Российская федерация — история становления

Содержание:

Образование Российской Федерации

Раздел ОГЭ по истории: 3.2.1 Образование Российской Федерации как суверенного государства.

Российская Федерация (РСФСР) была крупнейшей республикой в составе СССР, однако до 1990 года какой-либо существенной самостоятельностью не обладала.

12 июня 1990 г. — принятие Верховным Советом РСФСР декларации о суверенитете. Основные положения декларации:

  • Полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР.
  • Верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории РСФСР —*• действие актов СССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается на всей территории.
  • Полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах.
  • РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, который устанавливается союзным договором и основанным на нём законодательством

День принятия Декларации о суверенитете РСФСР стал общероссийским праздником. В настоящее время 12 июня отмечают как День России.

17 марта 1991 г. был проведён всероссийский референдум, по итогам которого большинство населения РФ высказалось за сохранение СССР, а также был введён пост Президента РСФСР.

После поражения ГКЧП в августовском путче, Президент РСФСР Б.Н. Ельцин издал ряд указов, переподчиняющих себе находящиеся на территории России союзные органы исполнительной власти, союзную армию, милицию, КГБ СССР. Ельцин переподчиняет себе, то есть переводит под юрисдикцию России множество союзных отраслей, министерств и ведомств.

Исполнительно-распорядительные органы Советов — исполкомы стали упраздняться, вместо них стали создаваться администрации. Председателей исполкомов заменили главами администраций. Усиливалась исполнительная ветвь власти. До конца 1991 года новая система власти была введена во всех регионах РСФСР.

1 октября 1991 г. был представлен проект — «Стратегия России в переходный период» (известный ещё как «Меморандум Бурбулиса»). Его главной мыслью было превращение РСФСР в независимое государство, которое станет на международной арене единственным наследником Советского Союза.

8 декабря 1991 г. президенты России, Украины и Председатель Верховного Совета Белоруссии объявили о невозможности создания конфедеративного Союза Суверенных Государств и о прекращении существования СССР; было подписано Беловежское соглашение о создании Содружества независимых государств (СНГ).

12 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР ратифицировал Беловежское соглашение.

25 декабря 1991 г. Горбачев подписал указ о сложении с себя полномочий Президента СССР и над Кремлём произошла символическая смена флага СССР на российский триколор.

25 декабря 1991 г.— переименование РСФСР в Российскую Федерацию (РФ, Россия). Главная внутриполитическая задача российского руководства: оформление суверенной российской государственности и предотвращение распада РФ.

26 декабря 1991 г. Совет Республик Верховного Совета СССР (образованный Законом СССР, но не предусмотренный Конституцией СССР), принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ. После прекращения существования СССР 26 декабря 1991 Российская Федерация стала независимым государством и была признана международным сообществом как государство-правопреемник СССР.

31 марта 1992 г.— подписание в Москве Федеративного договора о разграничении полномочий между федеральными органами и органами власти суверенных республик в составе РФ:

  • подтверждение территориальной целостности РФ;
  • провозглашение договорного принципа установления отношений между Федеральным центром и субъектами РФ.

В апреле 1992 года Съезд народных депутатов РСФСР трижды отказался ратифицировать Беловежское соглашение и исключить из текста российской конституции упоминание о конституции и законах СССР, что впоследствии стало одной из причин противостояния Съезда народных депутатов с президентом Ельциным, которое в дальнейшем привело к политическому кризису в сентябре — октябре 1993 года.

Конспект урока по истории «Образование Российской Федерации». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по истории России
  • Перейти к Списку конспектов по Всеобщей истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по истории

Первые школы на Руси

988 год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования. 

Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.

Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.

Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению. 

В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. Там обучались мальчики богатых родителей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература. 

Во время татаро-монгольского ига произошёл регресс образования, и развитие обучения сильно замедлилось. Только школы при церквях продолжали вести мало-мальскую образовательную деятельность.

В 988 году зародилось школьное образование. Владимир Святославович обязал детей бояр учиться.Так и появились первые школы: «Книжное учение», школы при монастырях и частные. В это время зародилось женское образование — открылось первое женское училище. Однако татаро-монгольское иго замедлило процесс образования.

Исполнительная власть

Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства либо в случае вынесения Думой вотума недоверия Правительству Президент вправе распустить Государственную Думу. В состав Правительства входят, помимо Председателя, его заместители («вице-премьеры») и федеральные министры. Правительство возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти: министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

Какая форма правления в России?

Какая форма правления в Российской Федерации? Согласно части первой статьи первой Конституции Российской Федерации 1993 года:

Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

По конституции баланс исполнительной и законодательной властей выстроен так, что Россия определяется как смешанная республика (также такую форму правления можно обозначить как президентско-парламентскую, полупарламентскую или полупрезидентскую республику), сочетая в себе черты президентского и парламентского республиканского правления. По мнению председателя Конституционного суда РФ В. Д. Зорькина Россию более точно называть смешанной президентско-парламентской республикой.

В 2011 году президент России Дмитрий Медведев заявил в интервью:

Глава государств

Главой российского государства является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции Российской Федерации).

В 1991—1993 годах существовал пост вице-президента, но был упразднён указом Президента; в Конституции 1993 года должность вице-президента уже не упоминается.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

Изначально (в 1991) Президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий Президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п. 3 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации, Президент осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран. На основании поправок к Конституции Российской Федерации, вступивших в силу 31 декабря 2008 года, начиная с выборов 2012 года он избирается на шестилетний срок полномочий.

↑ Тенденции развития образования в России

Основные принципы современного российского образования:

В России существует ряд направлений развития системы образования. Одной из таких тенденций является развитие сети образовательных учреждений и обеспечение возможности непрерывного образования, те. возможности постоянного пополнения и расширения знаний у людей разного возраста и положения, повышение квалификации. Таким образом, человек при желании может повышать свой уровень образованности всю жизнь.

Современное образование приобретает гуманистический характер (гуманизация образования). В соответствии с принципом гуманизма обучающийся — это центр всего учебного процесса. Вся система образования построена для него и вокруг него

Гуманистический принцип предполагает также индивидуальный подход к каждому обучающемуся, другими словами, преподаватель должен уделить внимание каждому ученику. Система образования становится стимулом и основной поддержкой в развитии и становлении личности

Для свободного развития каждого создается большая сеть учреждений дополнительного образования.

Наравне с гуманизацией в современном обществе осуществляется также демократизация всей системы образования (ликвидация неграмотности, массовое распространение среднего и высшего образования; доступность образования для широких слоёв населения), которая ставит своей целью признание человека высшей ценностью, отстаивание его неотъемлемого права на образование. Процесс демократизации предусматривает необходимость создания каждому равных возможностей получения образования независимо от пола, расы, возраста, национальности и вероисповедания.

Еще одной тенденцией развития современного образования является его гуманитаризация. Это означает, что от уровня освоения гуманитарных наук зависит степень приобщения личности к культурным ценностям и к культуре в целом. Поэтому возрастает роль таких наук как история, социология, культурология, обществоведение, психология, политология, право и т. д.

Информационное общество предполагает также интернационализацию образования — создание единой системы образования для разных стран (например, Болонский процесс, переход на единую систему подготовки специалистов -бакалавр-магистр), интеграцию образовательных систем, а также информатизацию и компьютеризацию всего образовательного процесса — использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей) и др.

Все это призвано обеспечить высокий уровень образованности населения России.

Специалитет

Форма обучения, которая функционировала в СССР и России до
введения европейских стандартов. Обучение длится пять лет.

По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается
диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации. Выпускники
специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить
образование в магистратуре или аспирантуре.

Бакалавриат

Ввели в 2011 году. Это законченное высшее образование. Учеба
длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку.

Плюсы этого вида образования — возможность получения двойных
дипломов с иностранными вузами, возможность понять насколько по душе выбранная
профессия и выбрать в магистратуре более узкую или другую специальность.

По окончании бакалавриата студенты защищают квалификационную
выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением
квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает
право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.

Магистратура

Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению.
На программы магистратуры можно поступать после бакалавриата и специалитета.
Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к
научно-исследовательской деятельности.

Если в магистратуру поступает бакалавр, он продолжает
обучение, поэтому может претендовать на бесплатное обучение. А специалист может
учиться в магистратуре только платно.

Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую
диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается
квалификация «Магистр». Выпускники магистратуры могут начать работать или
продолжить образование в аспирантуре.

Очное, заочное и дистанционное

Также абитуриент может выбрать учиться ему очно, заочно или
дистанционно. Главные плюсы очного обучения: отсрочка от армии, стипендия и
общежитие, меньший срок обучения, студенческая жизнь.

Главные плюсы заочного обучения: возможность совмещать с
работой, меньшая стоимость. Но не на всех специальностях в вузах есть заочное
обучение, например, в медицинских вузах его нет. 

Существует также очно-заочная форма обучения, которую раньше
называли вечерней. То есть студенты посещают пары по вечерам и не во все дни,
сессию сдают очно, но много времени учатся самостоятельно.

Главным плюсами будет совмещение работы и учебы, меньшая стоимость обучения и взаимодействие с преподавателями и сокурсниками.
Среди минусов — отсутствие отсрочки от армии и студенческих льгот, срок
обучения как на заочной форме.

Дистанционное обучение во
многом схоже с заочным, но главное преимущество — возможность учиться в любом
вузе страны или за рубежом.

Основы конституционного строя

Народовластие

Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Федерализм
Социальное государство

Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Светское государство

В ст. 14 Россия обозначена как светское государство, то есть никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политическое и идеологическое многообразие

Статьёй 13 Конституции установлено, что в России признаются политическое и идеологическое многообразие, многопартийность, равенство общественных объединений перед законом. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Количество школьников

По данному показателю в последние 18–19 лет наблюдалась противоречивая динамика. На начало 2000/2001 учебного года в стране было 20553,5 тысяч школьников. На начало 2011/2012 учебного года их было 13737,8. После этого начинается их рост. На начало 2013/2014 учебного года в школах училось 13877,4 тысяч человек. В 2017 году количество школьников составило 15705,9 тысяч человек. В 2018 году школьников было уже 16137,3 тысяч.

Однако судя по динамике рождаемости, обольщаться не стоит. Имевший место рост объяснялся некоторым увеличением рождаемости из-за рождения детьми довольно многочисленным поколением второй половины 80-х годов, введением материнского капитала, некоторым улучшением уровня жизни, которое имело место в России в первое десятилетие XXI века. Сейчас специалисты отмечают новый спад рождаемости, который объясняется двумя факторами:

  • экономическими трудностями в стране и ухудшением уровня жизни за последние 5 лет;
  • вступлением в активный детородный возраст немногочисленного поколения второй половины 90-х годов.

В связи с этим, через несколько лет, количество школьников в России начнёт, скорее всего, сокращаться.

Где Россия в тренде

Для этого обзора мы выбрали детали, которые отличают российское образование от других стран. Но в отчёте много и показателей, оценка которых для России практически совпадает с другими странами:

  • Доля молодых людей, которые не работают и не учатся, среди россиян в возрасте 18–24 лет лишь немного ниже средних по ОЭСР 16,1% — 14,9% в 2020 году.
  • Образование в России доступно женщинам. Например, среди женщин 25–34 лет доля тех, кто получил высшее или среднее профессиональное образование, на 13,6 процентного пункта выше, чем аналогичный показатель для мужчин. Это близко к среднему значению по ОЭСР.
  • Львиная доля вложений в образование в России, как и в других странах, — государственные средства. Это более 96% расходов на начальное и среднее обучение, 66,5% — на высшее.
  • В России, подобно другим исследованным странам, уровень образования связан с занятостью: меньше всего работающих (54%) было в 2018 году в группе тех, кто имел образование ниже полного среднего. В других группах более 70% имели работу.

При этом российская статистика в докладе далеко не такая полная, как статистика по входящим в ОЭСР странам. Например, в исследовании совсем нет данных об уровне зарплат в российском образовании.

Нет и более точных данных об отдаче от образования. По имеющейся статистике видно, что чем выше уровень образования, тем больше шансов на трудоустройство в России. Но вот информации о том, какое влияние на доходы, социальный статус и качество жизни дают инвестиции в образование, по России в этом отчёте нет. Для некоторых стран ОЭСР в докладе есть статистика даже о том, как образовательный уровень связан с ожидаемой продолжительностью жизни, распространённостью ожирения и потреблением овощей и фруктов. Например, по Европейскому союзу доля людей с ожирением в группе с образованием ниже среднего составляет 22%, а в группе с профессиональным (в том числе высшим) образованием — вдвое меньше. Было бы интересно узнать, связаны ли более здоровые привычки с образовательным уровнем в нашей стране, но такой статистики пока нет.

Уровни высшего профессионального образования в России

Многие абитуриенты до сих пор задаются вопросом, является ли бакалавриат высшим образованием или нет? Свидетельствует ли диплом бакалавра о том, что его обладатель получил полное высшее образование? Чтобы разрешить все сомнения, рассмотрим подробно, из чего складывается современная система высшего образования в России.

Итак, в нашей стране система высшего профессионального образования представлена сегодня тремя основными уровнями: бакалавриат, специалитет и магистратура. Особняком здесь стоит аспирантура как форма подготовки научно-педагогических кадров, то есть ученых, а также интернатура и ординатура как ступени, завершающие обучение в медицинских вузах.

Выпускники специалитета или магистратуры в области искусств, чтобы получить право на осуществление исполнительской или преподавательской деятельности, завершают свое обучение в форме ассистентуры-стажировки.

Двухступенчатая система «бакалавриат-магистратура» была установлена в 1999 году в рамках Болонского процесса с целью унификации системы образования европейских стран. Россия присоединилась к этой системе в 2003 году. Первыми российскими вузами, начавшими готовить бакалавров, стали МГИМО, РУДН, НИУ ВШЭ и некоторые другие.

Процесс внедрения двухуровневой системы в российские вузы до сих пор не завершен, во многих из них еще сохранился специалитет. Однако в перспективе специалитет планируют оставить только для ряда специальностей медицинской, военной и инженерной отраслей.

Бакалавриат

Бакалавриат – это первая ступень высшего образования в России. Диплом бакалавра подтверждает успешное окончание высшего учебного заведения и получение полного высшего профессионального образования. Мнение о том, что образование бакалавра – это неполное высшее образование, ошибочно. Обладателем неполного высшего образования считается студент, отчисленный из вуза или самостоятельно решивший прервать учебу и забрать документы.

Право поступить на программу подготовки бакалавра могут те, кто имеет среднее общее или среднее профессиональное образование. Учатся бакалавры 4 года, за это время они успевают пройти фундаментальную подготовку по выбранной специальности, изучить общепрофессиональные и специальные дисциплины, пройти практику.

Решение о выдаче выпускнику диплома с квалификацией «бакалавр» принимает Государственная экзаменационная комиссия по результатам итоговой аттестации и защиты выпускной квалификационной работы.

Специалитет

Специалитет – это форма образования, специфическая для России. Долгое время она была единственной и общепринятой. Сегодня специалистов готовят только на некоторых медицинских, инженерных и военных факультетах.

Особенность подготовки специалиста заключается в обязательном освоении общенаучной и общепрофессиональной частей программы (изучение ряда гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин) и теоретическая и практическая подготовка по узкой специальности. Обучают специалистов 5 лет, по окончании обучения они проходят итоговую аттестацию и защищают дипломную работу. В дипломе специалиста указывается квалификация «юрист», «экономист», «политолог» и др.

Специалисты, пожелавшие продолжить обучение, вправе сделать это в магистратуре (только на платной основе) или аспирантуре.

Магистратура

Магистратура представляет собой форму обучения по программе, построенной на основе бакалавриата, но углубленной и дополненной. Особенность магистратуры заключается в том, что магистров в течение 2 лет готовят к дальнейшей научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Диплом о присвоении выпускнику степени магистра выдается по результатам защиты выпускной квалификационной работы магистра.

Понятие образовательного стандарта

Если обратиться к значению слова «стандарт», то с английского его можно перевести как «норма, эталон». Отсюда следует главное назначение стандартов – организация и регулирование работы людей, получение продуктивных результатов, которые могут удовлетворить запросы общества.

Определение 1

Стандарт образования – это система базовых характеристик, которые принимаются как государственная норма образованности, отражают общественный эталон и учитывают индивидуальные особенности личности и системы образования и необходимы для достижения идеала.

Термин «стандарт» в отношении образования стал употребляться относительно недавно. И это при том, что во всех европейских странах стандартизация образования проводится уже очень давно. Для этого проводится разработка унифицированных учебных планов и программ, устанавливается особый уровень образования.

Появление государственных образовательных стандартов связано не только с созданием единого образовательного эталона, но и с появлением потребности в обеспечении необходимого качества и уровня образования в различных учебных учреждениях.

В России главным нормативным документом является Федеральный государственный стандарт, с полным текстом которого можно ознакомиться в Законе РФ «Об образовании». В Стандарте проведена работа по:

  • конкретизации целого ряда понятий, таких как содержание, уровень, форма образования и проч.;
  • обозначаются средства обучения;
  • раскрываются пути и методы оценивания и анализа результатов обучения;
  • предъявляет минимальный уровень требований к подготовке выпускников.

Определение 2

Демократичность – это важная характеристика образовательного стандарта. Она характеризует соответствие части образования, которая была составлена уполномоченными на то государственными структурами, с частью образования, которую учебные заведения могут определять самостоятельно. Учебные заведения могут отступать от стандарта и варьировать содержание образования.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Школьная система XIX века в России

Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России. 

Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения:

  • Приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища. 
  • Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба шла 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика.
  • Гимназии. В них могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий.
  • Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге. 

Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система обучения была следующей:

  • Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет.
  • Изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику. 
  • Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее. 

В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах»:

  • Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет. 
  • Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.
  • Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.
В XIX веке проведена масштабная реформа образования в России. Появились привилегированные учебные заведения (лицеи,гимназии, университеты), в которых обучались будущие дипломаты и служащие.

Законодательная власть

Федеральное Собрание

Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции Российской Федерации). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции Российской Федерации).

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации (полное именование — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата — Государственная Дума (полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Полномочия палат российского парламента описаны в ст. 94-109 Конституции Российской Федерации 1993 года.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. С момента принятия конституции они неоднократно менялись.

Порядок формирования Совета Федерации

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Поскольку состав Российской Федерации из-за объединения субъектов федерациименялся, то соответственно менялось и количество членов Совета Федерации.

В 1994-1995 годы действовал выборный Совет Федерации (согласно переходным положениям Конституции России), в 1996-2002 годах в Совет Федерации входили главы исполнительной власти и парламентов субъектов РФ, а после реформы 2000 года, предложенной президентом, их сменили представители этих органов, делегируемые на постоянной основе. Ротация в основном произведена в 2001-2002 годах. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.

Порядок избрания Государственной Думы

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы — 5 лет. Политическая реформа 2012 г. внесла новые изменения: была возвращена смешанная избирательная система, по которой прошли выборы в Государственную Думу РФ в 2016 г.

Вопросы законодательства

Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно приняв закон двумя третями голосов. Вето президента может быть преодолено, только если закон повторно принят и Советом Федерации, и Думой, большинством в 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством (не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы). Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

В образовании работают в основном женщины

В принципе это обычная ситуация — во многих странах мира женщины составляют больше половины преподавателей. Но у нас гендерный дисбаланс проявляется особенно ярко. По данным на 2019 год, Россия однозначно впереди всех учтённых в исследовании стран по доле женщин среди преподавателей.

Российское образование по данным ОЭСР: состав учителей

87% преподавателей на всех уровнях образования — женщины

70% в среднем по ОЭСР

99% в начальном образовании

82,5% в среднем по ОЭСР

82% в основной школе

68% в среднем по ОЭСР

62,4% в высшем и среднем профессиональном образовании

44,2% в среднем по ОЭСР

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector