Пещера альтамира
Содержание:
- Галереи
- История открытия и признания Альтамиры
- Наскальная живопись
- Пещера Альтамира
- Описание
- Как добраться до музея
- Знание, контроль и мониторинг воздуха в помещении
- История обнаружения и признания
- Пещера Альтамира в туризме
- Культурное влияние
- Первобытная «Сикстинская капелла»
- О чем говорят наскальные рисунки
- Альтамира
Галереи
- Кодекс Эгберта (Кодекс Трира, Молитвенник Гертруды)
- Босуортская Псалтирь
- Древнерусское искусство — атрибуция
- Остромирово Евангелие
- Раннехристианское искусство. Архитектура
- Эллинизм
- Неолит и ранняя бронза Эгейского бассейна
- Эгейское искусство
- Атрибуция памятников Передней Азии — Месопотамия
- Атрибуция памятников Древнего Египта
- Греция. Древняя
- Онежские петроглифы
- Пещера Ласко
- Пещера Альтамира
- История искусств зарубежных стран в картинках
- Вавилон
- Хетты и хурриты
- Шумер-Аккад
- Раннее Двуречье
- Архитектура Древнего царства
- Раннее царство
- Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.)
- Изборник Святослава
История открытия и признания Альтамиры
Картины Альтамиры были обнаружены в 1879 году при раскопках Марселино Санс де Саутуола . Пещера была известна с 1868 года, а Санс де Саутуола посещал ее с 1876 года. Он заметил наличие геометрических узоров на стенах, не придавая им никакого значения, но его дочь Мария, которой тогда было восемь лет, заметила первую наличие « тороса », нарисованного на потолке. Санс де Саутуола опубликовал в 1880 году «Краткие заметки о некоторых доисторических объектах провинции Сантандер».
Таким образом, исторически Альтамира является первым доисторическим графическим комплексом, который был обнаружен и опубликован
Важность этого открытия объясняет возникшие противоречия, поскольку ставит под сомнение некоторые научные идеи того времени. Действительно, с самого начала реализм представленных сцен вызывал сомнения в его подлинности: французский доисторик Эдуард Харле , ответственный за проведение инспекции для международного сообщества, опубликовал свой отчет в 1881 году и согласился с господствующей идеей, отрицая подлинность Альтамиры
Его признание в качестве художественного произведения, выполненного людьми палеолита, произошло в конце длительного процесса, который позволил прояснить видение доисторического периода.
Первым эти картины защитил тот, кто их открыл и опубликовал, М. Санс де Саутуола. Их подлинность не могла быть признана до его смерти, что однажды было подтверждено обилием подобных художественных произведений, найденных в нескольких европейских пещерах. В конце XIX — го века, особенно во Франции, были обнаружены наскальные рисунки , связанные неоспоримо к статуэток, стенных скульптур и резных костей, принадлежавших археологических уровней палеолита , все сопровождающие останки вымерших животных, по крайней мере , из региона ( мамонт , северный олень , степной зубр и др.).
Эмиль Картайак был ярым противником подлинности Альтамиры. С 1895 года , открытие гравюр и картин во французских пещерах Мут , Combarelles и Font-де-Гом , заставил его пересмотреть свою позицию. После посещения пещер он написал в обзоре L’Anthropologie (1902 г.) статью под названием «Пещера Альтамира. Mea culpa скептик ». После этой статьи палеолитический характер картин Альтамиры получил всеобщее признание.
В этом признании мы также должны подчеркнуть роль Жозефа Дешелетта , который в своем Руководстве по доисторической археологии квалифицирует Альтамиру как « Сикстинскую капеллу четвертичного искусства» . и отец Брей . Его работа о наскальном искусстве, впервые представленная в 1902 году на Конгрессе Французской ассоциации развития наук, опровергает мнение исследователей того времени.
Как только подлинность картин была установлена, дискуссия перешла к их значению и значению. Разногласия между исследователями касались точной датировки, загадочного предназначения этих произведений и их художественной и археологической ценности. Эти вопросы касались не только пещеры Альтамира, но и всего доисторического искусства.
Наскальная живопись
Археолог-любитель продолжил изучать удивительное место. Оказалось, что в пещере есть залы с рисунками животных и геометрическими фигурами, а в земле рядом с находками была обнаружена охра, которую древние художники могли использовать в работе. Получается, что люди, населявшие планету более десяти тысяч лет назад, были искусными художниками и могли виртуозно сохранять сцены из жизни на стенах жилища.
Археолог подготовил рукопись, в которой подробно рассказал о своих находках. Результаты исследований Марселино отправил в журнал «Материалы по естественной истории человека». Это французское издание как раз публиковало статьи на подобные темы. Вот только находки восприняли неоднозначно.
Несколько лет спустя пещеры с похожими наскальными рисунками были найдены и в других странах. Только после смерти археолога все обвинения в фальсификациях с него были сняты. Ученые всего мира признали, что заблуждались и все обнаруженные в пещере 150 рисунков действительно выполнены нашими талантливыми предками.
Какие картины из жизни пытались сохранить художники каменного века? Обычно они рисовали животных в движении. Есть в пещере изображения бизонов, оленей и лошадей. Тут можно увидеть и людей, но они изображены схематически, не так детально, как звери. Картины в этой пещере объемные – древние художники старались сделать их реалистичными, в чем им на руку играл необычный рельеф стен и потолка.
Кроме того, большего эффекта удалось достичь с помощью особых приемов, например, виртуозной игры с цветами и их оттенками. Палитра древних мастеров состояла из охры, марганца, каолина и гематита. Приемы, которые были на вооружении у талантливых художников, были заново открыты импрессионистами только в 19 веке.
Пещера Альтамира
Сантандер, Испания
Альтамира (La cueva de Altamira) — пещера в Испании с полихромной (многоцветной, ваш Кэп) каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Находится около Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера. Собственно сам город Сантандер находится на севере Испании, на берегу Атлантического океана.
Пещера с наскальными росписями эпохи позднего палеолита (Мадленская культура, 15-8 тыс. лет до н. э.) — объект всемирного наследия ЮНЕСКО с 1985 года.
Открытие
По поводу точной даты открытия пещеры в источниках единства нет. Википедия сообщает, что это был 1879 год, Дэвлет настаивает на 1876 году (говорят, что пещере повезло стать открытой после того, как в её входе чуть не застряла собачка местного священника Модесто Кубильяса Переса, ), где-то мелькает 1868 год.
Брейль и Обермайер в книге «Пещера Альтамира в Сантильяна-дель-Мар (Испания)» называют 1875 год, сам же виновник торжества Марселино Санс де Саутуола в своей брошюре 1890 года писал, что это случилось 4 года назад, т.е. в 1876 году.
Мария де Саутуола
Итак, где-то в 1870-х годах Саутуола набрел на Альтамиру, но всю её красоту ему помогла увидеть его дочь Мария, которую он взял с собой во время второго посещения пещеры.
Низкие потолки пещеры не позволяли взрослому человека передвигаться внутри нее в полный рост. Именно поэтому яркие фигуры животных на потолке увидела девятилетняя дочь археолога.
Именно ее фраза: «Папа, смотри! Там быки!» вошла в учебники истории и стала отправной вехой в развитии новой науки — изучении наскальной живописи.
В общем, фактом остается лишь то, что честь открытия пещеры Альтамира принадлежит археологу-любителю Марселино Санс де Саутуоле. Вместе с Хуаном Виланова-и-Пьера — археологом из Мадридского университета — они раскопали пещеру.
В 1880 году они опубликовали результаты раскопок, где отнесли рисунки к эпохе палеолита. Другие учёные восприняли это сообщение неоднозначно, Саутуолу обвинили в фальсификации рисунков, пока позже не были открыты пещерные росписи в других местах — пещерах Южной Франции Фон-де-Гом, Ласко, Монтиньяк и др., но к этому времени Саутуола уже умер.
Раскопки в пещере проводились в 1902-04, 1924-25 и 1981 гг.
Что есть
Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Главный зал составляет в длину 18 м и от 2 до 6 м в высоту. Некоторое время в пещере никто не жил, кроме животных.
Всего удалось найти 15 различных рисунков животных, на которых находятся 23 изображения. На потолке и стенах нарисованы бизоны, олени, кабаны, лошадей, а также оставлены отпечатки ладоней.
Рисунки выполнены углем, охрой, гематитом и другими естественными красками. И не только пальцами рук, но и специальными приспособлениями, сделанными первобытными людьми.
Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта, возможно, это было связано с их религиозным взглядом на мир.
В природе эти животные вместе не встречаются. Более того, шерстистые бизоны на территории современной Испании вымерли несколько тысячелетий назад. Это было одним из основных доводов в пользу того, что создателями этого своеобразного полотна были древние люди.
Наиболее известная часть росписи – это так называемый плафон, низкий потолок, который расположен в небольшом зале слева от центрального тоннеля пещеры. Общая площадь рисунка около 100 квадратных метров.
Но самое удивительное то, как грамотно использовал древний художник естественные выпуклости рельефа потолка. В результате мы можем видеть не только очень красочное, но объемное изображение.
А посмотреть?
В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры, позволяющие ознакомиться с рисунками, не посещая пещеру. В музее воссоздана сама пещера и росписи стен и потолка.
Копии рисунков также можно увидеть в музеях Мадрида, Барселоны, Мюнхена, Брно и нескольких других музеях мира.
Ещё у Альтамиры есть сайт.
Галерея
Описание
Зубр на крыше ямы.
Пещера имеет длину около 1000 м (3300 футов) и состоит из ряда извилистых проходов и камер. Высота главного прохода колеблется от двух до шести метров. Пещера образовалась в результате обрушений в результате ранних карстовых явлений в известняковой скале горы Виспьер.
Археологические раскопки в поле пещер нашли богатые залежи артефактов из Верхних солютрейских (ок. 18500 лет назад) и Нижняя мадленскую (между с. 16590 и 14000 лет назад). Оба периода относятся к палеолиту или старокаменному веку. За два тысячелетия, прошедшие между этими двумя занятиями, пещера, очевидно, была заселена только дикими животными.
Люди, живущие на этом участке, были в выгодном положении, чтобы воспользоваться преимуществами богатой дикой природы, которая паслась в долинах окружающих гор, а также морской жизнью, доступной в близлежащих прибрежных районах. Около 13000 лет назад камнепад закрыл вход в пещеру, сохранив ее содержимое до его возможного открытия, которое произошло после того, как соседнее дерево упало и потревожило упавшие камни.
Человеческое присутствие ограничивалось входом в пещеру, хотя рисунки были созданы по всей длине пещеры. Художники использовали уголь и охру или гематит для создания изображений, часто разбавляя эти пигменты, чтобы добиться изменения интенсивности и создания впечатления светотени . Они также использовали естественные очертания стен пещеры, чтобы придать своим объектам трехмерный эффект. Полихромный потолок — самая впечатляющая особенность пещеры, изображающая стадо вымерших степных бизонов ( Bison priscus ) в разных позах, двух лошадей, большую самку и, возможно, кабана .
Большой зал полихромий Альтамиры, изданный М. Санс де Саутуола в 1880 году.
Эти картины, относящиеся к магдалине, помимо изображений животных, включают в себя абстрактные формы. Картины Solutrean включают изображения лошадей и коз, а также отпечатки ладоней, которые были созданы, когда художники клали руки на стену пещеры и обдували их краской, чтобы оставить негативное изображение. Множество других пещер на севере Испании содержат предметы искусства эпохи палеолита, но ни одна из них не является такой сложной или густонаселенной, как Альтамира.
Как добраться до музея
Музей находится в регионе Кантабрия, в городке Сантильяна дель Мар.
На территории музея есть бесплатная охраняемая парковка для автомобилей и автобусов. Парковка открывается по рабочим дням музея в 9:30.
-
Адрес: Avda. Marcelino Sanz de Sautuola s/n, Santillana del Mar (Cantabria)
-
Время работы музея: со вторника по субботу с 9:30 до 20:00, по воскресеньям и праздникам с 9:30 до 15:00 (май-октябрь), со вторника по субботу с 9:30 до 18:00, по воскресеньям и праздникам с 9:30 до 15:00 (ноябрь-апрель).
-
Стоимость входа: 3€, бесплатный вход по субботам после 14:00 и по воскресеньям целый день
Знание, контроль и мониторинг воздуха в помещении
Знания о движении воздушных масс и влажности пещер, важные для защиты каменных сооружений, продолжают развиваться. Распределение концентрации радона в воздухе внутри пещеры (использовавшегося в качестве индикатора около тридцати лет) позволило лучше оценить скорость обмена между воздушными массами в различных камерах пещеры и с внешней средой. Он показал сезонные эффекты заряда-разряда. Уровень радона здесь измеряется каждый час активными детекторами, расположенными в большом помещении и в комнате с полихромами, в дополнение к пассивным детекторам (каждый с периодом воздействия 14 дней, что дает средние концентрации радона). Эти данные позволили обновить оценку степени связи между камерами пещеры и внешней атмосферой, а также подтвердить эффективность установки второго закрытия пещеры в 2008 году, которое стабилизировало атмосферу в Зале полихромов.
История обнаружения и признания
Пещеру нашел во время охоты Модесто Кубиллас — его собака застряла в трещине между скалами, он подошел, чтобы освободить ее. О своей находке Модесто сообщил местному богатому землевладельцу Саутуола; тем не менее, до 1875 пещера не посещалась, так как не вызвала особого интереса. Но летом 1879 землевладельцу пришло в голову исследовать полость с целью найти там кости или другие останки, подобные которым он увидел на выставке в Париже.
Он вошел туда с восьмилетней дочерью Марией, и девочка скоро воскликнула: «Смотри, папа, быки!» Также именно она первой дошла до бокового зала, где увидела еще несколько рисунков на потолке. Ее отец был поражен огромным количеством изображений животных; вскоре он опубликовал иллюстрированную брошюру, в которой рассказывалось о пещере. Позднее тезисы об этом историческом объекте были изложены в Мадридском университете профессором геологии Хуаном Виланова.
Живописная пещера подняла вокруг себя массу ученых споров. Открытие было настолько шокирующим, что у многих вызвало недоверие. Некоторые даже предполагали, что Саутуола сам всё это нарисовал и ввел в заблуждение научный мир; другие защищали его, говоря, что он сам был обманут. Согласно доступным на тот момент исследованиям, в указанные исторические периоды человечество еще не могло заниматься творчеством.
В 1880 Саутуола снова опубликовал издание, где разметил фотографии стен и потолка пещеры. В этот раз результаты были более впечатляющими — гуманист Мигель Феррера написал статью в известный научный журнал, где подтверждал подлинность изображений и подчеркивал их огромное значение. Тем не менее, по-прежнему многие приводили обратные доводы — один ученый даже весьма резко выразился, что эти рисунки тянут максимум на уровень ученика средней школы, и назвал всю эту историю мошенничеством. Однако в это время и на территории Франции начали находить подобные объекты. Этот факт заставил передумать многих рьяных противников подлинности пещеры.
Пещера Альтамира в туризме
Изначально оригинальная пещера стала привлекать множество посетителей. Причем не только ученых, но и туристов. В 1960-70-х годах пещеру ежедневно посещали до 1500 человек. За 1973 год здесь побывало 174 000 человек.
Естественно это сказалось на внутреннем микроклимате. Температура и влажность стала меняться. В результате на сводах пещеры появилась плесень.
В 1977 году пещеру закрыли. Открыли её только через 5 лет, но значительно ограничили число посещений. С 1982 года не более 20 человек в день могли посещать это уникальное место.
Желающих побывать в пещере оказалось гораздо больше. Запись на посещение растянулась на несколько месяцев. Несмотря на ограничения, наскальная живопись вновь начала портиться.
Не все рисунки хорошо сохранились
В 2002 году пещеру снова закрывают на реконструкцию.
Культурное влияние
Современная интерпретация бизона с потолка пещеры Альтамира, одной из самых известных картин пещеры.
Некоторые из полихромных картин в пещере Альтамира хорошо известны в популярной испанской культуре. Логотип, используемый автономным правительством Кантабрии для продвижения туризма в регионе, основан на изображении одного из зубров в этой пещере. Bisonte (по-испански «бизон»), испанская марка сигарет 20-го века, также использовала фигурку бизона в стиле палеолита вместе со своим логотипом.
Испанская комическая серия Altamiro де ла Куэва , созданная в 1965 году, являются следствием известности пещеры Альтамира. Комикс рассказывает о приключениях группы доисторических пещерных людей, изображенных как современные люди, но одетых в кусочки меха, немного похожих на Флинтстоунов .
Песня «The Caves of Altamira» появляется на альбоме 1976 года The Royal Scam джаз-рок-группы Steely Dan , позже исполненная соул-группой Perri.
Современная линия посуды середины 20-го века Primitive, разработанная Виктором Шрекенгостом для американской гончарной компании Salem China , была основана на изображениях охотников на бизонов, оленей и фигурок, изображенных на наскальных рисунках Альтамиры.
Песня «Cuevas de Altamira» (Пещеры Альтамиры) появляется на альбоме 1978 года Cuevas de Altamira симфонической прогрессив-рок-фолк-группы Ibio из Кантабрии.
Знаменитое изображение бизона было использовано для обложки сборника стихов « Песни для дьявола и смерти » шотландского писателя Хэла Дункана .
Главный герой фильма Сатьяджита Рэя « Агантук» был вдохновлен картиной «Бизон», чтобы покинуть свой дом и изучить племенных людей.
В 2007 году пещеры были включены в конкурс « 12 сокровищ Испании» , проведенный вещательными компаниями Antena 3 и COPE .
В 2016 году британский режиссер Хью Хадсон выпустил фильм « Альтамира» («В поисках Альтамиры за пределами Испании») об открытии пещер с Антонио Бандерасом в главной роли и на музыку Марка Нопфлера, выпущенный для альбома саундтреков « Альтамира» .
Первобытная «Сикстинская капелла»
Наука затрудняется сказать, когда именно люди начали создавать наскальные изображения при помощи краски. 60 тыс. лет назад? 40 тыс. А может, раньше? Так или иначе, это был homo sapiens, наш вид, которому свойственна тяга к художественному творчеству. Подобных палеолитических пещер с рисунками в возрасте 35 — 11 тыс. лет в Евразии известно более трёхсот, в том числе на территории России, но большая часть — во Франции и Испании. Рисунки в Альтамире, «королеве расписных пещер» (по выражению Герберта Кюна) — лишь самые совершенные с точки зрения живописи. Богатство цвета и тени, умело выраженные движения животных, гравировка и штриховка, резьба по камню для придания объёма изображениям, использование естественной фактуры каменных сводов — всё это поражает и современных художников. Самая крупная фигура быка — размером 2,2 м, вместе с другими составляет целые композиции. Бизоны и лошади, козлы, олень, кабан и кошка будто оживают, когда на них падает свет играющих языков пламени.
А ведь всё, что имел художник (или художники), — это лампа, резец, древесный уголь, охра и мастерство. Соперничать с ним могли лишь живописцы французской пещеры Ляско («Версаля первобытной живописи»), которые жили примерно в то же время с разницей всего от одного до нескольких тысячелетий. Некоторые приёмы первобытной живописи среди европейских художников считались новинками 19-го века, но оказалось, что всё это уже было. Восхищённый посещением Альтамиры Пикассо даже всерьёз говорил, что «ни один из современных художников не смог бы написать такое!»
Один из сводов Альтамиры. (Wikimedia Commons)
Ещё один рисунок пещеры. (ngorod.net)
Изображение бизона. (ethnomir.ru)
Учёные по данным культурного слоя и радиоуглеродного анализа образцов древесного угля (довольно точный метод) полагают, что возраст изображений Альтамиры — от 13 до 16,5 тыс. лет (скорее всего около 14 тыс.). 280 метров залов пещеры покрыты рисунками, нарисованными в несколько этапов, — здесь и отдельные фигуры, и большие скопления. Самая прекрасное полотно — так называемый «Большой плафон», 18-метровый потолок одного из залов, покрытый изображениями бизонов и других зверей. Как и другие первобытные художники, мастер из Альтамиры рисовал в основном животных, так как вокруг них вращалось всё существование и быт человека палеолита. Животные — это жизнь, источник мяса, материала для изготовления одежды, жилища и инструментов. На зверей охотились, от них же спасались (хищники тоже времени зря не теряли).
Этническое происхождение художников Альтамиры неизвестно — ни следов его языка, ни иных признаков не осталось
Но так ли это важно? Это был человек. Наскальная живопись ещё в начале 20-го века заставила учёных пересмотреть свой взгляд на первобытность — высокие художественные способности предков не позволяют говорить о них как о примитивных созданиях
Художники из Альтамиры, Ляско, Шове и других пещер уж точно были способны на всё, на что способен человек 21-го века.
О чем говорят наскальные рисунки
Изучение петроглифов помогает больше узнать о мире прошлого. Петроглифы – это древние наскальные изображения, уникальные источники информации для научных дисциплин от антропологии до зоологии. Наскальные рисунки первобытных людей говорят о тяге человека к творчеству. С их помощью ученые больше узнают о культуре и быте наших предков, а иногда даже знакомятся с историей местности, где были нанесены рисунки.
Ученые сравнивают петроглифы с рассказами, с помощью которых древние художники передавали свое видение мира, делились новостями
Важно понимать, что это не рисунки с натуры, а сцены из жизни, переработанные сознанием человека, что они неразрывно связаны с верованиями и обрядами. Исследователи предполагают, что таким искусством наши предки пытались привлечь удачу перед охотой или рыбалкой, задобрить духов, предупредить соплеменников об опасности
Чаще всего изображали животных: оленей, лошадей, кабанов, лисиц. С помощью наскальных рисунков можно познакомиться с видами, которые в наши дни уже не существуют, например, мамонтами и саблезубыми тиграми. Художники эпохи неолита делились сценами из повседневной жизни. Их мысли занимала охота, сражения и обряды. Примечательно, что чем древнее рисунки, тем тщательнее они выполнены. Поздние петроглифы аккуратностью исполнения не отличаются, нередко они даже не завершены. После изобретения бумаги необходимость высекать изображения отпала.
Альтамира
На протяжении долгих лет многие археологи и ученые даже не могли представить себе, что у первобытных людей было искусство. Как же был поражен испанский археолог Марселино-Санс де Саутуола, который впервые обнаружил пещеру с наскальными рисунками в 1879 году. В этом ему помогла его девятилетняя дочка, которая случайно наткнулась на стены с нарисованными бизонами. Там были и другие первобытные животные, например, кабаны.
Изображение быка в пещере Альтамира
Звери, изображенные в разных позах, изумляли своей реалистичностью. Никто на тот момент и подумать не мог, что наши далекие предки обладали столь развитыми художественными способностями и превосходными изобразительными навыками.
Находка Марселино произвела настоящий фурор на историков 19 века. Марселино-Санс де Саутуола начал изучать шедевры первобытных художников и установил их приблизительный возраст — рисунки в пещере Альтамиры появились около 13-16 тыс. лет назад.
Археологи в пещере Альтамира
После публикации результатов исследования Марселино столкнулся с критикой со стороны многих ученых, которые обвиняли его в обмане. Люди просто не могли поверить в то, что все эти художества когда-то нарисовал пещерный человек.
Только спустя десятки лет исследователи поняли, что первобытные рисунки более чем реальны. Одну за другой, по всему миру начали находить пещеры с наскальной живописью.
Практически все археологические находки пещер с рисунками найдены в Европе, ведь там первобытные люди прятались от суровых холодов.
Группа археологов в пещере Ласко
Факт существования художественных шедевров в первобытную эпоху поистине удивляет. Каким же было искусство наших далеких предков? И какое значение несли в себе загадочные пещерные рисунки?