Конспект занятия «мой край родной. ознакомление с образом жизни, бытом, творчеством и традициями ханты и манси»

Протестанты в ХМАО находятся под особым контролем властей

Протестанты стали проникать на территорию современного Ханты-Мансийского автономного округа в XVI-XVII веках через военнопленных и российских чиновников-выходцев из западноевропейских стран. Так, например, Первая лютеранская община в Сибири была создана в 1718 г. в Тобольске шведскими военнопленными.

Одним из ее духовных руководителей был видный религиозный деятель XVIII в. пастор Г.Ф. Вайзе. С окончанием Северной войны основная масса военнопленных покинула Тобольск.

Евангелическая Церковь Ханты-Мансийск

Позднее количество верующих различных протестантских деноминаций пополнилось за счёт ссыльных, которые были направлены в Югру для отбытия наказания. Особого влияния эти общины не имели и были малочисленны.

Среди коренного населения — ханты и манси они не имели никакого влияния, так как практически все они считали себя православными. Таким образом, протестанты в Югре были замкнутой этнорелигиозной группой.

Протестанты в Югре находятся под жестким контролем властей.

В 1980‑е – начале 1990‑х гг. протестантские общины в ХМАО переживали сложное время. Связанно это было с тем, что началась массовая эмиграция её членов в страны Западной Европы.

Примерно в середине 1990-х годов протестантизм стал активно развиваться, так как получил финансовую поддержку от различных зарубежных организаций. Особую роль в этом играли Ммиссионерские экспедиции», в которых принимали участие проповедники из России, Украины, Финляндии, Швеции и США.

Многие церкви и группы были созданы Евангельской ассоциацией Билли Грэма, миссионерским поездом церкви «Слово Жизни», который возглавлял пятидесятник из Швеции Карл Густав Северин.

Карл Густав Северин, известный шведский миссионер-пятидесятник. Карл Густав Северин сыграл большую роль для укрепления в Югре позиций христиан-евангелистов. Фото: cnl.news

В наши дни в Ханты-Мансийском автономном округе существует крупное Объединение церквей христиан веры евангельской (пятидесятников) (ХВЕ) с центром в Нижневартовске (во главе с пастором церкви «Слово Жизни» Виктором Витюком).

Кроме того, в Югре также представлены религиозные общины баптистов, меннонитов, методистов, адвентистов и т.д.

Власти ХМАО проводят жесткую политику по отношению к протестантам, подозревая их в экстремизме. При этом необходимо отметить, что протестанты составляют 35% населения автономного округа.

История

Популярная версия происхождения хантов говорит о смешении коренных угорских племен с древними уральскими народами. О присутствии людей на территории нынешнего ЯМАО рассказывает Усть-Полуйская культура, остатки которой обнаружены на полуострове Ямал. Ее появление датируется 4 веком до нашей эры. Древние племена занимались животноводством, у них было развито сельское хозяйство. Уже в то время у них имелись орудия труда из кости, камня, железа, а также бронзовые украшения. Древние племена расселялись по берегам Оби в обоих направлениях. Предки северных хантов подверглись влиянию ненецких оленеводов, частично ассимилировавшись с ними. На этногенез восточных, южных хантов повлияли тюркские племена.

После падения Сибирского ханства западная Сибирь вошла в состав Московского княжества. Затем эти земли стали осваивать русские, активно переселяясь туда (17 век). Они ассимилировались с местными жителями, их число быстро росло. Интересно, что с 17 века численность хантов имела тенденцию к повышению. Тогда их насчитывалось около 8 000 человек, в 18 веке — 16 000, столетие спустя — 23 000. Начало 20 века стало печальным периодом в жизни народа. Русские сильно притесняли хантов, забирали пушнину, мясо, рыбу. Всеобщая коллективизация привела к стиранию культуры, повсеместно разрушались священные места, шаманов уничтожали. Ханты поднимали восстания, из-за чего начались репрессии. В последующие годы началась разработка нефтяных месторождений, что нанесло сильный урон экологии.

Ханты-Мансийск

Это интересно: 4812,Ханья Крит достопримечательности: изучаем обстоятельно

Традиции. Праздники и ритуалы

Интересен весенний праздник, связанный с прилетом серой вороны. Появление этой птицы означало начало рыболовного сезона. Если ворону замечали на макушке дерева, то это был знак «большой воды». Прилет вороны знаменует приход весны, начало нового сезона, а значит, и жизни для коренных жителей. Чтобы задобрить птиц, для них ставят стол с лакомствами. Птицы очень радуются таким щедротам хантов! Не меньших почестей удостаивается хозяин тайги – грозный медведь. После охоты на медведя, ханты, словно просят прощения у убитого животного. Едят медвежатину поздним вечером или ночью, будто провожая душу животного в темное небо. .

Жилище

Во время обитания на склонах Уральских гор манси жили в невысоких одноэтажных срубах, часто с земляной крышей. В деревянных избах продолжают жить и сегодня представители народности, живущие на Урале. С уходом на север стали строить более основательные жилища, которые утеплялись изнутри шкурами, а щели затыкались ягелем.

Летом во время охоты и рыбной ловли, часто происходившей вдали от основного жилища, из бересты строились временные конусообразные чумы. Манси-оленеводы сооружали просторные чумы, покрытые оленьими шкурами. Поскольку эти представители народности вынуждены были кочевать, перегоняя стада, жилища были временными.
Это не влияло на их качество: внутри всегда было тепло и просторно, а на плечи женщины ложились обязанности по обустройству быта. В центре избы или чума устанавливался особый открытый очаг, сложенный из бревен, обмазанных глиной. Дым из жилища уходил через вентиляционное окошко в крыше дома или небольшое отверстие в верхней части чума. Еду готовили на огне прямо в доме, иногда костер разжигали на улице, вблизи чума.

 

Ход занятия.

Широка и необъятна наша Родина. Раскинулись ее просторы на многие — многие километры с севера на юг, с запада на восток. И живут в стране нашей народы разные. Мы –россияне,а есть еще белорусы, украинцы, (называйте, ребята, какие вы еще знаете народы)

А на самом севере, живут такие народы как ненцы, чукчи, эскимосы, ханты и манси. У них тоже есть своя территория (воспитатель показывает на карте).Ребята, мы с вами можем отправиться на Север и посмотреть,как живут, трудятся народы ханты и манси. Хотите? Тогда закройте глаза и мы очутимся с вами на родине хантов и манси. (Дети закрывают глаза, включается проектор с презентацией).Теперь можете открыть глаза, мы с вами очутились на крайнем Севере. Основные занятия хантов – оленеводство,рыболовство и охота (воспитатель показывает на слайдах).Оленеводством они почти не занимаются,используют оленей только как транспорт. (Показывает слайд с изображением чума).Что это (Чум.)Кто живет в таком доме (ханты и манси).Почему они живут именно в чуме (они часто кочуют вместе с оленями, а чум легко разобрать,перевезти в другое место, а потом установить).Существует определенный порядок установки чума. Прежде всего ханты и манси выбирают место для жилища, которое зимой расчищают от снега. Потом намечают середину чума, куда кладут железный лист. Летом на нем разводят костер, а зимой устанавливают железную печку — тюмю. Вокруг листа (воспитатель показывает на слайдах) укладывают по две – три доски – это пол. Затем на землю кладут циновки, которые ханты и манси плетут из веток ивы.

Подвижная игра «Чум»

Играющие распределяются на пары, образуя два круга, — внутренний и внешний.В центр выходит ребенок и читает стихотворение :

Ставит чум моя семья –

Трудятся отец и мать.

Что мне делать? Отдыхать?

Быть без дела не люблю,

Я кустарник нарублю.

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей.

(Ребенок возвращается на место. Дети в кругу поочередно читают следующее стихотворение и выполняют движения).

Чум, чум, круглый дом,

Побывайте в чуме том!

(Внутренний круг движется в одну сторону, внешний – в другую)

Гости явятся едва –

В печку прыгают дрова.

Печка жарко топится,

Угостить торопится.

(Дети ищут свою пару).

Ладушки, ладушки,

Круглые оладушки

(все дети кружатся).

Ребята,давайте теперь поиграем с вами в слова. (Воспитатель показывает карточки с различными этнографическими диалектизмами хантов и манси, таким как нарты,береста,мыг – хат,парка, малица, сах, унты и др.)

А что вы знаете о нартах,ребята (Ответ детей)

Нарты – это большие сани, на которых ездят ханты и манси. (Воспитатель указывает на слайд с нужным изображением.) Без хороших нарт в тундре не обойтись. Нарты строят мужчины. Эти сани изготавливают из лиственницы, поэтому они получаются прочными и легкими. Древесина этого дерева обеспечивает хорошее скольжение как по снегу, так и по растительному покрову, не нарушая его. На нартах оленеводы ездят на свои пастбища. Ребята, давайте мы с вами попробуем, каково это быть оленеводом и поиграем с вами в игру.

Игра «Загони оленя»

Дети распределяются на две группы : оленей и оленеводов, последние пытаются загнать оленей в стойло, после чего дети меняются ролями.

Ребята, а вы знаете во что одеваются коренные народы Севера – ханты и манси? Поскольку большую часть года на Севере холодно,то местные жители носят теплую одежду, такую как парка (куртка), малица, на ноги одевают унты, женщины любят носить яркие расписные платки.

Всю свою утепленную одежду ханты и манси делают из оленьих шкур. (На проекторе показывают соответствующие слайды).

Ребята, летом на севере светло, яркое солнце освещает бескрайние северные просторы, а зимой здесь можно увидеть необычайное явление – северное сияние, которое появляется в разных формах и размерах, несколько раз в сутки. (Зажигается разноцветный шар, имитирующий северное сияние).

История

Считается, что племена, заложившие основу национальной особенности манси, появились в предгорьях Урала еще за 2-3 тысячи лет до нашей эры. Позднее они перебрались за Уральские горы, где на их развитие значительно повлияли обитавшие здесь иранские народности. Основной памятник тех лет находится на территории современного Пермского края: это знаменитый вишерский Писаный камень. Он представляет собой стену с наскальными рисунками и росписями, сделанными прародителями современных манси.

 

Первые зафиксированные контакты с аборигенами случились еще в XI столетии, когда до уральских земель доходили новгородцы. Отдельные племена манси в то время входили в состав Кондинского, Сосьвинского, Ляпинского и Пелымского княжества. Обилие природных богатств и желание присвоить новые территории не раз приводили русских в эти края. Сначала из-за их набегов манси покинули предгорья Урала и перешли в южную и среднюю части Западной Сибири. Считается, что именно в этот период к неолитическим уграм присоединились угорские племена из Азии, сформировав знакомую нам сегодня мансийскую народность.
В XVI-XVII веках Обь-Иртышские земли были присоединены к Московскому княжеству, после чего началось активное переселение сюда крестьян для освоения новых территорий. В результате одновременно начались притеснения коренных жителей, борьба с ними за территорию и попытка обратить в христианскую веру. Это привело к столкновениям, а затем к уходу аборигенов в холодные северные части региона.

Авторы Гайдпарка

  • Владимир Петлюк

    Трагедия в шахте «Листвяжная» и госкапитализм

    Читать полностью

  • Аксёненко Сергей

    Как власти Украины пытаются стереть память о Великой Отечественной войне

    Читать полностью

  • Александр Попов

    В США прошла волна ограблений

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    Правое у нас государство или полицейское?

    Читать полностью

  • Владимир Фёдоров

    У народа должен быть выбор

    Читать полностью

  • Феликс Польский

    Ох уж эти жрецы!

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Сегодня СМС-ка празднует день рождения! 30 лет «шустрой девчонке» стукнуло!

    Читать полностью

  • Nikol

    Подросток умер после драки с одноклассником в школе Комсомольска-на-Амуре

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    QR-коды переболевшим без официального диагноза и привитым иностранными вакцинами

    Читать полностью

  • Arsenikum Бакенщик

    Харассмент – 1982

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    А вас когда-нибудь штрафовали в «свободной России»?

    Читать полностью

  • Александр Поздняков

    О чем я говорил ровно 8 лет назад

    Читать полностью

Еда

Основным питанием хантов всегда являлось мясо диких животных и оленей. Его употребляли во всех видах. Мясо варили, запекали, вялили, солили, ели сырым. Употребляется кровь животных, которая считается очень питательной. Мясо придает силы и энергию. Рацион немного разбавляется растительными продуктами: ягодами, кедровыми орехами, корешками. После закалывания оленя его разделывали и сразу начинали есть. Это считалось деликатесным блюдом. От туши отрезают кусок, обмакивают в теплую кровь и едят. После контактов с русскими у хантов распространился обычай есть хлеб. Его готовят разными способами. Делают обычный хлеб, также его выпекают с икрой, оленьей кровью. Тесто замешивается на рыбном бульоне.

Большую часть питания составляет рыба. Ее вялят, коптят, жарят, делают строганину (свежемороженая сырая рыба, нарезаемая тонкими полосками). Деликатесное блюдо — филе из рыбы красных пород, смешанное с ягодами, заправленное рыбьим жиром. Распространенный способ заготовки на зиму — юкола. Это вялено-сушеная потрошенная тушка, мясо которой нарезают квадратами. Рыбу рядами вывешивают на солнце, где она находится несколько дней. В качестве напитков употребляется чай, оленье молоко.

 

История хантов

Сведения о происхождении хантийского народа ученые черпают из археологических находок, изучения фольклорных традиций и лингвистических особенностей национальных говоров. Большинство версий о формировании хантов сводятся к гипотезе о смешении двух культур: угорских племен с уральским неолитом. Найденные остатки бытовых предметов(глиняная посуда, каменные орудия, украшения) указывают, что первоначально ханты проживали на склонах Уральских гор. В пещерах Пермского края археологи обнаружили древние капища. Язык хантов относится к финно-угорской ветви, а, следовательно, народ имел родственные отношения с другими северными племенами. Близость культуры хантов и манси подтверждает сходства в национальных говорах, предметах и укладе жизни, в народном творчестве. Более четырех веков назад предки хантов переселялись вдоль реки Обь в северном направлении. В тундре кочевники занимались животноводством, охотой, собирательством и сельским хозяйством (в южной стороне) Не обошлось и без конфликтов с соседскими племенами ненцов, татар. Чтобы противостоять нападкам чужих племен, ханты объединялись в крупные союзы. Таким образованием руководил княэп, вождь, главный в племени.

После падения Сибирского ханства северные территории отошли Московскому государству. Здесь возводят по приказу государя северные остроги. Временные укрепления в Сибири в дальнейшем превратились в города. На чужие земли было отправлено много русских жителей, что привело к увеличению населения в целом. Пришлые русичи описывали неизвестные племена, как страшные, варварские группы дикарей. Местные традиции и обряды сопровождались кровью, ритуальными песнопениями и шаманскими заклинаниями, что наводило страх на русских переселенцев. Экспансия русским населением вызвала смятение у коренных жителей. В бескрайней тундре возводили они крепости и образовывали волости. Однако, для управления землями и населением выбирался знатный представитель из хантов. Коренное население, в том числе ханты, составляли лишь часть от общего количества жителей. На сегодняшний день ханты (примерно 28 тысч человек) проживают в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах.

Этногенез манси

Манси — представители уральской контактной расы, но в отличии от хантов, к которым они очень близки по многим параметрам культуры, включая общий этноним — обские угры, они являются более европеоидными и наряду с финскими народами Поволжья включаются в приуральскую группу.

Среди ученых нет единого мнения о точном времени образования мансийского народа на Урале. Считается, что манси и родственные им ханты, возникли при слиянии около 2-3 тысяч лет назад коренных неолитических племен таежного Приуралья и древнеугорских племен, входивших в состав андроновских культур лесостепья Зауралья и Западной Сибири (около 2 тысяч лет до н.э.).

На рубеже II и I тысячелетий до н.э. произошел распад угорской общности и выделение из нее предков хантов, манси и венгров. Венгерские племена со временем переместились далеко на запад, достигнув, в конце концов, Дуная. Манси были распространены на южном Урале и его западных склонах, в Прикамье, Припечорье, на притоках Камы и Печоры (Вишера, Колва и др.), на Тавде и Туре. Ханты проживали к северо-востоку от них.

Начиная с конца I тысячелетия под влиянием тюркских, в том числе, татарских племен, затем коми и русских, манси стали переселяться на север, ассимилируя и вытесняя аборигенов-уральцев, а также хантов, которые продвигались дальше на северо-восток. В результате к XIV-XV векам ханты достигли низовьев Оби, манси граничили с ними с юго-запада.

Появление в Приобье нового (угорского) этнического элемента привело к столкновению идеологий. Уровень социально-экономического развития уральцев был значительно ниже угорского и не позволил аборигенам в полной мере воспринять привнесенные культурно-религиозные представления во многом почерпнутые от ирано-язычных племен. Это стало обоснованием дуально-фратриальной организации, при которой сложившееся сообщество состояло из двух фратрий. Потомки древних угров составили основу фратрии Мось, мифическим предком которой являлся Мир-сусне-хум — младший сын Нуми -Торума, верховного божества хантов и манси. Предком второй фратрии — Пор, больше связанной с аборигенами-уральцами, был другой сын верховного божества — Ялпус-ойка, которого представляли в образе медведя, почитавшегося уральцами с доугорских времен. Примечательно, что жены могли принадлежать только к противоположной по отношению к фратрии мужа половине общества.

Наряду с дуально-фратриальной существовала и военно-потестарная организация в лице так называемых «княжеств», некоторые из которых оказали вооруженное сопротивление русским. После присоединения Сибири к России царская администрация некоторое время мирилась с существованием угорских княжеств, но в конечном итоге все они были преобразованы в волости, главы которых стали именоваться князцами. По мере усиления колонизации численное соотношение манси и русских менялось, и к концу XVII века последние преобладали на всей территории. Манси постепенно переселялись на Север и Восток, часть была ассимилирована.

Женщины манси

Роль женщины манси заключалась в обустройстве домашнего быта: на ее плечи ложилось все внутри дома. Она должна была разжигать и поддерживать огонь, протапливать дом, готовить еду, шить одежду, присматривать за детьми и домашним скотом. Женщин не допускали на тайные шаманские ритуалы, не разрешали проводить их самим.
Так, в каждом доме на задней внешней стене устанавливался оберег. Женщине нельзя было не только к нему прикасаться, но и обходить дом, а также спать в ближайшей к нему части жилища. Во время медвежьего праздника выступать с сакральными обрядами, песнями и танцами могли только мужчины. Мансийкам же приходилось на это время прикрывать лицо, чтобы не смущать духов.
Однако, несмотря на это, согласно легенде, именно самка-медведица произвела на свет первого манси, а медведь у большинства родов считался священным животным. По этой причине и по сложившемуся порядку женщин в народности не обижали, а в семьях старались жить мирно. Одними из главных их задач было рождение здорового потомства и сохранение верности мужу. Долгое время бесплодие считалось уважительной причиной для многоженства.

Еда

Основным питанием хантов всегда являлось мясо диких животных и оленей. Его употребляли во всех видах. Мясо варили, запекали, вялили, солили, ели сырым. Употребляется кровь животных, которая считается очень питательной. Мясо придает силы и энергию. Рацион немного разбавляется растительными продуктами: ягодами, кедровыми орехами, корешками. После закалывания оленя его разделывали и сразу начинали есть. Это считалось деликатесным блюдом. От туши отрезают кусок, обмакивают в теплую кровь и едят. После контактов с русскими у хантов распространился обычай есть хлеб. Его готовят разными способами. Делают обычный хлеб, также его выпекают с икрой, оленьей кровью. Тесто замешивается на рыбном бульоне.

Большую часть питания составляет рыба. Ее вялят, коптят, жарят, делают строганину (свежемороженая сырая рыба, нарезаемая тонкими полосками). Деликатесное блюдо — филе из рыбы красных пород, смешанное с ягодами, заправленное рыбьим жиром. Распространенный способ заготовки на зиму — юкола. Это вялено-сушеная потрошенная тушка, мясо которой нарезают квадратами. Рыбу рядами вывешивают на солнце, где она находится несколько дней. В качестве напитков употребляется чай, оленье молоко.

 

История

Популярная версия происхождения хантов говорит о смешении коренных угорских племен с древними уральскими народами. О присутствии людей на территории нынешнего ЯМАО рассказывает Усть-Полуйская культура, остатки которой обнаружены на полуострове Ямал. Ее появление датируется 4 веком до нашей эры. Древние племена занимались животноводством, у них было развито сельское хозяйство. Уже в то время у них имелись орудия труда из кости, камня, железа, а также бронзовые украшения. Древние племена расселялись по берегам Оби в обоих направлениях. Предки северных хантов подверглись влиянию ненецких оленеводов, частично ассимилировавшись с ними. На этногенез восточных, южных хантов повлияли тюркские племена.

После падения Сибирского ханства западная Сибирь вошла в состав Московского княжества. Затем эти земли стали осваивать русские, активно переселяясь туда (17 век). Они ассимилировались с местными жителями, их число быстро росло. Интересно, что с 17 века численность хантов имела тенденцию к повышению. Тогда их насчитывалось около 8 000 человек, в 18 веке — 16 000, столетие спустя — 23 000. Начало 20 века стало печальным периодом в жизни народа. Русские сильно притесняли хантов, забирали пушнину, мясо, рыбу. Всеобщая коллективизация привела к стиранию культуры, повсеместно разрушались священные места, шаманов уничтожали. Ханты поднимали восстания, из-за чего начались репрессии. В последующие годы началась разработка нефтяных месторождений, что нанесло сильный урон экологии.

Ханты-Мансийск

Одежда

Для создания одежды ханты использовали главным образом шкуры животных (оленей, собак, диких зверей). В южных областях выращивали лен, коноплю, ткали из них полотна, шили рубахи и штаны. Конопляные волокна очень прочные, хорошо держат тепло. Женские рубахи были прямого кроя, с присборенным воротом. Северные ханты ткачество не знали. Самым древним видом одежды было платье из рыбьей кожи. Сейчас такие экземпляры можно увидеть в музеях северной культуры. Халаты из рыбьей кожи надевали для защиты от дождя, на рыболовных промыслах. Основным видом одежды хантов всегда были меховые распашные одеяния. Это одежда свободного покроя, типа халатов, сшитая из выделанных шкур, завязывающаяся на пояс.

Позднее ее вытеснили промысловые виды с глухим покроем, которые популярны до сих пор. Они представляют собой туники длиной ниже колена с капюшоном. Их шьют мехом внутрь. Детали одежды сшивают сухожильными нитками. Отделкой служат беличьи хвостики, ушки, полоски меха контрастных цветов. Женские парки не отличаются от мужских, но отделываются богаче. Из меха разных расцветок выкладывают национальные орнаменты. Типичными рисунками являются: «оленьи рога», «лисьи уши», «сидящая собака». На ногах носили кисы или унты, под которые надевали теплые вязаные носки из шерсти. Кисы шьются мехом наружу, а унты — внутрь. Кисы отличаются богатой отделкой, их украшают геометрическими узорами, бисером. Унты являются охотничьей и рыбацкой обувью. Это очень теплые сапоги с высоким голенищем из прочной оленьей кожи и собачьего меха.

Вывко

Фото: artefact.culture.ru

И ненцы, и ительмены с помощью вывко старались вызывать сильный ветер, чтобы прогнать комаров, оводов и избавиться от жары.

Шумовой музыкальный инструмент тундровые ненцы называют вывко, а лесные – вылсу. Слово переводится как «жужжалка» или «гуделка». Обычно инструмент делают из маленькой квадратной или прямоугольная дощечки с двумя отверстиями, продевают через них нить из оленьих жил, а концы связывают между собой – так получалась петля. Если ее растянуть между двумя руками и как можно быстрее скручивать и раскручивать, дощечка начинает вертеться и гудеть. Вот почему вывко называют еще «песней ветра». Кстати, похожая гуделка есть и у ительменов – называется кэль-кэль.

В наше время вывко воспринимается не столько как музыкальный инструмент, сколько как народная игрушка для детей. Причем полезная: считается, что она развивает мелкую моторику рук и координацию движений у малышей. В вывко можно играть и вдвоем, нужно только действовать сообща, иначе звука не будет.

Фото: akademiyadukhovnosti.ru
Такую игрушку легко сделать самим: вместо дощечки сгодится пуговица, а в отверстие можно продеть нитку или тонкую резинку.

Конковур

Фото: taras-enko.livejournal.com

Играть на конковуре – целая наука. Как правило, для этого нужно несколько музыкантов. При этом они должны быстро переходить от исполнения к танцу.

Конковур – старинный ударный инструмент эвенков. Точнее, это целая ударная установка. В сборную конструкцию входят многочисленные муруки (бочонки) разной высоты и диаметра, музыкальные палочки («мокан») на специальной треугольной подвеске, ложки («ункан»), «чипича» – деревянная «птичка», звук из которой извлекается поворотом рукоятки.

В конковур может входить и «кокчан» – полая палка с привязанными к ней оленьими копытцами, и «дынчики» – деревянная лопатка с деревянными же шариками на нитках: болтаясь и ударяясь о лопатку, они издают характерный звук, будто копыта простучали… Другие составные части конковура – колокольчик «конактэ» и свистки, воспроизводящие голоса разных птиц. Словом, не инструмент, а настоящий оркестр!

Эвенки называют конковур бревном. Так оно и было когда-то: эвенкийские музыканты умудрялись играть на обычных 2-3 метровых бревнах – просто стучали по ним палочками. С собой такой «инструмент» кочевники не возили: проще найти новый. Постепенно бревно «обрастало» охотничьими манками, бытовыми предметами, амулетами. Так и получился конковур – таким, каким мы его знаем сегодня.

Поразительно, как из цельного бревна можно создать инструмент, способный извлекать красивые мелодии!

Оревун

Фото: museum.amursu.ru

Звук из оревуна извлекается уникальным способом – человек не выдыхает воздух, как при игре на других духовых инструментах, а, наоборот, втягивает в себя струю воздуха. Инструмент при этом держит раструбом вниз.

Оревун – это традиционный духовой инструмент эвенков, конусная труба длиной около 70 см, сделанная из дерева или бересты. Изначально к музыке оревун не имел отношения: это был манок для лося и изюбра, подражающий крику самца в период гона. Название инструмента произошло от слова, означающего «трубить», «реветь». Второе название оревуна – оленная труба.

Исследователи отмечали, что звуки оревуна близки и по названию, и по интонации к шаманскому зову – у эвенков этот жанр называется эривун. А еще ученые выяснили, что возгласы на оленных манках составляют основу для мелодической традиции эвенков в целом: их песни, даже не имеющие отношения к охоте, во многом перекликаются с возгласами оревуна и других манков, а значит и со звуками природы.

Верхнеленские эвенки при помощи оревуна отохотились на изюбря (оленя). Животное, отвлекаясь на звуки, подходил ближе к охотникам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector