Музеи в нижнем новгороде

Галерея Futuro

Современное искусство в эффектных интерьерах и отдельная галерея в маленькой нише

56.3296, 43.9945 ул. Рождественская, 6, 2-й этаж, futurogallery.ru

Основанный Владимиром Пановым и Михаилом Маркевичем проект «Еда и культура» много сделал для развития в Нижнем Новгороде гастрономической культуры — а также для культуры в целом. Холдинг, например, долгое время издавал газету «Селедка», в которой город осмыслялся с разных сторон его прошлой и настоящей жизни. Галерея Futuro тоже их начинание. В ней выстав­ляют молодых художников в диапазоне от индустриального пейзажиста Павла Отдельнова до поп-панка Паши Бумажного, и выглядит это всегда эффектно — в зале с лепными интерьерами XIX века, которые, кажется, с того самого века не обновлялись.

Этот дом на Рождественской был построен канатным фабрикантом и город­ским головой Федором Переплетчиковым, благодаря которому Макарьевскую ярмарку перенесли не в Москву или Ярославль, а в Нижний Новгород. В своем завещании он отдал здание городу — с условием, чтобы прибыль от аренды направлялась богоугодным заведениям и неимущим. Здесь был постоялый двор, в котором в 1867 году останавливался англичанин Чарльз Латуидж Доджсон, он же Льюис Кэрролл. Потом — городской общественный банк. В начале XX века сверху надстроили третий этаж, а фасад переоформили в стиле модерн. В советское время здесь были коммунальные квартиры, клуб водников и техотдел Авто­строя, с которого начинался Автозавод. Наконец — кинотеатр имени Маяков­ского (улица тогда тоже носила имя поэта).

В бывшие квартиры на третьем этаже можно попасть — там находится мастер­ская, где работают резиденты галереи, в том числе Иван Серый, который открыл в Futuro, наверное, самую маленькую в мире галерею — Futuro Minor: это застекленная ниша в стене, в которой Иван устраивает выставки своих знакомых художников. Futuro Minor напоминает миниатюры самого Ивана, которые он размещал в стенах нижегородских домов на месте выпавших кирпичей: небольшие комнатки с обитателями вроде астронома или бабушки в кресле-качалке. Практически все его работы на улицах, к сожалению, утра­чены; есть версия, что это дело рук тайного коллекционера. Осталась одна «Рогатка» в стене дома № 6 по Холодному переулку.

Арсенал

Центр современного искусства в кремлевских оружейных складах

56.3281, 44.0065 Кремль, 6, arsenal-museum.art

Арсенал в Нижегородском кремле был построен в 1841–1843 годах по приказу Николая I как часть нового парадного ансамбля — вместе с Домом военного губернатора (ныне Художественным музеем) и Спасо-Преображенским собором, взорванным в 1929 году. Возвели Арсенал рядом с Пороховой башней, в которой до того хранили бое­припасы; за основу взяли столичные склады — получился кусочек классици­стического казарменного Петербурга в древней волжской крепости. В нем держали не только оружие, но и «мундирные и аммуничные вещи» для запасных войск 6-го пехотного корпуса, а в советское время разместили картографи­ческий архив Министерства обороны. В своей новейшей истории Арсенал превратился в важную площадку для выставок современного искусства; с 2020 года ее передали в ведение ГМИИ имени Пушкина.

История Нижегородского кремля

Впервые Нижегородский кремль упоминается в 13 веке, когда владимиро-суздальский князь Георгий Всеволодович сделал деревянную постройку внутри дединца – части города, обнесенной высоким частоколом. Деревянная крепость стала форпостом владимиро-суздальских князей в Поволжье, они начали контролировать торговлю и продвигаться дальше по Поволжью.

В 1374 году деревянный кремль был заменен белокаменной постройкой. Она значительно превосходила в размерах первоначальный вариант. К 16 веку нижегородская земля стала отдельным княжеством, граничащим с грозным противником Руси — Казанским ханством. Нижний Новгород стал местом сборов перед военными походами на Казань и отражения набегов татар.

Изменившиеся условия потребовали укрепления Нижегородского кремля. Новая закладка датируется 1508 годом, завершено строительство было в 1516 году. Деревянный кремль сгорел во время пожара 1513 года. Строительство каменного сооружения проводилась по передовым для того времени технологиям, руководил процессом итальянский архитектор Пьетро Франческо.

Он применил в строительстве крупный красный кирпич на известковом растворе и белый камень. Более 2 км толстых стен выдерживали удары артиллерии, которая только-только начала применяться в сражениях. Более 2 км стен высотой до 15 м огораживали 22,7 га территории. С наружной стороны стены Нижегородского кремля были укреплены рвами глубиной до 5 м, что затрудняло подступ к кремлю. Помимо верхних бойниц, в районе рва располагались нижние бойницы. 13 башен (8 глухих и 5 проезжих) высотой 30 м располагались таким образом, что защитники могли беспрепятственно поразить огнем врага.

Новинкой в строительстве был каменный мост перед главной Дмитриевской башней. Ворота невозможно было открыть с наружной стороны. За все время существования Нижегородский кремль ни разу не был взят.

В 1552 году Казань была завоевана русскими князьями. Начиная с середины 16 века, оборонительное значение кремль утратил и начал ветшать. Военная угроза со стороны татар миновала, в конце 18 века был проведен ремонт, в результате которого башни перестроили: зубцы понизили, а стены лишились двускатной крыши. С тех пор атмосферные осадки беспрепятственно разрушали каменную кладку.

В 19 веке Нижегородский кремль использовался для нужд чиновников. Рвы, защищающие фундамент от грунтовых вод, были засыпаны. Высота кремля уменьшилась на 4 м, грунтовые воды стали вымывать кладку. Тем не менее, кремль побелили, а крышу перекрасили – стала красная. Из него сделали административный центр города. В Дмитриевской башне размещался историко-художественный музей. Она была перестроена, расширена. На открытии музея присутствовал сам Николай II.

После прихода к власти большевиков стены вновь перекрасили в красный цвет. Все соборы, за исключением Архангельского, снесли, а на их месте воздвигли административные здания. В годы Великой Отечественной войны несколько башен было разобрано, на их месте установили зенитные пулеметы. Благодаря этому нацистским летчикам не удалось бомбить город.

После войны кремль был в плачевном состоянии. Почти все строения разрушились, стены обветшали. Реставрационные работы продолжались с 1949 по 1951 год. С 1958 года Нижегородский кремль включен в состав нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника. В 2012 году проведена еще одна очередь реставраций.

Музей-квартира Андрея Сахарова

Законсервированный фрагмент поднадзорной жизни в позднем СССР

56.2324, 43.9506 просп. Гагарина, 214, sakharovmuseum.ru

Среди предков Андрея Сахарова, одного из создателей советской водородной бомбы, были священники, служившие в Нижегородской губернии — в Арзамасе и Арзамасском уездах. Сам он прожил в Горьковской области, в Сарове  В 1966 году название города Сарова, центра советского атомного проекта, было изменено на Арзамас-16.., 18 лет. Его отстранили от работ в этом секретном городе в 1968 году, после того как в The New York Times вышла его статья «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллек­туальной свободе». А в 1980 году, после выступлений против ввода советских войск в Афганистан, ученого отправили в ссылку в Горький — и почти семь лет он прожил под спецнадзором в городе, где учился его дед, адвокат и просвети­тель Иван Николаевич Сахаров. 18 мая 1991 года в квартире, где жил Андрей Дмитриевич, открылся музей.

Официальный сайт Нижегородского кремля

Кремль является частью Нижегородского государственного историко-культурного музея-заповедника www.ngiamz.ru.

В настоящее время Нижегородский кремль является административным и культурным центром города, здесь расположены здания Правительства и Законодательного собрания Нижегородской области, а также музеи и Кремлевский концертный зал.

Нижегородский кремль — это уникальный исторический памятник, его территория является заповедным местом, а укрепления — башни и стены находятся в ведении Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника и являются объектом культурного наследия федерального значения.

Щёлоковский хутор

Атмосферный музей деревянного зодчества посреди лесопарка

56.274, 44.011 ул. Горбатовская, 41, hutor-museum.ru

Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья открылся в Горьком в 1973 году. Из названия понятно, что планы были большие: не только архитектура, но и быт, не только русских, но и других народов — марийцев, мордвы, татар. Планы, увы, так и остались планами, и музей хоть и пополнялся экспонатами, но очень медленно. По сути, он не завершен: сейчас в нем представлено зодчество некоторых северных и одного централь­ного района области — и нет ничего из южных. Но все-таки этот скансен  Скансен — этографический музей под откры­тым небом; по имени первого подобного музея, открытого в Стокгольме в 1891 году. — называется он теперь архитектурно-этнографическим музеем-заповедником «Щёлоковский хутор» — получился очень интересным благодаря действи­тельно выдающимся экспонатам и местоположению: он со всех сторон окру­жен современным городом, но надежно изолирован от него в обширной лесопарковой зоне. Раньше это была загородная и довольно уединенная местность, которую называли Махотинским хутором — в честь первого хозяина Антона Махотина, нижегородского полицмейстера и героя Отечественной войны 1812 года, в которой он потерял правую руку. Потом, по одной версии, эти земли купил бакалейщик Щёлоков, а по другой — здесь была толстовская колония, основанная уездным статистиком Д. Ф. Щёлоком. Так или иначе, хутор стал Щёлоковским.

Музей завода «Красное Сормово»

Градопреобразующий завод-универсал — флагман волжской промышленности

56.36, 43.87 ул. Свободы, 1, krsormovo.nnov.ru

Основанный в 1849 году Сормовский завод стал первым крупным промыш­ленным предприятием в непосредственной близости от Нижнего Новгорода. Благодаря ему город стал расти вдоль волжских берегов: до этого Нижний был преимущественно окским. На протяжении своей долгой истории завод не раз менял специализацию, но в течение долгих периодов был универсальным предприятием, работавшим сразу над несколькими направлениями. Здесь строили пароходы, паровозы, танки, трамваи, железнодорожные вагоны, мосты, башенные краны, теплоходы, подводные лодки. Сейчас завод делает танкеры и сухогрузы, а в 2019-м на воду спустили круизное судно нового поколения «Мустай Карим», первое в России такого класса с конца 1950-х годов; про эти проекты можно узнать в заводском музее.

Легенды о Нижегородском кремле

Согласно легенде, вражеские лазутчики пробрались к стенам кремля, но тут их заметила девушка, шедшая за водой с ведрами и коромыслом. Она не растерялась и убила коромыслом десяток врагов

Оставшиеся в живых лазутчики удивились и подумали, что, если в Нижнем Новгороде так отважно сражается девушка, то от воинов им несдобровать и решили лучше отступить. В честь этой девушки с коромыслом и произошло название Коромысловой башни.
По другой легенде строительство крепости началось именно с Коромысловой башни

Тогда считалось, что при закладке фундамента надо принести в жертву живое существо, которое первым здесь появится. Вскоре пришла девушка с коромыслом и ведрами, которую и замуровали в основании башни, получившей название Коромысловой.
Существует легенда, что в подземельях Нижегородского кремля хранится библиотека, привезенная из Византии супругой Ивана Грозного Софьей Палеолог. Правда, достоверных данных о существовании клада нет, но разговоры о нем не утихают уже 400 лет, а, как известно, дыма без огня не бывает.

Нижегородская радиолаборатория

Увлекательная история отечественной радиотехники

56.3295, 44.0138 Верхне-Волжская наб., 5, www.nrl.unn.ru

Экспозиция этого специализированного музея, размещенная на довольно ограниченном пространстве, сделана так, что даже бесконечно далекий от внутреннего устройства радиоприемников (а также телевизоров и мобиль­ных телефонов) человек за какой-нибудь час получает вполне внятное представление о том, как все это работает — и как связано с Нижним Новгородом.

Нижегородская радиолаборатория была создана декретом Ленина в 1918 году, когда советская республика столкнулась с необходимостью импортозамеще­ния: радиолампы были импортными, французскими, очень дорогими — и ненадежными. За пару лет до того радиотехник Михаил Бонч-Бруевич, стоявший у истоков лаборатории, уже сделал свою собственную лампу, которую прозвали «Бабушкой», но ее требовалось еще усовершенствовать, а главное — наладить производство; в Нижнем, где находилось несколько заводов с развитой металлообработкой, были все необходимые условия. Уже к следующему году задачу выполнили: началась серийная сборка радио­лампы ПР-1 — до тысячи штук в год, — но интенсивная научно-техническая работа на этом не закончилась. Именно из Нижегородской радиолаборатории была произведена в 1919 году первая в России передача по радио человеческого голоса (а не сигналов азбуки Морзе). Благодаря нижегородским приборам в 1922 году с московской Шуховской башни — Центральной радиотелефонной станции — был передан первый радиоконцерт, который положил начало регулярному вещанию. А в 1923 году Бонч-Бруевич сделал сверхмощную по тем временам (25 кВт) лампу по образцу самовара — с водяным охлаждением. В 1928 году лабораторию объединили с ленинградской в Центральную радио­лабораторию Треста заводов слабых токов. В Нижнем на ее базе была образо­вана Центральная военно-индустриальная радиолаборатория, из которой вырос завод имени Фрунзе, который до сих пор занимается, что называется, изделиями специальной тематики (хотя выпускает и гражданскую продукцию тоже).

Нижегородский Государственный Художественный Музей

Нижегородский государственный художественный музей является одним из старейших региональных музеев России. Инициаторами создания музея являются профессор Академии художеств Николай Андреевич Кошелев и исторический живописец Андрей Андреевич Карелин, которые и заложили основу его собрания. Официальное решение о создании музея было принято на заседании Нижегородской думы 14 июля 1894 года, на котором городские власти решили объединить вновь создаваемый художественный музей с уже существовавшим историческим «Петровским домиком». Уже через два года 25 июня (7 июля) 1896 года состоялось торжественное открытие музея в Дмитриевской башне кремля и ыбло приурочено к Всероссийской художественно-промышленной выставки, проходившей в Нижнем Новгороде. Объединенный музей получил название «Нижегородский Городской Художественный и Исторический музей», но в 1934 году произошло его официальное разделение на два самостоятельных учреждения. В настоящее время экспозиция музея располагается в двух зданиях, являющихся памятниками архитектуры и градостроительства федерального значения: в Доме военного губернатора (Кремль, корпус 3), построенного в 1837-1841 по проекту архитектора И.И. Шарлеманя и в Доме купца Д. В. Сироткина (Верхне-Волжская набережная, дом 3), построенного в 1913-1916 по проекту архитекторов братьев Весниных.

Первоначально коллекция музея пополнялась за счет даров Академии художеств и частных пожертвований. Она состояла из живописных полотен, подаренных Н. А. Кошелевым и А. А. Карелиным, а также известными петербургскими и московскими художниками И. Е. Репиным, К. Е. Маковским, А. П. Рябушкиным, участниками Общества исторической живописи и Императорской Академией художеств, приобретавшей произведения отечественных мастеров для провинциальных музеев. После революции 1917 года источниками поступления экспонатов стали национализированные дворянские собрания (Шереметевых, Орловых-Давыдовых, Абамелек-Лазаревых и др.), Государственный музейный фонд, Государственная закупочная комиссия. Значительное число произведений было приобретено самим музеем. Большую помощь в пополнении коллекции оказал Максим Горький, благодаря которому в коллекцию вошли картины Б.М. Кустодиева, Н.К. Рериха, М.В. Нестерова и др. На сегодняшний день музей насчитывает более 12 тысяч произведений отечественного и зарубежного искусства, среди которых памятники национального и мирового значения. Гордостью музея являются произведения русских живописцев XVIII-XIX вв., коллекция древнерусского искусства, которая включает в себя иконы XIV-XIX вв., лицевое шитье, художественное серебро, книжную миниатюру. В музее проходят не только экскурсии, но и культурно-просветительская работа — лекции, изостудии, мастер-классы и песочное шоу, игровые театрализованные программы.

Музей располагает в двух зданиях. Адрес № 1:  603082, Нижний Новгород, Кремль, корпус 3.Адрес № 2:  603005, г. Нижний Новгород, Верхневолжская набережная, 3.Телефон: (831) 439-13-73; (831) 439-15-40.Проезд: ост. «Площадь Минина и Пожарского», любой вид наземного транспорта.Режим работы: Ежедневно с 11.00 до 18.00, четверг с 12:00 до 20:00. Выходной день: вторник.Директор:  Гаврилова Мария Юрьевна.

Русский музей фотографии

Собрание снимков и аппаратов в доме, чья история связана с двумя великими мастерами отечественной фотографии

56.3345, 43.974 ул. Пискунова, 9а, fotomuseum.nnov.ru

В Нижнем Новгороде жили два выдающихся фотографа, которые сильно повлияли на становление русской фотографии в целом: Андрей Карелин и Максим Дмитриев. Карелин в 1873 году завел себе мастерскую на улице Осыпной (ныне Пискунова), где на втором этаже был устроен фотопавильон со стеклянной стеной. В 1879 году к нему на работу поступил Дмитриев, впоследствии открывший собственное дело и уехавший из города. Но в 1886 году, вернувшись в Нижний, он открыл свое ателье в помещении на Осыпной, откуда Карелин уже съехал. Поэтому логично, что именно в этом доме в 1992 году открылся Русский музей фотографии, первый фотографи­ческий музей в России.

Музей завода «Сокол»

Возможность попасть в секретный авиастроительный Горький

56.3274, 43.858 ул. Чаадаева, 1, +7 831 229 37 29; посещение только по предварительной записи

Когда Нижний Новгород назывался Горьким и был закрыт для посещения иностранцами, даже волжские круизные суда с интуристами проходили мимо города ночью и без остановки. Все потому, что кроме всем известных заводов здесь работали секретные номерные — оборон­ные. Один из таких — авиазавод № 21, который сейчас называется «Сокол» и входит в Объединенную авиастроительную корпорацию. И на его террито­рию вполне реально попасть: там работает музей, куда пускают организован­ные группы.

Усадьба Рукавишниковых

Краеведческий музей в купеческом дворце

56.3294, 44.0164 Верхне-Волжская наб., 7, ngiamz.ru

Основатель рода Рукавишниковых, Григорий Михайлович, был балахнинским купцом, торговавшим солью и железом. Когда Макарьевская ярмарка стала Нижегородской, он переехал в Нижний Новгород и продолжил наращивать капитал, став купцом 3-й гильдии. Его сын Михаил перешел уже в 1-ю гиль­дию, а в наследство оставил 30 миллионов рублей. Один из наследников, Сергей Михайлович, задумал перестроить купленную отцом усадьбу на краю тогдашнего города — так, чтобы богатство семьи приобрело видное всем воплощение. «Тысяча каменщиков будут строить его. Чертежи-планы из Москвы и из Петербурга. И будет дом — дворец. И во двор­це сто комнат. И зала в два света. И лестница — мрамор — какого нет нигде. И будет дворец тот стоить ровно миллион. Так нужно», — описывал намерения своего отца в романе «Проклятый род» Иван Рукавишников, который родился в 1877 году, как раз к окончанию строительства. На Верхне-Волжской набе­режной вырос эклектичный особняк в три этажа, украшенный лепниной и скульптурами: атланты, кариатиды, львиные головы, листвен­ные гирлянды. Внутри пышность не меньшая: парадная мраморная лестница, залы в два света, лепнина в переизбытке, расписанные плафоны и роскошные люстры. Автором проекта считается Петр Бойцов, человек, который не имел права на строительные работы, но тем не менее стал очень успешным архитек­тором. Надзор за строи­тельством вел губернский архитектор Роберт Килевейн. Отделку фасадов приписывают Михаилу Микешину, но подтверждений этому нет. Зато точно известно, что другой сын Сергея Михайловича, Митрофан, стал основателем целой династии скульпторов Рукавишниковых.

Примечания

  1. С. М. Соловьёв. История России с древнейших времен. Том 2. Глава 6. От взятия Киева войсками Боголюбского до смерти Мстислава Торопецкого (1169—1228)
  2. В. Н. Татищев. История Государства Российского
  3. Храмцовский Н. И. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. Т.I. Н.Новгород, 1857.
  4. В. А. Юрченков. Мордовский народ: вехи истории. — Саранск, 2007. — с. 93
  5. Мельников П. И. О старом и новом городах в Нижнем Новгороде // Труды IV Археологического съезда. Т.1. Казань, 1884.
  6. Добротвор Н. М. История города Горького. Краткий очерк. Горький, 1947
  7. Гусева Т. В. Городец и Нижний Новгород в свете археологических данных XII—XIII вв. // Проблемы истории и творческое наследие С. И. Архангельского. Тезисы докладов. Н.Новгород, 1997.
  8. Гациский А. С. Примечание 1 к «Нижегородскому летописцу» // Гациский А. Нижегородский летописец
  9. Н. В. Морохин. Нижегородский топонимический словарь, ст. «Нижний Новгород»
  10. Русинов Н. Д. Этимологические заметки по русской лексике // Лексика, терминология, стили. (Межвузовский научный сборник. Вып.2) Горький, 1973
  11. «…Молодии Ярославли и Василкови и Всеволожи, утаившеся, назаутрие ехаша в лес глубок, а мордва, давше им путь, а сами лесом обидоша их около, избиша их; а иных изъимаша; бежаша в тверди, тех тамо изоиша, и князем нашим не бысть кого воевати» (из полного собрания русских летописей).
  12. 1 2 Пудалов Б. М. Русские земли Среднего Поволжья
  13. Кирьянов И. А. Основатель Нижнего Новгорода князь Юрий Всеволодович (историко-биографический очерк) // Записки краеведов (Очерки, статьи, воспоминания, документы, хроника). Н.Новгород, 1991. С.185-186.
  14. Примечание из книги В. А. Кучкина (1984): Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов, М.; Л., 1950 (НПЛ), с. 469. Александр получил «Володимеръ и Поволожье». Это единственное известие о принадлежности Поволжья суздальскому князю. Ещё одно известие, приведённое А. В. Экземплярским (Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, т. 2, с. 398, примеч. 1115), оказывается мнимым. Ср.: Полное собрание русских летописей, т. 10, с. 201; НПЛ, с. 98, где новгородцы, участвовавшие в походе на Псков в 1329 году, вопреки А. В. Экземплярскому, не нижегородцы, а жители Новгорода Великого.
  15. Примечание из книги В. А. Кучкина (1984): НПЛ, с. 469.
  16. Дебольский В. Н. Духовные и договорные грамоты московских князей как историко-географический источник. СПб., 1901, ч.1, с.17; СПб., 1902, ч.2, с.7, 10-11; ч.1, с.4, примеч.1; с.7, примеч.1; ч.2, с.6, примеч.3; с.7, примеч.2; ч.1, с.5; ч.2, с.15, примеч.1 и др.
  17. Алишев С. Х. Источники и историография города Казани. — Казань: АН Татарстана, Институт истории, 2001. — С. 18.
  18. Н. М. Карамзин. История государства Российского. Том 6. Глава 7.
  19. Нижегородские губернаторы. Павел-Симон Фридрихович Унтербергер (1897—1905)
  20. 1 2 «За грехи нас господь наказывает…», lensmena.ru, 11 апреля 2013 года
  21. 1 2 3 Набатов, Григорий Васильевич Горьковская область в годы Великой Отечественной войны. unn.runnet.ru (1996). Проверено 23 декабря 2009. Архивировано из первоисточника 26 февраля 2012.
  22. 1 2 3 4 5 Власти Нижегородской области выделят 44,5 млн рублей на адресную помощь ветеранам в 2010 году. volga.rian.ru (22/ 12/ 2009). Проверено 23 декабря 2009. Архивировано из первоисточника 26 февраля 2012.
  23. Погибших подводников помянут в Нижнем Новгороде. Время Н (01.04.2010). Проверено 1 апреля 2010. Архивировано из первоисточника 26 февраля 2012.
  24. 1 2 3 4 5 6 «Полет валькирий» над Волгой. Авиамастер (2004). Проверено 21 января 2010. Архивировано из первоисточника 26 февраля 2012.
  25. коллектив авторов, редактор — А. Ф. Журавлев. История города Горького: краткий очерк. — Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1971. — С. 443. — 575 с.
  26. 1 2 В воскресенье Горьковского государственный телецентр празднует 45 лет со дня начала работы. nta-nn.ru (27.09.2002). Проверено 24 декабря 2009. Архивировано из первоисточника 26 февраля 2012.
  27. Осипов А. В. Органы государственной безопасности Горьковской области в 1953—1990 годах // Из истории Нижегородских спецслужб. — т. 2 — гл. 5
  28. «Закрытый» город | Правительство Нижегородской области
  29. С официального сайта администрации Нижнего Новгорода
  30. Tele2Life.ru Аналитика: Операторы сотовой связи Нижнего Новгорода
  31. Основная проблема Н.Новгорода — транспорт, считает К.Барановский. РИА «Время Н» (03.09.2009). Проверено 29 декабря 2009. Архивировано из первоисточника 26 февраля 2012.
  32. Кулагина, Мария Депутаты городской Думы утвердили Генеральный план Нижнего Новгорода. НИА «Нижний Новгород» (17 марта 2010 года). Проверено 18 марта 2010. Архивировано из первоисточника 26 февраля 2012.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector