Какая вера исповедания у казахов. какая вера и религия в казахстане

Введение

Казахстан, согласно конституции является светским государством

Наиболее распространёнными религиями в Казахстане являются ислам и христианство. Также присутствуют иудаизм и буддизм.

В Республике Казахстан установлены специальные выходные дни связаные с основными конфессиями страны: 10 зуль-хидж (10 зуль-хидж по календарю Хиджры сдвигается ежегодно на 10—11 дней назад, в 2010 году приходился на 16 ноября, в 2011 году будет приходиться на 7 ноября) − Курбан-айт и 7 января − Православное Рождество.

В 2009 году (впервые после переписи 1897 года) была проведена перепись, в ходе которой респондентам задавался вопрос об отношении к религии. Результаты переписи показали, что подавляющее большинство жителей Казахстана отнесло себя к той или иной религии (ок. 97 % населения), лишь 3 % опрашиваемых заявили о том, что являются неверующими, либо отказались дать ответ на задаваемый вопрос.

Религиозная принадлежность населения Казахстана(предварительные результаты переписи 2009 г.)
Ответы респондентов
об отношении к религии
Абсолютная
численность
тыс. чел.
Доля
в населении
%
мусульмане 11 237,9 70,19
христиане 4 190,1 26,17
иудаисты 5,3 0,03
буддисты 14,6 0,09
другие религии 30,1 0,19
неверующие 450,5 2,81
не дали ответа 81,0 0,51
Всего 16 009,6 100,00
Религиозная принадлежность этносов Казахстана(предварительные результаты переписи 2009 г.)
Этническая
группа
Ислам Христианство Иудаизм Буддизм Другое Неверующие Отказались
дать ответ
Всего
Казахи 9928705 39172 1929 749 1612 98511 26085 10096763
Русские 54277 3476748 1452 730 1011 230935 28611 3793764
Узбеки 452668 1794 34 28 78 1673 722 456997
Украинцы 3134 302199 108 49 74 24329 3138 333031
Уйгуры 221007 1142 34 33 63 1377 1057 224713
Татары 162496 20913 47 58 123 16569 4023 204229
Немцы 2827 145556 89 66 192 24905 4774 178409
Корейцы 5256 49543 211 11446 138 28615 5176 100385
Турки 96172 290 7 6 20 321 199 97015
Азербайджанцы 80864 2139 16 16 24 1586 647 85292
Белорусы 526 59936 25 9 20 5198 762 66476
Дунгане 51388 191 4 15 19 179 148 51944
Курды 37667 203 11 6 9 285 144 38325
Таджики 35473 331 2 6 30 307 128 36277
Поляки 235 30675 14 4 45 2486 598 34057
Чеченцы 29448 940 6 3 16 653 365 31431
Киргизы 22500 206 6 6 4 352 200 23274
Другие
национальности
54533 82254 1286 1433 210 13266 4233 157215
Всего: 11239176 4214232 5281 14663 3688 451547 81010 16009597

За годы независимости произошёл настоящий ренессанс религии в Казахстане. За 18 лет численность религиозных объединений возросла в 6 раз, от 671 в 1991 году до свыше 4200 в 2009 году. В настоящее время действуют почти 3200 мечетей, церквей, молитвенных домов.

Согласно International Religious Freedom Report 2010 в Казахстане имеются следующие религиозные организации:

  • Ислам: 2369 официально зарегистрированных мечетей, подавляющая часть которых объединена в Духовное управление мусульман Казахстана, по данным источника только ок. 70 мечетей находятся вне юрисдикции ДУМК
  • Православие: 299 официально зарегистрированных русских православных храмов.
  • Католицизм: 83 официально зарегистрированных римско-католических прихода и связанных с ними организаций, 5 официально зарегистрированных греко-католических приходов.
  • Протестантизм: официально зарегистрировано 1267 организаций, которые располагают 543 культовыми сооруженями. В Казахстане 2 группы баптистов: Союз Христиан-Евангелистов и Баптистов (Союз баптистов) с приблизительно 10 тыс. последователей и 227 зарегистрированными религиозными группами, а также Совет церквей христиан-евангелистов и баптистов (Совет церквей) с приблизительно 1 тыс. последователей. Совет церквей отвергает процедуру официальной регистрации по принципиальным соображениям. Другие официально зарегистрированные протестантские религиозные группы с заметным числом последователей это пресвитериане, лютеране и пятидесятники, а также свидетели Иеговы и адвентисты седьмого дня; имеются также небольшие общины методистов, меннонитов, и мормонов.
  • Иудаизм: имеется 5 синагог в Алма-Ате, Астане, Усть-Каменогорске, Костанае и Павлодаре.
  • Имеется 43 религиозные группы других конфессий, в том числе 4 буддистских, 12 отделений Общества Сознания Кришны, Церковь сайентологии, бахаисты, ученых-христиан и Церковь Объединения.

История.

На территорию Средней Азии и Казахстана Ислам начинает проникать во второй половине VII века, в период правления первого омейядского халифа Муавии Ибн-Суфьяна. Процесс установления Ислама на территории современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов. Первоначально Ислам утвердился среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарье в конце Х века. Например, Ислам был уже в Империи Караханидов в конце X века. В настоящее время основная масса казахского населения считает себя мусульманами и соблюдает в той или иной мере требования Ислама. В настоящее время в Казахстане функционирует 2700 мечетей, в советский же период их было всего 63. Количество верующих сейчас возросло, в том числе и мусульман.

По мере расширения монгольского ханства распространение Ислама замедлилось, так как традиционной религией тюрков было тенгрианство. Но Ислам продолжал распространяться в последующие столетия. Так Ислам принял хан Золотой Орды Берке (1255—1266) и Хан Узбек (хан Озбек) 1312—1340). В тот период среди тюрков было сильно влияние суфийского духовенства. Огромный вклад в пропаганду Ислама среди казахов внёс основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави, умерший в 1166 году в городе Туркестан.

Цивилизующее воздействие Ислама в средние века испытали многие регионы мира, в том числе и христианская Европа, Индия, Персия. В этом отношении не были исключением и тюркские земли. Приобщение к мусульманской культуре дало мощный толчок развитию науки и культуры в Казахстане.

Во многом это обусловлено всеохватностью, тотальностью, присущей именно Исламу. В эпоху средневековья «не было границ между Ираном, Афганистаном, Узбекистаном, Казахстаном. Все эти «страны», фетишизация государственных границ возникли позже. Казахстан представлял собой провинцию Ислама. Связи со странами и народами Центральной Азии, Ближнего Востока были довольно интенсивными. Международная торговля, дипломатия, военные предприятия, практика хаджа, путешествия в поисках знаний служили факторами духовно-культурного единения Казахстана с другими частями исламкого мира.

Обращение в Ислам кочевой знати не означало, что мусульманское вероучение было прочно усвоено всеми слоями общества. Простой народ долго сохранял религиозные верования своих предков.

Однако позиции Ислама из года в год становились всё более прочными. Постепенно увеличивалось число мечетей. Их построению содействовали частные лица, отчасти и правительство, поддерживающее Ислам в казахских степях.

С именем султана Арын-газы, избранного ханом в 1815 г., связано усиленное внедрение мусульманского права в жизнь казахов. Арын-газы счёл нужным опираться в управлении народом не на обычаи предков, а на Шариат.

Заметным явлением в прошлом веке было продвижение татар в казахские степи с целью стать муллами. Обычно муллы-татары женились на казашках, а потому становились в степи своими людьми

Предосторожности оренбургских властей (в 1832 г. Оренбургская пограничная комиссия запретила браки казахов с татарами и башкирами) вряд ли создали эффективную преграду этому процессу. При всей примитивности обучения их деятельность приносила ощутимые плоды — грамотность среди казахов росла

Появилась традиция записывать стихи и песни и распространять их в списках. Книги на казахском и татарском языках находили среди казахов всё более широкий спрос. Вместе с внедрением грамоты шло и утверждение Ислама

При всей примитивности обучения их деятельность приносила ощутимые плоды — грамотность среди казахов росла. Появилась традиция записывать стихи и песни и распространять их в списках. Книги на казахском и татарском языках находили среди казахов всё более широкий спрос. Вместе с внедрением грамоты шло и утверждение Ислама.

История

На казахскую землю татары переселились в начале 17 века.

Татары относятся к тюркскому этносу. После распада Золотой Орды татары заняли территорию Среднего Поволжья. Казанское (или Булгарское) ханство многократно подвергалось религиозным притеснениям со стороны Русского царства, и татары были вынуждены бежать в Западную Сибирь и Северный Казахстан. Близость родства, гостеприимность казахов и единая вера привлекли татар в эти земли.

Дальнейшие волны иммиграции татар в Казахстан связаны с политикой России.

Вклад татар в жизнь Казахстана

Татары занимались мелкими ремеслами, торговли хлебом, кожей, мехами, текстилем и восточными пряностями.

Татары построили мечети, школы, медресе.

Для поддержания своей общины татары создали культурные центры, клубы, товарищества. Издавали газеты, книги в Семипалатинске, Уральске, Петропавловске. Работали в промышленности, рудниковых шахтах Караганды, Усть-Каменогорска, осваивали целину, строили совхозы в степях.

Искусство театра в Казахстане появилось с приходом татар.

Богатые татары занимались благотворительностью, самым известным благодетелем была династия Мусиных.

В Казахстане уживается более десятка этносов, но их взаимоотношения не выливаются в серьезные конфликты.

Какая вера и религия в Казахстане?

Прочитав статью, вы узнаете весь религиозный спектр Казахстана, за 15-19 минут. Благодаря своеобразному пути развития и формирования государства Казахстан сегодня имеет многонациональный состав населения, который формировался путем переселения людей из других регионов. Какая вера и официальная религия у казахов в Казахстане сегодня? Есть ли в стране православные церкви? Распространён ли шаманизм в стране? Предлагаем узнать ответы на эти и другие вопросы, окунувшись в тысячелетнюю историю казахского народа.

  1. Религиозная принадлежность населения Казахстана Какая основная религия преобладает в Казахстане?
  2. Казахстан религия в процентах?

История казахского народа

  1. История культуры и происхождение казахского народа Происхождение – история этногенеза казахского народа

Средневековая история кратко
Казахское ханство
Казахи в составе Российской империи
Казахи при Советском Союзе
Современная история Казахстана
Традиции и обычаи Казахстана

  1. Кара шанырак – особенная традиция

Национальная одежда
Главный праздник — Наурыз
Национальный состав населения государства — статистика
Верования казахов – история религии

  1. Какую религию исповедуют в Казахстане казахи?

История проникновения ислама
Когда казахи стали мусульманами?
Роль религии в жизни казахов
Известные представители народа
Свобода вероисповедания

  1. Государственная религия Казахстана

Основные религии и религиозные конфессии Казахстана

  1. Ислам в Казахстане – основная религия Сунниты

Особенности ислама в Казахстане
Мусульманские школы
Публичное проявление веры
Особая одежда для женщин
Ханафитский мазхаб в Казахстане
Появление и распространение ислама на территории Казахстана
Христианство в Казахстане

  1. История появления

Православие
Католики в Казахстане Появление католицизма
Католическая церковь Казахстана
Протестантизм — история протестантской религии в Казахстане
Буддизм
Иудаизм
Древние религии Казахстана

  1. Тенгрианство – древнейшая религия у казахов

Шаманизм
Другие вероисповедания

  1. Атеизм

Секты и нетрадиционные религии
Экстремизм
Религия в современном Казахстане сегодня

  1. Современное состояние религии в Казахстане

Отношение к религии парламентских партий Казахстана
Мечеть Хазрет Султан в Астане
Съезды мировых религий в Казахстане
Видео о вере казахов

Другие вероисповедания

6.1 Атеизм

На сегодняшний день около 5% населения Казахстана открыто заявляет о своём атеизме. Иногда случаются социальные конфликты на этой почве, а также встречаются случаи дискриминации атеизма в СМИ.

6.2 Секты и нетрадиционные религии

В современном Казахстане имеются следующие отколовшиеся от традиционной религии оппозиционные общины:

  • Ваххабизм, Исмаилиты, Джадиды — от ислама;
  • Мормоны, Свидетели Иеговы, Молоканы — от христианства;
  • Брахна Кумарис, Сознание Кришны — от буддизма.

6.3 Экстремизм

Проявления религиозного экстремизма в стране были связаны с деятельностью членов радикальной организации «Хизб-ут-Тахрир», деятельность которой запрещена с 2005 года. Своё идейное начало казахстанские экстремисты берут с исламистского направления «такфиризм».

Христианство

История христианства Казахстана

В VI веке в Средней Азии возникла новая кочевая империя. Новые завоеватели — тюрки, вышедшие из Алтая, в короткое время подчинили себе все народы от Великого океана до Чёрного моря. Образование тюркского каганата привело к восстановлению торговых путей, связывавших Иран с Центральной и Средней Азией и Дальним Востоком. С оживлением торговли происходит усиление миссионерской деятельности несторианской церкви.

После смерти тюркского хана Тобо (581 г.) империя тюрков распалась на два государства — восточное и западное. Центром последнего, как и большинства последующих кочевых государств в западной части Средней Азии, была прежняя земля усуней, то есть Семиречье. Наиболее распространённой религией среди тюрков являлось, вероятно, христианство манихейского толка. Но поскольку к тому времени в этих пределах благодаря согдийцам уже довольно широко распространилось христианство, последующие годы оно было воспринято и тюркскими племенами Средней Азии. По свидетельству писателя Феофана у восточно-тюркских пленных, захваченных византийцами в 561 году и отправленных Нарзесом к императору Маврикию, были заметны на лице чёрные точки, расположенные крестом. Пленники объяснили, что во время заболеваний от чумы соплеменники христиане научили их изображать крест на лбу во избежание болезни. Подобное свидетельство встречаем у писателя Феофилакта Симокатты, который отмечает, что в 591 году, когда был разбит отложившийся от Хосрова II военачальник Бахрам Чубин, в плен взяты воевавшие на его стороне тюрки — войско его союзника, тюркского правителя Бухары. Многие из них так же имели на лбу знак креста.

Другое направление христианства — несторианство, получило признание среди найманов, переселившихся в конце XII-нач. XIII вв. из Центральной Азии в Восточный Казахстан и в Семиречье.

В настоящее время христиане являются второй по численности верующих религиозной группой Казахстана (св. 26 % населения).

Православие

Казахстан является канонической территорией Русской православной церкви Московского Патриархата. Он разделён первоначально на три епархии: Астанайскую и Алматинскую , Чимкентскую и Акмолинскую , Уральскую и Гурьевскую , позднее добавились ещё три: Карагандинская и Шахтинская , Костанайская и Петропавловская , Павлодарская и Усть-Каменогорская . Казахстанский митрополичий округ был образован 7 мая 2003 году решением Священного Синода.

На территории Казахстана существует 9 монастырей (из них 8 в Астанайской и Алматинской епархии и 1 в Уральской и Гурьевской), 230 приходов (из них 112 в Астанайской и Алматинской епархии, 40 в Уральской и Гурьевской, 78 в Чимкентской и Акмолинской, всё по старому разделению до 2011 года), более 300 священнослужителей.

Католицизм

В советское время Казахстан был местом заключения и ссылки многих репрессированных (этнических немцев , западных украинцев , поляков и др.), среди которых была значительная доля католиков. После освобождения многие из них оставались в республике. В подпольных или полуподпольных условиях в Казахстане служили священномученик блаж . о. Алексей Зарицкий , еп. Александр Хира , о. Владислав Буковинский , о. Алоизий Кашуба OFMCap и др. В казахстанских лагерях погибли блаж . епископ Никита Будка и многие другие.

Важным для католичества Казахстана явился официальный визит в Казахстан 22-25 сентября 2001 года папы римского Иоанна Павла II . Папа встретился с президентом страны Н. А. Назарбаевым и другими официальными лицами, а также с народом во время мессы на площади Матери-Родины в Астане ; с молодёжью в Евразийском университете и с представителями науки и культуры в Конгресс Холле. Президент сделал следующее заявление:

Папа римский в ходе встречи имел беседу с духовенством Казахстана, епископами, священниками, монашествующими и верующими. Папа посетил Казахстан в критический момент событий мирового масштаба (теракт в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г.), и в ходе визита он призывал верующих мусульман и христиан к тому, чтобы они вместе строили цивилизацию любви, а не насилия.

Папа говорил, что видит в Казахстане великую семью разных народов. Папа говорил о том, что тронут гостеприимством на всех уровнях.

Русские

История

Переселение русских на Казахскую землю на протяжении четырех веков связано с политикой России. Служивые казаки строили крепости с гарнизоном у северных границ степи для охраны сибирской территории, постепенно заселяя земли Казахского ханства еще в 16 веке. Кроме казаков, здесь обосновались русские, бежавшие от крепостничества или религиозного гнета.

В 18 веке Российская империя стала протекторатом Младшего и Среднего жузов, часть казахских земель перешла во владение русским помещикам.

В 19 веке началась массовая миграция из Пермской, Тамбовской, Саратовской, Самарской, Оренбургской и других ближайших губерний. Со времен Екатерины II политика России была направлена на контроль казахской территории и использование ее недр. Переселение крестьян должно было помочь кочевникам освоить земледелие и осесть в поселениях.

В казахские земли ссылали арестантов для работы в шахтах.

После образования СССР доля русского населения в Казахской республике составляла 30 %. «Раскулаченные» семьи переезжали в Казахстан после северных ссылок. Плановые переселения 40-х годов в промышленные регионы привели сюда десятки тысяч людей. Переселенческий бум в 50-х годах прошел по программе освоения целинных земель. На этом история масштабной иммиграции русских заканчивается и начинается отток.

После распада СССР из Казахстана выехало более 1 млн русских. Причинами отъезда стала безработица, высокая инфляция, усиление влияния и привилегированности казахского народа во власти, желание вернуться на родину.

Вклад русских в жизнь Казахстана

В 16 веке Казахское ханство для русских представляло собой «степь да степь кругом». Территория не застраивалась поселениями. Ситуация изменилась с приходом русских.

Казаки, отправленные в регион для охраны границ, построили город Яицк в 1584 году, сейчас это часть Уральска. Затем была заложена крепость Гурьев в 1640 г. Строительный бум начался в 18 веке с возведения цепи крепостей от Алтая до Каспийского моря.

В конце 19 века появились русскоязычные школы.

Во времена СССР русские переселенцы строили новые города, железные дороги, заводы, рудники.

В период освоения целины были подняты поля зерновых, которые стали приоритетом сельского хозяйства Казахстана.

Космодром Байконур, судостроительный завод, академия наук, профессиональные театры, ВУЗы, система здравоохранения, мечети и соборы – русские помогли казахам изменить жизнь.

Жизнь русских в Казахстане

Русские занимают северную, центральную и восточную территорию Казахстана.

90% населения Казахстана знает русский язык, но при этом русские не стремятся изучить казахский. Образование в школах и ВУЗах преподают на двух языках. В Казахстане присутствуют русские общественные объединения и казачьи организации, театры, газеты, вещание ТВ и радио.

История религии [ править ]

Церковь Востока и ее наибольшая протяженность в средние века.

В стране исторически проживали самые разные этнические группы с разными религиями. Нетерпимость к другим обществам стала проблемой казахской культуры. Создание независимой республики после распада СССР привело к большим изменениям во всех аспектах жизни людей. Религиозность населения, как неотъемлемая часть любой культурной идентичности, также претерпела динамические трансформации.

Баптистские церкви часто подвергаются набегам. Это связано с тем, что члены церкви собираются без регистрации, что является требованием страны. Любой, кто не зарегистрируется, рискует подвергнуться рейду со стороны полиции. Однако жестоко обращаются не только с нарушителями закона.

2 мая 2017 года суд в столице Казахстана Астане приговорил 61-летнего мужа и отца троих сыновей к пяти годам тюремного заключения за мирное библейское просвещение. Теймур Ахмедов — член Свидетелей Иеговы. Суд назвал его усилия по проповедованию и обучению «разжиганием религиозной розни» и «отстаиванием превосходства». Кроме того, судья наложил трехлетний запрет на участие г-на Ахмедова в библейской образовательной деятельности. Медицинские вопросы Ахмедова не рассматривались, поскольку ему требуется лечение кровоточащей опухоли, и ему отказали в необходимой медицинской помощи.

После десятилетий подавления культуры люди чувствовали огромную потребность продемонстрировать свою этническую идентичность — отчасти через религию. Количественные исследования показывают, что в первые годы после принятия новых законов, отмены каких-либо ограничений религиозных убеждений и провозглашения полной свободы вероисповедания, в стране наблюдался огромный всплеск религиозной активности своих граждан. Сотни мечетей, синагог, церквей и других религиозных построек были построены за считанные годы. Все представленные религии получили пользу от увеличения числа членов и учреждений. Многие конфессии, которых не было до обретения независимости, проникли в страну и обратились к сотням людей. Правительство поддержало эту деятельность и сделало все возможное, чтобы обеспечить равенство всех религиозных организаций и их последователей.Однако в конце 1990-х гг. Произошло небольшое снижение религиозности.[ необходима цитата ] Проект закона о религии, рассматриваемый в июне 2008 года, вызвал международную озабоченность по поводу того, есть ли намерение соответствовать общим стандартам свободы религии и прав человека.

Свобода религии и религиозная терпимость [ править ]

Казахстан имеет очень разнообразную и стабильную религиозную основу. Однако некоторые сообщения о преследованиях кришнаитов и Свидетелей Иеговы за прозелитизм вызвали обеспокоенность международного сообщества.

Статья 22 Конституции Республики Казахстан гласит, что «каждый имеет право на свободу совести». 18 мая 2011 года Президент Казахстана принял указ об учреждении Агентства по делам религий. Миссия Агентства заключается в координации взаимодействия между правительством, религиозными группами и гражданским обществом в целях обеспечения свободы вероисповедания в Казахстане .

В 2003 году в Казахстане был учрежден Конгресс лидеров мировых и традиционных религий, цель которого — способствовать религиозному диалогу, обеспечивая межрелигиозную терпимость и свободу в Казахстане.

Состояние религии в современном Казахстане

Республика Казахстан – светское государство, т.е. здесь нет ни одной государственной религии, и каждый может исповедовать те религиозные убеждения, которые получил от своих предков или к которым испытывает тяготение.

Большинство населения Казахстана считают себя верующими (до 95%), и только около 3% объявляют открыто о своем атеизме.

Поскольку за годы независимости (с 1991 года)в Казахстан на историческую родину вернулось около 3 миллионов лиц коренной национальности, число мусульман заметно возросло. Сейчас основополагающей религией здесь является ислам суннитского  толка, число мусульман достигает 65-70%. Второй по количеству верующих является православное христианство (число верующих варьируется от 26 до 32%).

Государство активно проповедует политику толерантности и веротерпимости, в различных городах Казахстана были построены церкви и мечети, храмы и соборы, как на средства государства, так и на пожертвования частных лиц.

Кроме мировых религий, в Казахстане существует множество духовных организаций, представляющих  малоизвестные, экзотические религии мистического направления.

Казахстан по праву можно считать единственной страной в мире, где не было этнических и религиозных разногласий, где мирно проживают люди разных конфессий и разных наций.

Буддизм

Файл:Buddainalmaty.JPG наскальные изображения Будд

Поскольку буддизм является одной из трёх мировых религий, то он разрешён официальными властями Казахстана. Согласно данным посольства США в Казахстане, буддизм в стране представлен четырьмя официальными организациями, три из которых представляют корейский сон-буддизм (в Казахстане проживает самая многочисленная диаспора корейцев в СНГ) и одна линию тибетского буддизма (это стало возможным благодаря расширяющемуся сотрудничеству Казахстана с Индией и Монголией).

В настоящее время буддизм в Казахстане представляют такие буддийские школы и направления:

  • Последователи школы Вонбульгё (Вон-буддизм).
  • Последователи тибетского буддизма (Ньингма, Кагью, Гелуг).
  • Последователи дзэн-буддизма.

Пока буддизм в Казахстане представлен достаточно слабо (общее число верующих около 15 тыс. чел.). В основном его исповедуют немногочисленная часть корейской диаспоры и калмыки. В официальной учебной литературе Казахстана отдельной графой описывается древняя тюркская религия — тенгрианство, отмечается схожесть между этой древней религией с исламом и буддизмом.

Веры

ислам

Ислам — наиболее распространенная религия в Казахстане; он был завезен в регион в 8 веке арабами. Традиционно этнические казахи — это мусульмане-сунниты, которые в основном следуют ханафитской школе. Казахи, включая другие этнические группы мусульманского происхождения, составляют более 90 процентов всех мусульман. Южный регион страны имеет самую высокую концентрацию самоидентифицированных практикующих мусульман.

христианство

Вознесенский собор в Алматы

Христианство в Казахстане — вторая по распространенности религия после ислама . Большинство христианских граждан — русские , и в меньшей степени украинцы и белорусы , которые принадлежат к Русской православной церкви . По данным национальной переписи населения 2009 года, примерно 26% населения Казахстана идентифицируют себя как христиане. 1,5 процента населения составляют немцы , большинство из которых исповедуют католицизм или лютеранство . Есть также много пресвитериан , Свидетелей Иеговы , адвентистов седьмого дня и пятидесятников . Методисты , меннониты и мормоны также зарегистрировали церкви в правительстве. По переписи 2009 года в Казахстане было 4 214 232 христиан. «Казахстан — это странное ядро ​​традиционалистского католицизма», — заявил католический писатель Росс Даутхат в 2018 году.

Вера бахаи

Вера Бахаи в Казахстане начался в религии в бывшем Советском Союзе . До этого Казахстан , как часть Российской империи , имел бы косвенный контакт с верой бахаи еще в 1847 году. После прихода пионеров бахаи община превратилась в крупнейшую религиозную общину после ислама и христианства, хотя только несколько процентов нации. К 1994 году было избрано Национальное Духовное Собрание Казахстана, и община начала умножать свои усилия по различным интересам. По оценке Ассоциации архивов религиозных данных (опирающейся на Всемирную христианскую энциклопедию ) в 2010 году бахаи насчитывали около 7000 человек.

Иудаизм

Синагога Хабад-Любавич в Алматы, изображенная на почтовой марке Казахстана в 2006 году.

Казахские евреи имеют давнюю историю. Есть приблизительно 12 000 до 30 000 евреев в Казахстане , менее 1% населения. Большинство казахских евреев — ашкенази и говорят по- русски .

буддизм

Буддизм существует в Казахстане с 17 века, о чем свидетельствуют древние пагоды и храмы, обнаруженные учеными при раскопках. В настоящее время в Казахстане есть только две официально зарегистрированные буддистские организации: одна принадлежит к вон-буддизму , пришедшему из Кореи, а другая — к тибетскому буддизму.

индуизм

Индусы в Казахстане в основном принадлежат к секте ИСККОН и индуистам диаспоры из Индии. Индийская община в Центральной Азии, которая включает Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, насчитывает всего 2732 человека из общего населения в 55,5 миллиона человек. Он состоит в основном из NRI.

Тенгрианство

Тенгризм — это центральноазиатская характерны шаманизм , анимизм , тотемизм , поли- и монотеизм и поклонение предкам . Это преобладающая религия тюрки , монголы , венгры , Хунну и гунны , и религия пяти древних тюркских государств: Göktürk каганата , Западный Тюркский каганат , Великая Болгария , Болгарская империя и Восточная Tourkia (Хазария) . В Irk Bitig Тенгри упоминается как Türük Tängrisi (Бог тюрков).

Тенгрианцы считают, что их существование поддерживается вечным голубым небом (Тенгри), плодородным духом матери-земли ( Умай ) и правителем, считающимся святым духом неба. Небо, земля, духи природы и предки удовлетворяют все нужды и защищают всех людей. Живя честной и уважительной жизнью, человек будет поддерживать равновесие в своем мире и совершенствовать своего личного Ветряного Коня , или духа. Сообщается, что гунны Северного Кавказа верили в двух богов: Тангри-хана (или Тенгри-хана), которого считали тождественным персидскому Аспандиату и которому приносили в жертву лошадей, и Куара (чьи жертвы поражены молнией). Тенгрианство практикуется в Саха , Бурятии , Туве и Монголии параллельно с тибетским буддизмом и бурханизмом .

Древняя религия

Кочевники – скотоводы, населяющие земли Центральной Азии еще во втором веке до н.э., поклонялись Великому Тенгри – вечно голубому небу. По этой религии весь мир состоял из трех частей: мир небу – божеств, мир срединный – людей и мир подземный – темных сил.

По небу ведет свое вечное путешествие солнцеголовый Митра, а Тенгри – верховное божество, благоволит к людям и охраняет их от всяческих бед. Таинственный Яму царствует в сумрачном мире мертвых, куда отправляются все после смерти.

Все природные явления связывались с религиозными представлениями и объяснялись природной и хозяйственной необходимостью.

Например, добрый Зенги – Ата являлся покровителем животных, он мог быстро покарать человека, который груб со своим скотом, плохо за ним ухаживает и не приносит необходимых жертв богам.

Ана- балык в образе полуженщины – полурыбы покровительствует всем речным и озерным жителям, а также приносит удачу рыбакам.

Все необходимые обряды совершали шаманы, которые пользовались огромным уважением. Иногда шаманами становились старейшины рода, они обращались к Тенгри с просьбами, а также приносили жертвы. В качестве жертвы обычно выбирался самый быстроногий конь, чье мясо затем делили между всеми жителями рода.

С южных областях Казахстана в древних мазарах сохранились казаны, вмешавшие в себя туши двух – трех коров или лошадей, для приготовления жертвенной трапезы.

История протестантской религии

После присоединения Казахстана к Российской империи в 1731 году сюда хлынули не только военные, но и торговый люд. Огромные и практически неосвоенные земли сулили баснословные барыши.

Поскольку царское правительство было заинтересовано в развитии торговли и ремесла, то были изданы законы, разрешающие беспошлинную торговлю и выданы государственные субсидии. Военные крепости, появившиеся на севере и северо-востоке страны,  скоро превратились в торговые города.

В Казахстан хлынул огромный людской поток: чиновники, купцы, ремесленники, крестьяне. Среди них было много немцев и прибалтов, являвшихся протестантами: баптистами, лютеранами и меннонитами.

Переселенные в Казахстан в сороковые годы немцы и поляки были частично католиками, частично протестантами. В пятидесятые годы появилось множество действующих нелегально молельных домов.

После обретения независимости казахстанская католическая и реформаторская церкви получали помощь из стран Запада, преимущественно из Польши и Германии. Были построены новые костелы и храмы, открыты церковные школы, были выделены значительные суммы в виде гуманитарной помощи.

Религиозная принадлежность населения Казахстана

Казахстан сегодня представляет собой унитарную республику с президентской формой правления. Конституция определяет республику светским государством, но гарантирует полную свободу вероисповедания для населения.

Религия Казахстана кратко: согласно статистическим данным, в Казахстане функционирует 46 конфессий и доминаций, представляющие интересы многоэтничного народа. В настоящее время в республике насчитывается порядка 4200 религиозных общин и объединений, действуют около 3200 различных молитвенных домов, церквей и мечетей.

1.1. Какая основная религия преобладает в Казахстане?

В ходе переписи населения в 2009 году жителям Казахстана задавался вопрос об отношении к религии. Процентное соотношение представителей преобладающих религий оказалось следующим: около 97% респондентов отнесли себя к той или иной вере, а 3% опрашиваемых отказались от ответа, либо заявили о своём атеизме.

1.2. Казахстан религия в процентах:

  • мусульмане — 70,19%;
  • христиане — 26,17%;
  • буддисты — 0,09%;
  • иудеи — 0,03%;
  • другие религии — 0,19%;
  • атеисты — 2,81%;
  • не дали ответа — 0,51%.

Исторически и культурно сложилось, что общество в республике ориентировано на две традиционные распространенные религии — суннитский ислам и православное христианство. Более 11 миллионов жителей Казахстана, среди которых казахи, узбеки, киргизы и другие, исповедуют суннитский ислам, азербайджанцы же придерживаются шиитского направления ислама. Последователи христианства в республике — это в основном русские, украинцы, белорусы.

Появление ислама на территории Казахстана

Впервые ислам появился на территории Центральной Азии в 7-8 веках во времена арабского завоевания. После Атлахской битвы в 751 году арабы остались в южных городах Семиречья и стали активно проповедовать свою религию.

Именно в это время появились первые мечети в Таразе, Суябе, Сайране и других богатых городах, которые являлись также центрами торговли на Великом Шелковом пути.

Но среди кочевого населения ислам не прижился, поскольку требовал точных выполнений своих догм: совершение намаза несколько раз в день, специальные омовения, соблюдения поста и т.д.

В 955 году верховный правитель государства Караханидов принял ислам и приказал то же сделать всем своим советникам, поскольку надеялся при помощи арабов укрепить свою власть и добиться закона о престолонаследии. После падения государства в 1211 году эти территории захватили найманы, исповедующие христианство,буддизм и шаманизм и  ислам вновь остался лишь в южных городах.

После монгольского завоевания хан Узбек в 1312 году предложил своим подданным выбор: или смерть, или ислам, то есть, можно сказать, что исламская религия вводилась силой, встречая всяческое сопротивление местного населения.

Очень долго после этого кочевники на словах проповедовали веру в Аллаха, но на деле все же являлись язычниками и шаманистами.

Хотя в южных и юго-восточных городах ислам оказал огромное влияние и на культуру, и на образование и на духовную жизнь общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector