Наиболее важные факторы размещения производства с примерами
Содержание:
- Ответы на билеты ГИА по географии
- Факторы размещения
- Факторы и география размещения машиностроения
- Список основных факторов
- Количество и квалификация рабочих
- Факторы, влияющие на размещение производства
- Тест для школьников 9 класса по географии с ответами на тему «Машиностроение»
- География машиностроения России
- Особенности развития
- Потребительский фактор размещения производств
- Практическая работа по географии 9 класс «Машиностроение»
- Принципы размещения предприятий
- Экологический фактор размещения производства
- Факторы размещения машиностроения
- Факторы размещения
Ответы на билеты ГИА по географии
На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние несколько факторов.
1) Потребительский фактор размещения машиностроительных предприятий характерен для судостроения и сельскохозяйственного машиностроения. Судостроительные заводы располагаются в портовых центрах, либо морских: Санкт-Петербург, Калининград, Северодвинск, Астрахань и т.д., либо речных: Москва, Нижний Новгород, Сыктывкар, Зеленодольск, Волгоград, Красноярск, Усть-Кут, Хабаровск и т.д.
Сельскохозяйственное машиностроение (особенно комбайностроение) также тяготеет к потребителю. Поэтому крупнейшие центры производства зерноуборочных комбайнов расположены в главных зерновых регионах — на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону и Таганрог), на юге Западной Сибири (Новосибирск), картофелеуборочных — в Рязани, льноуборочных — в Бежецке (Тверская область). Основные тракторные заводы также расположены в главных сельскохозяйственных регионах: Волгоград — в Повожье, Челябинск — на юге Урала, Липецк — в Центральночернозёмном районе, Владимир — в Центральном, Рубцовск — на юге Западной Сибири; производство трелёвочных тракторов (для лесной промышленности) — в Петрозаводске.
2) Тяжёлое машиностроение тяготеет к металлургическим центрам — сырьевой фактор (Екатеринбург, Орск), либо к местам добычи полезных ископаемых — потребительский фактор (Воркута, Новокузнецк, Иркутск, Нерюпгри, Мирный).
3) Транспортный фактор размещения характерен для предприятий автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения, поэтому главные автомобильные заводы нашей страны расположены в бассейне Волги (Тольятти, Нижний Новгород, Ульяновск, Энгельс, Москва, Серпухов, Ликино-Дулёво, Набережные Челны и т.д.), а важнейшие центры железнодорожного машиностроения — на пересечении первых железных дорог с водными путями (Санкт-Петербург, Коломна, Муром, Калуга, Людиново, Тверь).
4) Фактор трудовых ресурсов характерен для предприятий электротехнической и часовой промышленности, поэтому они расположены преимущественно в Центральной, Северо-Западной России и в Поволжье (Москва, Зеленоград, Александров, Углич, Нижний Новгород, Воронеж, Санкт-Петербург, Петродворец, Казань, Самара, Пенза и т.д.).
5) Фактор наукоёмкости является определяющим при размещении авиакосмической промышленности (Москва, Королёв, Реутов, Воронеж, Ярославль, Казань, Самара, Саратов, Ульяновск, Волгоград, Златоуст, Новосибирск, Иркутск) и электроники (Москва, Зеленоград, Нижний Новгород, Самара, Новосибирск).
6) Фактор безопасности характерен для предприятий оборонного комплекса, поэтому предприятия этого комплекса располагаются преимущественно во внутренних регионах страны — в Центральной России, в Поволжье, на Урале, в Сибири. Например, главные центры авиаракетной промышленности — Москва, Королёв, Реутов, Воронеж, Ярославль, Казань, Самара, Саратов, Ульяновск, Волгоград, Златоуст, Новосибирск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре, танкостроения и производства бронетехники — Нижний Тагил, Курган, Волгоград, Омск, Барнаул, артиллерийского вооружения — Пермь, стрелкового оружия — Тула, Ковров, Ижевск.
Факторы размещения
На размещение машиностроительных предприятий большое влияние оказывают следующие факторы:
- наличие научных и исследовательских центров;
- квалифицированная рабочая сила;
- хорошо развитая инфраструктура;
- потребительский рынок.
До недавнего времени практически вся продукция машиностроения выпускалась исключительно в экономически развитых странах. Однако на сегодняшний день развитие данной отрасли в развивающихся странах заметно улучшилось, и эта тенденция не ослабевает.
Лидерами мирового машиностроения является небольшая группа развитых стран: США, Германия, Япония, Канада, Италия, Великобритания, Франция
В этих государствах на высоком уровне развития находятся практически все отрасли машиностроения, но особое внимание уделяется микроэлектронике, авиакосмической промышленности, робототехнике, станкостроению, автомобилестроению
Россия также занимает одно из ведущих мест в мировом машиностроении. Лидерами отечественного машиностроительного производства являются металлоемкие станки и военная техника, сельскохозяйственная техника, энергетическое оборудование.
Рис. 3. Российская военная техника.
Факторы и география размещения машиностроения
а) специализация и кооперирование.
Одним из важных факторов размещения машиностроения является его положение по отношению к другим заводам отрасли. Это объясняется тем, что для предприятий машиностроительного комплекса характерно широкое развитие специализации. Под специализацией предприятий понимают сосредоточение на них производства определенной продукции или определенного вида услуг.
Различают подетальную, предметную и технологическую специализацию. В экономике страны практически отсутствуют предприятия, которые обходятся только своими силами. Проще и дешевле производить отдельные части машин, поэтому специализация может быть одним из условий повышения эффективности производства.
В ряде машиностроительных отраслей России сложилась слишком узкая специализация, которая привела к сильной монополизации и концентрации производства: только предприятие в городе Энгельсе выпускает троллейбусы, магистральные тепловозы производят в Коломне, картофелеуборочные комбайны в Рязани. В последние годы происходит процесс усложнения размещения предприятий при уменьшении их размеров. Вместе с крупными предприятиями появляются десятки небольших, в основном сборочных, предприятий, множество мелких производств, возникают заводы-филиалы.
Это способствует лучшему использованию трудовых ресурсов местности. Объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции называется кооперированием.
Именно в машиностроении спад производства был большим, чем в других отраслях народного хозяйства, так как именно этот комплекс пострадал больше всех от разрыва производственных связей с бывшими союзными республиками при распаде СССР,
б) наукоемкостьмашиностроения.
Важным фактором размещения машиностроения является наличие квалифицированной рабочей силы, инженерных кадров, проектных и научно-исследовательских институтов.
Данный фактор играет большую роль при размещении наукоемких отраслей машиностроения, основная концентрация которых приходится на Европейскую часть России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара Ульяновск).
в) металлоемкость
Производство металлургического, энергетического и горно-шахтного оборудования требует большого количества металла, поэтому предприятия этих отраслей приближены металлургическим базам страны, что уменьшает затраты доставку сырья.
Заводы этих отраслей сосредоточены прежде всего на Урале («Уралмаш» в Екатеринбурге по выпуску бурового оборудования, прокатных станов и шагающих экскаваторов), в меньшей степени в Сибири (Красноярский завод, выпускающий экскаваторы и технику для разработки бурых углей Канско-Ачинского бассейна) и в Центральной России (заводы Санкт-Петербурга по выпуску энергетического машиностроения, завод «Атоммаш» в Ростовской области по выпуску оборудования для атомных электростанций; заводы в Ульяновске, Воронеже, Коломне по выпуску тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования; предприятия в Подольске, Таганроге, Белгороде по выпуску паровых котлов для ТЭС). Менее металлоемкие отрасли машиностроения размещаются более свободно.
г) военно-стратегический фактор
Он определяет размещение научно-исследовательских и производственных предприятий оборонного назначения с учетом национальной безопасности. Многие из них сосредоточены в небольших закрытых городах с ограниченным доступом.
д) транспортный фактор
Машиностроение, как правило, располагается на крупных транспортных магистралях, так как перевозка продукции отраслей машиностроения осуществляется на большие Расстояния
Особенно важно учитывать транспортный фактор при размещении заводов, чья продукция нужна повсеместно (автомобили и металлообрабатывающие станки)
Е) потребительский фактор
Примерно 1/5 часть машиностроительных предприятий ориентирована на потребителей своей продукции, так как эту продукцию сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров.
Так, трелевочные (для вывоза леса) тракторы производят в Карелии (Петрозаводск); производство сельскохозяйственных машин сосредоточено в сельскохозяйственных районах страны (льноуборочные комбайны — в Тверской области, картофелеуборочные — в Рязанской, силосоуборочные — в Московской области, зерноуборочные — на предприятиях Северного Кавказа); морские и речные суда — в городах по берегам рек и морей; оборудование для текстильной промышленности — в Центральной России.
Список основных факторов
Размещение заводов, производящих станки и приборы – дорогостоящее и сложное дело.
Правильное размещение является примером и позволит существенно нарастить эффективность работы.
Что необходимо учитывать при определении места закладки предприятия? Учет факторов, влияющих на размещение машиностроения:
- климат, ископаемые, другие естественные условия;
- объем капвложений и инвестиций;
- направленность деятельности производств, экономический уровень;
- научный уровень в регионе;
- развитие кооперации;
- транспортная ситуация;
- уровень квалифицированности персонала;
- организационная форма деятельности;
- потребление продукции машиностроения;
- транспортные возможности снабжения и сбыта;
- экологические особенности региона.
Существует большое разнообразие видов производства. Следует отметить два варианта:
- Металлоемкая промышленность, ей необходимо много металла и других полезных ископаемых.
- Наукоемкие виды промышленности.
Для предприятий необходим высококвалифицированный персонал и соответствующий уровень научных разработок.
Наиболее важное:
- трудоемкость;
- наукоемкость;
- присутствие сырья;
- близость потребителей продукции;
- транспорт;
- территориальная концентрация связанных производств.
Количество и квалификация рабочих
На перспективы развития любого предприятия влияет доступность работников с соответствующими навыками.
Именно от их умений, знаний, трудолюбия и ответственности зависит успех фабрики.
Потому перед выбором места руководители предприятий тщательно проверяют доступность трудовых ресурсов по нескольким показателям:
- численность и плотность населения;
- традиции региона;
- средние показатели здоровья;
- профессиональная пригодность;
- уровень образования;
- показатели безработицы и занятости;
- здоровье людей;
- общая профессиональная пригодность кадров;
- демографический состав населения по возрасту, полу и другим показателям.
Факторы, влияющие на размещение производства
Факторы размещения производственных сил представляют собой совокупность внешних условий и ресурсов, правильное использование которых обеспечивает наилучший результат при развитии хозяйственной деятельности и размещения производств.
К наиболее важным факторам размещения производства относят:
Сырьевой – размещение предприятий в непосредственной близости от источников сырья. Большинство фабрик и заводов строят возле крупных водных объектов, месторождений полезных ископаемых. Благодаря этому происходит экономия времени и финансовых затрат на транспортировку больших объемов грузов, а стоимость готовой продукции будет существенно ниже. Сырьевой фактор оказывает решающее влияние на размещение предприятий по производству цемента, калийных удобрений, лесоматериалов, по обогащению руд цветных металлов.
Многие месторождения природных ресурсов почти полностью опустошены. Это привело к тому, что добывающие предприятия стали осваивать новые места, чаще всего труднодоступные. Например, в настоящее время добыча нефти и газа происходит в заливах и морях. Такие производства требуют больших капиталовложений и сильно загрязняют окружающую среду.
Рис. 1. Добыча нефти в море.
- Топливный – этот фактор оказывает решающее влияние на размещение предприятий, которые в своей работе используют большое количество минерального топлива: мазута, природного газа, нефти, угля. К таким отраслям относится химическая промышленность, черная металлургия, теплоэнергетика.
- Энергетический – определяет размещение производств, использующих большие объемы электроэнергии. Такие производства называют энергоемкими. К ним относятся предприятия по изготовлению целлюлозы, бумаги, химических волокон, легких цветных металлов. Размещают их поблизости от крупных гидроэлектростанций.
- Трудовой – оказывает влияние на размещение производств, в которых задействовано большое количество трудовых ресурсов, в том числе и специалистов высокого уровня. Такие производства называются трудоемкими. К ним относится овощеводство, выращивание риса, производство персональных компьютеров и электронного оборудования, швейное производство. Такие предприятия размещаются в густонаселенных районах с дешевой рабочей силой.
Рис. 2. Производство электронного оборудования.
- Потребительский – влияет на размещение предприятий, производящих продукцию широкого потребления: одежду, обувь, продукты питания, бытовую технику. Они есть практически во всех крупных населенных пунктах.
- Транспортный – этот фактор очень важен для отраслей, чью продукцию нужно поставлять в другие районы. Для снижения дополнительных затрат на транспорт многие производства размещаются рядом с крупными транспортными узлами.
- Экологический – роль этого фактора заключается в негативном воздействии большинства химических производств на окружающую среду. Именно поэтому их нельзя размещать на территории густонаселенных районов. В противном случае к ним применяется более жесткие требования к очистительным технологиям.
Тест для школьников 9 класса по географии с ответами на тему «Машиностроение»
Вариант 1
1. Машиностроение является лидером экономики, входит в «авангардную тройку» отраслей наряду с… (назовите еще две ведущие отрасли):
а) химической промышленностью;
б) черной металлургией;
в) отраслями животноводства;
г) электроэнергетикой;
д) газовой промышленностью.
2. Производство предприятием однородной продукции — готовых изделий, отдельных деталей, частей, услуг — называется:
а) конверсией;
б) специализацией;
в) трудоемкостью;
г) кооперированием.
3. Выберите отрасли трудоемкого машиностроения:
а) тяжелое машиностроение;
б) радиотехническое машиностроение;
в) производство бурового оборудования;
г) приборостроение;
д) станкостроение.
4. География машиностроения определяется многими факторами. Установите соответствие.
Фактор размещения: Отрасль машиностроения:
1. Инструментальная промышленность а) научный;
2. Электронное машиностроение б) потребительский;
3. Ракетостроение в) трудовой;
4. Сельскохозяйственное машиностроение г) военно-стратегический.
5. Выберите продукцию металлоемкого машиностроения:
а) телевизоры;
б) экскаваторы;
в) паровые котлы для тепловых электростанций;
г) стиральные машины;
д) прокатные станы.
6. Установите соответствие между заводами автомобилестроения и городами, в которых они расположены.
Города: Марки машин:
1. Тольятти; а) ГАЗ;
2. Нижний Новгород; б) УАЗ;
3. Ульяновск; в) ВАЗ;
4. Набережные Челны; г) КамАЗ.
7. Выберите верные высказывания:
а) Морское судостроение размещается в портах (рядом с потребителем) из-за сложности транспортировки продукции.
б) В городе Ростов-на-Дону производят зерноуборочные комбайны.
в) Строительство входит в состав машиностроительного комплекса.
г) Современные и сложные отрасли машиностроения образуют группу наукоемкого машиностроения.
Вариант 2
1. Машиностроительный комплекс является ведущим в экономике страны, потому что:
а) его продукция применяется во всех отраслях хозяйства;
б) он влияет на уровень развития экономики и жизни населения;
в) это крупнейший промышленный комплекс;
г) по всем вышеперечисленным причинам.
2. Перевод военного производства на выпуск гражданской продукции называется:
а) конверсией; в) трудоемкостью;
б) металлоемкостью; г) кооперированием.
3. Выберите отрасли металлоемкого машиностроения:
а) производство горно-шахтного оборудования;
б) радиотехническое машиностроение;
в) сельскохозяйственное машиностроение;
г) приборостроение;
д) производство энергетического оборудования.
4. География машиностроения определяется многими факторами. Установите соответствие.
Отрасль машиностроения: Фактор размещения:
1. Металлургическое машиностроение; а) научный;
2. Станкостроение; б) потребительский;
3. Атомная промышленность; в) трудовой;
4. Тракторостроение. г) сырьевой.
5. Выберите продукцию точного (трудоемкого) машиностроения:
а) молотки;
б) часы;
в) гидравлический пресс;
г) видеоаппаратура;
д) подъемные краны.
6. Определите, в каком из этих городов находится производство тракторов:
а) Мурманск;
б) Волгоград;
в) Архангельск;
г) Сургут.
7. В каком из высказываний говорится о кооперации производства?
а) Производство грузовых автомобилей в России сосредоточено на нескольких крупных заводах.
б) Грузовые и легковые автомобили — основная продукция автомобильного завода в Нижнем Новгороде.
в) Моторы, электрооборудование и многие другие детали автозавод получает от многочисленных предприятий-смежников.
г) Литейный цех «ГАЗа» производит заготовки для металлообрабатывающих цехов и использует в качестве сырья их отходы.
Ответы
Вариант 1: |
Вариант 2: |
1 — а, г; |
1 — г; |
2 — б; |
2 — а; |
3 — б, г, д; |
3 — а, в, д; |
4. 1 — а; 2 — а; 3 — г; 4 — б; |
4. 1 — г; 2 — в; 3 |
5 — б, в, д; |
5 — б, г; |
6. 1 — в; 2 — а; 3 — б; 4 — г; |
6 — б; |
7. Верно: а, б, г. |
7 — в. |
География машиностроения России
Тяжелое машиностроение – это наиболее металлоемкая отрасль. В настоящее время на данную отрасль приходится 60% производимой продукции. Заводы в основном ориентированы на сырьевую базу и на район потребления.
Основными центрами размещения тяжелого машиностроения можно считать Центральный район, Урал (горнодобывающее оборудование), Сибирь, Санкт-Петербург (турбины и генераторы), Екатеринбург (кузнечнопрессовой оборудование).
Общее машиностроение отличается узкой специализацией, вовлеченностью в кооперирование, невысокое потребление металла, массовостью продукции.
Ведущей отраслью общего машиностроения является автомобилестроение, чьих заводов насчитывается более 200. Для данной отрасли важными факторами служат транспортное соединение, именно поэтому крупные мероприятия располагаются вблизи от крупных магистралей.
Главные центры выпуска легковых автомобилей сосредоточены в Тольятти, Москве, Ижевске. Среднетоннажные автомобили выпускаются в Нижнем Новгороде, Москве. Грузовые машины выпускаются в Набережных Челнах. Из Энгельса выходят троллейбусы, а Краснодар и Голицын занимаются выпуском автобусов.
Тракторная промышленность же сосредоточилась в сельскохозяйственных районах, таких как Санкт-Петербург, Челябинск, Липецк.
Электротехническая промышленность располагается в районах с квалифицированной рабочей базой, крупными потребителями и специализированными научно-техническими организациями. В настоящее время крупные предприятия располагаются в Центральном районе, северо-западном и западносибирском.
Станко-инструментальная промышленность сосредоточенна в машиностроительных районах. Размер предприятий сравнительно невелик. Крупными центрами производства являются Москва, Иваново, Рязань, Новосибирск и др.
Приборостроение сосредоточенно в основном в крупных городах (Москва, Московская область), так как данная отрасль требует много квалифицированных рабочих кадров и научно-исследовательскую базу.
Авиационная промышленность отличается наличием высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала, что сосредотачивает основное производство в центрах.
Современны грузовые и пассажирские самолеты производятся в Москве, Смоленске, Воронеже и др.
Более 90% продукции производится в Европейской части страны, так как здесь находится 80% населения, расположены НИИ. Минусом такого размещения является малая вовлеченность регионов, расположенных за Уралом, не смотря на то, что эти регионы довольно богаты сырьем.
Так и не нашли ответ на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе нужна помощь
Особенности развития
Машиностроение имеет ряд особенностей, которые влияют на размещение основных его производственных мощностей. На основании нижеперечисленных факторов и их сочетания производят классификацию данной сферы. Выделяют тяжелый, средний, общий машиностроительный комплекс.
Наукоемкость
Большие производства, выпускающие технологически сложную продукцию, размещаются вблизи крупных научно-образовательных центров. Это вызвано потребностью в квалифицированных кадрах, новых разработок в различных сферах промышленности. Например, в России основные наукоемкие производства находятся неподалеку Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга.
Трудоемкость
Для правильной организации производственного процесса на предприятиях машиностроительной отрасли необходимы квалифицированные кадры. Для выпуска большей части оборудования и машин необходимо затратить огромное количество рабочего времени.
Именно поэтому основные предприятия данной сферы преимущественно размещаются неподалеку крупных городов с большой концентрацией населения. При этом к используемым рабочим кадрам предъявляются высокие требования относительно их квалификации. Самая большая трудоемкость присуща следующим отраслям машиностроения:
- станкостроение. Самые крупные предприятия размещаются неподалеку Москвы;
- авиационная отрасль. Хорошо развита в Самаре, Казани;
- производство электротехники. Крупнейшие предприятия находятся в Ульяновске, Новосибирске.
Металлоемкость
Все отрасли машиностроения являются потребителями огромного количества черных и цветных металлов. Поэтому заводы, которые особенно сильно нуждаются в этом ресурсе, тяготеют к крупным металлургическим базам. К самым большим металлоемким отраслям относят:
- производство горно-шахтного оборудования;
- металлургическая промышленность;
- энергетическая сфера.
Наличие развитых транспортных узлов
Некоторые отрасли машиностроения при размещении своих производств ориентируются на возможность организации кооперирования. К таким сферам относят автомобилестроение. Основные его производства размещаются в Центре и Поволжье. Это вызвано тем, что выпускаемая продукция в виде автомобилей перевозится на большие расстояния и в разных направлениях. Поэтому данные предприятия находятся около крупных транспортных магистралей.
Потребитель продукции
Некоторые машиностроительные предприятия ориентируются только на своих потребителей. Это вызвано сложностью перевозки изготовленного оборудования из-за их больших габаритов и значительного веса. Такую продукцию более выгодно производить непосредственно в регионе ее потребления.
Например, выпуск тракторов для транспортировки леса осуществляется только в Карелии. Производство комбайнов для переработки зерновых культур хорошо налажено на Северном Кавказе.
Потребительский фактор размещения производств
При выборе места ля строительства завода важно учитывать: ресурсы, которые находятся рядом, стоимость энергии, а также способность населения данного региона работать. Кроме всего этого, нужно понимать, кому вы будете отдавать произведённый продукт, то есть, как далеко находятся потенциальные покупатели
Определить спрос не сложно, нужно только понять, какие потребности есть у жителей данного региона. Например, людям, проживающим на севере, наверняка, будут нужны обогреватели, а также дешёвая электроэнергия. Рассмотрим другой пример: производитель обогревателей едят в африканские страны. Но нужны ли им обогреватели? Вряд ли.
Таким образом, выбирая место для строительства завода, нужно прощупывать потребительский спрос. Иногда сделать это довольно легко, как в примере выше, но бывает и так, что потребители и сами не знают: нужен ли им данный товар или нет. Поэтому, иногда стоит прибегнуть к помощи маркетологов.
Практическая работа по географии 9 класс «Машиностроение»
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
«Определение главных районов размещения отраслей
трудоемкого и металлоемкого машиностроения».
Цель работы: формирование умений анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа.
Ход работы: используя текст учебника, а также карты в атласе, самостоятельно выполнить следующие задания и ответить на вопросы:
1.Какие отрасли относятся к трудоемкому, наукоемкого машиностроению? Автомобилестроение, точное машиностроение (электроника, авиакосмическое, атомное).
2.Где располагаются предприятия трудоемкого машиностроения?
Трудоемкие производства размещают в крупных городах, где имеются учебные заведения, готовящие квалифицированные кадры, опираются на научную базу – НИИ, КБ, опытные заводы.
3.Какие отрасли относятся к металлоемкому машиностроению? Металлургическое, энергетическое, горно-шахтное.
4.Где целесообразней размещать металлоемкие предприятия МСК? Предприятия размещают в районах металлургических баз.
Задание: По карте атласа определить основные районы (центры) размещения металлоемкого и трудоемкого, наукоемкого машиностроения. Данные исследований оформить в виде таблицы.
Наличие высококвалифицированных кадров, трудовых ресурсов, наличие учебных заведений.
Горно-шахтное, металлургическое, станкостроение, энергетическое, сельскохозяйственное, судостроение, железнодорожное.
На Урале: Екатеринбург, Челябинск, Новокузнецк,
Вблизи металлургических баз.
Сравнить карты, отражающие размещение отраслей машиностроения и черной металлургии. Сделать вывод о зависимости в размещении этих отраслей.
Объяснить, почему отрасли электротехнической промышленности, станкостроения и инструментальной промышленности обычно размещаются в районах с квалифицированными кадрами.
Используя текст учебника, привести примеры отраслей, относящихся к трудоемким и металлоемким.
Используя карту атласа определить центры размещения трудоемких и металлоемких производств.
Записать в тетрадь общий вывод о принципах размещения материалоемких, трудоемких и наукоемких отраслей.
Вывод: производства машиностроения имеют широкий спектр выпускаемой продукции и зависят от разных факторов размещения.
Принципы размещения предприятий
Предприятия строятся на планово-научной основе. Проектирование заводов предопределено рядом факторов, каждый из которых устанавливает свои условно-территориальные ограничения по размещению промпредприятий. Их характеристики сведены в таблицу:
Факторы размещения | Характеристика фактора |
1. Сырьевой | Тракторные машины относятся к металлоёмкой продукции, поэтому заводы целесообразно располагать вблизи металлургических комплексов. |
2. Потребительский | Номенклатура тракторной техники разнообразна, в зависимости от экономической ориентации района организуются производства: в степных районах — сельскохозяйственной техники, в лесозаготавливающих — тяжёлых тракторов. |
3. Интеллектуальный | Для выпуска современной конкурентоспособной техники большое значение имеет близость специализированных научно-исследовательских институтов и учебных заведений для подготовки квалифицированных кадров. |
4. Транспортный | Тракторная техника громоздка, сложна в транспортировке, предприятия удобнее располагать вблизи транспортных сетей. |
5. Трудоресурсный | Машиностроительные заводы по выпуску тракторов построены по универсальному принципу. Помимо основного, развиты вспомогательные производства: заготовительное, инструментальное, кузнечно- прессовое. Численность персонала достигает нескольких тысяч человек, многие предприятия являются градообразующими. |
Главным фактором размещения станкостроения является интеллектуальный. Специфика производства требует наиболее квалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров, высокий уровень технологической оснащённости, тесный контакт с научной базой. Соответствие местоположения промышленных комплексов факторам создаёт предпосылки для планомерного развития.
Становление тракторостроительной отрасли
Датой рождения отрасли принято считать 1923 год, когда из ворот петроградского завода вышла первая серийная машина. Позже, в годы индустриализации в Советском Союзе, заработали крупные тракторные заводы в городах: Челябинске, Сталинграде, Харькове. Начавшаяся война заставила перепрофилироваться на выпуск военной техники.
Восстановительный период
После Великой Отечественной войны тракторостроение получило дополнительное развитие: производство различных моделей тракторов было налажено на Урале, в Сибири, во многих советских республиках.
Экологический фактор размещения производства
Экологический фактор практический не учитывают при выборе места под строительство завода. И это правильно, учитывая, насколько большой перечень проблем предстоит решить владельцу заводы перед его строительством. Единственная отрасль, в которой экологические условия играют важную роль — это сельское хозяйство. Экологическая обстановка в регионе должна соответствовать требованиям растений, которые собирается выращивать предприятие.
Экология включает в себя не только чистый воздух, пригодные и плодородные почвы и чистую воду, кроме всего этого, в экологию региона входят климатические условия. Они должны соответствовать требованиям растений, иначе урожая можно просто не дождаться.
При выборе места для размещения сельскохозяйственного производства, необходимо ознакомится с климатическими условиями. Большинство предприятий, нанимают метеорологов, для того, чтобы правильно выбрать место, особенно сильно это касается тех производителей, которые хотят выращивать иноземную культуру. Если денег нет, то можно воспользоваться опытом других предпринимателей.
Факторы размещения машиностроения
Определение 1
Машиностроение – это наиболее сложная отрасль промышленности, состоящая более чем из 70 отдельных отраслей.
Факторы размещения машиностроения в основном зависят от технологии производства.
Основными факторами для всех отраслей являются:
- Трудоемкость. Производство машин требует большого объема труда. Поэтому многие отрасли располагаются в районах с большой концентрацией населения. Большие затраты труда присущи таким отраслям как станкостроение и приборостроение.
- Наукоемкость. В современном мире очень большой акцент делается на науку. Поэтому предприятия данной отрасли сконцентрированы в основном в центральных районах, обладающих высокоразвитой интеллектуальной базой (НИИ, конструкторские бюро, опытные заводы).
- Сырьевой фактор. Например, тяжелое машиностроение требует больших затрат металла, а значит предприятия данной отрасли будут располагаться вблизи месторождений данного сырья.
- Потребительский фактор. Продукция машиностроения очень разнообразна, и многие предприятия располагаются, ориентируясь на потребителя. Например, тракторы для перевозки леса производятся в Карелии, так как они достаточно тяжелы для транспортировки.
- Транспортный фактор. Поскольку перевозка машин, оборудования и деталей осуществляется зачастую на дальние расстояния, то многие заводы располагаются близко к крупным транспортным магистралям.
- Территориальная концентрация
Замечание 1
Стоит отметить, что для металлоемкого производства главным фактором является большой объем металла, а для наукоемкого и трудоемкого машиностроения, таким фактором служат квалифицированная рабочая сила и научные разработки.
К примеру, производство точных машин сосредоточенно в районах, где преобладает высококвалифицированная рабочая сила, так как для данного сегмента наличие сырья не играет большой роли.
Факторы размещения
Отрасль машиностроения возникла около 200 лет назад в период промышленной революции в Англии. Сегодня же она является главной отраслью мировой экономики. Уровень развития машиностроения в государстве отображает уровень научно-технического прогресса, экономического развития, обороноспособности.
Существует несколько факторов размещения предприятий машиностроения:
- сырьевой – в первую очередь на него ориентируются металлоемкие производства. Для производства горно-шахтного, металлургического и энергетического оборудования требуется большое количество металла. Такие предприятия стараются строить около металлургических баз;
- трудовые ресурсы – один из основных факторов, так как отрасль является лидером по числу занятых людей в производстве. В мире в машиностроении занято около 80 млн. человек. Люди работают на каждом предприятии. Все эти предприятия различаются между собой по затратам труда на единицу производимой продукции. Поэтому на некоторых заводах может трудиться более 1000 человек. Такие предприятия считаются трудоемкими. Чтобы изготовить один ткацкий станок необходимо потратить около 1000 часов рабочего времени. Именно поэтому часть отраслей тяготеют к районам с большим скоплением населения. Фактор трудовых ресурсов влияет на размещение примерно ¼ всех предприятий машиностроения. Самыми трудоемкими отраслями считаются станкостроение и приборостроение;
- транспортный – для машиностроения характерно кооперирование. Для производства одного продукта часто задействовано несколько предприятий. Продукцию, которую на них производят, необходимо быстро и недорого транспортировать. Например, автомобили собирают на одном заводе, а шины для них делает другой завод;
- потребительский – расположение предприятий часто ориентируется на потребителя (покупателя);
- наукоемкости – в машиностроении данный фактор размещения играет далеко не последнюю роль, так как в основе разработок лежит современная научно-техническая база. На научный потенциал в первую очередь ориентируются такие отрасли, как электроника, авиакосмическая промышленность, робототехника.