Оружейная палата московского кремля
Содержание:
Экскурсии в Московский Кремль
Есть еще один, пожалуй, самый простой способ попасть в Московский Кремль – предварительно заказать экскурсию. Экскурсии проводит сам музей-заповедник либо для индивидуальных путешественников в составе сборной группы, либо для организованных групп.
На экскурсии в Оружейную палату или Алмазный фонд необходимо входить через отдельные ворота в Боровицкой башне
Подобрать подходящую экскурсию также можно по ссылкам ниже:
- Групповая экскурсия по территории Московского Кремля и временным выставкам (до 10 человек)
- Групповая экскурсия в Оружейную палату (до 10 человек)
- Экскурсия по территории Московского Кремля и одному собору для организованных групп взрослых и индивидуальных путешественников (10-20 человек)
- Экскурсия по Оружейной палате для организованных групп взрослых и индивидуальных путешественников (10-20 человек)
Booking.com
Билеты
Билеты для посещения Оружейной палаты можно приобрести в кассах музея в Александровском саду или онлайн через сайт. Далее — цены на билеты и их приобретение.
Цены
- Стоимость полного билета — 1000 руб.
- Льготный — 500 руб. Доступен для:
- Российских граждан до 18 лет;
- Лиц до 16 лет, независимо от их гражданства;
- Пенсионеров;
- Учащихся профессиональных образовательных учреждений, студентов (требуется подтверждающий документ)
3. Бесплатное посещение* музея доступно для:
- Детей до 7 лет (РФ и СНГ);
- Инвалидов I и II групп и сопровождающих их лиц (сопровождать инвалида-колясочника могут 2 человека);
- Участников Великой Отечественной Войны и лиц, приравненных к ним;
- Героев России, Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы;
4. Бесплатное посещение* в каждый 2-й вторник месяца доступно для:
- Граждан РФ в возрасте до 18 лет;
- Учащихся профессиональных образовательных учреждений, студентов;
- Членов многодетных семей.
*Примечание: бесплатные билеты можно получить в кассе музея в день посещения (не забудьте документы, подтверждающие статус).
Покупка
Приобрести входные билеты можно в кассах, расположенных в Александровском саду (см. схему).
*Кассы работают с 9:30 до 16:30 ежедневно, кроме четверга.
Билеты в Оружейную палату также можно купить онлайн на официальном сайте Московского Кремля:
Залы Оружейной палаты Московского Кремля
- В первых двух залах представлены русские золотые и серебряные изделия. В первом — 12–17 веков, во втором — 17 – начала 20 века.
- В залах 3 и 4 представлено парадное вооружение. В 3 зале выставлено европейское и восточное парадное вооружение 15–19 веков, а в зале 4 — русское вооружение 12 – начала 19 века.
- В зале 5 представлено западно-европейское серебро 13–19 веков.
- В зале 6 — драгоценные ткани и шитье 14–18 веков и светский костюм 16 – начала 20 века.
- В зале 7 — древние государственные регалии и предметы парадных церемоний 13–18 веков.
- В зале 8 представлены предметы конского убранства 13–18 веков.
- В 9 зале Вы увидите экипажи, которые всегда вызывают восторг посетителей.
Посетители музея, могут воспользоваться аудиогидом, который выдаётся бесплатно и позволит увидеть план музея и прослушать информацию об экспонатах. Обычно отведенного времени (полтора часа) не хватает, чтоб спокойно осмотреть все экспонаты и прослушать информацию о них. Часто последние залы осматриваются беглым взглядом.
Оружейная палата Московского Кремля — это настоящая сокровищница, в которой собраны ценные исторически значимые экспонаты, созданные в кремлевских мастерских, а также полученных в дар русскими царями от послов иностранных государств. Самые красивые и ценные предметы находятся в Алмазном Фонде, расположенном рядом.
Экспонаты Оружейной палаты Московского Кремля
Свое название палата получила по той причине, что в основном здесь работали оружейники — лучшие золотых и серебряных дел мастера. И оружие они изготавливали легкое, удобное и высокими боевыми качествами. Позже к Оружейной палате присоединяется мастерская по иконописи, в которой трудились знаменитые мастера С. Ушаков, Ф. Зубов и И. Безмин.
На протяжении всей истории музей пополняется ценными предметами: подарками, военными трофеями и ценными находками. Во времена гонения религии здесь также удалось сохранить ценности закрытых храмов. В залах музея представлена парадная одежда царей и одежда представителей русской православной церкви, золотые и серебряные изделия, изготовленные талантливыми мастерами. Одна из самых известных реликвий — это шапка Мономаха, украшенная соболиным мехом и драгоценными камнями. Ею венчали на царство великих князей Руси до начала правления Петра I. Посетители смогут увидеть знаменитый двойной трон, на котором короновали братьев — пятнадцатилетнего Ивана V и десятилетнего Петра Алексеевича, будущего Петра Великого. Трон необычен тем, что в нем есть маленькая дверца и комнатка. По одной легенде там находился тот, кто подсказывал братьям то, что надо говорить. А по другой легенде здесь прятались те, кому не разрешалось присутствовать на церемониях. Необычен трон Ивана Грозного, облицованный пластинами из слоновой кости с различными изображениями.
Здесь Вы увидите коллекцию вооружения и западноевропейские изделия из серебра и даже предметы парадного конского убранства. Так здесь представлен макет рыцаря на лошади. И рыцарь и лошадь закованы в броню. У рыцаря — только щелка для глаз. У лошади открыты только ноги и глаза. Всего в музее около 4000 уникальных экспонатов декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока. Их высокая ценность принесли мировую известность музею. Дмитрий Лихачев так сказал, что этот уникальный музей «больше чем музей. Это овеществленная память нашего народа, сокровищница России».
Залы Оружейной палаты
Доступная посетителям экспозиция тематически распределена в 9 музейных залах:
1 и 2 зал: серебряные, золотые изделия, созданные русскими мастерами в исторические периоды с XII — нач. XVII вв. и с XVII по нач. XX в.;
3 зал посвящен иностранному парадному вооружению XV–XIX веков (Европа и Восток);
4 зал демонстрирует отечественное вооружение XII — нач
XIX в.;
5 зал собрал старинные серебряные изделия из Западной Европы, созданные в XIII—XIX вв.;
6 зал полностью посвящен тканям и исторической одежде, начиная с XIV в., отдельное внимание уделено светскому костюму в России;
7 зал — место экспозиции российских государственных регалий и церемониальных предметов (период — XIII—XVIII вв.);
8 зал знакомит посетителей с парадным конским убранством XVI—XVII вв.;
9 зал представляет экипажи, царские кареты XVI—XVIII вв.
Виртуальный тур по залам Оружейной палаты
Большая казна
В период царствования Лжедмитрия, с 1605 по 1607 годы, Оружейная палата была почти полностью разорена. Даже после свержения этого правителя ценности продолжали разбазариваться. Из-за нехватки средств Василием Шуйским, сменившим на троне Лжедмитрия, был отдан вынужденный приказ о переплавке драгоценных изделий из запасников Большой казны, как тогда именовали музей, в монеты.
За годы польско-литовской интервенции она снова опустела. Однако спустя всего несколько дней после освобождения Москвы в кремлевских мастерских вновь началась работа. Именно в середине семнадцатого века они переживали эпоху своего расцвета. После этого их слава пошла на убыль, поскольку по велению Петра I все лучшие мастеровые были вызваны в Петербург
Однако, несмотря на это, кремлевская сокровищница не была обделена вниманием
После победы в сражении под Полтавой в 1709 году по приказу Петра Оружейная палата Кремля обогатилась трофейными шведскими знаменами и оружием. А в 1718 году помещения сокровищницы были отремонтированы. Их обставили дубовыми застекленными шкафами, в которых должны были храниться экспонаты. В 1720 году тоже по приказу Петра князем Одоевским была осуществлена проверка и опись кремлевских сокровищниц. А после этого было решено организовать и их охрану.
История
По повелению Петра Великого государевы мастерские и склады должны были преобразоваться в музей. Называться это учреждение должно было по самому старому хранилищу – Оружейной палате. Но завершить эту работу удалось только Александру I в 1806 году.
Для новой экспозиции построили отдельное здание. Во время работ проводились изучение и опись коллекции. Руководил всем Почетный член Малиновский. Первая часть каталога была издана через год. Тираж оплачивал лично император Александр I. Малиновский впервые описал раздел экспозиции – Государственные регалии.
Здание для размещения коллекции строил архитектор Еготов. Оно было готово в 1809 году, но отделка продолжалась до лета 1812.
- Алмазный фонд Московского Кремля
- Достопримечательности Московского Кремля и Красной площади
Во время вступления Бонапарта в Москву зданию нанесен ущерб. Ценности эвакуировали, но из-за того, что они хранились в ящиках, экспонаты утратили былое великолепие. Требовалась реставрация. После реконструкции здания и работы с артефактами экспозиция переехала на постоянное место. Это произошло только в 1814 году.
Цель организации выставки – воспитание патриотических чувств у граждан России, напоминание о ратных подвигах.
Скоро стало ясно, что здание не отвечает многим требованиям. Отсутствовало отопление, экспонаты сырели и поражались грибком. Деревянные конструкции могли легко воспламениться. Было принято решение разместить кремлевский гарнизон в строении Еготова, а для экспозиции выстроить новое помещение.
Фото: pastvu.com
Еготовская постройка использовалась как казармы более 100 лет. Затем советское правительство решило возвести Кремлевский Дворец съездов, и первое здание Оружейной палаты снесли.
Что можно увидеть в музее
Экспонаты музея-сокровищницы представлены в девяти залах, по которым проводят обзорные и тематические экскурсии. Экскурсоводы рассказывают об истории государственных регалий русских правителей, парадном придворном церемониале, богатом царском арсенале, а также истории русского ювелирного искусства XII-XX веков. В экспозиции можно увидеть костюмы и драгоценные ткани, серебряные изделия из Западной Европы, шедевры мастеров стран Востока, роскошные конные экипажи и редкие дипломатические дары.
Один из самых известных экспонатов сокровищницы — отороченная соболем шапка Мономаха. Этим головным убором издавна венчались на царство великие князья и цари. Уникальная церемониальная реликвия декорирована золотым шитьем, драгоценными камнями и жемчугом.
В одном из залов можно увидеть знаменитый двойной царский трон, сделанный в конце XVII века. Необычное тронное место потребовалось, чтобы на нем одновременно восседали Иоанн V и его брат царевич Петр — будущий император Петр I. Любопытно, что за троном существует небольшая комнатка с дверцей. По одной версии, здесь стоял опытный царедворец, подсказывающий малолетним правителям, как лучше отвечать иностранным послам. Другие считают, что за дверцей пряталась сестра царевичей — Софья, которая приглядывала за младшими братьями.
Девятый зал: Экипажи XVI—XVIII веков
Всех посетителей музея впечатляет белоснежный трон, принадлежавший царю Иоанну IV Грозному. Он отделан изящными пластинками из слоновой кости, на которых вырезаны сюжеты из Библии и различные мифологические сцены. Несмотря на то, что на царском троне совсем нет золотой отделки и драгоценных камней, он смотрится очень торжественно. В сокровищнице также экспонируется несколько драгоценных окладов для Евангелия. Переплеты старинных книг покрывают золото, крупные самоцветы и искусно расшитая ткань.
Музей не назвали бы Оружейной палатой, если в нем не хранилось старинное оружие. В залах сокровищницы сверкают разными оттенками эфесы мечей и шпаг, которые богато украшены золотом и драгоценными камнями. Большое впечатление производят старые военные доспехи, пистолеты с золотой гравировкой и полноростовой макет рыцаря, восседающего на боевой лошади. Фигура воина полностью закована в броню, и в ней оставлена лишь одна щель для глаз. Лошадь, за исключением ног и глаз, тоже покрыта листами гравированного металла.
Из старинной одежды в музее выставлены облачения (саккосы) митрополитов и патриархов. Самый дорогой из них принадлежал Никону. Это одежда, пошитая из дорогой ткани и декорированная золотыми нитями и самоцветными камнями. Многие посетители подолгу задерживаются возле стенда с кафтаном и большими ботфортами Петра I. Вид этой стоптанной обуви не оставляет сомнений, что российский император любил помногу ходить пешком.
Шапка Мономаха
Большая казна
В период царствования Лжедмитрия, с 1605 по 1607 годы, Оружейная палата была почти полностью разорена. Даже после свержения этого правителя ценности продолжали разбазариваться. Из-за нехватки средств Василием Шуйским, сменившим на троне Лжедмитрия, был отдан вынужденный приказ о переплавке драгоценных изделий из запасников Большой казны, как тогда именовали музей, в монеты.
За годы польско-литовской интервенции она снова опустела. Однако спустя всего несколько дней после освобождения Москвы в кремлевских мастерских вновь началась работа. Именно в середине семнадцатого века они переживали эпоху своего расцвета. После этого их слава пошла на убыль, поскольку по велению Петра I все лучшие мастеровые были вызваны в Петербург
Однако, несмотря на это, кремлевская сокровищница не была обделена вниманием
После победы в сражении под Полтавой в 1709 году по приказу Петра Оружейная палата Кремля обогатилась трофейными шведскими знаменами и оружием. А в 1718 году помещения сокровищницы были отремонтированы. Их обставили дубовыми застекленными шкафами, в которых должны были храниться экспонаты. В 1720 году тоже по приказу Петра князем Одоевским была осуществлена проверка и опись кремлевских сокровищниц. А после этого было решено организовать и их охрану.
История создания
История возникновения Оружейной палаты относится к XVI веку, когда она принадлежала к царскому дворцу и в ней работали самые известные оружейных дел мастера и иконописцы.
В палате того времени работали и творили великие матера иконописи. Такие известные персоны как Симон Ушаков и Никита Давыдов принимали участие в создании сокровищницы. После того как мастерские перестали существовать в здании Оружейной палаты, здесь образовалось хранилище казны.
Преображение Оружейной палаты произошло во время правления императора Петра I. Он приказал реконструировать все помещения.
Открытие экспозиции произошло в начале XIX века, в 1806 году по приказу Александра I. Она стала действовать в качестве музея для высших сословий, дворянства. Для всех желающих вход был открыт лишь спустя столетие, в 1918 году.
Само здание Оружейной палаты представляет собой результат архитектурного замысла Константина Тона. Стилистика ориентирована на русскую культуру XVII века. Само здание имеет прямоугольную форму, но части его торцов закруглены. Весь внутренний интерьер был выполнен по приказам императора Николая I, который говорил о том, как должны быть расположены комнаты.
Соборная площадь
Я рекомендую прийти на Соборную площадь в субботу. С апреля по конец октября в 12:00 здесь проходит развод караулов Президентского полка — пешего и конного.
Зрелище потрясающее: на фоне старинных церквей играет оркестр и маршируют красавцы-военные. Они перестраиваются, показывают строевые приемы с оружием. Самый захватывающий момент — «конная карусель». 20-минутное представление проходит бесплатно для всех, кто находится на территории Кремля.
Далее расскажу о храмах и палатах Соборной площади. Знакомиться с ними будем по часовой стрелке.
Архангельский собор
- Даты постройки: 1505–1508
- Архитектор: итальянец Алевиз Новый
Врата Архангельского собора / фото автора
Первый каменный собор заложил на этом месте князь Иван Калита в 1333 году. Здание, которое дошло до наших дней, возвели в XVI веке.
Это не просто храм, а усыпальница царей и князей. Внутри 46 гробниц: погребены Иван Грозный и его сын, Михаил Романов и братья Петра I. Усыпальница Годунова стоит пустой: его останки вынесли из храма в 1605 году по приказу Лжедмитрия I, чтобы «не осквернять» церковь.
В южной пристройке храма посмотрите выставку, посвященную Вознесенскому женскому монастырю. Его основала Евдокия, жена Дмитрия Донского.
Благовещенский собор
- Даты постройки: 1484–1489
- Архитекторы: покровские мастера Кривцов и Мышкин
Благовещенский собор / фото автора
Благовещенскому храму более 500 лет. Первоначально он был квадратным и с тремя главками. Сейчас их девять.
Собор работает как музей. Спуститесь в подклет, там организовали экспозицию «Клады и древности Московского Кремля». Выставлены оружие, ювелирные изделия, денежные слитки — всего более 1500 экспонатов.
Раз в год, 7 апреля, в Благовещенском проходят патриаршее богослужение. С крыльца выпускают в небо белых голубок.
Грановитая палата
- Даты постройки: 1487–1491
- Архитекторы: Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари
Фрагмент облицовки Грановитой палаты / фото автора
У строения необычный фасад: его облицевали белым камнем, который обтесали на 4 грани. Поэтому палату и назвали Грановитой. Это самый древний церемониальный зал Москвы. Здесь проходили Земские Соборы и Боярские Думы.
Через парадное Красное крыльцо выходил царь. После революции крыльцо разобрали, чтобы построить партийную столовую. Восстановили только в 90-х годах, так что это — исторический новодел.
Церковь Ризоположения
- Даты постройки: 1484–1485
- Архитектор: неизвестен
Скромная Церковь Ризоположения выглядит миниатюрной, но в XV веке она была одной из крупнейших в Москве. У храма один купол. По архитектурным особенностям и облику он напоминает храм Покрова на Нерли.
В крытой галерее стоит посмотреть выставку деревянной скульптуры. В небольшой экспозиции представлены резные иконы, складни, кресты.
Успенский собор
- Даты постройки: 1475–1479
- Архитектор: Аристотель Фиораванти
Успенский собор Кремля / фото автора
С 1498 года в Успенском соборе венчали на царство, поэтому он считается главным в Кремле.
Южный фасад собора украшен изображением Богоматери Владимирской — копией иконы, которая хранилась в храме, а теперь перенесена в Третьяковскую галерею.
В храме сохранились росписи и иконостас XVII века. Одна из важнейших реликвий собора — Гвоздь Господень.
Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов
- Даты постройки: 1635–1656
- Архитекторы: русские зодчие Огурцов и Константинов
Патриаршие палаты и Собор 12 апостолов. На заднем плане фрагмент Государственного Кремлевского Дворца / фото автора
Патриаршие палаты — редкий памятник гражданского зодчества. Их возвели по распоряжению патриарха Никона на месте более древних.
Поднимитесь на второй этаж, чтобы увидеть постоянную выставку, посвященную русской культуре XVII века. В экспозиции есть старинная мебель, предметы царской охоты, драгоценная посуда, золотое шитье.
В церкви Двенадцати апостолов работает выставка икон.
Колокольня Ивана Великого
- Даты постройки: 1505–1508
- Архитектор: итальянец Бон Фрязин
Колокольню возвели в память об Иване III. Столетие спустя по указу Бориса Годунова сооружение достроили. Оно стало самым высоким в Москве XVII века — 81 метр.
Всего здесь 22 колокола. Самый большой весит 64 тонны, самый древний — Медведь — отлит в 1501 году.
Подняться на колокольню разрешают только с мая по сентябрь. Выход на смотровую площадку строго по времени: 10:15, 11:30, 13:45, 15:00 и 16:00.
О лучших смотровых площадках Москвы читайте здесь.
Царь-пушка и царь-колокол
Царь-пушка 1586 г. / фото автора
Первой вы увидите Царь-пушку. Бронзовое орудие признали самым крупнокалиберным в мире — 890 мм, за что оно попало в Книгу рекордов Гиннеса. Пушка никогда не стреляла, а ядра у подножия — бутафорские.
В нескольких метрах от нее находится Царь-колокол высотой 6,14 м. Его отлили по велению царицы Анны Иоанновны в 1735 г. в специальной яме, но поднять наверх оттуда не смогли. Через два года в Кремле разбушевался пожар. Чтобы колокол не расплавился, народ стал заливать его холодной водой. От перепада температуры махина дала трещину. Откололся кусок размером больше человека.
Сделав фотографии у знаковых достопримечательностей Московского Кремля, направляемся к главным историческим.
Интересные факты
При Иване 3 на территории располагалась Большая казна. Историки считают ее предшественницей будущей Оружейной палаты. В первой половине 16 века сформировался Оружейный приказ. Он использовался для складирования оружия. Во второй половине 16 века название изменилось на Оружейную палату.
Мало кто знает, что Иван 4 организовал в хранилище оружия мастерские. В них изготовлялись разные предметы по государеву заказу. Во второй половине 17 века хранилище дополнилось предметами искусства. Именно с этого времени кладовая стала центром общерусского национального искусства.
В государевых мастерских изготовляли:
- оружие
- знамена
- броню
- золотили кость и дерево
- резали и ковали железо
- писали иконы
Фонды палаты пострадали во время пожара Кремля в первой половине 18 века. Сгорели знамена полков Карла Шведского, захваченные в Полтавском сражении. Часть раритетов оказалось повреждена и не подлежала восстановлению. Сокровища, пережившие пожар, разместили временно в Теремном дворце.
Построенное для сокровищницы здание не имело отопления. К тому же, оно было из дерева, то есть пожароопасного материала. Раритеты то пересыхали, то отсыревали, плесневели и ржавели. Переоборудовать старое помещение оказалось слишком дорого. Поэтому потребовалось строить новое здание.
К началу войны 1812 года фонды экспозиции были довольно внушительны. Их эвакуировали в Нижний Новгород. К сожалению, на месте временного хранения условия оказались не подходящими: части предметов потребовалась реставрация.
Во время Великой Отечественной войны остро встал вопрос о сохранении раритетов. Сначала предполагалось укрыть экспонаты в Тайницкой башне. Но уже к осени стало понятно, что эвакуация неизбежна. Сокровища погрузили в вагоны и отправили в Свердловск. С ценностями поехали 11 сотрудников. Операция была секретная, контролировалась НКВД.
В Свердловске раритеты приняло на хранение местное НКВД. Сотрудников поселили в бараках. Но ценности не остались без надзора. Эвакуированные работники осматривали сокровища, своими силами проводили реставрацию.
В Кремлевской Оружейной палате оставили экспонаты, которые было трудно перевозить: кареты, троны. Их сохраняли оставшиеся в Москве сотрудники. Руководили работами комендант Кремля и директор музея. В 1943 году их наградили орденами.
Подготовка к возвращению раритетов началась после того, как угроза, нависшая над Москвой, миновала. Это заняло несколько лет. Сокровища вернулись на свое постоянное место только в феврале 1945 года.
История сокровищницы
Древнее хранилище первоначально называли «Оружейным приказом». В первый раз о нем написали в документе 1547 года, как о месте, где находилось царское оружие. Историки предполагают, что уже в те времена здесь располагались мастерские, в которых изготавливали оружие и военные знамена.
Оружейный приказ стоял в Казенном дворе и со времен правления Ивана III Васильевича, прозванного Великим, находился возле Архангельского и Благовещенского соборов. Просторный двор покрывала крыша, а два его окна были обращены в сторону дворцовой площади.
Внутри двора размещалась Большая казна, к которой были приставлены казначеи из бояр и их помощники — дьяки. В ней хранили царскую церемониальную одежду, государственные регалии, иконы, посуду из серебра и золота, а также ценную утварь. За Большой казной стояла Оружейная палата, находившаяся под управлением оружничего. В его обязанности входило хранение царских сабель и мечей, а также изготовление оружия и его ремонт.
Известно, что среди первых дворцовый чин оружничего получил воевода Андрей Михайлович Салтыков (1511 год). Оружничим был и один из предков знаменитого русского поэта А.С. Пушкина — боярин Григорий Гаврилович Пушкин (1647 год). Кроме того, на Казенном дворе располагался Конюшенный приказ, где хранили экипажи царя и сбрую для лошадей, трехэтажный Запасной двор и Мастерские палаты.
Вход в палаты
Во второй половине XVII века царская сокровищница превратилась в настоящий центр русского искусства. В Московском Кремле работали умелые оружейники и знаменщики. В мастерских трудились искусные столяры, граверы по металлу и позолотчики, умевшие обрабатывать кость и дерево. В 1640-е годы при Оружейной палате создали мастерскую царских изографов, которая объединила лучших русских иконописцев. В те времена несколько приказов Кремля находились под управлением влиятельного боярина Богдана Матвеевича Хитрово. Он был страстным коллекционером и приложил немало усилий, чтобы Оружейная палата превратилась в один из лучших музеев Русского государства.
В начале XVIII века согласно указу Петра I царскую сокровищницу передали в ведение Сената, и сюда стали привозить курьезные вещи, которые до этого хранились в разных коллегиях. Вскоре старинных предметов стало так много, что решено было оставить только самые ценные из них, а остальные — продать.
В 1737 году в Москве произошел сильнейший пожар. Беда случилась в день Троицы и поэтому вошла в историю, как Троицкий пожар. Сильный огонь прокатился по всей территории Кремля. Выгорели кровли самых главных соборов, а здание Казенного двора было практически полностью уничтожено. К счастью, царская казна не пострадала, однако пламя не пощадило коллекцию трофейных знамен, завоеванных Россией во время битвы под Полтавой (1709 год).
Шестой зал: Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV—XVIII веков. Светский костюм в России XVI — начала XX века
Восстановление утраченного заняло несколько лет. Оставшиеся реликвии перенесли в Тюремный дворец и возвели для них специальные помещения. В 1812 году по распоряжению императора Александра I для мастерских царской сокровищницы на Сенатской площади Кремля было построено отдельное здание. Однако, оно не обладало системой отопления и поэтому было слишком сырым для хранения реликвий. Когда над Москвой нависла угроза вторжения наполеоновских войск, все ценности из хранилища перевезли в Нижний Новгород, но спустя два года вернули обратно в Москву.
В середине XIX века для царской сокровищницы возвели новое здание. Оно располагалось на месте старинного Конюшенного приказа и составляло единый комплекс с Большим Кремлевским дворцом, построенным по проекту известного российского зодчего Константина Андреевича Тона. Коллекции Оружейной палаты размещаются в этом месте и по сей день. Двухэтажное здание имеет высокий цоколь и декорировано пилястрами и резными колонами. Его стены украшают аккуратные медальоны из мрамора с изображением российских князей и царей.
Пятый зал: Западноевропейское серебро XIII—XIX вв.