Академический мариинский театр
Содержание:
- О театре
- Доходный дом Козляниновых (квартира Владимирова — бывшая Алексеевская улица, 10)
- Имя
- История создания
- Мариинский театр
- Интересные факты
- Интересные факты
- Труппы
- Мариинский-2
- История
- Мариинский театр – жемчужина Санкт-Петербурга
- Для чего нужны осколки
- Площадки
- Билеты
- Красносельский театр
- Где находится особняк Кшесинской
- Краткое описание
- Особняк на Английском проспекте
О театре
Сегодня у Мариинского театра есть несколько площадок:
- Основная сцена по адресу Театральная площадь, дом 1
- Мариинский 2 по адресу улица Декабристов, дом 34
- Концертный зал по адресу улица Декабристов, дом 37
- Приморская сцена во Владивостоке
- Национальный театр оперы и балета республики Северная Осетия-Алания во Владикавказе
- Северо-Осетинская государственная филармония во Владикавказе
Мариинский 2
Мариинский театр – один из самых лучших и знаменитых театров оперы и балета не только в России, но и во всем мире. Помимо классических постановок, зрителям предлагают посмотреть современные спектакли. С театром сотрудничают лучшие режиссеры, а на сцене выступают лучшие артисты и музыканты.
Так же при Мариинском театре есть художественно-производственный комбинат. Он является одним из крупнейших мест, где производят декор для театра и других мероприятий, здесь так же шьют костюмы для актеров.
Доходный дом Козляниновых (квартира Владимирова — бывшая Алексеевская улица, 10)
В этом доме М. Ф. Кшесинская жила некоторое время в 1917 году.
В 1917 году, получив несколько недоброжелательных писем во время волнений Февральской революции, Кшесинская с сыном спешно выехала из своего особняка. Особняк захватили большевики. Кшесинская остановилась у П. Н. Владимирова, бывшего ее поверенным и помощником во многих делах. В квартире Владимирова она прожила несколько месяцев, пытаясь вернуть свой особняк и возместить нанесенный ей ущерб. После неудачи в этом деле Кшесинская с сыном уехала в Кисловодск, затем в Новороссийск, а оттуда в эмиграцию.
Адрес: ул. Писарева, 10.
Имя
Театр назван в честь императрицы Марии Александровны , супруги царя Александра II . В фойе главного входа установлен бюст императрицы. Название театра менялось на протяжении всей своей истории, отражая политический климат того времени:
- 1860-1920 : Императорский Мариинский театр (Русский: Императорский Мариинский театр )
- 1920 — 1924: Государственный академический театр оперы и балета (русский: Государственный академический театр оперы и балета )
- 1924 — 1935: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета (русский: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета )
- 1935 — 1992: Государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (русский язык: Государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова ) (одно из многочисленных мест и учреждений, названных или переименованных в то время в честь Сергея Кирова ).
- 1992 — настоящее время : Государственный академический Мариинский театр (русский: Государственный aкадемический Мариинский театр )
Примечание: аббревиатура «ГАТОБ» (Государственный Академический Театр Опера и Балета) часто встречается в исторических источниках.
Здание театра принято называть Мариинским театром . Компании, работающие в нем, в целях узнаваемости бренда сохранили название « Киров» , приобретенное в советское время в честь убитого лидера Ленинградской коммунистической партии Сергея Кирова (1886–1934).
История создания
В 1900 году в конце улицы Писарева по проекту знаменитого архитектора Виктора Александровича Шретера было сооружено здание из красного кирпича, в котором разместился Декорационный магазин и зал Дирекций Императорских театров (здесь магазин — не место торговли, а склад декораций). На первых трех этажах строения хранились декорации, а выше находился зал для их росписи и мастерские.
Осенью 2003 года пожар уничтожил большую часть постройки. Сгорели крыша и металлические перекрытия, декорации и костюмы к спектаклям, в том числе к идущим в настоящее время. Чудом выстояли только старинные стены, созданные Виктором Шретером и простоявшие более 100 лет.
Руководство Мариинского театра решило возвести на месте руин концертный зал, позже получивший неофициальное название «Мариинка-3».
Сооружение концертного зала можно определить двумя словами — он был возведен «быстро и качественно». Менее года ушло на разработку проекта и год потребовался, чтобы построить здание.
К работам были привлечены авторитетные зарубежные компании. Автор проекта — французский архитектор Ксавье Фабра, Под его руководством работы выполнило архитектурные бюро FABRE & SPELLER и PUMAIN, Париж. Генеральным подрядчиком выступило петербургское строительное предприятие «НЕВИСС-Комплекс». В строительстве Мариинки-3 участвовали компании Франции, Японии и Германии, а также Санкт-Петербурга и Москвы.
Для создания хорошей акустики был приглашен специалист мирового уровня Ясухиса Тойота (Yasuhisa Toyota), ранее выполнявший аналогичные работы в Копенгагене, Лос-Анжелесе и Токио. Оформлением интерьера занималась группа художников, возглавляемая Михаилом Шемякиным.
В 2006 году новый концертный зал распахнул свои двери для любителей музыки. Через три года здесь был установлен орган, созданный знаменитой французской фирмой «Даниэль Керн».
Мариинский театр
Историческая сцена Мариинки / фото: А. Патрикеевой
Один из самых знаменитых в мире музыкальных театров открылся в 1783 году. В свое нынешнее здание театр въехал в 1860 г.
Театр назвали Мариинским в честь супруги императора Александра II Марии Александровны.
Оперная и балетная труппы Мариинского театра всегда были образцом высочайшего профессионализма. Свои лучшие оперы и балеты сюда приносили Глинка, Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин, Рубинштейн. На этой сцене пели Ф. Шаляпин, Б. Штоколов, С. Лейферкус, И. Богачева, А. Нетребко, танцевали В. Нижинский, А. Павлова, Г. Уланова, М. Барышников, Р. Нуреев. Бессмертные балеты создавал на этих подмостках М. Петипа, здесь начинал Дж. Баланчин. Спектакли оформляли лучшие художники: А. Бенуа, С. Вирсаладзе. За дирижерский пульт вставали великие дирижеры, среди них Е. Мравинский, Ю. Темирканов, В. Гергиев.
Внушительное здание Мариинского театра роскошно оформлено внутри. Интерьеры заслуживают отдельной статьи. Стоит прийти в театр пораньше, чтобы до начала спектакля насладиться прекрасным убранством его залов и фойе.
Матильда Кшесинская танцевала на сцене Мариинского театра с 1890 по 1904 годы.
В 1904 году она ушла из театра по собственному желанию, но заключила с театром контракт на разовые выступления с очень приличным гонораром. Кшесинская дослужилась до статуса прима-балерины, но заметного следа в истории русского балета не оставила. Специально для нее было поставлено несколько балетных спектаклей, о которых знают лишь узкие специалисты.
Адрес: Театральная площадь, 1.
Интересные факты
- В театре-цирке, на месте которого сейчас расположен Мариинский театр, проходили не только цирковые выступления, но и показывали спектакли.
- Рисунок небезызвестного занавеса 1914 года повторяет узор на платье Марии Александровны.
- Прямо за сценой Мариинского театра есть колокол, который когда-то был сброшен с церкви и утоплен в Крюковом канале. После его подъема со дна колокол подарили театру. Сейчас он звенит во время некоторых спектаклей.
- Из царской ложи можно попасть в гримерную к балеринам. По одной из легенд именно таким образом цесаревич Николай попадал к Матильде Кшесинской.
- Мариинский театр получил свое название в честь супруги императора Николая II Марии Александровны.
- После очередной реконструкции в советское время в оркестровой яме был обнаружен битый хрусталь. В последствии выяснилось, что он служил для улучшения акустики.
- Еженедельно в рамках проекта Открытая среда каждый желающий может Проходит он в фойе Стравинского. Количество мест ограничено.
- В главном здании Мариинского театра гардероб расположен на каждом этаже.
- Здание театра входит в Единый государственный реестр объектов культурного наследия страны.
Интересные факты
- За сценой находится настоящий колокол, который звучит во время опер «Борис Годунов» и «Хованщина». В годы борьбы с религией он был сброшен с одной из церквей Санкт-Петербурга и утоплен в Крюковом канале. Позже его подняли со дна и подарили Мариинскому театру
- Из царской ложи есть потайная дверь, ведущая к женским гримеркам. Этим потайным ходом могли пользоваться высокие особы, чтобы поприветствовать понравившихся им балерин. По преданию, таким же образом цесаревич Николай навещал свою фаворитку балерину Матильду Кшесинскую
- Во время реконструкции здания в 1970-х годах строители вскрыли оркестровую яму и обнаружили в ней слой битого хрусталя. Не разобравшись, для чего он нужен, они выбросили осколки. Позже выяснилось, что благодаря битому хрусталю улучшалась акустика зала
- Считается, что оперу лучше всего слушать с третьего яруса, где самая лучшая акустика, а балет лучше смотреть с первого яруса, отсюда хорошо просматривается рисунок
- В наше время любой желающий может купить билет в царскую ложу, если только эти билеты не забронированы и не выкуплены. Правда, стоят они значительно дороже остальных.
На сцене состоялись премьеры таких шедевров русской классики как «Руслан и Людмила», «Борис Годунов» и «Хованщина», были поставлены и представлены на суд зрителя оперы и балеты Чайковского.
В настоящее время Мариинский театр в Санкт-Петербурге требует ремонта. Вместе с тем, художественный руководитель Валерий Гергиев подчеркнул, что он сделает все возможное, чтобы этот памятник истории и искусства не превратился в новодел и не лишился своего исторического неповторимого обаяния.
Труппы
Творческий коллектив театра включает 2 труппы:
- балетную
- оперную
Балетная труппа зародилась в конце 18 в. Ее костяк составили придворные танцовщики, выпускники французской танцевальной школы под руководством Ж.Ланде. В 19-20 вв. с артистами Мариинки сотрудничали прославленные балетмейстеры:
- Ш. Л. Дидло
- М.Петипа
- В. Мейерхольд
- В. Вайнонен
- Л.Якобсон
- С.Каплан
В истории театра вписаны имена выдающихся танцовщиков – Вацлава Нежинского, Рудольфа Нуриева, Михаила Барышников. Славу русского балета утверждали и поддерживали балерины – Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Галина Уланова. До начала 19 в. на сцене Мариинского театра выступали преимущественно иностранные артисты. В 30-40-х гг. 19 в. постепенно формируется русская оперная труппа. Репертуар театра постоянно пополнялся новыми операми европейских и российских композиторов, что способствовало расширению труппы и привлечению в ее состав артистов с исключительными певческими данными.
Первыми голосами Мариинского театра были:
- Осип Петров
- Федор Шаляпин
- Медея и Николай Фигнер
- Софья Преображенская
- Леонид Собинов
В составе трупп артисты со званиями заслуженный и народный, лауреаты национальных и международных конкурсов.
Мариинский-2
Возле главного здания Мариинского театра, через Крюков канал, расположено новое здание театра, носящее название «Мариинский-2» (Новая сцена), где создают и показывают самые современные произведения и новаторские постановки.
Адрес Мариинского-2: улица Декабристов, дом 34.
Репертуар Мариинского-2 с его оснащенной по последнему слову сценой и камерными площадками призван связать историю Мариинского театра с современными сочинениями самых разных жанров — оперой, балетом, симфонической музыкой, а также возможностью ведения образовательных и просветительских проектов, камерных вокальных и инструментальных программ.
Здание Мариинского-2 имеет общую площадь 79 114 м2.
Зрительный зал может вместить до 1830 зрителей.
В здании театра семь надземных и три подземных этажа; главная, репетиционная и арьерсцены, репетиционные залы для балета, оперы, хора и оркестра, камерные площадки в фойе, амфитеатр на крыше, который является из площадок фестиваля «Звезды белых ночей», кафе, вспомогательные помещения и служебная подземная парковка.
Камерные зала в Мариинском-2
В театре находятся четыре камерных зала, которые носят имена великих композиторов, чье творчество связано с театром: Модеста Мусоргского, Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского и Родиона Щедрина.
Вместимость каждого зала составляет около 120 мест.
Зал Прокофьева находится на первом, подземном, этаже и предназначен преимущественно для выступлений пианистов.
Фойе Стравинского — это камерная площадка в зрительской части театра, расположенная на четвертом этаже.
Особой приметой этого концертного пространства являются высокие, ступенеобразно возвышающиеся ряды сидений для публики. В Фойе проходят концерты, интерактивные просветительские программы для детей и юношества, воскресные лекции к спектаклям для всех возрастных категорий зрителей.
Зал Щедрина находится на четвертом этаже в зрительской части театра. В зале проводятся концерты, кинопоказы, лекции и музыкальные занятия, как для взрослых, так и для самых маленьких театралов.
Зал похож на ультрасовременную аудиторию с крутым подъемом партера и большими окнами, начинающимися от пола и доходящими по высоте до середины стены.
Зал Мусоргского располагается на пятом этаже.
В зале показывают свои программы солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, также проходит цикл «Потрет солиста», в рамках которого с сольными программами выступают ведущие певцы оперной труппы.
Смотровая терраса в Мариинском-2
Мариинский-2 имеет открытую террасу на крыше, которую, в летний период, можно посетить за час до начала спектакля. С террасы открывается вид на исторический центр Петербурга.
Билеты на экскурсию на террасу можно приобрести в кассах Мариинского-2 или у дежурного администратора, за час до начала текущего представления при наличии билета на спектакль.
Внешний облик Мариинского-2
Внешний фасад здания Мариинского-2, по сравнению со «старым» зданием напротив, выглядит легко и современно.
Здание выполнено из бежевого юрского мрамора, прорезано высокими панорамными окнами различного размера и увенчано металлической крышей. За счет этих окон снаружи открывается вид на внутренний вестибюль театра, а изнутри — на Крюков канал. Над главным входом в театр (угол улиц Декабристов и Крюкова канала) размещен прямоугольный навес из стекла и металла.
Возле внешней стены Мариинского-2, со стороны набережной Крюкова канала, находится воссозданный при строительстве здания театра фрагмент стены Литовского рынка.
В 1787-1789 годах на углу Офицерской улицы (ныне улица Декабристов) и набережной Крюкова канала был построен рынок по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Рынок получил название «Литовский», из-за расположенного по соседству Литовского замка, где квартировал Литовский мушкетерский полк.
В 1920 году торговые ряды были уничтожены пожаром, а на их месте в 1929-1930 годах архитекторами Николаем Митуричем и Василием Макашовым был возведен Дворец культуры имени Первой пятилетки.
В 2013 году дворец уступил место новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2), возведенной по проекту архитектора Джек Даймонда.
Через Крюков канал старая сцена Мариинского театра с Мариинским-2 соединены подвесным крытым стеклянным переходом.
История
История Мариинского театра длится более 200 лет. 12 июля 1783 года был издан указ о создании специального театрального комитета, а 5 октября того же года открыт Большой Каменный театр. Благодаря ему площадь, на которой он расположился, носит сейчас название Театральная. Здание было построено по проекту Антонио Ринальди специально для труппы театра и отвечало всем последним тенденциям моды и техники. На сцене театра показывали драматические спектакли, а так же устраивали вокально-инструментальные встречи.
В 1802-1803 годах театр был практически полностью изменен: переустройство коснулось и пропорций, и внутреннего убранства. Работал над этим Том де Томон. Однако радовать своим внешним видом долго жителей города театру не пришлось: в ночь на 1 января 1811 года в здании произошел страшный пожар, уничтоживший большую его часть. Проект восстановления так же был разработан Томом де Томоном, но к моменту открытия отреставрированного здания Большого Каменного театра архитектор скончался. Повторное открытие состоялось 3 февраля 1818 года. Именно в это время театр ждет настоящий расцвет деятельности. На сцене показывают:
- Волшебную флейту
- Вольный стрелок
- Милосердие Тита
- Семирамиду
- Похищение из сераля
- Золушку
- Севильского цирюльника
- Сороку-воровку
- Ивана Сусанина и многое другое
Следующая реконструкция театра произошла в 1836 году под руководством Альберта Кавоса. Он убрал колоны из зрительного зала, придав ему привычную подковообразную форму. Так же с целью улучшения акустики купольное перекрытие театра переделывается в плоское, а над ним размещают несколько помещений для нужд театра.
27 ноября 1836 года вышла опера Глинки Жизнь за царя, а ровно через 6 лет тот же день – Руслан и Людмила. На новой сцене Большого театра представляли постановки по произведениям:
- Моцарта
- Верди
- Гуно
- Тома
- Беллини
- Обера
- Россини
- Доницетти
- Мейербера
В дальнейшем русская оперная труппа начала выступать на сцене Александровского театра и театра-цирка.
Театральный сезон был открыт в 1860 году, тогда там работал капельмейстером Константин Лядов. В 1863 году на смену ему пришел Эдуард Направник. В это время на сцене Мариинского театра ставят известнейшие русские оперы:
- Снегурочка
- Борис Годунов
- Демон
- Орестея
- Пиковая дама
- Орлеанская дева
- Электра и многие другие
В 1869 году руководителем театральной труппы стал Мариус Петипа, после чего творческую жизнь театра ждал новый подъем. Весте с Чайковским они разработали хореографию Щелкунчика, а главным солистом многих постановок этого времени был Михаил Фокин. В Мариинском театре показывали:
- Лебединое озеро
- Спящую красавицу
- Жар-птицу
- Шехеразаду и многое другое
После свержения царской власти Мариинский театр коснулись изменения. Сначала его сделали государственным, затем стали называть Государственным академическим театром оперы и балета, а после добавили имя С. М. Кирова. В 20-30х годах ХХ столетия на сцене театра, помимо классических постановок, начинают потихоньку показывать современные сюжеты:
- Красный мак
- Любовь к трем апельсинам
- Ромео и Джульетта
- Бахчисарайский фонтан и другие
В период Великой Отечественной войны театр перебрался в Пермь, там же прошли несколько премьер. В Петербурге вновь театральный сезон был открыт 1 сентября 1944 года. В послевоенные годы наряду с классическими произведениями ставились новые. В 80е годы были поставлены известнейшие оперы, которые и сегодня можно увидеть на сцене Мариинского театра:
- Евгений Онегин
- Пиковая дома
С 1988 года художественным руководителем и директором Мариинского театра является Валерий Гергиев.
Мариинский театр – жемчужина Санкт-Петербурга
Образование Мариинского театра связано с историей страны. Конец XVIII века – время сближения России с Европой. Российские правители перенимали многое из европейского быта и культуры, в том числе и театр.
История возникновения
В 1783 году Екатерина II учредила театральную труппу для представления драматических и оперных спектаклей в открытом на Карусельной площади Петербурга Большом Каменном театре.
В здании, отвечающем веянию моды и техническим требованиям, выступали иностранные актеры, приглашенные императрицей из Италии, свои представления российская труппа ставила редко.
Супруга императора Александра II, Мария Александровна, слыла покровительницей изящных искусств. Певцы и хореографы ее личной труппы давали представления в Театре-цирке, который находился напротив Большого Каменного театра.
В 1859 году на месте сгоревшего Театра-цирка итальянский зодчий Альберт Кавос построил новый театр, названный Мариинским в честь Марии Александровны. В короткие сроки театр, основу которого составляла личная труппа супруги императора, стал популярным.
В 1886 году на месте Большого Каменного театра построили консерваторию, и все спектакли, проходившие там, перенесли в Мариинский театр, который открыл первый театральный сезон оперой «Жизнь царя».
На сцене театра блистали знаменитые солисты: Федор Стравинский, Медея и Николай Фигнеры, Мария Славина и Леонид Собинов, Федор Шаляпин и Софья Преображенская, Матильда Кшесинская и Рудольф Нуреев. Декорации создавали Константин Коровин, Александр Бенуа, Александр Головин.
Архитектура и стиль театра
Здание Мариинского театра, построенное в стиле неоклассицизма, впечатляет красотой и многофигурным силуэтом, расположено на Театральной площади. В 1885 году архитектор Виктор Шретер добавил к левому крылу здания трехэтажный корпус для мастерских, репетиционных залов и гримерок.
Главный фасад стал монументальней, под самой кровлей появился новый зал. Над куполом – башенка, которая маскирует вентиляционную трубу.
Внутреннее обустройство главного здания
Зрительный зал Мариинского театра – один из самых красивых в мире. Первоначальное убранство сохранено до наших дней. Мягкое сияние позолоты, лепные украшения и скульптуры, обивка и драпировка в цвете морской волны создают лирический колорит в помещении.
Восстановлен декор Царской ложи: некогда ее украшала монограмма, живописно сочетавшая первые буквы имён царя Александра II и его супруги. В советское время здесь сияла эмблема из серпа и молота. В 90-е годы XX века императорская монограмма ложи возвращена на прежнее место.
Интересный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создал в 1914 году художник Александр Головин. Соединив технику живописи и аппликации, художник оформил рисунок занавеса, который повторяет узор платья императрицы Марии Александровны.
Трехъярусная бронзовая люстра весом 2,5 тонны, созданная в 1860 году, состоящая из 230 лампочек и 2300 хрустальных подвесок, дает необыкновенно яркий свет. Каждый год ее опускают вниз, чтобы почистить хрусталь и сменить перегоревшие лампы.
Потолок зрительного зала украшает живописный плафон, на котором итальянский живописец Дузи изобразил 12 танцующих нимф в окружении амуров, а по кругу разместил 12 медальонов с портретами русских драматургов.
Зал Александра Головина, обустроенный под кровлей театра, носит имя русского живописца конца XIX века, здесь создаются декорации к операм и балетам
Оркестровая яма с поднимающимся и опускающимся потолком во время реставрации в 1970 году удивила тем, что под полом нашли груду хрустальных осколков. Обескураженные реставраторы выбросили находку. Позднее оказалось, что 200 лет назад архитекторы использовали битый хрусталь для улучшения акустики зала.
Колокол, обитающий за сценой 200 лет и названный актером театра, звучит во время опер «Борис Годунов» и «Хованщина». В годы борьбы с религией его сняли с церкви и утопили в Крюковом канале. Позднее колокол подняли со дна и подарили театру.
Для чего нужны осколки
В 1970-х годах в Мариинском театре проводили ремонт. Когда рабочие вскрыли старый пол под оркестровой ямой, внутри они обнаружили осколки битого хрусталя. Решив, что это мусор, строители выгребли и выбросили их.
Уже во время первой постановки после реконструкции выяснилось, что битый хрусталь лежал под полом не просто так. Слой осколков значительно улучшал акустику в зале. Постоянные посетители театра уверяют: с тех пор звук в Мариинке несколько испортился, что, впрочем, незаметно для современного поколения.
На эту тему:
Гастроли Мариинского театра: с Запада на Восток
Челлини и Феллини
В Мариинском театре пройдут концерты в память о Нельсоне Фрейре
Новая постановка «Бенвенуто Челлини» готовится в Мариинском театре
Мариинский театр проведет IX Международный органный фестиваль
Мариинский театр приглашает на юбилейный концерт Анны Нетребко
Площадки
Мариинский театр обладает 6 сценическими площадками. Они расположены в разных городах Российской Федерации:
- Санкт-Петербурге -3 (основная и вторая сцены, концертный зал)
- Владикавказе – 2 (театр оперы и балета и филармония Северной Осетии)
- Владивостоке – 1 (приморская)
Основное здание Мариинского театра
Мариинка -1, где находится главная сцена знаменитого театра, представляет собой старинное здание 19 века. Его проект разработан архитектором А. К. Кавосом и дополнен В. А. Шретером в конце 19 в. Корпус выполнен в стиле классицизма. Над купольным навершием возвышается башенка.
Внутреннее убранство поражает роскошью и великолепием отделки. Холл, фойе и зал украшают скульптуры, лепка, настенная роспись. Авторы живописных произведений:
- Э. Фрачиоли
- А. Головин
Рисунок занавеса на сцене соответствует текстура императорского шлейфа Марии Александровны. Он является эмблемой Мариинского театра.
Зал рассчитан на 1609 мест. Габариты сцены:
- ширина – 30 м
- глубина – 20 м
- высота – 24-25 м
Вторая сцена
Мариинка-2 создавалась специально под нужды театра и в соответствие с современными техническими требованиями. Ее параметры:
- вместимость зала – 2 тыс.чел
- площадь – 80 тыс.кв.м
- этажей – 7
Над проектом и благоустройством внутреннего пространства трудились архитекторы из России, Канады, Великобритании, Австрии. Зрительские места в зале расположены в несколько ярусов. Центральное положение занимает ложа для почетных гостей (аналог Царской ложи). Сцена оборудована техническими средствами, позволяющими быстро менять декорации. Глубина 80 м позволяет создавать мощный акустический эффект. Вторая сцена была открыта для приема публики в 2013 г.
Концертный зал (третья сцена)
Мариинка-3 создана на базе дореволюционных мастерских по производству декораций. Здание было построено в соответствие с эскизами архитектора В. Шрётера. В начале 21 в. оно полностью выгорело при пожаре.
Новое помещение разрабатывал тандем специалистов:
- архитектор К.Фабр (Франция)
- инженер Тойота (Япония)
Концертный зал предназначен для проведения вокальных и симфонических выступлений, а также аудиозаписи. Его основные характеристики:
- объем -1,3 тыс. куб.м
- вместимость – 1110 мест
- длина – 52 м
- ширина – 24 м
- высота – 14 м
В 2009 г. в помещении смонтирован орган французского производства. Здание является памятником градостроительства и входит в перечень объектов культурного наследия РФ.
Приморская сцена
Самая удаленная сцена питерской Мариинки находится в Дальневосточном регионе. Она располагается в театре оперы и балета во Владивостоке. Новое здание строилось к саммиту стран АТЭС. Проектными работами занимались специалисты из Омска.
Корпус имеет 2 зала:
- Большой – в форме подковы на 1 356 мест. Предназначен для крупномасштабных мероприятий и гала – концертов.
- Малый – с одноуровневыми сценой и партером, рассчитанный на 305 мест. Для камерных спектаклей, мастер-классов.
В ходе строительства предпочтение отдавалось натуральным материалом (дерево, камень), что способствовало созданию мощного акустического эффекта. Также здание оборудовано снаряжением для нужд людей со специальными потребностями (пандусы, лифты). Открытие Приморской сцены состоялось в 2013 г.
Национальный театр оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания
Здание североосетинского театра оперы и балета во Владикавказе (ул.Тхапсаева, 18) с 2017 г. является сценической площадкой Мариинки. Комплекс помещений вдоль берега Терека был спроектирован архитектором И.В.Рябикиным в 1910 г. Строительные работы произведены в 50-х гг. под руководством архитектора Т. М. Бутаевой. Постройка объявлена национальным достояние республиканского значения.
Зал одновременно вмещает 680 человек. Сцена:
- ширина – 14 м
- высота – 12 м
Северо-Осетинская государственная филармония
С 2017 г. Мариинский театр арендует здание Северо-Осетинской филармонии. На протяжении 10 лет артисты из Санкт-Петербурга смогут производить сценическую деятельность в помещении бывшего лютеранского собора, расположенного по адресу: г.Владикавказ, ул.Миллера 34. Немецкая кирха (19 в.) была преобразована в культурно-просветительское учреждение в 1944г. В 2015-16 гг. в помещении осуществлен капитальный ремонт. Исторический облик сооружения остался неизменным.
Билеты
Стоимость
Стоимость билетов в Мариинский театр напрямую зависит от спектакля, а так же выбранных мест. Цена в среднем колеблется от 400 рублей до 10000 рублей.
Где купить
Приобрести билет можно на официальном сайте театре mariinsky.ruв соответствующем разделе.
Так же приобрести билеты в Мариинский театр можно в помещениях сервис-центра Центральных железнодорожных касс.
Адрес
Набережная канала Грибоедова, дом 24, 1 этаж
Еще одна касса находится в здании Большого Гостиного Двора
Адрес
Угол Невской и Перинной линии, 2 этаж
Помимо официальных касс, можно приобрести билеты в Мариинский театр на сторонних интернет-ресурсах, например:
- spb.kassir.ru
- martheatre.ru
- biletoved.com
Обратите внимание на цены: многие посредники продают билеты значительно дороже
Красносельский театр
В Красном Селе под Петербургом был расквартирован петербургский гарнизон. Село было постоянным местом его летней дислокации. Для развлечения гарнизонных офицеров и их семей в 1851 году возвели деревянный театр. В 1868 году по приказу великого князя Николая Николаевича всего за 10 месяцев срубили новое здание театра, роскошно его оформили. На спектаклях часто бывали члены императорской семьи. За кулисами Красносельского театра проходили первые свидания будущего Николая II и Матильды Кшесинской.
До нашего времени здание театра не дошло, оно сгорело во время Великой Отечественной войны. В бывшем Красносельском парке сохранилась театральная улица. Сейчас парк — объект культурного наследия и охраняется государством.
Адрес: Красное Село, ул. Равенства, д. 8, Красносельский район.
Где находится особняк Кшесинской
Особняк Матильды Кшесинской в Санкт-Петербурге / фото: Alex ‘Florstein’ Федоров
Особняк Кшесинской — одно из самых красивых зданий Санкт-Петербурга. Легенд про этот дом сложено немало. Есть даже фантастическая: будто бы из подвала дома под руслом Невы проходит подземный ход, связывающий особняк балерины с Зимним дворцом. По этому ходу Николай II якобы ходил на свидания с Матильдой. На самом деле, к моменту начала строительства особняка роман Кшесинской с наследником давно закончился. Место Николая Александровича заняли поочередно великие князья Сергей Михайлович, Владимир Александрович и Андрей Владимирович, ставший в 1921 году ее мужем.
Место для постройки дома было выбрано неслучайно. В 1902 году возвели Троицкий мост. Петроградская сторона переживала настоящий строительный бум. Кшесинская была одной из первых, кто приобрел здесь участок земли и начал строить собственную резиденцию. Проект дома Кшесинская поручила известному архитектору А. фон Гогену, но и сама активно участвовала в планировании здания. Из окон особняка на Кронверкском проспекте открывался изумительный вид на Зимний дворец, Сенат и Адмиралтейство.
Интерьеры особняка Кшесинской, Большой зал / фото: Потехин, wikimedia.org
Особняк построен в стиле северного модерна. Это разноуровневый дом с прекрасным садом и различными хозяйственными постройками. Учитывая, что к тому времени у Кшесинской уже рос сын от великого князя Александра Владимировича, среди хозяйственных строений числился коровник, где содержалась корова, дающая ребенку свежее молоко. Тут же проживал любимый сыном поросенок и коза, с которой когда-то Матильда Феликсовна танцевала Эсмеральду.
Комнаты и залы Кшесинская оформила в самых разных стилях: столовая и салон в стиле модерн, спальня в английском стиле, один из залов — в стиле Людовика XVI.
Особняк Кшесинской был одним из самых модных мест того времени. Сюда захаживали самые известные люди из круга художественной богемы и высшего общества.
В 1917 году, когда хозяйка была в отъезде, здание заняли большевики. С балкона дома Кшесинской с речами к толпе обращался В. И. Ленин. Кшесинская пыталась вернуть дом, судилась, требовала возместить ущерб, но тщетно. После ее окончательного отъезда сначала из Петрограда, а потом и из России, особняк менял хозяев довольно часто.
До нашего времени роскошь внутренней отделки практически не сохранилась. Восстановлены лестница с балюстрадой, белый зал, зимний сад и ротонда. Наборный паркет и плиточный пол в зимнем саду подлинные.
Сегодня в особняке Кшесинской расположен Музей политической истории России.
Адрес: ул. Куйбышева, 2-4, вход с Кронверкского проспекта.
Краткое описание
По замыслу автора проекта исторический фасад 1900 года, выходящий на улицу Писарева, был сохранен и стал одной из стен нового здания. Другой фасад, выходящий на ул. Декабристов, олицетворяет новое время и представляет современные архитектурные достижения.
Зал имеет необычную изогнутую форму, похожую на колыбель, его интерьер строгий и выдержанный. Сцена находится в самом центре, а зрительские места расположены вокруг в виде террас, что позволяет улучшить акустику и видимость происходящего.
Акустика
Акустика — это ноу-хау зала. Волнообразный потолок выполнен из специальных шероховатых панелей, способных рассеивать звуки высокой частоты. Оригинальная обшивка состоит из попеременно выпуклых и вогнутых деревянных панелей, создающих эффект «плетения» и также оказывающих значительное влияние на распределение звука.
Основные характеристики
Зал Мириинки-3 рассчитан на 1100 зрителей. Имеется хоровой ярус, который при аншлаге также занимают зрители. На подъемной оркестровой площадке может одновременно находиться до 130 музыкантов.
Ширина зала — 24 метра, длина — 52 метра и высота в среднем — 14 метров.
Сцена оснащена приспособлениями, позволяющими проводить здесь как концерты большого симфонического оркестра с хором, так и оперные и балетные представления.
По своей акустике Концертный зал Мариинского театра занимает достойное место среди самых лучших музыкальных площадок мира. Это одна из достопримечательностей Санкт-Петербурга, посетить которую стремится каждый любитель классической музыки.
Особняк на Английском проспекте
Многие здания на Английском проспекте принадлежали членам монаршей фамилии и другим известным людям. А этот особняк прячет свою особенность за вполне неприметной внешностью. Изначально он был одноэтажным и строился на деньги великого князя Константина Николаевича для его любовницы, балерины Анны Кузнецовой.
Вскоре дому прибавили еще один этаж. В 80-х годах Кузнецова, после смерти двух своих сыновей, решила уехать из Петербурга и продала дом. Новые хозяева перестроили особняк. Какое-то время зданием владела С. Римская-Корсакова. Под ее именем это здание и значится во многих путеводителях и туристических справочниках.
В 1892 году здесь поселилась Матильда Кшесинская. Поначалу она снимала этот дом. Именно сюда к ней приезжал наследник российского престола. Когда же роман закончился, Николай Александрович купил особняк и подарил его Кшесинской в качестве прощального подарка. Матильда прожила в этом доме до 1906 года.
В наши дни в особняке расположилась кондитерская фабрика «Красный Октябрь». Есть возможность попасть внутрь на экскурсию. Вся информация здесь. Узнать о жизни Кшесинской в этом доме вряд ли удастся, но на производство сладостей вы посмотрите.
Адрес: Английский проспект, 18.