Районы еревана — districts of yerevan

Общие сведения

Официальное название
Республика Армения
(Айастани Анрапетутюн)

Столица:Ереван

Дата образования:
  21.09.1991 г. – День проведения референдума о независимости Армении. На основании результатов референдума (99 процентов «за») Парламент Республики провозгласил Республику Армения независимым государством. 21 сентября отмечается как День независимости. До этого, 23 августа 1990 года, Верховный Совет Арм. ССР принял «Декларацию о Независимости».
 

Флаг:
Закон «О государственном флаге Республики Армения» принят Верховным Советом Республики Армения 24 августа 1990 г.
После конституционных реформ РА 27 ноября 2005 года, 15 июня 2006 года был принят новый закон «О флаге РА».
Флаг Республики Армения является одним из государственных символов Республики Армения. Флаг Республики Армения — трехцветный, с равномерными, спускающимися сверху вниз горизонтальными полосами красного, синего и оранжевого цветов. Красный цвет символизирует Армянское нагорье, постоянную борьбу армянского народа за существование, христианскую веру, свободу и независимость Армении. Синий цвет символизирует стремление армянского народа жить под мирным небом. Оранжевый цвет символизирует созидательный талант и трудолюбие армянского народа. Соотношение ширины и длины флага — 1:2. С соблюдением предусмотренного настоящим разделом соотношения размеров ширины и длины флага Республики Армения также может быть использован флаг малого или большого размера.
 

Герб:
Закон «О государственном гербе Республики Армения» принят Верховным Советом РА 19-го апреля 1992 г.
Восстановлен герб Первой Республики Армения (1918-1920 гг.), авторами которого являлись архитектор, академик Российской академии художеств Александр Таманян и художник Акоп Коджоян.
После конституционных реформ РА 27 ноября 2005 года, 15 июня 2006 года был принят новый закон «О государственном гербе РА». Герб Республики Армения является одним из государственных символов Республики Армения. Герб Республики Армения — в центре, на щите изображена гора Арарат с Ноевым ковчегом и гербами четырех царств исторической Армении: вверху слева — Багратидов, вверху справа — Аршакидов, внизу слева — Арташесидов, внизу справа — Рубенидов. Щит поддерживают орел (слева) и лев (справа), а под щитом изображены меч, ветвь, сноп колосьев, цепь и лента. Основной цвет герба Республики Армения — золотистый, царств исторической Армении: вверху слева — красный, вверху справа — синий, внизу слева — синий, внизу справа — красный, а изображенная в центре на щите гора Арарат — оранжевого цвета. Указанные цвета символизируют цвета флага Республики Армения.

Гимн:
Решением Верховного Совета Республики Армения от 1 июля 1991 г. за основу гимна принят гимн Республики Армения 1918-1920 гг.
«Мер Айреник»/»Наша Родина»
Автор стихов — Микаэл Налбандян (1829-1866).

Государственный строй:
Республика Армения- суверенное, демократическое, социальное, правовое государство.
Государственная власть осуществляется в соответствии с Конституцией и законами — на основе принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Конституция:Первая Конституция  принята 5 июля 1995 года в результате всенародного референдума.
Изменения в Конституцию РА внесены в результате всенародного референдума 27 ноября 2005 года.
Изменения в Конституцию РА внесены в результате всенародного референдума 6 декабря 2015 года.

Информация по теме:
Конституция Республики Армения

Распространить
|

Печать

Миграция

Исторически сложилось так, что армяне, это народ, большая доля которого проживает вне территории родной страны. Согласно последним статистическим исследованиям, около 5 миллионов армян находится в 66 различных державах мира.

В 2019 году демографическая обстановка была максимально стабильной, причем в плане миграции было зафиксировано немалое количество позитивных тенденций. Таблица количества граждан страны с учетом миграционных потоков за этот период выглядит таким образом:

Численность населения 01.01.2019 Средний показатель за 2019 г 01.01.2020
Официальные данные 2950 2964 2946
Альтернативные данные 2800 2813 2825

Армения – это одно из самых древних государств Закавказья, а также первая держава, принявшая христианство в качестве основной религии. Тысячелетние христианские обычаи, оставили неизгладимый исторический и культурный след в жизнедеятельности этих потрясающих земель.Многовековые храмы, древние замки, церкви и монастыри – все это можно встретить в Армении.

Административное деление

Административное деление Армении

В административном плане страна разделяется на области (марзы). Всего их десять (плюс имеющий статус общины город Ереван):

  1. Лори. 
  2. Ширак. 
  3. Тавуш. 
  4. Арагацотн. 
  5. Котайк. 
  6. Гехаркуник. 
  7. Армавир. 
  8. Арарат. 
  9. Вайоц-Дзор. 
  10. Сюник. 
  11. Ереван. 

Панорама Еревана

В территориальном плане Армению можно разделить на следующие регионы:

  • Центральная Армения — политический и религиозный центр, включающий Ереван и монастырь Эчмиадзин. Большая часть это региона занимает Араратская долина. Здесь же возвышается вулкан Арагац. 
  • Регион озера Севан — природная область, сосредоточенная вокруг крупнейшего озера Армении с древними историческими памятниками, церквями и монастырями, а также популярными туристическими местами.
  • Северная Армения — горный регион на границе с Грузией, который славится множеством удивительно красивых и изолированных горных церквей и монастырей. 
  • Южная Армения — живописный регион, простирающийся на юг до иранской границы с интересными пещерами и красивыми христианскими памятниками.
  • Нагорный Карабах (де-юре территория Азербайджана) — регион зеленых холмов, высоких гор, живописных пешеходных маршрутов, древних городов и монастырей. 

Советское время

В Ереване сносят исторические районы и заменяют их современными зданиями

Примечание: в названиях районов даны русские названия, которые в то время были официальными.

Первое административное деление Еревана произошло в 1936 году. Были образованы два района:

  • Кировский район (Кировский район)
  • Сталинский район (Сталинский район)

Спандарянский район (Спандарянский район) образован в 1938 году, Молотовский район (Молотовский район) — в 1939 году. По состоянию на 1940 год в Ереване было 4 района:

  • Кировский район (Кировский район)
  • Молотовский район (Молотовский район)
  • Спандарянский район (Спандарянский район)
  • Сталинский район (Сталинский район)

Кировский район распался в 1953 году. В 1957 году Молотовский район был переименован в Ленинский. В 1958 году был образован Шаумянский район, а в 1961 году — Орджоникидзевский район. Таким образом, по состоянию на 1971 год в Ереване было 6 районов:

  • 26 Комиссаров района (Район им.26 Комиссаров)
  • Ленинский район (Ленинский район)
  • Мясникянский район (Мясникянский район)
  • Шаумянский район (Шаумянский район)
  • Спандарянский район (Спандарянский район)
  • Орджоникидзевский район (Орджоникидзевский район)

Советский район (Советский район) образован в 1972 году, Маштоцкий район (Маштоцкий район) — в 1986 году.

Районы Еревана и их население по последней советской переписи 1989 года:

Район
русский
Армянский
Население
Советский район Советский район Սովետական ​​շրջան 279 494
Шаумянский район Шаумянский район Շահումյանի շրջան 192 899
26 Комиссаров района Район имени 26 комиссаров 26 կոմիսարների շրջան 186 754
Ленинский район Ленинский район Լենինի շրջան 138 926
Орджоникидзевский район Орджоникидзевский район Օրջոնիկիձեի շրջան 133 038
Маштоцкий район Маштоцкий район Մաշտոցի շրջան 125 620
Спандарянский район Спандарянский район Սպանդարյան շրջան 80 580
Мясникянский район Мясникянский район Մյասնիկյանի շրջան 64 228
Г. Ереван город Ереван քաղաք Երևան 1 201 539

История

Армянская история насчитывает более 3000 лет. Это один из древнейших народов Закавказья. Армяне исторически населяли Армянское нагорье — обширный участок гор и долин между Восточной Анатолией и Южным Кавказом. Предками современных армян являются племена хурритов, урартов и лувийцев. Большую часть своей богатой истории армянский народ провёл под властью великих держав региона. Западные районы Армении долгое время находились под византийским, а затем османским правлением, а восточными районами владели персы и намного позже Российская империя, а затем СССР после её распада. Удивительно, как при этом армянам удалось сохранить свою культуру, язык и религию. 

Процесс формирования армянского народа начался примерно в 12 столетии до нашей эры и завершился 6 веков спустя. В этот период на армянских землях находилось государство Урарту, после падения которого эти территории принадлежали сначала Мидийскому царству, а затем Первой Персидской империи. В 4 веке армянам удалось создать независимое государство — Айраратское царство. В 189 году до н.э. династией Арташесидов была создана Великая Армения, которая в период правления Тиграна II Великого превратилась в достаточно крупную и мощную империю. Впоследствии это государство было захвачено Римской империей. Римляне сделали Армению буферной зоной между своими владениями и древним Ираном. В 1 веке н.э. римляне уничтожили армянское государство, завершив историю династии Арташесидов. 

Площадь Республики в Ереване

В первые десятилетия 4 века при царе Трдате III официальной религией стало христианство. Затем территория Армении была разделена между Римом и государством Сасанидов. В 405 году был создан армянский алфавит, который способствовал развитию единства армянской нации. В 5 веке персы пытались ассимилировать армян, навязав им зороастризм. Но эта затея не имела успеха. 

В 6 веке большая часть территории Армении перешла к Византии. В середине 7 века армянские земли были захвачены арабами. Армянам удалось обрести независимость только в 9 веке, создав мощное средневековое государство, которое затем было раздроблено на федеральные царства, находившиеся в вассальной зависимости от государства Багратидов. В 11 веке на армянские царства обрушились сельджуки, которые нанесли им чудовищный урон. Армяне были оттеснены в Малую Армению, Каппадокию и Киликию, образовав там несколько государств. Дольше всех просуществовало Киликийское царство, которое успешно отражало набеги сельджуков на протяжении трех веков. 

В 12 — 13 веках часть армянских земель вошла в состав Грузинского царства. В 1236 году Армения была захвачена монголами, а полтора века спустя — войсками Тамерлана. Все эти нашествия уничтожили армянское государство, рассеяв нацию по просторам Кавказа, Передней Азии и Ближнего Востока. Небольшое армянское государство (Хаченское княжество) осталось лишь на территории современного Нагорного Карабаха

Древний монастырь Хор Вирап

В 16 и 17 веках Армения стала ареной битв между Оттоманской империей и Сефевидской Персией. В начале 17 века значительная часть армян была переселена в центральные области Ирана. В 18 веке в Армении начинается период национально-освободительной борьбы, главной фигурой которой становится Исраэль Ори. В результате русско-персидской войны 1826—1828 гг. значительная часть Армении была присоединена к Российской империи. Этот период считается эпохой ренессанса армянской нации и культуры. Также тогда были начаты процессы репатриации армян из Ирана. При этом армяне, проживавшие на территории Турции, терпели многочисленные дискриминации. В течение 1894—1896 годов в Османской империи произошли массовые убийства армян. В этот период в Российской империи были закрыты армянские школы и газеты. Большая часть османских армян погибла в процессе геноцида 1915 года. 

В конце Первой мировой войны была образована Республика Армения, которая уже в 1922 году стала частью СССР. Советской республикой Армения была до 1990 года. В 1991 года был проведён референдум о выходе из состава СССР и установлении независимости, который стал началом истории современного армянского государства. 

Список

Классифицировать Город (армянское название) Провинция Население (перепись 2001 г.) Население (перепись 2011 г.) Население (оценка на 2020 г.) Изменение (2011–2020 гг.)
1 Ереван (Երեւան) 1 103 488 1 060 138 1 084 000 + 2,25%
2 Гюмри (Գյումրի) Ширак 150 917 121 976 112 400 −7,85%
3 Ванадзор (Վանաձոր) Лори 107 394 86 199 77 200 -10,44%
4 Вагаршапат (Վաղարշապատ) Армавир 56 388 46 540 46 200 -0,73%
5 Абовян (Աբովյան) Котайк 44 569 43 495 44 900 + 3,23%
6 Капан (Կապան) Сюник 45 711 43 190 42 300 −2,06%
7 Раздан (Հրազդան) Котайк 52 808 41 875 40 000 −4,48%
8 Армавир (Արմավիր) Армавир 32 034 29 319 27 800 −5,18%
9 Арташат (Արտաշատ) Арарат 25 066 22 269 19 300 −13,33%
10 Иджеван (Իջևան) Тавуш 20 223 21 081 20 300 −3,70%
11 Гавар (Գավառ) Гегаркуник 26 621 20 765 18 100 −12,83%
12 Горис (Գորիս) Сюник 23 261 20 591 20 400 -0,93%
13 Чаренцаван (Չարենցավան) Котайк 25 039 20 363 20 400 + 0,18%
14 Арарат (Արարատ) Арарат 20 480 20 235 20 400 + 0,82%
15 Масис (Մասիս) Арарат 21 376 20 215 20 600 + 1,90%
16 Артик (Արթիկ) Ширак 17 561 19 534 17 800 −8,88%
17 Севан (Սևան) Гегаркуник 21 422 19 229 19 000 -1,19%
18 Аштарак (Աշտարակ) Арагацотн 20 636 18 834 16 800 −10,80%
19 Дилижан (Դիլիջան) Тавуш 16 202 17 712 17 300 −2,33%
20 Сисиан (Սիսիան) Сюник 16 843 14 894 14 800 -0,63%
21 год Алаверди (Ալավերդի) Лори 16 641 13 343 12 500 −6,32%
22 Степанаван (Ստեփանավան) Лори 16 299 13 086 12 400 -5,24%
23 Мартуни (Մարտունի) Гегаркуник 11 756 12 894 11 500 -10,81%
24 Спитак (Սպիտակ) Лори 14 984 12 881 12 700 -1,41%
25 Варденис (Վարդենիս) Гегаркуник 12 753 12 685 12 400 -2,25%
26 год Егвард (Եղվարդ) Котайк 11 627 11 672 11 900 + 1,95%
27 Веди (Վեդի) Арарат 12 963 11 384 11 800 + 3,65%
28 год Бюрегаван (Բյուրեղավան) Котайк 8,152 9 513 9 100 −4,34%
29 Нор Ачн (Նոր Հաճն) Котайк 10 168 9 307 9 300 -0,08%
30 Мецамор (Մեծամոր) Армавир 9870 9 191 8 400 −8,61%
31 год Берд (Բերդ) Тавуш 8 810 7 957 7 500 −5,74%
32 Ехегнадзор (Եղեգնաձոր) Вайоц Дзор 8 187 7 944 7 400 −6,85%
33 Ташир (Տաշիր) Лори 9 538 7,773 7 200 −7,37%
34 Каджаран (Քաջարան) Сюник 8 439 7 163 6 900 −3,67%
35 год Апаран (Ապարան) Арагацотн 6 614 6 451 5 900 −8,54%
36 Вайк (Վայք) Вайоц Дзор 6 024 5 877 5600 −4,71%
37 Чамбарак (Ճամբարակ) Гегаркуник 6 405 5,850 5600 −4,27%
38 Маралик (Մարալիկ) Ширак 5782 5 398 5 400 + 0,04%
39 Ноемберян (Նոյեմբերյան) Тавуш 5 486 5,310 4,500 -15,25%
40 Талин (Թալին) Арагацотн 5 614 5,310 4 100 −22,79%
41 год Джермук (Ջերմուկ) Вайоц Дзор 5 394 4 628 4 100 −11,41%
42 Мегри (Մեղրի) Сюник 4805 4,580 4,500 -1,75%
43 год Айрум (Այրում) Тавуш 2351 2,126 1,800 −15,33%
44 год Ахтала (Ախթալա) Лори 2,435 2,092 2 000 -4,40%
45 Туманян (Թումանյան) Лори 1 909 1,710 1,500 −12,28%
46 Цахкадзор (Ծաղկաձոր) Котайк 1,618 1,256 1,200 −4,46%

Россия и Армянская церковь

История армянских общин в России неразрывно связана с историей конфессиональной, колонизационной и национальной политики России. Русь, Московское царство, а затем – Российская империя, как известно, были державами православными. Православная церковь и государство веками составляли неразрывное целое, и положение иностранцев зависело от того, к какой религии они принадлежали. Негативное отношение к Армянской церкви перешло на Русь из Византии. Суть его заключалась в том, что Армянская церковь рассматривалась как придерживающаяся учения о монофизитстве, которое, в представлении православных, состояло в признании только божественной сущности Иисуса Христа при отрицании человеческой. Для византийцев Армения была еще и внешним врагом, поэтому ненависть имела очень глубокие корни. Вот почему предстоятели Русской православной церкви считали армянскую веру худшей из ересей. Так, митрополит Киприан (1376-1406 гг.) отзывался о ней как о «ереси гнуснейши паче всех ересей». То же отношение к армянской вере сохранялось и в последующие столетия.

Признаки перемен обозначились в правление Петра I. Лояльное отношение властей к Армянской церкви в немалой степени было связано с политическими расчетами русского царя

В поисках возможных союзников российской политики на Востоке он обратил внимание на армян, которые уже много веков были рассеяны по территориям различных государств. Большая часть проживала в Турции

Вторая по численности община находилась в Персии. И хотя в местах компактного проживания армянами управляла их собственная знать — мелики и юзбаши, — тем не менее, единственной организацией, объединявшей всех армян, где бы они ни жили, оставалась Армянская церковь, которая, со времен Петра Первого, уверенно выступает в роли политического партнера России в регионе.

Позже, политику Петра в отношении армян подтвердила Екатерина II. 30 июля 1768 года она издала особую грамоту, в которой, в частности, давалось обещание по примеру предков «…весь честный армянский народ в Нашей Императорской милости и благоволении содержать…»

Грамота имела очень важное значение и в том смысле, что признала юрисдикцию верховного католикоса на территории Российской империи. С этого времени начинается новый этап в развитии отношений России с Армянской церковью

В 1780 г. Екатерина II одобрила план Григория Потемкина об отделении от Турции областей, населенных армянами, и создании государства под протекторатом России. Важнейшая роль в подготовке военной кампании отводилась именно Армянской Церкви. Вот почему активные консультации Г. Потемкин вел с Гукасом, с патриархом гандзасарским и архиепископом князем Иосифом Аргутинским-Долгоруким.

В 1779 г. по приглашению Екатерины II из Крыма на Дон переселились более 12,5 тысяч армян, притесняемых турками в Крыму. Помимо желания защитить единоверцев-христиан, другой причиной переселения было желание русского правительства поскорее положить начало колонизации тогда еще безлюдного Новороссийского края. В четырех километрах от крепости Св.Дмитрия Ростовского армяне заложили город Нахичевань, основали пять сел: Мец Салы, Султан Салы, Топты, Несветай и Чалтырь. Так на территории России была создана уникальная колония, внутренняя жизнь которой основывалась на национальных законах и традициях.

Сотрудничество продолжилось в годы правления Александра I. Новый император, вообще терпимо относившийся ко всем христианским исповеданиям, следовал политике своих великих предшественников. В рескрипте от 12 сентября 1801 г. главнокомандующему войсками в Грузии генералу Кноррингу император приказывал стараться привлечь симпатии армян, способствовать «утверждению вообще христиан, оказывая по возможности покровительство араратскому патриаршему монастырю Эчмиадзину, содержать с главою церкви онаго приязненные отношения».

Кухня

Армения славится великолепной гастрономией, основаными ингредиентами которой являются овощи и мясо. 

Популярные традиционные блюда:

  • Хаш — самый популярный армянский суп, который готовят на говяжьем бульоне.
  • Бозбаш — мясной суп с овощами, заправленный томатной пастой.
  • Хоровац — шашлык. 
  • Кололак — мясные шарики в бульоне.
  • Кюфта — шарики из мясного фарша.
  • Толма — рубленая баранина (говядина) с рисом и зеленью, завернутая в виноградный лист.
  • Ариса — пшеничная каша с куриным мясом.
  • Амич — курица или индейка, фаршированная рисом и сухофруктами
  • Различные вариации плова.
  • Мшош — салат с чечевицей и грецким орехом.

Современная миграционная волна

Всесоюзная перепись населения 1989 г. зафиксировала на территории РСФСР примерно полмиллиона армян, значительная доля которых была сосредоточена около южных границ России, а примерно 50 тыс. проживали в Москве и Ленинграде. Официальной статистики в 1990-х гг. не велось, однако с уверенностью можно сказать: за счет иммиграции количество армян в РФ резко возросло, а социальный и этнографический состав диаспоры сильно изменился.

Распад СССР вызвал новую большую волну эмиграции армян в Россию. Причинами исхода из республики стали разрушительное Спитакское землетрясение (1988 г.), транспортная блокада Армении со стороны Азербайджана и Турции, неблагоприятные социальные условия, массовая безработица. Основная часть армянских эмигрантов нашла пристанище в Краснодаре, Ставрополе, Ростове, Москве, в промышленных центрах Урала и Сибири. Огромное число армян эмигрировали в Россию из Абхазии и Азербайджана, спасаясь от войны и этнических чисток. В этот период из Армении в Россию эмигрировало около 700 тысяч армян, меньшая часть — в Европу и США. В 1989 г. общее число армян в России составляло 532 тысяч, а в 1994 г. — уже 1,8 млн. Так постепенно происходило формирование новой армянской диаспоры России, которая насчитывала в 2003 г. около 2,2 млн человек.

Миграционные волны начались сразу после первых погромов в Сумгаите. В 1988–1990 гг. беженцы из Азербайджана ехали в Армению и Россию. Карабахский конфликт, экономическая блокада и энергетический кризис первой половины 1990-х гг. привели к первой значительной эмиграции из самой Армении. В этой волне значительную часть составляли уезжавшие семьями азербайджанские армяне, так и не сумевшие в условиях перманентно разрастающегося кризиса обосноваться на «исторической родине». Они покидали ее окончательно, в отличие от большинства граждан Армении, которые тогда выезжали только на заработки и не собирались порывать связи с родиной.

Экономическая стабилизация середины 1990-х гг., на время сократившая поток эмиграции, закончилась вместе с кризисом 1998 г. Ухудшение экономической ситуации, кризис верхов, завершившийся «дворцовым переворотом», а особенно трагедия, разыгравшаяся в парламенте РА 27 октября 1999 г., и последовавшая за ней чехарда в высших эшелонах власти — все это привело к росту неуверенности у населения и к новому витку эмиграции. Кроме того, с 1998 г. начался массовый отъезд граждан Армении с семьями (иногда в форме вызова жен и детей обосновавшимися на новом месте отходниками).

Основной принимающей страной стала РФ, куда уехало примерно 80% эмигрантов. По неофициальным данным, в Москве сейчас проживает более 600 тыс. армян — больше, чем во всей российской диаспоре 1980-х гг. Характерным явлением стало чрезвычайно широкое дисперсное расселение иммигрантов в малых городах и даже в сельской местности РФ.

Достопримечательности Армении

Эчмиадзинский собор

Эчмиадзинский собор — мать всех армянских церквей и главный храм Армянской Апостольской церкви, расположенный в окрестностях города Вагаршапат. Считается первым христианским собором Армении и одним из древнейших сакральных памятников в мире. Конечно, этот великолепный древний храм включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Эчмиадзинский собор был основан в 4 веке. Текущее здание, по большей части, датируется 5 веком. Купол церкви и колокольни были построены в 17 столетии, а ризница — в 19 столетии. Это здание считается шедевром армянской архитектуры и национальной святыней армянского народа. 

Гарни

Гарни — великолепная достопримечательность Античности, включённая в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это языческий храм, который датируется 1 веком н.э. Это сооружение является уникальным (для Армении) примером стиля классической древнегреческой архитектуры, которая начала развиваться в 7 веке до н.э.

Ваграмашен

Ваграмашен — красивая средневековая церковь в стиле традиционной армянской архитектуры, построенная на склонах горы Арагац. Датируется первой половинрй 11 века. 

Селимский караван-сарай

Селимский караван-сарай расположен на южных склонах перевала Варденьяц на высоте 2410 метров над уровнем моря. Он датируется 14 веком и является самым хорошо сохранившимся подобным сооружением в Армении. 

Севанаванк

Севанаванк — древний христианский монастырь на озере Севан, основанный в 9 веке. Является одной из самых красивых и посещаемых достопримечательностей в стране.

Площадь Республики

Площадь Республики — центральная площадь Еревана, окруженная пятью красивыми зданиями из розового и желтого туфа в неоклассическом стиле с элементами традиционной армянской архитектуры. Также на площади находится музыкальный фонтан.

Ереванский Каскад

Ереванский Каскад — лестница из известняка, украшенная фонтанами и статуями в стиле модерн. Представляет собой каскад из пяти открытых террас. 

Нораванк

Нораванк — красивый средневековый монастырь 13-го века, расположенный в 122 км от Еревана в живописном ущелье с кирпично-красными скалами. 

Гегард

Гегард — уникальный средневековый монастырь, расположенный в 40 км от Еревана в ущелье реки Гохт. Включён в список объектов Всемирного наследия. Монастырь был основан в 4 веке. От той древней структуры ничего не осталось. Большая часть сохранившихся сооружений относится к 12 — 13 столетию. Главной особенностью монастыря является пещерные часовни. Некоторые из них полностью вырезаны в скале, другие представляют собой не что иное, как пещеры. Также здесь можно увидеть другие постройки с архитектурно сложными стеновыми секциями и комнатами глубоко внутри скального основания. 

Татев

Татев — великолепный средневековый монастырский комплекс, расположенный на большом базальтовом плато на юго-востоке Армении. Был основан в 8 веке и представляет собой три укреплённых церкви, а также здание библиотеки, трапезной, колокольни и других вспомогательных построек. В 14 и 15 веках здесь находился один из важнейших армянских средневековых университетов, способствоваший сохранению армянской культуры и веры. 

Хор Вирап

Хор Вирап — один из самых известных и древних армянских монастырей. Был основан в 7 веке и расположен у границы с Турцией у подножия легендарной горы Арарат. 

Ахпат

Ахпат — средневековый монастырский комплекс, расположенный на севере Армении в 10 км от города Алаверди. Был основан в 10 веке и является шедевром армянской архитектуры. Монастырь Ахпат включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Агарцин

Агарцин — старинный монастырь, расположенный в живописной лесистой долине в 18 км от города Дилижан. Был построен между 10 и 13 веками. Включает пять древних церквей, часть которых находится в руинах, а также гробницы династии Багратидов. 

Специфика армянской диаспоры России

С распадом СССР на постсоветском пространстве образовалась армянская диаспора, качественно отличающаяся от прежней. По сравнению с диаспорой в странах дальнего зарубежья, армянская община России не обладает столь сильным политическим, финансовым и организационным потенциалом и, скорее, сама является объектом патронажа со стороны мировой армянской диаспоры. Причин здесь несколько.

Во-первых, армянская диаспора России достаточно неоднородна как в социальном, так и в этнокультурном смысле. Так, большая часть армян, обосновавшихся в России в «доперестроечный» период, адаптирована в правовом и социально-экономическом плане. Значительную же часть тех, кто приехал в РФ в конце 1980-х — в 1990-е гг., составляют люди с неопределенным гражданским статусом, испытывающие затруднения в трудоустройстве и другие социально-экономические проблемы. Как следствие, создаваемые ими объединения носят характер адаптационных центров, в которых этнокультурные и политические задачи отходят на второй план. В то же время именно среди армянских эмигрантов 1990-х гг. немало тех, кто сумел создать финансовые, коммерческие структуры и активно участвует в лоббировании экономических интересов, — правда, не столько Армении, сколько отдельных кланов из числа армянской диаспоры.

Армяне, относящие себя к «коренным россиянам», крайне насторожено относятся к армянским мигрантам 1990-х гг., не без основания считая, что в их среде немало криминальных личностей и групп, чья деятельность отрицательно влияет на отношение русского населения и властей к выходцам из республик Закавказья. Этнокультурная неоднородность армянской диаспоры проявляется в том, что определенная дистанцированность существует между армянами — выходцами из Армении и из других республик бывшего СССР, особенно Азербайджана. Азербайджанские, в первую очередь, бакинские армяне определяют в качестве виновника обострения армяно-азербайджанских отношений руководство Армении, чьи «непродуманные политические шаги создали для армян в Азербайджане нетерпимую обстановку». «Особой кастой» в диаспоре называют тбилисских и среднеазиатских армян, которых «айастанские» армяне (выходцы из Армении) считают «ассимилированными». Вследствие этих причин армянская диаспора России менее консолидирована, чем в странах дальнего зарубежья.

Во-вторых, несмотря на то, что экономический потенциал выходцев из Армении, проживающих в России, достаточно высок, особенно в сфере среднего бизнеса (рестораны, магазины, швейные и сапожные мастерские, пекарни), финансирование армянских диаспоральных объединений осуществляется ими крайне редко. По некоторым оценкам, крупный армянский бизнес носит криминальный характер и большого интереса к благотворительности не проявляет. Средний бизнес также не спешит вкладывать деньги в развитие армянских общественных, культурных объединений, школ. Ситуация иная, если речь идет о возможном лоббировании экономических проектов. Данное положение качественно отличается от механизмов финансирования армянской диаспоры в странах дальнего зарубежья. Так, во Франции и США армянский бизнес не только финансирует церкви, школы, культурные центры, но и выделяет деньги на представительскую деятельность армянских посольств.

В-третьих, особенностью армянской диаспоры России является отсутствие «конкуренции» основных партий («Дашнакцутюн», «Рамкавар», «Гнчакян»), борющихся за влияние на диаспору. В армянской диаспоре позитивно оценивается конкуренция различных партий и движений, пытающихся бороться за влияние на нее. Критерием же оценки их деятельности является реальный вклад в развитие диаспоры (финансирование, создание школ, библиотек, поддержка предпринимательства). Этот реальный вклад наглядно демонстрирует, какие партии и движения способны содействовать развитию диаспоральных объединений. В России гнчакяны и рамкавары не имеют сетевой структуры, в отличие от дашнаков, а потому традиционная конкуренция трех партий отсутствует.

В-четвертых, не пройдена стадия становления армянской диаспоры в России на институциональном уровне, существует конкуренция между армянскими объединениями Москвы, вследствие чего фактически отсутствует единый в федеральном масштабе координационный центр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector