История исаакиевского собора в санкт-петербурге
Содержание:
- Собор в наши дни
- Фасады
- Интерьер
- Собор во время Блокады Ленинграда
- Архитектурная задумка
- История собора
- Что дошло до потомков
- Примечания
- Первые три Исаакиевских Собора — что с ними стало
- Каменные стены на мраморном основании
- Краткий курс истории. Исаакиевский собор
- Восточная сторона
- С 90-х прошлого века и по день сегодняшний
- Внешний вид собора
- Деревянное, каменное и мраморно-кирпичное прошлое
Собор в наши дни
Новым заказчиком строительства выступил император Александр I. По его указу, подрядчиком работ назначен малоизвестный архитектор О. Монферран. У зодчего не оказалось должного опыта и знаний, поэтому процесс создания новой базилики растянулся на 40 лет. Монферран внес поправки в проект, задуманный при Екатерине. Он увеличил площадь корпуса и размеры куполов. Завершающие штрихи в разработку эскиза добавил император Николай I. Он распорядился воздвигнуть башенки по углам здания, оборудовать портики, а также распорядился завезти мрамор для декора.
Исаакиевский собор приобрел характерные черты благородства и величия. Его освящение прошло в мае 1858 г.
Фасады
Снаружи собора установлены мраморные столбы, а на фасадах – скульптурные композиции. По общему стилю храм относят к позднему классицизму с вкраплениями эклетики, неоренессанса и византийского направления.
На северной стороне собора написана сцена воскрешения Христа, на углах – скульптуры Павла, Иоанна и Петра. Углубления и двери – с картинами святых и Библейских сцен.
Западную стену украшает картина встречи монаха Исаакия и государя Феодосия. Эта символ объединения власти – земной и небесной. С этой же стороны собора находятся барельефы чудес Христа, статуи апостолов Фомы, Варфоломея и Марка.
Южная сторона украшена библейскими сценами, как поклонялись волхвам. На дверях и в углублениях – картины Н. Завета, фронтоны увенчаны апостолами-скульптурами Филиппа, Матвея и Андрея.
Восточная сторона «смотрит» на Невский проспект. Эта сторона декорирована изображением св. Исаакия и государя Валента. Монах преграждает дорогу самодержцу, оповещая его о скорой смерти. За это монах был закован в цепи и отправлен в тюрьму. Еще фронтоны украшают скульптурные творения апостолов Симона, Луки и Иакова.
Интерьер
В соборе три алтаря, главный посвящён Исаакию Далматскому, левый — Великомученице Екатерине, правый — благоверному Александру Невскому.
После революции храм был разорён. Из него было вынесено 45 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений. В 1928 службы прекращены.
Во время Великой Отечественной войны сильно пострадал от бомбёжек и артобстрела, на стенах и колоннах местами сохранены следы от снарядов.
С 1948 года функционирует как музей «Исаакиевский собор». В 1950—1960-е года проведены реставрационные работы. На куполе устроена смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама центральной части города. Внутри храма был установлен маятник Фуко (в настоящее время демонтирован), который благодаря огромной длине наглядно демонстрировал вращение Земли.
В 1990 проведена первая церковная служба, в настоящее время они проходят регулярно по праздникам и воскресным дням.
Интересно присутствие в интерьере этого православного храма витража — изначально элемента убранства католических церквей. Изображение Воскресшего Спасителя в окне главного алтаря было одобрено Священным Синодом и лично императором Николаем I. Созданием эскиза витража для Исаакиевского собора занимался немецкий художник Генрих Мария фон Хесс, изготовлением в стекле руководил М. Э. Айнмиллер — глава «Заведения живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене. К 1843 году витраж был установлен в окне собора в Петербурге. Он является ключевым памятником в истории витражного искусства в России. Появление в кафедральном храме столицы стеклянной картины с изображением Иисуса Христа произошло в результате взаимодействия западной и восточной христианской традиций, своеобразного синтеза фигуративного католического витража и запрестольной православной иконы. Установка его в главном храме России утвердила витраж в системе оформления православных церквей страны. Витражи, изначально элемент убранства инославных церквей, получили «законные» права в православных храмах. А изображение Воскресшего Спасителя на алтарном окне Исаакиевского собора стало иконографическим образцом для многих витражей в храмах России, как в XIX веке, так и в наше время .
Собор находится в ведении Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».
- Директоры музея
- С 3 июня 2008 года — Николай Буров (Бывший глава Комитета по культуре Петербурга),
- До января 2008 года — Николай Нагорский (ум. в январе 2008 года).
Собор во время Блокады Ленинграда
До сих пор в Исаакиевском соборе сохранились следы от обстрелов и даже фрагменты снарядов. А стены пострадали от холода: во время Великой Отечественной войны храм не отапливался.
Жители Ленинграда собственноручно покрывали храм тёмно-зелёной краской, чтобы закрасить огромный, бросающийся в глаза золотой купол. Хотя под прямой удар собор ни разу не попал. Многие говорили, что немецкие войска использовали его как ориентир на местности.
В военные годы Исаакий использовался как хранилище. В него из пригорода Ленинграда, Летнего Дворца Петра I и Музея Истории города свозили музейные экспонаты, которые не успели эвакуировать. Так что все музейные ценности целых 900 дней пролежали в безопасности, а перед собором жители города разбили огород, где во время блокады выращивали капусту.
Архитектурная задумка
В 1809-ом году начались работы по подготовке проекта и строительству обновленного Исаакиевского собора: величественного, соответствующего общему архитектурному стилю центра Петербурга. Автором окончательного проекта стал Огюст Монферран. За основу он взял традиционный для восемнадцатого века тип храма: пятикупольный, центричный, квадратный в плане.
В стандартный чертеж он внес свои изменения: немного “вытянул” его на запад и восток, сделав из квадрата прямоугольник, а в середину поместил выступающий на север и юг квадрат
В результате всех этих преобразований центральная часть стала сильно выделяться и приобрела особенно важное значение
Основная часть собора представляет собой цельный куб, над которым возвышается высокий цилиндр, окруженный колоннадой. Цилиндр венчает огромный позолоченный купол. По сторонам от центральной части храма установлены четыре колокольни. Они украшены небольшими позолоченными главками. Сочетание размеров основного и дополнительных куполов создает впечатление устремленности всего строения ввысь.
Фасады дополнены портиками с семнадцатиметровыми колоннами, которые тоже весьма примечательны: они выполнены из гранита и имеют гранитные основания с вырезанными в них ступенями. Каждая из колонн весит сто четырнадцать тонн.
Один из двух портиков с шестнадцатью колоннами повернут к набережной Невы и установленному на ней Медному всаднику, второй – к Исаакиевской площади. Алтарная часть снаружи украшена восьмиколонным портиком, такой же установлен и в западной части храма. Благодаря такому архитектурному решению входы в собор оказались по бокам от алтаря.
Треть восточной стены храма занимает аттик. Такой крупный размер был продиктован необходимостью сохранить освященную часть предыдущей версии храма. Архитектор немного смягчил его вертикальными членениями звонниц и пилястрами, украшающими углы сооружения.
Стены храма облицованы серым мрамором. Гладкими их назвать нельзя: они буквально изрезаны непомерно большими окнами с массивными наличниками – этот прием зрительно увеличивает и без того крупное сооружение. Тот же эффект создают и огромные двери: площадь каждой составляет сорок два квадратных метра, вес створки – без малого десять тонн.
История собора
Государь Петр Первый родился в канун памяти св. Исаакия, 30 мая. Император с уважением относился к монаху и в 1710 г. выдал указ о возведении собора в честь монаха. Сначала это была небольшая деревянная церквушка вблизи Адмиралтейства. Под небольшой храм была перестроена чертежная, которая относилась к морскому ведомству. В 1712 г. в церквушке венчался сам Петр Первый.
В 1717 г. город стал «обрастать» каменными зданиями. Было решено заодно модернизировать и Исаакиевскую церковь. Первый камень был заложен лично императором. Начальная постройка была очень простой, вторая – в стиле барокко. На возведение храма ушло 10 лет. Работы велись тремя архитекторами.
Храм в то время располагался на месте современного «Медного всадника». Однако место было выбрано очень неудачно, Нева регулярно размывала фундамент. Требовались дорогие и постоянные ремонты. Это вынудило администрацию города поискать другое место для переноса храма. Указ об этом был подписан в 1761 г. Однако третья закладка пришлась только на 1768 г., когда на трон взошла Екатерина Вторая.
Третий собор планировалось построить большим, с высокой колокольней и 5 сложными куполами. После смерти Екатерины Второй произошла замена архитекторов, и собор достраивался очень быстро, по упрощенному варианту. В результате до карниза здание отличалось роскошью, с отделкой из мрамора, а выше шел простой кирпич. Архитектор оставил единственный купол, а колокольню сделал намного меньше, чем планировалось изначально.
В 1802 г. храм наконец, был освящен. Он сильно отличался от общего вида Петербурга. В 1809 г. был создан другой проект перестройки собора, автором которого являлся французский архитектор О. Монферран. Одобрение он получил в 1818 г. Новый император пожелал сохранить роскошную алтарную часть и подкупольные пилоны.
Собор получился больше, чем прежний и приобрел новые очертания. Главный купол был дополнен еще четырьмя небольшими и высокой колоннадой. Постепенно проект менялся, но главная часть оставалась прежней. Новый собор освятили в 1858 г.
Что дошло до потомков
За свои полтора века Исаакиевский собор много раз пользовался услугами реставраторов. Самый горький, местами смертельный урон нанесли ему холод, сырость и война. В 40-х годах прошлого века стены и своды были исковерканы осколками бомб и снарядов. Стекла выбиты. В кровле зияли дыры. Великолепные интерьеры заметал снег, мочил дождь, живопись съедали мороз, грязь и сырость. Нашествие варваров фрагментами уничтожило “Страшный суд”.
Пять послевоенных лет ушло на ремонт инженерных сетей и кровли, остекление и очистку куполов от защитной краски, консервацию живописи. Только в 1954 году нашлись средства и силы на возрождение утраченной иконописи. За восемь лет живопись собора преподобного Исаакия Далматского была восстановлена. Управлял сложным процессом легендарный Яков Казаков. Художник-фронтовик, коренной ленинградец, благодаря которому засиял в полном блеске не только собор и Екатерининский дворец Царского Села, но была заново создана уничтоженная итальянская живопись XVIII века в Петергофе, Гатчине, Ораниенбауме, Павловске.
Примечания
- . Проверено 16 февраля 2008.
- Зощенко М.М. Неудачи, 39 // . — Избранное в 2-х томах. — Художественная литература. — Т. 2. — С. 261.
- .
- .
- «Санктпетербургскія В?домости». 1 июня 1858, № 117, стр. 691—693 (рубрика «Фельетон»).
- Княжицкая Т. В. . / «Художественное стекло и витраж». Вып. 5. М., 2010. С.5-7.
- www.dp.ru // Деловой Петербург ISSN (Online). — 17:07 03 июня 2008.
- С августа 1759 службы проходили в Благовещенской церкви во дворце графа А. П. Бестужева-Рюмина
- C 1816 службы перенесены в ближайшую Александро-Невскую церковь при Правительствующем Сенате, а с 1822 — в Адмиралтейский собор святителя Спиридона Тримифунтского
- Храм принадлежал Петроградской автокефалии
- В 1923—1928 годах храм был обновленческим
- Новая газета 16 декабря 2007 года.
- // ЭСБЕ.
Первые три Исаакиевских Собора — что с ними стало
Первые три храма берут свое начало с 1710 года. Стоит напомнить, что Петроград начали отстраивать в 1703 году по велению императора Петра Великого. Город стал новой столицей и важнейшим культурным, экономическим и военным центром России. С каждым годом росло население как мирное, так и гражданское.
Первая Исаакиевская церковь, располагалась на Адмиралтейском лугу
В те годы почти не существовало понятие атеизма в современном понимании этого слова. В церковь ходили все и требовалось много храмов, чтобы полностью покрыть потребности населения. Не стали исключением в этом вопросе и работники вервей, что размещались вблизи Адмиралтейства.
Чтобы рабочие не тратили много времени, добираясь до ближайшей церкви, Петр Первый повелел воздвигнуть небольшой храм прям около Адмиралтейской площади. Для постройки выписали голландского архитектора Германа ван Болеса.
Построенная церковь не отличалась изысками и новаторскими решениями. Она была простой, однокупольной и с крестом, размещенным над алтарем.
1 февраля 1712
в этот день в первом Исаакиевском соборе венчались Петр Великий и Екатерина Алексеевна
После проведения ритуала молодожены отбыли сразу в будущий Зимний дворец.
Первый Исаакиевский собор не простоял долго. Вскоре церковь разобрали на запчасти. Причина банальна — в нее не влезали все желающие. Да и сделана она оказалась не очень качественно и быстро ветшала. Сказывался используемый материал и «великолепная» погода новой столицы.
Второй Исаакиевский собор
Вторая церковь строилась более основательно, чем первая. В ее постройке участвовало несколько именитых мастеров, а первый зодчий по традиции тех времен так и не увидел окончания своей работы. В отличии от первого собора, второй выполнялся из камня с большим применением металлов и в меньшей – дерева.
Впервые в России применили способ строительства церкви в виде креста с схождением в центральной части.
По центру находился купол и алтарь, над ним – крест.
Сохранившееся изображение второй Исаакиевской церкви
1763
в этот год второй Исаакиевский собор снесли
В целом церковь простояло недолго, и уже в 1763 году пошла под снос. Интересным фактом можно считать, что колокольню приходилось отстраивать два раза. По причине отсутствия тогда громоотводов высокие постройки с металлическими навершиями оказались идеальной мишенью для молний.
Третий Исаакиевский собор, но не последний
Непростая судьба выдалась и у третьей итерации Исаакиевского храма. Молва прозвала церковь дитем трех царствований и не особо жаловала постройку. Начатый при Екатерине Второй храм имел роскошный проектный план с пятью куполами и отделкой мрамором.
Антоние Ринальди, итальянский архитектор, начавший строительство третьего Исаакиевского собора
Занимался строительством именитый мастер Антонио Ринальди. Он же возглавлял процесс до самой кончины Екатерины II. После смерти царицы архитектор покинул Россию, а строительство передали Винченцо Бренне. Архитектора назначил Павел I и основным направлением продолжающегося строительства стала экономия.
В новом варианте пришлось уменьшить размер куполов и слегка обрезать высоту сооружения. Из-за нехватки средств вместо мрамора на поздних этапах начали использовать простой кирпич. Остатки же уже заготовленного материала отправили на постройку Михайловского замка, личного дворца царя.
Третий Исаакиевский храм
Павел I просидел на троне не долго и в результате дворцового переворота оказался низвергнут и убит. На престол взошёл царь Александор I. Он не стал особо заморачиваться с Исаакиевским храмом.
Урезали и так уже исковерканный проект, разрушили часть возведенных при Павле I элементов и наконец в 30 мая 1802 года закончили строительство. Храм получился неказистый с мраморным основанием, кирпичной кладкой на верхних ярусах и с непропорциональной формой.
Среди народа про церковь ходила эпиграмма: Сей храм трёх царствований изображение: Гранит, кирпич и разрушение.
Вскоре снова начали ходить слухи о строительстве нового храма, и он тоже оказался невиданным долгостроем.
Каменные стены на мраморном основании
Третий Исаакиевский собор не могли построить на протяжении нескольких десятилетий. Поначалу пришлось сменить архитектора — Поначалу пришлось сменить архитектора — назначенный на место руководителя Чевакинский передал свой пост Ринальди. В 1768 году заложили храм. Итальянский зодчий намеревался возвести высокий собор с колокольней и пятью куполами. Стены облицовывались мрамором. Со смертью Екатерины II Ринальди был вынужден уехать из России, оставив храм недостроенным.
Третий Исаакиевский собор получился приземистым и нелепым
Взошедший на престол Павел I приказал архитектору Бренна срочно достроить собор. Ему пришлось сильно исказить проект Ринальди, отказавшись от четырех малых куполов. К тому же весь мрамор для облицовки собора Павел I использовал для строительства резиденции в Михайловском. Так что храм получился приземистым и нелепым — на мраморном основании покоились кирпичные стены. Современники потешались и сочиняли эпиграммы.
Третий Исаакиевский собор. (pinterest.com)
Краткий курс истории. Исаакиевский собор
8 июля (н. ст.) 1819 года принято считать днем рождения Исаакиевского собора, крупнейшего православного храма Санкт-Петербурга.
История создания
Исаакиевский собор сегодня признан одним из самых больших храмов Санкт-Петербурга. Но начиналось все совсем иначе. Сначала на этом месте появилась простая деревянная церковь в честь византийского святого Исаакия Далматского, день памяти которого соответствует дню рождения Петра Великого. Храм предназначался для строителей Адмиралтейской верфи, в 1710 году в нем начали проводить службы. Важным событием в истории этой церкви стало венчание в ней Петра I со своей второй супругой, Екатериной Алексеевной, в 1712 году. В 1717 году было начато строительство другой церкви, так как первая обветшала и уже не вмещала быстро растущее население города. Вторая церковь, уже каменная, возводилась на берегу Невы, всего в 20 метрах от берега, и позже на этом месте появился знаменитый Медный всадник. Во второй половине XVIII века возвели третью церковь, но она всем не понравилась, и ей вынесли приговор: не соответствует парадной застройке города.
Новый проект
Было принято решение возвести новый храм. Программу конкурса составили в Академии художеств. Александр I лично взялся все контролировать и утвердил программу конкурса. Лучшие архитекторы приняли в нем участие. Александр I отнесся к работам критически: они не учитывали его пожелания о перестройке старого собора и предполагали строительство нового. В 1813 году снова было предложено проводить конкурс, на прежних условиях. В этот раз к нему примкнул молодой французский архитектор Огюст Монферран. Он представил царю свои варианты, которые в целом тот одобрил, и было предложено готовиться к перестройке Исаакиевского собора. 8 июля (н. ст.) 1819 года состоялась его торжественная закладка. Сам Монферран только в 1820 году представил окончательный проект, но специалистами были высказаны замечания и отмечены ошибки. Александр I, узнав об имеющихся проблемах, распорядился внести исправления в проект. Итоги конкурса не воодушевили организаторов, и было предложено проект отложить до февраля 1824 года. Окончательный и утвержденный императором проект появился в марте 1825 года. Строительство стало так называемым долгостроем. Шестнадцать лет велись работы, и только в 1841 году приступили к оформлению интерьеров. Проект декора и общая концепция росписей рассматривались Синодом и утверждались императором. Торжественное освящение состоялось в 1858 году. На открытии собора присутствовали Александр II и члены императорской семьи.
Дальнейшая судьба собора
В самом начале XX века безрезультатно обсуждался вопрос об изменении двойного подчинения собора: Министерству внутренних дел и духовному ведомству. После революции 1917 года здание и имущество были национализированы, а с декабря 1919 года переданы в пользование прихожан собора. Великая Отечественная война не пощадила собор, и он значительно пострадал от бомбежек и артобстрела. До сих пор на некоторых стенах и колоннах здания видны следы от снарядов. Тем не менее собор выстоял и даже сохранил в своем помещении многие экспонаты музеев Ленинградской области. С 1948 года работает как музей «Исаакиевский собор». На куполе после реставрационных работ появилась смотровая площадка, с которой открывается прекрасная панорама города. В настоящее время в соборе регулярно проходят богослужения.
Восточная сторона
Надпись на фризе: «На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во век». На фронтоне барельеф «Исаакий Далматский останавливает императора Валента». Это работа скульптора Лемера. Воспроизведен сюжет, когда Исаакий, осмелившийся преградить дорогу грозному императору, предрекает тому близкую погибель. Стражники цепями сковывают святого, чтобы бросить его в темницу.
Угол фронтона украшает фигура апостола Иакова — самого решительного из учеников Христа, за что и был первым предан мученической смерти. В другом конце апостол Симон, держащий в руках пилу, ставшую символом мучений, выпавших на долю апостолов. На вершине евангелист Лука с тельцом – символом святости завета.
С трех сторон фронтоны украшены дверьми, выполненными скульптором Витали из дуба и бронзы. На каждой из них изображены сюжеты из жизни Христа и фигуры святых.
С 90-х прошлого века и по день сегодняшний
- С 90-х прошлого века на куполе открыта смотровая площадка, откуда можно насладиться прекрасным видом на весь исторический центр города на Неве.
- В 2005 году Музей-памятник „Исаакиевский собор“ и Санкт-Петербургская епархия подписали соглашение о совместной деятельности.
- Сегодня вопрос о передаче Исаакиевского собора РПЦ уже решен. Но страсти не унимаются. Кажется, что общество разделилось на равные половины: кто за и кто против данного решения городских властей.
- Русская Православная Церковь и Министерство культуры заключили договор о сохранении всех соборных ценностей. Исаакий передают Церкви на сорок девять лет. Его собственниками остаются петербуржцы. Храм занесён в список охраняемых сооружений в РФ и ЮНЕСКО.
- Митрополит Кирилл заверил прихожан, петербуржцев в том, что Исаакиевский собор будет работать и как музей, и как храм для служения Богу. Даже теперь вход будет бесплатным, правда, за исключением подъёма на колоннаду и экскурсий. Все расходы на содержание собора возьмет на себя теперь митрополия. На реконструкцию деньги будут выделяться из городского бюджета.
Собор будет находиться в ведении и городской власти, и православной церкви. По духу ли это будет буквально всем горожанам, покажет время.
Внешний вид собора
При одном только взгляде на Исаакиевский собор сразу становится понятно, что храм отличается от себе подобных. И не только своей монументальностью, но и богатой отделкой как снаружи, так и внутри.
На строительство храма было выделена колоссальная по тем временам сумма — 23 000 000 рублей. К сведению, дом в те времена можно было построить за 130-140 рублей.
При строительстве использовались 43 породы минералов, для цоколя — гранит, для стен — серый рускеальский мрамор. Гранит для Исаакия привозили с берегов Финского залива на специальных судах в виде огромных гранитных блоков.
Исаакий украшают 112 колонн, выполненных из цельного камня. Со всех сторон собор декорирован колонными портиками, на них красуются фигуры 12 апостолов и фронтоны, украшенные горельефами скульптора Ивана Витали на библейский манер. Благодаря идее этого же скульптора в оформление собора удачно вписались дубово — бронзовые двери. На них изображены сцены из жизни Иисуса Христа и фигуры святых.
Деревянное, каменное и мраморно-кирпичное прошлое
- История Исаакиевского собора берёт свое начало практически со дня основания Санкт-Петербурга. Разница в каких-то 4 года.
- Закладкой первых 2-х церквей начал строительство собора в честь Исаакия Далматского — Петр Первый, а завершил — Александр Второй.
- Каждый император принимал активное участие в его возведении или реконструкции.
- Петр Великий родился в день преподобного Исаакия Далматского — 30 мая. Государь, желая почтить память святого, задумал о постройке храма.
- Сначала Исаакий построили из дерева и освятили в 1707 году. Через 5 лет здесь состоялось венчание государя.
- Спустя 10 лет храм перестроили из камня. Знатным шпилем и архитектурным замыслом он походил на Петропавловский собор. Воды Невы подмывали фундамент храма, а также удар молнии, по причине которой в нем возник пожар, вынудили опять его отстраивать.
- При Екатерине Второй было вынесено такое решение. Собор расположили чуть подальше от воды, и в те времена уже использовали мрамор, который и смотрелся лучше, и обладал большей выносливостью. Его применили при закладке фундамента. Но императрица, нанявшая итальянского архитектора Ринальди, не успела реализовать грандиозный проект.
- Достраивали при Павле Первом и спешно. Храм с кирпичными стенами, которые зиждились на основании из мрамора, выглядел смешно. Он стал “памятником двух тронов”. Известно, на 2-х стульях не усидишь. Хоть и аллегория, но “в яблочко”.
- Александр Первый приказал разрушить сооружение, изрядно уродовавшее лицо Северной столицы. Он велел возвести храм из гранита.