Экономика турции

ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ.

Суммарная стоимость транспортных услуг и услуг связи в 2003 составила свыше 15% стоимости ВВП. Лидирует по объему пассажирских и грузоперевозок автотранспорт (свыше 90% как по первому, так и второму показателям). Общая протяженность автодорог Турции, подведомственных Генеральному управлению автодорог, – 67 372 км, железных дорог, относимых к категории основных – 8607 км. По территории Турции проходит 1738 км нефтепроводов, осуществляющих транспортировку сырой нефти, 2321 км трубопроводов, перекачивающих нефтепродукты, 3177 км газопроводов. В 2005 был введен в строй нефтетрубопровод Баку – Джейхан (побережье Средиземного моря). Крупнейшими портами на территории Турции являются Стамбул, Измир, Мерсин (Ичель), Искендерун, Измит (Коджаэли), Самсун, Трабзон, Хопа. В 2004 на территории Турции функционировало 120 аэропортов.

В 2004 в Турции насчитывалось 19,5 млн. телефонных линий, использовалось свыше 27 млн. мобильных телефонов. Число пользователей Интернет в 2004 составило 8,0 млн. чел.

Услуги оптово-розничной торговли обеспечили в 2003 около 20% стоимости ВВП. В системе оптовой торговли важнейшее место принадлежит товарным биржам. Наибольший объем сделок в 2003 был осуществлен на Стамбульской, Измирской и Конийской биржах. Всего в системе оптовой и розничной торговли Турции по состоянию на 1997 функционировало свыше 700 тыс. предприятий, на которых было занято свыше 1,8 млн. человек.

В 2004 страну посетило около 17 млн. туристов, доход от туризма превысил 15 млрд. долл.

Импорт и экспорт Турецкой Республики

Согласно рейтингу ECI (Economic Complexity Index), Турция занимает 27-е место в мире по уровню развития экономики. По данным за 2021 год, Турция экспортировала товары на сумму 166 миллиардов долларов, а импортировала на сумму 214 миллиардов долларов.

Являясь членом Всемирной организации торговли, турецкое государство заключило договоры о свободной торговле с десятками стран.

Что покупает и продает Турция

Хозяйственная деятельность Турецкой республики позволяет не только удовлетворять нужды ее населения, но и осуществлять внешнюю торговлю товарами.

Турция является экспортером таких видов товаров (данные за 2021 год), в миллиардах долларов:

  • автомобили – 13,2;
  • золото – 6,96;
  • запчасти для автомобилей – 4,64;
  • ювелирные изделия – 3,39;
  • одежда и текстиль – 5,13;
  • продукты питания – 7,89.

По странам география экспорта выглядит так, в миллиардах долларов:

  •  Германия – 17,4;
  • Великобритания – 10,1;
  • Италия – 9,4;
  • Объединенные Арабские Эмираты – 9,2;
  • Ирак – 9,1.

Лучшие партнеры по импорту Турции: Китай (23 млрд долл.), Германия (22,5 млрд долл.), Россия (13,2 млрд. долл.), Италия (11,4 млрд. долл.) и США (11,3 млрд. долл.).

Импорт Турции представлен следующими товарами:

  • оборудование и машины – 26 %;
  • металлы – 12 %;
  • транспортные средства – 13 %;
  • топливо – 7 %;
  • продукция химической отрасли – 5 %.

Более 36 % того, что ввозится на турецкую территорию, поступает из ЕС, чему способствует подписание договора о беспошлинной торговле. Из России импортируется 11,6 % от всего объема, из Китая – 9,3, Германии – 9,5 %, Италии – 5,5, США – 6,6 %.

Экономические льготы экспортерам Турции

Особыми экономическими льготами пользуются
капиталовложения
в производства, ориентированные на экспорт. Так, если в
течение пяти лет после начала осуществления проекта, поддержанного
«поощрительным инвестиционным сертификатом», предприятию удается достичь
определенного объема экспортной продукции в общем объеме производства,
вложенные в его реализацию долгосрочные инвестиции, а также привлеченные
кредиты полностью освобождаются от налогов, пошлин и выплат процентов по
кредитам. При этом г.овая выручка от экспорта продукции должна быть не
менее: 300 тыс.$ для «развитых районов»; 200 тыс.$ для «нормальных районов»;
100 тыс.$ для «приоритетных районов».

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ.

В 2003 численность экономически активного населения (рабочей силы) в Турции составила 23,6 млн. человек, число занятых – 21,1 млн. человек, безработных – 2,5 млн., что соответствовало уровню официальной безработицы в 10,5%. С учетом лиц, занятых неполный рабочий день или рабочую неделю, сезонных рабочих и др., образующих группу частично безработных (1,1 млн. человек), общий уровень безработицы достигал 15,3%.

В начале 2000-х в Турции довольно высоким оставался уровень неграмотности взрослого населения 15–16%. Уровень охвата начальным образованием составлял 85%, средним – 50%, высшим – 21%. С 1997 в стране осуществлен переход к системе всеобщего обязательного бесплатного восьмилетнего образования. Недостаточно высокий уровень образовательной и профессиональной подготовки является одним из важных факторов высокой безработицы.

В 2003 около 34% от общего числа занятых приходилось на сельское хозяйство, 18% – на промышленность и 48% – на сферу услуг.

Стимулирующая фискальная политика, проводившаяся в Турции на протяжении значительной части декады 90-х, привела к заметному росту реальной заработной платы. Тем не менее, по оценкам Всемирного банка, среднегодовая стоимость рабочей силы в расчете на одного рабочего, занятого в промышленности, составляла в Турции в 1995–1999 около 8 тыс. долл. против 14 тыс. долл. в Бразилии, 16 тыс. в Греции, 33 тыс. в Германии, 36 тыс. в Италии.

В 1995–1999 среднегодовая добавленная стоимость в расчете на одного занятого в обрабатывающей промышленности Турции составляла около 33 тыс. долл. По сравнению с началом 80-х этот показатель возрос приблизительно в 2,5 раза. Однако Турция по-прежнему заметно отставала по производительности труда в обрабатывающей промышленности от таких развитых стран, как США, где во второй половине 90-х годов в расчете на одного занятого создавалась добавленная стоимость в размере 81 тыс. долл., Германии – 80 тыс. долл., При этом она находилась на уровне, близком к Аргентине – 37 тыс. долл., Чили – 33 тыс. долл., Израилю – 36 тыс. и Греции – 30 тыс. Разрыв в уровне заработной платы по сравнению с развитыми странами кратно опережал разрыв в уровне производительности труда, что подтверждало сохранение за Турцией определенных конкурентных преимуществ с точки зрения стоимости рабочей силы.

Уровень жизни в стране

В стране держится стабильное количество работоспособного населения. В 2021 году показатель приблизился к 70%.

Одновременно уровень безработицы продолжает оставаться высоким – 13,2% на 2021 год. В большей степени страдает молодежь: среди молодежи показатель составляет 25,9%.

Эксперты признают, что в ближайшем будущем рост безработицы среди молодых людей будет расти. В основном кризис коснётся выпускников.

На пенсию мужчины выходят в 60 лет, женщины – в 58. Если женщина родила и воспитала более 5 детей, то ей разрешается уйти на пенсию на 10 лет раньше.

Минимальная пенсия в Турции – 1603 турецких лиры. В соответствии с решением правительства, этот предел был установлен на уровне минимальной заработной платы в стране.

Об уровне жизни и ценах в Турции можете подробнее узнать из статьи на нашем сайте.

БАНКИ.

Осуществление с конца 90-х годов финансовой стабилизации ознаменовалось укреплением статуса Центрального банка Турецкой республики (ЦБТР). Предполагалось, что с повышением роли кредитно-денежной политики контроль ЦБТР над уровнем инфляции потребует расширения его самостоятельности, равно как и ее законодательного оформления. В апреле 2001 в Турции планировалось принять новый закон о ЦБТР, направленный на повышение его независимости. Валютно-финансовый кризис начала 2001 актуализировал применение банком сдерживающей кредитно-денежной политики и ускорил принятие нового закона о Центральном банке, который вошел в силу 4 мая 2001. В соответствии с ним взаимоотношения ЦБТР и исполнительной власти ограничиваются лишь обязательством первого предоставлять Совету министров дважды в год – в апреле и октябре – отчет о проводившейся и планируемой кредитно-денежной политике. Кроме того, дважды в год ЦБТР должен информировать о своей деятельности плановую и бюджетную комиссии парламента. ЦБТР также должен оповещать общественность о целях своей кредитно-денежной политики и средствах их достижения. Новая редакция закона не предусматривает предоставление ЦБТР кредитов казначейству или другим государственным структурам и организациям. В связи с отмеченными изменениями в деятельности ЦБТР прирост денежного предложения (М2) сократился в 2001 до 43% и до 32% в 2003, тогда как в конце 90-х он составлял не менее 100% в год.

Система коммерческих банков Турции насчитывает 50 банковских учреждений – как государственных, так и частных. Последняя группа включает и иностранные банки. Банковская система Турции находится в сложном положении. Оно стало результатом, во-первых, ослабления на протяжении 90-х годов структуры банковских активов и сужения клиентской базы в условиях переключения преимущественно на операции с государственными ценными бумагами, во-вторых, трудностей в перестройке банков в условиях начавшейся в 2000 финансовой стабилизации и снижения банковского процента, в-третьих, последнего валютно-финансового кризиса 2001. Особый род трудностей переживают государственные банки, имеющие значительные специфические убытки, которые связаны с финансированием социально-экономической политики государства. В результате государству приходится предотвращать участившиеся случаи банкротств в банковской сфере, передавая соответствующие банки Фонду страхования депозитов. Фонд, в свою очередь, принимает решения об укрупнении и укреплении банков посредством слияния. Аналогичные меры используются и в отношении государственных банков. Кроме того, рассматриваются и возможности приватизации некоторых государственных банков. Итогом оздоровления банковской системы страны явилось заметное сокращение числа банков – в 1999 их насчитывалось 81. Суммарные активы турецких банков в 2002 составляли 132 млрд. долл. или 72,5% ВВП.

ЭНЕРГЕТИКА.

В 2003 выработка электроэнергии в Турции составила 141,7 млрд. кВт/ час. После падения производства в кризисном 2001 на 1,8% турецкая электроэнергетика продемонстрировала значительные темпы роста производства – 5,4% в 2002 и 8,5% в 2003. По данным на 2003 29% электроэнергии производилось на тепловых электростанциях, использующих каменный и бурый угли, 8% – на тепловых электростанциях, использующих нефтепродукты, 45% – на тепловых электростанциях работающих на природном газе, 28 % – на гидроэлектростанциях. Незначительная доля электроэнергии вырабатывалась на электростанциях, использующих энергию солнца, ветра и биологические виды топлива. Атомной энергетики в Турции на сегодняшней день не существует.

По сравнению с положением на начало 90-х несколько снизился удельный вес электроэнергии, производящейся на гидроэлектростанциях и ТЭС, работающих на каменном и буром угле. В 90-е происходило стремительное возрастание роли электростанций, которые использующих природный газ. Его основным поставщиком является РФ. Только с 1997 по 2003 удельный вес электроэнергии, вырабатываемой на электростанциях такого типа, увеличился более, чем в 2 раза – с 21% до 45. В то же время для экономики Турции все еще характерны значительные потери электроэнергии при транспортировке – в сумме около 20%.

Хотя в отраслевой структуре турецкой обрабатывающей промышленности лидерами по объему созданной добавленной стоимости оставались пищевкусовая (13%), текстильная (12%) промышленность, нефтепереработка (12%) и химическая промышленность (11%), значительного удельного веса достигли транспортное машиностроение (7%), черная металлургия (5%), электрическое машиностроение (5%), швейная промышленность (4,5%). Одной из важных проблем отраслевой структуры является сравнительно невысокий удельный вес отраслей, базирующихся на высоких технологиях при одновременном преобладании трудоемких и ресурсоемких отраслей. Важным структурным сдвигом в турецкой обрабатывающей промышленности является неуклонное сокращение доли государственного сектора и укрепление позиций частного, в том числе, в результате процесса приватизации. Так, в 2003 на долю государства пришлось менее 4% от общего объема инвестиций в обрабатывающую промышленность.

Сравнение ВВП Турции и стран соседей

ВВП Турции и стран соседей, порядок отношения к показателю Турции
Страна 1970 1980 1990 2000 2010 2019
Турция 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0
Иран -0.36 0.0039 -0.33 -0.39 -0.20 -0.10
Ирак -0.88 -0.73 -0.94 -1.1 -0.75 -0.53
Греция -0.28 -0.22 -0.33 -0.32 -0.42 -0.57
Болгария -0.44 -0.94 -1.0 -1.3 -1.2 -1.0
Сирия -1.2 -0.86 -1.3 -1.1 -1.1 -1.6
Грузия -1.4 -1.9 -1.8 -1.6
Армения -2.0 -2.1 -1.9 -1.7
ВВП на душу населения в Турции и в странах соседях, отношение к показателю Турции
Страна 1970 1980 1990 2000 2010 2019
Греция 2.1 2.7 2.5 2.7 2.5 2.1
Болгария 1.5 0.57 0.61 0.38 0.63 1.1
Турция 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0
Иран 0.54 1.1 0.44 0.39 0.62 0.80
Ирак 0.46 0.60 0.36 0.23 0.43 0.63
Армения 0.17 0.15 0.32 0.51
Грузия 0.43 0.17 0.28 0.49
Сирия 0.38 0.68 0.23 0.28 0.26 0.13

Сельское хозяйство

Турция является крупнейшим производителем фундука, вишни, инжира, абрикоса, айвы и граната, вторым по величине – арбузов, огурцов и орехов, третьим – помидоров, баклажанов, зеленого перца, чечевицы, фисташек, четвертым – лука и маслин, пятым – сахарной свеклы, шестым – табака, чая и яблок, седьмым – хлопка и ячменя, восьмым – миндаля, девятым – пшеницы, ржи и грейпфрута, десятым – лимонов.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Государство полностью обеспечивает себя сельскохозяйственной продукцией с 1980 года. В этом секторе занято больше четверти трудоспособного населения. Отрасли животноводства в первые годы после обретения независимости показали прирост производительности, однако в последнее десятилетия в них наблюдается застой. Однако производство мяса, шерсти и яиц – это треть дохода от сельского хозяйства. Рыбная ловля также является важным сектором турецкой экономики.

Туризм

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Доля промышленности в экономике страны составляет около 28 %, сельского хозяйства — 15 %, строительства — 6 %, услуг — 51 %. В общем объёме промышленного производства наибольший вес имеет обрабатывающая промышленность (84 %, включая строительство). Развиты текстильная, кожевенная, пищевая, химическая, фармацевтической отрасли, энергетика, металлургия, судостроение, автомобилестроение и производство электробытовых товаров.

Динамично развивающейся отраслью является туризм. В настоящее время из-за конкуренции со стороны стран Восточной Азии текстильная промышленность Турции переживает спад (-12 % в 2005). Из наиболее динамичных отраслей можно выделить автомобильную ( 9,6 % в 2005) и химическую промышленность ( 7,2 % в 2005). В 2007 году 8,9 % экономики создавалось в сфере сельского хозяйства, 30,8 % — в промышленности, основу экономики составили услуги — 59,3 %.

В последние десятилетия всё большее значение в экономике Турции играет туризм. В 2006-м году Турцию посетили 19,8 млн иностранных туристов. Больше всего туристов было из Германии, Болгарии, Ирана, России, Греции, Грузии, Азербайджана. По данным Турецкого статистического управления, в 2011 году иностранные туристы пополнили бюджет государства на 23 млрд долларов, что на 10,6 процентов больше, чем в предыдущем году.

По состоянию на 2013 год сфера услуг дает 63,8 % валового внутреннего продукта, промышленность – 27,3 %, сельское хозяйство – 8,9 %. Сальдо торгового баланса является положительным (36,2 млрд дол. США). Главными экспортными партнерами являются следующие государства: Германия, Ирак, Великобритания, Италия, Франция, США.

По данным на 2014 год, объем импорта составил 240,4 млрд дол. Главными импортными партнерами являются такие государства: Россия, Китай, Германия, США, Италия, Иран. Напряженность в отношениях с РФ негативно сказывается на обеих странах. ВВП Турции и России тесно взаимосвязаны. Однако краткосрочный эффект будет сильнее для первой страны.

Прощай, европейский турист!

Атака на исторический центр Стамбула, ответственность за которую взяла на себя запрещенная в РФ организация ИГИЛ, нанесла еще один удар по туристической отрасли.Дело в том, что Стамбул был излюбленным местом европейских туристов. Однако после теракта многие туристы отказываются от путешествий в эту страну. Жан-Пьер Надир, президент ресурса Easyvoyage по бронированию, довольно пессимистично настроен относительно шансов Турции быстро восстановиться как популярное направление, после того как в течение многих месяцев эта страна попадала в новостные выпуски в связи с терактами и социальными конфликтами, включая курдское меньшинство в стране. «Эта атака серьезно омрачает репутацию Турции как популярного туристического направления», – заявляет Надир. В Германии отношение к путешествиям в Турцию довольно смешанное. Немецкий туроператор TUI заявил, что клиенты, которые забронировали путешествия в Стамбул, могут отменить или перебронировать свое путешествие без оплаты штрафа. В Германии из-за страха перед новыми терактами еще больше снизился спрос не только на отдых в Турции, но даже на те морские круизы, которые предполагают заходы в турецкие порты.30 января компания Aida Cruises, сославшись на многочисленные просьбы клиентов, объявила, что нынешним летом исключит Турцию из своей программы и изменит маршруты соответствующих круизов.Аналогичное решение приняла и компания MSC Cruises. С конца марта, когда начнется сезон, ее круизный лайнер, стартующий в Венеции, вместо Стамбула и Измира будет заходить в греческие порты Афины и Миконос. При этом круизная компания Mein Schiff пока не отказывается от остановок в Анталии или Бодруме, но подчеркивает, что готова принять необходимые меры в случае изменения ситуации. Такую же позицию занимает и TUI Cruises.Некоторые эксперты полагают, что в этом году Турция может недосчитаться около 1 млн немецких туристов. В то же время в TUI признают, что в настоящий момент спрос перемещается с Востока на Запад. Иными словами, падающий интерес к Турции (а также Египту) ведет к росту бронирования туров в Испанию и Италию, которые и раньше были двумя самыми популярными направлениями немецкого выездного туризма, опережая Турцию. Спрос на отдых в этих двух странах уже вырос приблизительно на 15-20%.Многие европейские туроператоры также отменили свои туры в ряд мусульманских стран на 2016 г. и убрали их из своих рекламных каталогов на лето. Многие подтверждают тот факт, что именно европейские страны, такие как Испания, Италия и Португалия, выиграют от сложившейся в Турции непростой ситуации, так как сейчас идет волна перебронирования путешествий именно по этим направлениям. Великобритания – еще одна страна, которая была источником туристов в Турцию. Однако и здесь ситуация совсем не радужная.В начале года обанкротился британский туроператор, который специализировался на продаже туров в Турцию.Туроператор Elixir Holidays, специализировавшийся на дорогом отдыхе в Турции, остановил деятельность в Великобритании. Компания Elixir Holidays, основанная в 2004 г., продавала туры в Турцию с проживанием в роскошных отелях-бутиках, виллах и резиденциях на побережье Эгейского моря, на курортах Фетхие, Гечек, Каш, и других. Также в ассортименте компании были мини-круизы на выходные вдоль турецкого побережья. 

Географическое положение и природные ресурсы

Турецкая республика занимает стратегически важную позицию на мировой карте, расположившись на стыке Среднего и Ближнего Востока, Балкан и Закавказья. Участие в международных организациях:

  • с 1952 года – член НАТО;
  • с 1995 года – члени ВТО;
  • с 1964 года – ассоциированный член Евросоюза.

Общая площадь государства составляет 783 577 квадратных километров. Из них 97 % находится на территории Азии и 3 % – в Европе. На юге страна омывается Средиземным морем, на западе – Эгейским, на севере – Черным. Последние два отделяет друг от друга водная система, в которую входят пролив Дарданеллы и Босфор, Мраморное море. Соседями Турции являются:

  • на северо-западе – Болгария и Греция;
  • на востоке – Армения, Грузия, Азербайджан, Иран;
  • на юге – Сирия и Ирак.

С Россией и Украиной Турция граничит только на небольшом участке морской территории.

Что касается природных ресурсов, то для начала выясним, есть ли нефть в Турции. Основные месторождения нефти расположены в юго-восточной части страны. Но их хватает на то, чтобы покрыть всего 15 % потребностей государства. На территории Республики действует 60 нефтяных и 7 газовых месторождений.

Всего здесь проводится добыча порядка 53 видов ископаемых. Среди них:

  • каменный уголь;
  • свинец;
  • железо;
  • марганец;
  • цинк;
  • сурьма;
  • ртуть;
  • молибден;
  • лигниты;
  • разные виды минерального сырья;
  • мрамор;
  • медь.

В Турции добывается почти 25 % от общемировых запасов ртути. Здесь расположены существенные залежи вольфрама, а число месторождений меди достигает сотни. В Турции также добывают серу, селитру, поваренную соль, хромиты, бокситы, бурый уголь, асбест, фосфаты.

Данное государство принадлежит к числу ведущих экспортеров хромовой руды и концентратов на ее основе. Запасы этого ископаемого оцениваются в 26 миллионов тонн (4-е место в мире).

Топ 10 стран мира по ВВП на душу населения

Для подведения топ 10 стран мира по ВВП на душу населения я приведу сразу два рейтинга, один по номинальному ВВП, а второй — ВВП по ППС. Данные за 2019 год предварительные.

Топ 10 стран мира ВВП (номинал) на душу населения 2019:

  1. Люксембург — 113 196 $
  2. Швейцария — 83 717 $
  3. Макао — 81 152 $
  4. Норвегия — 77 975 $
  5. Ирландия — 77 771 $
  6. Катар — 69 688 $
  7. Исландия — 67 037 $
  8. США — 65 112$
  9. Сингапур — 63 987 $
  10. Дания — 59 795 $

Топ 10 стран мира ВВП (по ППС) на душу населения 2019:

  1. Катар — 132 886 $
  2. Макао — 114 363 $
  3. Люксембург — 108 951 $
  4. Сингапур — 103 181 $
  5. Ирландия — 83 399 $
  6. Бруней — 80 384 $
  7. Норвегия — 76 684 $
  8. ОАЭ — 69 435 $
  9. Кувейт — 66 387 $
  10. Швейцария — 66 196 $

Как видим топ 10 стран по ВВП на душу населения, независимо от метода подсчета, практически совпадает. Наиболее высокие показатели ВВП на душу населения наблюдаются в небольших странах с высокой диверсификацией и развитостью экономики, а также небольшим населением. Исключением, пожалуй, являются только Катар, Кувейт и ОАЭ, основой экономик которых являются нефтегазовый сектор.

Связь и транспорт

Хорошо налаженная транспортная сеть обеспечивает свыше 15% внутреннего валового продукта Турции. При этом безусловным лидером в этой отрасли является авиатранспорт: в республике существует несколько авиакомпаний, занимающихся пассажирскими и грузоперевозками как внутренними, так и международными. На территории страны расположено более 120 аэропортов.

Поскольку в стране сильно развит туристический бизнес, здесь имеется развитая сеть общественного транспорта (автобусы и метрополитен), обслуживающая этот сектор экономики, а также значительное количество портов (крупнейшие из них – Стамбул, Искендерун, Трабзон, Мерсин и Измир).

Значительную часть инфраструктуры Турции составляют нефте- и газопроводы. Так, на территории страны расположено почти 4000 км нефтепроводов, по которым транспортируется как сырая нефть, так и нефтепродукты, и свыше 3000 км газопроводов. Сравнительно недавно в строй был введён проходящий почти через всю страну нефтепровод Баку – Джейхан.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО.

В структуре сельского хозяйства лидирующей отраслью является растениеводство, которое обеспечивает приблизительно две трети суммарного дохода отрасли. Площадь обрабатываемых земель превышает 28 млн. га. Основной проблемой в землевладении остается сохранение большого числа мелких хозяйств, имеющих невысокие показатели эффективности. Поэтому для Турции весьма важным является вопрос о формах и размерах государственной поддержки аграрного сектора, которые ныне по настоятельным рекомендациям МВФ переживают период реформирования.

Первостепенное значение в структуре растениеводства имеет выращивание зерновых, под которые отведено около 80% посевных площадей. Основные зерновые культуры, возделываемые в Турции – пшеница и ячмень, их урожайность остается сравнительной невысокой – 19–21ц/га и 15–17 ц/га соответственно. Значительное место в структуре турецкого земледелия принадлежит выращиванию технических культур (хлопок, сахарная свекла, подсолнечник, табак, чай). Важными экспортными отраслями является плодоводство, овощеводство и цветоводство.

Животноводство характеризуется более низкими, чем в странах Западной Европы, показателями эффективности, однако при этом продукция имеет более высокие экологические характеристики. Основная часть стада – мелкий рогатый скот (овцы, козы), за ним по численности следует крупный рогатый скот.

От Первой мировой войны до Второй мировой войны

При Ататюрке экономика перешла от государственной политики к смешанной экономике в соответствии с увеличением капитала в обществе.

Во время краха Османской империи (см. Экономика Османской империи ) во время Первой мировой войны и последующего зарождения Республики турецкая экономика была недостаточно развита: сельское хозяйство зависело от устаревших технологий и некачественного скота, а промышленное производство Турции база была слабой; несколько заводов, производящих основные продукты, такие как сахар и мука, оказались под иностранным контролем в результате капитуляции.

Экономика Турции заметно восстановилась после прекращения боевых действий. С 1923 по 1926 год сельскохозяйственное производство выросло на восемьдесят семь процентов, поскольку сельскохозяйственное производство вернулось к довоенному уровню. Промышленность и услуги росли более чем на девять процентов в год с 1923 по 1929 год; однако в конце десятилетия их доля в экономике оставалась довольно низкой. Правительство вмешалось в начале 1930-х годов, чтобы способствовать восстановлению экономики, следуя доктрине, известной как этатизм . Рост замедлился в худшие годы депрессии, за исключением периода с 1935 по 1939 год, когда он достигал шести процентов в год. В 1940-е годы экономика находилась в застое, во многом из-за того, что поддержание вооруженного нейтралитета во время Второй мировой войны увеличивало военные расходы страны при почти полном сокращении внешней торговли .

Инвестиции за рубежом

2020: Турция заявила о миллиардных потерях своих компаний в Ливии

В декабре 2020 г член турецкой «Партии демократии и прорыва» (DEVA) Абдуррахман Бильгич заявил, что инвестировавшие в Ливию компании из Турции с 2011 года понесли большие убытки из-за гражданской войны и не могут взыскать дебиторскую задолженность. По его словам, общая сумма выставленных на торги незавершенных проектов в стране составила 19 миллиардов долларов, а турецкие фирмы платят огромные суммы наемникам из Чада и Нигера за охрану своих объектов.

В августе Турция и ПНС подписали соглашение о расширении торгово-экономических связей. Оно также должно было решить проблемы с турецкими проектами, начатыми еще во времена Каддафи и остановленные ливийским гражданским конфликтом.

Но Абдуррахман Бильгич назвал этот документ «пустышкой», который не обязывает ливийские компании возвращать долги турецким инвесторам: чиновник утверждает, что спустя четыре месяца ни одной фирме из Турции так и не удалось получить назад свои деньги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector