Блог о китае
Содержание:
- История
- Описание визового режима
- «Это уже было…» (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Государство Шан (Инь)
- Конституционные рамки
- Граничащие страны (описать тип отношений и с кем)
- Города Китая и его население
- Форма административно территориального устройства Китая
- Президент Китайской республики, Тайвань
- Срединные государства
- Почему Китай — Срединное государство?
История
Следы китайской цивилизации уходят в доисторические времена. За 2000 лет до н.э. в Китае приходит к власти первая императорская династия Ся, о которой больше известно из мифов и преданий, чем из реальных археологических данных. На протяжении тысяч лет происходит смена множества династий, случаются периоды смуты и раздела государства, идёт напряжённая война с монгольскими завоевателями и возводится Великая Китайская Стена. Власть императора приравнивается к божественной. В 1600-х годах начинается правление династии Цин, которой суждено стать последней императорской династией Китая.
К началу 20-го века возрастает количество восстаний, усиливается недовольство граждан. Власть начинает политику «самоусиления» — оснащения армии иностранной военной техникой, которая должна помочь справиться с бушующими народными массами. Из-за отсутствия в стране современных учебных заведений молодёжь из интеллигенции начинает выезжать на обучение за пределы Китая, где знакомится с революционными идеями анархистов и социалистов. Война с Японией оканчивается неудачей. Роль императорской династии ослабевает, возникает серьёзная оппозиция.
Описание визового режима
Существует два возможных варианта посещения российскими туристами Поднебесной страны:
- однократное;
- двукратное.
Согласно установленным правилам, максимальный срок одного посещения составляет 30 календарных дней, всего в течение года россиянам разрешено пребывание на территории Китая до 90 дней.
Описание процедуры получения визы:
Для оформления документов потребуется обратиться в китайское консульство и предоставить:
- загранпаспорт с остаточным сроком действия более полугода;
- цветную фотографию размером 3х4 либо 3,5х4,5см;
- заполненную анкету утвержденного образца;
- справку с места работы – в документе должны быть прописаны занимаемая должность, величина оклада и стаж работы в данной организации.
«Это уже было…» (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
После династии Шан последовала Чжоу. Правители слабели, местные князья усиливались. Наконец царь Ли переполнил чашу терпения подчиненных своей жестокостью и был свергнут, после чего 13 лет страной правили князья, не имея единого правителя. В конечном итоге на трон вернулся сын Ли.
Это время закончилось периодом смут, когда существовало много мелких независимых правителей и царств. Конец ему положил Цинь Шихуанди, объединив всех под своей властью и основав новую династию Цинь.
Новый император успел сделать многое, однако методы его правления были жестокими. После его смерти последовала гражданская война, закончившаяся основанием в 202 году н. э. новой династии – Хань.
Циклы продолжались с теми или иными вариациями – после Хань наступила Эпоха троецарствия, закончившаяся появлением династии Цзинь, далее снова наступило разделение, новые династии (Суй и Тан), сменившая их Эпоха 5 династий и 10 царств, закончившаяся воцарением рода Сун.
Еще три династии сменились, пока на престол не взошли представители Цинь, правившие, пока в 1911 году вдовствующая императрица не подписала отречение от престола.
Государство Шан (Инь)
История Древнего Китая делится на четыре периода, каждый из которых связан с правлением определенной династии. Первый период- Шан (Инь) — продолжался с XVIII в. до н.э. до XII в. до н.э. Второй период — Чжоу — с XII в. до н.э. до 221 г. до н.э. Третий период- царство Цинь — с 221 г. до н.э. до 207 г. до н.э. Четвертый период- царство Хань — с 206 г. до н.э. до 220 г. н.э. Четвертый период характеризуется перерастанием рабовладельческого государства в феодальное.
Согласно китайским преданиям, возникновение государства в Древнем Китае связано с покорением в XVIII в. до н.э. племени ся племенем шан. Стоявший в то время во главе племени шан Чэн Тан основал династию, получившую название Шан. Это название затем было принято в качестве названия правящей династии государства. В более позднее время, после падения династии Шан, ее, а также государство в целом стали обозначать иероглифом «инь». Поэтому первый период в истории Древнего Китая имеет два названия — Шан и Инь. Чэн Тан стал первым китайским царем (ваном).
Таким образом, особенность образования государства в Китае заключается в том, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим. Органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом. С этой целью был создан специальный государственный аппарат. В этот период завершился начавшийся в эпоху, предшествующую Иньскому царству, переворот в социальных отношениях.
Общественный строй. Иньское общество и государство были рабовладельческими. Господствующий класс складывался из иньской светской аристократии, жреческой знати и аристократии подчиненных племен.
В зависимости от близости к царю и от занимаемой должности светской аристократии присваивались титулы, дававшие определенные привилегии. Социальное положение определялось также земельными владениями и наличием рабов.
Рабами могли владеть как частные лица, так и государство. Источниками рабства являлись: захват пленных на войне, продажа щ рабство за долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение рабов от подчиненных племен в качестве дани. Рабы находились на положении скота. Они не могли иметь ни семьи, ни имущества.
Значительную часть населения составляли свободные общинники. Община играла большую роль в общественных отношениях инь- ского времени. Общинное землепользование было организовано по системе «колодезных полей». Все земли делились на две категории: общественное поле и частные поля. Общественное поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю. Частные поля находились в индивидуальном пользовании семьи. Урожай с этих полей шел на прокормление свободных общинников. Частные поля, однако, не являлись собственностью их держателей. Земля рассматривалась как государственная собственность и находилась в распоряжении царей. В частной собственности в данный период были рабы, дома, орудия труда.
Государственный строй. Государственный строй на раннем этапе сохраняет пережитки родоплеменной военной демократии. В дальнейшем наблюдается монополизация царем всей полноты власти. Старейшины шан-инь из племенных вождей превратились в единоличных правителей. Среди подданных укреплялось представление о них, как о «сыновьях Неба», получивших власть по воле божественных сил.
Царь был первым и самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, высшим судьей и первосвященником. Религия представляла в глазах народных масс его божественное происхождение. Царь возглавлял государственный аппарат, на высшие должности в котором назначал своих близких родственников. Более мелкие должности занимали профессиональные чиновники: писцы, сборщики налогов, судьи и т.п.
Должностные лица подразделялись на три основные категории: высшие гражданские чиновники; военные чиновники; всевозможные советники, прорицатели. Существовали такие неотъемлемые атрибуты государства, как армия и тюрьмы.
В XII в. до н.э. государство Шан (Инь) переживает агонию, вызванную обострением внутренних противоречий. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения племя чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством чжоу объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства. В 1076 г. до н.э. племена чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шан пало. На смену ему пришло царство, основанное племенем чжоу, по имени которого называется новый большой период в истории Древнего Китая.
Конституционные рамки
Четвертая конституция КНР, принятая в 1982 году, передает всю национальную законодательную власть в руки Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и его Постоянного комитета. Государственный совет и его Постоянный комитет, напротив, несут ответственность за исполнение, а не за принятие законов. Такое базовое разделение власти существует и для каждого из территориальных подразделений — провинция, округ и т. д., но с оговоркой в каждом случае, что широта полномочий, доступная властям, ограничена рамками закона.
Все граждане в возрасте 18 лет и старше, которые не были лишены своих политических прав, имеют право голоса, и прямое народное избирательное право используется для выбора членов собрания народных представителей вплоть до уровня провинции.
В округах делегаты на каждом уровне избирают тех, кто будет работать в Собрании следующего более высокого уровня. Если бы эта модель точно отражала реальное функционирование системы, собрания представителей и их различные комитеты были бы важнейшими органами в политической системе Китая. Тем не менее на самом деле это не так.
Структура органов власти
Председатель, являющийся главой государства, и вице-президент КНР избираются Собранием представителей сроком на 5 лет. Вице-президент помогает в работе Председателя. В случае, если должность последнего становится вакантной, на нее назначается Вице-президент.
Премьер назначается Председателем, и формирует Государственный совет, члены которого, однако, должны быть утверждены ВСНП. Помимо этого, Председатель также назначает 4 вице-премьеров.
Фактические полномочия по принятию решений в Китае находятся в исполнительных органах государства и в КПК. На национальном уровне высшим исполнительным органом правительства является Государственный совет, который возглавляет Премьер. Конституция допускает назначение вице-премьеров, генерального секретаря, неопределенного числа государственных советников, глав министерств и комиссий.
Премьер, вице-премьеры, государственные советники и генеральный секретарь регулярно встречаются в качестве Постоянного комитета, в котором Премьер Госсовета имеет право принимать окончательные решения. Этот Постоянный Комитет Госсовета осуществляет основные повседневные полномочия, и принятые им решения де-факто имеют силу закона.
Хотя это не оговорено в Конституции, каждый вице-премьер и советник берет на себя ответственность за работу одного или нескольких конкретных секторов или вопросов, таких как образование, энергетическая политика или международные отношения. Затем соответствующий лидер поддерживает связь с министерствами и комиссиями Государственного совета, осуществляющими политику в этой области.
Такое разделение ответственности позволяет относительно небольшому органу (Постоянный комитет Государственного совета состоит из менее 20 человек), контролировать и направлять работу огромного числа крупных бюрократических структур. Разумеется, при необходимости Постоянный комитет может напрямую привлекать дополнительных специалистов для своей работы. ВСНП собирается примерно раз в год, в основном для ратификации решений, уже принятых Государственным советом.
Параллельно системе Госсовета находится центральное руководство КПК. Распределение власти между различными органами на вершине КПК (Постоянным комитетом Политбюро, самим Политбюро и Секретариатом) значительно различается — с 1966 года до конца 1970-х годов Секретариат вообще не функционировал. В любом случае существует частичное совпадение членства между высшими органами КПК и Постоянным комитетом Государственного совета. Кроме того, официально вышедшие на пенсию старшие члены партии зачастую сохраняют решающее влияние на принятие решений КПК.
Граничащие страны (описать тип отношений и с кем)
КНР граничит с четырнадцатью государствами:
- Корейской народно-демократической республикой (на северо-востоке),
- Российской Федерацией (на северо-востоке и северо-западе),
- Монголией (на севере),
- Казахстаном (на северо-западе),
- Киргизией (на западе),
- Таджикистаном (на западе),
- Афганистаном (на западе),
- Пакистаном (на юго-западе),
- Индией (на юго-западе),
- Непалом (на юго-западе),
- Бутаном (на юго-западе),
- Мьянмой (на юге),
- Лаосом (на юге),
- Вьетнамом (на юге).
Протяженность сухопутных границ составляет 22,8 тыс. км.
Российско-китайские отношения выстроены на принципах доверительного равноправного партнерства и стратегического взаимодействия. Структура контактов между двумя государствами является достаточно разветвленной, осуществляются ежегодные встречи глав государства, парламентов и правительств. Сейчас насчитывается более 300 двусторонних межправительственных соглашений, охватывающих практически все сферы кооперации
Особое внимание уделяется таким крупным мероприятиям, как международный форум «Один пояс, один путь» в Пекине, саммиты ШОС, БРИКС и АТЭС
По данным Федеральной таможенной службы России, за первые пять месяцев 2018 г. объем российско-китайской торговли составил 40,8 млрд долл
Практически для каждого соседствующего государства Китай представляет собой важного торгово-экономического партнера с перевесом экспорта в пользу Китая. В первой декаде двухтысячных годов отчасти разрешились территориальные несогласия с республикой Индия, которая так же является важным рынком для КНР, однако стратегические отношения между Китаем и Пакистаном несколько настораживают южноазиатского гиганта, как и присутствие его военных кораблей в спорных частях Южно-Китайского моря
В целом, правители Китая придерживаются позиции укрепления и развития отношений добрососедства, наращивания сотрудничества в инвестиционной и культурно-гуманитарных сферах, имея многочисленные посольства и консульства на территории вышеперечисленных государств.
Города Китая и его население
Большинство городов Китая имеют многовековую историю. Согласно археологическим данным, возраст китайской столицы, Пекина, насчитывает как минимум 2,5 тысячи лет.
Перечень мест, разрешенных для посещения туристами, представлен:
- 99 городами;
- 750 памятниками культуры, охраняемыми государством;
- 119 местами с уникальными пейзажами.
- современная столица Поднебесной — Пекин;
- Шанхай;
- Чунцин;
- Тяньцзинь;
- Гуанчжоу.
- Чунцин, расположенный на юго-западе китайского государства, является самым густонаселенным городом материковой части China, в нем проживает 34 миллиона человек.
Вторым по численности населения является Шанхай, насчитывающий 24,2 миллиона жителей. Это город контрастов, где встречаются восток и запад, древние знания и современные технологии. Шанхай – крупный торговый и финансовый центр, во многом влияющий на экономику Китая. Здесь, между аэропортом Пудун и станцией метро Лунъян Лу, курсирует на магнитной подушке поезд Маглев, развивающий скорость до 431 км/ч.
Китайскую столицу, Пекин, населяет 21,7 миллиона человек. Этот третий по численности населения город в Китае расположен неподалеку от Бохайского залива и занимает площадь 16,8 квадратных километров. В Пекине находится второй по величине в мире международный аэропорт, также город может похвастаться своим метрополитеном и многочисленными транспортными развязками. Так, дворцовый комплекс, известный под названием «Запретный город», окружен кольцевыми дорогами в количестве шести единиц.
На берегу Бохайского залива расположен город Тяньцзин, играющий роль морских ворот в Пекин, поскольку Тяньцзин и столицу разделяет всего 70 километров наземного пути.
Гуанчжоу, также известный под названием «Кантон», является промышленным центром страны, в котором сосредоточены многочисленные фабрики, производящие:
- одежду;
- электронику;
- изделия из полимерных материалов;
- игрушки.
Именно здесь проводится Кантонская ярмарка, отсюда отправляются путешествовать по миру всем известные товары с ярлычком «made in China».
В Китае существует два специальных административных района:
- Гонконг;
- остров Макао.
Гонконг был передан Китаю властями Великобритании в 1997 году, Макао перешел к КНР от Португалии в 1999 году.
Чтобы посетить Гонконг жителю Российской Федерации нет необходимости оформлять визу, однако для посещения других территорий китайской державы она требуется. Гонконг пользуется популярностью не только среди туристов, но также и в среде поставщиков китайских товаров. Налоговая система Гонконга не предусматривает оплату налога НДС, поэтому стоимость вещей в данной провинции снижена примерно на 20% по сравнению с другими административными районами.
Макао – рай для любителей риска и легкой наживы, это город казино, который называют азиатским Лас-Вегасом.
Форма административно территориального устройства Китая
Государство является унитарным, несмотря на этническое, национальное, религиозное и языковое разнообразие. Согласно Основному закону страны КНР имеет трехступенчатую систему. Основные административные единицы с разными статусами – провинции, города центрального подчинения, области, округа, волости, уезды.
В Конституции прописано, что правительство имеет полное право поменять административную структуру страны, менять границы районов и уездов. Только руководство КНР обязано предоставить для этого весомые аргументы. В частности, объединить меньшинства, создать новые экономические районы для развития промышленности в конкретном регионе страны.
В административном плане государство делится на несколько уровней:
- Деревенский.
- Волостной.
- Уездный.
- Окружной.
- Провинциальный.
Китайские провинции
Всего в КНР насчитывают 23 провинции, которые имеют свои столицы и внутреннее деление. Только 22 провинции находятся под контролем Китая, а Тайвань – вне юрисдикции КНР. Управляет Тайванем правительство Китайской Республики, которое свою власть распространяет еще на Пескадорские острова.
Возглавляет каждую провинцию губернатор, отчитывающийся китайскому правительству. Фактически руководство осуществляют в данных административных единицах секретари провинциальных комитетов Компартии КНР.
Автономные районы КНР – сколько автономных районов в Китае
В Китае пять национальных районов, в каждом из которых есть титульная нация. Только представителям этой нации можно выбирать председателя районного собрания всех жителей района.
К образованиям с правами автономий относятся Тибет, Внутренняя Монголия, Гуанси-Чжуанский, Нинся-Хуэйский, Синьцзян-Уйгурский.
Районы были образованы Компартией Китая сразу же после прихода к власти в 1949 г. В каждом автономном районе есть свои столицы, как и в провинциях. Права автономий достаточно широкие, как и полномочия председателей.
Специальные административные районы
Законодательство Китая разрешило создание отдельных территориальных образований:
- Гонконг и Макао, которые имеют статус особых админрайонов.
- Свободные экономические зоны, где введен специальный режим таможни.
Макао и Гонконг были переданы Португалией и Британией Китаю только в конце ХХ века. Британское правительство решило расстаться с Гонконгом в 1997 г., а Португалия «отпустила» Макао в 1999 г.
Специальные статусы данным городам присвоили, чтобы они быстрее интегрировались в экономическую и политическую систему КНР, смогли установить связи с материковой частью государства. И Гонконг, и Макао обладают большой автономией во внутренней и частично внешней политике. Руководство этих специальных районов сами решают, что им делать с мигрантами, в каких международных организациях участвовать. Китайское правительство определяет только направления в оборонной и внешнеполитической сферах.
Города центрального подчинения
Имеют такой же статус, как и провинции. При этом они делятся на уезды, но без округов. Создали города, который подчинялись центру, после прихода коммунистов к власти. Правительство решило выделить несколько городов, которые получили центральный статус. Ими стали Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Чунцин. В их границы включены поселки, города, земли сельскохозяйственного значения. Городского населения тут меньше, а сельского – больше.
На территории Тайваня подобным статусом обладают Тайбэй и Гаосюн, которые были выделены в спецгорода властью Китайской Республики. Официальный Пекин их считает обычными населенными пунктами.
Президент Китайской республики, Тайвань
Должность Президента Китайской республики была учреждена 1 января 1912 года, практически сразу после буржуазной революции. Первым временным президентом был назначен основатель демократической партии Гоминьдан Сунь Ятсен, но спустя несколько месяцев добровольно ушел с поста и президентом был объявлен генерал Юань Шикай. Начинал он свое правление с демократических реформ, но очень скоро скатился к откровенно авторитарному стилю и даже к деспотизму. Этому пытались противостоять как партия Гоминьдан, так и другие силы, но все их выступления были жестко подавлены. Партия Гоминьдан была официально распущена, а многие ее члены были вынуждены эмигрировать.
Большинство же партий, напуганные царящей в стране анархией, с большой надеждой смотрели на действия генерала, ожидая наведения порядка в стране. Но правление Юань Шикая все больше походило на монархию, и 22 декабря 1915 года он провозгласил себя императором и основателем новой династии. Это не нашло поддержки у народа, мятежи и революционные выступления продолжались вплоть до его отречения в марте 1916. Затем была восстановлена Республика, президенты в которой менялись с пугающей частотой, пока в январе 1949 года в результате очередной революции к власти не пришла коммунистическая партия Китая, а правительство, приверженцы партии Гоминьдан и последний президент Чан Кайши не были вынуждены бежать на остров Тайвань, где и была провозглашена новая Китайская республика.
Президент Китайской республики Тайвань избирается большинством голосов на прямых выборах в областях острова Тайвань сроком на четыре года. В его ведении заключение международных договоров, объявление войны и мира, объявление военного положения, амнистии и помилования, присвоение наград и званий. Но он не обладает правом вето.
Сегодня на эту должность уже второй срок подряд избирается первая женщина-Президент Цай Ин-Вэнь. Она является последовательным приверженцем самостоятельности Тайваня и считает, что повторным своим избранием обязана большому разочарованию тайванцев в модели «одна страна две экономики»
Тем не менее она отмечает, что будет придерживаться осторожной политики и не хочет обострения отношений с материковым Китаем, поэтому продолжит обсуждение планов мирного сосуществования с КНР, возможно даже в рамках одной страны
Китайский президент в равной степени можно отнести и к Председателю КНР, и к Президенту Китайской республики Тайвань. Статья рассказывает об особенностях и истории появления этих должностей в Китае.
Срединные государства
Перенесемся мысленно на 2,5 тысячи лет назад, в середину I тыс. до н.э. В то время формально на территории Великой китайской равнины царствовала династия Чжоу (XII в. до н.э. – 256 г. до н.э.). Фактически же Китай был разделен на ряд независимых царств, которые вели междоусобные войны.
Царство Чжоу пришло на смену государству Шан-Инь (1600-1027 до н.э.), первому государственному образованию, существование которого подтверждено как археологическими находками, так и письменными источниками. В истории династии Чжоу выделяются два периода: правление Западной Чжоу (1026-770 до н.э.) и Восточной Чжоу (770-256 до н.э.), когда столица была перенесена на восток страны, в Лои (совр. Лоян). Правление Восточной Чжоу, в свою очередь, подразделяется на два периода: Чунь-цю (Весны и осени, 770-481 до н.э.), получивший свое название от одноименной летописи царства Лу – «Чунь-цю», редактором которой считается Конфуций, и Чжань-го (Сражающиеся царства, 475 или 403 – 256 или 221 до н.э.).
Срединные царства окружали слабозаселенные территории и пустоши. К северу от Китая простирались бескрайние степи, заселенные кочевыми племенами сюнну (известные в Европе как гунны); на западе – высочайшие горные плато и хребты, где жили свирепые племена цянов (предки тибетцев); на юге, за рекой Янцзы – непроходимые болота и тропические леса; на востоке – безбрежные пространства Бохайского залива (который китайцы называют морем), Желтого и Восточно-Китайского морей, а также аллювиальные прибрежные болотистые низменности. Неудивительно, что китайцы ощущали себя жителями центра мира!
Китай в период Сражающихся царств (примерно на 260 до н. э.)
Почему Китай — Срединное государство?
Второе название, которым часто пользуются сами китайцы для обозначения своей страны — это Чжун Го (中国). Значение иероглифов его составляющих «середина» или «центр» и «государство», т. е. Срединное (центральное) государство. Исследователи считают, что оно обусловлено географическим положением страны со всех сторон ограниченной естественными преградами: степями с севера, морями с юга и востока и неприступными горами с запада. Вот и казалось древним предкам китайцев, что они проживают в самой середине мира. Такое понятие было свойственно многим древним народам.
Но в случае с Китаем существовала и еще одна причина ощущать свою страну центром Вселенной — ее изолированность, оторванность от других развитых цивилизаций древнего мира. Все окружающие народы считались варварами, обязанными склониться перед величием и мудростью китайских императоров и с благодарностью принять главенствующую роль Срединного государства. И большинство близлежащих государств действительно перенимало и заимствовало многие элементы китайской культуры и традиций. Например, они очень ярко прослеживаются в Японии, Вьетнаме, Корее и многих других странах, соседствующих с Китаем.
Все это легло в основу политики «Величия Китая», которая во многом и сегодня определяет мировоззрение жителей этой страны. И в XXI веке традиции китаецентризма питают амбиции Китая, мечтающего снова занять центральное место в современном мире.
Почему Китай — Поднебесная или Срединная империя? Ответ на этот вопрос лежит в глубокой древности государства, в тысячелетней истории, философии и мировоззрении китайской цивилизации.