Топ-5 лучших автомобильных музеев в москве
Содержание:
- Любимчики
- Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов
- Ирбитский государственный музей мотоциклов
- Парень с рабочей окраины
- Конфетка из ржавчины
- Охота на мотоциклы
- Тула — впереди планеты всей!
- Музей мотоциклов «МОТОЭПОХА»
- 40 стран мира
- Гараж как место для свиданий
- Немцы против русских
- Мотоциклетное царство
- История Ирбитского государственного музея мотоциклов
- Музей мотоциклов «Мотомир Вячеслава Шеянова»
- Экспозиция
- Цены
- Богатство в мотоединицах
Любимчики
— Любимые мотоциклы у меня – все. А с точки зрения прокатиться – немецкие мотоциклы времен войны – BMW и Zündapp. Есть красивые – например, сине-белый, здоровый красавец Indian. На нем мы впервые выехали в свет в Санкт-Петербурге на мотофестивале «Волхонская верста». Естественно, это был шок для всех, потому что он сам по себе мотоцикл редкий, дорогой, на нем в 30-е годы любили ездить гангстеры, считалось, это очень круто. К сожалению, после войны производители Indian разорились, сейчас они делают мотоциклы в единичных экземплярах, тогда же это была наряду с «харлеем» одна из основных фирм-производителей мотоциклов в Америке. Он, конечно, потрясающий!
— Еще один интересный экспонат, в том же году был на «Волхонской версте» — Matchless Silver Hawk, редкий, английский мотоцикл. В 30-м году он стоил баснословных денег – примерно 25 тыс. долларов США. Это было время Великой депрессии, и он был такой дорогой, что их никто не покупал. При этом считалось, что если у тебя нет «Мачлес Сильвер Хоука», то ты не джентльмен.
— Как человеку со спортивной жилкой мне нравится испытывать мотоциклы: как идет по грязи, по каким дорогам может пройти… Мой двоюродный дед Гриша воевал против «рикушек», а сам ездил на «харлее», и мне интересно понять, хуже «харлей», чем «рикуо» или нет, насколько он надежнее и проще. Я задаюсь вопросами: а как ученые его испытывали, а как немцы на них ездили… Я не фанатик, не мотоциклист. И на этих мотоциклах я, может, 3-4 раза в год прокачусь, когда приезжаю к родителям в Петра Дубраву. Но я получаю особые технические впечатления, когда провожу своего рода тест-драйвы, коллекционирую эмоции.
Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов
В крупных городах мотоциклы становятся украшением тематических баров, лофтов, мастерских и прочих мест, требующих антуража
Порой магазины и мотоклубы собирают байки, чтобы привлечь внимание мотоциклистов и простых зевак
В столице множество частных лиц, заинтересованных в восстановлении ретро техники, создании кастом-проектов. Иногда личные коллекции и мастерские сами по себе почти как музей, но знают о них немногие.
Говоря о музее, в Москве чаще всего вспоминают Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов, который расположен по адресу Краснодарская ул., вл58. За 300 рублей можно увидеть коллекцию автомобилей и мотоциклов, которую поколениями собирала семья Ломаковых. История коллекции отсчитывается с 1959 года с реставрации «Роллс-Ройса», на котором ездили члены императорской фамилии, а затем В.И. Ленин.
Изюминкой мотовыставки можно считать Harley-Davidson WLA-42 1942 года выпуска, Peugeot 1914 г., BMW-R75 «Sahara» и многие другие.
Ирбитский государственный музей мотоциклов
Самый известный музей мотоциклов России. Здесь должен отметиться каждый мотоциклист, который начинал с «совка», уважает отечественный мотопром и историю развития мотоциклов в целом.
Музей находится в Свердловской области, городе Ирбит, ул. Советская, д. 100А.
Музей открылся для посетителей 25 июня 2004 года. В основу легла коллекция мототехники Ирбитского мотоциклетного завода, собранная в отделе главного конструктора за 60 лет существования предприятия.
Здесь можно увидеть отечественные модели тяжелого класса, начиная с 40-х годов 20 века, зарубежные модели ведущих мотоциклетных фирм Англии, Германии, США, Японии 1935-1989 годов выпуска. Любопытными могут показаться экспериментальные модели ИМЗ и модели, созданные для мотоспорта.
При этом стоимость посещения символическая по современным меркам. Всего в 200 рублей обойдется входной билет для взрослого человека.
Парень с рабочей окраины
— Меня все спрашивают, какое отношение имеет музей мотоциклов к Петра Дубраве, почему он открылся именно здесь… Во-первых, я уроженец этого славного поселка. Как мне раньше в Москве говорили – «парень с рабочей окраины», чем я и горжусь. Наверняка все смотрели нашумевший фильм Звягинцева «Левиафан». По мне, обычная ремеслуха, нет там ничего: ни режиссерского таланта, ни актерской игры, ни творчества… Чего стоит сюжет! Такие сюжеты все чаще проходят в «новом российском кино», они фантасмагоричны и повествуют о том, что русские все поголовно пьяницы, развратники и в жизни ничего делать не умеют. Я с этим не согласен.
— Я искренне считаю, что русские – великая нация. Россия такая же, как Америка, мы можем добиваться больших результатов, пусть даже в таких маленьких вещах, как хобби. И вот мой ответ! Хотя я, собственно, никому вызов не бросаю, но мое увлечение, оно как-то само переросло в то, что, по сути, является нашим национальным достоянием. Мое хобби вылилось в самую полную в мире коллекцию тяжелых мотоциклов 30-40-х годов.
Конфетка из ржавчины
— Зачастую мы приобретаем ржавые мотоциклы, порой просто кучи металлолома. Уже здесь, при музее, их реставрирует команда механиков. На реставрацию каждого пришедшего в коллекцию экземпляра уходит примерно год. Сделать так, чтобы «машины» 70-летней давности ездили, большой труд. А у нас они все на ходу. На любой можно сесть и поехать. Те же мастера после поддерживают отреставрированные мотоциклы в надлежащем техническом состоянии. Работа «Мотомира» тщательно и разумно структурирована, все сотрудники, включая механиков, работают в системе корпоративного управления «Мегаплан», а качество нашей командной работы оценивается на основе системы показателей эффективности.
— Сейчас, например, здесь стоит швейцарский мотоцикл Universal A-1000. Он был отреставрирован ранее, сейчас он обслуживается, подкрашивают к нему боковые крылья… Также в мастерской стоит Royal Enfield, самый тяжелый, красивый, английский мотоцикл тех времен.
На каждый мотоцикл есть своя карта техобслуживания. Механики знают, что в двигатель должно подаваться масло, подшипники должны быть смазаны, а горюче-смазочные вещества должны быть правильно залиты. Все должно крутиться, работать.
— Я надеюсь, что наше общее командное увлечение перерастет в то, что народ захочет сюда приезжать. Чтобы мотоциклы не стояли без дела, а были живой историей. Я хотел бы ввести какой-то образовательный курс в местной школе, например, сделать при музее станцию юных техников. Чтобы ребята разбирались в мотоциклах, могли не только прокатиться, но и отремонтировать ту или иную модель. Это не только, что называется, пригодится в жизни… По сути, я хочу, чтобы «Мотомир» был скорее клубом, а не просто музеем. Живая история, движение – для мотоциклов это хорошо. Представьте, если каждый по разу хотя бы прикатится хотя бы на одном из 93 мотоциклов, это значит, что почти 100 человек сразу получат удовольствие!
Охота на мотоциклы
— Какое-то время в начале 90-х я занимался бизнесом по продаже мотоциклов. Прошло уже 50 лет после войны, и оказалось, что в России разбросано много мотоциклов как трофейных немецких, так и американских «харлеев», которые в нашу страну поступали по ленд-лизу (программа помощи американцев нам в годы Великой Отечественной войны). Выглядело это примерно так: находили мотоцикл, приезжали в деревню и у мужичков преклонного возраста меняли «харлей» на незаменимый на селе трехколесный «муравей».
— До сих пор помню свой первый опыт: есть у нас село Красноармейское, немного на юге от Самары, приезжаем и говорим: «Слышали, что «харлей» у вас есть. Не хотите ли обменять?» Меняли легко, потому что на «харлеи» не было ни запчастей, ничего. «Муравей» стоил тогда условно 500 долларов, а если «харлей» в Польшу отвезти, то можно было продать там его за 1000-1200 долларов. Тогда нам казалось: громадные деньги! Поляки на нас тогда смотрели свысока. Меня это задевало, и это стало дополнительным толчком к созданию собственной коллекции мотоциклов.
— С развитием средств коммуникации добывать необходимые модели мотоциклов стало гораздо легче. Во-первых, все, кто профессионально занимается продажей ретро-мототехники в мире, меня знают. Все спешат мне предложить что-то. Во-вторых, есть такие вещи в коллекции, которые были выпущены в 8 экземплярах. Один есть у меня. А есть, которые были выпущены в двух экземплярах. Каждый из них – национальное достояние страны. У меня их нет, но я знаю владельца, у которого есть. Например, во Франции дедушка живет, у него есть нужный мне мотоцикл, и он готов продать, но с условием, чтобы я не вывозил его из Франции. Я не могу обманывать старого человека – я ему так и сказал, что увезу мотоцикл в Петра Дубраву…
— Раньше вот Интернета не было, мы давали объявления в газетах, причем не только в России, но и в Европе. Кстати, есть хорошая форма общения на Западе – ярмарки. Они проходят на протяжении почти двух веков. Германия славится своими ярмарками в городе Манхайм. Мы один раз замеряли, за два дня прошли пешком 25 км и ни разу не вернулись на одно и то же место.
Тула — впереди планеты всей!
В первом небольшом зале единственного тульского мотомузея нас встретил всего один мотоцикл на фоне расписной стены с чётко угадывающимися тульскими видами…
— Этот зал ещё не до конца сделан, — отметил Леонид Павлович. — Он посвящён первым советским мотоциклам довоенного периода. Готов пока один — Л-300. Его выпускали с 1930 по 1938 годы.
А в таком хорошем состоянии — не больше десятка! Собирал я его четыре года, начиная буквально с груды ржавого железа. Рядом с ним совсем скоро будет стоять ещё один «ветеран» — ИЖ-7. Сейчас он находится на реставрации, надеюсь, до конца года успеем закончить. Вообще сборка мотоциклов — вопрос очень длительный, сложный и затратный. Все детали собираются по крупицам, зачастую уходят годы, чтобы скомплектовать одну машину.
Рассказал хозяин музея и про картину на стене:
— Здесь изображён вид на улицу Коминтерна, бывшую Павшинскую — церковь, старые домики и вид на Машзавод. Он нарисован по старым фотографиям, взятым из архива. Кстати, цеха Машзавода здесь совсем не случайно: ведь именно там когда-то собирали мотороллеры!
Кроме того на стенах этого зала висят и старинные фото. На них можно увидеть первый в мире мотоцикл 1885 года выпуска, первый мотоцикл тогда еще Российской империи, выпущенный в 1910 году, первый советский мотоцикл — 1923−1924 годов рождения.
Интересную историю рассказал Леонид Павлович и про ещё одно фото.
— 1929 год стал отправным для отечественного мотопрома. Тогда был произведён испытательный пробег на 3 тысячи км советских разработок и иностранных мотоциклов, чтобы выявить модель, которую можно запустить в производство. Причём в этом пробеге участвовали мотоциклы таких марок, как Indian, Harley-Davidson, BMW. И с ними соперничала разработка тульского слесаря Токарева, сделанная практически из подручных материалов с использованием иностранного двигателя. Так вот, он до конца доехал, а гости из-за рубежа — нет! Не были они рассчитаны на наше бездорожье.
Музей мотоциклов «МОТОЭПОХА»
Если вдруг будете проезжать мимо Челябинска…вдруг, то там находится музей «МОТОЭПОХА». Здесь можно побывать в мастерской, увидеть технику в процессе реставрации. Это большой плюс для любителей поковыряться в мотоциклах. В остальном посетителей ожидают ряды байков, способные вызвать приступ ностальгии у людей, которые с детства на «ты» с мотоциклами и мотороллерами.
Музей находится в Челябинске, Линейная улица, 86к2.
Не стоит сомневаться, что путешествуя по стране, можно найти интересные места, связанные с мотокультурой. Музеи мотоциклов могут быть гораздо интереснее, чем кажется на первый взгляд. В любом случае, это хороший повод вдохновиться на изучение истории мотостроения.
40 стран мира
— Мы хотим, чтобы как можно больше людей узнали о музее мотоциклов, приехали к нам. Сейчас есть отличные современные инструменты – соцсети. Мы в «Фейсбуке» завели аккаунт всего полгода назад, и у нас уже 7,5 тыс. подписчиков. Понятно, что очень много иностранцев, но примерно половина – из России. Я недавно попросил нашего директора Сергея Васенёва дать статистику по группе в «Фейсбуке». Оказалось, география аудитории «Мотомира» шире Москвы и Петербурга, да и вообще России, ежедневно в нашей жизни участвуют поклонники мототехники из 40 стран мира!
Добраться до музея можно как на машине в сторону Смышляевки, Стройкерамики и т.д., так и на пригородном транспорте, идущем от пл. Кирова. Точный адрес: пос. Петра Дубрава, ул. Климова, 2Б. Если очень захочется посмотреть на коллекцию, попробуйте напроситься. Может, и покажут.
Военные мотоциклы из «Мотомира» можно будет увидеть в мае на ГСК «Склон» на открытии мотосезона.
Текст: Светлана Гребенникова, фото из коллекции «Мотомира»
Гараж как место для свиданий
Следующий зал оказался посвящённым не мотоциклам, а целой эпохе… Эпохе гаражного отдыха!
— В 60-х годах прошлого века нельзя было себе представить мужчину без гаража, — ностальгирует Леонид Павлович. — Это была целая разновидность отдыха. Здесь можно было поковыряться в технике, построгать, попилить, поделать что-то… Выпить 100 грамм с друзьями-соседями. Да и женщину привести можно было тем, у кого стоял диван!
Сейчас, к сожалению, это совсем не актуально… Машины ставятся или во дворы, или на стоянки, уходит гаражный отдых. Поэтому я решил посвятить ему отдельную комнату. Сначала тут просто были мотоцикл и инструменты. А потом уже сами посетители начали приносить отдельные вещи: пылесос «Чайка», гармошку, гитару советского периода, тульский самовар, целую коллекцию фотоаппаратов, приёмник, примус… Даже настоящий самогонный аппарат!
Немцы против русских
— Меня обычно спрашивают, что круче – немецкие мотоциклы или русские? Так вот критерий тут один – кто в войне победил, тот и лучше, а победили русские. Они сделали мотоциклы, попробовали, не идут, тут же стали другие делать… Русские — великие ребята, со смекалкой! Закупили через Швецию 5 мотоциклов BMW, опробованных немцами в 40-м году, когда всего за 3 недели Германия расколошматила Францию. Разобрали один военный BMW R-71, а через три месяца запустили свой мотоцикл М-72. Пока немцы делали «цундапы КС-750″, навороченные, похожие на БТР, монстры, мы шли по пути упрощения мототехники. Кстати у этого «цундапа» интересная судьба: на нем реально воевали немцы, нашли мы его под Воронежем, а если открыть крышку бака, видно пулевое отверстие. Стреляли в него с земли, откуда-то с дороги, из-за кустов. Читается прямо траектория пули.
— Однако если меня спросят, какой все-таки лучший мотоцикл, я покажу на Zündapp и BMW, основные армейские мотоциклы. Немцы производили один такой мотоцикл, а мы – два попроще и подешевле. У наших первых тяжелых мотоциклов ПМЗ А-750 не особо инновационная конструкция. Только почему русские грамотные парни – потому что наш мотоцикл едет-то не хуже, только немцы на своем втроем едут, а наши – вшестером. Триандафиллов в действии. Если гранату бросят в немецкий «цундап», он также взорвется, как и наш. Так какая разница!
Мотоциклетное царство
Большую часть музея составляет огромный ангар, разделённый ещё на три зала. Один из них посвящён тяжёлым мотоциклам, во втором выставлены яркие малютки-мотороллеры, а третий наполнен спортивными мотоциклами разных лет. Рассматривать их можно бесконечно. Интересно будет даже девушкам, ни капли не разбирающимся в технике, — рассказчик из Леонида Павловича превосходный! Самые яркие, на наш взгляд, экспонаты и истории про них смотрите в нашей фотоподборке. А лучше сами приезжайте в музей — здесь интересно!
240 экспонатов в мотоколлекции туляка Леонида Зякина.
84 года самому старейшему мотоциклу в коллекции.
51 мотороллер тульского производства можно увидеть в мотомузее.
экспонаты
Мотороллер «Муравей»
Галерея
Выпущен Тульским машиностроительным заводом в ограниченном количестве в 1968 году. Использовался только для внутризаводских перевозок: в бочке перевозили масло или эмульсию. Мотороллер повышенной грузоподъёмности.
Мото-коляска Юрия Никулина
Галерея
Была сделана в Серпухове специально для знаменитого артиста. В 1970 году он выступал в Туле и ездил на этом транспорте по арене Тульского цирка с номером. В будущем мотоколяску отреставрируют.
Cezeta 501
Мотороллер производился в Чешской Республике с 1957 года. Тот, который находится в тульском мотомузее, — 1959 года рождения. Его особенность в бензобаке, располагающемся спереди, а не сзади, как обычно.
Спортивный мотоцикл
Передан музею Евгением Власовым, мастером мотоциклетного спорта. На этом мотоцикле он участвовал в виде спорта «Гонки за лидером на треке»: велогонщик следовал вплотную за мотолидером. Скорость развивалась до 96 км/ч!
Галерея
показать все фотографии
а как у них?
Музей «Харлей-Дэвидсон»
Милуоки, штат Висконсин, США.
Мотоцикл Элвиса Пресли
Состоящий из трёх зданий из черного кирпича, стекла и нержавейки музей имеет все шансы стать храмом поклонения мотоциклу. В нём выставлено около 200 мотоциклов и различных предметов истории и культуры Serial Number One. Это велосипед с маленьким двигателем, построенный основателями компании Уильямом Харли и Артуром Дэвидсоном. Представлен в музее и красно-белый мотоцикл Элвиса Пресли 1956 Model K. H..
История Ирбитского государственного музея мотоциклов
Хотя датой официального открытия данного музея считается 25 июня 2004 года, его история тесно связана с историей появления в Ирбите мотозавода, ведь именно его коллекция мотоциклетной техники, собранная за 60 лет, сделала возможным создание музея.
Начало Великой Отечественной войны обусловило необходимость эвакуации из Москвы многих производств, в числе которых был и столичный мотозавод. Для его переноса был выбран уральский город Ирбит. 17 ноября 1941 года на вокзал города прибыл первый эшелон, на крыше одного из вагонов располагался трофейный мотоцикл BMW R-71 1940-го года выпуска, послуживший прототипом первого советского тяжелого военного мотоцикла. С этого же времени на Ирбитском мотоциклетном заводе (ИМЗ) начала формироваться уникальная коллекция этих транспортных средств. Ее экземплярами были технические разработки российского и иностранного производства, которые служили материалом для исследований и творчества для сотрудников завода — конструкторов, инженеров, испытателей.
В начале 2000-х годов по инициативе Александра Ильича Буланова, будущего директора Музея мотоциклов, при поддержке губернатора Свердловской области Эдуарда Эргартовича Росселя, администрация города выкупила коллекцию у Ирбитского мотозавода с целью сохранить ее в городе.
В 2003 году было подписано постановление главы города, о создании муниципального учреждения культуры «Ирбитский музей мотоциклов», а еще через год состоялось его открытие. В 2006 году на основании нескольких указов и постановлений музей мотоциклов в Ирбите приобрел статус государственного.
Tatiana Dudarenko
Музей мотоциклов «Мотомир Вячеслава Шеянова»
Очень активный музей, который вышел за рамки простых экспозиций. Его уникальность заключается в том, что здесь живет история «Золотого века» мотостроения. Посетители увидят 104 модели мотоциклов, произведенные в промежуток между 1930 и 1945 гг. Время технической гонки Второй мировой войны подарило серьезные открытия в производстве мотоциклов.
Музей преследует цель объединения на одной территории мотоциклов с объемом двигателя более 750 кубических сантиметров со всех континентов, восстановленных до ходового состояния. Да-да, мотоциклы на ходу! Музей предлагает не только экскурсии и фотосессии, но и тест-драйвы.
Билет для взрослого человека стоит 500 рублей.
Музей находится в Самарской области, Волжский район, п. Петра Дубрава, ул. Климова, д. 2Б.
Экспозиция
На сегодняшний день фонд Тульского мотоциклетного музея «Мото-Авто-Арт» насчитывает несколько сотен экспонатов — как советских мотоциклов, трициклы и мопедов, так и зарубежных мотороллеров и скутеров. Экземпляры мототехники собирались по крупинкам из разных мест — старые заброшенные гаражи, заводские склады, частные владения и даже болота. Создатель музея лично находил и отбирал экземпляры для своей выставки, каждый из которых также прошел реставрацию по чертежам и фотодокументам в его личной мастерской перед представлением зрителю. Большая часть раритетов и по настоящее время исправно функционирует.
На выставке представлен и первый мотоцикл серийного производства, и совершенно полная коллекция абсолютно всех мотоциклов, выпущенных Тульским мотоциклетным заводов. Есть в экспозиции и несколько «Днепров» и «Уралов» разнообразных модификаций. Посетителей привлекает самый первый мотоцикл времен СССР — Л-300, ставший легендой нашей мотоциклетной промышленности, мотоколяска Юрия Никулина, мотоцикл «Баксан», который был занесен в Книгу Рекордов России после того, как на нем был покорен Эльбрус. Подавляющее большинство техники музея было выпущено в 1930–1990 годы в Советском Союзе, но есть и экземпляры, привезенные из Германии, Чехии и других стран.
Тульский мотоциклетный музей «Мото-Авто-Арт»
Тематические собрания мототехники занимают несколько помещений и разделены по залам:
- мотороллеры ТМЗ (легковые — Т-200, «Метеор», «Дельфин», «Старт», «Турист-кросс» и многие другие, грузовые — например, ТГ-200, «Муравей», «Тулица» и т. п., экспериментальные — мотороллер с 2-местной кабиной);
- мотоциклы («Тула-Кросс», «Вепрь», трицикл, «Аллигатор», мотосани «Артик»);
- мотороллеры («Вятка», «Вятка-Электрон», «Стриж»);
- мотоциклы, и мопеды «Jawa», мотороллеры «Cezeta» (в том числе, «Jawa Special», CZ-250 «Кросс», «Pannonia»);
- Ковровские мотоциклы (К-125, «Ковровец», «Восход», «Сова», «Фермер», «Аркан»);
- Минские мотоциклы («Москва», М-1 М, «Минск-Кросс»);
- Ижевские мотоциклы (Иж-350, Иж-49, Иж-«Планета», Иж-«Юпитер», Иж К-15);
- тяжелые мотоциклы с колясками (Ирбитские — М-72, К-750, «Урал-Лидер», Киевские — М-72, К-750, МВ-750 М);
- мотоколяски («Киевлянин», «Кинешма», К-1Б);
- зарубежные и редкие (NSU-200 — Германия, BMW R-23, Л-300 «Красный Октябрь», Triumpf, Самсон);
- мопеды Львовские, Рижские, Пензенские.
Полностью все экземпляры коллекции можно увидеть на официальном сайте музея «Мото-Авто-Арт»
Цены
Входной билет в Ирбитский государственный музей мотоциклов стоит:
- для взрослых посетителей — 200 рублей;
- для учащихся, пенсионеров — 100 рублей;
- посещение музейного фонда техники (льготы не распространяются) — 200 рублей.
Экскурсионное обслуживание для группы численностью до 15 человек стоит 300 рублей (при большем количестве человек группа обслуживается при дополнительной оплате).
Возможно посещение музея в его нерабочее время, однако этот момент согласовывается предварительно с администрацией, а стоимость за услуги удваивается (при этом минимальная цена одного посещения составляет 3000 рублей).
В музее мотоциклов взимается плата за проведение фото- и видеосъемки:
- любительская: 100 рублей за 1 устройство для фотосъемки, 200 рублей за 1 устройство для видеосъемки;
- для использования в СМИ, рекламе и интернете (проводится с разрешения директора музея): от 500 до 10000 рублей — фотосъемка, от 5000 до 20000 рублей — видеосъемка.
Tatiana Dudarenko
Богатство в мотоединицах
— География мотоциклов в музее представлена 14 странами мира: Япония, Советский Союз, Польша, Чехия, Дания, Германия, Италия, Австрия, Франция, Англия, Соединенные Штаты Америки, Швеция, Швейцария, Бельгия. Всего 93 мотоцикла. В зале музея скоро будет открыто для зрителей примерно 52 экспоната, остальные пока находятся в Москве на выставке, что-то в реставрации…
— Я не собиратель, не фанатик. Красть не пойду. У меня нет мечт, есть только цели. Конечно, хочется, чтобы коллекция была полной, но умный в гору не пойдет, умный гору обойдет. Я абсолютно уверен, что этот французский старичок рано или поздно продаст мне свой «Доллар В-4», куда он денется. Была у меня еще одна цель – купить один из четырех существующих «Браф Супериоров» (Brough Superior). И я его купил. На прошлой неделе был в Швеции, там тоже есть мотоцикл, которого нет в моей коллекции. Шведы сделали прототип тяжелого мотоцикла с приводом на колесо коляски, что-то типа «цундапа». В принципе я двигатель от него нашел, а в мотоцикле, как известно, самая сложная часть — это как раз двигатель. Вокруг него можно и реплику построить. Так вот, был я в их музее, где стоит прототип этого мотоцикла. Музей меньше, чем у меня, вполовину, причем мотоцикл где-то в запасниках стоит. Но продавать отказываются – национальное шведское достояние, нельзя. Я говорю: «У вас же не целостная коллекция, давайте я вам какой-то мотоцикл из своих подгоню?». Я бы отдал за него «pикуо» (Rikuo), тоже редкий мотоцикл, или Puch, а себе бы еще нашел. Так нет же. Вот шведский я точно нигде не найду, потому что их всего два в мире. Достать его не мечта, а снова цель. Надо просто все организовать, подружиться с директором музея, понять, что он за человек. Надо делать дело, а не мечтать. Собрать такую коллекцию не сложно, были бы желание, деньги и определенная настойчивость.
— Коллекция – хорошее вложение денег. Она уникальная, так что если у меня кто-то захочет ее купить, я могу называть любую цену. Мне китайцы как-то предлагали купить ее целиком. У нас есть сайт, в том числе на английском и китайском языках. Они вышли на меня, сначала стали спрашивать, кто мы такие и есть ли эта коллекция в действительности. Даже по гуглу смотрели, где мы находимся. Убедились, что музей стоит, все реально, по факсу прислали предложение и приглашение на переговоры. Но я им ответил отказом, хотя они мне давали в три раза больше, чем она стоила на тот момент. Я считаю, это не продается, потому что нельзя же продать часть души.