Марийцы и другие самые древние народы россии
Содержание:
- История
- Большой толковый словарь
- Известные марийцы
- Культура
- Марийская религия неоднородна и сегодня представляет из себя скорее неоязычество, чем старую традицию
- Зарождение марийского народа
- Почитание усопших предков
- Происхождение марийского народа
- Традиционная одежда
- Юкагиры
- Язык
- Происхождении этнонимов «мари» и «черемис»
- Традиции
- Семейный уклад
- Обычаи марийцев
- Фольклор
- Словарь русских имён
- История
- Обряды в Кусото
История
Финно-угорские племена населяли территорию современной западной, северной и центральной России с доисторических времен. На территории республики Марий Эл сохранились археологические источники, относящиеся к первому тысячелетию до н. э. Так как у марийцев не было письменности, а татарские письменные источники были уничтожены при взятии Казани, почти все письменные сведения об истории средней Волги связаны с русскими источниками.
Черемисы (современное название — мари) впервые достоверно упоминаются в X веке в письме хазарского кагана Иосифа сановнику кордовского халифа Хасдаю ибн Шапруту. Предки современных марийцев между V и VIII веком взаимодействовали с готами, позднее с хазарами и Волжской Булгарией, которая находилась на территории современного Татарстана и была в 1236 году уничтожена наступавшими на Русь монгольскими войсками хана Батыя. С образовавшейся после этого Золотой Ордой мари, по-видимому, состояли в союзнических отношениях. Между XIII и XV веком марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства.
С IX века мари также входят в контакт с продвигавшимися на восток славянами Киевской Руси, заселившими на земле западных мари (мере) города Ростов, Галич, Ярославль, Суздаль, Владимир и в 1221 году Нижний Новгород. Постепенно западные мари (мере) по принятии христианства ославяниваются, нежелающие принимать христианство бегут на восток в глубь марийского края. В средние века обычным делом становятся русско-татарские столкновения на марийских землях (при этом мари выступают на стороне татар). До поры до времени татары и мари одерживают верх, но потом Иван Грозный начинает войну: в 1551 году земли горных мари (правобережье Волги) попадают под контроль Москвы, а в 1552 году царские войска берут Казань, и луговые мари начинают платить Москве дань. Затем начинается планомерная колонизация: так, в 1555 году основаны Чебоксары, в 1583 — Козьмодемьянск, в 1584 — Царевококшайск, ныне Йошкар-Ола.
Принудительная христианизация приводит к тому, что мари уходят в леса, оставляя пустыми целые деревни. При Петре Первом мари призываются в армию, начинается научное исследование территории, составляются первые письменные памятники марийского языка на кириллице. Первая марийская грамматика Пуцека-Григоровича появляется в 1775 году. Положение мари остаётся тяжёлым, и в 1775 году мари массово поддержали восстание Пугачёва.
В 1872 году открывается Казанская учительская семинария, одной из задач которой было обучение представителей волжских народов, в том числе мари. Это дало серьезный импульс национальному возрождению, открываются марийские школы, печатаются книги на марийском языке, в том числе учебники.
После Октябрьской Революции, 4 ноября 1920 года, была образована Марийская автономная область.
В 1920е годы были установлены две равноправные языковые литературные нормы: луговомарийский язык и горномарийский язык. В 1930е годы, как и в других национальных республиках, ознаменовались активным развитием национальной культуры. Однако с началом массовых репрессий этот процесс затормозился. Постепенно марийцы становятся меньшинством населения республики, потому что в городах записывались «русскими», так как все марийское часто ассоциировалось с глухой деревней.
5 декабря 1936 Марийская автономная область преобразована в Марийскую АССР. 22 октября 1990 года — Марийская Советская Социалистическая Республика (МССР). 9 декабря 1992 года — Республика Марий Эл . Название — по этническому самоназванию её коренного населения — мари («мужчина, муж»). Марий «мари, мариец, марийский», эл «страна, край».
Большой толковый словарь
МАРИ, неизм.; мн. (ед. мари, неизм.; м. и ж.). =Марийцы. Марийский (см.). МАРИ…; МАРИНО… Первая часть сложных слов. Обозначает отнесённость к морю. Маринопалинолог, маринопалинологический. МАРИЙСКИЙ, -ая, -ое к Мари и Марийцы. МАРИЙЦЫ, -ев; мн. Народ финно-угорской языковой группы, составляющий основное население Марийской республики; представители этого народа, республики. Мариец, -рийца; м. Марийка, -и; мн. род. -риек, дат. -рийкам; ж. Марийский (см.). По-марийски, нареч. МАРИНА, -ы; ж. Иск. Картина, изображающая морской вид. Марины Айвазовского. МАРИНАД, -а; м. 1. Жидкость, приготовленная с уксусом и пряностями. Сливы в маринаде. Сварить м. Залить грибы маринадом. 2. обычно мн.: маринады, -ов. Маринованные продукты. Соленья и маринады. МАРИНИСТ, -а; м. 1. Художник, рисующий морские пейзажи, марины. Выставка картин маринистов. 2. Писатель, поэт, описывающий море, жизнь моряков. Роман писателя-мариниста. МАРИНОВАННЫЙ, -ая, -ое. Приготовленный маринованием. Маринованные грибы. М-ая сельдь. МАРИНОВАТЬ, -ную, -нуешь; маринованный; -ван, -а, -о; нсв. (св. замариновать). 1. что. Приготовлять пищевые продукты, помещая их в маринад. М. грибы. М. яблоки. 2. Разг. Намеренно задерживать решение, исполнение чего-л. М. статью. М. изобретение. // (св. нет). кого. Задерживать кого-л., где-л., в каком-л. состоянии, звании, положении. М. майора на прежней должности. М. его на скучной работе. Мариноваться, -нуется; страд. Маринование, -я; ср. М. грибов. Мариновка, -и; ж. Разг. МАРИОНЕТКА, -и; мн. род. -ток, дат. -ткам; ж. 1. Театральная кукла, управляемая сверху посредством нитей или металлического прута актёром-кукловодом. Театр марионеток. 2. О человеке, организации, государстве и т.п., слепо действующих по воле других, являющихся послушным орудием в чужих руках. МАРИОНЕТОЧНЫЙ, -ая, -ое. 1. к Марионетка (1 зн.). М. театр. 2. Не имеющий собственного мнения, слепо действующий по воле других. М-ое правительство. МАРИХУАНА, -ы; ж. Наркотическое вещество, получаемое из высушенной индийской конопли.
Известные марийцы
Один из самых известных марийцев — актер Олег Тактаров, сыгравший в фильмах «Вий» и «Хищники». Во всем мире его знают и как «русского медведя», победителя жестоких боев без правил UFC, хотя на самом деле его корни ведут к древнему народу мари.
Живое воплощение настоящей марийской красавицы — «Черный ангел» Varda, чья мать была по национальности марийкой. Она известна как певица, танцовщица, фотомодель и обладательница соблазнительных форм.
Особое очарование марийцев состоит в мягком характере и менталитете, основанном на принятии всего сущего. Толерантность к другим, вкупе с умением отстаивать собственные права, позволили им сохранить свою аутентичность и национальный колорит.
Культура
Сами же марийцы делятся на три этнические группы: луговые (или лесные), расселенные по левому берегу Волги, горные, обитающие на правобережье, и восточные, переселявшиеся с конца XVI в. до XVIII в. в низовья реки Белая (приток Камы).
Религия марийцев связана с мифологией финно-угорских народов, и главный герой этих мифов — Кугу-Юмо, верховное божество в марийской традиционной религии. Сегодня большинство марийцев являются двоеверцами и наравне с православием исповедуют свою традиционную религию, справляют праздники, связанные с языческими культами, и участвуют в ритуалах в древних культовых местах, где, по преданиям, живут духи. В дни языческих празднеств на поклон Кугу-Юмо в городах и деревнях собирается вся многочисленная марийская община. В этот день принято надевать праздничные одежды с марийским орнаментом. В числе исторических достопримечательностей Марий Эл — ритуальные камни в рощах, где язычники славили богов и предков, и укрытия разбойников Емельяна Пугачева и Степана Разина на берегах рек.
Количество же сохранившихся на территории Марий Эл архитектурных памятников невелико, и это объясняется тем, что здесь всегда преобладала деревянная застройка городков и селений. Среди образцов старинного русского каменного зодчества выделяется комплекс Ежово-Мироносицкого монастыря XVII в. в селе Ежово.
Столица республики Йошкар-Ола была основана в 1584 г. как военное укрепление. Теперь это крупный промышленный город, почти со всех сторон окруженный лесами, для которых введен статус особо охраняемых природных территорий.
Общая информация
МестоположениеОфициальное названиеФедеральный округЭкономический районАдминистративно-территориальное делениеСтолицаЯзыкиЭтнический составРелигииКрупные населенные пунктыКрупнейшие рекиКрупнейшие водохранилища
Климат и погода
Средняя температура январяСредняя температура июляСреднегодовое количество осадковОтносительная влажность воздуха
Экономика
ВРППолезные ископаемыеПромышленностьСельское хозяйствоХудожественные промыслыСудоходствоСфера обслуживания
Достопримечательности
Природные
- Кленовогорские минеральные источники
- Источники в поселке Красногорском
- Озеро Морской Глаз
- Национальный парк Марий Чодра
- Заповедник Большая Кокшага
- Заказник Каменная гора
- Озеро Яльчик (Национальный парк Марий Чодра)
- Озеро Зрыв
Город Йошкар-Ола
- Национальный музей им. Т. Евсеева
- Национальная художественная галерея
- Республиканский музей изобразительных искусств
- Музей народно-прикладного искусства
- Музей истории города Йошкар-Олы
- Площадь Оболенского-Ноготкова
- Памятник воеводе Ивану Оболенскому-Ноготкову
- Церковь Пресвятой Троицы (XVIII в.)
- Собор Вознесения Господня (Вознесенская церковь, 1756 г.)
- Дом купца Ивана Пчелина (XVIII в.)
- Храм Успения Пресвятой Богородицы (2006 г.)
- Скульптурная композиция «Дерево жизни» (2008 г.)
- Культурно-исторический комплекс «Царевококшайский Кремль» (2009 г.)
Культурные
- Козьмодемьянский художественно-исторический музей им. А. В. Григорьева (г. Козьмодемьянск)
- Этнографический музей крестьянского труда и быта под открытым небом (г. Козьмодемьянск)
Исторические
- Старинные каменоломни в поселке Горняк
- Замок Шереметьева (поселок Юрино, XIX в.)
- Согласно марийским преданиям, давным-давно Земля представляла собой огромный первичный Океан, в котором плавали рыбы и жили духи морских божеств. Верховный бог Кугу-Юмо вызвал на поверхность селезня Йыму и велел ему принести глины со дна. Из этой глины верховный бог сотворил земли, равнины, пастбища и густые леса. Этот миф странным образом в чем-то соответствует теории образования жизни на Земле, которая изначально представляла собой Мировой океан, а суша возникла в результате вулканических процессов, начавшихся на дне океана.
- Наиболее древние памятники искусства на территории Марий Эл — примитивные фигурки животных из камня и глины, относящиеся к середине второго тысячелетия до н. э., и металлические украшения бронзового века.
- Для народного зодчества марийцев характерны срубные избы с П-образным двором, летней кухней-кудо с земляным полом и двухэтажной кладовой с галереей-балконом.
- Озеро Морской Глаз в Волжском районе Республики Марий Эл получило свое название благодаря почти правильной круглой форме и насыщенному синему цвету воды. Озеро всего 45-50 м в диаметре и напоминает кратер вулкана, но имеет карстовое происхождение.
- В Национальном парке Марий Чодра сохранился старейший экземпляр дуба, получивший название Пугачевского. По преданию, под этим дубом останавливался на ночлег со своим отрядом Емельян Пугачев. Этот дуб — исполинское дерево со стволом диаметром 159 см.
Марийская религия неоднородна и сегодня представляет из себя скорее неоязычество, чем старую традицию
Марийская религия пережила многое. Даже тяжёлые годы атеистических гонений не смогли истребить эту веру
В первые годы после развала СССР власти и вовсе решили взять под охрану культовые места марийцев. Одно дело храм: его можно переделать или разрушить, а природная зона — это уже совсем другое, её разумно защищать.
Хотя в России всегда правительство делало поблажки именно православию, верующие в традиционную марийскую религию не чувствовали себя особенно притеснёнными и продолжали вполне спокойно жить после распада Союза. Были, конечно, неприятные моменты вроде вырубки рощ в 2008 году, но сейчас всё спокойнее.
Куда сложнее — выявить изначальную религию марийцев. Ритуалы имеют сильные территориальные различия. Попытка их унификации с целью создания национальной религии угрожает отсечь последнюю связь с традицией.
Хотя преданность родной вере среди марийцев сильна, православие преобладает в Марий Эл. На фото — Богородице-Сергиева пустынь из Йошкар-Олинской Митрополии. Фото: mari.eparhia.ru
Если до этого марийцы воспринимали свою веру как часть единого космоса, где каждый человек равен, то теперь эта глобализация превратилась в проблему. Марийцы утрачивают национальную идентичность, ибо она выражена в первую очередь религиозным учением.
Сейчас религия марийцев — это, скорее, реконструкция, но вовсе не вера предков. Такие учения называют неозыческими — то есть новыми, возникшими в среде одного народа.
Жажда самоидентификации заставляет марийцев резко противопоставлять себя другим культурам, а потому среди шаманов иногда звучат довольно радикальные высказывания
Православное общество не отстаёт и пытается найти в религии марийцев признаки экстремизма. Это пустая и бессмысленная война, но она длится и по сей день.
Зарождение марийского народа
Происхождение народа порой становится одной из самой больших загадок в его изучении. В данном случае марийцы – не исключение. Большинство историков предполагает, что предки мари появились около I тысячелетия до нашей эры. Принадлежали они к городецкой культуре, занимавшей правый берег Северного Поволжья.
В то же время азелинские народы, проживавшие на левом берегу, также стали прародителями новых племён, а значит, сами марийцы были результатом смешения двух основных культур региона. Поволжье стало центром зарождения нового народа, откуда он расселился в другие уголки России.
О том, какой была жизнь марийцев на заре их становления, совсем ничего не известно. Самое первое упоминание о них можно встретить у Иордана, готского историка, жившего в VI веке.
Эти сведения в некоторой степени открывают нам характер марийцев, которые названы воинственным и жестоким народом. Известно, что нередко воины мари взаимодействовали с хазарами или Волжской Булгарией.
Русский костюм марийской женщиныXIX-нач.XX. Казанская губерния (совр.Республика Марий Эл)Место хранения оригинала – Российский этнографический музей
Почитание усопших предков
Марийцы не ходят на кладбища, они зовут умерших в гости каждый четверг. Раньше на могилах мари не ставили опознавательных знаков, сейчас же они просто устанавливают деревянные колоды, где пишут имена усопших. Религия марийцев в России очень похожа на христианскую тем, что на небе души живут хорошо, но живые верят, что их покойные родственники очень тоскуют по дому. И если живые не будут вспоминать своих предков, то их души станут злыми и начнут вредить людям.
Каждая семья устанавливает отдельный стол для умерших и накрывает его, как для живых. Все, что приготовлено на стол, должно стоять и для невидимых гостей. Все угощения после ужина отдают на съедение домашним животным. Этот ритуал также представляет собой прошение предков о помощи, вся семья за столом обсуждает проблемы и просит помочь найти их решение. После трапезы для умерших топят баню, и только через время туда заходят сами хозяева. Считается, что нельзя спать, пока все селяне не проведут своих гостей.
Происхождение марийского народа
Древняя родина марийцев раскинулась вдоль берегов Волги, которая и разделила народ на две этногруппы с различающимися традициями, языком и костюмами – горных и луговых марийцев.
История марийских земель хранит много интересных строк: она переходила во владение Золотой Орды, а позже и Казанского ханства.
В это время новая власть не только ввела на их территории крепостное право, военную повинность и заоблачные налоги, но и насильно крестила марийцев-язычников. Целых 30 лет народ мари бунтовал и сопротивлялся.
Этот исторический период мы знаем под именем Черемисские войны. Многие марийцы покинули свою древнюю родину, отправившись в Татарстан, Пермский край и Башкортостан, и прослыли восточными марийцами.
Новая культура и православная вера со временем прижились среди марийцев и стали заменять им прежние верования. Некоторая часть населения, подобно татарам, приняла ислам.
Но ни одна из этих религий не смогла полностью заменить и вытеснить язычество. Культ духов, многочисленных божеств и одушевления природы продолжался.
Традиционная одежда
Самобытность традиционной одежды марийцев, её локальные варианты ярче демонстрирует женский костюм, основные элементами которого в XIX – начале ХХ вв. являлись: рубаха туникообразного покроя (тувыр), штаны (йолаш), распашной прямоспинный или отрезной сборчатый кафтан (шовыр), передник (ончылсакыш), поясное полотенце (солык), пояс (юштэ).
У восточных мариек получила распространение пестрядинная рубаха тюркского образца – с широким сборчатым подолом, которую, как было принято у татарок и башкирок, носили без пояса.
Тканые, вышитые, аппликативные узоры украшали и повседневный костюм, но декор праздничных и свадебных нарядов был особенно богат. В дополнение к ним существовало множество ювелирных украшений – поясных, нагрудных, шейных, ушных – из бисера, раковин каури, блёсток, монет, а также разнообразные серебряные браслеты и кольца.
Бытовало 3 вида головных уборов замужних женщин: конусовидный колпак с затылочной лопастью (шымакш), головное полотенце (шарпан), заимствованный у русских венец с жёстким прямоугольным верхом (сорока).
Шурка – старинный высокий убор на берестяном каркасе, аналогичный убору мордовок и удмурток, вышел из употребления к концу XIX в.
Верхней одеждой служили прямые и отрезные на сборке кафтаны (мыжер) из белого или чёрного сукна, нагольные и крытые крашеным холстом или фабричной тканью шубы (ужга).
Обувь – лапти (йындал), кожаные сапоги (кем), валенки (межгем).
У мариек долгое время бытовал обычай обёртывать голени ног чёрными суконными онучами, поэтому соседствующие с ними татары и дали им прозвище «кара аяклар» («чёрные ноги»).
Марийский праздник Семык
Архив журнала “Наш дом – Татарстан”
Юкагиры
Малочисленный сибирский народ Юкагиры («люди мезлоты» или «дальние люди») можно назвать самым древним на территории России. По словам историка А. Окладникова, этот этнос выделился еще в каменном веке, примерно в VII тысячелетии до нашей эры на востоке от Енисея.
Антропологи считают, что этот народ, генетически изолированный от своих ближайших соседей – тунгусов, представляет собой древнейший пласт автохтонного населения полярной Сибири. Об их архаичности свидетельствует и долго сохранявшийся обычай матрилокального брака, когда после замужества муж проживает на территории жены.
Язык
Лугово-восточный марийский язык, являющийся, наряду с русским и горномарийским, государственным в Республике Марий Эл, входит в большую группу финно-угорских языков. А также наряду с удмуртским, коми, саамским, мордовским языками входит в малую финно-пермскую группу. Точных данных о происхождении языка нет. Считается, что он сформировался в Поволжье еще до X столетия на базе финно-угорских и тюркских диалектов. Значительные изменения он претерпел в период вхождения марийцев в состав Золотой Орды и Казанского каганата. Марийская письменность возникла достаточно поздно, лишь во второй половине XVIII века. Из-за этого нет никаких письменных свидетельств о быте, жизни и культуре марийцев на всем протяжении их становления и развития. Алфавит был создан на основе кириллического, а первый сохранившийся до наших дней текст на марийском относится к 1767 году. Его создали учившиеся в Казани горномарийцы, а посвящен он был приезду императрицы Екатерины Второй. Современный алфавит был создан в 1870 году. Сегодня на лугово-восточном марийском языке издается ряд национальных газет и журналов, его изучают в школах Башкирии и Марий Эл.
Происхождении этнонимов «мари» и «черемис»
Сложным и невыясненным остается и вопрос о происхождении этнонимов «мари» и «черемис». Значение слова «мари», самоназвания марийского народа, многие лингвисты выводят из индоевропейского термина «мар», «мер» в различных звуковых вариациях (переводится как «человек», «муж»). Слово «черемис» (так называли марийцев русские, а в несколько иной, но фонетически сходной огласовке – многие другие народы) имеет большое число различных трактовок. Первое письменное упоминание этого этнонима (в оригинале «ц-р-мис») встречается в письме хазарского кагана Иосифа сановнику кордовского халифа Хасдаю ибн-Шапруту (960-е гг.). Д.Е.Казанцев вслед за историком XIX в. Г.И.Перетятковичем пришел к выводу, что название «черемис» дали марийцам мордовские племена, и в переводе это слово означает «человек, живущий на солнечной стороне, на востоке». По мнению И.Г.Иванова, «черемис» – это «человек из племени Чера или Чора», иначе говоря, название одного из марийских племен соседние народы впоследствии распространили и на весь этнос. Широкой популярностью пользуется версия марийских краеведов 1920 – начала 1930-х годов Ф.Е.Егорова и М.Н.Янтемира, предположивших, что данный этноним восходит к тюркскому термину «воинственный человек». Ф.И.Гордеев, а также поддержавший его версию И.С.Галкин отстаивают гипотезу о происхождении слова «черемис» от этнонима «сармат» при посредничестве тюркских языков. Было высказано и ряд других версий. Проблема этимологии слова «черемис» осложнена еще и тем обстоятельством, что в средние века (вплоть до XVII – XVIII вв.) так называли в ряде случаев не только марийцев, но и их соседей – чувашей и удмуртов.
Традиции
Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа.
Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них:
- льняное полотенце, по которому он спустится в царство мертвых — отсюда пошло выражение «скатертью дорога»;
- ветки шиповника, чтобы отгонять собак и змей, охраняющих загробный мир;
- скопленные при жизни ногти, чтобы цепляться ими за скалы и горы на пути;
Спустя сорок дней совершали не менее жуткий обычай: друг покойного облачался в его одежду и садился с близкими умершего за один стол. Его принимали за погибшего и задавали ему вопросы о жизни на том свете, передавали приветы, сообщали новости. Во время общих праздников поминовения также вспоминали о покойных: для них накрывали отдельный стол, на который хозяйка ставила понемногу все угощения, что приготовила для живых.
Семейный уклад
После свадьбы невеста уходила жить в дом мужа, поэтому семьи у мари были большими. Часто в них соседствовали семьи братьев, вместе проживали старшие и последующие поколения, число которых доходило до 3-4. Во главе хозяйства стояла старшая женщина, жена главы семьи. Она раздавала детям, внукам и невесткам поручения по хозяйству, следила за материальным благополучием.
Дети в семье считались наивысшим счастьем, проявлением благословения Великого Бога, поэтому рожали много и часто. Воспитанием занимались матери и старшее поколение: детей не баловали и с детства приучали к труду, однако никогда не обижали. Развод считался позором, а разрешение на него надо было просить у главного служителя веры. Пары, которые изъявляли подобное желание, привязывали спинами друг к другу на главной деревенской площади, пока те ждали решения. Если развод происходил по просьбе женщины, ей срезали волосы, в знак того, что она больше не является замужней.
Обычаи марийцев
Марийские общины состояли из нескольких селений. В то же время существовали смешанные марийско-русские, марийско-чувашские общины. Марийцы жили преимущественно малыми моногамными семьями, большие семьи встречались довольно редко.
В старину у марийцев существовали небольшие (урмат) и более крупные (насыл) родовые подразделения, последние входили в сельскую общину (мер). При заключении брака родителям невесты платили выкуп, а они отдавали за дочерью приданое (включая скот). Невеста зачастую была старше жениха. На свадьбу приглашались все желающие, и она принимала характер всеобщего праздника. В свадебной обрядности до сих пор присутствуют традиционные черты древних обычаев марийцев: песни, национальные костюмы с украшениями, свадебный поезд, присутствие всех желающих.
У марийцев была сильно развита народная медицина, основанная на представлениях о космической жизненной силе, воле богов, порче, сглазе, злых духах, душах умерших. До принятия христианства марийцы придерживались культа предков и богов: верховного бога Кугу Юмо, богов неба, матери жизни, матери воды и других. Отголоском этих верований был обычай хоронить мертвых в зимней одежде (в зимней шапке и рукавицах) и отвозить тела на кладбище в санях даже в летнее время.
Согласно традиции, вместе с покойным захоранивались ногти, собранные в течение жизни, ветки шиповника, кусок холста. Марийцы считали, что на том свете ногти понадобятся для того, чтобы преодолевать горы, цепляясь за скалы, шиповник поможет отогнать змею и собаку, сторожащих вход в царство мертвых, а по куску холста, как по мосту, души мертвых перейдут в загробный мир.
Фольклор
Марийские семьи были преимущественно малыми, моногамными, хотя существовали и большие – неразделённые, объединявшие 3–4 поколения близких родственников.
Брак патрилокальный; при его заключении родителям невесты платили выкуп (олно), а они отдавали за дочерью приданое из имущества (пого) и скота (кузык).
Встречались смешанные браки, чаще с русскими и чувашами.
Свадебный обряд представлял собой многоэтапный сложный ритуал с музыкой, песнями, плясками.
Театрализованными действиями ряженых, играми, музыкой (популярные инструменты – барабан, волынка, свирель, гусли, деревянные трубы, со 2-й половины XIX в. – гармонь), самобытными песнями (муро), танцами сопровождались и тесно связанные с хозяйственной деятельностью всенародные праздники. Отмечались:
- новогодний праздник «шорык йол» с гаданиями об урожае, приплоде скота, о женихах и пр.;
- аналогичный русской масленице праздник «уйарня», весенний праздник пашни «ага пайрем» с общественным молением и жертвоприношением хлебов;
- летний праздник «сурем» с шумным ритуалом изгнания «злых духов» (под звуки трещоток и труб нагайками и прутьями марийцы хлестали свои дома и постройки);
- осенний праздник «угинде пайрем», который сопровождался приготовлением обрядовых блюд из хлеба нового урожая и семейными молениями.
Праздники христианского календаря также отмечались с включением элементов языческой обрядности. В районах близкого соседства с башкирами и татарами марийцы принимали участие в их празднованиях Джиена, Сабантуя.
У марийцев была развита нетрадиционная медицина, основанная на представлениях о космической жизненной силе, воле богов, злых духах, порче, сглазе, душах умерших. Знахари и колдуны обучались у своих учителей в глубокой тайне.
Архаичными особенностями культа предков являлись погребение в зимней одежде, перевозка покойного на кладбище в санях даже в летнее время.
В традиционном погребении нашли отражение представления о загробном мире (киямат): в могилу клали кусок холста, чтобы душа умершего могла, как по мосту, попасть через пропасть в иной мир; ветки шиповника, чтобы отогнать змей и собаку, сторожащих вход в царство мёртвых; собранные в течение жизни ногти покойника, с помощью которых он якобы сможет преодолеть горы и скалы при переходе на тот свет.
Марийский праздник Семык
Архив журнала “Наш дом – Татарстан”
Словарь русских имён
МАРИАВ, -а, м. Стар. редк.Отч.: Мариавович, Мариавовна.†22 апр.МАРИАМ, нескл., ж. Стар. редк.; разг. Марьям, нескл.Производные: Мара (Маря).†См. МариамнаМАРИАМНА, -ы, ж.; разг. Маримьяна, -ы.Производные: Мариамночка; Маря (Мара); Рима
- Маримь
янка.†2 марта, 22 июняМАРИАН, -а, м.; разг. Марьян, -а.Отч.: Марианович, Мариановна; разг. Марианыч.Производные: Маря (Мара).†1 апр., 11 апр., 23 дек.МАРИАНА, -ы, ж.Производные: Марианка; Маря (Мара).МАРИАННА*, -ы, ж.; разг. Марьяна, -ы.Производные: Марианка; Маря (Мара)
- Марь
янка; Яна; Марьяся; Марьяха; Марьяша.◊ 27 апр., 26 маяМАРИЙ, -я, м.; прост. Марей, -я.Отч.: Мариевич, Мариевна и Марьевич, Марьевна.Производные: Маря (Мара).†См. МаресМаримьяна, -ы, ж. Разг. к Мариамна (см.).МАРИН, -а, м. Стар. редк.Отч.: Маринович, Мариновна.Производные: Мариня; Маря; Маруня; Маруша.†30 марта, 16 апр., 15 июня, 19 июля, 20 авг., 22 сент., 31 окт., 16 нояб., 29 дек.МАРИНА, -ы, ж.Производные: Маринка; Маринуша; Мариша; Маша; Марися; Маря (Мара); Маруся; Муся; Ина.†13 марта, 30 июляМарионелла, -ы, ж. Разг. к Марионилла (см.).МАРИОНИЛЛА, -ы, ж.; разг. Марионелла, -ы.Производные: Марионилка; Нила; Маря (Мара)
- Н
ела.†21 янв.МАРИЯ, -и, ж.; разг. Марья, -и; прост. Марея, -и.Производные: Марийка; Мариша; Маря (Мара); Марюня (Маруня); Маруля; Муля; Маруся; Муся; Мася; Масята; Марюта; Марюха (Маруха); Марюша (Маруша); Муша; Маня; Манюня; Манюра; Манюся; Манюта; Манюха; Манюша; Манятка; Мака; Маняша; Маша; Машаня; Машоня; Машука; Машуня; Муня; Машура; Мура; Шура; Машара; Машута; Мута; Машуха; Моря
- М
арьюшка; Марьяша.†8 февр., 19 февр., 25 февр., 2 апр., 14 апр., пятое воскресенье Великого поста, 17 мая, 5 июня, 11 июня, 15 июня, 17 июня, 20 июня, 22 июня, 24 июня, 2 июля, 25 июля, 4 авг., 22 авг., 24 авг., 28 сент., 11 нояб.
История
Ядром древне-марийского этноса, формировавшегося в 1-м тысячелетии нашей эры, были финно-угорские племена.
Большую роль в становлении и развитии марийцев сыграли этнокультурные контакты с булгарами, затем с татарами (наибольшее влияние тюркские соседи оказали на восточные группы луговых марийцев; часть из них приняла ислам), в новейшее время – с русскими (наиболее заметно проявляется у северо-западных и горных марийцев). Особенно многочисленны культурно-бытовые аналогии с чувашами (в первую очередь это относится к горным марийцам и южным группам луговых марийцев).
В прошлом марийцы, за небольшим исключением, проживали в сельских поселениях, в настоящее время свыше 60% марийцев также ведут сельский образ жизни. Общинное землевладение и землепользование с традиционным патриархальным укладом сохранялось вплоть до 1930-х гг.; преобладали сложные общины (см. Община).
Марийский праздник Семык
Архив журнала “Наш дом – Татарстан”
Обряды в Кусото
В лесу собираются все люди, желающие объединиться с природой. Перед молитвой карты зажигают самодельные свечи. Нельзя петь и шуметь в рощах, гусли — это единственный музыкальный инструмент, разрешенный здесь. Проводятся обряды очищения звуком, для этого ударяют ножом о топор. Также марийцы верят, что дуновение ветра в воздухе очистит их от зла и позволит соединиться с чистой космической энергией. Сами моления проводят недолго. После них часть пищи отправляют в костры, чтобы боги насладились угощениями. Дым костров также считается очищающим. А остальную пищу раздают людям. Некоторые берут еду домой, чтобы угостить тех, кто не смог прийти.
Марийцы очень ценят природу, поэтому на следующий день карты приходят на место проведения обрядов и убирают за собой все. После этого в рощу нельзя заходить никому от пять до семи лет. Это нужно, чтобы она восстановила энергию и смогла насытить ей людей во время следующих молений. Вот какую религию исповедуют марийцы, она за время существования стала походить на другие веры, но все же многие обряды и легенды сохранились неизменными с давних времен. Это очень уникальный и удивительный народ, преданный своим религиозным законам.