Чукчи

Культура

Очень разнообразны мифология и фольклор чукчей, они имеют много общего с фольклором и мифологией палеоазиатов и американских народов. Чукчи издавна знамениты своими резными и скульптурными изображениями, выполненными на мамонтовых костях, которые поражают своей красотой и четкостью нанесения. Традиционными музыкальными инструментами народа являются бубен (ярар) и варган (хомус).

Народное устное творчество чукчей богато. Основными жанрами фольклора являются сказки, мифы, сказания, исторические предания и бытовые рассказы. Одним из главных персонажей является ворон Куркыль, есть предания о войнах с эскимосскими соседними племенами.

Хотя условия жизни чукчей были очень тяжелыми, они находили время и для праздников, в которых бубен был музыкальным инструментом. Напевы предавались из поколения в поколение.

Танцы чукчей делятся на несколько разновидностей:

  • имитационно-подражательные
  • игровые
  • импровизированные
  • обрядово-ритуальные
  • танцы-инсценировки или пантомимы
  • танцы оленных и береговых чукчей

Очень были распространены подражательные танцы, которые отображают поведение птиц и зверей:

  • журавль
  • полет журавля
  • бег оленя
  • ворон
  • танец чайки
  • лебедь
  • танец уток
  • бой быков во время гона
  • высматривание

Особое место занимали торговые пляски, которые являлись видом группового брака. Они являлись показателем укрепления прежних родственных уз или проводились в знак новой связи между семьями.

 

Кто такие чукчи, и что мы о них не знаем

Чукчи – коренной народ Чукотки, малочисленный этнос, разбросанный на довольно большой территории. Его общая численность – всего 16 тысяч человек. Около 80% всех чукчей проживает в пределах Чукотского автономного округа.

Характерные антропологические черты чукчей: горизонтальный или косой разрез глаз, кожа с бронзовым оттенком, крупные черты лица, высокий лоб, массивный нос и большие глаза.

Далее предлагаем вашему вниманию 8 интересных фактов об этом необычном народе:

  • чукчи – очень воинственный и жестокий народ;
  • представители этой народности обладают превосходным нюхом;
  • воспитание мальчиков-чукчей отличается строгостью и состоит из ряда сложнейших испытаний (так, например, с пяти лет юному чукче позволяется спать исключительно стоя);
  • чукчи абсолютно равнодушно относятся к смерти;
  • чукчи – идеальные воины, партизаны и диверсанты, они приводили в животный ужас и нагоняли страх на всех, кому приходилось с ними воевать;
  • основу рациона этого народа составляют мясо, морская капуста, ягоды, моллюски, кровь и отвары из разных трав;
  • чукчи – искусные мастера в резьбе по кости животных;
  • советская власть отчаянно и продуктивно придумывала про чукчей смешные анекдоты, главная цель «красных идеологов» была такова: превратить воинствующий и гордый народ в безобидных и потешных фольклорных персонажей.

Какова была численность армий и кто имел преимущество?

В XVIII веке численность чукотского населения составляла примерно 10 тысяч человек. При необходимости они могли собрать войско до 2000 бойцов, которое «соответствовало в процентном отношении гигантскому воинству персидского царя Ксеркса в 480 г. до н. э. или армии Наполеона в 1812 года»  А. К. Нефёдкин. Военное дело чукчей. Первая иллюстрированная энциклопедия. М., 2017. .

Что касается численности войск русской стороны, то в якутском казачьем полку, контролировавшем всю Восточную Сибирь, было всего около 1500 слу­жилых. Российские военные экспедиции против чукчей, как правило, насчитывали до 500 человек (солдат, казаков, а также местных союзников — юкагиров и коряков).

Основным преимуществом русского войска было наличие огнестрельного оружия, включая мобильную пушку. Чукчи же обычно имели в бою численный перевес, лучше знали свою местность и передвигались на оленьих нартах.

Что едят чукчи?

У каждого народа есть причудливые особенности национальной кухни. Во Франции едят блюда из лягушек, скандинавы совершенно не прочь перекусить тухлой рыбой, а жители азиатских стран любят насекомых. У жителей Чукотки тоже есть похожие особенностью. Они не особо любят соленую пищу, а привычный для нас хлеб кажется им кислым на вкус. Зато у них есть необычный деликатес, который представляет собой похлебку из наполовину переварившегося мха, извлеченного из желудка оленя. Также в их рационе питания можно найти кашу из щавеля, корни различных растений и внутренности животных. И это совершенно нормально, потому что, как мы уже выяснили, кулинарные причуды есть во всех культурах.

Кухня чукчей полна необычных блюд

Быт чукчей

Найдя подходящую территорию, где много корма для оленей, чукчи разбивают временный лагерь и обитают там до тех пор, пока не закончится еда для «питомцев». После этого они покидают насиженное место и отправляются на поиски нового пастбища.

Есть и другие представители народа, которые ведут оседлый образ жизни. Они специализируются на рыболовстве и охоте за морскими обитателями. На сегодняшний день численность нации составляет пятнадцать тысяч человек.

Основная часть проживает на российской Чукотке. Если верить древним преданиям, то чукчи относятся к избранной расе. Остальные народы Севера (эвенки, коряки) сотворены лишь в качестве «помощников».

Считается, что создателем нации стала ворона по имени Куркыль. Также аборигены Чукотки свято верят в тот факт, что к сотворению мира имеют непосредственное отношение северные животные.

Наречие удивительного народа входит в группу чукотско-камчатской языковой семьи. Ближе всего к нему корякский и алюторский языки. По типологии наречиt относится к инкорпорирующим, т.е. сочетающим в себе несколько разных языков.

В 1930 году пастух с Чукотки по имени Теневиль создал идеографическую письменность, но широкого распространения она не получила. На сегодняшний день аборигены Севера используют алфавит, созданный на основе кириллицы, но с добавлением нескольких специфичных символов. Основная часть чукотских произведений искусств, в частности книги, создается только на русском языке.

Яранга

Это жильё чукчи. «Строение» представляет собой шатер большого размера, который сверху покрыт шкурами оленей и укреплен большими булыжниками. Посредине жилища располагается кострище, которое используется для согрева и приготовления пищи. Вокруг яранги размещают многочисленные сани с хозяйственным скарбом.

В задней части чукотской «квартиры» меховыми шкурами отделяют маленькую комнатку, которая одновременно выполняет роль спальни и столовой.

Одежда

Для пошива вещей северные жители применяют пыжики (шкуры молодых оленей). Зимняя одежда чукчей состоит из двух слоев: внутренний – мехом к телу, а внешний – «опушкой» наружу.

Мужчины одеваются двойные рубахи и штаны, дополнительно натягивают чулки, сапоги и шапку-капор. У девушек вещи для зимнего периода также состоят из двух слоев. Однако в отличие от представителей сильной половины человечества, милые чукотские барышни наряжаются в меховой комбинезон. Наряд имеет широкие рукава и глубокий вырез спереди.

В летний сезон чукоты надевают свободную одежду, пошитую из замши оленя или лёгкой материи, оформленной национальным декором. Малыши тоже имеют «фирменные» вещи. Это наглухо зашитый со всех сторон комбинезон.

Ручки и ножки надежно спрятаны, а вот сзади имеется небольшой разрез. Он предназначен для того, чтобы мамочки вытаскивали грязные «пеленки» и заменяли их на чистые. Хотя мох, соединенный с шерстью оленя сложно назвать пеленкой в классическом смысле этого слова. Лучше именовать аксессуар чукотским памперсом.

Жительницы Чукотки имеют и национальную прическу – косы, декорированные бусинками и пуговицами.

Рацион северных обитателей сложно назвать полноценным. В основном они кушают в разном виде мясо китов, оленей. Также не брезгуют ливером, кровью, моллюсками, корой и ягодами.

У народа имеется национальное блюда. Правда, навряд ли кто-то захочет его пробовать, узнав, как готовится сей деликатес. Итак, рецепт чукотского блюда под названием моняло.

Оленя, которого планируют пустить на изготовление кулинарного шедевра, тщательно подкармливают мхом. Затем выжидают некоторое время, пока он начнет перевариваться. В этот момент животное убивают, распарывают брюхо и достают содержимое. Моняло готово! Его применяют для приготовления первых блюд, употребляют в свежем виде или пускают на консервы.

Пьют чукчи в основном травяные отвары. Они не прочь пропустить пару рюмашек алкогольного напитка, но им категорически запрещено спиртное. Поскольку организм жителей Севера не способен переваривать этиловый спирт.

Продолжительность жизни

Живут чукоты недолго. Те, кто обитает в естественных условиях, чаще всего погибают в сорок пять лет. Главная причина высокой смертности – алкоголь, неправильное питание и злоупотребление табачной продукцией. К этим проблемам с недавних пор добавился приём наркотических веществ.

На Чукотке очень мало долгожителей, в возрасте от семидесяти пяти лет от силы человек двести. Снижается и уровень рождаемости. Эта опасная тенденция может привести к тому, что национальность вовсе вымрет.

Русская версии происхождения чукчей

Этнографы считают, что предки чукчей проживали в южных районах Центральной и Восточной Азии. Затем они переселились на континентальную Чукотку. Ближе к I тыс. н.э. племена стали вести оседлый образ жизни. В этот период выделяется два этноса – тундровый и береговой.

Тундровые чукчи постоянно соперничали за занимаемые территории с юкагирами. Из-за этого им приходилось заходить все глубже в Чукотку. Племена длительное время вели кочевой образ жизни. Сначала люди охотились на оленей, а затем стали их приручать и разводить. Именно тундровый народ именовал себя «чаучу».

Береговые чукчи имели прозвище «рамаглыт», что означает «жители побережья». Они потеснили с насиженных мест эскимосов, заставив тех уйти или принять культуру пришельцев. Береговые племена предпочитали оседлый образ жизни. Основная их деятельность – морской промысел.

Воспитание мальчиков

Чукча учит сына стрелять из лука

С шестилетнего возраста чукчи начинали воспитывать в мальчике воина. Они приучали его к спартанской обстановке, что звучит странно, учитывая условия жизни чукчи. Они и так живут, на мой взгляд, по-спартански. Ребенок должен был научиться быстро просыпаться и мгновенно реагировать на посторонние звуки. Его учили быстро бегать, тренировать остроту зрения, стрелять из лука. Не случайно, во Второй мировой войне чукчи зарекомендовали себя как великолепные снайперы.

Чукча-снайпер

Сейчас мальчики любят играть в чукотский «футбол» с мячом из шерсти оленя, также у них популярна борьба в экстремальных условиях — на скользкой шкуре моржа или на льду.

Имена

Раньше имя чукчи состояло из прозвища, которое ребенку давали на 5 день жизни. Имя давала ребенку мать, которая могла передать это право уважаемому всеми человеку. Распространено было проводить гадание на подвешенном предмете, с помощью которого определяли имя для новорожденного. У матери брали какой-нибудь предмет и по очереди называли имена. Если при произнесении имени предмет шевелится, им и называли ребенка.

Имена у чукчей делятся на женские и мужские, отличаются иногда окончанием. Например, имя женское Тынэ-нны и имя мужское Тынэ-нкэй. Иногда чукчи, чтобы ввести злых духов в заблуждение, называли мужским именем девочку, а мальчика — женским именем. Иногда с такой же целью ребенку давали несколько имен.

Имена означают зверя, время года или суток, в которое ребенок родился, место, где он появился на свет. Распространены имена, связанные с предметами обихода или пожеланиями ребенку. Например, имя Гитиннэвыт переводится «красавица».

Чем закончилась чукотская война?

Не желая нести дальнейшие людские потери, признав россиян за сильного и равного им противника и нуждаясь в русских товарах, которые поступали нерегулярно, чукчи стали склоняться к мысли о замирении.

Итогом всей чукотской войны стало присоединение Чукотки к Российской империи. Сначала в 1778 году в Гижигинской крепости был подписан мирный договор с чукотскими тойонами, а в следующем 1779-м вышел именной указ императрицы Екатерины II, согласно которому чукчи принимались в россий­ское подданство и освобождались от уплаты ясака сроком на десять лет по причине эпидемии и оленьего падежа. Чукотским старшинам были пере­даны имперские гербы для установки на приметных местах побережья, кото­рые показывали принадлежность данной территории России. Под влия­нием тойонов, договорившихся о российском подданстве, прочие чукчи постепенно тоже стали придерживаться указанных соглашений.

После заключения мира последовало официальное разрешение торговли с чукчами, пошло активное развитие коммерческих связей, то есть экономи­чески чукчи постепенно привязывались к России. Чукчи крайне нуждались в табаке и металлических изделиях, а со своей стороны они могли предложить пушнину, моржовую кость и китовый ус. Уже с 1781 года начала функциони­ровать так называемая Чукотская ярмарка, проходившая в феврале у устья Пенжины. Основным же местом ежегодной встречи русских и чукчей стала река Ангарка — приток Большого Анюя, где с 1788 года велась торговля.

Праздники

Как и у всех народностей, у чукчей имеются национальные торжества. Для европейского человека они покажутся странными и даже диковатыми, но ведь все мы со своими причудами.

Праздник скат байдары

Его празднуют прибережные представители народа. Байдара – это вместительная лодка, в которой легко усядется тридцать человек. Остов изделия выполнен из дерева и китовых ребер. Затем его обтягивают тюленей кожей. Лодка – незаменимая вещь в быту для чукчей. Ее отсутствие означает недостаток провианта в семье.

По этой причине к байдаре относятся с особым уважением и почетом. Перед стартом охотничьего сезона мужское население подготавливает оружие, а женское варит блюдо на основе оленьего жира. Затем шаман проводит специальный ритуал, лодку относят на берег.

После этого морских духов кормят блюдом, которое приготовили девушки. Обряд полностью повторяют на следующий день и после этого открывается сезон охоты.

Праздник кита

Его отмечают чукчи, проживающие на побережье, для которых морские жители – это не только еда, но и цель во время охоты. Суть празднества – вымолить прощение у Хозяина морей за убийство китов, тюленей. Ритуал проводят в конце летнего сезона.

Накануне убивают кита и притаскивают его к берегу, где собираются все жители поселения. Охотники срезают с гиганта полоски кожи и раздают мальчишкам. Затем снимают мясо, а кости вновь опускают в морские глубины. Существовало поверье, что подобные действия помогут животному воскреснуть.

Праздник оленя

Его отмечают чукчи, специализирующиеся на разведении этого животного. Второе название мероприятия – «праздник сброшенных рогов». Он проходит его в мае, когда рождаются молодые оленята. После родов самки сбрасывают рога, а люди их подбирают.

Культурная история

Ламинарные доспехи из закаленной кожи с наплечниками подкреплены деревом, носили чукчу и сибирский юпик люди

Примерное распределение чукотских родов в конце XIX века.

Большинство чукчей проживает в Чукотском автономном округе , но некоторые также проживают в соседней Республике Саха на западе, Магаданской области на юго-западе и Корякском автономном округе на юге. Некоторые чукчи проживают также в других частях России, а также в Европе и Северной Америке . Общее количество чукчей в мире немногим превышает 16 тысяч.

Чукчи традиционно делятся на приморских чукчей , которые селились дома на побережье и жили в основном за счет охоты на морских млекопитающих , и оленеводческих чукчей , которые жили кочевниками во внутренней тундре , сезонно мигрируя со своими стадами северных оленей . Русское название «чукчи» происходит от чукотского слова Chauchu («богатый оленями»), которое использовалось «оленеводческими чукчами» для отличия от «приморских чукчей», называемых анкаллит («морские люди»). Их имя для представителя чукотской этнической группы в целом — Луораветлан (буквально «настоящий человек»).

В чукотской религии каждому объекту, как одушевленному, так и неодушевленному, приписан дух. Этот дух может быть как вредным, так и доброжелательным. Некоторые чукотские мифы раскрывают дуалистическую космологию .

После распада Советского Союза совхозы были реорганизованы и номинально приватизированы. Этот процесс был в конечном итоге разрушительным для сельской экономики Чукотки. Регион до сих пор полностью не восстановился. Многие сельские чукчи, как и русские в селах Чукотки, выжили в последние годы только благодаря прямой гуманитарной помощи. Некоторые чукчи получили высшее образование, став поэтами, писателями, политиками, учителями и врачами.

В новый век с новой надеждой?

XXI век открыл перед народом новые перспективы, хотя в капитализм они так и не вписались.

По данным переписи 2010 года на Чукотке живет 50 526 человек, среди которых – 12 772 чукчи. Из них русский язык знают 12 709 человек, 7 670 – говорят на родном языке, а 63 человека разговаривают только по-чукотски. Всего в России проживают 15 908 чукч

Сами чукчи считают, что несмотря на трудности, чукотская культура переживает возрождение.

Группа ученых, опросивших чукч Нижнеколымского района в 2013 году, выяснила, что 72% чукч интересуются историей своего народа, 68% считают, что должны всегда защищать его интересы, 78% воспитывают в детях гордость за национальность, а 33% хотели бы жить на землях своих предков, – эти данные приведены в статье «Особенности этнической идентичности чукчей, проживающих в Нижеколымском районе» группы авторов.

А исследователь Соколова отмечает, что в XXI веке 42% чукч читают СМИ на чукотском, 41% любит слушать родную музыку, а 37% интересуются прикладными народными промыслами. 30% чукч не реже одного раза в неделю читают художественную литературу.

Многое для чукотского народа делают местные предприятия, среди которых канадская компания Kinross, осваивающая золотые месторождения «Купол» и «Двойное», рудник «Валунистый», принадлежащий Millhouse Group Романа Абрамовича и другие золотодобывающие компании.

Тем не менее, очень немногие чукчи продолжают заниматься народными промыслами – по данным Правительства Чукотского АО за 2011—2015 гг. в округе было всего 800 оленеводов, месячная зарплата которых составляла около 25 тыс. рублей. За эти годы Россия выделила на поддержание оленеводов Чукотки 2,5 млрд рублей. В этот же период времени было зарегистрировано всего 300 чукчей, занимающихся морским промыслом; их доход оставлял в среднем 22,5 тыс. рублей. За пять лет государство выделило на субсидирование промысла почти 400 млн рублей.

Подавляющее большинство чукотского народа сейчас живет в поселках и городах и занимается тем, чем занимаются и другие народы Чукотки – работает на предприятиях и рудниках, в больницах, школах, средствах массовой информации, занимается наукой, литературой, а некоторые даже ездят на гастроли с танцевальными коллективами, рассказывая о своей уникальной культуре.

Имена

Раньше имя чукчи состояло из прозвища, которое ребенку давали на 5 день жизни. Имя давала ребенку мать, которая могла передать это право уважаемому всеми человеку. Распространено было проводить гадание на подвешенном предмете, с помощью которого определяли имя для новорожденного. У матери брали какой-нибудь предмет и по очереди называли имена. Если при произнесении имени предмет шевелится, им и называли ребенка.

Имена у чукчей делятся на женские и мужские, отличаются иногда окончанием. Например, имя женское Тынэ-нны и имя мужское Тынэ-нкэй. Иногда чукчи, чтобы ввести злых духов в заблуждение, называли мужским именем девочку, а мальчика — женским именем. Иногда с такой же целью ребенку давали несколько имен.

Имена означают зверя, время года или суток, в которое ребенок родился, место, где он появился на свет. Распространены имена, связанные с предметами обихода или пожеланиями ребенку. Например, имя Гитиннэвыт переводится «красавица».

 

Праздники у чукчей

Праздник скат байдары

Строительство байдары

Это праздник прибрежных чукчей.

Байдара — большая лодка, вмещающая три десятка человек. Остов ее делают из дерева и ребер кита; потом его обтягивают шкурами тюленей или моржей.

Для чукчей байдара — вещь незаменимая. Нет байдары — мало еды в семье. Поэтому в каждой семье к этой лодке относились с почетом, по крайней мере раньше. Возможно, сейчас чукчи, прикоснувшись к цивилизации, не столь трепетно к ней относятся.

Итак, перед началом охотничьего сезона на морских животных мужчины готовят охотничье снаряжение, а женщины варят специальное блюдо из оленьего жира.

После этого шаманы проводят ритуал камлания.

Затем байдару несут на берег, где хозяева «кормят» приготовленным женщинами блюдом морских духов. На следующий день обряд повторяется, после чего можно начинать охотиться.

Праздник кита

Праздник кита у чукчей

Его проводят чукчи, живущие на побережье, основной промысел которых — охота на морских животных. Цель его — попросить прощения у Повелителя морей за убитых охотниками китов, моржей и тюленей. Проходит он в конце лета. Накануне охотники убивают кита и доставляют его к берегу, где их прибытия ждут все жители поселения. Животное вытаскивают на берег, охотники срезают с него полоски кожи, которые раздают мальчикам — будущим охотникам. Затем с кита срезается все мясо, а скелет вновь опускается в море. Считается, что это позволит киту воскреснуть.

Праздник оленя

Его празднуют «сухопутные» чукчи, разводящие оленей.

У праздника есть и другое название — «праздник сброшенных оленьих рогов». Проводится он в мае, когда на свет появляются оленята. Самки, родив теленка, сбрасывают рога, а люди их собирают. На большую поляну сгоняются олени. В центре ее женщины трением разжигают огонь. Вокруг этого костра раскладываются рога, молодежь начинает бить в бубен и танцевать. Также проводятся различные состязания. 

Во время праздника убивают несколько оленей — они будут пищей для стариков, женщин и детей, которые останутся в поселении, когда мужчины уйдут пасти оленей на дальние пастбища.

Чукчи в наши дни

Сегодня чукчи в основном проживают в Чукотском автономном округе, Якутии и Камчатском крае. Их численность не превышает 16 тыс. человек. К сожалению, среди них очень мало долгожителей. Людей старше 75 лет не более 200. Хотя традиционно у чукчей многодетные семьи, в последние годы рождаемость падает. Вымиранию народа способствует плохое питание, злоупотребление алкоголем, наркотиками.

Чукчи не спешат впускать в свои жилища блага цивилизации, предпочитая жить так, как и их предки. Но все же отдельные представители северного народа сумели проявить свои таланты. Известный исследователь Николай Дауркин был чукчей. Русское имя он получил при крещении. Именно Дауркин составил карту Чукотки, первым из русских подданных высадился на Аляске. За вклад в развитие науки Николай получил дворянский титул.

Еще один выходец из Чукотки – Петр Иненликей, кандидат филологических наук. Этот человек также очень много сделал для науки. Иненликей изучал культуру северных народов, исследовал лингвистику языков северных народностей Аляски, России, Канады. Ученый написал много книг.

Выбери ответ

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География

Классы

  • 11 класс
  • 10 класс
  • 9 класс
  • 8 класс
  • 7 класс
  • 6 класс
  • 5 класс
  • 4 класс
  • 3 класс
  • 2 класс
  • 1 класс

Новейшая история

  • История современной России. Самое главное
  • Внешняя политика РФ в 2000-х годах
  • Дефолт 1998 года. Как это было?
  • Все об отставке Ельцина в 1999 году
  • Развитие современной культуры в России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Происхождение народа

Антропологи выделяют чукчей и ряд соседних народностей (ительменов, эскимосов, алеутов) в отдельную арктическую расу. Несмотря на то, что некоторые приморские чукчи живут в тесном соседстве с эскимосами, общих черт у них значительно больше с коряками или ительменами.

Однако изучение каждого из этих народов показало заметные различия между арктическими и континентальными представителями монголоидной расы. Именно поэтому чукчей и их соседей можно смело отделять от прочих племён.

Сами чукчи не всегда называют себя этим привычным словом. Их самоназвание — оравэтԓьат, что переводится как “люди”. Однако русские землепроходцы прошлых веков, услышав слово “чаучу”, назвали им весь народ.

Оно же в переводе с местного языка значит “богатый оленями”. На мой взгляд, это тоже вполне красноречиво описывает чукчей. Правда, охотники побережья называют себя иначе — анкальын (от “анкы” — “море”).

Чукчи-женщины и их дети

Как этнографы изучали чукчей

Чукчи (самоназвание «луораветлан» — «настоящие люди») – один из коренных народов крайнего северо-востока Азии.

Вопреки представлениям, сформированным известными анекдотами, чукчи – народ воинственный, гордый и жесткий, привыкший выживать в невероятно сложных условиях крайнего Севера. Этнографическое изучение чукчей представляет огромный интерес еще и потому, что быт и уклад жизни этого народа, по всей видимости, очень похожи на уклад наших далеких палеолитических предков в ледниковом периоде.

Первый фундаментальный труд о чукчах создал в конце XIX века русский этнограф В.Г. Богораз. Огромный вклад в изучение языка, истории и культуры этого народа внесла Северо-Тихоокеанская экспедиция, работавшая в этом регионе на средства американского мецената Джесупа на рубеже веков. Была проделана колоссальная работа по комплексному изучению народов, живущих по обеим сторонам Берингова пролива. Азиатскую часть исследований провели Богораз и его коллега В. Иохельсон.

Впоследствии этнической историей чукчей занимались советские ученые Г.М. Левин, И.С. Вдовин и другие.

Беременность и роды

Беременные женщины не должны были отдыхать. Они наравне с другими женщинами занимались бытом и, кроме того, заготавливали мох. Зачем? Во-первых, он был нужен во время родов — его стелили в той части яранги, где они проходили. Во-вторых, мох использовался при уходе за малышом в качестве «натурального памперса».

Во время родов чукотским женщинам ни в коем случае нельзя было помогать. Чукчи верили, что все в руках Всевышнего божества — он знает все души умерших и решает, какую из них послать в лоно женщины для воскресения.

Роженица не должна кричать, чтобы не привлечь злых духов. Когда ребенок появлялся на свет, новоявленная мать сама должна была проделать все остальные манипуляции. Например, она перевязывала пуповину нитью, сплетенной из сухожилия животного и своих волос, а потом отрезала ее.

Если женщина долгое время не могла родить и было понятно, что без посторонней помощи не обойтись, то ей все же оказывали помощь — это должна была сделать родственница. Но после этого к роженице и ее супругу начинали относиться с презрением. Получается, лучше умереть, чем получить помощь.

Рожденного малыша протирали куском шкуры, смоченной в моче матери, надевали на левые ручку и ножку браслеты-обереги и наряжали в меховой комбинезончик.

Десять дней после родов женщина не ела мясо и рыбу, разрешался лишь мясной бульон.

Раньше женщины-чукчи кормили детей грудным молоком до четырех лет. Если по каким-то причинам это было невозможно, ребенка поили тюленьим жиром; давали ему «соску», сделанную из кусочка кишки морского зайца и набитую мелко порезанным мясом; а в некоторых поселениях младенца вскармливали собаки.

Рельеф и полезные ископаемые Чукотки

Большая часть Чукотского полуострова занята невысоким одноименным нагорьем со средними абсолютными высотами 600-1000 метров. Его поверхность сильно расчленена и представлена отдельными вершинами и одинокими возвышенностями. Чукотское нагорье выступает в роли главного водораздела полуострова. Одна часть рек с него стекает в Чукотское море, а другая – в Берингово.

Высочайшая точка Чукотского полуострова находится близ бухты Провидения. Это гора Исходная (1194 метра). Край нагорья здесь круто обрывается к океану, образуя череду крутых скалистых уступов.

Недра Чукотки достаточно богаты полезными ископаемыми. Здесь разведаны месторождения рассыпного золота, ртути, олова, полиметаллических руд, угля. Огромны запасы строительного сырья на полуострове: известняка, песка, гравия и мрамора.

Внешность чукчей

Тип чукчи смешанный, в общем монголоидный, но с некоторыми отличиями. Глаза с косым разрезом встречаются реже, чем с разрезом горизонтальным; ширина скул меньше, чем у тунгусов и якутов, и чаще, чем у последних; встречаются индивиды с густой растительностью на лице и с волнистыми, почти курчавыми волосами на голове; цвет лица с бронзовым оттенком.

Среди женщин чаще встречается тип монгольский, с широкими скулами, расплывшимся носом и вывороченными ноздрями. Смешанность типа (азиатско-американского) подтверждается некоторыми преданиями, мифами и различиями в особенностях быта оленных и приморских чукчей.

Зимняя одежда чукчей — обычного полярного типа. Она шьется из меха пыжиков (подросшего осеннего теленка) и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи (нижней мехом к телу и верхней мехом наружу), таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки в виде женского капора. Совершенно своеобразна женская одежда, тоже двойная, состоящая из цельно сшитых штанов вместе с низко вырезанным корсажем, стягивающимся в талии, с разрезом на груди и крайне широкими рукавами, благодаря которым чукчи во время работы легко высвобождают руки.

Летней верхней одеждой служат балахоны из оленьей замши или из пестрых покупных материй, а также камлейки из тонкошерстной шкуры оленя с разными обрядовыми нашивками. Большая часть украшений чукчей — подвески, повязки, ожерелья (в виде ремешков с бусами и фигурками) — имеют религиозное значение, но есть и настоящие украшения в виде металлических браслетов, сережек.

Оригинальный узор на одеждах приморских чукчей— эскимосского происхождения; от чукчей он перешел ко многим полярным народам Азии. Убор волос различен у мужчин и у женщин. Последние заплетают две косы по обеим сторонам головы, украшая их бусами и пуговицами, выпуская иногда передние пряди на лоб (замужние женщины). Мужчины выстригают волосы очень гладко, оставляя спереди широкую бахрому и на темени два пучка волос в виде звериных ушей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector