Методы географических исследований

Источники и методы

Происходит первое знакомство с методами географических исследований в 5 классе.

Они включают в себя способы изучения закономерностей, по которым происходит формирование и развитие планеты.

Научный подход позволил изучить большие территории Земли. Но некоторые явления и процессы до сих пор недостаточно исследованы.

Существуют традиционные и новые методы географических исследований. К первым относятся:

  1. Наблюдение. Носит описательный характер, позволяет дать полное представление о географическом объекте.
  2. Картография. Основывается на наблюдении за закономерностями расположения в пространстве географических объектов с применением тематических карт.
  3. Статистический. Даёт возможность анализировать и систематизировать информацию, полученную с помощью наблюдений.
  4. Исторический. Исследует географические объекты начиная с момента возникновения и до сегодняшнего времени.
  5. Сравнительный. Позволяет обнаружить общие черты или различия между явлениями или объектами.

Проблемы

Наиболее продолжительны дискуссии между сторонниками определения географии как естественной науки с одной стороны и социальной или историко-философской с другой. Ныне в России география объединена в одно отделение Академии наук вместе с физикой атмосферы и океанологией. С этим не хотят мириться сторонники экономического направления в географии. Они считают, что у нее больше общего с общественными науками.

Споры о классификации географии носят не только теоретический характер: от классификации зависит организация научных исследований и акценты, которые будут иметь эти исследования. А на выходе — качество выпускаемых по результатам научных изданий (справочников, словарей) и то, какие разделы будут или не будут в них представлены.

В США география еще раньше и дальше отошла от естественнонаучной направленности и сфокусировалась на социальных и культурных аспектах. Поскольку США играют важную роль не только в мировой политике и экономике, но и в научной сфере, этот процесс привел к тому, что во многие мировые географические издания не включаются разделы по океанологии, почвоведению и биогеографии.

Проводимые исследования

Члены экспедиций в своей работе проводят самые разные виды исследований. Это могут быть полевые, сравнительно-описательные методы, измерение важных показаний.

Полевые исследования проводят на научных станциях или на местности в виде экспедиций. Обычно они проходят в течение полевого периода, который наступает в летнее время. В некоторых районах полевые изучения проходят в течение всего года. Примером таких работ являются изучение особенностей Мирового океана, Арктики, Антарктики, океана. После проведения любого метода географического исследования все наблюдения фиксируются в документах по описанию объектов. Здесь же отмечаются данные о происходящих в них процессах и явлениях. Полученные сведения подвергаются сравнительному анализу, выявляются схожие черты и различия. Описательно-сравнительный метод выражается не только в составлении описания, но и в подготовке статистических материалов, текстовых отчетов, картографических моделей.

Интересные факты

География, как и всякая наука, содержит много необычных или странных фактов.

Вот некоторые их них:

  1. Самое короткое название географического места — Å. Оно расположено в Швеции и Норвегии. На языках эти стран Å означает «река».
  2. Самое длинное название — Krung thep maha nakorn amorn ratana kosin-mahintar ayutthay amaha dilok phop noppa ratrajathani burirom udom rajaniwes-mahasat harn amorn phimarn avatarn sathit sakkattiya visanukamprasit (163 буквы). Это место находится в Таиланде.
  3. Глубина самой низкой точки поверхности Земли — Марианской впадины в Тихом океане — составляет 10 971 метр.
  4. Почти все реки текут в сторону экватора. И лишь течение Нила направлено в противоположную сторону.
  5. Самый крупный город в мире по занимаемой площади — Хулун-Буир в Китае, в районе Внутренняя Монголия. Его площадь составляет 263 953 квадратных километра.

Методы географической науки

В арсенале географической науки находится множество методов исследования, способов получения географической информации, которые применяются для решения различных задач: политических, практических, научных и других. К ним относятся:

  1. Метод моделирования.

С его помощью изучаются природные и социальные процессы и явления. Суть: построение, имитирование природного (любого другого географического) объекта в виде макета, изучение. Данный метод значительно облегчает исследование и делает его наглядным. Самой простой географической моделью является глобус. Метод применяется для решения многих задач, например:

— изучение территориальной организации;

— оценка степени антропогенного воздействия на природные объекты;

— исследования динамики геосистем и прогнозирование развития и др.

  1. Статистические методы исследования. Дают количественную характеристику процессов, объектов, явлений. Как пример можно привести исследования климата. Здесь важны количественные показатели солнечного тепла, осадков, минимальной и максимальной температуры за период. В социальной географии — это рождаемость, смертность, прирост населения и др.
  2. Исторический подход. Географы очень широко используют данный метод. Исторический подход необходим в географии для выявления природных изменений с течением времени. Например, с его помощью можно сделать прогноз развития рельефа местности, на котором ведется хозяйственная деятельность.
  3. Метод наблюдений. Старейший метод, но актуальный по сей день. Проводятся с какой-либо конкретной целью: наблюдение за состоянием окружающей среды, за метеорологическими условиями, за изменением среды под влиянием человека и т.д.
  4. Методы полевых исследований на местности. Один из классических методов исследования в географии, дающий самую ценную географическую информацию. Результаты таких исследований, увиденные своими глазами природные явления, фиксируются в описаниях. Также при проведении полевого исследования ведется сбор образцов (почвы, минералов, растительности и т.д.), все это впоследствии представляет собой ценный фактический материал и становится предметом изучения.
  5. Методы картографирования. Данный способ получения географической информации позволяет наглядно описывать природные явления и объекты. Любое исследование в географии начинается с изучения и анализа карты, а завершается внесением дополнений в старые карты или созданием новых. Карта, если уметь ее читать, может дать большой объем информации о нужном объекте. Особенно выделяется метод экологического картографирования тем, что его результат осуществляет экологическую оценку изображаемой территории. По такой карте легко можно оценить состояние окружающей среды.
  6. Сравнительный метод. Метод сравнения выявляет сходства и различия процессов, состояний, свойств объектов географической среды с целью дальнейшего прогнозирования изменений (возможных), которые могут произойти со временем с этим объектом.  
  7. Аэрокосмические методы. Аэрокосмический метод позволяет прогнозировать и предотвращать техногенные катастрофы. Используется для составления и уточнения топографических карт и наблюдения за состоянием природной среды.

Космическая съемка Земли. Один из интереснейших методов и важнейших источников для составления и обновления карт и атласов. С его помощью мы получаем информацию о нашей планете и всей Солнечной системе, изучаем природные ресурсы Земли, океаны и атмосферу, следим за состоянием природной среды и опасными природными явлениями. Сведения добываются с помощью специальных аппаратов, размещенных на искусственных спутниках нашей планеты, кораблях и станциях в Космосе. С появлением этого метода у нас появилась возможность видеть труднодоступные местности, сравнивать, наблюдать за объектами, которые раньше были недоступны.

Все методы в отдельности и в комплексе дают возможность не только описывать изучаемые явления, но и прогнозировать будущее

А это очень важно для человечества, потому что людям необходимо знать о последствиях своего развития. Географический прогноз дает шанс предотвратить нежелательные явления либо уменьшить негативные последствия воздействия человека на природу и научить его разумному природопользованию, рациональному взаимодействию с природной средой, решению глобальных проблем

На следующем уроке рассмотрим современный облик нашей планеты, который формировался миллиарды лет, узнаем о необычайном разнообразии природы и о причинах такого разнообразия.

Дно Мирового океана

Многие ученые утверждают, что человечество изучило поверхность Луны лучше, чем глубины Мирового океана. Составленная на сегодня карта его дна имеет разрешение в 5 км. Считается, что не исследовано порядка 95% Мирового океана.

Относительно недавно географы нашли такой феномен, как ложное дно океана. В некоторых районах дно то опускается, то поднимается, причем иногда есть несколько таких колеблющихся слоев. Выяснилось, что на самом деле это не дно, а огромные стаи кальмаров, которые в дневное время прячутся от солнечного света. Также в океане есть такие явления, как подводные реки и подводные водопады, «молочные моря».

Современная география

Многим может показаться, что земля исследована вдоль и поперек. Не поплывешь уже на корабле и не откроешь Австралию или Америку.

Этому можно возразить – многие ученые трудятся над разгадыванием тайн нашей планеты. Географические исследования в современном мире связаны с использованием новых методов изучения.

Все методы географических исследований подразделяются на традиционные и современные.

Современные методы географических исследований предполагают использование информационных технологий.

Изучение Земли с помощью современных географических методов исследования направлено не столько на открытие чего-то нового, сколько на объяснение природных явлений, закономерностей их протекания, на взаимосвязь всех компонентов природы.

Каковы основные направления географических исследований в современном мире? Давайте подробнее остановимся на этих направлениях.

Исследование Мирового океана в настоящее время получило наибольшее развитие. Начало изучению было положено английской экспедицией «Челленджер».

Россия также внесла вклад в изучение Мирового океана, и в 20 веке был совершен ряд географических открытий. На советском корабле «Витязь» было совершено множество экспедиций, он стал научно-исследовательским судном. В 1960 г. учеными этого судна была измерена океаническая впадина – Марианская.

Научно-исследовательское судно «Витязь» 

В 20 веке известный исследователь океана Жак-Ив Кусто сконструировал акваланг. Этот исследователь большую часть своей жизни посвятил изучению глубин Мирового океана и известен под именем капитана Кусто.

Современные исследования Мирового океана опираются на данные искусственных спутников Земли. Подводные исследования проводятся с помощью батискафа.

Батискаф 

Исследование поверхности планеты не менее важно в современном мире. Даже в 20 веке еще совершались географические открытия в России.

Больше всего привлекало внимание человечества поверхность Антарктиды, скрытая под толщами льда. Изучение и исследование Антарктиды началось с 16 века

Самое широкое исследование Антарктиды началось после ее открытия. В Международный геофизический год 1957-1958 гг. на этом материке было построено около 70 научно-исследовательских станций 18 государств. Началось планомерное исследование Антарктиды. Проводилось комплексное изучение вод, льдов, климата, органического мира.

В Антарктиде ведутся современные исследования природных условий и осуществляется анализ этих данных, с целью использования для полетов над материком. В недалеком будущем через Антарктиду будут пролегать трассы межконтинентальных авиалиний. Первый межконтинентальный перелет совершили русские летчики в 1961 году.

Перелет Москва – Антарктида 

В результате современных исследований Антарктиды был составлен атлас материка. По результатам исследований земной коры ученые пришли к выводу, что в недрах скрываются огромные запасы полезных ископаемых.

В настоящее время появляется информация о современных исследованиях и открытиях в Антарктиде. В 20 веке было предсказано существование озера на этом материке. В наше время под толщами льда Антарктиды были обнаружены и исследованы несколько водоемов, самым крупным из них считается озеро Восток.

  1. Исследование Земли из космоса считается перспективным направлением развития науки. Запуск первого искусственного спутника, а затем и космических кораблей открыли новые возможности в изучении Земли. Появилась возможность сравнивать нашу планету с другими и лучше познать развитие ее природы.

Так постепенно география из науки описательной превратилась в современную науку, изучающую взаимосвязи природных комплексов.

Словарь

1. Норманны – люди, проживавшие на территории государств Средиземного моря с 8 по 11 века.

2. Картография – это наука, включающая создание, изучение и использование географических стран.

3. Высотная поясность – это смена природных условий и ландшафтов с увеличением абсолютной высоты.

4. Береста – верхний слой коры березы, на котором писали в Древней Руси 11—15 вв.

5. Пергаментный свиток – материал для письма из кожи животных. Широко использовался до Средних веков.

Методы географических исследований

Под методами географических исследований понимают методики или способы получения информации географической направленности.

Они включают приёмы и методы изучения законов, по которым происходит формирование и развитие природы планеты. Благодаря этому научному подходу сегодня не осталось ни одной большой территории, которая бы не была изучена человеком. Но до сих пор некоторые явления и процессы недостаточно исследованы.

Методы географических исследований делятся на традиционные и современные.

К традиционным относятся:

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

  • Метод наблюдения – дает полное представление о географических объектах;
  • Картографический метод – дает возможность наблюдать за закономерностями размещения в пространстве географических объектов с использованием тематических карт (общегеографических или комплексных);
  • Статистический метод – позволяет обрабатывать, анализировать и систематизировать данные полученные путем наблюдений;
  • Исторический метод – занимается исследованием географических объектов, начиная с момента их возникновения и до настоящего времени;
  • Сравнительный метод – способ обнаружения общих черт или различий между объектами или явлениями.

Сравнительный метод используется для классификации изучаемых явлений и объектов с целью прогнозирования возможных изменений в пространстве и времени.

Все методы исследований тесно связаны и переплетены между собой.

2.1 Природные и природно-антропогенные геосистемы как объект исследований

Геоэкологические исследования опираются на понятийную базу комплексных и отраслевых физико-географических дисциплин при активном использовании экологического подхода. Объектом физико-геоэкологических исследований выступают природные и природно-антропогенные геосистемы, свойства которых изучают с позиций оценки качества окружающей среды как среды обитания и жизнедеятельности человека.

В комплексных физико-географических исследованиях оперируют терминами «геосистема», «природно-территориальный комплекс» (ПТК), «ландшафт». Все они трактуются как закономерные сочетания географических компонентов или комплексов низшего ранга, образующих систему различных уровней от географической оболочки до фации.

Термин «ПТК» — общее, внеранговое понятие, он акцентирует внимание на закономерности сочетания всех географических компонентов: масс твердой земной коры, гидросферы (поверхностных и подземных вод), воздушных масс атмосферы, биоты (сообществ растений, животных и микроорганизмов), почв. В качестве особых географических компонентов выделяют рельеф и климат

ПТК пространственно-временная система географических компонентов, взаимообусловленных в своем размещении и развивающихся как единое целое.

Термин «геосистема» отражает системные свойства (целостность, взаимосвязь) элементов и компонентов. Это понятие шире понятия «ПТК», так как всякий комплекс является системой, но не всякая система является природно-территориальным комплексом.

В ландшафтоведении базовым является термин «ландшафт». Приего общей трактовке, термин относится к системеобщих понятий и обозначает географические системы, состоящие из взаимодействующих природных или природных и антропогенных комплексов более низкого таксономического ранга. В региональной трактовке ландшафт рассматривается как ПТК определенной пространственной размерности (ранга), характеризующийся генетическим единством и тесной взаимосвязью слагающих компонентов. Специфика регионального подхода хорошо видна при сравнении понятий фация – урочище – ландшафт.

Фация – это ПТК, на всем протяжении которого одинаковы литология поверхностных отложений, характер рельефа, увлажнения, один микроклимат, одна почвенная разность, один биоценоз.

Урочище – ПТК, состоящий из генетически связанных между собой фаций и занимающих обычно целиком всю форму мезорельефа.

Ответы на билеты ГИА по географии

Методы географических исследований — способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:

1) Картографический метод. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

2) Исторический метод. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3) Статистический метод. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

4) Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообеспеченности, ВВП на душу населения и т.д.

5) Метод географического районирования. Выделение физико-географических (природных) и экономических районов — один из методов исследования географической науки.

6) Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению:
больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

7) Метод полевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами — самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений — все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

8) Метод дистанционных наблюдений. Современная аэро- и космическая съёмка — большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования. Создание географических моделей — важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.

10) Географический прогноз. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы.

Методы географических исследований

Методы географических исследований — способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:

1)Картографический метод. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

2) Исторический метод. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3) Статистический метод. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

4) Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообеспеченности, ВВП на душу населения и т.д.

5) Метод географического районирования. Выделение физико-географических (природных) и экономических районов — один из методов исследования географической науки.

6). Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее.

Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

7) Метод полевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах.

Увиденное своими глазами — самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений — все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

8 ) Метод дистанционных наблюдении. Современная аэро- и космическая съёмка — большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования. Создание географических моделей — важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.

10) Географический прогноз. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы



Как географы изучают объекты и процессы. Как проводятся научные наблюдения.

Из текста учебника (с.11) выпиши главные черты (особенности) научных наблюдений.

Объясни данные особенности. Используй для выполнения этого задания имена прилагательные.

1. Активные — наблюдатель ищет и фиксирует определенные метеорологические величины и атмосферные явления.

2. Целенаправленные — наблюдатель фиксирует только необходимые для определения погоды метеорологические величины и явления.

Определенный план действия — продумывается наблюдателем заранее и прописан в книге «Наставление гидрометеорологическим станциям и постам».

4. Систематические — проводятся многократно по определенной системе.

Школа географа-следопыта.

Запиши в таблицу результаты наблюдений за длинной тени гномона.

Дата наблюдения: 20 сентября 2014 года.

Место наблюдения: город, поселок, село Бугуруслан.

Высота гномона: 50 см.

 Время наблюдения (час, минута) Длина тени гномона (см)   Положение Солнца над горизонтом (поднимается, опускается)
 10:30  40  поднимается
 12:00  50  в зените
 14:30  60  опускается
 9:30  30  поднимается
 8:30  20  поднимается
 15:30  70  опускается
 16:30  80  опускается
 7:30  10  поднимается

Вывод по результатам наблюдений (вставь пропущенные слова).

Когда Солнце поднималось над горизонтом, тень гномона увеличивалась, когда Солнце опускалось к горизонту, тень гномона уменьшалась.

Сравни длину гномона с самым большим значением длины его тени.

Длина гномона больше, чем самая длинная тень гномона.

28 Графические приемы исследований по картам

     28а. Общие сведения о графических приемах анализа географических карт; одномерные и двумерные графические модели и их характеристика. Графические приемы включают построение по картам всевозможных профилей, разрезов, графиков, эпюр, диаграмм, блок-диаграмм, роз направлений и иных графических изображений. Многообразие графических построений можно систематизировать в три группы.     Первая, наиболее распространенная, группа графиков включает одномерные графические модели.     1. Профиль по заданному на карте направлению x или y. Для анализа серий карт разной тематики удобны комплексные, или общегеографические, профили, на которых совмещаются несколько сопряженных явлений (например, рельеф, геология, почвенно-растительный покров, гидроклиматические показатели, распределение биомассы и т.п.). Подобные комплексные построения необходимы для наглядного представления связей между явлениями и районирования территории по комплексу показателей.     2. Вертикальное сечение, для построения которого используется набор карт разных уровней, высот или глубин. Сами сечения, как правило, служат средством анализа серии карт.     3. Временной разрез создается по серии разновременных карт.     Вторая группа графиков соответствует двумерным графическим моделям.     4. Собственно картографическое изображение, представляющее проекцию на горизонтальную плоскость и выражающееся функцией с двумя аргументами P = f(x, y). Карты являются визуально наиболее легко усваиваемым средством исследования и видом представления результатов этих исследований, поэтому само картографическое изображение в картографическом методе используется чрезвычайно широко. Кроме того карты могут выступать как производные графические модели уже существующих картографических изображений (например, по картам метеорологических показателей составляется карта климатического районирования, по общегеографическим картам, отображающим рельеф и речную сеть, можно составить карты речных бассейнов, широко используемых в эколого-географических исследованиях, и т.п.).     5. Функцией этого же вида описываются розы направлений – звездчатые графики, наглядно передающие преобладающую ориентировку линейных или площадных объектов (например, геологических разломов, ветров, морских течений, речных долин, транспортных путей и т.п.).     6. Фронтальное изображение, представляющее собой проекцию объекта на вертикальную плоскость. Для составления фронтальных изображений используются серии разновысотных карт.     7. Метахронные, или разновременные, разрезы, для создания которых привлекаются серии разновременных карт. И фронтальные изображения, и метахронные разрезы, как правило, более информативны, нежели одномерные графические модели, т.к. представляют распределение явления P как функцию двух параметров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector