Казанский собор в санкт петербурге
Содержание:
- История
- Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском
- Памятники М.Б. Барклаю де Толли и М.И. Кутузову у Казанского собора в Санкт-Петербурге
- Как добраться
- История сооружения Казанского собора в Санкт-Петербурге
- История
- История Казанского собора
- Замысел собора
- Описание собора
- Интерьеры храма и его архитектура
- Настоящее площади
- Архитектурные особенности
- Казанский собор до 1917 года
- Сквер как преграда демонстрантам
История
Хотя Казанский собор строился с 1801 по 1811 год, история его создания начинается еще с первой половины XVII века, когда на престоле был император Петр I. Монарх с огромным уважением относился к Казанской Божьей Матери, он привез икону Богородицы в Санкт-Петербург, и с тех пор образ стал святыней дома Романовых.
Один из списков был помещен в храм Рождества Богородицы. В те времена церковь возвышалась над соседними зданиями, была центром композиции Невского проспекта. Здесь происходили крещения, венчания и отпевания членов царской семьи.
Со временем храм обветшал, рядом с ним были возведены дворцы знатных петербуржцев, здание потеряло свое величие. В конце XVII века император Павел I решил снести церковь, а на ее месте построить величественный собор. Требования к проекту были очень жесткие: монарх хотел возвести сооружение, напоминающее римский собор Святого Петра. При этом весь комплекс должен был располагаться на определенной площади и не создавать диссонанса с уже существующими строениями. По церковным канонам основной фасад с входной дверью должен быть обращен к западу, а алтарь – к востоку. Если следовать этому правилу, вход в собор оказался бы не на Невском проспекте, а на второстепенной улице.
В конкурсе проектов участвовало много архитекторов, император внимательно рассматривал их работы
Граф Строганов порекомендовал монарху обратить внимание на проект его бывшего крепостного Воронихина. Когда собор был построен, архитектор хотел сделать колоннаду и с южной стороны, но император отверг его предложения, велел оставить все, как есть
На постройку требовались очень большие средства, для государственной казны это стало бы чувствительным ударом.
Тысячи крепостных занимались строительством. Все делалось вручную, чудом техники были катки и ваги. Трудно даже представить, как грузили на корабли монолитные колонны, каждая из которых весила около 30 тонн.
Казанский собор в годы советской власти
После революции 1917 года была объявлена война религии. Множество красивейших храмов просто снесли, в других церквях разместились склады, архивы и другие организации.
Иконы передали в музей, образ Казанской Богородицы отправили в другой собор. Икона вернулась на свое место только в начале XXI века. Множество бесценных сокровищ было утрачено, но сотрудники сумели отстоять собор, он сохранил уникальные барельефы, внутреннее убранство.
В храме хранились мощи основателей Соловецкого монастыря Германа, Савватия и Зосимы. Священные реликвии пережили период воинствующего атеизма. В 1990 году при осмотре хранилищ комиссия обнаружила раку с мощами Серафима Саровского, которые считались утраченными. Правительство Советского Союза не решилось ссориться со священнослужителями, и все святыни были переданы церкви.
Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском
Возведенный в 1640-х годах храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском не был закрыт большевиками. Служба прекращалась лишь в первые два года Великой Отечественной войны, когда здесь находилась прифронтовая зона. Каким-то чудом Казанская церковь уцелела при пожаре, уничтожившем деревянный царский дворец Алексея Михайловича Романова.
Пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском – одно из ценнейших зданий на территории музея-заповедника.
На фото с беспилотника хорошо видно расположение храма относительно природного ландшафта и рукотворных объектов на западном берегу реки Москвы.
Совет
Самый высокий ориентир – еще более древняя церковь Вознесения Господня, датируемая 1532-м годом. Передний план фотографии занимают ряды яблонь Вознесенского сада, восстанавливающего облик территории до пожара.
Царский дворец находился на 50 метров ближе, чем храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Это была домовая церковь обитателей резиденции, здания соединял крытый переход.
Восстановленный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском мы уже посещали. Он просматривается на новом месте позади церкви, строить на старом месте не стали.
Причиной тому стала многовековая дубовая роща, выросшая на сохранившихся дворцовых фундаментах.
Храм Казанской иконы Божией Матери со стороны
Посещающие Коломенское москвичи и приезжие могут прогуляться по территории, по традиции называемой Государевым двором. Разве поднялась бы у кого-либо рука уничтожать чудесные деревья возрастом в две сотни лет? В данном случае изменить исторической правде ради сбережения природы вполне допустимо и полностью оправдано.
В своих ближайших окрестностях храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском имеет еще несколько достопримечательностей, достойных осмотра. Это прежде всего упомянутый собор Вознесения, первый шатровый храм из камня на Руси, охраняемый ЮНЕСКО. Неподалеку размещена водовзводная башня и домик Петра I в Коломенском.
Главы основного объема храма расположены на четверике второго яруса, нижний значительно обширнее. При внимательном рассмотрении в правой части строения над аркой можно различить святой образ. Это список с иконы Богоматери Державная, которую хранит храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском наравне с копией титульного образа.
Панорама снаружи и внутри храма, фото окрестностей
Панорамная фотография с круговым обзором позволяет подробно рассмотреть храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском и его ближайшее окружение.
Изображение можно приближать и отдалять, нажимая на знаки в левом верхнем углу. Особенный интерес представляет шатровое крыльцо с навесом на кирпичных колоннах переменного сечения.
При вращении изображения в поле зрения попадает и парковая территория со скамейками и многочисленными посетителями.
Обратите внимание
Кроме того, нажатие на стрелочку в пульсирующем кружке позволяет осмотреть внутреннее убранство. Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском оборудован обильно позолоченным иконостасом, отделяющим алтарное пространство. Поворотом в поле обзора вводятся святые образа, позолоченные подсвечники и прочее церковное оснащение.
Возвращаясь к осмотру парковой территории, пройдемся по аллеям, посмотрим на деревья и травяной ковер. Становится понятным, что уничтожать такую красоту ради восстановления дворца было бы настоящим преступлением. Некоторое смещение исторического макета в натуральную величину скоро забудется, а природные красоты сохранятся надолго.
Со стороны царского дворца, вновь построенного по выполненным по велению Екатерины Великой и сохранившимся до наших дней чертежам, храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском выглядит очень эффектно. Аллеи среди яблоневого сада, круглые в местах пересечения, оборудованы удобными скамейками для комфортного отдыха.
Сохранение древних памятников церковной архитектуры имеет не только богоугодное значение, это важно для всех граждан независимо от отношения к вере и исповедуемой религии. Это полноценный пласт нашей истории, общенародное достояние и гордость нации
Посетив храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, это чувствуешь особенно четко.
Памятники М.Б. Барклаю де Толли и М.И. Кутузову у Казанского собора в Санкт-Петербурге
Все важные события в истории России были связаны с храмом. Отсюда после торжественного молебна уехал в действующую армию фельдмаршал М.И. Кутузов. И сюда же в июне 1813 года был доставлен прах великого полководца. Тело Кутузова было погребено в склепе, сооруженном в северном приделе храма.
Захоронение фельдмаршала М.И. Кутузова
Рядом разместили трофейные знамена и ключи от городов, сдавшихся русской армии.
Трофейные французские знамена
Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли органично вписались в архитектурно-скульптурный ансамбль храма. Фигуры полководцев были отлиты из бронзы по моделям скульптора Б. И. Орловского.
116863
Памятник М. Б. Барклаю-де-Толли перед Казанским собором
Памятники идентичны: полководцы изображены во весь рост, на их плечи наброшены плащи. Но если фигура Барклая изображена в ожидании, то Кутузов как бы дает сигнал своим войскам к наступлению.
50535
Памятник М.И. Кутузову
Как добраться
Казанский собор находится в центре Москвы на Никольской улице. Добраться до него не составит труда — в шаговой доступности от святыни находятся несколько станций метро и остановки общественного транспорта. Кроме того можно воспользоваться услугами такси или доехать на машине.
Метро
Метрополитен является, пожалуй, самым удобным транспортом в столице. От ближайшей к собору станции «Охотный ряд» (красная ветка), идти всего около 100 метров от выхода № 7. Кроме того, недалеко находится станция «Театральная» (зеленая ветка), а чуть дальше «Площадь Революции» (синяя ветка).
Схема метрополитена Москвы — Яндекс. Метро
Вид на собор с Никольской улицы:
Общественный транспорт
В 300 метрах, возле станции метро «Охотный ряд», располагаются остановки: «Метро Охотный ряд» и «Манежная площадь». Здесь ходят автобусы и маршрутки: № М2 (до Рижского вокзала), М3, М10, М27, Н1 (ночной до аэропорта «Шереметьево»), Н2 (ночной), Н11 (ночной до аэропорта «Внуково»), Н12, 101, 144, 904.
Чуть дальше (с противоположной стороны Красной площади, у храма Василия Блаженного) есть еще одна автобусная остановка — «Красная Площадь». От нее ходят автобусы № М5 и 158.
Портал общественного транспорта Москвы
История сооружения Казанского собора в Санкт-Петербурге
В начале XVIII века на центральном проспекте Петербурга решили заложить церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Планировалось возвести строение из камня в стиле барокко по проекту известного зодчего Михаила Земцова. Церковь построили всего за 4 года, освятив новое христианское сооружение в 1737 году. На церемонии присутствовала императрица Анна Иоанновна. К первому богослужению подготовили уникальную икону Казанской Божией матери, которая являлась списком с церковной реликвии XVI столетия из Казани.
Новая церковь стала местом проведения важных для государства обрядов. Здесь проходили службы в честь громких побед русской армии на фронтах. Находилась она в том месте, где сейчас разбит сквер у современного Казанского собора.
К концу XVIII столетия церковь изрядно обветшала. Необходим был ее ремонт. Павел I, для которого храм имел большое значение (именно здесь он венчался), издал указ об объявлении конкурса проектов придания более парадного вида. В данном конкурсе приняли участие как начинающие, так и известные архитекторы. В частности, Семен Волков предложил сделать церковь пяти-купольной и возвести колокольню. Этот и многие другие проекты не получили одобрения. Результат конкурса стал неожиданным и сильно осуждался знатными зодчими. Негодование было объяснимо, ведь среди тех, кто подал свои работы для участия, наблюдались такие громкие имена, как Камерон, Кварнеги, Гонзаго и другие. Павел долго не мог выбрать победителя. По истечении некоторого времени, граф А.С. Строганов, резиденция которого располагалась неподалеку, внес предложение не перестраивать старую церковь, а возвести новый храм. Тем более, бывший его крепостной – молодой зодчий А.Н. Воронихин уже разработал проект. Основной задачей было не только гармонично вписать храм в существующий ансамбль Невского проспекта, но и учесть все каноны строительства религиозных сооружений. Сделать это оказалось довольно сложно. Согласно правилам, алтарь должен был располагаться с востока, а главный вход – с запада. В этом случае самая красивая часть собора оказалась бы не совсем там, где это было необходимо. Главный фасад в этом случае обратится на Казанскую улицу (в те времена – Большую Мещанскую). Существовало еще одно препятствие. Павел I мечтал увидеть в результате нечто, идентичное собору Святого Петра в Риме. Римский храм имеет длинную колоннаду в форме круга, а разработанный проект Казанского был несколько иным. Его 4-рядная колоннада стала отличной находкой архитектора и позволила удивительно гармонично вписать Казанский собор в существующий облик Невского проспекта.
История
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
6 (17) сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта являлся архитектор Михаил Земцов. Освящение храма состоялось13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. В 1747—1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ «Рождества Богородицы».
В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии.
В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.
Строительство Казанского собора
В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбаро, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.
Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.
Закладка нового храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии императора Александра I. На строительстве Казанского собора на общественных началах, в качестве помощника Воронихина работал архитектор и гравёр Николай Федорович Алфёров. Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.
15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.
Собор в XIX—начале XX века
Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены почётные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов.
До конца 1829 года в соборе продолжалась работа по отделке, которой руководил О. Монферран. Первый ремонт в соборе прошёл в 1844—1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, — в 1862—1865 годах.
27 октября (8 ноября) 1893 года в соборе отпевали П. И. Чайковского.
21 февраля (6 марта) 1913 года в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых, произошла давка, по официальной версии унесшая жизни 34 человек.
24 мая (6 июня) 1917 года в соборе, путём «свободного голосования клира и мирян», состоялись выборы правящего архиерея (единственный раз за всю истории епархии). Большинство голосов выборщиков получил епископ Гдовский Вениамин (Казанский).
18 января 1921 года митрополит Вениамин (Казанский) освятил «пещерный» зимний придел священномученика Ермогена, Патриарха Московского.
С 1930-х годов
Гонения на церковь, происходившие при советской власти, коснулись и Казанского собора. Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 году церковных ценностей. Храм перешёл в руки обновленцев и после закрытия в 1928 году Исаакиевского кафедрального собора получил статус кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии. 25 января 1932 года собор был закрыт, а 15 ноября1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950—1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963—1968 годах — фасадов.
Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест. Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года. Его совершил митрополит Владимир (Котляров). В 2000 году собор получил статус кафедрального. Ранее имел этот статус в марте—ноябре 1923, январе 1925 — январе 1932 года, когда находился у обновленцев.
История Казанского собора
Храм имеет славную историю, восходящую к Московской битве 1612 года и изгнанию из Москвы польско-литовских интервентов Вторым народным ополчением под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Список с иконы Казанской Божией Матери сопровождал ополчение при походе на Москву, и когда его войска сумели взять Китай-город и отбить Кремль у польско-литовских интервентов, Дмитрий Пожарский, согласно городской легенде, дал обет построить в честь победы храм.
Первый деревянный храм был построен на этом месте в 1625 году на средства князя Дмитрия Пожарского. В 1636 году его отстроили в камне по указу и на средства царя Михаила Фёдоровича; несмотря на достаточно скромные размеры, храм стал одной из главных церквей Москвы.
В 1760-х годах Казанский собор реконструировали на средства княжны Марии Долгоруковой, были снесены приделы, а в 1802 году по резолюции митрополита Платона была снесена шатровая колокольня, взамен которой возвели новую двухъярусную. В 1865 году здание «обновили»: фасады переоформили в классическом стиле по проекту архитектора Николая Козловского, а колокольню надстроили третьим ярусом. Изменения в облике храма пришлись по душе далеко не всем — современники сравнивали его с «типовыми» сельскими церквями, отмечая, что его внешний вид не соответствует роли одного из главных московских соборов.
После Революции 1917 года и установления советской власти, в 1925-1929 годах храм начали реконструировать по проекту архитектора Петра Барановского с целью воссоздания его изначального вида, однако, в 1929 году было принято решение о сносе, так как культовое сооружение не соответствовало новому назначению Красной площади как месту торжественных мероприятий светского Советского Союза. Узнав о сносе, Барановский поручил провести тщательные обмеры здания, чтобы в будущем оно могло быть восстановлено; в 1936 году собор снесли. На его месте был возведён павильон в честь III Интернационала, затем здесь разместился общественный туалет.
В 1989 году Моссовет постановил восстановить «памятник воинской славы», и в 1990-1993 годах Казанский собор был вновь возведён по проекту архитектора Олега Журина, одного из учеников Барановского, став первым из полностью утраченных в советские годы храмов, воссозданных в первоначальных формах. Храм был открыт 4 ноября 1993 года, уже после распада СССР.
В настоящее время Казанский собор — действующая православная церковь, в стенах которой проходят службы. Тем не менее, будучи частью ансамбля Красной площади и одной из популярных городских достопримечательностей, церковь хорошо известна в том числе и сторонникам других религиозных течений — как восхитительный памятник архитектуры.
Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади находится по адресу Никольская улица, 3 (на углу Красной площади и Никольской). Добраться до него можно пешком от станций метро «Охотный Ряд» Сокольнической линии, «Театральная» Замоскворецкой и «Площадь Революции» Арбатско-Покровской.
Замысел собора
Именно Павел Петрович, был тем человеком, которому пришла в голову мысль постройки нового Казанского собора. На это его подвигло многомесячное свадебное путешествие по Европе, в ходе которого великий князь с супругой осмотрел многочисленные архитектурные и художественные памятники Старого континента. Многое из увиденного в той поездке, Павле впоследствии скопировал в своих владениях – Гатчине и в Павловске. Неизгладимое впечатление на Павла произвел Рим и в особенности Собор Святого Петра. Любуясь на это прославленное творение итальянских зодчих и главный храм католического мира, великий князь заметил своим спутникам, что «архиепископ Московский в таковой церкви в Москве служил».Как гласит пословица, «если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе». Отправить архиепископа Московского в Рим было непросто, но возвести подобие собора Св. Петра в России был вполне возможно. Об этом Павле задумался уже став императором. Местом для возведения грандиозного собора был выбран Петербург – город апостола Петра. Правда в столице уже был Петропавловский собор, и было решено новый храм посвятить Пресвятой Богородице.Готовясь к строительству Казанского собора, император Павел преследовал и политические цели. К тому времени, Рим пал под натиском орд французских республиканцев, в Италии царил Бонапарт, святыни веры были осквернены санкюлотами с их богомерзкими идеями свободы, равенства и братства. В этой трагической ситуации, Россия могла предстать перед Европой оплотом веры и духовности. Новый собор как бы намекал, что центр веры переместился в Россию, откуда европейцам должно явиться освобождение.
Проект Казанского собора. Ч. Камерон
Описание собора
Император Павел I хотел построить собор, похожий на храм Святого Петра в Риме. Поэтому он выбрал проект, который максимально соответствовал этому требованию. Казанский собор в Санкт-Петербурге выполнен в стиле ампир, в форме классической римской базилики и крестово-купольного храма.
Длина собора с запада на восток составляет 72,5 метров, а с севера на юг — 57 метров. Ширина от купола до западных дверей — около 30 метров. Колоннада собора состоит из 126 колонн: 94 — со стороны Невского проспекта, 20 — с южной и 12 — с западной стороны.
Внутренняя часть разделена колоннами на три нефа. Центральный неф — самый большой, он перекрыт полуцилиндрическим сводом. Пол храма выложен сложной мозаикой из разноцветного мрамора и кварцита, что делает Казанский собор практически музеем природного камня. Единственным материалом «нерусского» происхождения был французский алебастр, из которого выполнены цветочные розетки на потолке.
Крест собора находится на куполе, который поддерживается четырьмя пилонами. В его барабане вырезано 16 окон, сквозь которые в храм проникает солнечный свет. Диаметр купола более 17 метров, что делает Казанский собор одним из самых высоких купольных зданий.
Главным акцентов внешнего убранства собора являются бронзовые двери, которые являются копией знаменитого храма Баттистеро во Флоренции.
Над скульптурами и барельефами для украшения собора трудились лучшие российские мастера — Пименов, Мартос, Екимов, Гордеев, Прокофьев и другие. Живопись храма, выполнена в академическом стиле, с явным подражанием мастерам эпохи Ренессанса. Наиболее известной картиной является «Взятие Богородицы на небо» кисти Карла Брюллова. Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге стал ярким образцом европейского искусства, в нем гармонично сочетаются архитектура, скульптура и живопись.
Внутреннее убранство собора: панорама Google
Интерьеры храма и его архитектура
Перед тем, как было начато строительство собора, император высказал следующее пожелание: храм должен был походить на римский собор, освященный в честь Святого Петра. Это желание было исполнено: колоннада Казанского собора действительно напоминает колонны знаменитого ватиканского храма.
Колоннада петербургского собора состоит из девяноста шести колонн. Помимо того, что она придала храму сходство с итальянским собором, она еще и позволила архитектору решить одну непростую задачу. Дело в том, что в православных церквях вход традиционно размещается в западной части здания, а алтарь — в восточной; проспект же, на котором возводился собор, протянулся с запада на восток. По этой причине храм фактически стоит боком к проспекту, но это незаметно благодаря колоннам, украшающим северную (то есть, боковую) часть церкви. Кстати, точно такими же колоннами архитектор планировал украсить храм и с южной стороны, но ему по ряду причин не удалось довести свой замысле до конца.
Диаметр купола собора — почти восемнадцать метров. Его образуют два ряда ребер, изготовленных из железа. А под огромным железным куполом находятся еще два, эти купола построены из кирпича. Что интересно, все перечисленные купола были построены еще до того, как появились методы статического расчета таких конструкций. Можно сказать, что удачно спроектировать купола архитектору помогла интуиция.
Стены собора облицованы особым туфом, добытым в районе Гатчины. С двух сторон от гигантской колоннады сохранились пьедесталы. Когда-то на них стояли скульптуры, изображающие ангелов. Они были изготовлены из гипса и, согласно плану строителей, их должны были заменить аналогичные бронзовые изваяния. Но эти планы так и не осуществились. В 20-е годы XIX века гипсовые скульптуры были убраны, но по ряду причин установка новых не была произведена.
Туристов впечатляют фасады собора, но не разочаровывают и его интерьеры. В храме установлено более полусотни колонн. Они изготовлены из розового гранита, их украшают позолоченные капители. Производят на входящих впечатление и барельефы начала XIX столетия. Образа храма написаны знаменитыми живописцами того же периода времени. Говоря об образах, нельзя не упомянуть и о самой главной святыне храма. Ею является, как уже было сказано выше, список знаменитой чудотворной иконы, в честь которой и был освящен собор.
Настоящее площади
Подобное протестное настроение витало в воздухе на площади и в конце прошлого столетия и тысячелетия, а в начале нового или уже нашего — на заре 2000-х растительные насаждения для митингующих служили в качестве пляжного основания. Через сквер пролегла «народная тропа».
Хочется отметить, как бы сквер ни «оскверняли», что бы тут ни делали, несмотря ни на что, он свято хранит свой первоначальный вид, который был задуман последним проектировщиком. Лишь только этот прекрасный уголок природы оградили забором, чтобы в дальнейшем он не был испещрён другими нежелательными стежками-дорожками. Теперь, чтобы войти на его территорию, приходится проделывать порой немалый путь.
Но эти усилия оправдывают себя. Зелёный оазис в центре мегаполиса — диво на сегодняшний день. Сочный растительный антураж под открытым небом дарит множество художественных наслаждений и необычных впечатлений. Каждый получает здесь массу эстетического удовольствия, мощный заряд самой позитивной энергетики. Освежает взор и ощущения фонтан в центре сквера. Не могут не вызывать умиление здешние звонкие птички, которые едят прямо с рук и уводят мысли от мирской суеты. Для верующих и туристов имеется возможность посетить собор.
В сквере размещены лавочки, чтобы посидеть и увлечься чтением, либо отдохнуть сердцем и подготовиться телесно к предстоящей дороге. Рядом можно перекусить, работают кафе на свежем воздухе. Всем угождает Казанская площадь. Петербуржцы гордятся своим историческим наследием, и когда выдаются теплые деньки, рады по-семейному и душевно с друзьями провести время в своем любимом сквере.
Архитектурные особенности
Знаменитый собор возведен в традициях ампира и считается настоящей жемчужиной отечественного зодчества. В начале XIX столетия эта была самая большая церковь в стране. Парадный храм поднимается над землей на 71,6 м. Высокий купол имеет диаметр 17 м. Любопытно, что для его строительства впервые был применен каркас из цельного кованого железа.
Ширина храма – 56,7 м, его длина 72,5 м, а крылья отходят от основной постройки в стороны на 42,7 м. Здание очень гармонично, и его любят рисовать художники и снимать фотографы. В 2011 году была выпущена монета в 25 рублей с изображением стройного Казанского собора.
Четырехрядная анфилада состоит из 96 гранитных колонн. Они так нравятся туристам, что в высокий сезон возле колонн бывает трудно найти место для фотографирования. Римская колоннада замыкает площадь перед собором, а в России она открывается в сторону Невского проспекта.
Изящная анфилада вытянута вдоль городской магистрали и сохраняет традиционное для церквей расположение с запада на восток. Вход в здание находится на западе, а алтарная часть – на востоке. Воронихин оформил концы колоннады строгими монументальными портиками. Серые фасады отделаны красивым пудожским камнем, который был добыт на карьерах Гатчины.
Храм не имеет отдельной звонницы. Архитектор сделал это намеренно, чтобы не нарушать симметрии постройки. Несколько колоколов размещены в проемах западного крыла собора.
Снаружи церковь украшена бронзовыми скульптурами, которые изображают почитаемых святых – Иоанна Крестителя, Святого Владимира, Александра Невского, Апостола Андрея и несколько сцен из Святого писания. С 1837 года перед колоннами возвышаются памятники полководцам Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли и Михаилу Илларионовичу Кутузову.
Казанский собор до 1917 года
21 декабря 1812 года, когда русские войска вышли на границы империи, Казанский собор стал местом празднования полного освобождения русской земли от завоевателей. В феврале 1913 года в Казанский собор прибыли ключи города Варшавы, которые доставил в столицу генерал Васильчиков.
Могила М. И. Кутузова, 1913 г.
Особым событием для Казанского собора стали похороны фельдмаршала М. И. Кутузова 13 июня 1813 года. Его могила расположена напротив Казанской иконы.
Кутузов скончался 16 апреля 1813 года в городе Бунцлау. Там его тело набальзамировали, для чего внутренности вынули и захоронили на местном кладбище. Впоследствии возникла легенда, будто фельдмаршал повелел похоронить его сердце на месте смерти, на Саксонском тракте, дабы солдаты видели, что сердцем он остаётся с ними. Этот миф был развеян в 1933 году, когда произошло вскрытие гроба Кутузова:
АКТ. Ленинград, 1933 год, сентябрь 4-го дня. Комиссия в составе: директора Музея истории религии Академии наук СССР — проф. Богораза-Тана В. Г., учёного секретаря музея Блаканова В. Л., завед. Фондами музея Воронцова К. К., в присутствии представителя от П.П.ОГПУ тов. Бороздина П. Я. составили настоящий акт о нижеследующем.
Вскрыт склеп, в котором захоронен Кутузов М. И. Склеп находился в подвальном помещении музея. По вскрытии склепа обнаружен сосновый гроб (обтянутый красным бархатом с золотыми позументами), в котором оказался цинковый гроб, завинченный болтами, внутри которого обнаружен костяк с остатками сгнившей материи. Слева в головах обнаружена серебряная банка, в которой находится набальзамированное сердце. Весь процесс вскрытия был зафотографирован — было произведено 5 снимков.
Настоящий акт составлен в 2 экземплярах …
Над могилой Кутузова повесили Смоленскую икону Божией Матери из Александро-Невской лавры.
Казанский собор являлся тем местом, откуда Император и члены его семьи отправлялись в действующую армию. С его посещения начиналось и возвращение Александра I в столицу. До окончания войны с наполеоновской Францией храм оставался местом празднования наиболее значимых побед российских и союзных войск. 2 сентября 1813 года здесь отмечали взятие Берлина, спустя один год — победу при Бриенне и взятие Данцига. В апреле 1814 и в июле 1815 года здесь праздновалось взятие Парижа.
Казанский собор играл важную роль в жизни царской семьи. В Исаакиевском соборе членов царского дома крестили, в Петропавловском — хоронили, а здесь — венчали. Каждый год в марте здесь праздновалось восшествие на престол Александра I. Ежегодно 30 августа отсюда начинался крестный ход к Александро-Невской лавре. Этот день считался в Петербурге выходным.
В 1840-х годах купол Казанского собора покрыли светло-зелёной краской. Позже его покрытие имитировало бронзу.
26 октября 1893 года в Казанском соборе отпевали Петра Ильича Чайковского. Из-за огромного количества желающих проститься с композитором, было решено впускать посетителей в храм по билетам. Всего их было выдано 8 000. На литургии использовалась только музыка Чайковского, которую исполнял хор Императорской оперы. Из Казанского собора траурная процессия проследовала к Александро-Невской лавре, где композитор был похоронен.
Свечное освещение храма было заменено электрическим в 1903 году.
В 1910 году рассматривалось предложение восстановить фигуры архангелов Михаила и Гавриила на пьедесталах у колоннад. Но ни у правительства, ни у причта Казанского собора, не оказалось на это денег.
Примерно за две недели до февральской революции 1917 года по инициативе Общедоступного и передвижного театра в Казанском соборе была отслужена панихида по В. Ф. Комиссаржевской.
Сквер как преграда демонстрантам
Власти, не способные противостоять демонстрантам, решили превратить площадь пред храмом в сквер. Начиная с 1880 года, разрабатывались разные проекты. Но по всевозможным причинам разбивка сквера откладывалась. Так, в 1881 году городской садовник Визе представил 4 проекта обустройства сквера с фонтанами, клумбами и дорожками.
Ограждения, которые планировали установить на площади, якобы в декоративных целях, не позволяли бы политической аудитории использовать пространство для митингов. Но ничего из предложенного Визе не получило одобрение со стороны властей.
Через год архитектор Бенуа продвигал свой проект с древесными посадками вокруг памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли. И этот план не нашел ответа. В 1880-е годы были установлены чугунные тумбы с железными цепями, появились новые фонари и скамейки. Последние скоро убрали, в 1889-м возвратили, в 1901-м они бесследно исчезли.
Петербургский голова Клейгельс хотел внести свою лепту, и в 1898 году предложил устроить цветник с фонтаном у собора. Государь одобрил, но проект так и остался на бумаге.
В конце XIX века был проведен конкурс, специальной комиссией было рассмотрено с десяток стоящих планов. Три плана были удостоены медалями: золотой — садовника Рудольфа Францевича Катцера, малой золотой — городского садовника Визе, большой серебряной — садового инженера Эккерта.
Сразу началась закладка сквера по проекту Катцера. В первый год XX века на площади появилась беседка, были высажены свыше половины тысячи многолетних растений. Газоны были ограждены от многолюдного Невского тротуарами, выложенными из плит, а также чугунными колоннами с цепями. Спустя шесть лет беседку сменил цветник.
Несмотря на предпринятые властями меры, Казанская площадь все равно привлекала революционно настроенное общество, что пагубно сказывалось на состоянии цветников и газонов. После Октябрьской революции они пришли в негодность. Неоднократно при советской власти сквер возрождался и реставрировался.