Доклад-сообщение алтайский край 2, 3, 4 класс кратко

Необычные традиции и обычаи народов Казахстана

Некоторые обычаи и традиции народов Казахстана для жителей других стран кажутся удивительными и даже абсурдными, однако они формировались веками и некоторые из них занимают важное место современном быту казахов. Правило четырех подносов – «табак карту»

Согласно этому правилу на празднике сервируется несколько подносов с мясом, каждый из которых предназначен для гостей согласно их возрасту, статусу и близости родства

Правило четырех подносов – «табак карту». Согласно этому правилу на празднике сервируется несколько подносов с мясом, каждый из которых предназначен для гостей согласно их возрасту, статусу и близости родства.

«Кара шанырак» — эта древняя традиция, которой сейчас не придерживаются. Согласно этой традиции старший сын, рожденный в семье, отдавался на воспитание родителям отца. Считалось, что он переймет у них мудрость и жизненный опыт. Младший же сын оставался с родителями и обязан был жить с ними всю жизнь. Он должен был ухаживать за ними, помогать по хозяйству. Желание ребенка при этом не учитывалось.

«Тыйым» — запреты. В Казахстане существуют запреты, казалось бы, на самые обычные вещи. Например, непринято дарить острые столовые предметы и собаку. Считается, что это приведет к раздору и несчастьям. Запрещается свистеть в доме – не будет достатка в семье. Нельзя переходить дорогу перед старшими людьми. Казахи считают, что это обрезает век пожилого человека. Нельзя после ужина оставлять еду на столе. Считается, что духи и демоны устроят пиршество. Нельзя оставлять открытыми сундуки, шкафы, полки – демоны заберутся в жилище.

На самом деле для многих запретов есть практическое объяснение. Большинство из них направлено на воспитание в человеке чувства уважения к старшим или поддержание дома в чистоте и порядке. Культура и традиции Казахстана – это неисчерпаемый кладезь мудрости, который бережно хранят и оберегают. А жители этого государства – одни из самых патриотичных в мире.

Снежный барс

Самым известным, даже легендарным, из диких животных Казахстана является снежный барс, или ирбис (Uncia uncia). Он изображен на некоторых ранних скифских золотых украшениях, которым более 2000 лет. Поскольку снежные барсы являются одними из самых застенчивых и скрытных млекопитающих на планете, живущие в труднодоступных местах, их почти никто не видит. Его предполагаемая склонность к убийству домашних животных (овец и коз) часто вызывала опасения у сельских жителей. Однако неприступность обеспечила этому животному мифическую репутацию, которая будоражит воображение человека с незапамятных временах.

У снежного барса длинный густой сероватый мех, покрытый темными розетками и пятнами. Он может достигать веса взрослого мужчины (около 70 кг). Длинный хвост (до 1 м), используется животным для поддержания равновесия в сложной скалистой местности. Многие из историй, связанных со снежным барсом, вероятно, апокрифичны. Хотя, считается, что он обладает отменными способностями к передвижению и может совершать 7-ми метровые прыжки.

В настоящее время предпринимаются серьезные попытки сохранить среду обитания ирбиса, и заметно снизилась угроза браконьерства. Тем не менее, до сих пор на рынках Дальнего Востока продаются незаконные шкуры и части тела снежного барса.

Дома

На всю культуру государства всегда влияет климат и рельеф. В Казахстане большую часть территории занимают степи, холмы и низкие горы.

Культура сложилась кочевая – большая часть народа разводила лошадей и гоняла их от пастбища к пастбищу. В некоторых районах, конечно, было земледелие, но основной пласт культуры зародился в степях.

Раз народ кочует, то и дома должны быть переносными. До сих пор юрта считается самым совершенным переносным жилищем: собирается она за час, а разбирается в течение получаса при должной сноровке. Очень удобно для недолгих стоянок, при это юрта теплая, устойчивая к ветрам и легко перевозится парой лошадей.

Состоит юрта из каркаса и покрытия. Каркас обычно изготовлен из дерева, включает складную круговую стену, жерди купола и полукруглое навершие. Самое сложно в изготовлении именно навершие, оно называется шанырак.

Покрытие верша традиционно войлочное. Плести войлок является традиционным ремеслом, а сам материал идеален для любой непогоды. Иногда юрту обтягивают шкурами, а сейчас и современными материалами.

Внутри полноценное жилище – в центре ставится очаг, на земле расстилают ковры и шкуры. Там едят, готовят, спят и встречают важных гостей.

Сегодня большая часть населения живет в городах, в квартирах или деревенских домиках. Но примерно треть населения все еще ведет кочевой образ жизни. У них спутниковые телефоны, солнечные батареи и юрты, по комфорту не уступающие качественному дому.

Отношение к старшему поколению

С младенчества казахские дети усваивают принцип уважительного отношения к старшим членам семьи в частности, а также старшему поколению в целом. Глава рода для семьи казахов является самым почитаемым человеком. Каждая семья в Казахстане стремится знать свой род до седьмого колена и дальше.

«Как ты будешь относиться к отцу, так твои дети отнесутся к тебе» — именно это слышат младшие члены семьи весь период своего взросления. В Казахстане не принято спорить со старшими, грубить им, обижать или не слушаться их советов.

Кара шанырак – это древняя казахская традиция, когда младший сын в семье обязан оставаться жить с родителями до их смерти, независимо от собственного волеизъявления.

Привязанность к предкам исходит из религиозного течения тенгрианства. Доисламская религия тюрко-монгольских кочевников со временем претерпела большие изменения под влиянием буддизма, ислама и христианства, но у казахов остались многие обычаи, которые прямо вытекают из этой религии.

Воспитание

Рождение ребенка в казахской семье всегда было и остается радостным событием. Есть древняя казахская поговорка: «Дом с ребенком подобен празднику, без ребенка – усыпальнице». К воспитанию детей в Казахстане подходят очень трепетно. Существует много обрядов, связанных с этим. С самого младенчества выполняются ритуалы. Казахи трепетно относятся к своему чаду, вкладывают в ребенка любовь и заботу с первых дней жизни.

Один из первых ритуалов в жизни ребенка – «бесике салу». Это настоящая церемония, во время которой ребенка впервые укладывают в его люльку. «Кыркынан шыгару» – это традиция купать младенца, когда ему исполнится 40 дней. «Тусау кесу» — это традиция перерезать веревки, завязанные на ножках, перед тем, как ребенок сделает свои первые шаги. Это символизирует избавление от пут и легкую жизненную дорогу.

До 5 лет воспитанием и уходом за ребенком всецело занимается мать. Она его кормит, учит читать, считать, помогает обрести элементарные навыки. По достижению 5-летнего возраста отец учит малышей заниматься хозяйством, детей приобщают к посильному труду, развивают навыки взаимопомощи, воспитывают в них трудолюбие и усердие. Есть древняя поговорка: «До 5 лет почитай как дитя, с 5 как раба, с 15 как равного себе».

По национальным традициям Казахстана принято проводить процедуру обрезания крайней плоти мальчикам в возрасте от 5 до 7 лет. Раньше мальчиков и девочек до 6 лет воспитывали вместе, а по достижению этого возраста разделяли. Сейчас этой традиции не придерживаются. Братья и сестры живут в одном доме и растут вместе.

Существует интересное поверье, что если во время рождения ребенка окотился домашний скот, то новорожденное животное считалось символом и собственностью ребенка. Его  растили так же бережно, как и малыша и ухаживали за ним. Считается, что если животное погибнет или заболеет, то это сулит несчастье и беды для его хозяина.

Праздник Наурыз

Наурыз – праздник весны. Он пришел в современный мир еще со времен язычества и идолопоклонения. В Казахстане этот праздник отмечают три дня – с 21 марта – день весеннего равноденствия по 23 марта. Считается, что именно в этих числах весна побеждает зиму и вступает в силу, принося с собой тепло и солнце. Начиная с этих дат, перелетные птицы возвращаются в свои гнезда, просыпаются дикие звери после зимней спячки, насекомые вылезают из-под земли. Этот праздник является символом новой жизни и обновления природы. Наурыз в Казахстане еще называют вторым Новым годом.

Традиционно священным в Наурыз считается число «семь». Казахи готовят особый суп – «наурыз-коже» из семи ингредиентов и насыпают его в семь мисок, которыми угощают семь аксакалов – мудрых старцев. Считается, что если наесться этим блюдом досыта, то следующий год принесет с собой достаток и богатство. В этот день ходят в гости в семь домов и встречают у себя семь гостей. Это символизирует дружбу и гостеприимство народа.

Традиции Наурыза в Казахстане соблюдаются и в современности. Традиционно играют в «тогуз кумалак» — интеллектуальная игра на логику для взрослых и детей. «Казакша курез» — национальная борьба — увеселительное представление среди спортсменов. «Алтыбакан» — традиционное катание на больших качелях. Также устраиваются конные скачки и выставки лошадей.

На территории страны были одомашнены первые лошади

Во времена палеолита изображения лошадей были частыми на стенах пещер. Однако это были дикие животные, и рисовались они как объект охоты.

Процесс приручения лошадей с целью использования их в сельском хозяйстве и домашних делах – событие значимое и важное. По историческим данным, это произошло к началу 4 тысячелетия до нашей эры в ботайской культуре (современный Казахстан)

То есть на территории этой страны были одомашнены первые лошади.

Со второй половины 4 тысячелетия и до конца 3 тысячелетия домашняя лошадь стала неотъемлемой частью культуры народов, проживающих на территории Евразии. Лошади использовались в сельском хозяйстве и военном деле.

Национальные традиции Казахстана

Уважение к старшим

Это одна из самых основных и главных традиций Казахстана. Она прививается еще с детства. Малышей учат культуре общения и поведения с взрослыми и пожилыми людьми. Ценность уважения очень важна для казахов. Считается, что именно на нем строится благополучие, а взаимопонимание – путь к счастью и миру. У народа есть немало поговорок об этом.

«Человек – раб того, кто его уважает». Эта поговорка очень популярна. Люди считают, что ни один человек не станет делать зло, тому, кто проявил к нему уважение и почтение, а наоборот станет более благосклонен и учтив.

Гостеприимство

Невозможно побывать в Казахстане и не обратить внимания на гостеприимность этого народа. Некоторые из обрядов канули в лету, но часть из них соблюдается и до сих пор. Существуют строгие правила приема гостей. Пришедший, даже нежданный гость, всегда оказывается в центре внимания. Его радушно приветствуют, усаживают во главе стола, предлагают лучшие яства. Не доесть что-то с тарелки считается дурным тоном и неуважением к хозяевам, поэтому порции всегда небольшие. Отсюда пошла традиция маленькой посуды.

Рассказать о традициях Казахстана кратко – невозможно. В древности напоследок гостю обязательно дарился подарок. Чаще всего это был шапан – халат. Такая традиция называется «Ат мингизип шапан жабу». При прощании принято благословить уходящего.

Белкотерер – это традиция угощения гостей преклонных лет.  Хозяева, таким образом, выражают свое уважение и заботу к старшему поколению. Конаккаде – это традиция, придерживаясь которой гость обязан подарить подарок хозяину дома. Это может быть как что-то материальное, так и стих или песня.

Бытовые традиции

Тизе Бугу – обычай преклонения колена при входе в чужой дом. Считается, что таким образом гость выражает свое глубочайшее уважение к хозяину и просит разрешения войти. Сейчас эта традиция встречается редко, но раньше человек, не выполнивший такой обряд, считался невеждой и мог быть выгнан из дома хозяина.

Традиция помощи нуждающимся – Жылу — одна из самых благородных. В Казахстане вопрос благотворительности укоренился на уровне обычая. Его придерживаются и сейчас. Помощь малообеспеченным гражданам, пострадавшим после пожара или стихийного бедствия, больным и немощным стала обычным делом для любого казаха. Считается, что ушедшее на благо вернется в двойне. Люди без раздумий стремятся протянуть руку помощи друг другу. Они делятся продуктами, предметами быта, одеждой, предоставляют крышу над головой.

Одежда

Не так уж много у кочевников способов создать материальную культуру. Одним из способов оказалась одежда. Одежда показывала статус человека, его семейное положение и благосостояние. При этом, именно традиционная повседневная одежда имеет одинаковый покрой и для Хана, и для крестьянина, отличаются материалы и украшения.

Общие черты

Привычными материалами были хлопок, лен, шелк, войлок, шерсть и шкуры. Все зависело от сословия, климата и работы. Например, из шкур шили одежду именно кочевники – шкуры лучше всего подходят для степи, да и материала вокруг больше, чем того же шелка.

Все носили сапоги, в любое время года. Летом это сапожки из тоненькой кожи, зимой обувь утепляли мехом. В итоге никто не мерз зимой, не потел летом, сапоги оказались наилучшим решением для степи.

Шапка от коварного солнца. У женщин головной убор определял еще и семейное положение, а у мужчин статус. Но с непокрытой головой никто не ходил, да и сейчас не рекомендуется.

Мужчины

Важная, но не статусная деталь – штаны и нательная рубаха. Они были у всех и, как правило, хлопковые. А сверху обязательно шел шапан – халат, который показывал статус владельца и его благосостояние. Летом на голову надевали колпак или тюбетейку, а зимой – меховую шапку определенного покроя.

Женщины

Традиционно женщины носили платья свободного кроя. А женственность придавалась камзолом или шапан. Зимой носили шубы.

Статус показывался материалами, когда вместо хлопка и ситца использовались бархат и тонкий войлок. Цветом, например, красный цвет могли носить только девушки до 30 лет. И украшениями.

Понятно, что более богатые дамы могли себе позволить более дорогие украшения, и их было больше. Но количество украшение должно было уменьшаться пропорционально возрасту.

На голову до рождения первенца надевали шапку особого покроя. Особо выделяется головной убор невесты – Саукеле. А после появления ребенка – тюрбан из белой ткани.

Рептилии

К наиболее типичным пустынным животным Казахстана относятся пресмыкающиеся. Будучи хладнокровными, они легко переносят суровые условия жаркого лета и чрезвычайно холодной зимы. Есть три вида ядовитых змей, а именно два вида гадюк и мокасины, родственные с американской гремучей змеей. Есть также несколько не ядовитых разновидностей. Возможно, столь же грозным, как змея, является редкий среднеазиатский серый варан (Varanus griseus) – вид одних из самых крупных в мире ящериц и довольно агрессивных, когда загнаны в угол. Гекконы и черепахи также распространены в пустынных районах Казахстана.

Казахское гостеприимство

О гостеприимности казахского народа ходят легенды. Гостеприимство называют национальной чертой народа, подкрепленной многими обрядами в повседневной жизни.

Например, если на новое место въезжают новоселы, то ближайшие соседи обязательно приглашают их поужинать. Так упрочняются социальные связи, а новые люди легче вливаются в общину. Традиция называется «Ерулик».

Еще один обычай именуется «Бата». Бату произносят старшие аксакалы рода в благодарность за гостеприимство, хорошее отношение и вкусную пищу. Бата читается в стихотворной форме.

Аксакал в Казахстане – это глава рода, самый старый мужчина в семье.

Случайных путников, а также приглашенных гостей казахи угощают самой вкусной едой. Это правило соблюдается строго. В старину те хозяева, которые плохо угостили путника, могли лишиться верблюда, либо лошади, так как им выписывался своеобразный «штраф». Предки казахов были кочевниками, поэтому остановка в незнакомом доме была делом обычным. Данный обычай носит название «Конакасы».

«Конаккаде» — еще один ритуал, связанный с гостеприимством. Так хозяин дома имел право попросить гостя исполнить песню, либо поиграть на музыкальном инструменте, чтобы проверить его умения и получить благодарность за теплый прием.

Дорогих гостей в казахском доме привечают особо. Раньше уважаемому человеку, посетившему дом, дарили коня, соболиную шубу, верблюда, либо персидский ковер или саблю. В подарок отдавались самые ценные вещи в доме, чтобы выказать уважение значимому члену общины. Традиция носила название «5 ценных вещей». В наше время, в некоторых деревнях Казахстана этот обычай еще имеет силу.

Высокая нравственность казахов не снижается и сегодня. По-прежнему, среди народа действует традиция «Белкотерер». Для пожилых людей, нуждающихся в уходе, казахи готовят специальные «мягкие» угощения: мед, масло, колбасу, творог, кумыс.

Природоохранные мероприятия

Природные ресурсы – это все то, что существует в природе и используется человеком для его существования и хозяйственной деятельности.

Природные богатства области дают все необходимое для удовлетворения потребностей населения и развития хозяйства. Но как бы велики они не были, если не заботиться об их сохранении и правильном использовании, они будут истощаться, потому что человек нередко нарушает закономерности их протекания и своей деятельностью вызывает нежелательные для него самого изменения.

В результате этого в области значительно сокращаются площади лесов, исчезают многие виды животных и растений, увеличиваются площади, подвергающиеся эрозии, усиливаются процессы антропогенного загрязнения воды и воздуха. Поэтому охрана природы области становится серьезной проблемой.

Первый закон об охране природы Казахстана был принят в 1962 г., он предусматривает охрану и бережное отношение не только к природным богатствам, вовлеченным в хозяйственное использование, но и к неэксплуатируемым богатствам.

В настоящее время появляются новые законодательные документы по вопросам охраны природы Казахстана. Самой массовой природоохранительной организацией является Республиканское общество охраны природы, филиал которого имеется и в Павлодаре.

Одним из важнейших мероприятий по охране природы является создание особо охраняемых территорий: заповедников, заказников, национальных парков и памятников природы. Государственные заповедники в Павлодарской области отсутствуют, но есть заказники. Значительной особенностью заказников является то, что на их территории допускается ограниченное хозяйственное использование части природных ресурсов, но в определенные сроки и в той мере, в какой это не наносит вреда охраняемым сообществам. На территории области 2 заказника, Баянаульский национальный природный парк.

Семейные традиции в Казахстане

Семья – одна из важнейших составляющих жизни. Любовь и уважение в семье – одна из основ мировоззрения. Казахи очень трепетно относятся к семейным узам и своему роду. Есть огромное количество правил, на основе которых строится принцип семейной принадлежности.

Семейные традиции в Казахстане – одни из самых соблюдаемых. У этого народа принято вести родословную до седьмого колена. Это правило называется «жети ата» — «семь отцов». Таким образом, они стараются не забывать своих прародителей, чтить их память и уважать свое наследие. Также это помогает отслеживать кровные связи и не допускать близкородственных браков. «Адат» – это запрет на брак между людьми, которые имели общих родственников до седьмого колена. С практической точки зрения это снижает частоту генетических заболеваний и поддерживает здоровье нации.

Есть четкая градация родственных уз. Считается, что дети, рожденные от сына, более близки, так как, выходя замуж, девушка становится частью семьи мужа и ее дети считаются ближе его семье, чем ее. Ребенок сына его родителям становится внуком, а ребенок дочери – племянником. Так, продолжение рода и передача наследства происходит сугубо по мужской линии.

Уважение к родителям – важная часть семейных взаимоотношений. К старшим членам семьи принято обращаться на «Вы». Особого уважения, по мнению казахов, заслуживает мать и ее семья. Так говориться: «Почитай мать и семью ее за молоко ее, что тебя взрастило».

В составе России: потеря самостоятельности

Остальные регионы Казахского государства были включены в состав Российской империи в течение 1820-х – 1840-х гг. Этому способствовали внутренние противоречия между жузами и ханами, а также проигрыш Британии борьбы за владение Средней Азией. В результате чего, Старший, а затем и Средний жузы были присоединены к России. Если казахские ханства сначала обладали относительной автономией и самостоятельностью во внутренних делах, то потом эти права были ликвидированы. Причиной этого была политика лавирования отдельных казахских ханов между Китаем и Россией. Так правители жузов стремились найти оптимальный вариант развития, старались сохранить феодальную государственность казахов и вести собственную независимую внешнюю и внутреннюю политику.

В 1822 г. российское правительство приняло решение о полной ликвидации ханской власти и образовании на месте Казахстана отдельного округа. Эти изменения были закреплены в документе «Устав о сибирских киргзах», который разработал М. Сперанский. На основании Устава осуществлялось управление казахами. Россия стремилась превратить новых подданных в земледельцев, что вызвало сопротивление казахского населения. Время от времени вспыхивали восстания и локальные конфликты, что вызвало только усиление власти Российской империи в этой части Евразийского континента. Во второй половины 19 в. сопротивление казахов было практически сломлено, и жузы стали управляться по русским законам.

Нахождение Казахстана в составе России имело следующие последствия для истории казахов и дальнейшего развития их государственных традиций:

  • Территории казахских жузов были поделены на отдельные области, без учета этнических границ.
  • Изменилось количественное соотношение оседлого и кочевого населения, проживающего в степях.
  • Стали возникать новые формы экономической и хозяйственной деятельности. В частности. Стали активно развиваться регионы, которые занимались оседлым скотоводством и оседлым земледелием.
  • Усилилась дифференциация общества, что вызвало отход большого количества казахов от ведения сельского хозяйства, и переход к промышленному производству. На фабрики и заводы устраивались работать, в основном, обедневшие крестьяне.
  • Изменился полностью характер торговли, которая стала теперь проходить в формах ярмарок. В торговлю стали проникать элементы ростовщичества и частного ведения хозяйства.
  • По территории Казахстана строились железные дороги, что способствовало развитию транзитной торговли, и установлению связей с другими регионами империи.

Доклад Алтайский край сообщение

На южной территории Западной Сибири расположился Алтайский край. Он граничит с некоторыми областями и республиками. Большая часть Алтайского края расположилась на равнине. Здесь преобладают черноземы и горно-подзолистые почвы. Некоторую часть занимают леса и распаханные земли. В этих краях хорошо развивается текстильная и легкая промышленность. Набрала оборотов деревообрабатывающая промышленность, металлургия, пищевая и химическая промышленность. Сельское хозяйство решило не отставать от остальных сфер. Здесь хорошо развито животноводство, этому способствуют местные степи. Люди заняты разведением птиц, растений, многие содержат пасеки и продают мясо.

Алтайский край – это удивительно красивые места, которые уже давно привлекают многих туристов. И, правда, чего здесь только нет. Начиная с прекрасной природы, а заканчивая старинными зданиями и памятниками архитектуры. Многие города могут принять туристов, и там есть, что посмотреть и куда отправиться. Горный рельеф и красота местных рек, придают, словно определенную атмосферу. Живописный ландшафт украшает старинные этнологические памятники. Здесь очень много разнообразных курганов и могильников. Кроме этого, любители раскопок и старых построек найдут здесь остатки древних поселений. Отличным местом для приезжих альпинистов стали местные горы. Только в Алтайском крае можно совместить катание на лыжах с отличной охотой. Алтайский край славится своими курортами и лечебными источниками. Многие приезжают в эти края, чтобы оздоровиться и принять лечебные грязевые ванны.

Животный и растительный мир Алтайского края довольно разнообразный. Многие представители и того, и другого мира занесены в Красную книгу. Нашли свой дом в этих краях разнообразные насекомые, беспозвоночные и земноводные. Много здесь птиц, которые отлично приспособились и привыкли гнездоваться

Большое внимание отводиться пушным и копытным зверям. Из-за деятельности человека сильно уменьшилось количество многих животных

Мало в природе осталось белок, медведей, лося, выдр и бобров. Все это может привести к исчезновению этих животных в Алтайском крае. Богата и растительность, которая представлена кустарниками, лугами, лесами и степями. Здесь растет много лишайников, сосудистых растений и мхов. Богаты алтайские земли полезными ископаемыми. Здесь много залежей угля, золота и руд. Цветные камни и минералы, бокситы и лечебные грязи – это все самые настоящие богатства, имеющиеся здесь.

2, 3, 4 класс, кратко

Кухня

Кухня Казахстана сформировалась под влиянием узбекской, татарской, русской и уйгурской кулинарных традиций. Главные продукты питания – мясо, кисломолочная продукция, овощи.

В Казахстане туристам мы рекомендуем обязательно попробовать бешбармак (баранье мясо с лапшой), манты (сваренные на пару пельмени, начиненные бараниной), каурдак (жаркое из картофеля и баранины), бульон «сурпа», казы (колбаса из конины), и, конечно, плов.

Традиционные безалкогольные напитки в Казахстане — кумыс из кобыльего молока, шубат из верблюжьего молока, кымыран из смеси молока и кипяченной воды, и, конечно же, чай, в который добавляют молоко.

Государство казахов

В начале 16 в. в степях современного Казахстана возникло первое государство казахов. Это произошло во время правления хана Касыма. В дальнейшем его преемники стали расширять границы государства – формировались жузы в Центральном, Западном Казахстане, в Семиречье. Этими объединениями управляли кланы, возглавляемые ханами. Правили они самостоятельно, но видимость единства Казахского государства постоянно поддерживалось. Но периоды спокойствия в стране уступали длительным междоусобным войнам за власть, территории, богатства.

Такое скачкообразное развитие – от спада к подъему – было характерно для большинства государств того времени, которые существовали в Европе и Азии. Когда наступали периоды относительной стабильности, правители Казахстана делали все возможное, чтобы укреплять границы государства, проводить реформы. Например, во второй половине 16 в. были кодифицированы нормы обычного права, определено государственное устройство ханства.

Тем не менее, удержать Казахстан от распада было сложно, поскольку не был сформирован единый торговый рынок, единая экономическая и политическая система. Этим пользовались внешние враги, например, монголы. Их представители заключали отдельные сепаратные союзы с казахскими ханами.

Свадебные обычаи казахов

Казахская свадьба – грандиозное событие, связанное с множеством ритуалов, соблюдать которые обязаны все новобрачные. В старину мужчина сватался к девушке через жену брата. Невеста могла не видеть своего суженого до самой свадьбы, а если он ей не нравился, она не имела права ослушаться родителей.

Теперь, как и в прошлом, в дом девушки приходят сваты с подарками. Кольцо невесте дарит жена брата, а не жених. День свадьбы назначают старейшины рода, хотя также прислушиваются к мнению молодых.

Так называемый «калым» за невесту теперь платят не все родители жениха, но семьи из сел и деревень стараются чтить обычай, отдавая семье невесты скот, дорогие ткани и украшения.

Когда «калым» уплачен, жених имеет право впервые навестить невесту в ее доме. Затем молодым позволены редкие свидания до свадьбы под присмотром родителей.

После веселой свадьбы с конкурсами и состязаниями, песнями и танцами, молодых отправляют в свадебный шатер. Когда бракосочетание состоялось, отец невесты назначает день проводов любимой дочери и дарит всем родственникам жениха одежду.

Кухня

Кухня страны – кочевая, то есть блюда готовятся быстро, хранятся долго. Да и продукты – баранина, конина и редко другие виды. Глобально, кухня будет посередине между Китаем и Россией, и на родственных соседей, вроде Киргизов, очень похожа.

Бешбармак

Вы наверняка слышали это название! Конина или баранина отваривается до крепкого бульона, в бульоне плавают кусочки мяса, отваренного теста, травы и специи.

Молочные продукты и напитки

Кто не слышал о кумысе? Кумыс – забродившее кобылье молоко. Или Айран (Тан) – он продается буквально в каждом магазине Москвы. Это соленая молочная сыворотка, говорят, очень помогает восстановить здоровье после праздников.

А еще соленые сыры, творог, кисломолочные продукты. Все не перечислишь. И тандырные лепешки! Я их обожаю, а вы? Подобно Китаю, ни одно мероприятие не проходит без чайной церемонии. Только заваривают чай на молоке или сливках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector