Старый замок в гродно, беларусь: история, описание, фото

Новый замок Гродно

После разрушения королевской резиденции буквально через несколько лет началось новое строительство. На этот раз использовать старый фундамент не стали и немного перенесли сооружение в сторону, присоединив его к уже имеющимся фрагментам стен. Получилась П-образная конструкция, объединенная старинным мостом.

В XVIII веке замок стал летним дворцом для литовского короля Августа, часть помещений была оформлена для личных покоев монарха, вторая половина отдана под приемы и торжественные мероприятия. Особенно выделялся изяществом и обилием света Алебастровый зал.

Роскошь внутреннего убранства прекрасно гармонировала с нарочито строгими линиями внешней архитектуры, балы и приемы с участием послов, польских князей и других важных персон, проводились регулярно и с большим размахом. После утраты Речи Посполитой своих позиций на политической арене, шумная светская жизнь в замке почти прекратилась.

В ходе бомбежек во время Второй мировой войны внутренняя часть большинства покоев и залов выгорела и восстановлению не подлежала. Реконструировали только само здание и часть хозяйственных построек, превратив их в исторический памятник и передав в ведение археологического музея.

Вдохновила музыка

Необычные музыкальные инструменты, сделанные Игорем Адасиком, можно увидеть в Музее истории Городницы в Гродно. Здесь проходит выставка, на которой представлены работы нашего гостя и мастера народных инструментов из Одельска Марьяна Скрамблевича. 

Интерес к созданию музыкальных инструментов появился у нашего героя с рождением дочери. Развлекая ее погремушками, он задумался над тем, как сделать похожие музыкальные «игрушки» для взрослых. Это было время увлечения электронной музыкой и фольком. Привнесение новых звуков в игру создавало особую атмосферу звучания. Постепенно у Игоря появились сделанные своими руками трещотки, коробочки, рогули, собственно, то, что называют белорусскими народными шумовыми инструментами.

Музыкальное наследие нашего героя сейчас насчитывает порядка 140 инструментов. Половина из них сделана своими руками. В основном это перкуссия (ударно-шумовые инструменты). 

Король польский

Поднимаемся по лестнице и попадаем на третий этаж. Здесь в каменице – эпоха Стефана Батория. Новая экспозиция рассказывает о короле, его жизненном пути и периоде правления. Под бдительным взором хозяина замка, изображенного на портрете, впитываем все самое интересное. Андрей Вашкевич замечает:

– Поскольку замок был перестроен и пика своего величия достиг во времена Стефана Батория, мы не могли не рассказать об этой выдающейся персоне. Королем польским и великим князем литовским Баторий стал в 1576 году. Представленная экспозиция  собрала в себе предметы интерьера, обмундирования пехотинца гарнизонной службы, вооружения тех времен. Из интересного – королевские регалии (реплики XX-XXI веков). Среди экспонатов – цветная реконструкция гравюры Ганса Адельгаузера и Матиаса Цюндта «Правдивое изображение города Гродно в Литве», которая датируется 1568 годом. Она очень подробно показывает город и его планировку примерно от Коложи до нынешнего проспекта Космонавтов в районе улицы Лидской. Кстати увидеть гравюру посредством 3D-маппинга и ощутить дух того времени удастся в четвертой комнате с экспозицией, повествующей о Гродно во времена правления короля.

Реконструкция Старого замка в Гродно

На рубеже 80-90-хх годов было принято решение реставрировать замок. Исследования археологов и архитекторов вылились в монографию «Стары Замак у Гродне» (1993). Было разработано два проекта реставрации замка – в готическом стиле времен Витовта Великого, и в стиле ренессанс эпохи Стефана Батория. В итоге от готической идеи отказались, сделав упор на вторую. В 1994 году был готов проект реставрации Владимира Бочкова, но уже в 1996 финансирование приостановили.

В 2012 году Совет Министров Беларуси утвердил программу “Замки Беларуси” и дело сдвинулось с мертвой точки. Гродненский Старый замок попал в список сооружений, которые планировалось отреставрировать и открыть для посещения туристов. Работы уже ведутся.

Планируется снести на территории замка все конструкции XX века, возвести стену по всему периметру Замковой горы. В дальнем конце от входа разместится так называемый уровень XII века. Здесь будет восстановлена Верхняя церковь. Над воротами будет надстроена башня. Еще одна башня появится слева от въезда. А вот все деревья на территории замка будут спилены – во времена Батория их там не было.

Первые средства на реконструкцию замка поступили в 2015 году – 2 миллиарда рублей.

Макет реставрации Старого замка в Гродно

На данный момент практически завершена первая очередь реконструкции – строительно-монтажные работы на южной стене и в двух башнях, обновление въездных ворот и водружение купола над ними. В конце 2021 года начнется вторая очередь реконструкции, во время которой предусмотрено восстановление дворца на территории замка.

Интересно, что во время реконструкции было найдено более 3 тысяч предметов различной исторической ценности. Один из самых ценных экспонатов шахматная ладья XIV века. Теоретически ее мог держать в руках лично Витовт.

И напоследок представляем Вас еще несколько фотографий и картин Старого замка в Гродно:

 

26459 Всего просмотров 13 Просмотров сегодня

Просмотров: 7454

Архитектура в миниатюре

Увлечение замками началось во времена работы жены Игоря в Купаловском университете на факультете истории. Однажды молодых людей попросили сделать для музея факультета макет Гродненского (Старого) замка времен Витовта. 

В этом году Игорь Адасик создал своего рода юбилейный,  20-й макет. Работа представляет собой Гродненский замок  XII века, который экспонируется в открывшемся после реконструкции в Старом замке. В планах – работа над Новогрудским замком. А еще завершение серии макетов об истории Сопоцкина. 

Как оказалось, над каждым макетом работала целая команда. Информацию искали в Беларуси и Польше, в архивах, привлекали известных исследователей архитектуры. Взять, к примеру, синагогу. Существует несколько фотографий здания, но все они разного времени. И синагога на них отличается в деталях. 

Проект сопоцкинской истории в макетах пока не закончен. Сегодня в Сопоцкинском культурно-туристическом центре, где размещается экспозиция, можно увидеть шесть макетов из восьми. Но это уже огромная работа. По ней проследишь, как жили наши предки на этих землях. Исследования продолжатся, скорее всего, в 2022 году. 

История создания Старого замка в Гродно

Укрепленное поселение, которое можно назвать прообразом будущего замка, на этом месте появилось еще в XI веке. Это была природная площадка, которую люди с северной стороны укрепили небольшим насыпным валом, а также рвом с северной стороны. По периметру вала шел плотный частокол. Сама же площадка изначально имела форму чаши – то есть чем ближе к центру, тем ниже был ее уровень. Это укрепленное поселение занимало стратегически важную позицию на границе славянских и балтских племен.

Впрочем, в таком виде замок просуществовал недолго. Судя по раскопкам где-то в XII веке здесь произошел сильный пожар, который уничтожил все строения замка. Существует мнения, что пожар был вызван во время осады поселения. Но после пожара замок очень быстро заново отстроился. Сгоревшие остатки поселения были засыпаны землей, а на их месте появилось новое, еще более укрепленное строение. На краю замкового вала возводится высокий и широкий (до 15 метров) вал из песка и суглинка. Для крепости вала внутри него были заложены дубовые бревна а с внешней стороны он был выложен камнями. С внешней стороны были построены деревянные стены-городни с боевыми галереями. На углах стен были поставлены башни. Постепенно на территории замка строились и хозяйственные строения. И если раньше все поселение находилось за стенами замка, то теперь оно формировалось снаружи. В частности на соседней горе, где теперь находится Новый замок.

Замковый дворик и новые башни

Для начала стоит предупредить, что открывается не сам Старый замок, а часть музейных помещений, которые разместились во вновь построенных во время первой очереди реконструкции зданий – в четырехэтажной башне и пристроенной к нему так называемой «каменице». Каменицу, к слову, многие историки называют архитектурной выдумкой, так как археологически раскопки не подтвердили ее существование.

Первым делом посетители смогут прогуляться по части внутреннего дворика Замковой горы, рассмотреть лепнину и внешние декорации новых построек, которые появились там, где раньше были руины старинных стен.

Касса находится на первом этаже аутентичной башни въездной арки XVI века, вход – слева от ворот. Начало экспозиции – на другом конце двора в здании четырехэтажной башни-новостроя.

В первый зал предложат зайти в верхней одежде. Здесь можно увидеть копию старинной полукруглой печки XVвека, а также часть археологических находок, обнаруженных во время раскопок на территории Старого замка.

Затем можно пройти в гардероб и продолжить прогулку по музею. Музейные экспозиции расположились в семи залах на четырех уровнях, которые посвящены разным этапам гродненской истории.

«Каменица» была деревянной

Одним из самых спорных моментов в проекте Бочкова является так называемая «каменица», которая будет примыкать к Наднеманской башне. В реальности-то ее никогда не существовало.

Это вымысел архитектора, вдохновленного гравюрой Маковского. Следует сказать, что гравюра имеет ряд нестыковок, которые заставляют исследователей относится к ней критически.

Вместо трехэтажной башни с пристроенной лестницей, как было в действительности, Бочков предлагает возвести четырехэтажную башню с выдуманной им же пристройкой.

Научной объективности ради было решено провести на месте «каменицы» раскопки — и не было найдено никаких следов фундамента. Но Бочков ловко обыграл ситуацию: оказывается, «каменица» была деревянной, поэтому и следов не сохранилось, а возводить ее нужно только из кирпича, потому что так было в первоначальном замысле королевского архитектора Санти Гуччи! Документальных подтверждений Бочков не предоставил: их не существует в природе, как и документального подтверждения того, что замок Батория спроектировал именно Гуччи.

Бурение на территории замкового двора для заливки бетонных свай. Мощный бур легко погружается в мягкий культурный слой времен Киевской Руси.

С въездной башней и галереей, соединяющей ее с дворцом, происходит еще больший вандализм. Архитектор Бочков увидел (опять же, на гравюре), что над вторым ярусом въездной башни был третий. И он должен быть, как и второй, соединен галереей с дворцом. Другими словами, это фантазия на фантазии, не подкрепленная никакими письменными источниками. Чтобы как-то оправдать свой вымысел, Бочков, составляя стратиграфию фасадов после снятия штукатурки, показал часть стены въездной башни как более позднюю перестройку. Но во время недавней разборки этого участка стены было видно невооруженным глазом, что никакой перестройки никогда не было и стена сложена из кирпича конца XVI века…

Галерея, соединяющая въездную башню и королевский дворец, была бережно отреставрирована в межвоенный период. В ходе недавних работ она была практически вся разобрана. Фото 1932 г.

Уничтожен фрагмент аутентичной стены XVI века. Скоро в этом месте будет достроен второй этаж галереи.

В итоге над галереей будет достроен еще один, придуманный, этаж, для усиления которого были разобраны своды XVII века. «Красота» требует жертв.

Подпорченный вид Несвижского дворца

Впервые про архитектора Бочкова заговорили в 2004 г. Тогда по его инициативе в Несвижском замке на одной из башен появился купол в форме луковицы с кокошниками.

Архитектор оправдывался: купол был спроектирован на основе гравюры Томаша Маковского начала XVII в.

Часовая башня Несвижского замка — до, во время и после реконструкции.

После того как стало понятно, что причудливая конструкция диссонирует со всей архитектурой замкового комплекса, было решено вернуть ей послевоенный облик. Но новый купол, сделанный на скорую руку, получился более высоким и более широким.

Таким образом, прихоть архитектора стала причиной того, что теперь над замком Радзивиллов возвышается некрасивая башня, которая испортила облик величественного памятника архитектуры.

Новый замок – одна из главных достопримечательностей Гродно.

Путешествовать по Гродненской области всегда интересно, поскольку здесь действительно есть, на что посмотреть и чем бесконечно восторгаться. Например, усадебный комплекс Новoго и Старoго замков. Именно эти сооружения наполнены огромным туристическим потенциалом и сохраняют в себе большую историческую ценность для всего государства.

История возникновения Нового замка в Гродно.

Новый замок возвели неподалеку от Старого замка в Гродно в те далекие годы, когда городом правил польский король и великий князь литовский Август III. Тогда это место предназначалось для резиденции королей Польши и князей Великого княжества Литовского в летний период. Специально для этого был приглашен знаменитый архитектор Карл Фридрих Пеппельман, который и спроектировал дом в стиле позднего барокко. Хоть Новый замок и отличается от Старого, однако архитекторам и строителям удалось сделать из них единый усадебный комплекс.

Объем Нового замка выглядит как буква «П», в котором окна в одном из корпусов выглядывают на красивейший и живописный Неман. Одна из главных особенностей всей постройки – несоответствие в стилевых оформлениях внутреннего и внешнего убранств. Фасад здания выглядит немного простоватым и скромным, чего нельзя сказать о внутреннем интерьере.

А произошел такой контраст благодаря вкусам и предпочтениям последнего короля Речи Посполитой Станислава II Августа Понятовского, который очень любил роскошь и постоянный праздник. Каждый гость замка не переставал поражаться и восхищаться внутренним убранством. Здесь на всю округу постоянно гремели роскошные балы, устраивались пышные обеды, а по приусадебной территории постоянно разъезжали кареты влиятельных сенаторов, послов и королей со всей Речи Посполитой. В этом великолепном месте проводились генеральные сеймы Речи Посполитой.

Новый замок можно разделить на два корпуса, один из которых предназначался для проживания владельцев имения, а второй – для заседаний сейма. В конце XVIII века при усадьбе построили еще и часовню с массивным куполом. В парадном дворе возвели еще одно хозяйственное помещение для нужд сейма, которое вскоре реконструировал знаменитый итальянский архитектор Джузеппе Сакко. Итак,  усадебная территория состояла из боковых построек, которые замыкались двумя флигелями и массивными воротами.  

В Новом замке произошло немало значимых исторических событий. Например, в 1793 году на одном из сеймов решили вопрос о втором разделе Речи Посполитой, который определил дальнейшую судьбу этого крупного и влиятельного государства, да и самого Нового замка. Земли, на которых он стоял, отошли Российской империи, и царская власть устроила замок под казармы и госпиталь.

Новый замок в Гродно и новейшая история.

К большому сожалению, во время разрушительной Великой Отечественной войны в ходе бомбежек строения Нового замка сгорели. Единственное, что осталось от него – это массивные въездные ворота с колоннами. Сегодня можно увидеть, как жила охрана королей, благодаря сохранившимся постройкам.

В 1952 году было решено восстановить Новый замок. За дело взялся талантливый мастер В. Вараксин, который несколько изменил внешний вид имения, переделав его в классическом стиле. От старой постройки остались лишь въездные ворота и несколько скульптур сфинксов. К слову, сегодня в замке можноустроить регистрацию бракосочетания, и молодожены в реальности смогут почувствовать себя королевским особами XIX века.

Резиденция королей

Старый замок и замок Вавель в Кракове — единственные сохранившиеся резиденции королей Речи Посполитой. Восстановление замка в Гродно началось в 2017 году. Реставрацию резиденции разделили на три этапа. Ремонтные работы по первой очереди подходят к завершению, и группа археологов начала раскопки у стен бывшего музея — королевского дворца. Для туристов часть экспозиции будет доступна уже этим летом.

— Будет это июль или август — посмотрим по мере завершения работ, так как по строительным нормам нужно выдержать время сушки шпаклёвки, — проводит экскурсию по замку Оксана Коханова, главный специалист Управления культуры Гродненского облисполкома. — По первой очереди уже выполнено около 80 процентов работ от запланированного. Остались небольшие отделочные работы, построение экспозиции и интерьеры 4-х залов. Помимо этого, посетители увидят мультимедийные презентации, которые расскажут об истории замка и его восстановлении.

Проект первой очереди вызвал много споров между историками. Одни считают, что замок нужно было оставить в таком виде, каким он был. Вторые, что некоторые детали проекта архитектора и одновременно научного руководителя Владимира Бачкова не соответствуют историческим фактам периода, под который восстанавливают замок (XVI век).

В ходе реставрации на сооружении со стороны Немана появилась башня. Восстановили въездную «браму» и мерную избу — ряд жилищно-хозяйственных построек для обслуги и хозяйственных работ. Вероятно раньше они были деревянными, сейчас же их возвели из газосиликатных блоков и кирпича. Внутри еще ведутся подготовительные работы к выставке. Сейчас изготавливаются специальные витрины. Предметы для построения музейной экспозиции подобраны и ждут своего часа. Заканчивается благоустройство территории по первой очереди.

Экспозиция расскажет о ранней жизни замка: от его становления (XII век), вхождения Гродно в состав ВКЛ и правления Витовта, борьбы с крестоносцами (XIII-XV века) до назначения Стефана Батория королем.

— Летом откроется шесть экспозиционных залов, но предполагаются еще 4 интерьерных зала. Прорабатываются интерьеры королевской бани, спальни чиновника того периода, алебастрового зала и каплицы. Все это удастся реализовать в течение двух лет, — рассказывает специалист.

Справка о Новом замке в Гродно:

Местонахождение: в историческом центре Гродно, на правом берегу Немана (Гродненский район)

Год строительства: 1742 год

Год разрушения: –

Материал постройки: камень

Структура: каменный дворец расположен на природной горе около впадения реки Городничанки в Неман

Текущий статус: сохранился

История создания

Во время Северной войны Старый замок в Гродно, который был резиденцией королей Речи Посполитой, сильно пострадал. Его пытались восстанавливать, но это требовало не только больших денег. К тому же строение уже давно не соответствовало стандартам обороны. Поэтому было принято решение о строительстве новой резиденции.

Новый замок был заложен во время правления короля польского и великого князя литовского Августа III в 1737 году. Этот монарх очень любил роскошь и жизнь на широкую ногу. Поэтому, несмотря на экономический кризис в стране, денег на дворец не жалели. А его проект менялся несколько раз на протяжении строительства. Первым архитектором замка был Карл Фридрих Пёппельман. Позже стройкой руководили Иоганн Фридрих Кнёбель и Йохим Даниэль Яух. Замок был сдан в 1742 году, но полностью строительство было окончено лишь в 1751 году.

Но стоит отметить, что монарх редко заезжал в Гродно с визитом, поскольку считал этот город обычной провинцией. А потому и дворец начал быстро разрушаться. В 1789 году проводится его реконструкция, которой руководит Джузеппе де Сакко.

Структура Нового замка в Гродно

Во многом структура Нового замка обусловлена его местонахождением в городе – на возвышенности на правом берегу Немана, рядом со Стырым замком. Территория для стройки была ограничена, поэтому все здания размещались компактно.

Основные сооружения были выполнены в стиле рококо с вкраплениями барокко. Двухэтажный дворец из камня был построен в форме буквы “П”. Таким образом возле парадного входа образовалась своеобразная площадка, на которую могли заезжать гости в экипажах. Надо признать, это было типичным архитектурным решением того времени для подобных сооружений. Крыша дворца была покрыта коричневой черепицей. А вот здание было покрашено в розовый и белый цвета. Внутри дворца был расположен широкий вестибюль, зал и дворцовая каплица.

В правом крыле дворца находились королевские покои, в том числе и рабочие кабинеты. А в левом крыле находились слуги, хозяйственные помещения и охрана.

Политическое значение Нового замка в Гродно

Еще при строительстве Новый замок рассматривался как летняя резиденция монархов Речи Посполитой. Здесь проходили генеральные сеймы страны. С этим строением связаны и последние моменты жизни государства. В 1793 году на последнем сейме Речи Порсполитой здесь было подписано соглашение о втором разделе Речи Посполитой между Российской Империей и Пруссией, а в 1795 году последний правитель Речи Посполитой Станислав Август Понятовский именно здесь отрекся от престола. И продолжал жить во дворце вплоть до 1797 года.

Во времена Российской Империи во дворце располагались казармы российской армии, кадетский корпус и госпиталь.

Во время национально-освободительного восстания, 30 октября 1794 года, Тадеуш Костюшко провёл в гродненском дворце совещание с руководителями повстанческих отрядов Великого Княжества Литовского.

После восстановления в XX веке во дворце расположился Гродненский обком КПБ.

Замок сегодня

В июле 1944 года здание дворца сгорело из-за военных действий, из-за чего были уничтожены последние элементы исторической архитектуры. Восстановлен дворец был в 1952 году, правда в стиле неоклассицизма, а не рококо. Изменилась не только внешность, но и внутренности здания – оно было полностью приспособлено под административные нужды. Архитектором выступил В.Вараксин.

Сегодня в здании дворца находится часть экспозиции Гродненского историко-археологического музея.

4897 Всего просмотров 6 Просмотров сегодня

Просмотров: 1107

Это еще не конец

– Всего в замке будет восемь экспозиций, – уточняет Юрий Китурко. – Еще несколько помещений – замковая каплица, алебастровый зал, королевская баня и жилье королевского секретаря – включены в отдельный пусковой комплекс и будут сдаваться позже. Там предстоит большой объем работ, необходимо учесть множество художественных нюансов при оформлении, в том числе живописи, лепнине. Выполнять их будут не музейные работники, а ОАО «Белреставрация».

Что касается второй очереди строительства, которая включает реконструкцию королевского дворца и флигеля со стороны пожарного депо, то сейчас она находится на стадии проектирования. Предстоят сложные восстановительные работы. На данном этапе, по уточнению директора музея, выполнена работа по написанию исторической справки, завершены комплексные натурные научные исследования, сделано огромное количество зондажей внутри и снаружи дворца, проведены археологические раскопки, позволяющие понять, каким раньше было сооружение, подвергалось ли оно перестройкам. Все это ляжет в основу проекта второй очереди.

Двор, стены со стороны Городничанки и оставшуюся часть стены со стороны Немана со всеми прилегающими постройками включены в третий этап строительства. В планах создание подземного павильона, где будут экспонироваться руины Нижней и Верхней церквей, а также остатки так называемого княжеского терема.

Официальное открытие первой очереди Старого замка состялось в пятницу, 5 ноября. Посетителей ждут уже в субботу с 10.00 до 18.00.

Гродно в 3D-проекции

О жизни древнего города и его обитателях в XI-XIV веках просветит другая экспозиция. Здесь много интересных фактов посетители узнают о развитии гончарства, ткачества, кузнечного дела, земледелии и, конечно же, военных страницах истории. Например, борьбе с крестоносцами. Можно лицезреть найденные во время раскопок украшения, шахматные фигуры, деньги, товарные пломбы.

Необычная находка – золотое кольцо XIV века. Оно принадлежало богатому и знатному по происхождению человеку. Драгоценность украшена красным камнем, гнездо для посадки которого выполнено в виде голов зверей. Золотое украшение стало вторым по счету, найденным на территории Старого замка. Первое золотое кольцо нашли в 1949 году при раскопках на территории Нижней церкви

– В собрании музея есть несколько шахматных фигур, которые также будут интересны широкому кругу людей. Одна из них – сюжетная фигура, напоминающая настоящую ладью с отверстиями для весел по бокам и двумя воинами. По обе стороны бортов подвешены щиты. А вот пломбы, которые использовались для опечатывания почтовых грузов, свидетельствуют о широких торговых отношениях Гродно с другими городами, – описывает Андрей Вашкевич.

Очень удобно, что детальную информацию о каждом из экспонатов можно прочитать самостоятельно. В помощь – информационная панель. Пока все сведения о предметах представлены там на белорусском языке, но в скором будущем языковая палитра значительно расширится. Беспрепятственно обогатиться новыми знаниями смогут носители русского, английского, польского, литовского и китайского языков.

Как отмечают сотрудники историко-археологического музея, разработка мультимедийного контента –  отдельный, большой участок работы по созданию музейных тематических экспозиций. Каждое решение – это органичная часть общей концепции, современный дополнительный инструмент, позволяющий более зримо доносить до посетителей замка заложенные в экспозициях смыслы.

– Листая информацию в инфокиосках, и взрослый, и ребенок без труда и чьей-либо помощи может познакомиться с интересными сведениями о каждом из предметов в экспозиции, расширить свои познания, прочитав данные об исторических персоналиях, имеющих прямое отношение к замку, – говорит Андрей Вашкевич. – Среди ноу-хау – 3D-проекция, позволяющая по-новому взглянуть на королевскую резиденцию. Такое новшество помогло, например, в одной из музейных комнат создать панораму города Гродно в разные исторические эпохи и тем самым словно «оживить» историю. Убежден, что подобные решения удивляют и восхищают посетителей.

На Неман можно будет смотреть с обзорной площадки с подогревом

После открытия первой очереди посетители смогут насладиться видами на Неман с обзорной площадки — балкона, который прилегает к въездной башне. Полы с подогревом позволят не обледенеть плитке в холодную пору года. Смотровую площадку удалось протестировать зимой и никаких нареканий у специалистов не возникло.

В замке также много технических помещений, которые обеспечивают функционирование всех объектов на территории.

Камни, которые находили в ходе раскопок, используют для благоустройства.

— За полгода историко-археологическим музеем в рамках комплексно-научных изысканий была проведена работа по изучению инвентарей дворца XVI—XVIII вв.еков. Во время раскопок вдоль фасадов дворца археологии находят новые факты, ранее неизвестные. Полученные данные и будут взяты за основу при принятии проектных решений по второй очереди — реконструкции здания дворца. Окончательного решения пока нет. Проект пройдет согласование в научно-методическом совете по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры.

Финансирование на реконструкцию замка выделяется ежегодно. По словам Оксаны Кохановой, самая дорогая будет 2-я очередь, там все помещения будут интерьерными. Дополнительного бюджета для работ по первой очереди не потребовалось — все идет в рамках запланированного.

Результатами комплексных исследований по второй очереди специалисты поделились на конференции 29 апреля в Новом замке.

Третья очередь предполагает восстановление угловой башни, хозяйственных построек и Нижней замковой церкви — самой старейшей церкви Беларуси.

Остатки Верхней церкви (XIV век) сложены и накрыты навесом. Их перенесли еще в прошлом году с помощью специальной техники. Ранее они располагались у стен дворца, что мешало проведению комплексно-научных изысканий по 2-й очереди объекта.

Нижняя церковь XII века, как и остатки Верхней церкви, будет представлена для экспонирования. Решение, каким образом это сделать, еще не принято. Возможно, над ней возведут стеклянный купол.

Интерактив в каждом зале

Выставочные залы Старого замка стали более современными и интерактивными. В некоторых будут демонстрировать не только старинные предметы, но и показывать фильмы, созданные с помощью 3-D-маппинга. В зале, который расположился на втором этаже входной башни, оживет самое первое графическое изображение Гродно – гравюра Адельгаузера-Цюндта.

Новинка для гродненских музеев – это интерактивные витрины с сенсорными экранами. Нажимаешь на стекло витрины – и ищешь описание предметов, которые в ней находятся. Например, таким образом изучать экспозицию можно в зале, посвященном борьбе с крестоносцами.

В каждом зале установлены интерактивные киоски, в которых можно найти подробные описания предметов и исторических событий.

Музей Старого замка Гродно

Музейный комплекс работает круглый год. В нем оформлены постоянные экспозиции, посвященные историческим событиям, размещены коллекции документов, летописи, гравюры, картины и предметы быта. Проводятся тематические экскурсии для детей и взрослых.

Время работы Старого замка со вторника по воскресенье, начиная с 10 часов утра. Последних посетителей провожают в 18.00. В понедельник у сотрудников выходной.

Цена билетов зависит от возраста и социального статуса посетителей:

  • детский — 1,5 рубля;
  • студенческий и пенсионный-2;
  • взрослый — 2,5.

Маленькие дети, военнослужащие, инвалиды любуются собранием редкостей бесплатно. Для экскурсионного обслуживания групп предусмотрена почасовая оплата. В начале XXI века стало доброй традицией проводить в Новом замке обряды бракосочетания.

Красивые картинки, рассчитанные на «WOW»-эффект

В конце 1980-х в одном из архивов Швеции была найдена ранее неизвестная гравюра Томаша Маковского с панорамой Гродно 1600 г.

Самым, пожалуй, уникальным объектом на гравюре, была королевская ренессансная резиденция — Старый замок — в первоначальном виде. Вот УДАЧА! Ранее исследователи представляли его совсем иначе.

Гродно, в то время уездный город, рассматривался польскими властями как один из важнейших форпостов польской культуры на «кресах всходних», и восстановленный замок польских королей должен был стать символом польского Гродно, памятником былой мощи и величия Речи Посполитой.

Работы по консервации замковой стены времен Витовта, 1930-е. Благодаря работе польских реставраторов до нашего времени сохранились фрагменты Новогрудского и Кревского замков.

Выдающийся ученый, профессор, архитектор и инженер Ярослав Войцеховский после нескольких лет исследования написал две научные статьи «Stary Zamek w Grodnie» (по нынешним меркам это были монографии). Он готовил и проект реконструкции замка, но помешало начало Второй мировой войны.

Реконструкция внешнего вида Старого замка по Я. Войцеховскому. 1938 г.

Просим заметить, что никаких серьезных научных исследований на территории Старого замка именно по периоду конца XVI — начала XVII вв. ни Бочков, ни другие исследователи не проводили.

Реконструкция внешнего вида замкового дворца. Сверху вниз — проект Я. Войцеховского 1930-х и проекты В. Бочкова 1990-х гг. и нынешний.

Так будет выглядеть замковый двор через два года.

Средневековая галерея и обзорная площадка

Вместе с музейной экспозицией на территории Старого замка открылась и новая обзорная площадка. С нее открываются виды на Неман, Коложскую церковь, Новый замок. Посещение обзорной площадки входит в стоимость входного билета. В замке Стефана Батория, как уверяют историки, обзорной площадки не было, но современному посетителю она должна понравиться.

Внутри построенной замковой стены – длинная галерея со сводчатыми потолками, стилизованная под коридоры XVI-XVII веков. Она соединяет новые здания башни и каменицы с аутентичной входной башней.

В старые времена по подобной галерее король Стефан Баторий проходил из основного здания замка в башню, где мог отдохнуть и отвлечься от дел. Досуг король проводил в королевских банях или алебастровом зале, которые пока не открыты для посещений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector