Как самостоятельно добраться до линии сталина из минска?

История «Линии Сталина»

Название «Линия Сталина» в СССР никогда не употреблялось для обозначения этих фортификационных сооружений — его применяли только на западе. Впервые оно было использовано в одной из статей латвийской русскоязычной газеты «Сегодня», а затем эта статья была перепечатана английской «Daily Express», после чего и получило широкое распространение заграницей.

Строительство оборонительных укрепленных районов (УР) в СССР началось в 1928 году под влиянием общеевропейской тенденции укрепления границ, навеянных Первой Мировой войной и аналогичными западными комплексами, такими как «Линия Мажино» во Франции и «Линия Маннергейма» в Финляндии. Сначала было построено 13 УР: Тираспольский, Рыбницкий, Могилев-Подольский, Летичевский, Новоград-Волынский, Киевский, Коростенский, Мозырский, Минский, Полоцкий, Псковский, Кингисеппский и Карельский, а позже, в 1938 году, еще 8: Каменец-Подольский, Остропольский, Старо-Константиновский, Изяславский, Шепетовский, Слуцкий, Себежский и Островский. Самым крупным из них был именно Минский укрепрайон, к 1936 году состоявший из тридцати трех артиллерийских, 114 противотанковых и 401 пулеметных сооружений и простирался на 140 километров с севера на юг и на 3-5км в глубину.

Качество построек, мягко говоря, было плохим. Во первых, строительство велось по уже устаревшим к тому моменту проектам 7-10 летней давности. За этот срок армии значительно эволюционировали как в вооружениях, так и тактически. Во вторых, даже во времена Сталина в полный рост процветало воровство, и качество строительных материалов из-за этого ощутимо страдало. И в третьих, практически все работы приходилось проводить вручную из-за отсутствия необходимой строительной техники на местах. Вдобавок ко всему, планирование велось по старым картам 1913 года, на которых отсутствовали многие появившиеся важные объекты местной инфраструктуры, например, крупные оросительные каналы, сильно затрудняющие строительство и искажавшие первоначально задуманные фортификационные функции.

В конце 1938 года была проведена глобальная проверка укрепрайонов на «линии Сталина», обнаружившая огромное количество нарушений при строительстве. В актах проверок указывалось, что Псковский укрепрайон «не может быть занят войсками, так как до половины сооружений на 20-40 сантиметров заполнены водой, появившейся из-за неправильной оценки глубины грунтовых вод. В то же время водопровод не работает, электрооборудование УРов отсутствует, в жилых помещениях высокая влажность и спертый воздух, центры снабжения не построены, склады для продовольствия отсутствуют. Из-за неграмотного планирования УР их огневые сооружения не могут вести огонь на дальность более 50-100 м, так как местность имеет бугры, овраги и не вырубленные леса. Амбразуры ДОТов рассчитаны на применение пулеметов «Максим», но оборудованы станками неизвестной конструкции. Артиллерийское вооружение УР состоит из 6 устаревших полевых орудий 1877 года, к которым нет снарядов. Охрана территории УР не ведется — в ходе проверок комиссия неоднократно встречала местных жителей, проходящих в непосредственной близости от огневых сооружений для сокращения пути между поселками». Подобных характеристик были удостоены и остальные укрепрайоны на «линии Сталина» (источник — журнал «Российское военное обозрение»).

После расширения западных границ СССР, в 1939 году, было принято решение о консервации существующих укрепрайонов и начале строительства новых, названных впоследствии «Линией Молотова», но до начала войны их возвести так и не успели.

Есть мнение, что «Линия Сталина» была затем уничтожена по приказу самого Сталина, но это скорее пропагандистская легенда, чем правда. Вот здесь можно почитать интересную статью по этому поводу.

Минский УР

Минский
укрепрайон был самым мощным из советских УРов.
Занимая по фронту около 140
км (от истока реки Вилия на
севере до истока реки Неман на юге), прикрывал Минск с северо-запада, запада и
юго-запада. Имел 33 артиллерийских бункеров, 114 сооружений для противотанковых
орудий, 401 пулемётных ДОТов, 32 командных бункеров.

К 25 июня
1941 года Минский УР занимали четыре пулеметно-артиллерийских батальона. 26
июня укрепрайон заняли также 64-я и 108-я стрелковые дивизии и 49-й корпусной
артполк 44-го стрелкового корпуса 13-й армии. За линией укреплений разместилась
161-я стрелковая дивизия. На окраинах Минска располагалась 100-я стрелковая
дивизия.

26 июня между укреплениями северного
сектора Минского УРа беспрепятственно прошла немецкая
7-я танковая дивизия (из 3-й танковой группы Гота).

27 июня через центральный сектор
Минского УРа прорвались 20-я и 12-я танковые дивизии
(той же группы Гота), а через южный сектор Минского УРа
прошла 18-я танковая дивизия (из 2-й танковой группы Гудериана).

28 июня 1941 немецкая 20-я танковая
дивизия взяла Минск. Вечером этого дня советская Ставка Верховного
Главнокомандования издала директиву № 0068 командующему войсками Западного
фронта генералу армии Павлову:

«С целью разгрома подвижной группы
противника в районе Радошковиче, опираясь на Минский укреплённый район, силами 21 и
44 ск 28 и 29.06 нанести удар со стороны Молодечно на Красне, Радошковиче
и со стороны Минска на Ракув, Грудск,
Молодечно и, не допустив её отхода на запад,
уничтожить. Наступательные действия не прекращать и ночью.»

Очевидно,
советское верховное командование в Москве не имело понятия, что Минск уже взят
немцами, а остатки частей 21-го и 44-го корпусов находятся в окружении.

Далее в той
же директиве приказывается силами 47-го стрелкового корпуса «прочно занять и оборонять Слуцкий УР».

Киевский УР

Киевский
укрепрайон прикрывал подступы к Киеву с северо-запада, запада и юго-запада,
упираясь флангами в западный берег реки Днепр. Ширина по фронту – около 85 км, имел 24 артиллерийских
бункера, 184 пулемётных ДОТа, 12 командных бункеров.
С июля 1941 укрепрайон оборонялся 5 пулемётными батальонами, 2 гаубичными
артполками, 3 противотанковыми артдивизионами, 2 воздушно-десантнымибригадами, 2 артиллерийскими училищами,
полком войск НКВД, а также подразделениями двух стрелковых дивизий, отошедших с
запада.

Утром 11 июля
1941 на подступах к укрепрайону появились немецкие разведдозоры (13-й танковой
дивизии). Бои в юго-западном секторе укрепрайона начались с 3 августа. 7 августа немецкие войска
прорвали южный фас укрепрайона, подошли к пригородам Киева, но к 15 августа
были оттеснены частями советской 37-й армии (сформированной из войск,
оборонявших Киевский укрепрайон, под командованием генерал-майора А.А.Власова).

16 сентября главнокомандующий войсками Юго-Западного направления
маршал Тимошенко, располагавшийся со своим штабом под Полтавой,отдал устный приказ (по свидетельству Баграмяна)
оставить Киев и отходить на реку Псёл (200 км восточнее Киева),
поскольку не только Киевский укрепрайон, но и все армии Юго-Западного фронта
были почти окружены немецкими войсками. 17
сентября
1941 (в 23:40) Ставка Верховного Главнокомандования директивой №
002087 разрешила оставить Киевский укрепрайон и город Киев.

Линия Сталина: цена билета

Цена билета на вход в музей Линия Сталина 10 бел рублей (~ 5 долларов) для взрослых и 5 бел руб (2,5 доллара) для школьников и студентов. Позже мы увидели приписку, что эта цена оказывается для граждан Беларуси, а для граждан России и СНГ стоимость посещения в 1,5 раза выше. Мы заезжали на машине с белорусскими номерами, поэтому платили как за граждан Беларуси, да и вообще я не видела, что бы у кого-то на въезде спрашивали гражданство и паспорт

Дополнительно по желанию оплачивается экскурсия по музею – 25 бел руб (12,5 долларов) за группу от 1 до 5 человек. Мы экскурсию не брали, возможно и зря, т.к. мне, как девочке, гулять по комплексу было не очень интересно, т.к. вся эта военная техника и сооружения мне ни о чем не говорят

На территории комплекса большая платная стоянка – 2 бел руб (1 доллар) за машину.

Въезд на территорию платный

Большая парковка

Так же за дополнительную плату на Линии Сталина можно

Пострелять и сфотографироваться с оружием. Один выстрел – 4 бел руб (2 доллара)

Вот на таких лодках можно покататься по небольшому озеру

А самое интересное, можно покататься на танке! Это не дешевое удовольствие. Стоимость катания на Т-55 – 600 бел руб (да, это 300 долларов) за группу до 10 человек, на танке ПТ-76 – 200 бел руб (100 долларов) за группу до 10 человек. Написано, что катают 20 минут. Но мы наблюдали катание группы людей на танке ПТ-76 – мне показалось, что их катали минут 10, не больше. Но желающих было много, даже за такую цену!

Катание на танке недешевое удовольствие!

Все хотят покататься на танке

Видео: катание на танке на Линии Сталина

 В кафе можно попробовать солдатскую кашу – 2 бел руб за порцию

Конечно же можно купить сувениры: магнитики и даже бюсты Сталина! Мы не покупали, мне бы не хотелось на холодильнике иметь магнит с танком.

Как я уже говорила, территория музейного комплекса Линия Сталина большая и поделена на несколько частей: экспозиция укрепрайона с ДОТами, командно-наблюдательными пунктами, окопами, озеро с переправой,  выставочная часть с военной техникой.

План схема (карта) территории музейного комплекса Линия Сталина

Мы провели в комплексе около двух часов, но посмотрели далеко не все.

Сперва мы мимо озера отправились в выставочную часть комплекса, где осмотрели самолеты-вертолеты, инженерную технику, инженерные сооружения, технику ПВО. Почти все экземпляры можно потрогать, а на некоторые даже залезть.

Сперва осматриваем вертолеты-самолеты

Фотографируемся на и около разных боевых машин и танков

Проходим мимо различных военно-инженерных сооружений

Осматриваем технику ПВО

Мост через озеро почему-то был закрыт и назад пришлось возвращаться опять мимо озера.

Проход по мосту через озеро закрыт. Жаль

Возле парковки большая площадка с боевой техникой и самое интересное: ДОТы, траншеи, окопы. Везде можно зайти, потрогать, полазить.

Я не люблю музеи, связанные с войной, даже в Киеве мое самое нелюбимое место в городе – возле родины-мать, там где военная техника. Но прогуляться по природе и подышать чистым воздухом очень даже ничего. А вот детям и мужчинам думаю будет очень интересно на Линии Сталина. Видели довольно много иностранных туристов, которые с интересом слушали экскурсовода и рассматривали технику.

А еще в музейном комплексе часто проходят разные празднования и военно-историческая реконструкция боев. Думаю, в такие дни интересно посетить Линию Сталина.

Если вы еще думаете, что посмотреть возле Минска, то музей под открытым небом Линия Сталина хороший вариант для поездки на пол дня. Рядом еще можно заехать в городок Заславль, но у нас почему-то не сложилось с этим городом. О нем расскажу как-нибудь в другой раз. Подписывайтесь на мой блог Go2Weekend.ru, что бы не пропустить все самое интересное. Внизу под статье есть форма подписки.

Фильмы о Линии Сталина

Про «Линию Сталина» было снято несколько документальных фильмов, и пять из них мы предлагаем Вам посмотреть.

Первый — из серии «Искатели» под названием «Затерянный бункер» про Киевский УР, снятый российским Первым каналом.

Второй — об истории «Линии Сталина» на примере Тираспольского укрепрайона, показанный в 2013 году по телеканалу ТСВ.

Третий, снятый спутниковым оппозиционным польско-белорусским Белсатом «Линия Сталина: честь или позор?» («Лінія Сталіна: гонар ці ганьба?»), который больше рассказывает о самом музейном комплексе, чем о истории этих сооружений.

Четвертый фильм «Линия Сталина: трагедия Минского укрепленного района» телеканала «Звезда» подробно расскажет об истории конкретно Минского УР, о котором и написана наша статья.

Ну и пятый, тоже снятый «Звездой», посвящен полоцкому укрепрайону, который сыграл немаловажную роль во время наступления фашистских войск: «Линия Сталина: полоцкий рубеж».

Комплекс «Линия Сталина»: история и реконструкция

Строительство оборонительной линии СССР от Карельского перешейка до Черного моря началось еще в 1928 году. Общая ее протяженность составляла 1850 километров. Вдоль линии располагались укрепительные районы с казематами, артиллерийскими позициями, бункерами для пулеметов и противотанковых орудий. Наибольшее число таких сооружений сконцентрировалось в Минском укрепрайоне.

В начале 1940-х годов «Линия Сталина» не была в полной боеготовности, оружия в сооружениях практически не было, все находилось на складах, а строительство было законсервировано. Поэтому в 1941-м году, фортификационная линия не могла полноценно служить в качестве оборонительного пункта при отступлении советских войск.

Интересно, что название «Линия Сталина» не использовалось в СССР. Его активно продвигали в западной, в частности немецкой, прессе и пропаганде после захвата линии немецкими войсками в 1941 году.

Реконструкция комплекса под Минском началась в рамках подготовки к празднованию юбилея Дня Победы. Восстановленная по архивным фотографиям и документам, «Линия Сталина» открылась для посетителей в июне 2005 года. Решение о создании такого сооружения было поддержано президентом А. Лукашенко, помощь в строительстве оказывали подразделения инженерных войск ВС Республики Беларусь.

Схемы «Линии Сталина» и исторического комплекса

albygan

Экспозиция

Сооружение можно назвать музеем военной истории. На его территории расположены долговременные огневые точки укрепрайона Минска. Специалисты до мельчайших деталей воссоздали один из ротных участков.

Схема комплекса, Линия Сталина

Экспозиция минского комплекса «Линия Сталина» включает несколько участков. Вот основные из них:

  • Артиллерийский полукапонир. Здесь представлен полукапонир № 134, предназначенный для ведения флангового огня, артиллерийский дворик и два боевых каземата с подсобными помещениями.
  • Позиции полевого заполнения. Эта часть экспозиции знакомит посетителей с различными типами противотанковых заграждений, окопами и стрелковыми позициями. Здесь можно увидеть пушку ЗИС-3 и зенитную пушку 61-К.
  • Бронеколпаки. На территории находятся польский и несколько немецких бронеколпаков, а также противотанковая огневая точка ПТОТ № 69.
  • Площадка боевой техники. Советские реактивные системы залпового огня, противотанковые орудия и самоходные установки, тяжелые и основные танки, бронетранспортеры — все это и многое другое представлено на обозрение на специальной площадке музея.

Экспозиция под открытым небом:

  • На площадке авиации собрана проверенная в боях техника — штурмовик Су-25, бомбардировщики Су-17 М и МиГ-25РБ, вертолеты Ми-8Т и Ми-24П.
  • Площадка ПВО предлагает ознакомиться с различными орудиями: зенитно-ракетными комплексами, баллистическими ракетами, автомобильной техникой времен СССР и пр.
  • Площадка инженерной техники включает экспонаты, которые использовались для прокладки дорог, сооружения мостов и другой инфраструктуры. Это гусеничные путепрокладчики, котлованные машины, мостоукладчики, траншейные машины.

Подробное описание экспозиции и полный перечень экспонатов можно найти на официальном сайте комплекса «Линия Сталина».

Экспозиция «Линии Сталина» на официальном сайте

1 из 4

Фото: albygan

Открытие «Линии Сталина» в Беларуси

Открытие комплекса состоялось 30 июня 2005 года в виде военно-исторической галереи под открытым небом. Музей этот занимает огромную площадь, около 26 гектаров. Здесь представлена крупнейшая экспозиция военной техники, артиллерии, оружия и авиации. Также здесь сосредоточено редкое собрание немецких, польских и российских бронеколпаков, которые сохранились со времён Первой мировой войны.

Основную композицию данного музея представляют так называемые ДОТЫ – это оборонительные огневые точки. В галерее «Линии Сталина» был возрождён ротный участок, два пулеметных ДОТа, и пункт наблюдения. Также здесь была создана проекция местности, полная система траншей и различных построек того времени. Необходимо отметить, что в Советском Союзе эту систему оборонительных построек «Линией Сталина» не называли. Такое название придумала иностранная пресса, в частности, немецкая.

Уникальность комплекса под Минском «Линия Сталина»

Культурно-исторический комплекс «Линия Сталина», находящийся под Минском является уникальным в том, что все его экспонаты являются оригинальными, на большинстве из которых имеются отпечатки от снарядов, пуль и обломков. Любой из них можно потрогать руками. Не всякий музей даёт такую возможность для посетителей. Довольно любопытным фактом является то, что местные гиды облачены в красноармейскую форму командиров и бойцов. Каждый посетитель по желанию может осмотреть любой экспонат изнутри, взять в руки боевое оружие, тем самым ощутив себя истинным защитником Отечества.

«Линия Сталина» притягивает как специалистов в области военной техники, так и обычных путешественников. Первые дополняют свои познания, другие же обретают ни с чем не сравнимые впечатления.

Отличительной чертой историко-культурного комплекса под названием «Линия Сталина» считается то, что здесь на всей территории возрождаются в реконструкциях истинные события прошлых лет. Здесь детально отражают битвы, которые происходили на территории Минского укрепленного района в июне 1941 года.

Огромное количество таких мероприятий проводят с участием военной артиллерии, авиации.

Каменец-Подольский УР

Каменец-Подольский укрепрайон строился в 1938-41 годах.
Ширина по фронту – 60 км,
имел 159 сооружений. Размещалось 4 артиллерийско-пулемётных
батальона. С 5 июля 1941 – также 96-я горнострелковая дивизия.

7 июля 1941 Ставка Главного
Командования директивой № 00226 приказала командующему войсками Южного фронта:

«Из Каменец-Подольского
УРа снять вооружение и оборудование и гарнизоны
вывести на усиление обороны коридора между Летичевским
и Могилев-Ямпольским УРами
на участке Копай-Город, Ольховец.»

Этот рубеж
был на 80 км
восточнее Каменец-Подольского. По сводкам штаба
Южного фронта, из укрепрайона было вывезено 22 орудия (из имевшихся 102), 300
станковых пулемётов и 1,5 млн патронов (из имевшихся
11 млн). В директиве № 00319 (13 июля 1941) Ставка
Верховного Командования выразила своё недовольство этим фактом.

11 июля 1941 укрепрайон без боя пройден
венгерскими войсками.

Время работы и цены на услуги комплекса «Линия Сталина» в Беларуси

График работы комплекса меняется ежемесячно. Посещение возможно ежедневно с 10:00, без выходных. Заканчивает работу комплекс в 17:00, 18:00 или в 19:00, в зависимости от графика, утвержденного до конца года.

В некоторые дни обслуживание может быть ограничено из-за проведения мероприятия. Также есть дни, когда комплекс работает с 09:00 до 21:00. Узнать точный режим работы на нужную дату можно на официальном сайте, по телефону +375 17 512-12-33 или по ссылке ниже.

Режим работы комплекса «Линия Сталина» в 2021 году

albygan

Стоимость билетов и услуг

Входные билеты можно приобрести за наличные или оплатить покупку банковской картой.

Цены (в белорусских рублях):

  • Взрослые — 15 руб.;
  • Школьники и студенты — 7 руб.;
  • Дети до 6 лет — бесплатно.

Заказать экскурсию по «Линии Сталина» можно как заранее, так и на месте. Продолжительность программы — 60 минут.

Стоимость:

  • Взрослая группа до 20 человек — 28 руб.;
  • Детская группа до 20 человек — 25 руб.

albygan

«Линия Сталина» — превосходное место для семейного отдыха

«Линия Сталина» считается не только историко-культурным комплексом под мирным небом, но и превосходным местом для семейного отдыха. На территории данного комплекса имеется озеро, где предлагается прокатиться на лодках, катамаранах или водных мотоциклах.

Также в ресторане под названием «Крестьянское подворье» предлагают отведать как блюда национальной кухни, так и настоящую «солдатскую кашу».

И взрослым, и детям здесь предоставлена возможность познать свои силы в тире, а самым смелым — испытать подлинное оружие времён войны.

«Линия Сталина» — не единственный необычный музей Минска. Советуем Вам побывать на экскурсии в музее миниатюр достопримечательностей Беларуси «Страна Мини» — такими архитектурные памятники нашей страны Вы еще не видели! Кроме того, в Минске расположено множество других неповторимых музеев:

  • Музей истории медицины,
  • Музей трамвая, который, к слову, и сам расположен внутри вагона трамвая,
  • Музей карет,
  • Центр океанографии «Открытый океан» и другие.

Историко-культурный комплекс вступил в свой 16-й год трудовой деятельности. Что ждет посетителей этого одного из крупнейших военных музеев нашей страны?

Для посетителей организаторы подготовили большую программу, куда вошли те же традиционные мероприятия с военно-историческими реконструкциями, что и в предыдущие годы. Гостей ждут на праздновании Дня защитника Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь и Дня Победы в Великой Отечественной войне. Вновь пройдут фестивали “Багратион” и “Афганское небо”, соревновательные шоу “Танковый биатлон” Т-72 и боевых машин и др. события.

Впрочем, есть одно изменение. Желающие увидеть русскую и немецкую армию времен Первой мировой войны должны приехать не в марте, как год назад, а уже в июле.

“Каждый год есть желание сократить количество проводимых мероприятий, потому что организация каждого из них вызывает целый ряд сложностей, связанных с логистикой, финансированием, физическими нагрузками для людей и др.”, – отметил исполнительный директор ИКК “Линия Сталина” Александр Метла.

А.Метла и военный реконструктор из Чехии П.Кавинек

Необходимо подготовить сценарий, организовать взаимодействие между реконструкторами и участвующей в “сражениях” военной техникой, обеспечить меры безопасности во время проведения стрельбы холостыми патронами и пиротехническими взрывами.

“Каждый раз рука не поднимается отменить какое-нибудь из данных мероприятий, потому что все они для нас очень важны”, – уточнил Александр Александрович.

Музейный комплекс находится на самоокупаемости и на каждое из планируемых событий выделяет собственные денежные средства.

Именно из-за отсутствия необходимых денежных средств закрылся проект “Битва машин”. Его делали только на энтузиазме оргкомитета, и никакой прибыли он не приносил, а только убытки.

Возможно, в конце сентябре 2021 г. отпразднуют еще и “День мотострелка”. Один раз его проводили, но особого интереса он не вызвал. Может, вторая попытка окажется более удачной.

Появляются и проекты, организация которых изначально не планировалась. Так, в 2020 году по просьбе 72-го учебного центра Министерства обороны  пришлось “повоевать” у них на территории. А еще в историко-культурный комплекс часто приезжают высокопоставленные чиновники и VIP-персоны, для которых тоже требуется показать военно-исторические реконструкции.

Обновленные экспонаты

В ином виде предстанут и некоторые уже знакомые посетителям экспонаты. Главные изменения коснулись уникального, самого ценного в коллекции советского быстроходного колесно-гусеничного танка БТ-7 1935 года выпуска, найденного в конце 1998 г. реставраторами в ходе поисковых работ недалеко от деревни Шебеки Оршанского района Витебской области. Он был поднят со дна реки.

Во время первых реставрационных работ корпус бронетехники и башню зашпаклевали и сделали гладкими.

“Но такой внешний вид не подходил для реального танка”, – объяснил исполнительный директор ИКК “Линия Сталина”.

Поэтому все современные вставки с боевой техники убрали и вернули ей прежние “шрамы”.

Танк БТ-7 в обновленном видеИ его башня

Изменилась и планировка силового отделения. Чтобы можно было беспрепятственно открывать жалюзи, были смещены фильтр воздушной очистки и расширительный бачок. При  прежнем их расположении это невозможно было сделать, что в свою очередь приводило к перегреву двигателя. Заменили и сам “движок” на такой же, потому что ранее стоявший износился из-за большой эксплуатации машины. С 2009 по 2015 гг. она регулярно участвовала во всех военных парадах, проходивших в нашей стране. Также выезжала в Россию, снималась в фильмах и “воевала” в реконструкциях. Мотор поставили в 2004 году, а единственный капремонт провели спустя пять лет. Новым “донором”, как и прежде, послужило “железное” сердце плавающего танка ПТ-76.

Танк БТ-7 вид сзади

Во время проведения нынешних восстановительных работ бронераритет пополнился целым рядом оригинальных деталей, которые ранее стояли на этой модели советского военпрома. Их нашли на полях былых сражений в Беларуси. Где-то они заменили новодельные, а где-то их скомплектовали вместе. Так, на место танковой рации послевоенного производства установили другую, времен Великой Отечественной войны. На заводской панели управления к новодельным тумблерам добавили настоящие и пр.

А.Метла показывает оригинальные детали танка БТ-7Внутри танка БТ-7

Процесс возвращения БТ-7 продолжается. В ближайшее время “семерка” должна встать в строй. Когда она вновь примет участие в военно-исторических реконструкциях точно неизвестно.  Не знает и Александр Метла. Он предполагает, что это произойдет на праздновании Дня пограничника.

Этот ящик со снарядами разместят в танке БТ-7

“Такие танки использовались Красной Армией” в приграничных сражениях начального периода Великой Отечественной войны”, – рассказал Александр Александрович.

Обновился и внешний вид старейшего “железного” реконструктора историко-культурного комплекса  ЗИЛ-157. Теперь провели его технический ремонт, установили другой тентованный кузов и перекрасили грузовик.

ЗИЛ-157 до измененийЗИЛ-157 после ремонта

P.S. Это далеко не все, что планируется сделать  в ИКК  “Линия Сталина” в нынешнем году. Добавлю только, что появятся и новые модели ходовой техники.

Как доехать до «Линии Сталина» в Минске

Историко-культурный комплекс находится в Минском районе возле агрогородка Лошаны. От Минска до него около 30 км, от Заславля — 6 км.

Самый быстрый и удобный способ добраться до «Линии Сталина» — это поездка на автомобиле, также можно воспользоваться услугами экскурсионных бюро.

Со стороны Минска и Заславля нужно выехать на трассу Р28 и двигаться в направлении МКАДа. Координаты комплекса: N 54.057789; Е 27.296143.

Автомобильный маршрут из Минска до «Линии Сталина»:

Общественный транспорт ходит от автовокзала Молодечно до диспетчерской станции «Дружная» (Минск) каждые 20 минут. Маршрутка № 700, остановка «Линия Сталина».

Службы такси в Минске представлены как местными компаниями, так и международными перевозчиками. Для заказа скачайте одно из приложений: Яндекс.Такси, Максим, Uber BY, NextApp, Пятница.

Видео о комплексе «Линия Сталина» в Минске, Беларусь

Вместо заключения

Как мы уже упоминали, этот музейный комплекс скорее является развлекательным коммерческим предприятием, чем действительно историческим музеем. Здесь большое раздолье для детишек — этого не отнять. Можно даже покататься на квадроциклах.

Сюда, несомненно, стоит приехать, если Вы с детьми — они получат массу впечатлений от ползания по танкам и окопам. Тут вполне комфортно гулять даже с малышом и коляской. Единственное место, где коляску пришлось перетаскивать вручную — самое начало осмотра, перед артиллерийским капониром — там просто лестница, на которую никак не заехать. Но мы, как «избалованные следопыты», вряд ли приедем сюда еще раз — есть масса гораздо более интересных и «живых» мест в Беларуси, о которых мы частично уже писали — например, та же Хатынь.

Кстати, здесь продают вполне достойные блинчики! Ценник, правда, слегка «кусается», по сравнению с обычным белорусским, но что поделать — раскрученное туристическое место.

Мы не раз встречали как большие «автобусные» группы иностранцев, так и маленькие, из 2-4 человек с индивидуальными экскурсоводами, явно заказанными на разных сервисах по бронированию экскурсий — просто подслушивали их разговоры.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

Уже на обратном пути в Минск, в небе были замечены воздухоплаватели на ярких воздушных шарах, и не сфотографировать это великолепие было бы преступлением.

Итак, если Вас вдруг занесло в Минск, и есть свободных полдня-день, то вполне можно посетить «Линию Сталина», только еще раз повторимся — как рекреационную зону, а не как исторический музей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector