее почитаемых в пантеоне считался бог земледелия и плодородия Тхашхо. С ним связан полный цикл земледельческой обрядности: народные гулянья с жертвоприношениями животных перед пахотой, праздник первой борозды, окончание пахоты, уборки урожая. Существовал культ деревьев, сакральным животным считался волк: кости, зубы, жилы животного считались оберегами.
Религия [ править ]
Религии, исторически исповедуемые кабардинцами, включают исконную хабзенскую веру, христианство и ислам. Большинство карбардинцев приняли ислам к началу 19 века. Есть также некоторые приверженцы традиционных верований хабзе, хотя большинство кабардинцев в настоящее время являются мусульманами- суннитами- ханафитами .
Кабардинцы также составляли одну из первых христианских общин в Европе , обращаясь в конце 2-го и начале 3-го веков. Есть также некоторые римско-католические кабардинцы (возможно, происходящие из семей, которые, как сообщается, перешли из православия в 13 веке). Кабардинцы , живущие в Моздокском районе в Республике Северной Осетии-Алании являются православные . Некоторые кабардинцы, проживающие в южной части соседнего Курского района Ставропольского края , также являются православными .
Язык и письменность
Кабардино-черкесский язык
Кабардинцы говорят на кабардино-черкесском языке (адыгэбзэ), относящемся к адыгской ветви абхазо-адыгской группы кавказских языков. Некоторые лингвисты склонны считать современные кабардино-черкесский и адыгейский языки диалектами единого общеадыгского языка. Сами же кабардинцы, черкесы и адыгейцы называют свой язык адыгэбзэ, что означает адыгский язык, и считают его единым языком.
До середины 19 века, письменности не существовало, так как не найдено ни одного достоверного письменного источника, хотя устанавливались попытки создания письма на арабской основе. 14 марта 1855 года Умар Берсей, адыгский просветитель, лингвист, учёный, писатель, поэт-баснописец, составил и издал первый «Букварь черкесского языка» (на арабской графике). Этот день все адыги отмечают как «День рождения современной адыгской письменности».
С 1924 по 1936 года для письма использовались латинские буквы. С 1936 года используется кириллица.
Подавляющее большинство кабардинцев России (96,8 %) владеет также русским языком, который выполняет роль межнационального языка общения с народами бывшего СССР. других странах проживания, используются в качестве второго языка — государственный язык данной страны.
Авторы Гайдпарка
-
florits
Казачество отгородилось красными канатами
Читать полностью
-
Александр Головенко
Почему нувориши мечтают изъять из Библии заповедь «Не укради»
Читать полностью
-
David Rubinstein
Система Путина: устойчива, но неэффективна?
Читать полностью
-
Александр Попов
Пятый год под подряд самое популярное имя в Англии — Мухаммад
Читать полностью
-
Александр Попов
В России начали строить уникальные плавучие СПГ-заводы
Читать полностью
-
Феликс Польский
Загадочная смерть (окончание)
Читать полностью
-
Владимир Петлюк
Трагедия в шахте «Листвяжная» и госкапитализм
Читать полностью
-
Аксёненко Сергей
Как власти Украины пытаются стереть память о Великой Отечественной войне
Читать полностью
-
Александр Попов
В США прошла волна ограблений
Читать полностью
-
Александр Головенко
Правое у нас государство или полицейское?
Читать полностью
-
Владимир Фёдоров
У народа должен быть выбор
Читать полностью
-
Феликс Польский
Ох уж эти жрецы!
Читать полностью
Образование республики
Два соседних народа по прихоти советской власти существовали сначала в одной автономной области (с 1922 года), а потом в составе одной автономной республики (с 1936 года). Даже «эпидемия разделения» после развала СССР не смогла разрушить этот союз.
С 1944 по 1957 год республика именовалась Кабардинской АССР, потому что балкарцы были депортированы в Казахстан и Среднюю Азию. В 1956-1957 годах решение о репрессиях в их отношении были признаны незаконными. Балкарцам разрешили вернуться на Родину. Республика вновь стала Кабардино-Балкарией, в национальном составе населения вновь стали доминировать два кавказских народа.
Религия
С XV-XVI вв. Кабарду захватывает ислам. Ряд исследователей полагает, что ранее в регионе исповедовали православие, другие говорят о преобладании язычества. До наших дней сохранились отголоски традиционных верований, например, обряд вызывания дождя. Почитали бога громовержца Шибле: после первого грома весной обливали водой зернохранилища с просьбой обильного урожая в новом сезоне.
Одним из наиболее почитаемых в пантеоне считался бог земледелия и плодородия Тхашхо. С ним связан полный цикл земледельческой обрядности: народные гулянья с жертвоприношениями животных перед пахотой, праздник первой борозды, окончание пахоты, уборки урожая. Существовал культ деревьев, сакральным животным считался волк: кости, зубы, жилы животного считались оберегами.
Одежда
Кабардинские князья считались законодателями мод Кавказа. Традиционный костюм состоял из шаровар, сафьяновых чувяков, рубахи с высоким воротом на пуговицах, бешмета, черкески, папахи. Обязательный элемент костюма — богато украшенный наборный пояс или сабельное опоясье для холодного оружия: кинжала, шашки, сабли. Черкеска черного, коричневого, красного, белого цвета дополнялась газырями, нагрудником. В холодное время года и в походах носили бурки, для повседневного ношения использовали овчинные шубы.
Женский костюм состоял из туникообразной, доходящей до пола, рубахи, шаровар, распашного платья. Последнее могло быть повседневным и праздничным: торжественные наряды декорировались золотым и серебряным шитьем, искусно выделанным серебряным поясом, украшениями из драгоценных металлов. Девушки дополняли наряд высокой шапкой с золотым шитьем. После замужества ее заменяли на черный платок, концы которого оборачивали вокруг шеи, завязывая на голове. Сверху надевали изящный ажурный платок светлого оттенка.
Свадебные обычаи
Немало интересных традиций кабардинцев связано с заключением брака
Надо сказать, что народ Кабардино-Балкарии не любит проявлять спешку – тем более, в таком важном вопросе. Раньше считалось, что молодой человек не сможет правильно выбрать себе будущую жену, а потому поисками занимались родители
О кандидатках в невесты семья жениха собирала всю имеющуюся информацию, расспрашивая родственников.
Девушка должна была соответствовать главным идеалам кабардинцев, а именно – быть скромной, трудолюбивой, воспитанной, здоровой. Очень важным аспектом было возможное родство с семьёй жениха. Допустить такой брак было нельзя, а потому рассматривались все родственники невест до седьмого колена.
После сватовства родители невесты начинают раздумывать, подходит ли им жених. Иногда такие размышления затягиваются на 4-5 месяцев. Если все нюансы удовлетворяют обе стороны, начинается подготовка к свадьбе.
Важнейшим ритуалом становится выведение девушки из отчего дома. Этот обряд называют “схождение с подушки”. После него невеста и жених поселяются в разных домах во дворе жениха, а родственники девушки получают калым.
Кабардинцы в традиционных нарядах
Кабардинцы особенно внимательно смотрят на то, как невеста переступает порог нового дома. Сделать это следует с правой ноги, причём легко и решительно. Тогда, как гласит предание, семейная жизнь тоже будет счастливой и успешной. Если же невеста споткнулась на пороге нового дома, это считается дурным знаком.
Интересно, что исследователи такую традицию относят к одним из самых древних в культуре кабардинцев. В далёком прошлом этот народ верил, что под порогом находится прах предков. Их духи защищали дом, указывая на людей, что не принесут счастья семье.
Кабардинская свадьба
Город “Подкова”
Известнейшим местом в Кабардино-Балкарии стал город Нальчик. Располагается он в окружении гор, причём из-за этого приобрёл весьма специфическую форму полукруга. В переводе с местного наречия “нал” значит “подкова”, причём Нальчик действительно похож на этот предмет.
Однако у исследователей есть и другая версия. Согласно ей, некогда в этих местах располагалось непроходимое болото. Грязь в нём была настолько вязкой, что у лошадей срывало подковы. Быть может, кабардинцы именно поэтому так назвали город?
Как бы то ни было, но сегодня на месте прежних топей сияют широкие проспекты и горят огнями современные здания. Однако подкова сохранилась — на эмблеме города.
Кабардинский парк в Нальчике
История[ | код]
Один из городских микрорайонов
В 1913 году завершилось строительство железной дороги, соединяющей станции Нальчик и Котляревская. Одновременно с окончанием строительства дороги, в трёх километрах к западу от села Нижнее Докшукино, была построена небольшая железнодорожная станция, при которой был основан новый населённый пункт. Новое поселение и станция были названы Докшукино (кабард.-черк. Докъушыкъуей), в честь князей Докшукиных, владевших этими землями.
Первоначально новое поселение состояло из одного административного помещения и двух домов обслуживающего персонала. С 1917 года к станции начали переселяться люди из окрестных селений.
В 1920 году с окончательным установлением советской власти в Кабарде, все кабардинские селения были переименованы, из-за наличия в их названиях фамилий княжеских и дворянских родов. Единственным исключением из этого списка была станция Докшукино, за которым было оставлено её прежнее название. Однако другие сёла, принадлежавшие князьям Докшукиным и также носившие имя Докшукино (нынешние Старый Черек и Кахун), были переименованы как и все прочие поселения с «княжескими» названиями.
В 1921 году станция получила статус посёлка, который был зарегистрирован как населённый пункт с административным подчинением Кахунскому сельскому Совету.
В 1928 году посёлок преобразован в самостоятельное поселение, с отдельным поселковым советом. С этого времени начинается резкий рост населения посёлка. Так, в 1929 году в Докшукино проживало всего 160 человек, а в 1934 году численность населения уже составляла 2240 человек.
9 ноября 1938 года Докшукино получило статус рабочего посёлка.
В годы Великой Отечественной войны, в ноябре 1942 года посёлок был оккупирован немецкими войсками. Освобождён в январе 1943 года. В память о погибших воинах в городе установлены несколько памятников.
В 1944 году районный центр Урванского района был перенесён из села Старый Черек в посёлок Докшукино, что способствовало дальнейшему росту социально-экономического потенциала посёлка.
16 июня 1955 года посёлок Докшукино получил статус города и Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был преобразован в город республиканского подчинения.
В 1964 году Докшукино обратно переведён из республиканского (АССР) подчинения в районное.
В 1967 году Докшукино было переименовано в Нарткалу. Название «Нарткала» состоит из двух общекавказских слов — «нарт» (герои-богатыри национальных эпосов у многих кавказских народов) и «кала», что означает «город». То есть «Нарткала» в переводе означает — «город нартов» или «город богатырей».
Конфликт народов
В одном только названии Кабардино-Балкарии указано, что это — регион двух племён: кабардинцев и балкарцев. Эти народы достаточно сильно различаются между собой, однако их конфликт можно назвать скорее латентным, нежели явным. Несмотря на ряд противоречий и различий в менталитете, до противостояния между этими племенами дело не доходило.
Но чем же кабардинцы отличаются от балкарцев? В первую очередь, происхождением. Кабардинцы принадлежат к группе адыгов, а потому близки черкесам и адыгейцам.
А вот балкарцы являются предками аланов и тюркских народностей. Издавна кабардинцы проживали на равнинной местности, а их близкие соседи — в горах. В наши дни этот уклад остаётся прежним.
Балкарцы
В “Этнографическом словаре” есть и ещё одна интересная заметка:
На мой взгляд, именно такая особенность характера кабардинцев помогает им успешно уживаться с другими народами, избегая конфликтов. Впрочем, доказательство этому мы наблюдаем в их взаимодействии с балкарцами.
Кабардинская женщина с кувшином
Первое государство в России
Предки кабардинцев отличались высокоразвитым социальным строем и чёткой структурой общества. Неудивительно, что такие особенности уклада позволили им достаточно быстро приступить к созданию крупных городов и государств (часто эти понятия составляли одно целое, представляя города-государства).
Мало кому известно, что первое государство на территории нынешней России было образовано именно предками адыгов. Одно из местных племён — синды — основали на побережье Чёрного моря Синдику.
Кабардинец
Столица этого государства, появившегося в V веке до нашей эры, располагалась в Синдской гавани. Общество того времени представляло типичную рабовладельческую структуру. В дальнейшем синды стали одними из предков современных кабардинцев.
А в трудах византийских учёных можно встретить упоминания о первых государственных образованиях уже на территории Кабардино-Балкарии.
Император Византии Константин Багрянородный писал:
Кабардинцы в горах
Кабардинцы [ править ]
- Алегуко Шогенуков
- Александр Александрович Черкасский
- Алексей Черкасский — канцлер в Российской империи во время правления императрицы Елизаветы
- Александр Бекович-Черкасский — князь Кабардинский
- Александр Николаевич Бекович-Черкасский
- Амирхан Шомахов
- Атажуко Атажукин
- Арманде Кумпал Кабартай Альтай-Маджини
- Асланбек Хуштов — депутат парламента Кабардино-Балкарской Республики и спортсмен, завоевавший золотую медаль на летних Олимпийских играх 2008 года.
- Авенир Чемерзин — полковник российской императорской армии и математик, прежде чем стать библиографом.
- Bidar KADIN — Имперский консорт Абдул Гамида II в Османской империи
- Борис Черкасский
- Дмитрий Черкасский
- Доамна Екатерина Черчеза — принцесса-супруга воеводы Молдавии в качестве жены Василия Лупу
- Эльмирза Бекович-Черкасский
- Федор Александрович Бекович-Черкасский
- Федор Николаевич Бекович-Черкасский
- Григорий Черкасский
- Идар Кабардинский
- Инал Великий — князь Кабардинский
- Исмаил бек Атажукин
- Иван Амашук
- Иван Борисович Черкасский — двоюродный брат Михаила I в России
- Иван Евгеньевич Черкасский
- Якоп Черкасский
- Касбулат Черкасский
- Касей Атажукин
- Камбулат Черкасский
- Келемет Черкасский
- Куденец Черкасский
- Кургоко Атажукин
- Ладислас дю Луар, графиня Лейла Хагондокофф — кавалер Национального ордена за заслуги и Национального ордена Почетного легиона (командир), модель французского дома высокой моды Chanel [17
- Людмила Моник Черина
- Махидевран — Императорский супруг Сулеймана Великолепного Османской империи
- Мамстрюк Черкасский
- Мария Темрюковна — Царица из царизма России в качестве жены Ивана Грозного
- Михаил Александрович Черкасский I
- Михаил Александрович Черкасский II
- Михаил Т. Черкасский
- Михаил Юрьевич Черкасский
- Муцал Черкасский
- Никита Егупов-Черкасский
- Петр Амашуков-Черкасский
- Петр Борисович Черкасский
- Росланбек Атажукин
- Русудан Черкесская — королева-консорт Грузии (Картли) как жена Вахтанга Законодателя
- Серветсеза Кадын — первая жена Абдулмеджида I Османской империи
- Шолох Черкасский
- Симон Черкасский
- Сунчалей Черкасский
- Темрюк — князь Кабардинский
- Василий Амашуков-Черкасский
- Василий Карданукович Черкасский
- Владимир Черкасский — мэр Москвы (1868–1870)
- Ефим Бекович-Черкасский
- Юрий Темирканов — музыкальный руководитель и главный дирижер Санкт-Петербургского филармонического оркестра с 1988 года.
- Заур Тутов
Использование кабардинских лошадей
Кабардинский народ всегда очень трепетно относился к своим лошадям, и даже сегодня в Кабардино-Балкарии (в первую очередь в сельской местности) наличие коня в хозяйстве — вещь столь же нормальная, как наличие коровы или кур. Отчасти такая ситуация объясняется еще и тем, что значительная часть территории республики представляет собой сильно пересеченную гористую местность, где мало автомобильных дорог, а передвигаться можно либо пешком, либо верхом.
Но не только жители Кабардино-Балкарии содержат лошадей кабардинской породы. Выше мы уже говорили о том, что отличная выносливость этих животных делает их пригодными для использования в кроссовыхКроссы представляют собой гибрид двух и более пород или популяций (линий) кур высо… дисциплинах конного спорта. А на любительском уровне кабардинцы неплохо себя показывают и в остальных спортивных дисциплинах.
Наконец, способность легко преодолевать сложную каменистую местность делает кабардинцев идеальными лошадьми для конного туризма. Особенно в горной местности, где другие лошади чувствуют себя куда менее уверенно. Если Вам попалось на глаза видео туристов, путешествующих по горным регионам России на лошадях, можете быть уверены — на видео кабардинские лошади.
Разрушенные сёла
Даже в наши дни в Кабардино-Балкарии можно увидеть значительное число разрушенных селений, дома которых уже напоминают руины. В 1944 году была проведена депортация местного населения в Среднюю Азию.
В эшелонах было отправлено более 37 тысяч человек, среди которых были даже младенцы. Возвратиться на родину им не позволили, а потому опустевшим домам и целым сёлам оставалось лишь тихо “умирать”, разрушаясь от времени.
Кабардинцы — народ крайне гостеприимный, но гордый. Они не терпят неуважения и пренебрежения к своим ценностям, и в этом их можно понять. Кабардино-Балкария славится своей богатейшей природой, живописными видами, уникальными историческими местами и целебными источниками. Но главным достоинством республики являются её люди.
Кабардинская культура за многие столетия и времена гонений не потеряла своих яркости и колорита, а сами кабардинцы остаются верными благородным принципам предков.
Традиции
Свадебная обрядность кабардинцев включала в себе множество этапов, что обеспечивало значительную его продолжительность: от нескольких месяцев до нескольких лет. Цикл включал следующие мероприятия:
- 1. Сватовство. Родственники со стороны мужчины выбирали достойную по статусу невесту, к родителям которой посылали сватов. С первого раза беседа не всегда заканчивалась положительным ответом: ждать согласия порой приходилось несколько месяцев.
- 2. Согласование суммы калыма. Оговаривалось неспешно, часто со спорами и торгами. Богатые семьи знали полагающийся размер выкупа: минимум 30 частей. Восемь составляли слуга, шлем, кольчуга, сабля, поручи, хорошая и обычная лошади, 8 быков. Остальные 22 части измерялись головами животных: баранов, быков, буйволов.
- 3. Смотрины и обручение. В назначенный день будущие невеста и жених впервые встречались в доме невесты, где происходило знакомство. По исламским традициям проводили церемонию обручения.
- 4. Выплата доли калыма. В зависимости от материального положения семьи юноши оговаривалось время сбора калыма. Когда большая часть выкупа собиралась, его передавали родственникам невесты, после назначали точную дату свадьбы.
- 5. Вывод из отчего дома невесты. Девушку наряжали в торжественный свадебный костюм, покрывали голову и лицо. Друзья жениха шумным свадебным поездом приезжали за невестой. Подруги и родственники в шуточной форме просили выкуп, получив который отпускали невесту.
- 6. «Укрывание» жениха и невесты в разных чужих домах. Невесту привозили в дом одного из друзей жениха, сам он селился в доме другого друга. К девушке будущий супруг приходил по ночам, хозяин дома выступал в роли охраны, отвечая за безопасность будущих супругов жизнью. Подобное положение продолжалось месяц.
- 7. Переезд в дом мужа. Невесту тайком привозили в дом жениха, селили в помещении, затем становившемся домом молодой семьи. В течение недели девушка не выходила из комнаты, ни с кем не общалась. Жених в это время общался с родственниками, расхваливал будущую невестку.
- 8. Обряд примирения с родными. Обряд примирения родителей жениха с невесткой происходил после ее торжественного выхода из комнаты. Старшая женщина в доме мазала девушке губы маслом и медом, обсыпала сладостями: чтобы жизнь была сытой и сладкой. После устраивался общий праздник, длившийся несколько дней.
численность населения
Кабардинцы — самое крупное черкесское (адыгейское) племя в мире в целом и составляют крупнейшее черкесское племя в России, Турции, Египте и некоторых других странах региона. По состоянию на 2002 год в Кабардино-Балкарии , Россия, кабардинцы насчитывали около 520 000 человек . и около 50 000 человек в Карачаево-Черкесии , Россия. В Турции, где проживает более 1 миллиона из них, они сосредоточены на плато Узуньяйла в провинции Кайсери и вокруг (Центральная Турция), хотя есть кабардинские деревни в Балыкесире , Дузче , Эскишехире (Северо-Западная Турция), Чоруме , Самсуне и Токат (Черноморский регион) и многие другие. Значительные группы кабардинцев также проживают в Иордании ; и есть сообщества в Соединенных Штатах. Однако в Израиле и Иордании племена шапсугов и абзах соответственно являются самыми многочисленными.
Кабардинцы
- Алегуко Шогенуков
- Александр Александрович Черкасский
- Алексей Черкасский — канцлер в Российской империи во время правления императрицы Елизаветы
- Александр Бекович-Черкасский — князь Кабардинский
- Александр Николаевич Бекович-Черкасский
- Амирхан Шомахов
- Атажуко Атажукин
- Арманде Кумпал Кабартай Альтай-Маджини
- Асланбек Хуштов — депутат парламента Кабардино-Балкарской Республики и спортсмен, завоевавший золотую медаль на летних Олимпийских играх 2008 года.
- Авенир Чемерзин — полковник российской императорской армии и математик, прежде чем стать библиографом.
- Bidar KADIN — Имперский консорт Абдул Гамида II в Османской империи
- Борис Черкасский
- Дмитрий Черкасский
- Доамна Екатерина Черчеза — принцесса-супруга воеводы Молдавии в качестве жены Василия Лупу
- Эльмирза Бекович-Черкасский
- Федор Александрович Бекович-Черкасский
- Федор Николаевич Бекович-Черкасский
- Григорий Черкасский
- Идар Кабардинский
- Инал Великий — князь Кабардинский
- Исмаил бек Атажукин
- Иван Амашук
- Иван Б. Черкасский — двоюродный брат Михаила I России
- Иван Евгеньевич Черкасский
- Якоп Черкасский
- Касбулат Черкасский
- Касей Атажукин
- Камбулат Черкасский
- Келемет Черкасский
- Куденец Черкасский
- Кургоко Атажукин
- Ладислас дю Луар, графиня Лейла Хагондокофф — кавалер Национального ордена за заслуги и национального ордена Почетного легиона (командор), модель французского дома высокой моды Chanel
- Людмила Моник Черина
- Махидевран — Императорский супруг Сулеймана Великолепного Османской империи
- Мамстрюк Черкасский
- Мария Темрюковна — Царица из царизма России в качестве жены Ивана Грозного
- Михаил Александрович Черкасский I
- Михаил Александрович Черкасский II
- Михаил Т. Черкасский
- Михаил Юрьевич Черкасский
- Муцал Черкасский
- Никита Егупов-Черкасский
- Петр Амашуков-Черкасский
- Петр Борисович Черкасский
- Росланбек Атажукин
- Русудан Черкесская — королева-консорт Грузии (Картли) как жена Вахтанга Законодателя
- Серветсеза Кадын — первая жена Абдулмеджида I Османской империи
- Шолох Черкасский
- Симон Черкасский
- Сунчалей Черкасский
- Темрюк — князь Кабардинский
- Василий Амашуков-Черкасский
- Василий Карданукович Черкасский
- Владимир Черкасский — мэр Москвы (1868–1870)
- Ефим Бекович-Черкасский
- Юрий Темирканов — музыкальный руководитель и главный дирижер Санкт-Петербургского филармонического оркестра с 1988 года.
- Заур Тутов
Этнонимы
Несмотря на наличие общего самоназвания «адыгэ», за свою многовековую историю адыги (в том числе и кабардинцы) получили много различных этнонимов (наименований), некоторые из которых устарели и не применяются, а другие используются до сих пор.
Впервые русским источникам адыги, в частности кабардинцы, стали известны под именем касогов (косогов) начиная с IX века, когда касожский князь Редедя сошёлся в поединке с русским князем Мстиславом в единоборстве, без оружия. Мстислав почувствовав, что побеждён, вытащил из-за голенища сапога нож зарезав Редедю. качестве отсупного Мстислав отдал свою дочь за сына Редеди, от которых пошла фамилия Ушаковых. это время византийцы адыгов именовали зихами.
В XIII веке адыги оказали ожесточенное сопротивление монголо-татарскому нашествию. С этого же времени за всеми адыгами, закрепляется экзоэтноним «черкесы».
Язык
Кабардинцы говорят на языке адыгэбзэ, ученые называют его кабардино-черкесским языком в составе абхазо-адыгской семьи. Часть лингвистов считает адыгейский и кабардино-черкесский языки диалектами единого общего для адыгов языка. Кабардинцы согласны с версией, о чем говорит самоназвание языка, возможность общения на нем с представителями других адыгских народов.
Исследователи не нашли следов письменности кабардинцев: предания передавались из уст в уста. В случае необходимости передачи текстовых сообщений использовали арабскую графику. В 1885 г. Умаром Берсеем составлен первый черкесский букварь. С 1936 г. используется алфавит на кириллической основе. В начальных классах местных школ ведется преподавание родного языка. Наряду с русским, кабардино-черкесский повсеместно используется в повседневной жизни народа.