Молодежные программы в кибуцах

Программа «Первый дом на родине»

«Первый дом на родине» – программа экономической и социальной поддержки, которую проводят кибуцы Израиля для репатриантов. Значительная часть переселенцев начинает жизнь на новой родине именно в сельскохозяйственных коммунах, и это значительно ускоряет и облегчает приспособление к непривычным условиям.

Кибуцы по программе в Израиле принимают семьи с детьми и одиноких репатриантов в возрасте 28-45 лет. Первый этап адаптации продолжается 6 месяцев.

Переселенцы могут устроиться на работу в кибуце или ближайшем населенном пункте. Детей устраивают в образовательные учреждения общины – ясли, детский сад или школу. Там они ежедневно находятся до 16.00 и даже на каникулах занимаются в кружках и секциях, не требуя заботы родителей.

Медицинское обслуживание неработающим переселенцам первые 6 месяцев предоставляется бесплатно.

В дальнейшем время проживания в кибуце на льготных условиях можно продлить еще на полгода – пока не закончится срок выплаты государственной субсидии. Но около 50 % репатриантов остаются в кибуце еще на год и более на условиях временных жителей, арендующих жилье и услуги.

Возможность попасть в кибуц

Община подобного типа всегда относительно закрытая, хотя в такие поселения в Израиле достаточно легко может попасть турист — движение не ограничено, и сегодня возможно свободно пересекать границы населенных пунктов

Более того, жители населенных пунктов данного типа нередко устраивают различные мероприятия и концерты, привлекая к себе внимание туристов и приглашая на праздники местных жителей и их детей. Приехать в поселение возможно на автомобиле — современное развитие технологий не обходит и кибуцы, которые меняются в соответствии с прогрессом, потому машины теперь тут не являются чем-то необычным. Получить допуск для временного пребывания на территории кибуц могут разные категории населения государства:

Получить допуск для временного пребывания на территории кибуц могут разные категории населения государства:

  • военнослужащие, которые нуждаются во временном предоставлении жилья на период прохождения службы;
  • волонтеры, которые работают на полях и могут даже оставаться на длительное время или на постоянное проживание;
  • туристы, которые хотят посмотреть, как устроены поселения, а также навестить друзей или родственников.

Есть варианты практически полностью закрытых поселений, а есть и варианты открытых кибуц, контактирующих активно с внешним миром и постоянно поддерживающих с ним товарооборот. Именно в такие открытые поселения рекомендуется ехать туристам, которые хотят просто посмотреть, что это и как устроено. Если же в планах переезд в Израиль и проживание на территории кибуц, то нужно очень внимательно отнестись к вопросам оформления иммиграционных документов и допуска к проживанию на этой территории.

Для тех, кто хочет иммигрировать в Израиль и жить в кибуцах, необходимо помнить, что правила пересечения границы государства остаются в этом случае неизменными.

В первый год пребывания в стране человек имеет бесплатное право на медицинские услуги, даже если он безработный, а также имеет возможность посещать курсы иврита, что особенно актуально для иностранцев, планирующих проживать в кибуцах — там иностранных языков практически не знают и используют именно иврит для общения в коммуне.

Как возникали и развивались кибуцы

Наиболее передовыми идеями начала ХХ века считались учения социалистического и даже коммунистического толка. В еврейской среде они совмещались с сионизмом, и в первых потоках переселенцев в обетованную землю было очень много носителей новых социальных теорий. Нужно сказать, что, применяя их на практике, израильтяне сумели добиться прекрасных результатов, заметно отличающихся от достижений других стран, которые встали на путь перестройки общества, основанный на той же идеологии.

В 1909 году переселенцами из Российской империи была основана первая в Израиле сельскохозяйственная община – кибуц. Поселение, которое тогда и назвать так было невозможно, вошло в историю как Дания.

Забегая вперед, скажем, что этот кибуц до сих пор процветает.

Тогда же на землях, с точки зрения агрономов совершенно непригодных для сельского хозяйства, группа молодежи решила организовать поселение и заняться выращиванием пшеницы. Но главным была организация этого общества.

В кибуце изначально отсутствовала частная собственность на средства производства, труд являлся общественным, решения принимались всем коллективом, доходы делились поровну, а точнее, поступали в общественное управление и распределялись по принципу равноправия.

Фактически это коммунистические принципы, но в сочетании с идеологией сионизма они дали прекрасные результаты. Пустыня зацвела, а ее жители смогли обеспечить себе достойный уровень жизни.

Коммуна со своими правилами – вот что такое кибуц в Израиле. Изначально такие поселения были только сельскохозяйственными, но потом правила изменились.

В первой половине ХХ века количество кибуцев стало стремительно расти. В подмандатную Великобритании Палестину массово иммигрировали евреи с территории бывшей Российской империи и из Польши. Британские власти ограничивали приток евреев, и нелегалы находили прибежища в этих коммунах. К окончанию британского мандата на Палестину кибуцев в Израиле было 176.

Жизнь в кибуцах в то время была небогатой. Бедные необработанные земли давали небольшой урожай. Кроме того, жителям постоянно приходилось защищаться от жителей арабских поселений. До сих пор почти все члены кибуцев входят в отряды самообороны, и в офицерском составе израильской армии выходцы из кибуцев занимают доминирующее положение.

С провозглашением независимости еврейского государства в 1948 году интенсивность создания кибуцев существенно снизилась. Причиной этого было уничтожение фашистами огромного количества потенциальных репатриантов на территории Восточной Европы.

Основные переселенцы в это время переселялись в Израиль из Азии и Африки. Переезжали и пережившие холокост евреи Европы. Но никто из них не желал жить по принципам коммуны. В настоящее время в Израиле насчитывается всего лишь около трехсот кибуцев.

Считается самой комфортной и успешной программой адаптации в Израиле для семей

Первый дом на Родине — для семей с детьми.

Первый дом на Родине – программа репатриации для семей и несемейных репатриантов до 45 лет.

«Первый дом» приглашает семьи провести первые полгода или год после репатриации в кибуце, а значит в зелёных уютных посёлках, в сообществе, где сильны идеи взаимопомощи и добрососедства.

Ключевые преимущества программы можно сформулировать в двух словах: иврит и дети.

Первый дом на Родине предлагает интенсивный курс иврита для всех взрослых членов семьи. Спокойная и размеренная кибуцная жизнь и ивритоязычное окружение позволят семьям сосредоточится на изучении языка. Мы верим, что в первые полгода репатрианты строят фундамент своей будущей жизни в Израиле, и во многом он зависит от изучения иврита.

Кибуц – тихий зеленый «оазис» в стороне от городской суеты. Построенные Израильскими первопроходцами в начале 20 века и являвшиеся в прошлом коммунами, занимавшимися в основном сельским хозяйством, сегодняшние кибуцы — это скорее коттеджные поселки с благоустроенной территорией и хорошо развитой инфраструктурой. В среднем кибуце проживают от 150 до 200 израильских семей, то есть на 300-400 взрослых до 250 детей дошкольного и школьного возраста. В каждом кибуце есть и пожилые люди, которые располагают свободным временем и всегда готовы помочь новым репатриантам практиковать иврит. В среднем в каждом кибуце временно на программе проживают 3-5 семей репатриантов.

Современные кибуцы сильно отличаются от тех, что были в прошлом веке: уже давно сельское хозяйство не является их основной сферой деятельности, а жители — люди разных специальностей — работают не только в кибуце, но и на различных предприятиях за его пределами. Однако неизменной осталась идея добрососедства и взаимовыручки. Благодаря отзывчивым и общительным соседям вы с первых дней получите не только моральную поддержку, но и погружение в языковую среду, а значит, и возможность быстрой адаптации.

Дети в кибуце получают уникальную возможность быстрой социализации. Они чувствуют себя комфортно, быстро адаптируются, много находятся на свежем воздухе и в окружении сверстников. Программа рассчитана на семьи с детьми разных возрастов – от яслей и садиков до старшей школы.

С первых дней пребывания в Израиле участников программы сопровождает координатор из кибуца, сотрудник местного совета округа и работник министерства абсорбции.

История кибуцы в Израиле

Еще до того, как образовалось на этой земле Израильское государство, сюда прибывала молодежь со второй репатриацией в Израиль. Люди были охвачены идеями национального возрождения и восстановления еврейских поселений на исторической территории данного народа. Идеология была основана на социально-этических идеалах библейских пророков, и в свое время проповедовали это разные известные личности, включая Сыркина Н. и Оппергеймера Ф. Многие ученые среди их современников активно изучали данные идеи и развивали их.

Большое воздействие на развитие данной идеологии имел также А. Гордон. Он был уверен, что залогом возрождения на исторической родине еврейского народа является сельскохозяйственный труд, и многие подхватили эту идею. Именно данная идея стала основной на многие годы для тех, кто переселялся на территорию Израиля. Однако люди в стране столкнулись с проблемой отсутствия пригодных для этого черноземных земель, а также с неблагоприятными климатическими условиями. Сложности создавали и постоянные стычки с турецкими правителями и арабскими народами, живущими рядом — этим конфликтам столько же лет, сколько лет евреи пытаются восстановить национальную культуру в данном регионе, и это оказало в итоге достаточно большое влияние на процесс развития кибуц, как и Израиля в целом.

По сути, кубиц стал не просто сельскохозяйственным поселением каким задумывался, скорее всего, многими учеными, отстаивающими эту идею возрождения национального хозяйства. Это своеобразная национальная коммуна, которая характеризуется:

  • общим имуществом, доступным для всех жителей;
  • отказом от наемной работы, хотя это постепенно уходит в прошлое;
  • равенством в социуме и на работе.

Впервые подобное поселение создано было в 1909 году и носило название кибуца Дгания. Идея быстро развивалась, и на момент окончания Первой Мировой уже в таких поселениях проживало около 300 человек. Однако развитие и рост кибуц замедлились, что было связано с появлением в 1948 году государственности.

На момент конца двадцатого века среди евреев Израиля примерно 3% проживали в кибуцах.

Жизнь в кибуцах Израиля

Жизнь в кибуцах разительно отличается от жизни остальной части страны. Можно сказать, что эти израильские кооперативы представляют собой сохранившиеся с прошлого века островки социализма. Члены кибуцев и сегодня придерживаются основных законов и правил совместного проживания:

  • Общественное управление;
  • Коллективный труд, направленный на развитие и преумножение общественного блага;
  • Равность прав и условий жизни;
  • Равное распределение материальных благ между членами общины;
  • Свобода религиозных и политических взглядов;
  • Обучение детей в школах и высших учебных заведениях за счет кибуца;
  • Бесплатное медицинское обслуживание;
  • Полное пожизненное обеспечение пожилых членов коммуны.

Все члены общества живут в отдельных домах или квартирах. Дети посещают детские сады и школы. Подростки имеют возможность за счет коммуны обучаться в израильских университетах или получать дипломы иностранных учебных заведении. При этом кибуци не требует обязательного возвращения студента в поселение.

Взрослые члены общины могут возделывать поля или работать не только на предприятиях внутри колхоза, но и трудиться на городских предприятиях, ресторанах, больницах. Однако, если работник является членом кибуцы, вся его зарплата подлежит перечислению в общественную кассу.

Из общих средств оплачивается содержание территорий, коммунальные услуги, производятся другие общественно важные платежи. Остаток средств распределяется между членами коммуны. Чаще всего, жители кибуцы не используют на территории кредитные карты или наличные деньги. Любые покупки можно записать на счет. Из кассы выделяются лишь суммы на карманные расходы или одобренные обществом ссуды.

Временно проживать на территории кибуцы могут лица, не имеющие гражданского статуса, но стать полноправным членом общины может только гражданин Израиля. При этом одного желания претендента мало. Членство утверждается общим собранием жителей коммуны.

Условия жизни в кибуцы на сегодняшний день во многом зависит от выбранной им форсы общественного устройства:

  • Традиционная;
  • Сочетающая общественную и частную собственность;
  • Городская.

Но, независимо от формы устройства, уровень жизни в кибуцах достигает высокого уровня.

Репатриация

Но не все репатрианты, нашедшие приют в Израиле на первых порах, остаются жить в кибуце. По данным занимающегося всесторонней помощью переселенцам международного агентства «Сохнут», на ПМЖ в кибуце остаются менее 10% новых граждан Израиля. При этом у поселенца имеется право выбрать для первоначального проживания ту общину, которая пришлась ему по душе.

Программа «Первый дом на родине»

«Первый дом на Родине» – программа репатриации для семей и несемейных репатриантов до 45 лет. Суть этой программы — в возможности в течение первого полугода пользоваться всеми благами, которые предоставляются членам кибуца, таким как:

  • оплата аренды жилья (довольно скромного, но отвечающего основным потребностям как переселенца-одиночки, так и целой семьи);
  • недорогое питание;
  • бесплатное обучение основам иврита;
  • содействие в поиске работы;
  • дети могут посещать школу или детский сад за счет коммуны;
  • в свободное время и дети и взрослые участвуют в экскурсиях, спортивных соревнованиях, посещают бассейны, кружки по интересам и кинозалы.

Что такое репатриация

Обычно термином «репатриация» обозначают процесс возвращения пленных, эмигрантов, беженцев и ссыльных на родину. В Израиле репатриация называется «алия» и имеет отличительную черту – большинство евреев, возвращающихся в обетованную землю, там не родились и не воспитывались, многие из них недостаточно хорошо владеют ивритом. Государство заботится о таких переселенцах и всячески помогает им освоиться на новом месте жительства. До сих пор кибуцы играют важную и заметную роль в этом процессе.

Участие кибуцев в программе «Первый Дом на Родине»

Кибуцы Израиля для репатриантов делают многое. Значительная часть этих переселенцев сначала переезжает именно в такие коммуны. Людям, привыкшим к иному образу жизни и другому окружению, адаптироваться на новом месте достаточно сложно. Особенно непросто семьям с детьми, когда человек разрывается между необходимостью приспосабливаться к жизни в новой стране и заботой о близких, которым тоже необходимо адаптироваться. Именно для таких репатриантов в свое время и была создана программа «Первый Дом на Родине».

Программа предлагает проживание в кибуцах в течение полугода с правом остаться там еще на такой же срок. В этот период все основные расходы несет государство. Дети посещают детские учреждения кибуцев, славящиеся высочайшим качеством образования даже внутри Израиля.

По окончании первого года можно остаться еще на один в качестве жителя на правах арендатора жилья. Кибуцы по программе в Израиле предлагают прекрасные условия. В частности, дети заняты в детских садах и школах до 16.00 даже во время каникул. В это время они занимаются в различных кружках и секциях. Более подробно читайте об этой программе на сайте «Еврейского агентства».

Кибуцы на карте Израиля

Сегодня в Республике Израиль насчитывается больше 270 кибуцев. На первый взгляд это впечатляющая цифра, если забыть о небольшой численности основанных на добровольных началах общин. Среднестатистический кибуц объединяет меньше тысячи человек, а всего в них проживает около 2-3% всего населения Израиля.

Примечательно, что население этих сообществ активно росло до начала 1990-х — времени, когда была разрешена свободная иммиграция евреев из Советского Союза. И все же численность этих поселений активно пополняется за счет иммигрантов, привлеченных как атмосферой братства и взаимопомощи, так и изобилием бесплатных благ, включая образование и медицинские услуги.

Идеологические течения

Все кибуцы Израиля принадлежат трём кибуцным течениям. Самое массовое (85 % всех кибуцев), «Кибуцное Движение» (ивр. ‏התנועה הקיבוצית‏‎ — «Тнуа кибуцит»), представляет федерацию двух кибуцных организаций с различными идеологическими платформами, возникшую после ряда слияний и разъединений на базе старейших светских сионистских движений, таких как Ха-шомер ха-цаир. Ещё 19 кибуцев приходятся на сионистско-религиозное течение «Ха-Кибуц ха-дати ха-поэль ха-мизрахи» (ивр. ‏הקיבוץ הדתי הפועל המזרחי‏‎) и 2 кибуца были организованы рабочим ультраортодоксальным (харедим) движением «Поалей агудат исраэль» ( ‏פועלי אגודת ישראל‏‎).

Возможность попасть в кибуц

Община подобного типа всегда относительно закрытая, хотя в такие поселения в Израиле достаточно легко может попасть турист — движение не ограничено, и сегодня возможно свободно пересекать границы населенных пунктов

Более того, жители населенных пунктов данного типа нередко устраивают различные мероприятия и концерты, привлекая к себе внимание туристов и приглашая на праздники местных жителей и их детей. Приехать в поселение возможно на автомобиле — современное развитие технологий не обходит и кибуцы, которые меняются в соответствии с прогрессом, потому машины теперь тут не являются чем-то необычным

Получить допуск для временного пребывания на территории кибуц могут разные категории населения государства:

  • военнослужащие, которые нуждаются во временном предоставлении жилья на период прохождения службы;
  • волонтеры, которые работают на полях и могут даже оставаться на длительное время или на постоянное проживание;
  • туристы, которые хотят посмотреть, как устроены поселения, а также навестить друзей или родственников.

Есть варианты практически полностью закрытых поселений, а есть и варианты открытых кибуц, контактирующих активно с внешним миром и постоянно поддерживающих с ним товарооборот. Именно в такие открытые поселения рекомендуется ехать туристам, которые хотят просто посмотреть, что это и как устроено. Если же в планах переезд в Израиль и проживание на территории кибуц, то нужно очень внимательно отнестись к вопросам оформления иммиграционных документов и допуска к проживанию на этой территории.

Для тех, кто хочет иммигрировать в Израиль и жить в кибуцах, необходимо помнить, что правила пересечения границы государства остаются в этом случае неизменными.

В первый год пребывания в стране человек имеет бесплатное право на медицинские услуги, даже если он безработный, а также имеет возможность посещать курсы иврита, что особенно актуально для иностранцев, планирующих проживать в кибуцах — там иностранных языков практически не знают и используют именно иврит для общения в коммуне.

Кибуц קיבוץ

Сельскохозяйственная коммуна, построенная на социалистических ценностях 

Праздник в кибуце Далия. 1944 год

Предшественники кибуцев назывались однокоренным словом kvutsa — «груп­па» — и возникли в период второй алии. Первое такое поселение — квуца Дгания — появилось в 1910 году. Квуцот были сильно меньше кибуцев (от 10–15 человек до нескольких десятков) и часто образовывались из групп родственников или друзей, вместе приехавших в Палестину из диаспоры и сохранявших семейный уклад жизни. 

Первый кибуц  По всей видимости, этот термин, имеющий общий корень со словом «квуца» и буквально означающий «собрание», возник в несколь­ких местах одновременно. Он отсылает к поня­тию «киббуц галуйот» (буквально «собирание изгнаний»), обозначающему надежду на вос­со­единение всех евреев в Эрец-Исраэль, существовавшему еще с библейских времен и легшему в основу идеологии сионизма. под названием Эйн-Харод (он находился в долине Харод, рядом с одноименным источником) появился в период третьей алии. Перво­поселенцы, создававшие квуцот и кибуцы, были воодушевлены идеями социализма и национального (при этом светского) возрождения еврейского народа, достичь которого, с их точки зрения, можно было с помощью сельскохозяйственного труда  Первый религиозный кибуц появился в 1937 году. Он назывался Тират-Цви («Замок Цви») — в честь одного из основоположников сионизма, раввина Цви Гирша Калишера.. Они были против ортодоксальных установок своих родителей, но все же сохраняли некоторые традиции. Так, суббота считалась праздничным днем: вечером в пятницу столы накрывались белыми скатертями, а еда по возмож­ности отличалась от будничной. Также в субботу выполнялись только необходимые работы. В кибуцах проводились обряды бар-мицвы, празднование достижения мальчиком религиозного совершеннолетия в 13 лет, и бат-мицвы — для 12-летних девочек. Светский образ жизни не отме­нял еврейских праздников: особенно важными считались те, которые были связаны с природой.

В кибуце не было частной собственности и средств производства, не исполь­зовался наемный труд и царило всеобщее равенство. Все питались в общей столовой, вместе воспитывали детей, которые до 1980-х годов жили отдельно от ро­дите­лей, в специальных «детских домах», чтобы матери могли спокойно работать  В начале кибуцного движения мужчины отка­зывались признавать женщин как равных и только после забастовок, во время которых женщины перестали готовить и стирать, стали относиться к ним как к полноценным членам кибуцев. И все же тяжелыми рабо­тами, такими как животноводство и сельское хозяйство, женщины все равно занимались, только если не хватало рабочих рук. То же с обеспечением безопасности: поначалу мужчины не хотели учить женщин обращать­ся с оружием, но, когда обстановка стала опаснее, женщины стали участвовать в охра­не кибуцев и служить в Пальмахе, подполь­ных спецотрядах, позднее ставшими Армией обороны Израиля.. Решения принимались общим голосованием, а работы выполня­лись по принципу ротации: неделю сажаешь деревья, неделю работаешь на скотном дворе, неделю — в прачечной. 

К 2018 году в Израиле существовало 265 кибуцев, в которых проживала 171 тысяча человек. 40 из них — традиционные «общинные» кибуцы, где все принадлежит всем и отсутствует частная собственность. Впрочем, и они отличаются от кибуцев 70-х годов: где-то стали брать плату за электричество, где-то — за воду, в половине — за еду в столовой, больше чем в половине кибуцникам разрешили покупать автомобили. В остальных кибуцах прошла приватизация: теперь это просто поселки, жители которых занимаются живот­новодством и сельским хозяйством, продают сыры, вино и мед, за определен­ную плату пускают к себе собирать ягоды и цветы, предлагают конные про­гулки и велопоходы, аттракционы и пейнтбол, содержат сафари, разводят страусов и альпака, заодно сдают жилье.

литература

в алфавитном порядке по авторам / редакторам

  • Э. Аврахами: Кибуц. Для развивающегося сообщества. Яд Табенкин, 1992.
  • Э. Аврахами: Меняющийся кибуц. Яд Табенкин, 2000.
  • Клаус Стефан Беккер: Кибуцы, мошав и волонтерские услуги (= рабочие места и стажировки. Том 6). Межсоединения , Фрайбург-им-Брайсгау 1997, ISBN 3-86040-010-X .
  • Бруно Беттельхейм : Дети мечты . Саймон и Шустер, Нью-Йорк, 1969/2001, ISBN 0-7432-1795-0 ; Немецкий: Дети будущего: общинное образование как путь новой педагогики . Перевод Илзе Вингер. Molden

    • Вена, 1971 г.
    • dtv 888. Мюнхен, 1-е издание: 1973 г. (2-е издание: 1975 г., ISBN 3-423-00888-1 )
  • Шмуэль Бурмил, Рут Энис: Меняющийся ландшафт утопии. Пейзаж и сады кибуца в прошлом и настоящем . (= Зеленая серия. Источники и исследования по садовому искусству. 29). Wernersche Verlagsgesellschaft, Worms 2011, ISBN 978-3-88462-284-1 .
  • Кристиан Буш-Люти : Жизнь и работа в кибуце. Текущие уроки восьмидесятилетнего эксперимента . Кельн 1989, ISBN 3-7663-3008-X .
  • Шошана Файнгольд-Студник: Кибуц в переходный период: экономические и политические основы. Deutscher Universitäts-Verlag, Висбаден, 2002, ISBN 978-3-8244-0672-2 .
  • Даниэль Гаврон: Пробуждение кибуца из Утопии . Rowman & Littlefield, Lanham 2000, ISBN 0-8476-9526-3 .
  • Саадиа Жёлтый: почти сто лет единения . Шмуэль Пресс, Тель-Авив, 1994.
  • Гуннар Хайнсон (ред.): Модель кибуца. Инвентаризация альтернативного образа жизни через семь десятилетий . (= Издание Suhrkamp. 998). Франкфурт-на-Майне 1982 г., ISBN 3-518-10998-7 .
  • Kibbutz Trends (ежеквартально). Рамат Эфал, Яд Табенкин, 1991– (ранее — Течения кибуца и исследования кибуца ).
  • Дэвид Лейхман, Идит Паз (ред.): Кибуц — альтернативный образ жизни . Яд Табенкин, 1997, ISBN 965-282-045-8 .
  • Матиас Линденау: Реквием по мечте? Трансформация и будущее кибуцев в израильском обществе. (= Politica et ars. 11). С предисловием Херфрида Мюнклера. Лит, Берлин 2007, ISBN 978-3-8258-0237-0 . (также диссертация в Университете Гумбольдта в Берлине, 2006 г.)
  • Ари Липински : В частности, кибуц 88 . Межсоединения , Фрайбург 1988, ISBN 3-924586-25-X
  • С. Марон: Кибуц в рыночном обществе . Яд Табенкин, 1993.
  • Герман Майер-Кронемейер : Кибуцы . История, дух и форма . Издательство литературы и текущих событий, Ганновер, 1969. (Диссертация)
  • Х. Ниа: Движение кибуцев — история. Том 1: Истоки и рост, 1909-1939 ; Том 2: Кризис и достижения, 1939–1995. Oxford Univ. Press, 1992/1997.
  • Франц Оппенгеймер : Поселенческий кооператив. 1-е издание. Дункер и Хамблот, Лейпциг, 1896 г.
  • Хаим Селигманн , Габи Мадар: Кибуц: обзор . Рамат Эфал, Яд Табенкин, 2000.
  • Амос Оз : Другое место (= Библиотека Süddeutsche Zeitung. № 71). Мюнхен 2007, ISBN 978-3-86615-521-3 .
  • Майкл Тилдесли: Никаких небесных иллюзий? — Сравнительное исследование трех общественных движений . Издательство Ливерпульского университета, 2003.

Хуцпа חוצפה

Наглость, хамство

Моисей и Аарон со скрижалями Завета. Картина неизвестного автора. 

В иврите нет вежливого обращения, все друг с другом на «ты». Похоже, сами израильтяне считают наглость чертой национального характера, по которой легко опознать своих за границей и которой, как иногда кажется, они даже немного гордятся. Сейчас публикуются книги и статьи о том, что именно благодаря этому качеству Израиль стал «страной стартапов», встречаются заголовки вроде «В Кремниевой долине любят израильскую наглость», ведь именно она позволяет не сомневаться в себе и предлагать инвесторам самые безумные идеи.

В базовом словарном значении khutspa имеет отрицательные коннотации и означает невоспитанность, бессовестное нарушение границ. В Талмуде так называется неэтичное, недостойное поведение, а также моральное падение общества перед приходом Мессии. Но при этом даже в древности у хуцпы был и положительный оттенок: «Наглость полезна, когда она обращена к Небе­сам», — гласит трактат «Санхедрин» (конец II — начало III века).

Сегодня за словом khutspa стоят типичные израильские расслабленность, простота, тотальное панибратство (самое распространенное обращение к незнакомому человеку на улице — akhi, «братишка»), практически полное отсутствие чинопочитания, благоговения перед высокими постами, деньгами и славой.

Как возникали и развивались кибуцы

Наиболее передовыми идеями начала ХХ века считались учения социалистического и даже коммунистического толка. В еврейской среде они совмещались с сионизмом, и в первых потоках переселенцев в обетованную землю было очень много носителей новых социальных теорий. Нужно сказать, что, применяя их на практике, израильтяне сумели добиться прекрасных результатов, заметно отличающихся от достижений других стран, которые встали на путь перестройки общества, основанный на той же идеологии.

В 1909 году переселенцами из Российской империи была основана первая в Израиле сельскохозяйственная община – кибуц. Поселение, которое тогда и назвать так было невозможно, вошло в историю как Дания.

Забегая вперед, скажем, что этот кибуц до сих пор процветает.

Тогда же на землях, с точки зрения агрономов совершенно непригодных для сельского хозяйства, группа молодежи решила организовать поселение и заняться выращиванием пшеницы. Но главным была организация этого общества.

В кибуце изначально отсутствовала частная собственность на средства производства, труд являлся общественным, решения принимались всем коллективом, доходы делились поровну, а точнее, поступали в общественное управление и распределялись по принципу равноправия.

Фактически это коммунистические принципы, но в сочетании с идеологией сионизма они дали прекрасные результаты. Пустыня зацвела, а ее жители смогли обеспечить себе достойный уровень жизни.

Коммуна со своими правилами – вот что такое кибуц в Израиле. Изначально такие поселения были только сельскохозяйственными, но потом правила изменились.

В первой половине ХХ века количество кибуцев стало стремительно расти. В подмандатную Великобритании Палестину массово иммигрировали евреи с территории бывшей Российской империи и из Польши. Британские власти ограничивали приток евреев, и нелегалы находили прибежища в этих коммунах. К окончанию британского мандата на Палестину кибуцев в Израиле было 176.

Жизнь в кибуцах в то время была небогатой. Бедные необработанные земли давали небольшой урожай. Кроме того, жителям постоянно приходилось защищаться от жителей арабских поселений. До сих пор почти все члены кибуцев входят в отряды самообороны, и в офицерском составе израильской армии выходцы из кибуцев занимают доминирующее положение.

С провозглашением независимости еврейского государства в 1948 году интенсивность создания кибуцев существенно снизилась. Причиной этого было уничтожение фашистами огромного количества потенциальных репатриантов на территории Восточной Европы.

Основные переселенцы в это время переселялись в Израиль из Азии и Африки. Переезжали и пережившие холокост евреи Европы. Но никто из них не желал жить по принципам коммуны. В настоящее время в Израиле насчитывается всего лишь около трехсот кибуцев.

Шаббат שבת

Шаббат, суббота

Шаббат. Картина Самуила Гиршенберга. 1894 год

Так на иврите называется седьмой день недели, в который Бог отдыхал после шести дней творения. В синодальном переводе это звучит так: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал»  Быт. 2:3.. Слово «почил» — перевод глагола שבת (shavat), от которого и происходит слово «Шаббат». Впервые седьмой день недели называется Шаббатом в библейской Книге Исход  Исх. 16:25.. В современ­ном иврите от этого же корня образовано существительное shvita («забастов­ка») и глагол lishbot («бастовать»). Интересно, что ивритское «Шаббат» про­никло и во многие другие языки, видоизменившись по дороге: суббота по-рус­ски, Σάββατο по-гречески, السبت (as-sabt) по-арабски, sabato по-итальянски, sábado по-испански и так далее.

Одна из десяти заповедей говорит о необходимости помнить день субботний и соблюдать его: «Не делай в оный никакого дела». В Израиле суббота — выходной, практически все закрыто, не ходит общественный транспорт  В Израиле выходные дни — пятница и суббота, а воскресенье — рабочий.. Вечером в пятницу звучит сирена, после чего жизнь замирает. Религиозные евреи нарядно одеваются и идут в синагогу, где встречают Царицу Субботу (shabbat ha-malka), как ее часто называют еще с талмудических времен, а затем празднично ужинают. Следующие 25 часов нельзя пользоваться телефонами, курить, включать свет. У светских израильтян пятничный ужин традиционно проходит в семейном или дружеском кругу; суббота для них — повод передох­нуть, приостановить дела и провести время с близкими.

Что такое Шаббат и как его соблюдать

Смертная казнь за сбор валежника, 39 запрещенных работ и субботний лифт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector