Большой гатчинский дворец

Куда сходить с ребенком в Гатчине

Юным путешественникам в городе не придется скучать. В Гатчине есть несколько мест, где ребенок побывает с удовольствием.

Музей авиационного двигателестроения

  • График работы: со среды по воскресенье, с 10:00 до 16:00.
  • Стоимость билета: следует уточнять.
  • Телефон.
  • Адрес: ул. Григорина, 7А. Остановка транспорта «Гатчинский дворец».

Осмотреть экспозиции музея, учрежденного в 2002 г., будет интересно всем членам семьи. В выставочных залах, занимающих площадь более 800 м², демонстрируются макеты авиационных двигателей, изготовленные в натуральную величину. Посетителям предложат экскурсию и увлекательную лекцию об истории отечественного авиационного двигателестроения. Экспозиция размещается в историческом особняке, который некогда занимали уланы Константиновского Гвардейского полка. Поход в музей можно совместить с осмотром Большого дворца и Дворцового парка.

Гатчинский парк и город

Гатчинский парк отмечен суровой красотой северного русского края. Он особенно красив в осеннем убранстве. Участки, обустроенные архитекторами, смотрятся нарядно на фоне нетронутой природы. От голландского сада возле дворца тропинки петляют по цепочке островов между Белым и Серебряным озёрами. Белое озеро никогда не замерзает. Именно в нём в 1879 году проходили испытания первой русской подводной лодки. На дальней стороне, на острове Любви, стоит обветшалый храм Венеры, а рядом с ним находится лодочная станция.

На «большой земле» стоит послевоенная копия ещё одной царской затеи – Берёзовая изба. Снаружи она напоминает поленницу, но внутри неё находятся дворцовые комнаты, украшенные зеркалами. Билеты для входа в избу продаются в кассе Павловского (Большого) дворца. Рядом с регулярным геометрическим парком «Сильвия» находятся две территории, которые использовались прежде как охотничьи угодья. К северу расположен Менажерный парк, где Александр III со своими детьми летом выслеживал зверей по следам, а зимой расчищал дорожки от снега.

Приоратский дворец

С другой стороны находится Приоратский парк и дворец. С этого места открывается чудесный вид на Чёрное озеро. Дворец германской архитектуры был построен для принца Конде, приора Мальтийского ордена святого Иоанна, но на самом деле он никогда там не жил. При строительстве архитектор Николай Львов впервые применил утрамбованную землю в качестве строительного материала. Материал оказался чрезвычайно прочным. Во время войны рядом со зданием взорвалась бомба, но оно выдержало.

На верхнем этаже выставлены проекты множества построек в германском стиле. Эти планы были подписаны Павлом, но они не были осуществлены из-за того, что царь был убит. За пределами дворцовой территории, в самом городе есть два примечательных здания: барочный Павловский собор и псевдо-средневековый Успенский собор, а также несколько нарядных деревянных домов в народном стиле на улице Чкалова.

Гатчинский дворец на карте России

История парка

Гатчина поражала своей красотой современников издавна, но подлинного расцвета эта местность достигла в конце 18 столетия. Императрица Екатерина II, после смерти Бориса Куракина, владельца Гатчинской мызы, решила подарить имение графу Григорию Орлову, знаменитому фавориту императрицы. Орлову подарок пришелся по душе, уже с весны 1766 года здесь закипело грандиозное строительство. По желанию Орлова на этих землях возводился роскошный охотничий замок, вокруг которого на прилегающих территориях проводилась разбивка элегантного парка.


Резиденция Гатчина

Благодаря искусству мастеров садовых дел, а также огромному количеству подсобных рабочих, дикая природа Гатчины через несколько лет предстает перед взором Орлова в совершенно новом обличьи – модного пейзажного (или английского) парка, каждым кустиком, и каждой дорожкой соответствуя идеалам и вкусам той эпохи. Повсеместно устроенные подпоры и запруды воды привели к тому, что Белое озеро существенно увеличилось в размерах, общая береговая линия также была изменена: образовались многочисленные искусственные островки и острова. В ходе землеустроительных работ в Гатчинском парке возникли каналы, пруды и террасы. Были высажены около тысячи деревьев разнообразных пород.


Белое озеро

Изюминкой парка стала задумка архитектора Антонио Ринальди, который исхитрился связать подземным ходом волшебный и таинственный Гатчинский дворец с гротом «Эхо», который располагался на берегу Серебряного пруда. Украсил Ринальди парк символической скульптурой – Колонной Орла, как бы намекая на гордую фамилию владельца Гатчины. Архитектору принадлежит и создание Чесменского обелиска, а также исследователи приписывают его таланту и чудесный восьмигранный колодец.


Колонна Орла

История Гатчинского дворца

История Гатчины уходит своими корнями в XIII век. Этим временем датируются самые ранние археологические находки. К 1499 году относится первое письменное свидетельство в Новгородской писцовой книге о «селе Хотчино над озерком Хотчиным». По итогам Столбовского мирного договора 1617 года эти земли были переданы Швеции и вернулись вновь к России в августе 1702 года, в ходе Северной войны.

Дворец графа Орлова

В 1765 году императрица Екатерина II подарила эти земли своему фавориту, графу Григорию Орлову (1734-1783). В 1766 году на берегу красивого озера по проекту архитектора Антонио Ринальди начинается строительство дворца. К 1781 году был возведен трехэтажный центральный корпус, который соединялся двухъярусными полуциркульными галереями с одноэтажными служебными постройками, выстроенными в форме прямоугольников с внутренними дворами. Так возникли два «каре» — Кухонное и Конюшенное, впоследствии переименованное в Арсенальное.

Дворец украшали десять граненых башен. Узкие вестибюли завершали полуциркульные своды. К берегу Серебряного озера вел подземный ход. Все это придавало дворцу вид средневекового английского замка. Фасады и коридоры первого этажа были облицованы разнообразными гатчинскими известняками.

Гатчина при Павле

После смерти графа Орлова в 1783 году, Гатчина становится резиденцией будущего императора Павла. В 1890-е годы архитектор Винченцо Бренна перестраивает Гатчинский дворец. Он оставил прежнюю композицию здания, боковые каре надстроил до уровня галерей, которые сделал закрытыми. На плацу перед дворцом был прорыт ров с четырьмя мостами, установлены решетки и пушки. Все это усилило сходство дворца с европейским замком.

В 1799 году главным архитектором Гатчины был назначен Андреян Дмитриевич Захаров, закончивший работы Бренны. После убийства императора Павла в 1801 году Гатчина перешла вдовствующей императрице Марии Федоровне. В 1809-1811 годах архитектор Андрей Никифирович Воронихин произвел во дворце небольшие изменения.

Гатчинский дворец при Николае I и Александре III

Затем Гатчина становится одной из резиденций императора Николая I. В 1845-1856 годах под руководством архитектора Романа Ивановича Кузьмина были произведены существенные переделки: заново отстроены боковые каре, надстроены на один этаж боковые башни корпуса, наружные фасады облицованы парицкой и ротковской плиткой. В угловой башне Кухонного каре была возведена новая церковь, в Арсенальном каре оборудованы апартаменты для владельцев Гатчины. Комнаты XVIII века были отреставрированы, в центральном корпусе устроена новая парадная лестница. 1 августа 1851 года возле стены была установлена статуя Павла Первого работы И.Витали.

Император Александр III подолгу жил в Гатчине, за что его даже прозвали «гатчинским затворником». При нем во дворце появились новейшие технические усовершенствования: проведены электричество и телефон, заменены водопровод и канализация, калориферное отопление пришло на смену печному.

Гатчина после революции

После революции Гатчина была преобразована в музей, который открыл свои двери 19 мая 1918 года. В центральном корпусе и галереях экспонировались парадные и жилые комнаты конца XVIII века. В Арсенальном каре был организован музей дворцового убранства и быта второй половины XIX века. В помещениях, не умеющих историко-культурной ценности, устраивались временные выставки. До войны Гатчина была крупнейшим среди пригородов Ленинграда музеем.

Большой урон Гатчинскому дворцу был нанесен в годы Великой отечественной войны. Немцы быстро продвигались к Ленинграду, поэтому музейным работникам удалось спасти лишь основные коллекции и архив музея. 9 сентября 1941 года сотрудники музея были эвакуированы. До января 1944 года Гатчина была оккупирована немцами. Большому дворцу был нанесен серьезный урон. При их отступлении дворец был заминирован и сожжен.

После войны были проведены необходимые работы, в 50-е годы во дворце располагалось Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, а затем — ВНИИ «Электронстандарт». Только в 1960-е годы началась реставрация. Большим подспорьем являлась большая коллекция акварелей 1870-х годов с видами парадных и жилых интерьеров. 9 мая 1985 года были открыты первые восстановленные залы дворца.

Первый этаж Гатчинского дворца

Вход в музей расположен не там, где у дворца располагается парадный вход. Вход в музей находится в галереи, ведущей в Кухонный корпус, это слева от Центрального корпуса, если смотреть на дворец. Купив билеты, стоимость которых можно узнать на официальном сайте музея-заповедника Гатчина, мы отправились изучать дворец. Во дворце работает несколько постоянных и временных экспозиций

Временные экспозиции снимать запрещено, поэтому сосредоточим наше пристальное внимание на интерьерах дворца и его постоянных экспонатах

Поскольку корпусов во дворце несколько и все они сходятся в одной точке, то особой разницы нет откуда начинать осмотр дворца, но есть некоторые рекомендации музея по последовательности осмотра музея. Само собой все начинается со знакомства с историей Гатчинского дворца, эти помещения расположены на первом этаже. Вам покажут небольшой фильм об истории дворца, с использованием материалов военной хроники. Во втором зале вы увидите всю трехвековую историю дворца с момента его постройки в картинах на стенах, а по центру зала стоит макет дворца.

Здесь же демонстрируется фрагмент штукатурки дворца, на которой по-немецки написано следующее: «Здесь были мы. Сюда мы больше не вернемся. Если придет Иван, все будет пусто». История Гатчинского дворца весьма печальна. Первая авиабомба разорвалась на территории дворца уже в августе 1941 году, и до 1944 года дворец находился в немецкой оккупации. При отступлении фашистские войска сожгли дворец, предварительно вывезя все ценное. Таким образом дворец был восстановлен после войны, а местами несет в себе свидетельства тех страшных дней, таким свидетельством служит и эта надпись сделанная обычным карандашом.

Залы Гатчинского дворца

Главный элемент убранства залов Гатчинского дворца – большие живописные полотна. Для этого архитектор определил место, разделив площадь стен тонкими профилированными тягами.

Мраморная столовая

Мраморная столовая площадью 110 квадратных метров использовалась для парадных обедов. Стены украшают живописные полотна. Главное украшение зала – колонны каррарского мрамора с капителями.

Установленные на невысокие пьедесталы, они поддерживают карнизы, богато украшенные лепниной. Стволы колонн декорированы валиками. Пышная отделка перекрытия, полотнища дверей, паркет геометрического рисунка выглядят торжественно и строго.

Гипсовые барельефы на стенах изображают сцены из мифов о греческом боге виноделия Дионисе. Лепной потолок украшен двумя живописными плафонами. Изящно смотрятся предметы декоративной бронзы: часы и подсвечник, мраморный камин, украшенный зеркалом в бронзовой золоченой оправе.

Тронная Павла I

Торжественный и нарядный зал площадью 50 квадратных метров. Украшают зал французские гобелены и декоративные ковры из Индии. Над камином – гобелен богини плодородия Цереры.

Паркет из ценных пород дерева. В центре паркетного покрытия переплетенные венки, окруженные фигурной сеткой из ромбов. Резное золоченое тронное кресло – работа придворного мастера Мейера.

Довершает убранство зала бронзовый стол с круглой доской из яшмы и деревянные белые торшеры. На потолке – лепнина с одноглавыми орлами, венками, гирляндами с обильной позолотой.

Малиновая гостиная

В Малиновой гостиной гобелены и мебель вишневого цвета. Украшает зал люстра из слоновой кости с бронзой и декоративные вазы, украшенные фигурками детей, гирляндами цветов, листьев, гроздьями винограда. Обитая малиновым бархатом резная мебель доставлена во дворец из Франции.

Двери гостиной украшены живописными панно на мифологические сюжеты. Полотнища дверей сверкают золоченым резным орнаментом. Карниз декорирован лепными деталями. Паркет расписан букетами и венками.

Парадная опочивальня

Парадная опочивальня площадью 72 квадратных метра. Каждая стена имеет оригинальную отделку, построенную на сочетании белого и голубого цветов, изысканно оттененных позолотой. Голубой лионский шелк, вытканный серебром медальонами, букетами цветов украшает стены. Размещенные напротив друг друга зеркала создают видимость бесконечного пространства.

Резная кровать огромных размеров с балдахином над ней соседствует с синими фарфоровыми вазами в золоченой бронзе и сочетается с декором дверных полотен. В алькове – потайная дверь на темную винтовую лестницу, ведущую в покои императора.

Белый зал

Белый зал площадью 250 квадратных метров – для многолюдных торжественных церемоний. Лепные украшения стен, мраморные барельефы, арочные оконные проемы, двери из ценных пород дерева с мраморными наличниками украшают зал. Статуи в египетских одеяниях и жрецы с жертвенным подносом, выполненные из черного мрамора, смотрятся необычно и грациозно.

Туалетная комната

Туалетная комната дворца украшена лепниной. Стены серо-голубого цвета с изображением венков, зверей и птиц. Простенки оживлены гирляндами. Над дверями – панно со спящими мраморными амурами. Паркет украшает виртуозный рисунок растительного характера.

Аванзал

Аванзал – приемная для гостей, ожидавших Высочайшего выхода, открывает анфиладу парадных помещений. Зал площадью 55 квадратных метров при Павле I служил для смены караула, охраняющего внутренние покои дворца.

Стены украшает лепной декор: шлемы римских воинов, знамена и щиты. Над мраморным камином с лазуритом – портрет императора Павла I. Вдоль стен расставлены стулья красного дерева.

Подземный ход

Подземный ход длиной 130 метров ведет в грот и выходит на берег Серебряного озера. Стены хода отделаны известняком. Это один из многих ходов подземелья, образующих ходов. В подвалах хранили пищу и вино.

Тронная Павла I

Архитекторы А. Ринальди. 1770-е, В. Бренна, 1790-е

Один из самых торжественных и нарядных залов дворца. Небольшой по своим размерам ( всего 50 кв.м.). он воспринимается центром анфиладных комнат. Это достигается роскошью декоративной отделки. обилием позолоты и главным украшением _ французскими гобеленами. Декоративные ковры из серии » Новые Индии» — «Зебра» и «Двое слуг несут вождя» — были выполнены по картонам Ф. Депорта. Над камином — гобелен с изображением богини плодородия Цереры из серии » Боги», изготовленной по картонам К. Одрана на королевской мануфактуре Гобеленов в 1780-е годы. Они были подарены Людовиком XVI великокняжеской чете Павлу Петровичу и Марии Федоровне во время их заграничного путешествия в 1782 году.
Великолепный паркет  набран по рисункам А. Ринальди из ценных пород дерева: розового,амаранта, палисандра и др. Резное золоченные тронное кресло — работа придворного мастера Х. Мейера (конец XVIII века) копирует серебрянное тронное кресло императрицы Анны Иоанновны.

Соборы и церкви Гатчины

Город порадует любителей культового зодчества красивыми храмами. Церкви Гатчины отреставрированы и содержатся в хорошем состоянии.

Покровский собор

В Гатчине находится самый большой храм Ленинградской области. Его освящение во имя Покрова Богородицы состоялось перед самым началом I Мировой войны. Тогда не успели закончить отделку фасада, поэтому синие купола вплоть до 2011 г. возвышались над красными кирпичными стенами. После Революции здание, вообще, использовалось как склад. Молитвы под сводами собора вновь зазвучали лишь в последнем десятилетии прошлого века. Храм, возведенный в старорусском стиле, тщательно отреставрирован и сегодня выглядит великолепно.

Никольская лютеранская церковь

  • График работы: вторник, четверг, воскресенье, с 9:00 до 14:00.
  • Телефон.
  • Адрес: проспект 25 Октября, 39. Остановка транспорта «Кирха».

Октябрь 1928 г. ознаменовался знаковым событием для лютеранской общины Гатчины. Тогда прошла первая месса в новой каменной кирхе, рассчитанной на 220 прихожан. Здание с портиком, поддерживаемым дорическими колоннами и облицованное известняком, быстро вошло в число главных архитектурных достопримечательностей города. Вплоть до 1938 г. особняком владели лютеране финны-ингерманландцы. Затем церковь была закрыта. Только через 52 года кирху вернули верующим. В 1990 г. отреставрированное здание включили в Федеральный реестр архитектурно-исторических памятников.

Гатчинский дворец императора Павла I

Работы по расширению служебных помещений имеющегося дворца по решению Павла I начались в 1796 году, их проводил архитектор Винченцо Бренна, работавший в то время в Гатчине. После перестройки вместо открытых галерей появились стены, декорированные полуколоннами. Стены также появились на первом этаже в центре главного корпуса на месте открытых аркад и сквозного прохода в парк.

Обустройство комнат для семьи Павла I в главном корпусе дворца и в Арсенальном каре (бывшем Конюшенном) было начато в 1797 году. Помимо этого, занятую газонами площадь перед дворцом превратили в плац и окружили бастионной стеной. Со стороны парка на прилегающей к дворцу территории был разбит небольшой Собственный сад.

Назначенный Павлом I в 1799 году главный архитектор Гатчины Андреян Дмитриевич Захаров закончил надстройку Кухонного каре; по его проекту во дворце на месте существовавшей ещё с орловских времён старой церкви, в 1800 году возвели новую церковь.

Откуда сбежал Керенский?

Необычная судьба ждала Большой дворец в Гатчине в XX веке. В дни Октябрьской революции здесь столкнулись казачьи части и красногвардейские отряды. 27 октября 1917 года во дворец прибыл сам Керенский. Вскоре перед замком провели митинг, после чего революционные войска заняли дворец, а Керенский сбежал. По одной из версий, именно из Гатчины, а не из Зимнего дворца бывший председатель Временного правительства сбежал в женском платье. Об этом свидетельствуют строчки из его мемуаров: «Я ушел из Дворца за 10 минут до того, как предатели ворвались в мои комнаты. Я ушел, не зная еще за минуту, что пойду. Пошел нелепо переодетый под носом у врагов и предателей. Я еще шел по улицам Гатчины, когда началось преследование».


Так сейчас выглядит Гатчинский дворец. (Pinterest)

В 1918-м в Большом дворце был открыт музей. К 1926 году значительную часть мебели и украшений вывезли из дворца для последующей продажи. Во время Великой Отечественной войны также удалось спасти только небольшую часть интерьеров: многое просто не успели эвакуировать. Так что сейчас представленные в музее интерьеры почти полностью неоригинальны. После войны воссоздавать дворец не планировали: слишком дорого обходилось восстановление. Но реставрация замка все-таки началась и продолжается до сих пор.

Тайны Мраморного двореца

На берегу невы, напротив петропавловской крепости, стоит роскошный дворец, при строительстве которого использовали тридцать два вида мрамора. так любил этот материал и виртуозно умел использовать его в своих работах только один архитектор — Антонио Ринальди.

Мраморный дворец

Царский подарок

Великолепный Мраморный дворец был прощальным подарком Екатерины Великой своему бывшему фавориту Григорию Орлову. По легенде, проект дворца принадлежал самой императрице. Увидев его, Антонио Ринальди будто бы так расхваливал Екатерину, что та предложила ему построить здание, раз оно так хорошо. Однако пожить в подаренных царской рукой покоях Григорию Орлову не пришлось. Строили дворец долго, и граф умер в то время, когда шли отделочные работы.

Бриллиант «Орлов» в царском скипетре —прощальный подарок графа ОрловаЕкатерине Великой

Отставленный царский любимец также преподнес бывшей возлюбленной подарок — огромный алмаз «Орлов», который стал украшением императорского скипетра. В Мраморном дворце есть потайной ход, который ведет из кабинета в молельную. Говорят, что он был соединен подземным коридором с Зимним дворцом и другими великокняжескими резиденциями на Дворцовой набережной. Ходила легенда, что этот ход появился после покушения на Александра II. По слухам, там же была проложена ветка царского метро. Правда это или нет — неизвестно.

Портрет графа ГригорияГригорьевича Орлова. XVIII в.

Дворец поэта

Екатерина выкупила у наследников дворец в казну, а перед смертью подарила его своему внуку — великому князю Константину Павловичу, брату двух будущих императоров — Александра I и Николая I. Константин отрекся от престола в пользу старшего брата Николая, и Мраморный дворец стал домом для еще двух великих князей — Константина Николаевича и его сына Константина Константиновича. Последний был поэтом, творившим под псевдонимом К. Р. (Константин Романов). На его стихи написано несколько романсов, самый известный из которых — «Растворил я окно…». Кроме того, Константин Константинович покровительствовал молодому крестьянскому поэту Ефиму Придворову, прославившемуся впоследствии под псевдонимом Демьян Бедный.

В советское время в Мраморном дворценаходился музей В. И. Ленина: тут принималив пионеры лучших учеников

Генерал Александр Редигер так писал о Константине Константиновиче Романове: «Это была личность особенно светлая и симпатичная. Чрезвычайно умный, очень начитанный, добрый, деликатный и благовоспитанный, великий князь производил на всех, имевших с ним дело, чарующее впечатление. <…>. Везде его чрезвычайно любили за доброту и привет ливость. Он до тонкости знал все внешние обязанности строевого начальника и любил всю парадную сторону гвардейской службы, любил офицеров и нижних чинов, но сам остался в душе поэтом, смотревшим на все крайне благодушно, но не способным проводить настойчиво какие-либо требования, а тем более карать»

Подземный ход и потайные двери

Взявшись за дело, Павел I изменил все на свой лад. Сам городок стал больше напоминать военное поселение, да и дворец подвергся некоторым изменениям. Структура постройки осталась та же: центральное здание соединяется двумя полукруглыми галереями с прямоугольными каре, кухонным и конюшенным. Каре несли на себе вспомогательную функцию — в них располагались хозяйственные помещения (конюшенное позже переименовали в арсенальное). Парадные залы расположили в центральной части дворца.

Отличительная особенность Гатчинского дворца — секретный подземный ход, дополненный множеством потайных дверей, коридоров и комнат, благодаря которым можно было незаметно покинуть замок или просто быстро переместиться из одной части дворца в другую. При Павле вместо луга перед дворцом раскинулся плац-парад, который обнесли бастионной стенкой. Внутренние интерьеры дворца приспособили к нуждам придворного церемониала.


Подземный ход Гатчинского дворца. (Pinterest)

Павел I, которому в 1851 году установили памятник перед дворцом, использовал гатчинскую резиденцию для своей излюбленной «игры в солдатики»: до восшествия на престол у наследника был небольшой отряд, который он и тренировал здесь по прусскому образцу. После смерти Павла I в 1801 году Большой дворец в Гатчине больше не переходил в частные руки, а передавался по наследству членам императорской семьи.

Наибольшую роль в политической жизни страны Гатчина играла при Александре III. Император не жаловал Петербург, и большую часть года проводил в загородной резиденции, лишь изредка возвращаясь в столицу. Кстати, именно поэтому первая междугородняя телефонная линия в стране была в 1882 году проведена от Гатчины до Петербурга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector