Военно-исторический музей черноморского флота

Панорама «Оборона Севастополя 1854–1855 годов»

Находится в центре города, и является крупнейшим объектом Музея обороны Севастополя. Именно панорама положила начало всему музейному комплексу. В настоящее время полотно входит в список 60-ти крупнейших панорам мира. Особенно отмечается историческая точность, мастерство исполнения и правдивость произведения. По этим параметрам севастопольская панорама признается одной из лучших среди произведений данного вида искусства. Длина по окружности составляет 115 метров, высота — 14 метров. Основу всей композиции составляют сцены баталий. Панорама располагается на втором этаже здания на Историческом бульваре, на ее смотровую площадку ведет винтовая лестница с первого этажа.

Здание панорамы, SIrina99

На полотне панорамы, выдающийся русский художник-баталист Ф. А. Рубо запечатлел события одного из 349 дней обороны, а именно 6(18) июня 1855 г. когда был успешно отражен штурм англо-французскими войсками укреплений Корабельной стороны. По замыслу автора, смотровая площадка панорамы является вершиной Малахова кургана, который считался ключевой позицией при обороне Севастополя. В самом начале панорамы изображено происходящее в тылу кургана, а также на подступах к нему. Далее, перемещаясь по часовой стрелке вдоль смотровой площадки, вы приближаетесь к кульминации всего сражения — это рукопашная схватка с англо-французской армией на батарее Жерве. Композиция продумана таким образом, чтобы зритель смог увидеть все этапы штурма и оборонительного боя.

Фрагмент панорамы, By Valentin Ramirez

Панорама была доставлена в Севастополь летом 1904 года, к 50-ти летнему юбилею обороны города. Первыми ее посетителями стали ветераны севастопольских сражений, их очень растрогала и удивила точность, с которой на полотне были переданы события того дня.

На первом этаже здания панорамы располагается экспозиционный зал, он разделен на несколько смысловых частей. Первая часть посвящена ходу севастопольской обороны, итогам и особенностям организации. В экспозиции представлены образцы оружия, обмундирования, модели кораблей, которые участвовали в сражении, знамена, награды, ордена и личные вещи защитников города. Остальные разделы дают представление о создании и последующем воссоздании панорамы после Великой Отечественной войны. Музейные экспонаты повествуют о том, как велась работа художника над живописным полотном на протяжении трех лет, как специально для панорамы строилось отдельное здание на Историческом бульваре, о его судьбе во время войны и вплоть до наших дней.

Автор картины Оборона Севастополя

В 1901 г. реализацию масштабного проекта поручили Францу Рубо, который являлся основоположником отечественной школы панорамной живописи. Художнику пришлось приехать в Севастополь, где он, перед тем как приступить к работе, занялся изучением историческим документов, ознакомился с местами боев, побеседовал с участниками и очевидцами нападения, а затем в Санкт-Петербурге приступил к эскизу панорамы.

Алексей Загребин

Саму картину живописец вместе с такими известными художниками, как Шенхена, Мерте, Фроша и еще 20 студентами Баварской академии художеств, создал в Мюнхене. Одновременно с написанием живописного полотна, Рубо выполнил натурный план, площадь которого составила 1610 м².

На создание произведения у автора ушло целых 4 года. За всю свою жизнь, кроме известной батальной Панорамы, художник-баталист написал около 200 монументальных полотен. Особой популярностью пользуется известная работа под названием «Бородинская битва» и не менее величественная военная операция «Штурм аула Ахульго», на которой отразилась Кавказская война 1817—1864 гг.

Как добраться

Здание Панорамы находится рядом с главным автовокзалом города, а также рядом с железнодорожным вокзалом. Добраться не составит труда почти из любой точки города на общественном транспорте: поблизости проходит большое количество маршрутов троллейбусов, автобусов и маршрутных такси. Если вы едете из центра города, то вам нужны остановки «Железнодорожный вокзал» и «Площадь Ушакова». Если едете по направлению в центр города — остановка «Панорама».

Также вы можете воспользоваться услугами такси. Наиболее популярные службы в Севастополе: «Везет», UpTaxi и СевТакси. Из мобильных приложений поддерживаются Яндекс. Такси и Максим.

Если вы добираетесь на личном транспорте, машину можно оставить рядом с гостиницей «Украина», которая располагается рядом с Историческим бульваром на площади Ушакова.

ФГБУК «Севастопольский военно-исторический музей-заповедник»: видео

Историческая летопись

Мемориальный комплекс был основан еще до окончания Второй мировой войны в 1944 году, когда на вершине высокого холма был заложен 28-метровый обелиск павшим героям (разработан А. Киселевым).

Через 15 лет по просьбе ветеранов-участников боев в Севастополе было спроектировано специальное полукруглое двухэтажное здание с окнами по периметру.

Первый этаж предназначался для экспозиции подлинных документов, фотографий и предметов, принадлежавших защитникам города.

Konstantin Galochkin

Так, например, сохранились истории о знаменитых прозвищах черноморских моряков, которых противник называл «полосатая смерть» из-за ассоциации с морскими тельняшками беспощадных бойцов.

В экспозиции, посвященной началу освобождения полуострова, представлены реальные фотографии советских воинов-щенщин. Летчицы имели не менее громкое название — «черная смерть». Это имя они получили после многочисленных ночных авианалетов, которые проводились перед наступлением основных войск.

Второй этаж аскетичного бетонного здания отдан под живописный холст, поражающий многочисленными реалистичными деталями штурма стратегической высоты.

Размер Диорамы на Сапун-горе составляет 5,5 метров в высоту и 25,5 метров в длину.

Важными элементами реалистичности, поражающими в этом арт-объекте, стали детали настоящих элементов боевого оружия и военной техники, собранной с поля боя и размещенного в восьмиметровой зоне перед полотном. План диорамы воспроизводит естественный ландшафт, усеянный воронками и рытвинами. Полноразмерные детали в виде траншей, землянок и снарядов создают объемное пространство и усиливают эффект присутствия зрителя. Некоторые участники боя, выжившие после войны, были натурщиками для авторов картины.

Светлана Б

Экскурсоводы, описывающие историческое полотно, рассказывают неподдельные факты о героях событий.

Благодаря сочетанию мастерского изображения с рассказом о подлинных действиях участников масштабность давно прошедших событий становится еще более ощутимой.

В финале экскурсии включается звуковая запись боя, она завершает погружение в атмосферу сражения.

Чем Сапун-гора привлекает туристов

В среднем высота Сапун-горы не превышает 240 метров (в некоторых источниках — 241 метр). Поэтому основной наплыв туристов связан не с географическими особенностями этого топонима, а с его историческим прошлым. Логично, что коренные севастопольцы стараются отдать дань героям 7 мая — в день, когда решительный штурм привел к окончательной победе советских войск. На протяжении последних пятнадцати лет спортивные и военно-исторические клубы объединяются, чтобы организовать совместные театрализованные мероприятия. Молодые ребята, вооружившись бутафорскими автоматами и винтовками, делятся на условных «фашистов» и «наших», после чего разворачивается инсценировка давних баталий.

Организаторы правдиво изображают исторические события, стараясь учесть любые мелочи. Праздничные гулянья также включают поздравление ветеранов, военно-спортивные состязания и концерты в стиле ретро. Любой желающий может посетить праздник бесплатно, но в мае туристов еще не очень много — в действе участвуют преимущественно сами севастопольцы. А вот объекты, которые обязательно стоит посетить, собравшись в поездку на Сапун-гору:

Обелиск Славы. Скромный памятник, воздвигнутый под конец войны, был полностью модернизирован в 1962 году — его одели в гранит, а высоту увеличили до 28 метров. Архитекторами выступили Цаккер и Артюхов. Облицовкой реконструкторы не ограничились, они установили плиты с высеченными названиями соединений, освобождавших Севастополь. В 1970 году рядом с обелиском появился Вечный огонь — его зажгли подполковник Матвеев и снайпер Людмила Павличенко.
Мемориальные доски. Эти объекты появились в 1974 г. в непосредственной близости от обелиска. Там высечено 118 названий «Севастопольских» и 81 название орденоносных соединений и частей, принимавших участие в штурме Сапун-горы. Последние были награждены орденами Суворова (второй степени), Красной Звезды и Красного Знамени. Также здесь можно увидеть фамилии 240 воинов, удостоившихся звания Героя Советского Союза.
Храм Георгия Победоносца. Эта часовенка появилась в 1995 году. Вершина сооружения представляет собой усеченный конус, на котором установлен ангел с крестом

У входа обратите внимание на красивую икону-мозаику, изображающую святого Георгия — покровителя воинов. Мозаику создал художник Брусенцов, а расположилась она прямо над входной дверью сооружения.
Памятник солдатам 51 Армии

Установкой этого монумента в 1944 году занимался инженерный батальон упомянутой армии. Визуально напоминает обелиск. Объект расположился в окружении сосен и сразу в глаза не бросается.

Рассматривая фото Сапун-горы в Севастополе, вы наверняка видели разнообразную технику периода ВОВ. Большая часть этой техники была доставлена на вершину в середине прошлого века. Всё вооружение (включая трофейные немецкие пушки) условно делится на семь открытых экспозиций. Вот основные разделы:

  1. Советское артиллерийское вооружение. Сюда отнесены пушки калибром от 45 до 160 миллиметров. Представлены дивизионные и противотанковые пушки, полковые минометы, гаубицы и зенитные орудия.
  2. Военно-морская советская техника. Помимо знаменитого торпедного катера «Комсомолец» можно увидеть донную магнитную мину и парогазовую торпеду. Также вы увидите гребной винт, стереодальномер, торпедный аппарат 1927 года, кормовой якорь, бомбомет, морские пушки, бронебойные и практические снаряды.
  3. Системы ПВО. Здесь всего два экспоната — автомобиль «М-1» и зенитная прожекторная установка.
  4. Танковый отдел. Тут можно увидеть средние и тяжелые танки вместе с самоходными артиллерийскими установками.
  5. Боевые машины. Имеются в виду устройства «БМ-13-16» и «БМ-13-12» — знаменитые «Катюши». Формально они относятся к реактивной артиллерии.

Мы рекомендуем не ограничиваться советской техникой — немецкая артиллерия тоже заслуживает внимания. Представленные в трофейной коллекции орудия применялись оккупантами в 1941-1944 годах на территории Крымского полуострова, а также в окрестностях Сапун-горы. Долгое время техника хранилась на военных складах Перми и Симферополя, а в мемориальный комплекс «Сапун-гора» ее доставили в 1960 году. Взглядам путешественников открываются мортира 1918 года, две тяжелых полевых и одна легкая гаубица. Все эти смертоносные «игрушки» были выпущены немцами в начале прошлого столетия.

Здание панорамы

Помещение, в котором находится достопримечательность, является единственным образцом панорамных сооружений начала ХХ столетия на всей территории бывшего Советского Союза. Построено оно в стиле модернизированного классицизма.

Само здание сделано в форме круга. Толщина его стен составляет от 106 до 155 см, диаметр и высота — 38 м. Установлено оно на массивном прямоугольном цокольном этаже, обработанном глубоким рустом.

Центральный вход здания Панорамы создан в виде прямоугольной пристройки с классическим порталом, который оформлен двухколонным дорическим портиком с фронтоном. На нем размещается рельефное изображение Георгиевского креста, обвитого Георгиевской лентой. Перед входом в здание располагается большой красивый фонтан.

На фасаде достопримечательности установлено множество бюстов — героев обороны Севастополя, среди которых скульптура адмирала П. С. Нахимова, генерала С. А. Хрулёва, капитана 1-го ранга Г. И. Бутакова, штабс-капитана А. В. Мельникова, квартирмейстера П. М. Кошки, матроса И. В. Шевченко, Даши Севастопольской и многих других.

Игорь Долгих

Что посмотреть

Большую часть мемориального комплекса сегодня занимает рукотворный парк — деревья здесь высадила севастопольская молодежь в 1950-1960 гг. До сих пор на территории парка иногда находят мины. В центре парка установлен обелиск Славы воинам-победителям. У его подножия размещены памятные таблички с названиями военных частей, участвовавших в освобождении города, и горит Вечный огонь. Каждые пять минут здесь звучит мелодия песни «Сапун-гора», написанная известным севастопольским композитором Борисом Боголеповым.

Также на территории парка расположены мемориальные стены, на которых увековечены имена героев, храм-часовня Св. Георгия Победоносца, выставка военной техники под открытым небом. Здесь можно увидеть советскую технику эпохи Великой Отечественной войны, от танков и самоходных установок до служебных автомобилей того периода, и трофейную немецкую артиллерию.

Каждый год ко Дню Победы на территории мемориального парка проходят торжественные мероприятия, например театрализованная реконструкция штурма Сапун-горы и музейный праздник «Знамена Победы».

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.»

В небольшом круглом здании на территории мемориального комплекса располагается диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.». На огромном полотне размером 25,5 на 5,5 м изображен день, когда битва у Сапун-горы закончилась окончательным освобождением Севастополя.

Диорама написана по мотивам картины известного советского живописца Петра Мальцева «Штурм Сапун-горы», он и возглавил группу художников военной студии имени Грекова, которая трудилась над написанием этого полотна. Художники очень серьезно отнеслись к исторической достоверности изображаемых событий, привлекали консультантов и очевидцев. Об этом говорит даже само расположение диорамы: она находится именно в том месте, которое изображено на картине, в этом можно убедиться, выйдя на балкон после экскурсии.

Картину дополняет предметный план, который по большей части состоит из подлинных предметов, собранных на местах сражений. Если присмотреться, можно заметить, что предметный план кажется сероватым: издалека это похоже на снег, но дело происходило в мае — он покрыт слоем пепла.

Большинство изображенных на картине людей узнаваемы: это санинструктор студентка Женя Дерюгина в матросской форме, которая в годы обороны Севастополя спасла жизнь сотням бойцов, Илья Поликахин, который был тяжело ранен в голову, но продолжал сражаться и одним из первых прорвался к гребню Сапун-горы (кстати, Илья выжил в бою и лично позировал художникам), Ашот Маркарян, закрывший своим телом командира, в которого целился немецкий солдат, и многие другие. На картине бой еще не окончен, но можно заметить, что исход его уже очевиден — солдаты несут красный флаг. Для полного погружения в события того дня в музее есть звуковое сопровождение: выстрелы, взрывы, гудение взлетающих военных самолетов.

На первом этаже музея расположен экспозиционный зал, где собраны награды, письма, фотографии, исторические документы и предметы солдатского быта, найденные здесь, на Сапун-горе. В этом небольшом музее можно увидеть летный шлем капитана Любимова, который в 1941 г. совершил первый боевой вылет, отражая вражескую атаку; часы, которые показывают время начала обороны Севастополя — 16:35; схему боя на Северной косе, нарисованную от руки капитаном Ицкевичем; фотографию Людмилы Павличенко, которая уничтожила 309 фашистов, из которых 39 — немецких снайперов; благодарность сержанту Бабанину за штурм Берлина, фотографии подземных школ и пошивочных цехов и многое другое.

Севастополь

  • Все новости
  • Севастополь
  • Крым
  • Россия
  • Новороссия
  • В мире
  • Политика
  • Реклама на ForPost

58 лет назад открылась диорама «Штурм Сапун–горы 7 мая 1944 года»

58 лет назад открылся музей, ставший знаменитых не только в Севастополе, но и во всём СССР: диорама «Штурм Сапун–горы 7 мая 1944 года». За эти годы полотно, отобразившее одну из самых значимых страниц истории города, увидели более 25 миллионов человек.

Фото: НТС/Youtube

Об истории монументального шедевра телеканалу «НТС» рассказали научные сотрудники Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя.

Диорама «Штурм Сапун–горы 7 мая 1944 года»  разместилась на легендарной высоте в специально построенном полукруглом здании. Оно открыло двери первым посетителям 4 ноября 1959 года. Людей в тот день пришло невероятно много – как вспоминают очевидцы, очередь протянулась почти на полкилометра.

9 часов ожесточённой схватки с врагом. 9 часов – против двадцати двух месяцев, а именно столько длился период немецкой оккупации. Фашисты превратили эту стратегически важную высоту в неприступную крепость. Родную землю наши войска отвоёвывали сантиметр за сантиметром. Кульминационный момент боя отображён на полотне диорамы с документальной точностью.

«По замыслу художников, мы находимся на склоне Сапун–горы 7 мая 1944 года. Уже прошло семь часов штурма, наши войска уже поднялись на склоны, сейчас они недалеко от гребня горы. Если смотреть в долину Золотая балка, видно: там наша артиллерия, реактивные миномёты «Катюша», крупнокалиберная артиллерия. Вдалеке различимо Чёрное море – там транспорты Черноморского флота. И полное господство нашей авиации: в небе восьмая воздушная армия генерал–лейтенанта Хрюкина», – рассказала научный сотрудник Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя Илона Беликова.

Высота полотна – пять с половиной метров, длина – двадцать пять с половиной метров. Наша диорама на момент открытия была самой большой в Советском Союзе. Над этой монументальной картиной трудились художники–баталисты Московской студии имени Грекова: Пётр Мальцев, Георгий Марченко, Николай Присекин. Военным консультантом был Герой Советского Союза Георгий Терновский.

«Работы проходили в Москве, они длились полтора года. В мастерской студии Грекова создавалось само полотно диорамы, а в Московском художественном музее – каркас для предметного плана. Готовое полотно ещё раз прописывали уже на месте, доставив сюда. Потом собрали предметный план. В предметный план впервые не включалась бутафория: здесь расположены настоящие, подлинные предметы, найденные на местах боёв – снаряжение, вооружение, предметы амуниции», – отметила Илона Беликова.

Также впервые в практике создания диорам фигуры на переднем плане изобразили в натуральный человеческий рост, а портретному сходству героев с реальными прототипами придали такое значение: участников штурма писали с натуры. Позировавший художникам Илья Поликахин потом сказал: «Я увидел себя и своих товарищей такими, какими мы были в то трудное, но славное время».

«На этой небольшой высоте, на выступе Иван Яцуненко подхватывает изрешечённое пулями и осколками снарядов красное знамя Победы из рук смертельно раненного парторга. Позднее он водрузит его на гребне Сапун–горы и будет один несколько часов удерживать эту позицию до подхода основных сил», – рассказала Илона Беликова.

Дополняет шедевр экспозиция. И она постоянно пополняется – в фондах Музея героической обороны и освобождения Севастополя собраны сотни тысяч артефактов, посвящённых Великой Отечественной войне в целом, штурму Сапун–Горы и становлению на этой высоте мемориального комплекса. 

Частью монументального ансамбля теперь является не только здание диорамы, но и  памятник 51–й Армии, открытая выставка боевой техники, Вечный огонь и мемориальные плиты, на которых увековечены имена Героев Советского Союза и наименования частей, подаривших Севастополю свободу.

Цена билета в музей-панораму Оборона Севастополя

Стоимость входа меняется в зависимости от количества людей, которые одновременно находятся в музее. Ниже указана цена билета, действующая при посещении в составе экскурсионной группы (от 10 до 35 человек).

    • Дети (до 7 лет) — бесплатно;
    • подростки до 16 лет — 250 руб.;
    • студенты — 350 руб.;
    • взрослые — 500 руб.;
    • льготный контингент — бесплатно.

Цены на официальном сайте музея

Фрагмент полотна,  Игорь Долгих

К льготным категориям граждан относятся: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, ветераны, инвалиды, участники ВОВ, дети-сироты, дети-инвалиды, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прочие. Для подтверждения статуса, необходимо наличие соответствующего документа.

Более подробную информацию о том, кто относится к льготной категории граждан, можно узнать, позвонив по номеру телефона: +7 (8692) 222–111 или ознакомившись с информацией на официальном сайте достопримечательности.

Профессиональные фото и видеосъемка панорамы проводится только после оплаты дополнительных услуг, с разрешения директора и в присутствии материально-ответственного лица.

Игорь Долгих

Описание картины

Огромное живописное полотно Панорамы впечатляет своими размерами и невероятной реалистичностью. Его ширина составляет 114 м, а высота — 14 м.

Реальные декорации незаметно переходят в художественное полотно. Перед глазами зрителей открывается картины с изображением берега Южной бухты и постройки Адмиралтейства, где в дыму горят корпуса Лазаревских казарм.

Vadim Indeikin

В самом начале полотна продемонстрированы события в тылу кургана, а также на подступах к нему. Далее, немного передвигаясь по часовой стрелке, вдоль смотровой площадки, можно приблизиться к кульминации всего боя — рукопашной схватке с англо-французской армией на батарее Жерве. Сюжет картины продуман таким образом, чтобы у каждого была возможность увидеть все этапы штурма и оборонительного сражения.

Все герои на Панораме находятся в движении, и это ощущение полностью передается зрителям. Пока первая пушка перезаряжается, следующая уже стреляет, а третья только что произвела выстрел.

Левее от взрыва стоит профессор медицины Н. И. Пирогов, который впервые в Севастополе применял наркоз, гипсовые повязки и антисептики. У входа в землянку его встречает фельдшер и сестра милосердия.

Фрагмент,  Игорь Долгих

Главными персонажами сражения автор считал народ, в прославлении его подвига он и видел свою первостепенную задачу. В основу произведения искусства Рубо положил самый яркий эпизод севастопольской битвы — бой, во время которого 75-тыс. русская армия отразила натиск 173-тыс. англо-французского войска. Этот сюжет был выбран не случайно, так как именно он олицетворяет символом мужества и доблести русских воинов, сумевших противостоять более сильному противнику.

По замыслу художника-баталиста, смотровая площадка достопримечательности является вершиной Малахова кургана, считающейся ключевой позицией при обороне Севастополя. Изображение на холсте плавно переходит в предметный план, что создает эффект присутствия при реальных событиях.

Бюсты на фасаде здания,  Ирина Зуева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector