История ирландии: кратко и понятно

Доисторическая Ирландия

Ирландия не всегда была островом. Более 10 тысяч лет назад она составляла единую сушу вместе с территорией Шотландии и Англии, которые еще не были отделены от материковой Европы.

Древнейшие люди могли свободно проникать в Ирландию, но следов их пребывания не сохранилось до наших времен. Наступил ледниковый период, большая часть территории покрылась толстым ледяным щитом, который уничтожил все возможные свидетельства ранних человеческих поселений в Ирландии. Поэтому пока ученые не могут назвать точную дату первого появления людей на территории этого острова.

Около 10 тысяч лет назад льды стали таять, в результате поднялся уровень моря. Между Ирландией и Шотландией образовался пролив, создавший остров. Еще через несколько тысяч лет Британия тоже стала островом.

Ирландия еще долго была неблагоприятным местом для обитания из-за климата. Там, где остров не был покрыт ледниками, он представлял собой тундру. Только около 8-9 тысяч лет назад началась колонизация острова, предположительно переселенцами из Британии, которые переплывали залив Святого Георга на лодках. Это были охотники и собиратели, кочевавшие по побережью.

Примерно 6 тысяч лет назад жители Ирландии стали осваивать новую неолитическую культуру: выращивать злаки, пасти домашних животных, жить в постоянных жилищах. Из Европы на остров завезли овец, коз, коров, пшеницу и ячмень. В этом периоде на территории Ирландии стали появляться мегалитические монументы – знаменитые ирландские достопримечательности. Это были гробницы, построенные из огромных валунов. Сегодня известно более двух тысяч таких древних памятников.

Древнейшее население Ирландии было вытеснено индоевропейскими переселенцами, которые принесли на остров свой язык. К 2000 году до нашей эры окончательно сформировалась островная кельтская народность, которая уже отличалась от родственных национальностей, проживавших в Британии. Современные ирландцы – потомки этого народа.

В 7 веке до нашей эры в Ирландии начался железный век. Соседнюю Британию уже оккупировали римляне. Тогда и появились первые письменные свидетельства об острове. Римляне называли его Иверния, а римский историк Птолемей в своих трудах перечислил названия местных племен.

Железный век продолжался до христианизации Ирландии. О нем мало что известно, так как ирландцы еще не знали письменности. Изучать историю Ирландии до христианизации можно только по археологическим раскопкам и ирландским мифам. В ирландской мифологии рассказывается о племенах богини Дану, о расе Фир Болг, о сыновьях Миля, в разные времена правивших островом.

Предлагаемая ирландская монархия

В 1906 году Патрик Пирс , писавший в газете An Claidheamh Soluis , представил Ирландию в 2006 году как независимое ирландоязычное королевство с «Ард Ри» или «Верховным королем» в качестве главы государства.

Во время Пасхального восстания в Дублине в 1916 году, некоторые республиканские лидеры, включая Пирс и Джозеф Планкетт , предполагаются , давая престол независимой Ирландии в принц Иоахим Пруссии . Хотя они и не были сторонниками монархии как таковой, Пирс и Планкетт считали, что если восстание будет успешным и Германия выиграет Первую мировую войну, они будут настаивать на том, чтобы независимая Ирландия была монархией с немецким принцем в качестве короля, в то же время Кстати как Румыния и Болгария . Тот факт, что Иоахим не говорил по- английски, также считался преимуществом, поскольку он мог быть более склонен к изучению и продвижению использования ирландского языка . В своих мемуарах Десмонд Фитцджеральд писал:

Эрнест Блайт вспоминает, что в январе 1915 года он услышал, как Планкетт и Томас МакДонах выразили поддержку этой идее на собрании ирландских добровольцев . Никто не возражал, и Балмер Хобсон был среди участников. Сам Блайт сказал, что считает эту идею «чрезвычайно привлекательной».

Шинн Фейн была основана в 1905 году Артуром Гриффитом как монархическая партия, вдохновленная австро-венгерским компромиссом, который стремился создать англо-ирландскую двойную монархию . Во время партии Ard Fheis 1917 года споры между монархистами и республиканцами привели к соглашению о том, что вопрос о республике и монархии будет решен путем публичного референдума после достижения независимости при условии, что ни один из членов Дома Виндзоров не может стать королем. В результате у Ирландской республики не было главы государства во время ирландской войны за независимость до переговоров по англо-ирландскому договору, когда Иамон де Валера повысил свой статус до президента Ирландской республики , чтобы предоставить себе равный статус с Джорджем V.

В 1930-х годах организация, известная как Ирландское монархическое общество, в состав которой входили Фрэнсис Стюарт и Осмонд Эсмонд , задумала свергнуть Ирландское свободное государство и установить независимую ирландскую католическую монархию под руководством члена династии О’Нилов .

По словам Хьюго О’Доннелла, 7-го герцога Тетуана , де Валера поднял идею ирландской монархии вместе со своим прадедом Хуаном О’Доннеллом.

Раймонд Моултон О’Брайен , самопровозглашенный «принц Томонда», и Объединенная христианская националистическая партия, лидером которой был О’Брайен, хотели восстановить монархию с О’Брайеном в качестве короля.

Парламент

Римские католики и инакомыслящие, в основном пресвитериане , баптисты и методисты, были исключены из состава ирландского парламента с 1693 года, а их права были ограничены рядом законов, называемых уголовными законами . Им было отказано в праве голоса с 1728 по 1793 год. Парламенту Граттана удалось добиться отмены Закона Пойнингса в 1782 году. Это позволило принять прогрессивное законодательство и осуществить постепенную либерализацию. Католикам и инакомыслящим было предоставлено право голоса в 1793 году, но католики все еще были исключены из ирландского парламента и высших государственных должностей в королевстве. Как и в Великобритании и в остальной Европе , голосование и членство в парламенте были ограничены владельцами собственности. В 1720 новые ирландские здания Парламента были построены в Колледж Грин , Дублин .

Акция

ВСЕМ, КТО ОСТАВИЛ ЗАЯВКУ ДО 9 декабря

(ДА-ДА, ИМЕННО 2 ПОЛНОЦЕННЫХ 45 МИНУТНЫХ УРОКА, А НЕ ПРОБНЫХ, КАК У ДРУГИХ!)

1. В акции принимают участие все заполнившие заявку
2. Первый пробный урок (30 минут) проводится бесплатно.
3. При первой оплате 5 занятий студент получает 2 урока по 45 минут с выбранным преподавателем и по выбранному курсу бесплатно (1 урок с преподавателем — носителем языка).**
4. Акция не суммируется с другими действующими предложениями и скидками.*
* Например, студент оплативший первые три занятия по льготной цене, не принимает участия в данной акции.
** При оплате 30 минутных уроков студенту предоставляется 2 урока по 30 минут (1 урок 30 минут с носителем языка).

Парламент

Римские католики и инакомыслящие, в основном пресвитериане , баптисты и методисты, были исключены из состава ирландского парламента с 1693 года, и их права были ограничены рядом законов, называемых Уголовными законами . Им было отказано в праве голоса с 1728 по 1793 год. Парламенту Граттана удалось добиться отмены Закона Пойнингса в 1782 году. Это позволило принять прогрессивное законодательство и осуществить постепенную либерализацию. Католикам и инакомыслящим было предоставлено право голоса в 1793 году, но католики все еще были исключены из ирландского парламента и высших государственных должностей в королевстве. Как и в Великобритании и в остальной Европе , голосование и членство в парламенте были ограничены владельцами собственности. В 1720 новые ирландские здания Парламента были построены в Колледж Грин , Дублин .

использованная литература

  • Bhreathnach, Эдель (ред.), Царство и Пейзаж Тары . Пресса четырех кортов для программы Discovery. 2005 г.
  • Бирн, Фрэнсис Дж., Ирландские короли и высшие короли . Пресса четырех кортов. 3-е издание, 2001 г.
  • Чарльз-Эдвардс, TM, Ранняя христианская Ирландия . Издательство Кембриджского университета. 2000 г.
  • Керли, Уолтер Дж. П., Исчезающие королевства: ирландские вожди и их семьи . Дублин: Lilliput Press. 2004 г.
  • Диллон, Майлз, Циклы королей . Оксфорд. 1946. / Four Courts Press. Пересмотренное издание 1995 г.
  • Даффи, Шон (редактор), Средневековая Ирландия: Энциклопедия . Рутледж. 2005 г.
  • Маккиллоп, Джеймс, Словарь кельтской мифологии . Оксфорд. 1998 г.
  • Кох, Джон Т. (ред.), Кельтская культура: Историческая энциклопедия . 5 томов или одна электронная книга. ABC-CLIO. 2006 г.
  • Лалор, Брайан, Энциклопедия Ирландии . Издательство Йельского университета. 2003 г.
  • Мак-Ниокейл, Героид, Ирландия до викингов . Дублин: Гилл и Макмиллан. 1972 г.
  • Ó Коррейн, Доннчад, Ирландия до норманнов . Дублин: Гилл и Макмиллан. 1972 г.
  • О’Донован, Джон (изд. И тр.), Аннала Риогахта Éireann. Летопись Королевства Ирландия четырьмя мастерами с древнейшего периода до 1616 года . 7 томов. Королевская ирландская академия. Дублин. 1848-51. 2-е издание, 1856 г.
  • О’Рахилли, Томас Ф., Ранняя ирландская история и мифология . Дублинский институт перспективных исследований. 1946 г.
  • Rynne, Etienne (ed.), North Munster Studies: Essays in Commemotion of Monsignor Michael Moloney . Лимерик. 1967 г.
  • Спроул, Дэвид, «Происхождение Эоганахты», в Ériu 35 (1984): стр. 31–37.

Главные достопримечательности

Осмотреть все достопримечательности Ирландии за один отдых не получится. Лучше всего составить туристический маршрут, куда внести самые интересные места, затем просто придерживаться плана. Но коренные ирландцы советуют обязательно побывать в следующих местах:

  1. Усадьба-сад Пауэрскорт считается одним из самых красивых садово-парковых комплексов в государстве — главный сад ирландского острова. Несмотря на то что дворец был воздвигнут в XIII столетии, он прекрасно сохранился до сегодняшнего дня. Величественное здание окружает тематический сад с большим количеством разнообразных фонтанов, скульптур. На территории имеется пруд с лебедями и старинная башня.
  2. Одна из самых уникальных фортификационных построек государства — замок Бларни, его можно найти в графстве Корк. Сооружение с массивными стенами пережило несколько нападений. В прежние времена они надежно защищали своих хозяев, но и сегодня здание выглядит весьма грозно и надежно. Знаменит замок своим камнем Красноречия — тот, кто его поцелует, обретет талант и станет искусным оратором.
  3. Очень гордятся местные жители замком Килкенни, который был построен в XII веке. У этого сооружения уникальная история, о которой охотно поведает местный гид. Внутреннее убранство воссоздано в первозданном виде. На территории разбит роскошный парк, по которому обязательно стоит прогуляться, чтобы насладиться красотой клумб и цветников. Нельзя проигнорировать старинный фонтан, радующий своим великолепием уже несколько столетий.
  4. Еще одно интересное место — тюрьма Килмэнхем, основанная в XVIII веке. Сегодня она стала музеем, который ежедневно посещают огромное количество туристов. Раньше в ней содержались самые опасные преступники, а также знаменитые борцы за независимость страны. Есть женские и даже детские камеры.
  5. Ньюгрейндж. В этом мегалитическом культовом строении, которому более 4,5 тысяч лет, расположены гробницы. На курганах и погребальных камерах можно увидеть древние узоры и рисунки. Этот исторический и религиозный памятник можно сравнить со Стоунхенджем.

https://youtube.com/watch?v=S2pvuuQR0iY

Принятие христианства

В 5 в. уже нашей эры на остров Ирландия попали святой Патрик и другие миссионеры, которые способствовали распространению среди местного населения новой религии – христианской. Но только к 600 году языческие традиции «ушли в подполье», поскольку христианство стали принимать все больше и больше людей. Монахи из Ирландии владели несколькими языками, в том числе греческим и латинским, знали богословие, строили монастыри по всему острову.

Принятие христианства способствовало развитию письменности и литературы. Ирландцы создавали манускрипты и различные произведения. Также новая религия дало толчок к развитию скульптуры, архитектуры, декоративным ремеслам, в том числе и обработке металла, созданию уникальных ювелирных произведений, украшений, каменных крестов со сложными узорами.

Учитывая вклад святого Патрика в духовное и историческое развитие Ирландии, этот святой стал покровителем острова и страны.

Норманны: первая угроза

В конце 8-го века грозные ладьи с драконами на носу достигли берегов «изумрудного острова». До этого скандинавы заняли Окрнейские, Гибридские и Шетландские острова, где создали несколько своих поселений. В 795 году норманны высадились у берегов Антрима и захватили остров Рэтлин. А через три года они заняли район, где сейчас располагается Дублин. Скандинавы грабили монастыри и жгли ирландские поселения, но со временем на юго-западном и юго-восточных побережьях возникли новые порты, которые основали захватчики. Именно так появились Дублин, Уэксфорд, Лимерик и Корк. В первой половине 9-го века предводитель норманнов Торгильс, собрав огромное войско, смог завладеть центральными районами Ирландии.

Конечно, далеко не всем правителям ирландских земель радостно жилось под владычеством «данов» (так ирландцы называли викингов). Тем не менее захватчики помогли развитию торговли и судоходства на острове. И, как было сказано выше, основали довольно крупные населённые пункты в Ирландии.


Средневековая ирландская церковь. (Pinterest)

На заре 11-го века король Манстера Бриан и вождь Мита Малахий вступили в борьбу с норманнами: им удалось выбить скандинавов из Дублина и севера Ирландии.

Считается, что в 1014 году в битве при Клонтарфе ард-риаг (верховный король) Бриан положил конец скандинавскому владычеству на острове.

Изгнав врага (который во многом благотворно повлиял на инфраструктуру и экономику острова), ирландцы принялись вновь делить власть между собой, увязнув в междоусобных дрязгах и сварах.

Сувениры и подарки

Ниже представлен небольшой перечень наиболее распространенный и популярных сувениров и подарков, которые туристы обычно привозят из Ирландии:

  • диски с записью в стиле народного фолка
  • ирландские кружева
  • ирландский виски
  • конфеты Baileys или Guinness
  • медовое вино
  • национальные инструменты: флейты вистл, волынки, бойрана
  • сыр
  • свитера с островов Аран
  • статуэтоки сказочного персонажа — леприконы
  • сувенир с изображением трилистника клевера
  • твидовые пальто, пиджаки и головные уборы
  • украшения в кельтском стиле: серьги, браслеты, подвески и кольца
  • хрустальные изделия торговых марок Waterford, Tyrone, Galway и Tipperary
  • чай Barry и Lyons
  • шерстяные вязаные варежки, носки и шарфы

Восстание 1798 года

Общество объединенных ирландцев в 1798 году. Лондон, XIX век

С сегодняшней точки зрения самое главное событие ирландской национальной истории, больше других окруженное мифами и нагруженное дополнительны­ми смыслами, — это дублинское Пасхальное восстание 1916 года  Пасхальное восстание — вооруженное вос­стание, поднятое ирландскими республи­канцами, чтобы добиться независимости от Великобритании, участвовавшей в тот момент в Первой мировой войне. Восстание было подавлено, но революционные настрое­ния в Ирландии только нарастали, и три года спустя началась война за независимость.. Но накану­не Первой мировой войны в качестве такого события ирландцы воспринимали восстание 1798 года.

С конца XVII века в католической Ирландии весь политический процесс кон­тро­лировало англиканское протестантское меньшинство, лояльное британ­ской короне и доминировавшее в местном парламенте. Ирландия формально про­должала быть независимым королевством под властью британского монар­ха, но на деле независимость эта была сильно ограниченна. В отличие от пред­ста­вителей так называемых англо-ирландцев, которые, как правило, были бога­тыми землевладельцами и держали в своих руках бразды правления, у ир­ланд­ских католиков не было права голоса, то есть они были ущемлены в поли­ти­ческих и, соответственно, в гражданских правах: на них были нало­же­ны серь­езные ограничения на владение землей, для них была закрыта часть про­фес­сий, им было сложнее получить образование и так далее.

Еще одной группой, чувствовавшей себя выключенной из политического про­цес­са, были пресвитерианцы — протестантское движение, возникшее в Шот­лан­дии. Их воодушевил пример Французской и Американской революций, и именно они привнесли политические идеалы европейского Просвещения и французского радикализма в ирландский контекст. Большинство пересе­лен­цев из Шотландии жили на севере Ирландии, в провинции Ольстер, и в на­чале 1790-х годов они основали секретное Общество объединенных ирландцев.

В 1793 году Великобритания вступила в войну с Францией и ужесточила поли­тику по отношению к революционерам и радикалам в Британии и в Ирландии. Тогда Общество объединенных ирландцев заручилось обещанием военной по­мощи от французской Директории и подготовило несколько восстаний, кото­рые начались в мае 1798 года. Считается, что к этому времени к обществу в той или иной степени принадлежали около полумиллиона человек и почти 300 ты­сяч были вооружены, то есть восстания были массовыми, но очень плохо ско­ор­динированными. Интеллектуальный центр восставших находился на севере, но первая волна поднялась на зажиточном англоязычном юге; затем несколько восстаний поднялись на севере и, наконец, в Дублине. К сентябрю, несмотря на помощь французов, восстание было подавлено.

В ирландской истории лето 1798 года считается временем наиболее сконцен­трированного политического насилия за весь XVIII и XIX век: в общей слож­но­сти — более 30 тысяч погибших, очень много расправ на местном уровне, же­сто­чайшие казни — людей сжигали живьем. Лидер восстания Вольф Тон был арестован и казнен.

Поражение повстанцев в битве за Винегар-Хилл. Гравюра Джорджа Крукшенка. Англия, 1845 год

Итогом этого восстания спустя два года стало подписание так называемого Ак­та об унии 1800 года (Acts of Union 1800): британский и ирландский пар­ламен­ты проголосовали за формальное объединение Ирландии и Британии, ирланд­ский парламент самораспустился, и теперь ирландские депутаты засе­дали в Лон­доне. И в результате весь XIX век в национальной истории Ирландии был попыткой преодолеть эту потерю политической субъектности и получить пол­ную независимость и суверенитет.

Население Северной Ирландии

В Северной Ирландии живет 1,8 миллиона человек. Коренных ирландцев среди них немного – около 500 тысяч. Они живут на западе и на границе с республикой Ирландия. Коренные ирландцы происходят от древних кельтов, заселивших остров к началу нашей эры. Ирландцы, проживающие в Северной Ирландии, почти ничем не отличаются от ирландцев из республики Ирландия. У них единая культура и история, они придерживаются католической веры и ирландских традиций. Они празднуют день Святого Патрика, занимаются ирландскими танцами и являются ярыми поклонниками своей простой и сытной кухни.

Остальное население Северной Ирландии, а это больше миллиона человек, это англо-ирландцы и шотландо-ирландцы. Это потомки смешанных браков между ирландцами и переселенцами с Британского острова. Исторически сложилось так, что они в основном проживали в северных графствах Ирландии. Самые северные территории и центр заняли англичане, принадлежавшие к Англиканской церкви. Восточные области заселили шотландцы, исповедовавшие пресвитерианство. Религия, культура и традиции этих двух групп населения гораздо ближе к Британии, чем к Ирландии. Они выступают за то, чтобы Северная Ирландия оставалась в составе Великобритании.

Все три группы населения – коренные ирландцы, ирландские англичане и ирландские шотландцы – отличаются друг от друга и настороженно относятся друг к другу. Некоторые из них даже говорят на разных языках. Коренное население еще помнит ирландский язык, хотя большинство все же разговаривают на английском. Районы Северной Ирландии, где жители в разговорной речи используют ирландский, называются гэлтахты. Шотландское население Ирландии говорит на наречии под названием ольстерско-шотландский язык. Это диалект шотландского языка, также известного как скотс. Англичане в Северной Ирландии говорят на английском, но с некоторыми диалектными особенностями.

Повторное завоевание и восстание (1536–1607 гг.)

Генрих VIII король Англии и Ирландии, который основал Королевство Ирландия и начал английское завоевание страны Гансом Гольбейном Младшим

Ведутся споры о том, почему король Англии Генрих VIII решил полностью завоевать Ирландию. Однако самой непосредственной причиной было то, что династия Килдэров Фицджеральдов , ставшая эффективными правителями Ирландии в 15 веке, стала очень ненадежными союзниками тюдоровских монархов. Наиболее серьезно, они пригласили бургундские войска в Дублин , чтобы короновать йоркистский самозванец, Симнели как король Англии в 1487 году В 1535 году, шелковый Томас Фицджеральд вышел в открытое восстание против короны. Генрих VIII подавил это восстание, а затем приступил к умиротворению Ирландии и поставил все под контроль английского правительства, возможно, чтобы не допустить, чтобы она стала плацдармом для иностранных вторжений в Англию (беспокойство, которое должно было сохраняться еще 400 или более лет) .

Ирландия превратилась из лорда в полное королевство при Генрихе VIII. Начиная с периода первоначального господства в 12 веке, Ирландия сохранила свой собственный двухпалатный парламент Ирландии , состоящий из Палаты общин и Палаты лордов . На протяжении большей части своего существования он был ограничен как с точки зрения членства (гэльские ирландцы были лишены членства), так и с точки зрения полномочий, в частности, Законом Пойнингса от 1494 года, который требовал одобрения Тайного совета Англии, прежде чем в него могли быть внесены какие-либо законопроекты. Парламент. После 1541 года Генрих VIII принял коренных ирландских лордов в оба дома и признал их земельные титулы в обмен на их подчинение ему как королю Ирландии . Однако реальная власть в Ирландии на протяжении всего этого периода принадлежала не парламенту, а лорду-заместителю Ирландии , который был назначен королем Англии для управления Ирландией. Парламент собирался только по требованию лорда-депутата, когда он хотел принять новые законы или поднять новые налоги. Постоянными советниками лорда-заместителя был Тайный совет Ирландии .

При наличии государственных институтов следующим шагом было распространение контроля Английского Королевства Ирландия на всю заявленную территорию. Чиновникам Генриха VIII было поручено распространить власть этого нового королевства на всю Ирландию с помощью политики « сдачи и возврата ». Они либо вели переговоры, либо сражались с автономными ирландскими королями и лордами. На это потребовалось почти столетие, и повторное завоевание сопровождалось большим кровопролитием, поскольку оно привело к ассимиляции, а иногда и к упразднению владений, которые были независимыми в течение нескольких сотен лет.

Замок Кагир — неоднократно осаждался в этот период

Повторное завоевание было завершено во время правления Елизаветы I и Якова I после нескольких кровопролитных конфликтов. Desmond Бунты (1569-1573 и 1579-1583) имели место в южной провинции Манстер , когда Фицджеральд граф Десмонд династии сопротивлялся наложение губернатора английского в провинцию. Второе из этих восстаний было подавлено насильственным голодом, в результате которого погибло до трети населения Мюнстера. Самая серьезная угроза английскому правлению в Ирландии возникла во время Девятилетней войны 1594–1603 годов, когда Хью О’Нил и Хью О’Доннелл, самые могущественные вожди северной провинции Ольстер, восстали против английского правительства. Эта война переросла в общенациональное восстание, в котором О’Нил и О’Доннелл успешно получили военную помощь от Испании, которая тогда находилась в конфликте с Англией во время англо-испанской войны . Испанский экспедиционный корпус потерпел поражение от английских войск в битве при Кинсейле в 1601 году. О’Нил и его союзники в конце концов сдались новому Стюарту Кингу, Якову I, в 1603 году. После этого английские власти в Дублине установили реальный контроль над Ирландия впервые принесла централизованную форму правосудия всему острову и успешно разоружила различные лорды, как ирландские, так и древнеанглийские. О’Нил, О’Доннелл и их союзники впоследствии навсегда покинули Ирландию во время бегства графов в 1607 году. Это устранило последнее серьезное препятствие для английского правительства в Ирландии.

Святой Патрик и распространение христианства

В 432 году Святой Патрик из Британии начал миссионерскую деятельность в Ирландии. Он не был первым: на территории острова есть христианские захоронения конца 4 века нашей эры, в Ирландии действовали и другие миссионеры. Но именно Патрик сумел широко распространить религию среди жителей острова и повлиял на историю Ирландии.

На острове появилось множество церквей и монастырей, при которых функционировали монашеские школы. В 6 веке Ирландия превратилась в центр западной учености. Многие христианские деятели на материке родились и учились именно в Ирландии.

Ирландские монахи способствовали сохранению латинской культуры и латыни. На острове активно развивались искусства: работа по металлу, скульптура, каллиграфия, иллюстрации к книгам. Такая ситуация сложилась благодаря спокойной обстановке в Ирландии, которая находилась в стороне от войн и набегов. Так продолжалось до 10 века.

География Ирландии

Расположена между 5,5° и 10,5° западной долготы и 51,5° и 55,5° северной широты. С запада страна омывается водами Атлантического океана, а с востока — Ирландским морем. Побережья Ирландии и Великобритании разделяет пролив Св. Георга. Береговая линия, относительно ровная на восточном побережье, сильно изрезана на юге и западе острова, где имеется множество бухт, заливов и мелких островков. Наиболее глубоко вдаются в сушу заливы Голуэй, Донегол и Лох-Фойл.

Ландшафт страны представляет собой холмистую низменность с известняковой основой, обрамлённую прибрежными скалами, самая высокая из которых Каррантухилл (1040 м). 10% территории занимают торфяники. Самая длинная река Шэннон (370 км). На острове много озёр, крупнейшие из которых — озёрная система Лох-Корриб: Лох-Маск — Лох-Карра, озёра Лох-Ри и Лох-Дерг.

Климат Ирландии умеренный морской, ровный в течение года благодаря тёплым водам Гольфстрима; мягкие зимы, прохладное лето, влажно и часто дождливо. Наиболее холодные месяцы — январь и февраль со средней температурой +4—7°С. Наиболее тёплые — июль и август со средними температурами +14—16°С. Самые солнечные месяцы — май и июнь. Среднегодовой уровень осадков по большей части составляет от 800 до 1200 мм, в гористых районах осадки могут превышать 2000 мм в год.

Флора Ирландии схожа с той, что встречается на большей части Европы, однако гораздо менее разнообразна. Уникален район Буррен в графстве Клэр, где виды арктическо-альпийской зоны, сохранившиеся со времён ледникового периода, сосуществуют со средиземноморскими. Обычными породами деревьев являются дуб, ясень, берёза, ольха, ива, орех. Обширные в прошлом естественные леса были сведены на большей части страны ещё в 17 в. и сейчас занимают ок. 6% территории страны, преимущественно в центре и на востоке острова. Государственная политика нацелена на расширение посадок, главным образом неприхотливых и быстрорастущих хвойных деревьев, приживающихся даже на торфяниках. Закон 1976 «Об охране дикой природы» защищает 68 видов местной флоры.

Фауна включает приблизительно 380 видов диких птиц, отмеченных в Ирландии, на территории Ирландии гнездятся 135. К наиболее интересным видам относятся соколы кречет и сапсан, коростель, клушица. Среди пресноводных рыб встречаются лосось, голец, сиг, угорь, щука. Земноводные представлены лягушкой, тритоном, жабой (по 1 виду). Из рептилий обитает только обыкновенная ящерица. В стране водится 31 вид млекопитающих, включая красного оленя, лисицу, барсука, обыкновенную белку, бобра, серого и обыкновенного тюленя и многих китообразных.

Ирландия обладает довольно скромными запасами полезных ископаемых. Промышленное значение имеют запасы торфа (Ирландия занимает одно из первых мест в мире по его добыче), природного газа (добывается на шельфе), свинцово-цинковых руд (возле Навана в графстве Мит — одно из крупнейших в мире месторождений) и медной руды. Ведётся добыча песка, гравия и камня для нужд строительной промышленности, имеются доломит, серебро, барит, известняк, небольшие месторождения каменного угля, железной руды, пиритов.

Культура Северной Ирландии

Так как в Северной Ирландии проживает разнородное население, то культура этого региона является смешанной. В ней объединились британские и ирландские традиции. В Северной Ирландии, в отличие от остальных частей Великобритании, День святого Патрика является государственным праздником, и его отмечают с большим размахом.

В Северной Ирландии есть несколько специфичных культурных особенностей, которых не встретить ни в Британии, ни в независимой Ирландии. Например, только здесь существует традиция праздновать понедельники. Почти в каждом месяце есть понедельник, который что-то значит и является выходным. Например, первый понедельник июня – праздник начала лета, первый понедельник августа – Августовский выходной, последний понедельник октября – тоже знаменательный день. Даже понедельник после Пасхи у северных ирландцев – отдельный повод для праздника.

Одна из главных культурных особенностей Северной Ирландии – развитие такого направления как граффити. Граффити в Ирландии имеет древнюю историю, еще в период английского завоевания надписи на стенах означали утверждение протестантизма на острове. В 20 веке ирландцы стали использовать граффити для выражения политических идей. Граффити, или Murals по-английски, стали символом Северной Ирландии. Самые известные в Европе рисунки на стенах находятся в североирландских городах Белфаст и Дерри. Белфаст украшают около двух тысяч граффити разного возраста и состояния.

Религия

Ирландия считается одной из самых религиозных стран во всем мире. Подавляющее большинство ирландцев (85%) являются католиками, 5,5% принадлежат к различным протестантским движениям, 0,5%  — православные, ислам исповедует  около 0,6% населения страны. К другим религиям, таких как: индуизм, буддизм, иудаизм, сикхизм, принадлежит около 1% жителей Республики. Порядка  6% ирландцев считают себя атеистами и агностиками.

Католическая церковь имеет очень суровые законы внецерковной жизни. Ранее католики не имели права делать аборт или разводиться. В 90-х годах Ирландия с трудом устранила эти суровые законы, и теперь женщины могут делать аборт, однако только за границей. На территории страны эта услуга строго запрещена.

Ирландия в 19 в.

Ирландцы продолжали принимать участие в работе английского парламента, благодаря чему были приняты многие законы, отвечающие социально-экономическим интересам Ирландии. В 1829 г. ирландцу, члену парламента Д. О’Коннел добился принятия Акта об освобождении католиков. Одновременно с этим Лондон разрешил католикам голосовать и избираться в парламент.

О’Коннел делал все возможное, чтобы уния Ирландии и Великобритании была разорвана. Добивался постоянно он и того, чтобы в Ирландии появился собственный парламент. Но поддержка реформаторской деятельности Д. О’Коннела не вызывала восторга у большинства ирландцев, которые стремились применить насильственные методы для возвращения независимости. А О’Коннел хотел всего добиться постепенно – через реформы, законодательную деятельность, поэтому он полностью отбрасывал терроризм, восстания, насилие.

Достигнутые изменения были перечеркнуты голодом, который поразил Ирландию в 1845-1851 гг. Причиной этого стали неурожаи картофеля, который являлся основным продуктом питания для жителей Изумрудного острова. В течение трех лет все урожаи поражались картофельной гнилью, что и вызвало голод. Правительство Британской империи практически не отреагировало на сложившуюся ситуацию, требуя выполнения договоренностей по условиям торгового соглашения. Ирландцы и дальше должны были экспортировать в Англию и другие европейские государства молочную продукцию, пшеницу.

Общее количество погибших от голода точно не установлено, как и людей, которые выехали навсегда с острова. Большая часть ирландцев переехала в Северную Америку, в том числе в Соединенные Штаты Америки. Общее количество жертв за 1845-1851 гг., вместе с эмигрантами, составило 2 миллиона человек.

Голод не сломил дух ирландцев, которые организовали в стране движение за самоуправление Ирландии. Это течение получило название Гомруль – от сочетания двух английских слов – home rule. Его возглавил Ч. Парнелл, добившийся того, чтобы многие члены движения стали членами ирландского парламента. Парнелл активно представлял интересы своей страны, став некоронованным королем Ирландии в Палате общин. Идея самоуправления и движение за ее реализацию вызвали серьезные изменения во внутренней жизни Ирландии.

Кроме положительных изменений, были и отрицательные результаты. Главным из них стало возникновение проблемы Ольстера или Северной Ирландии. Эта часть острова была населена протестантами, которые не хотели жить в католическом ирландском обществе. Жители Ольстера стремились к тому, чтобы Ирландия и дальше оставалась в унии с Великобритании. Партия унионистов под руководством Э. Карсона готовила восстание, если Ирландия провозгласит независимость от Англии. В этом случае, северные регионы должны были поднять ответный мятеж, чтобы провозгласить объединение с Великобританией.

Но в ситуацию вмешались мировые и европейские события, которые вызвали начало Первой мировой войны. Еще перед ее началом в 1912 г. был утвержден Билль о гомруле Ирландии, но в силу он так и не вступил. Националисты считали, что ратификация документа произойдет сразу же после окончания мировой войны, поэтому многие ирландцы пошли служить в британскую армию. С таким призывом к жителям Ирландии обратился лидер партии националистов Дж. Редмон. Служить ирландцы на фронты Первой мировой войны отправились, но небольшая часть из них отказалась это сделать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector