Собор василия блаженного в москве

История создания храма Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного имеет очень интересную историю создания. Считается, что храм был заложен по случаю военной победы – русским войскам удалось штурмом взять Казань. Заложили собор не на «ровном» месте – здесь возвышалась деревянная церковь Троицы. По преданию, именно здесь обычно ходил юродивый Василий, который собирал деньги на новый храм. Всю сумму он перед своей смертью передал Ивану Грозному. Василия похоронили рядом с Троицкой церковью, а после возведения нового собора могила оказалась как раз возле его стены.
Новое имя храм Покрова на Рву получил уже при Федоре Иоанновиче, когда у него появился новый придел, освященный в честь Василия Блаженного.

Знаете ли вы? Собор отличался не самыми большими размерами, поэтому в праздничные дни богослужения проводились перед ним – непосредственно на Красной площади.

В середине XVIII века храм пришлось восстанавливать после пожара. Облик, который привычен москвичам сегодня, собору придали через несколько десятилетий. По состоянию на первую треть XVIII столетия здесь было восемнадцать престолов (то есть церквей). В конце того же века у храма появилась усадьба на улице Пятницкой, где жил настоятель. В советские времена его расстреляли.Собор был первым культурным памятником, который начал охраняться советским государством. Интересно, что для сохранения строения в нормальном состоянии его превратили в музей. На месте, где возведен храм Василия Блаженного, планировалась территория для рабочих демонстраций, однако собор все же сохранился. В конце 20-х годов его сделали одним из филиалов Исторического музея, а чуть позже здесь запретили богослужения и сняли колокола.
На сегодняшний день храмом пользуются как РПЦ, так и Исторический музей.

Доклад на тему Храм Василия Блаженного

Собор, имеющий второе название в качестве Покровского, располагается на территории Красной площади и построен в середине XVI века под руководством зодчих Постника Яковлева и Бармы по повелению Ивана Грозного, решившего увековечить победу в битве с Казанским ханством в 1552 году.

Своим названием храм обязан хранением в нем мощей блаженного юродивого Василия, возведенного в ранг святых.

Возведение храма осуществлялось более шести лет и его нынешняя архитектурная композиция состоит из девяти церквей, выстроенных из белого кирпича по единому основанию, объединенных внутренними галерейными проходами, украшенными пышными растительными орнаментами в виде трав и цветов, а также роспись, имитацией которой является кирпичная кладка. Купола храма созданы в виде разнофигурных, узорных, луковичных и многоцветных глав, при это на центральной церкви Покровского собора установлен купол в форме шатра, который внутри отделан орнаментальной черно-красной росписью, выполненной на белом фоне. Наружный декор храма выполнен с использованием пилястр, филенок, стрел, муфтированных колонок, розеток.

Интерьер церквей, входящих в состав храма, выполнен в виде масляных иконостасов, являющихся уникальными бесценными историческими памятниками, относящимися к периоду XVI-XVII столетий, например, Житие Александра Невского, Вход в Иерусалим, Троица.    

В храме за долгие годы его существования собран уникальный фонд, который включает в себя предметы древнерусского прикладного искусства и живописи, состоящие из металлических, деревянных, тканевых исторических вещей, предметов, относящихся к ризнице собора, а также рукописей и старопечатных книг.

С начала тридцатых годов двадцатого столетия храм Василия Блаженного является одной из составных частей памятников истории, входящих в состав Государственного Исторического музея, в которых на постоянной основе проводятся научные и реставрационные исследования, позволяющие представлять посетителям необыкновенно интересные экспозиции.

С конца двадцатого века в помещении храма в дни праздника Покрова и Василия Блаженного можно посетить церковные богослужения, а также поучаствовать в патриарших и владычных службах. 

Величественность и красота Покровского собора относят его к одному из самых знаменитых московских и всероссийских памятников архитектуры и зодчества.

2, 3, 4 класс.

Часы работы храма Василия Блаженного

В качестве музея собор открыт для посещения по сезонному расписанию:

  • 31 декабря и 1 января музей не работает.
  • 1 сентября — 4 ноября: 11:00–18:00, ежедневно.
  • 5 ноября — 30 апреля: 11:00–17:00, ежедневно.
  • 1 мая — 31 мая: 11:00–18:00, ежедневно.
  • 1 июня — 31 августа: 10:00–18:00, ежедневно.
  • Кассы музея и его территория закрываются на 45 минут раньше.

В морозы ниже -15° или во время проведения праздничных мероприятий на Красной площади время работы сокращается, точную информацию нужно уточнять по телефону справочной.

В период школьных каникул (зимой и весной) музей открыт для посетителей на час дольше.

Первая среда месяца — санитарный день, входные билеты в этот день не продаются.

Архитектура

Высота составила 65 метров. Хотя его вид менялся неоднократно, добавлялись постройки, комплекс и сейчас представляет собой свод, образованный 8 часовнями, что окружают еще одну – девятую. Подобных строений в России нет и сейчас.

В каждую часовню ведет отдельный вход, но все смотрится, как одно сооружение, и выглядит гармонично.

В убранстве башен заметно влияние эпохи Возрождения. Купола кажутся похожими, но украшены различно. Хотя для оформления строения использовался древнерусский архитектурный стиль, в интерьере присутствуют элементы готики, ренессанса, романской аркады. Традиции Запада удачно сочетаются с колоритом Востока. При строительстве использовались символы в виде:

  • треугольника;
  • круга;
  • квадрата.

Каждый элемент имеет сакральное значение, а в архитектуре заложен духовный смысл. На одном основании удерживается 9 церквей, благодаря прочности стен, толщина которых равна 3 м. Восемь часовен, располагаясь на фундаменте, образуют октограмму, а такая звезда служит символом Богородицы. Церкви, составляющие ансамбль, имеют неодинаковые размеры, более крупные образуют симметрию и направлены на разные стороны света. Часовня Богородицы, которая является главой комплекса, обладает огромным шатром и куполом.

Первые изменения в архитектуре наблюдались после смерти Василия Блаженного. Чтобы пристроить часовню, именуемую в честь чудотворца, пришлось разбирать часть сооружения. В XVII столетии внешнюю галерею покрыли кровлей, построили 2 крыльца.

Одна из задумок относительно украшения принадлежит Макарию. Митрополит хотел создать то ли рай, то ли Новый Иерусалим. Зодчие воплотили идею в виде прообраза града Господня – небесного сада, где растут удивительные цветы.

История основания церкви

Первые упоминания о тайнинском храме встречаются в период царствования Федора Алексеевича и относятся к XVII в. (1628г.). Тогда это была небольшая деревянная церковь, входившая в архитектурный комплекс Путевого дворца, не сохранившегося до наших дней. Уже в 1675 г., при Алексее Михайловиче, было начато возведение каменного храма. В документах Казенного двора сохранились подробные описания общего богатого убранства, предметов ризницы.

В 1751 году храм претерпел первую перестройку: по приказу Елизаветы Петровны к трапезной был пристроен придел св. Захарии и Елизаветы. Спустя 130 лет с другой (южной) стороны трапезной был построен придел пророка Илии.

Храм знал как хорошие, так и плохие времена. Во время войны 1812 года церковь в Тайнинском была безжалостно разграблена наполеоновскими войсками. А в 1929 году она была вовсе закрыта советскими властями. В помещении за последующие 70 лет располагались и склад, и мясной цех, и магазин, и общежитие. Только в 1989 году храм в Тайнинском был реконструирован и открыт для проведения богослужений.

Удивительный храм в самом сердце России

На Красной площади невоможно не заметить это удивительное здание, необычное, яркое, но в то же время гармоничное и прекрасное. Храм Василия Блаженого – это ансамбль из 8 церквей, объединенных общим фундаментом и галереей

Он привлекает внимание необычной расцветкой. Здесь вы найдете и красный кирпич, и белые крашеные стены, и зеленые, и голубые, и желтые узоры, и роспись, и позолоту

Он выглядит богато и величественно. Все 10 его куполов не повторяют друг друга, они рельефны и пестро раскрашены. Здание украшено искусной резьбой, росписью и позолотой. Переливающиеся на солнце и радующие глаз изразцы, иконы и причудливые колонны – это лишь малая часть. В основании храма лежит четырехугольник, но примечательно то, что в нем не наблюдается симметрии. Все его церкви уникальны и не похожи друг на друга, что придает ему еще большую необычность и великолепие. Четыре из них – малые церкви – расположены по бокам, еще четыре – побольше – находятся ближе к центру. В самом центре возвышается величественная Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Шатровый свод завораживает, когда стоишь под его вершиной и обращаешь взгляд вверх. Кроме главного купола церковь увенчана еще и маленькой “главкой”. Несмотря на то, что само сооружение достаточно масштабно, оно не выглядит громоздким и тяжелым, а напротив, кажется легким и воздушным, ведь все архитектурные линии здесь стремятся ввысь, к небу, а светлые и чистые тона усиливают эффект. Собор гармонично сочетается с красной кирпичной стеной Кремля. Таков он снаружи. А что же внутри? Внутреннее убранство храма восхищает: редкие и старинные иконы, затейливая роспись, растительные орнаменты, живописные и реалистичные фрески на сводах, причудливая резьба на иконостасе, мягкое натуральное освещение, которое словно нисходит с небес. В нижней галерее множество арок и переходов. Все они расписаны в едином с основным собором стиле. Сейчас здесь располагается известный во всем мире музей, куда съезжаются туристы и путешественники, желающие взглянуть на удивительной красоты образец мировой архитектуры. А вот и началось богослужение. Тихие и напевные голоса уносятся ввысь, под купола собора. Здесь всегда особая атмосфера – возвышенная, таинственная, душевная. Собор поражает и восхищает лабиринтами, необычностью архитектуры, гармоничностью.

Подготовка к сочинению-описанию памятника архитектуры (8 класс) (2)

… История создания храма Василия Блаженного: Когда и в честь чего построен. Легендарные зодчие Барма и Постник. Название храма в честь Василия … какова её цветовая гамма? Запишите материалы к сочинению: Высокое узорное крыльцо выполнено в красно-белой …

Урок развития речи в 8 классе. Подготовка к сочинению описанию памятника архитектуры. …

… конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин. Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой. Подписи к слайдам: Описание памятника … памятника архитектуры в 8 классе …

И. П. Забродина, Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника Собор Михаила …

… вас на партах. 2. Сбор фактического материала к сочинению Просмотр фотографий на слайдах. — Храм Михаила Архангела … сочинения. Напомню, что тема нашего сочинения звучит так: сочинение-описание архитектурного памятника «Собор Михаила Архангела …

Сочинение — описание местности

… улицы, какого-нибудь места, где живут люди. (Ученики называют описание усадеб Троекурова и Дубровского в «Дубровском», описание аула в «Кавказском пленнике») 3. Работа по подготовке к сочинению – описанию местности. … каждый вечер … на моей улице, знаю …

Сочинение описание реки

… в лес, гулять вдоль берега моря … Сочинение на тему: НА РЕКЕ ЛИМПОПО НА РЕКЕ ЛИМПОПО Вот она перед нами – знаменитая Лимпопо … нам. Рядом с лугом протекает река. Я захотел искупаться, но … У реки моего детства (описание природы) Наш старый дом в …

Достопримечательности и информация для туристов

Красная площадь в Москве всегда была людным местом. И строительство на ней велось так, чтоб оправдать её название — Красивая. После завоевания Иваном Грозным Казанского Ханства в 1555–1560 годах в южной части площади русские зодчие Барма и Постник построили собор Пресвятой Богородицы на Рву.

Покровский собор (храм Василия Блаженного)

В 1588 году в нем строится дополнительный алтарь над могилой юродивого Василия Блаженного. И собор стали называть храмом Василия Блаженного. Собор перестраивается и в 17 веке. Сейчас храм  мы видим в виде девяти церквей на одном основании. Это одна из главных достопримечательностей столицы.

Здесь сохранилось также Лобное место, построенное в середине 16 века. Раньше оно было деревянным и с него оглашали царские указы. Для проведения казней устанавливали специальную конструкцию. Позже Лобное место стало каменным.

Лобное место

Когда в 1605–1615 годах была одержана победа над польскими интервентами, на средства царской семьи был построен Казанский собор. Под руководством талантливого архитектора П. Барановского собор был отреставрирован в 1925–1933 годах. Во времена борьбы с религией храм был уничтожен. По проекту архитектора О.И. Журина, ученика П.Д. Барановского, в 1990–1993 годах на средства народа и правительства Москвы собор был восстановлен. 4 ноября в День иконы Казанской Богоматери он был освящен Святейшим Патриархом Алексием II.

Собор Казанской Иконы Божией Матери на Красной площади

В том месте, где сейчас  расположен Исторический музей, в 17 веке были построены Монетный двор и Главная аптека.

По проекту архитектора Дж. Кваренги в 1786 году вдоль рва были возведены Торговые ряды. Позже площадь вымостили булыжником. Во время Отечественной войны 1812 года Торговые ряды были разрушены. И 19 век стал временем интенсивной застройки площади. Под руководством архитектора О. И. Бове здание Торговых рядов было восстановлено в виде вытянутой горизонтально формы на сквозной аркаде. А перед зданием установлен памятник К. Минину и Д. Пожарскому, выполненный И. П. Мартосом.

Памятник Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади

В северной части площади в 1875–1881 годах по проекту архитектора В. Шервуда строится здание Исторического музея.

Государственный Исторический музей в Москве

А позже, в 1889–1893 годах, появилось нынешнее здание ГУМа — Верхние торговые ряды, построенное по проекту А. Померанцева.

ГУМ

После революции 1917 года название площади связывалось с победой «красных», а Красная площадь и Кремль стали символами революции. После смерти В.И. Ленина в 1924 году был построен Мавзолей.

Мавзолей Ленина

Сначала он был деревянным, а затем по проекту архитектора А.В. Щусева был перестроен в мраморе. В 1930-е годы были построены гранитные трибуны, а вокруг кремлевской стены посадили ели. Памятник Минину и Пожарскому был перенесен. Покрытие из булыжника было заменено на брусчатку.

В 1990 году комплекс Московского Кремля и Красной площади были включены в состав списка всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Поэтому серьезных видоизменений в облике этих исторических мест с этого времени быть не должно. Историки надеются, что выполненные работы по восстановлению Иверских ворот и собора Казанской Божией Матери в начале 90-х годы должны стать последними.

Воскресенские (Иверские) ворота

К сожалению, иногда здесь, в самом сердце нашей родины, проходят мероприятия, не предназначенные для исторических мест. Так для прошедшего на Васильевском спуске этапа кубка мира по мотофристайлу было завезено 250 самосвалов песка. Из-за ветра пыль летела на отреставрированный храм Василия Блаженного и во внутрь его.

Красная площадь открыта для посещения туристов круглосуточно. В отдельных случаях, когда идет подготовка к большому празднику, посещение ее закрывают. Планируется капитальный ремонт брусчатки. Ее замену будут делать частями. Для гостей площадь закрываться не будет. В последние годы зимой рядом с ГУМом заливают каток. Его размер достигает 3 тысяч квадратных метров (около четвертой части Красной площади) и вмещает он до 500 человек. Работает гардероб, прокат коньков. Организована встреча Нового года. В праздничные дни  выступают знаменитые артисты.

Проход на Красную площадь у Исторического музея

Путешествие сквозь время

Собор несколько раз был на краю гибели. В 1812 году во время войны с Наполеоном здесь размещались французские конюшни, в Москве полыхали пожары, а храм заминировали, чтобы взорвать. Вопреки всему, он сохранился, будто сама Богородица оберегала его. Разграбив ценности, завоеватели оставили церковь. Во времена запрета на богослужения храм Василия Блаженного не тронули.

В 1918 году собор взят под охрану государства как памятник национального и мирового значения. Богослужения совершались регулярно до начала XX века. Последнего настоятеля храма Иоанна Восторгова расстреляли.

С 21 мая 1923 года собор открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. В 1928 году храм стал филиалом Государственного исторического музея и является им поныне. В соборе проведены 4 глобальные реставрации. В 1990 году Покровский собор включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 года Русской Православной Церкви разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и в соборе Василия Блаженного. Первое богослужение в храме состоялось на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1991 года.

2001 год – начало реставрационных работ в храме, продолжавшихся 10 лет. На восстановление интерьера 10 церквей потрачено 390 миллионов рублей. В 2008 году собор вошел в «семерку чудес света» России. 15 августа 1997 года после реставрации открыта церковь Василия Блаженного с регулярным богослужением.

Внешний вид Собора Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного может похвастаться дизайном, не имеющим аналогов в России, что свидетельствует о блестящем таланте его создателей, осмелившихся нарушить традиционные каноны религиозной архитектуры. Его девять башен увенчаны луковичными куполами цвета конфет, излучающими веселье и радость. Каждая башня украшена слоями карнизов, кокошников и окон; цветочные мотивы змеятся вверх по крыльцам, лестницам и галереям; геометрические плитки и узоры подчеркивают кирпичную кладку.

Первоначально Собор Василия Блаженного не являлся тем буйством красок, которое мы видим сегодня, а имел строгий красно-белый фасад. В XVII и XVIII веках сменявшие друг друга императоры и императрицы значительно изменили облик собора. Были добавлены кирпичные веранды и галереи, многоцветная краска и плитка украсили фасад, а декоративные купола обрели свои яркие цвета и дизайн.

Уникальный во всем

Девять стоящих самостоятельно цилиндрических строений расположены на общем фундаменте и объединены двумя круговыми галереями – внутренней и внешней. Раньше галереи назывались гульбищами. Изначально внешний обход был открытым, своды пристроили позже. Внутренняя галерея состоит из сводчатых переходов. Ансамбль дополняют два белокаменных крыльца, ведущих на второй этаж, расположенных на западной стороне храма. Кроме того, как указывалось выше, c северо-восточной стороны пристроена церковь Василия Блаженного, а в XVII веке собор дополнила колокольня, имеющая форму шатра. Центральная церковь храма, названная в честь Покрова Божьей Матери имеет высоту в 60 метров.

Строительство

Собор архитекторы строили из кирпича – материала по тем временам довольно нового и непривычного (обычно при строительстве храмов зодчие использовали белый тёсаный камень). В западной части храма мастера смогли даже выложить перекрытие из кирпичей, проделав в них круглые отверстия, вставив металлическую скрепку и надежно скрепив между собой.

Уже на первоначальном этапе архитектор столкнулся с первой проблемой: здание нужно было построить на песчаном рыхлом и влажном грунте (сказывалась близость протекающей поблизости Москвы-реки), из-за чего было невозможно сделать глубокий фундамент (фундамент храма имеет глубину в несколько метров). Чтобы разрешить ситуацию, архитекторы применили очень интересный ход: опирается массивная конструкция храма на состоящий из нескольких помещений подклет – нижний этаж, высота которого составляет шесть, а ширина стен – три метра, при этом подклет имеет очень мощные своды и перекрытия.

В качестве строительного материала для нижнего этажа было решено остановиться на белом известняке: его способность хорошо впитывать влагу, давала возможность минимизировать риск подтопления в случае наводнения. После того как подклеты были установлены, на них поставили восьмиугольные основы, на которых планировалось возвести будущие храмы (таким образом, основа здания внешне напоминала пчелиные соты и отличалась повышенной прочностью).

Попасть сюда было непросто – о лестнице, ведущей из церкви Покрова Божьей Матери, знали лишь несколько человек, а впоследствии и этот узкий проход был замурован. Обнаружили ход лишь в 1930 г., когда проводили реставрационные работы, сейчас в помещениях подклета хранятся иконы собора.

Интересный способ применили архитекторы, создавая акустику внутри собора (метод нередкий при строительстве древнерусских церквей): для того, чтобы создать хорошее звучание, в стены храма архитекторы вмонтировали глиняные горшки, голосники, направив их горловинами в сторону внутреннего пространства здания. Такой метод давал возможность облегчить давление на несущие части храма.

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

Предания старины

Собор возведен в 1555-1561 годах на Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке, по велению Ивана Грозного. На месте, где красуется собор, в XVI веке соорудили оборонительный ров глубиной 13 и шириной 36 метров, проходивший вдоль кремлевской стены через Красную площадь. Ров засыпали в 1813 году.

Царь, отправляясь на покорение Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды – дал обет Богу построить невиданный прежде храм на Руси, если победит нашествие врагов.

Строили храм 6 лет только в теплое время года. Согласно легенде, царь наблюдал за строительством с башни на кремлевской стене. Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном неповторимом экземпляре, зодчих собора Барму и Постника по приказу Ивана Грозного ослепили.

Во время Великой Отечественной войны храм замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. После войны Сталину предлагали убрать собор как помеху для проведения победного парада. Каганович, показывая Сталину макет площади, приготовленной для парада, убрал изображение храма. Сталин резко оборвал его: «Лазарь, поставь на место!» С тех пор неприкосновенность храма ни у кого не вызывала сомнения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector