Взгляд на таджиков
Содержание:
Бободжан Гафуров (1908-1977)
Награжден: в 1997 году (посмертно)
Заслуги: Научный труд Б. Гафурова «Таджики» стал прорывом в мировом востоковедении и заложил основы таджикского самосознания.
Бободжан Гафуров стал первым удостоенным звания Героя Таджикистана. И это неслучайно.
В 1997 году гражданская война в стране еще не была завершена. Долгие и сложные переговоры между правительством и оппозицией были в самом разгаре, но уже тогда обе стороны осознали: братоубийственная война не приводит ни к чему, кроме разрушений и жертв. Таджикистану нужно единство.
Своеобразным символом этого единства стала книга Б. Гафурова «Таджики» — первая комплексная научная работа, посвященная истории таджикского народа. В книге развенчан устоявшийся миф, что у таджиков нет собственной истории, и доказано, что таджики являются древнейшим народом Центральной Азии с богатым историческим опытом.
Бободжан Гафуров прославился не только как автор «Таджиков». Он был одним из самых авторитетных ученых Советского Союза и более 20 лет возглавлял Институт востоковедения АН СССР.
Известен и другой важный шаг Гафурова: незадолго до смерти он совершил хадж в Мекку. Один из видных представителей и лидеров атеистического государства в конце жизни пришел к религии. Этот поступок стал одной из первых предпосылок к широким изменениям в идеологии и Таджикистана, и Советского Союза в целом.
Происхождение термина «таджик»
Таджик, более ранняя форма тажик (у Махмуда Кашгарского I, 324: тежик) — название народа, первоначально в значении «араб» (позже это значение сохранила только форма тазй), позднее в значении «иранец» в противоположность «тюрку». Слово это образовано из названия арабского племени тай. Среди арабских племён тай были ближайшими соседями иранцев, поэтому имя этого племени было перенесено на весь арабский народ. Тай «уже в начале II века, наряду с саракенами, названы одним уроженцем Эдессы как представители всех бедуинов» (Cureton, Spicilegium Syriacum, p. 16 sq.; Noldeke, ZDMG, Bd XUX, S. 713). Слову таджик в значении «араб» соответствует в пехлеви тачйк, в армянском тачик (ср. Horn, Neupersische Schriftsprache. S. 187), в китайском даши. По-видимому, и в Средней Азии иранское население называло так завоевателей-мусульман; ввиду того что, по воззрениям той эпохи, всякий иранец, принявший ислам, становился арабом (ср. Табари, II, 1508,]3), это слово пришло к тюркам в значении «мусульманин, муж из области распространения мусульманской культуры»; а так как большинство известных тюркам мусульман были иранцы, то слово теджик получило в тюркском, как название народа, значение «иранцы». Махмуд Кашгарский (1, 324) объясняет слово тежик как «перс» (ал-фариси); также и в относящемся к тому же времени Кутадгу билик (изд. Радлова, особенно 8;]) «теджики» отличаются от арабов как персы (ср. Радлов, Словарь, III, 1096). Сами иранцы, противополагая себя тюркским правителям, в то время также уже именовали себя тазик; напр., Бейхаки, изд. Морлея, стр. 746, наверху. Особенно часто подчеркивается противоположность между тюрком и таджиком; так, утверждали, что как дружественные, так и родственные связи между тюрком и таджиком всегда оканчивались плохо и что таджик никогда не может полагаться на тюрка (Захир ад-дин Мар’ашн, 248, 253 и ел.). Об отношении слова «таджик» к слову «сарт» см. Barthold, Sart; наст, изд., т. II, ч. 2. В употреблении обоих этих слов выступает на первый план значение иранцев как торгового народа. Слово сарт появляется в тюркском вначале как имя нарицательное со значением «купец» и позднее становится именем народа — иранцев, рассматриваемых преимущественно как торговый народ; имя же народа таджик (тезик), наоборот, позднее, по крайней мере у волжских татар, употреблялось как нарицательное со значением «купец». Согласно одному из первоисточников по истории завоевания Казани русскими в г. (отчет князя Курбского), цитадель Казани окружал «ров тезиков» («тезицкий», или «тешицкий» ров), причем слово тезик объясняется как «купец» (ср. Карамзин. История государства Российского, т. VIII, с. 110; Заринский. Очерки древней Казани, с. 8).
В наше время таджиками иногда называют восточных иранцев в противоположность собственно персам; в качестве западной границы расселения таджиков приводится линия между Астрабадом и Йездом. В Туркестане, особенно в эпоху господства узбеков, таджики постепенно были вытеснены с равнины в горные области. Русские объединяют под именем «таджик» все иранские народности Туркестана — как собственно таджиков, то есть население, говорящее на таджикском языке, так и занимающие в языковом отношении особое положение горные народы по реке Пяндж (см. Barthold, Atii-Daryii) и в верхнем течении Зерафшана. Исходя из этого значения, в 1924 году была создана автономная республика Таджикистан со столицей Душанбе (в верхнем течении Кафирнигана).Интересно, что в современном тибетском языке слово «таджик» означает просто «перс». Для жителей Тибета таким образом все персоязычное население региона, включая тех, кто живет в Иране «таджики».
Национальный узбекский костюм
Основным элементом как мужского, так и женского гардероба в Узбекистане принято считать халат. Он может быть теплым или легким, простым или праздничным, но всегда он расшит особым узором, имеющим символическое значение: одни узоры служат оберегом хозяина, другие — говорят о его статусе. Другим обязательным предметом одежды является головной убор — это традиционная тюбетейка, также богато украшенная, или же чалма (тюрбан), женщины также покрывают головы платком либо носят паранджу. Также девушки-узбечки носят просторные платья и шаровары (кстати, таджикский национальный женский костюм тоже сочетает в себе платье и штаны). Мужские же брюки называются иштон — они просторные, суженные книзу. Под халат надевается мужская узбекская рубашка — куйлак. Незаменимым для мужчины будет и кийикча, то есть подобие нашего пояса, которым подпоясывается халат. Обувь, что в Узбекистане, что в Таджикистане делают из тонкой кожи, в таких сапогах не жарко летом и не холодно зимой.
Происхождение
Как все ираноязычные народы, а также дарды Индии и народы Нуристана, свое происхождение таджики относят к ариям. Согласно историческим исследованиям, предками таджиков являются оседлые (население юга Центральной Азии во 2 тыс. до н. э.) и кочевые ираноязычные народы (скифы/саки и сарматы), расселившиеся на просторах Центральной Азии в конце 2 — начале 1 тысячеления до н. э.
Непосредственными предшественниками таджиков, таким образом, были скифы (саки, сарматы), бактрийцы и согдийцы — народы, говорившие на восточно-иранских языках. То есть предки современных таджиков не говорили по-персидски — на западно-иранской группе языков. Ново-персидский язык, известный как «фарси/порси» в Иране, «дари» в Афганистане — получил значение «таджикского языка» в Центральной Азии начиная с 8 века н. э. Восточные иранцы переняли персидский язык в эпоху мусульманского завоевания Центральной Азии арабами, которые спровоцировали миграцию персов (западных иранцев) в Центральную Азию (включая западный Китай). В результате этого влияния, локальные восточные иранцы (таджики) начали говорить по-персидски, но, безусловно, фоном их языка служат прежние восточно-иранские языки и говоры.
Язык
Литературный язык таджиков до XX века был единым с языком персов в Иране и назывался فارسی fārsī «персидский» или دری darī «придворный», язык двора. «Таджикскими» (تاجیکی tāǰīkī) иногда называли многочисленные разговорные формы этого языка (язык «таджиков», то есть персоязычного простонародья в противоположность языку аристократии и образованного класса), но в целом этот термин имел слабое распространение.
Советское строительство «таджикской нации» неотделимо от создания новой литературной формы, для названия которой был задействован неологизм таджикский язык. В основу таджикского языка СССР были положены северотаджикские говоры, наиболее сильно отошедшие от разговорной речи жителей Афганистана, Иранского Хорасана и особенно диалектов Западного Ирана, получившие литературную обработку в произведениях советских таджикских писателей во главе с Садриддином Айни, уроженцем Бухарского оазиса. При этом сами центры северотаджикской культуры, Самарканд и Бухара, оказались в Узбекской ССР. Важным шагом стал перевод с традиционной арабской письменности на латиницу, а затем и кириллицу (с 1940), применяемую для таджикского языка по сей день. Некоторые представители новой таджикской интеллигенции воспринимают данный шаг как целенаправленный отрыв таджикской общности СССР от остального персоязычного мира.
Несмотря на модернизацию и демократизацию таджикского языка, литературный язык (тадж. забони адабӣ) в целом продолжает традиции фарси-дари, классические произведения на котором таджики традиционно считают не только персидскими, но и своими тоже, и чётко противопоставляется разговорной речи (тадж. забони куча «язык улицы», тадж. забони бозор «язык базара»), существенно отошедшей от классического прототипа и подвергшейся значительному влиянию узбекского и русского языков.
Вариант персидского, используемый в Афганистане, во многом сближается с таджикским языком, и образует с ним единый «восточноперсидский континуум» (в противоположность «западному» фарси Ирана). В 1964 году ему было официально присвоено древнее название «дари».
Монгольское нашествие
Монголы и Хорезм
Процветающий Хорезм, восставший из пепла Персии, стал самым мощным и развитым государством домонгольской Азии. Его минареты устремлялись ввысь, ученые славились по всему миру, а неприступные каменные цитадели еще никто не смог взять…Поражение Джелал-ад-Дина и его еще менее удачливого отца от восточных кочевников и затем уже полноценное вторжение монголов, привело к новой катастрофе: снова запылали храмы, население истреблялось, знания терялись и запустение покрыло некогда цветущую землю.
Уцелевшие таджики получили большое число монгольских генов, что иногда можно заметить и у современных представителей таджикского народа, где с европеоидным профилем соседствует монгольская складка века…А также обязанность выставлять войско для хана, что привело к тому, что название «таджик» и «узбек» стали синонимами и татарского воина.Этноним таджик окончательно закрепился, как определение культурного, городского жителя региона, мусульманина, а монголы стали именоваться тюрками, чтобы отличать их друг от друга.Кочевая элита состояла из тюрок, а персоязычное население стали официально именовать таджиками.
Язгулямцы
Численность — от 6 до 11 тыс. Язгулямцы — народ, населяющий долину Язгулям в западном Памире (Ванджский район ГБАО) и относящийся к европеоидной расе. Язгулямский язык принадлежит к восточной веточке иранских языков. Так что язгулямцы — это обычные индоевропейцы.
1 из 3
Язгулямцы
Ценители женской красоты в Средней Азии давно подметили, что лица приятных миловидных девушек чем-то напоминают луну, такие же мерцающие, загадочные и мечтательные. И если взглянет такая красавица жарким, обжигающим, словно солнце, взором — пришел конец мужскому спокойствию. А каких женщин Средней Азии вы считаете самыми красивыми?
Материалы партнеров
Новости партнеров
Кухня.
Кухня богата и разнообразна, что обусловлено прохождением через территорию проживания таджиков, нескольких климатических поясов: континентального и внутриконтинентального субтропических, а также горного. Настоящий рубин таджикской кулинарии, конечно же, плов. Горячий и рассыпчатый, он подаётся к столу на традиционном общем блюде. Его запивают зелёным чаем, поднося ко рту руками, или кусочком сухой лепёшки
Сегодня, таджики — народ, имеющий своё независимое государство и язык, и что самое важное, ощущение исторической и культурной идентичности со всеми своими соплеменниками, вне зависимости от их места проживания
— (перс. tadschik покоренные). Потомки древних персов, мидян и бактриан, составляющие коренное население средней Азии арийского происхождения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТАДЖИКИ перс. tadschik.… … Словарь иностранных слов русского языка
ТАДЖИКИ
Современная энциклопедия
ТАДЖИКИ
— народ, основное население Таджикистана (3172 тыс. человек), в Российской Федерации 38,2 тыс. человек (1992). Живут также в Афганистане и Иране. Общая численность 8,28 млн. человек (1992). Язык таджикский. Верующие в основном мусульмане сунниты … Большой Энциклопедический словарь
ТАДЖИКИ
— ТАДЖИКИ, таджиков, ед. таджик, таджика, муж. Народ иранской языковой группы, составляющий основное население Таджикской ССР. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ТАДЖИКИ
— ТАДЖИКИ, ов, ед. ик, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Таджикистана. | жен. таджичка, и. | прил. таджикский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ТАДЖИКИ
— (самоназвание тоджик), народ. В Российской Федерации 38,2 тыс. человек. Основное население Таджикистана. Живут также в Афганистане, Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Иране. Язык таджикский иранской группы индоевропейской семьи языков. Верующие в … Русская история
Таджики
— (самоназвание тоджик) народ общей численностью 8280 тыс. чел. Основные страны расселения: Афганистан 4000 тыс. чел., Таджикистан 3172 тыс. чел., Узбекистан 934 тыс. чел. Другие страны расселения: Иран 65 тыс. чел., Российская Федерация 38 тыс.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
таджики
Этнопсихологический словарь
ТАДЖИКИ
— представители коренной нации республики Таджикистан. Специальные исследования показывают, что для таджиков наиболее характерны такие национально психологические качества, как практический склад ума, рациональный образ мышления, опирающийся на… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
таджики
— ов; мн. Нация, основное население Таджикистана; представители этой нации. ◁ Таджик, а; м. Таджичка, и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. Таджикский, ая, ое. Т. язык. Т ая культура. * * * таджики народ, основное население Таджикистана (3172 тыс.… … Энциклопедический словарь
Книги
- Таджики. Ч. 1 , А.П. Шишов. Этнографическое и антропологическое исследование. Часть 1. Этнография. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1910 года (издательство`Ташкент, издание А. Л.… Купить за 1941 грн (только Украина)
- Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. Книга 1 , Б. Г. Гафуров. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand.
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1989 года (издательство «Ирфон»…
С древних времен там, где сейчас находится территория Таджикистана, жил один из древнейших народов мира, который сейчас повсеместно называют таджиками. Однако, несмотря на столь долгую историю этого народа, сейчас очень малое количество людей не только в мире, но и в России воспринимают древнюю историю и культуру таджикского народа. В частности, произошло это из-за огромного количества трудовых мигрантов, которые приехали для заработков. Именно они убрали с древнего народа тот ореол загадочности. Эта статья раскроет картину происхождения таджикского народа, а также его становление до настоящего времени.
Чем отличаются современные иранцы и таджики?
Девушка иранка
Кочевые индоевропейские народы начинают проникать в Среднюю Азию и на Ближний Восток во второй половине ІІ тысячелетия до н.э., из южнорусских степей, когда там накопилось слишком много населения, а климат изменился. Какое-то время они тут осваивались, постепенно переходили к оседлому образу жизни и ассимилировали местные, менее развитые народы.
Девушка таджичка
В начале І тысячелетия часть ариев объединяет мидийская держава, что расположилась от земель нынешней центральной Турции до восточного Ирана. Вскоре ее сменила империя Ахеменидов, основанная родственными мидянам персами, которая протянулась еще дальше.
Карта расселения таджиков и иранцев
Конечно, ядром ее владений стал современный Иран, но и более восточные области были плотно заселены титульными, арийскими, племенами. Из-за последующих завоеваний иноземцами древняя персидская нация распалась и дала жизнь пяти крупным народам – иранцам, таджикам, курдам, белуджам и пуштунам и множеству мелких.
Когда-то это был один народ с общей религией, традицией и самосознанием. Но большие расстояния и несколько волн иностранных вторжений способствовали нарастанию между ними различий. Их единство распалось еще 3 тысячи лет назад, но языки до сих пор остаются взаимопонятными.
Так получилось вот из-за чего. Арабы включали в состав своих армий только что обращенных персов, а те уже учили основам своей религии местное иранское население. Учили, конечно, на собственном диалекте, который с того времени стал языком исламской проповеди.
На протяжении 1,5 тысячелетий границы персидской державы то увеличивались, то сужались. Иногда она совсем переставала существовать, иногда подчинялась иноземным династиям. Но народ-то оставался. Только вот из-за отсутствия единой государственной политики национального строительства, единой нацией он себя так и не ощутил.
А имя было одно. В давние времена таджиками стали называть оседлое персоязычное население Ирана и Средней Азии. Таким словом его старались отличать от тюрок-кочевников. Сильно позже это имя получили только те иранцы, что жили вне пределов Персии.
Так получилось с подачи правительства СССР, которое приступило к национальному строительству в принадлежащей ему Средней Азии и было заинтересовано в уточнении этих понятий. Даже письменность новой советской республики перевели на кириллицу. Поэтому в наше время граждане Ирана и Таджикистана на словах объяснятся, но СМС-ки друг другу писать не смогут.
Надо осветить еще один нюанс, без которого статья будет не полной. Конечно, это религия.
До определенного момента, шиизм не пользовался в исламском мире особой популярностью. Были те или иные немногочисленные секты, но к вершинам политической власти они приходили редко. Массовым он стал только в Иране, вечно оппозиционном арабам.
Персы принимали эту ветвь исламской веры, потому что ее последовали обещали уравнять в правах все мусульманские народы. И только в 1501 году шиизм назначили государственной религией страны, когда было создана новая держава под управлением династии Сефевидов.
В состав их владений вошли на востоке и Афганистан, и Туркмения, и часть Узбекистана, но только не таджикские земли, где тогда правили узбеки Шейбаниды. Мухаммед Шейбани хан потребовал от своих западных соседей перестать притеснять суннитов, а затем вообще призвал их отказаться от шиизма.
Как результат – начались жестокие войны, которые сделали расстояние между таджиками и персами не преодолимым.
Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Самое современное лечение грыж
6. О стереотипах
Да, о тех самых, заезженных — о равшанах и джамшутах, ведущих себя с несколько застенчивым нахальством и ни в чем не разбирающихся. Таджики утверждают, что русские искренне удивляются, когда видят не горе-чернорабочих, а квалифицированных профи на хороших должностях или творческих людей родом из Центральной Азии. Тем временем, многие молодые таджики стремятся поступать в престижные российские и европейские вузы, осваивать актуальные специальности и развенчивать мифы. А те, кто вынужден пахать за копейки, в основном приезжают из деревень, где рабочих мест мало — а родных кормить надо. Даже пресловутая азиатская наглость — порой всего лишь защитная реакция. И, конечно, каждый стереотип — это упрощение, и гораздо интереснее присматриваться к настоящим живым людям, чем судить их по национальности или любым другим общим признакам.
6 сентября 2021
Индоарии — саки — тохары — бактрийцы —согды — таджики
Этноним «таджики» стал распространяться среди туранцев, или северо-восточных иранцев, саков, согдов и бактрийцев более тысячи лет назад, после арабского завоевания. Современные таджики из всех этимологических версий этого слова предпочитают ту, которая гласит, что «таджик» означает «венценосный», от слова «тадж» — корона, венец. Предполагается, что таджики носили своеобразный головной убор, напоминающий венец. Из всех саков, населявших территории от границ Китая, от Алтая до Причерноморья, именно те, кто жил на территории современного Таджикистана, именовались тысячи лет назад саками тиграхауда — саками, носящими остроконечные шапки. Также остроконечные шлемы носили более поздние скифы. Кроме того, у более поздних саков и родственных им эфталитов был обычай носить обод на голове. У арабов и ряда историков, в том числе советских, бытует иная версия, согласно которой этноним этого ираноязычного народа происходит от арабского корня «тоз» — «быстрый», «скачущий», вернее, от слова «този» — «всадник». Причем, одни полагают, что так восточные иранцы, или туранцы, саки, согды и бактрийцы, называли пришедших с арабами западных иранцев. Другие — что так всех северо- и юго-восточных иранцев стали называть около тысячи лет назад хунну, тюрки, монголы и китайцы, возможно, в связи с тем, что иранцы первыми в регионе приняли ислам и стали его проводниками для неиранского населения на границах своих владений. Так или иначе, и сегодня, спустя 1000 лет после основоположника таджикско-персидской литературы Абу-Абдулло Рудаки, в Таджикистане можно услышать как западно-иранский таджикский-фарси, так и древние дотаджикские восточно-иранские языки, пережившие арабское нашествие и пришествие западно-иранского фарси, на котором говорят таджики. Эти языки так далеко разошлись, что таджики не понимают речь своих памирских братьев, которая на слух таджика похожа на немецкий. Примечательно, что во время гражданской войны кулябские таджики, воевавшие против гармских таджиков и памирцев, называли последних «немцами». Впрочем, гармские, в свою очередь, в шутку называли «немцами» кулябцев.
Большинство таджиков придерживается суннитской ветви ислама и только союзники суннитов-гармцев памирцы являются шиитами исмаилитского толка. Однако это была не религиозная война. Это был кровавый передел остатков рухнувшей в Беловежье советской власти, а вместе с ней и прогнившей системы местной власти.
Классические таджикско-персидские поэты-суфии говорили: если тебе нужна истина, ты доберешься и до Китая. Перефразируя, могу сказать: если вы хотите увидеть самых красивых девушек всех четырех сторон и частей света, отправляйтесь туда, где солнечный свет ближе всего, — в высокогорный Памир. Впрочем, истина и красота — в определенном смысле синонимы. Во всяком случае в поэзии таджиков и персов, даже в ранней, также встречаются мотивы, которые связывают с именем кордовского суфийского учителя Аль-Араби, или Аверроэса, о постижении божественной истины через женскую красоту. Постичь ее не менее сложно, чем по горам совершить путешествие в Китай. К слову, до Китая из Таджикистана рукой подать. Таджикский Памир, или Горно-Бадахшанская область, граничит с Киргизией на юге, Китаем на востоке и Афганистаном на севере. Кроме того тонкий афганский Ваханский коридор отделяет Горный Бадахшан от Пакистана.
Особенности национальной физиологии.
В большинстве своём Таджики имеют физиогномические особенности присущие всем представителям Кавказской расы, и в частности её Средиземноморской ветви. Обычно таджик смугл, хотя цвет кожи может и приближаться к почти светлому. Волосы очень тёмных оттенков, также темна радужка глаз. При этом, среди коренных насельников горных областей и районов Таджикистана и Афганистана, преобладает тенденция к осветлению. Крупно костные, и среднего роста, они имеют невыразительные черты лица. Средневековые Тюркские и Монгольские нашествия, не могли не привнести своих определённых черт — широкие лица и укрупнённые глазные яблоки. Однако, это также в меньшей степени характерно для горных жителей. В целом, учёные констатируют широкий фенотип нации, история которой испещрена бурными событиями древности и средневековья Ближнего Востока и Средней Азии.