Обучение в канаде. учеба в канаде для русских детей и студентов
Содержание:
- Безопасность
- Религиозные школы [ править ]
- Главные особенности
- Канада: средний образовательный этап
- Как котируется диплом в мире
- Образование в Канаде
- Основные направления государственной оценки/мониторинга качества работы системы дошкольного образования Канады
- Сравнение русских и канадских университетов
- Школа: начальная, средняя и старшая
- Обучение для иностранцев
- Могут ли иностранные студенты стать стипендиатами и обладателями грантов
- Система школьного образования в Канаде
Безопасность
Согласно рейтингу Global Peace Index 2020 года, Канада занимает 6-ое место в списке самых безопасных стран мира, что, безусловно, делает её крайне привлекательной для получения образования международными студентами. На учёбу в большинство канадских школ можно отправиться уже в возрасте 12 лет.
Показатель безопасности оценивается по 23 различным количественным и качественным показателям в трёх областях: степень социальной безопасности, уровень внешних и внутренних конфликтов и степень милитаризации. Кроме этого, в 2020 анализировалось также влияние пандемии и её последствий.
Религиозные школы [ править ]
Первые школы в Новой Франции управлялись католической церковью (как и школы в самой Франции). В начале девятнадцатого века колониальные правительства перешли к созданию системы образования, финансируемой государством. Протестанты и католики разделились во мнениях относительно того, как должно осуществляться религиозное и нравственное образование. В Верхней Канаде католическое меньшинство отвергало протестантскую практику изучения Библии в школах, в то время как в Нижней Канаде протестантское меньшинство возражало против распространения римско-католической догмы системой образования. Таким образом, в обеих этих областях были созданы две системы школ: католическая и протестантская.
Первый организационный план образования в Канаде был написан Эгертоном Райерсоном в 1847 году. Его целью было продвижение британской культуры в Верхней Канаде, а также ее сохранение в свете могущественных соседей. Он сделал это в отчете под названием « Отчет о системе публичного начального обучения для Верхней Канады»
После конфедерации эти системы школ были закреплены в Законе о Британской Северной Америке (BNA) 1867 года . И Квебек, и Онтарио были обязаны в соответствии с разделом 93 Закона о BNA гарантировать существующие образовательные права и привилегии протестантских и католических меньшинств. Таким образом, в Онтарио были разрешены отдельные католические школы и школьные советы. Однако ни в одной из провинций не было конституционных требований о защите своего французского или англоязычного меньшинства. В то время Торонто был официально учрежден как столица провинции Онтарио.
В 1872 году в Британской Колумбии была создана несектантская школьная система.
В трех приморских провинциях школы были в основном протестантскими, и в каждой из них была создана единая протестантская школьная система. В Ньюфаундленде наблюдался не только раскол между католиками и протестантами, но и глубокие разногласия между протестантскими сектами, и было создано девять отдельных систем школ, по одной для каждой основной конфессии. В конце концов основные протестантские советы объединились в единую школьную систему.
Со временем первоначально протестантские школьные советы английской Канады, известные как государственные школы, становились все более секуляризованными, поскольку канадцы стали верить в разделение церкви и государства , а главные советы стали светскими. В Онтарио всякая явная религиозность была исключена из системы государственных школ в 1990 году. В двух провинциях сектантские системы образования были недавно ликвидированы путем внесения изменений в конституцию. Ньюфаундленд и Лабрадор устранили свою трехконфессиональную католико-протестантско-пятидесятническую систему после двух референдумов. В Квебеке разделение между католиками и протестантами было заменено разделением на французский и английский языки.
При многочисленных университетах действуют религиозные колледжи.
Языковая война и школьный кризис в Онтарио
В 1912 году в Онтарио консервативное правительство сэра Джеймса П. Уитни издало Постановление 17, которое серьезно ограничило доступность обучения на французском языке для франкоговорящего меньшинства провинции. Французский можно было использовать только в первые два года обучения, а затем был разрешен только английский язык. Некоторые учителя в этих школах свободно говорили по-английски, поэтому им пришлось закрыть их.
Франко-канадцы, число которых в восточном Онтарио быстро увеличивалось из-за миграции, отреагировали на это возмущением, журналист Анри Бурасса осудил «пруссаков Онтарио» — язвительный упрек, поскольку Канада в то время находилась в состоянии войны с Пруссией и Германией. Это была одна из основных причин, по которой франкоязычные войска отвернулись от военных действий в 1915 году и отказались вступить в армию. Католики Онтарио возглавляли ирландцы, которые объединились с протестантами в противодействии французским школам.
Правило 17 было в конечном итоге отменено в 1927 году.
Главные особенности
Система образования в Канаде охватывает как государственные, так и частные школы. В стране есть следующие учебные заведения:
- общественные колледжи и технические институты;
- профессиональные колледжи;
- языковые школы;
- средние школы;
- летние лагеря;
- университеты и университетские колледжи.
Образование является провинциальной обязанностью в соответствии с канадской конституцией. Это означает, что существуют значительные различия между системами обучения в различных провинциях страны.
Образование важно для канадцев. Стандартные требования по всей Канаде одинаково высоки
Канадские дети посещают детский сад в течение 1−2 лет в возрасте 4−5 лет на добровольной основе. В первый класс они идут примерно в 6 лет. Учебный год обычно длится с сентября по июнь, но в некоторых случаях возможны и январские даты приёма.
В средней школе дети учатся 11 или 12 лет, в зависимости от провинции. После окончания учебного заведения они имеют возможность стать студентами университетов, колледжей или Cégep. Cégep — сокращение от французского словосочетания Collège d’enseignement général et professionnel, что в переводе значит «колледж общего и профессионального образования». Здесь в течение 2−3 лет получают техническое образование между старшей школой и университетом.
Хорошие учебные заведения есть в каждой части Канады. Выбирая школу, стоит учитывать её тип, размер и местонахождение. Если интересует конкретные области обучения, то есть школы, предлагающие глубинное изучение конкретной дисциплины.
В Канаде есть как государственная, так и частная система образования. Правительство страны в значительной степени субсидирует образование на всех уровнях, тратя в среднем почти 6% своего ВВП на образование. Канада тратит пропорционально больше на педагогов и образование, чем страны ОЭСР в среднем.
Частное образование и другие системы школьного образования (например, религиозные школы) также доступны на всех трёх уровнях. Совершеннолетние люди, которые не получили полностью начального или среднего образования, могут посещать образовательные программы для взрослых. Здесь научат, как читать и писать, а также дадут возможность получить диплом средней школы.
Канада: средний образовательный этап
Для канадцев все государственные школы являются абсолютно бесплатными. Дети поступают в них в 5-6 летнем возрасте, и продолжают свое обучение до 15-16 лет. При желании там можно учиться и дольше. Некоторые выпускники выбирают дополнительные классы, чтобы подготовиться к вступительным экзаменам в университет.
Если в канадской школе обучается ребенок иностранца, то за его образование родителям придется заплатить от 30 до 60 тысяч долларов. Эта сумма актуальна для государственных учреждений, в частных школах учеба будет стоить намного дороже.
«Частные пансионы регулярно реализуют для своих подопечных программу International Baccalaureate, которая помогает им поступить в лучшие заведения государства».
В Канаде среди прочих выгодно выделяются следующие частные школы:
- Appleby College. Находится в провинции Онтарио, обучаться там можно за 60 тысяч канадских долларов в год;
- Bodwell High School. Располагается в Ванкувере, обучение в данном пансионе в дневное время равняется 18 тысячам долларов, полный пансион обойдется в 35 тысяч долларов.
Чтобы поступить в государственную или частную школу, необходимо предоставить свои табели успеваемости за прошлые года обучения, а также успешно пройти тесты SSAT, CAT, TOEFL или IELTS на выбор.
Еще в школу для поступления требуется определенный пакет документов на английском, в некоторых частных школах дети проходят устное собеседование.
Когда у родителей нет гражданства, для обучения на дневной форме школьнику потребуются местные опекуны. У ребенка должно быть гарантировано место проживания, должны быть созданы все условия для учебы.
Канада – страна двуязычная. Поэтому в школах на Юге могут преподавать на французском, а во всех остальных частях страны могут учить на английском языке. Единого подхода в преподнесении материала в канадских школах нет. В программу могут быть включены блоки информации о той провинции, где обучается ребенок, о ее культурном наследии и особенностях.
Каждому маленькому иностранцу в школе полагается сопровождающий, который ускорит интеграцию ученика в образовательную среду. Дети очень быстро начинают говорить на новом языке, если регулярно слышат канадскую речь.
«Педагогов для канадских школ готовят очень тщательно. Для них существует огромное количество экзаменов, а также проверок на профпригодность в ходе непосредственной работы в учреждении».
Бесплатно обучаться в школе Канады иностранец не может. Факт обучения не гарантирует получения гражданства, если ребенок в дальнейшем не поступит в вуз или колледж.
Как котируется диплом в мире
Дипломы канадских вузов высоко котируются во всем мире. По статистике, 70% выпускников устраиваются на работу в течение одного года после выпуска. К тому же, все молодые специалисты, в том числе и иностранные, могут остаться в стране на 1 год после окончания университета для поиска работы.
Поэтому человек с местным дипломом высоко ценится во всем мире. 4 канадских вуза вошли в ТОП-50 лучших учреждений по всему миру, а это говорит о многом. Поэтому работодатели отдают предпочтение выпускникам Канады. Эта тенденция действует как в Америке, так и в Европе или Азии.
Считается, что выпускник с таким дипломом не просто отслушал курс лекций, сидя на задней парте. Преимущество дает и опыт работы. Поэтому большинство выпускников трудоустраиваются на престижную должность спустя уже год после получения свидетельства.
Образование в Канаде
Как бы то ни было, по уровню оснащенности компьютерами и подключения их к интернету канадские школы – мировые лидеры. Не говоря уже о спортивных площадках, лабораториях и учебных классах, где есть все необходимое для проведения практических занятий.
Еще одной особенностью обучения в Канаде является отсутствие общегосударственной системы образования. Вопросы обучения детей и подростков находятся в компетенции местных властей. В связи с этим в каждом из округов страны система школьного образования разная с учетом потребностей и историко-культурных традиций региона.
Поскольку в Канаде два государственных языка (английский и французский), обучение может вестись на любом из них. Можно встретить и русскоязычные школы для русских эмигрантов.
Школьная система
Получить среднее образование в Канаде можно за 12 лет. Хотя есть исключение – провинции Онтарио и Квебек. Там на получение среднего образования придется потратить 13 лет жизни.Длительность обучения в начальной и старшей школе также зависит от региона. Однако неизменным остается одно – посещение детьми с 4 лет дошкольных классов (Pre-school), которые являются подобием нашего детского сада. Деток учат правильно говорить, логически мыслить, развивают их творческие, математические, физические способности.
После 6 лет (в некоторых округах – 7 лет) дети идут в начальную школу (Elementary School), в которой учатся вплоть до 6 класса (а в провинции Онтарио – до 8 класса включительно). В этот период ученики осваивают основные понятия, законы, категории из области общих знаний. Они учатся ладить с другими детьми и выстраивать отношения в коллективе. В общем и целом этот период направлен на формирование личности, раскрытие творческого потенциала.
С 7 по 9 класс – Junior High, с 10 по 12 класс – Senior High. Хотя, например, в провинции Онтарио Elementary School включает в себя период от 1 до 8 класса, а все, что старше, относится к Secondary School – старшей школе. В этот период школьники могут самостоятельно формировать список предметов, которые они хотят изучать, в дополнение к обязательным.
Учебный процесс в школе
Начинается обучение с первой недели сентября и заканчивается в последнюю неделю июня. Учебный год в Канаде разделен на два семестра по 5 месяцев (в некоторых провинциях – 3 семестра по 3 месяца).
За год ученики должны изучить 8 предметов. По 4 в первом и втором семестрах. Длительность урока составляет 45 минут. То есть изо дня в день в течение семестра у канадских школьников повторяются одни и те же 4 предмета.Уроки в канадских школах начинаются в 8.30 (9.00) утра и заканчиваются в 15.00 (16.00). Перерыв на обед составляет 1 час, кроме того, есть 15-минутные перерывы между утренними и дневными занятиями.
Учебный план для каждого школьника составляется отдельно. Но в каждом классе есть набор обязательных предметов (английский и французский языки, история, математика, профориентация, география, физкультура), который дополняется огромным списком предметов по выбору.
В начальной школе обязательным является изучение базового интегрированного курса – Core Сourse (комбинация занятий по математике, литературе и грамматике). А также естественных наук – интегрированного курса Science (химия, физика, биология). Плюс занятия физкультурой, искусством, получение навыков работы на компьютере. Кроме того, во всех школах есть занятия по театральному мастерству, рисованию, игре на музыкальных инструментах и ремеслам.В 10 классе к обязательным предметам относятся английский язык, математика и интегрированный курс Science. В 11 классе число обязательных предметов сокращается до двух (английский язык и математика), а в 12 классе остается лишь английский язык. При этом список дополнительных предметов поистине широк – от мировой религии до информационных технологий. Начиная с 9-10 класса каждый школьник должен определиться с тем, какие предметы ему будут необходимы при поступлении, и может выбирать уровень их изучения. Профильные предметы можно изучать на углубленном уровне, который близок к программе университета. Кроме того, в старших классах учатся подавать документы для поступления.
Значительная часть обучения приходится на самостоятельную работу школьников. Каждый из них должен выполнить персональное задание (Independent Study Project, ICP). Оно заключается в подготовке реферата на заданную тему и его презентации перед одноклассниками.
Обязательной для канадских школьников является и волонтерская деятельность. Они могут помогать в домах престарелых, госпиталях, библиотеках и т.д.Продолжение в следующей статье » Школьное образование в Канаде: учись на 100% и садись на стульчик за плохое поведение»
Основные направления государственной оценки/мониторинга качества работы системы дошкольного образования Канады
На общеканадском уровне проводятся срезовые и лонгитюдные исследования, направленные на контроль качества дошкольного образования. Исследование «Опрос о раннем образовании и обязательной заботе о детях» является частью инвестиций правительства Канады в раннее обучение и заботу о детях. Полученная информация отражает картину о текущей ситуации относительно использования центров по уходу за детьми и существующих барьеров, ограничивающих доступ к ним. Результаты опроса могут быть использованы для дальнейших исследований, политических программ по улучшению доступности высококачественного раннего образования в Канаде. Органы государственной статистики Канады собирают информацию не только у семей, которые пользуются услугами центров по уходу за детьми, но также и у тех, кто ими не пользуется. Исследование сфокусировано на канадских центрах по уходу за детьми младше шести лет. Семьи опрашивают о разных типах раннего образования и центрах заботы о детях, услугами которых они пользуются, о трудностях, с которыми некоторые семьи могут сталкиваться при поиске центра, а также о причинах их использования 26.
В процессе составления электронной анкеты в качестве консультантов привлекались сторонние эксперты по предмету. Опросник прошел когнитивное тестирование в форме глубинного интервью на обоих официальных языках Канады. Исследование было проведено в ресурсном центре создания опросов статистики Канады. Данные собирались напрямую от респондентов или посредством электронной анкеты, а также с помощью телефонного опроса.
Национальное лонгитюдное исследование детей и молодежи (National Longitudinal Survey of Children and Youth) (далее — NLSCY) проводилось в Канаде каждые 2 года в период с 1994 до 2009 г. Организатор — Статистическое управление Канады. NLSCY — это исследование, которое изучает развитие и благосостояние канадских детей от рождения до взрослой жизни. Исследование построено на сборе информации о факторах, влияющих на эмоциональное, социальное и поведенческое развитие детей, а также мониторинга того, какой вклад вносят эти факторы с течением времени. Исследование охватывает внушительный ряд тем, включая здоровье детей, информацию об их физическом развитии, обучении и поведении, а также данные об их социальном окружении (семья, друзья, школа и сообщества). Информация из NLSCY использовалась для разных целей на всех уровнях правительства, в университетах, а также в политических организациях 27.
Предметом исследования были:
- развитие детей и их поведение;
- дети и молодежь;
- образование;
- образование, тренировка и обучение;
- здоровье и благополучие (молодежь).
Выборка исследования — дети от 0 до 11 лет (на момент отбора) в 10 провинциях Канады. Исследование не включало детей, живущих на территориях индейских резерваций или федеральных землях короны, детей военнослужащих Вооруженных сил Канады и некоторые другие категории населения. Все вопросы были разработаны в координации с Департаментом по человеческим ресурсам и навыкам развития (Human Resources and Skills Development Canada (HRSDC)) и экспертно-консультативной группой. Все инструменты были протестированы фокус-группами и пилотными исследованиями.
Сбор данных: добровольное участие; данные собирались напрямую от респондентов; большинство вопросов задавалось интервьюером, использующим персональное интервью с использованием компьютера (CAPI).
Выборка включала несколько компонентов:
- детский компонент (для детей от 0 до 7 лет и 14–17-летних): респондент — человек, наиболее осведомленный о ребенке;
- взрослый компонент (для детей от 0 до 7 лет и 14–17-летних): респондент — человек, наиболее осведомленный, и, если возможно, его/ее супруг;
- молодежный компонент (16 лет и старше): респондент — сам молодой человек.
Дети 4–5 лет проходят пересмотренный тест Пибоди, тест «Кто я?» и тест на знание чисел.
Лицензирование. В разных провинциях существуют разные формы контроля. В каждой из провинций лицензиат детского дошкольного учреждения по закону обязуется соблюдать все предписанные учреждению требования. С определенной периодичностью в несколько лет необходимо обновлять лицензию.
Инспекции. Еще одна распространенная форма контроля — это назначение от Министерства образования провинции инспектора. Инспектор без предупреждения посещает любое учреждение дошкольного образования и по результатам проверки предоставляет министерству и директору учреждения отчет о соблюдении или несоблюдении предписанных норм. Если в результате инспекции были обнаружены нарушения, работа учреждения может быть временно прекращена.
Сравнение русских и канадских университетов
Собственно, начинается самое интересное: чем отличается система образования в университете местном канадском и в российских? Тем, что здесь программа вся делится на обязательные и факультативные курсы. То есть те, которые ты можешь выбрать сам себе.
Университетская система делится на три уровня. Первый уровень – это, собственно, система, которая даёт бакалавра, то есть эквивалент нашего высшего образования. Вторая система – это мастер, или мэтриз в Квебеке. И третий уровень – это докторский уровень. И это эквивалент нашего кандидата наук. То есть некоторые университеты на просторах бывшего СССР перестроились по Болонской модели на трехуровневую систему. Большинство, как я знаю, продолжают жить в старых стандартах, когда есть специалист, есть кандидат наук и есть доктор наук.
Здесь, соответственно, нет докторов наук никаких. Здесь есть бакалавр, человек, который отучился 3 или 4 года, в зависимости от программы, на первой ступени высшего университетского образования. После этого, если он хочет, он получает степень мастера, или мэтра, если мы говорим про Квебек. И, опять же, третий уровень – эквивалент написания нашей диссертации. Собственно, диссертации, как научного труда, это система PHD, так называемая, philosopher-doctor. Система, которая даёт тебе, помимо того, что ты становишься обладателем степени доктора в какой-то там науке, в какой-то сфере, ты ещё получаешь право на преподавание в университете.
В принципе, что касается преподавания в университете, ты можешь начать преподавать, начиная с мэтриза, с мастера, имея уже эту степень у себя в «багаже». Но, естественно, чем более престижный университет, тем выше у него требования к преподавателям и, естественно, они стремятся иметь в своей «копилке» больше докторов, чем мэтров.
Школа: начальная, средняя и старшая
Школьное образование в Канаде обязательное и бесплатное до старших классов. То есть до 15 лет дети обязаны посещать школу и государство обеспечивает их. Оснащение школ содержит всё необходимое для обучения: лаборатории и классы, спортивные залы и площадки, компьютерное обеспечение и интернет.
Начало школьного обучения предусмотрено в 6 или 7 лет, в зависимости от провинции, обучение длится 12 лет. Подготовку к школе осуществляет дошкольное образование — в Канаде это система детских садов, которые дети посещают с 4-х лет. После детского сада ребёнок поступает в начальную школу. В Канаде школьное обучение делится на три периода: начальный(1-5 класс), средний (6-8 класс) и старший (9-12 класс).
Обучение для иностранцев
Обучение в Канаде для многих иностранцев является просто запредельно мечтой, ведь учёба в Канаде стоит немалых денег. А у многих этих средств просто нет. Но если нет возможности самостоятельно оплачивать обучение, но присутствует желание учиться в Канаде можно постараться воспользоваться грантами, предоставляемыми непосредственно Канадой.
Сегодня Канада является одной из стран, где получить грант на обучение весьма несложно. Эта страна не предъявляет уникальных требований. Гранты предоставляются государством или фондами. Сегодня существует три самых известных гранта:
- Vanier Canada Graduate Scholarship. Эту возможность отлично могут использовать россияне, желающие получить канадский диплом в области инженерных, социальных и гуманитарных наук. Получение гранда предусматривает бесплатное получение стипендии в размере 50 тысяч долларов ежегодно. Подавать заявки необходимо до шестого ноября.
- Banting Postdoctoral Fellowship. Размер стипендии равен 70 тысячам долларов. Подавать заявки можно с 1 июня.
- Trudeau Foundation. Подача заявок в середине декабря.
Подать заявку можно:
- Через один из специальных фондов Канады.
- Через университет.
Стоит заметить, что получить грант можно лишь уже обучаясь в университете.
Канадский университет Кейп Бретон
Только в этом случае можно подавать заявки на получение грантов через общественные организации и фонды. Поступление в высшее учебное заведение Канады – дело не из лёгких. Изначально претенденту потребуется пройти отбор, а потом уже получить визу в эту замечательную страну.
Необходимо заранее узнать какие потребуются документы для поступления. Иностранным абитуриентам потребуется пройти тест на знание английского языка. Для желающих поступить в Канаду стоит помнить, что аттестат должен содержать лишь хорошие оценки по профилирующим предметам.
Могут ли иностранные студенты стать стипендиатами и обладателями грантов
Зарубежные студенты могут получать материальную помощь при обучении в вузах Канады. Но существуют серьёзные ограничения, касающиеся именно иностранцев. Так, получать стипендии имеют право только иностранные студенты, являющиеся слушателями отделения магистратуры. На бакалавриате они не предусмотрены. Кроме этого, получить стипендию может только тот слушатель, который достиг блестящих результатов в учёбе. Присуждение стипендии происходит по ходатайству администрации университета, а решение принимается уже местными властями, поскольку финансирование выделяется именно из регионального бюджета, где предусмотрена соответствующая статья расходов.
Заявку на получение гранта иностранным студентом может подать также только администрация высшего учебного заведения. Гранты выделяются в пределах трёх общегосударственных программ и составляют сумму до 60 тысяч долларов США. Первая госпрограмма называется Government of Canada Award Program. Она предусматривает стимулирование наиболее отличившихся в учёбе канадских и иностранных студентов. Faculty Research Program рассчитана на материальную поддержку студентов, добившихся успехов в научной деятельности. И третья программа Faculty Enrichment Program создана для мотивации учащихся, которые сделали существенный вклад в развитие определённого факультета. Это может быть даже общественная деятельность, популяризация университета или одного из его факультетов.
Стипендии и гранты могут получить только особо отличившиеся студенты
Система школьного образования в Канаде
Обучение в канадской школе начинается с подготовительного класса, который называется kindergarten (в 5 лет), или 1-го класса (в 6 лет). Продолжительность школьного курса составляет 12 лет во всех провинциях кроме Квебека, где дети заканчивают учиться на год раньше – в 16 лет. Учебный год состоит из двух семестров и длится порядка 180 – 190 учебных дней.
Как и в других англоязычных странах, школьная программа отличается особенной гибкостью: студенты средней школы и старшеклассники самостоятельно выбирают, какие дисциплины, кроме основных, они будут изучать. Процесс обучения предполагает большой объем самостоятельной работы. Кроме того, дети в обязательном порядке занимаются спортом и участвуют во всевозможных внеклассных мероприятиях.
Уровень школьного образования в Канаде чрезвычайно высок. Государственные образовательные учреждения регулярно получают финансовую поддержку со стороны правительства страны, что позволяет создавать комфортные условия для обучения и поддерживать высокий академический уровень в каждом учебном заведении. При этом образование в муниципальных школах для граждан Канады бесплатное. По этим причинам большая часть местного населения (около 95%) обучается в муниципальных школах.
Иностранцы за сравнительно небольшую плату – порядка 12 000 канадских долларов в год – тоже имеют право обучаться государственных учебных заведениях. Однако, по большей части, студенты из-за рубежа выбирают канадские частные школы. Несмотря на общий высокий уровень школьного образования в Канаде, частные школы, как правило, все же комфортнее государственных и предоставляют больше возможностей для развития ребенка.