19 интересных фактов о тадж махале

Мавзолей построен во имя любви


Мумтаз-Махал — в девичестве Арджуманад Бану Бегам, любимая жена правителя империи Великих Моголов Шах-Джахана.

Это сооружение уже не одно столетие подряд считают «символом бессмертной любви», передавая из поколения в поколение легенду о неземной любви императора Шах-Джахана к одной из своих жен Мумтаз-Махал (Арджуманде Бану Бегуме). И это действительно подтвержденный факт. Именно после смерти второй жены император Великих Моголов Шах-Джахан приказал построить величественный мавзолей, что бы таким образом увековечить память супруги и матери его 14-ти детей, которую он безумно любил.

Историческая справка: Мумтаз-Махал (1593-1631 гг.) – в девичестве Арджуманде Бану Бегуме была дочерью великого падишаха Джахангира. Во время бракосочетания она получила имя Мумтаз-Махал, что означает «украшение дворца». За 20 лет совместной жизни с Шах-Джаханом у них появилось 14 детей, а во время последних родов она скончалась.

Строительство усыпальницы

Возводить Тадж Махал начали в 1632 г. и строительство длилось двадцать один год (при этом усыпальница была закончена на десять лет раньше). Чтобы построить этот уникальный комплекс, в строительных работах было задействовано более 20 тыс. рабочих со всех концов Индии, а также архитекторы, художники, скульпторы с близлежащих стран.

Территория возле города (Агра) размером в 1,2 га была перекопана, после чего, чтобы уменьшить сыпучесть почвы, на ней был заменён грунт. Уровень намеченной для возведения мечети площадки был поднят на 50 метров над уровнем берега. После этого рабочие выкопали колодцы, заполнили их бутовым камнем, получив, таким образом, фундамент, который к тому же должен был играть роль своеобразной подушки при землетрясениях и не давал бы комплексу разрушиться.

Интересный факт: вместо бамбуковых лесов архитекторы приняли решение использовать леса из кирпича: так было легче работать с тяжёлым мрамором. Каменные леса выглядели настолько внушительно, что архитекторы побаивались, что на то, чтобы их разобрать, потребуется несколько лет. Джахан нашёл выход из положения, объявив, что любой житель Агры может забрать себе нужное количество кирпичей – и строительные леса были разобраны за несколько дней.

Чтобы доставить к мечети строительные материалы, индусы построили пологую наклонную земляную площадку, по которой быки тащили поклажу, находившуюся на специально спроектированных телегах. Доставляли их в город со всех концов Индии (и не только). Самый важный строительный материал – мрамор белого цвета привозили в город из Макраны и Раджастхана, находившиеся на расстоянии 300 км от Агры.

Поднимали мраморные глыбы на нужную высоту с помощью специальных приспособлений. Воду, необходимую для строительных работ, сначала добывали из реки, после чего сливали в водохранилище, откуда она поднималась в специальный резервуар и направлялась по трубах к стройке.

История создания мавзолея

Первоначально царицу похоронили в Бурхан-Нуре, где она и скончалась. Через полгода ее останки доставили в Агру. А в годовщину смерти Шах Джахан начал строительство мавзолея. В конкурсе проектов принимали участие лучшие архитекторы Востока. Всех мастеров превзошел архитектор Усто Иса Ханом Эффенди из Шираза. Его проект в целом очень понравился императору, и лишь частично был изменен позднее. 

22 года 20 тысяч человек сооружали эту достопримечательность Индии. Саму гробницу обнесли стеной, сделанной из красного песчаника. Перед мавзолеем Тадж-Махал соорудили огромный двор под будущий сад. По одной из красивых легенд на противоположной стороне реки Джамны правитель начал возведение другого такого же по форме, но из черного мрамора, мавзолея для себя. В этой легенд и в общей архитектуре здания видна любовь Шаха Джахана к симметрии. Возведению антикопии мавзолея не суждено было сбыться – его сын Аурангзеб перехватывает трон и заточает отца в Красный форт. Так Шах Джахан провел свои последние годы жизни под домашним арестом и умер в 1666 году.

По завещанию отца Аурангзеб переносит его тело в Тадж-Махал к жене. Здесь же были похоронены и многие другие жены Шах Джахана, а также некоторые члены семьи и их приближенные. 

Тадж-Махал действительно очень красивое здание. Ни одно описание, фото или видео не сможет передать всю истинную красоту этого сооружения. Архитектура сооружения передает смесь индийского, персидского и исламского зодчества. Крепостные стены по углам обрамлены башнями-павильонами. В центре возвышается само здание усыпальницы в переливающихся цветах в зависимости от освещения. Ночью он кажется ослепительно белым, а в период разлива реки вся эта красота ровно отражается в ее течении. 

С трех сторон здание окружает парк. Фасад дворца составляет мраморный портал, соседствующий по сторонам с двумя купольными башнями. По центральной оси мавзолея перед фасадом находится оросительный канал, разделенный бассейном. От бассейна в сторону четырех минаретов протянуты дорожки, на которые из-за случаев суицида доступ закрыли.

Чувство легкость здания издалека подкрепляет и его украшение при более тщательном изучении. Так стены разрисованы тонким узором, мраморные блоки инкрустированы самоцветами, переливающимися на свету. Кажется, что эту постройку воздвигли совсем недавно. Не удивительно, что по очередному преданию, Шах Джахан приказал отрубить руки архитектору, дабы тот не смог повторить подобное.

Две боковые лестницы ведут на второй этаж усыпальницы, где под огромным куполом, поднимающимся на высоту 74 метра, раскинулись открытые террасы. В фасаде здания вырезаны ниши, что еще больше усиливает чувство невесомости здания. Войдя через проход фасад, можно увидеть просторный зал, в центре которого расположены два беломраморных саркофага. 

Саркофаги

Стены здания украшены мозаиками из камней. Они сплетаются во множество растений, гирлянд цветов, букв. Своды арок расписаны четырнадцатью сурами из Корана.

Индийский Тадж-Махал, знаменитейший памятник любви, давно ставший символом этой страны. Это одна из самых популярных достопримечательностей у туристов, воспринимая как вечная история любви в камне.

Спасение Тадж Махала

  1. В конце 19 века во время гражданского восстания в Индии комплекс разграбили. Английские колонисты вырубали драгоценные материалы из стен здания, растаскивали золотые и серебряные детали зданий. Лорд Джордж Натаниэл Керзон, будучи вице-королём Индии, задумал масштабную реконструкцию для восстановления великолепия мечети. В 1908 году работы были завершены. Сад переделали под британский ландшафтный стиль. На месте украденных серебряных ворот поставили медные. Золото заменили на бронзу.
  2. Во время войн в 1942, 1965, 1971 годов правительство маскировало Тадж Махал строительными лесами. Благодаря этому здание сохранилось.
  3. Недавно в стенах Тадж Махала обнаружены трещины. Специалисты связывают это с обмелением реки Ямуны. Это ведёт к изменению структуры почвы. Есть мнение, что мавзолей проседает и может со временем разрушиться.
  4. Мрамор начал терять свою легендарную белизну. Объясняют это загрязнением воздуха. Поэтому в городе Агора, где расположен комплекс, закрыли многие производства, но не все, а к самому памятнику можно подъехать только на электрическом транспорте или подойти пешком.
  5. Мрамор приходится регулярно чистить специальной глиной, чтобы поддерживать его белизну.
  6. Из-за загрязнения Ямуны сильно увеличилась популяция насекомых, которые оставляют на белом мраморе свои зелёно-черные экскременты. Для этого надо прекратить сброс в реку из 52 труб, чтобы естественным образом решить вопрос.
  7. South China Morning Post сообщила, что власти Индии собираются ограничить доступ к памятнику в целях его сохранности.

Ещё несколько интересных фактов о Тадж Махале в видео

История строительства Тадж-Махала

Как известно, Тадж-Махал построен по повелению падишаха империи великих моголов Шах-Джахана в память о любимой жене Мумтаз-Махал, которая умерла в 14-х родах.

Да уж, по нынешним временам не стала бы рожать этого ребёнка, детей уже и так более чем достаточно. И жили бы они долго и счастливо.

Но кто бы тогда знал о 3-й жене пятого могольского падишаха. А так безутешный Шах-Джахан (что значит «повелитель мира») повелел построить усыпальницу для любимой. Которую и строили более 20 лет (с 1630 по 1652 годы) примерно 20 000 рабочих под руководством архитекторов со всего мусульманского мира. Для перевозки грузов в строительстве были задействованы до тысячи слонов и множество лошадей и волов.

Белоснежный мрамор на строительство привозили за 300 км, а другие материалы для возведения усыпальницы доставлялись не только со всей Индии, но и из-за рубежа.

Когда Тадж-Махал был построен, проблему разборки лесов и вспомогательных сооружений решили, как и после строительства нашего Зимнего дворца. А именно — разрешили окрестным жителям забирать эти материалы бесплатно. Что и было сделано за очень короткий срок (по легенде — за одну ночь).

Имена архитекторов, руководивших созданием чуда, известны. Это Дешенов-Ану, Макрамат Хан и Устад Ахмад Лахаури. Главным автором проекта обычно считают перса Лахаури. По другой версии, главным архитектором был турок Иса Мухаммед Эфенди.

Есть легенда, что мастеров, сотворивших чудо, ослепили и отрубили им руки, дабы не сотворили ничего подобного. Но вроде бы это лишь легенда, подтверждений ей нет.

Потрачено на строительство Тадж-Махала было столько, что казна практически опустела, и огромное и богатейшее государство моголов стало приходить в упадок. В этом я сомневаюсь. Уж больно богатая страна Индия.

Тем не менее, после завершения строительства Шах-Джахан был свергнут своим сыном Аурангзебом и заточён в тюрьму. Строительство такого же, но чёрного мавзолея, симметричного белому, на другом берегу реки Джанмы, прекращено. Про чёрный мавзолей многие исследователи говорят, что это всего лишь легенда. Но согласитесь, красивая. А судя по одержимости создателей мавзолея идеей симметрии, и правдоподобная.

Аурангзеб, хоть и держал отца 20 лет в тюрьме, всё же похоронил его рядом с Мумтаз-Махал, его любимой женой и своей матерью. И надгробье Шах-Джахана, которое побольше, чем надгробье Мумтаз-Махал, — это единственное, что не симметрично в полностью симметричном Тадж-Махале.

А вот жалостливый рассказ о том, что Шах-Джахан 20 лет, которые он провёл в заточении в Красном форте, смотрел из окна на мавзолей любимой, — всего лишь легенда. Да, он был заточён в Красном форте, но не в Агре, а в Дели, за 250 км от Агры.

Тадж-Махал по мере упадка государства Великих Моголов тоже стал потихоньку приходить в запустение.

Англичане, захватившие Индию после моголов, даром что цивилизованные и образованные, потихоньку выковыривали полудрагоценные камни из стен мавзолея. И при них его золотой шпиль был заменён на точную бронзовую копию.

После получения Индией независимости Тадж-Махал стал важнейшим музеем, а в 1983 году был объявлен объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Из-за превышения концентрации вредных веществ в воздухе мрамор темнеет. Но каждый год Тадж-Махал чистят, и, на мой неискушённый взгляд, выглядит он отлично. Вызывает опасение обмеление реки Джанма и, как следствие, проседание грунтов в основании мавзолея.

И ещё. Индуистские националисты говорят, что Тадж-Махал — не индийское произведение, что построен он на месте разрушенного индуистского храма и потому нужно бы его снести. Насколько это серьёзно, говорит тот факт, что вице-премьеру Индийской республики пришлось посетить Тадж-Махал и после этого сделать заявление, что он очень красив и, поскольку строили его индийцы, то является индийским творением.

Экскурсии в Тадж-Махал из Дели

Дворец Тадж-Махал изнутри

Перед тем, как войти во дворец, нужно надеть бахилы. Местные жители просто снимают обувь и ходят внутри босиком. Внутри дворец Тадж-Махал не менее прекрасен, чем снаружи. Выступы на стенах украшены нежными бутонами лотоса.

Цветочные орнаменты на стенах

Кроме того, тут можно увидеть невероятные по красоте узоры из самоцветов. Камни привозили со всех уголков Индии и из других стран. Так за малахитом послы ездили даже в Россию. Внутренний зал выполнен в форме восьмиугольника, входы в который находятся со всех сторон. Обычно открыта южная дверь, расположенная со стороны сада.

Высота стен – 25 метров. Внутреннее пространство симметрично разделено большими арками. Фотографировать и снимать видео внутри запрещено, поэтому снимков интерьера не так много. Поверхности украшают барельфы и инкрустации.

Роскошные интерьеры дворца

Музей Тадж-Махал

В комплекс Тадж-Махал входит маленький, но замечательный музей Таджа (вход 5 рупий; 10:00-17:00 суббота-четверг). Он расположен в западной части садов. В музее хранятся оригиналы могольских миниатюр, пара портретов шаха Джахана и его любимой жены Мумтаз Махал из слоновой кости (XVII в.). Здесь же несколько хорошо сохранившихся золотых и серебряных монет того же периода, архитектурные чертежи Таджа и несколько изящных тарелок из селадона, которые, по слухам, разлетятся на куски или изменят цвет, если в еде на тарелке окажется яд.

Райские кущи

  1. Сад вокруг усыпальницы символизирует Эдем.
  2. Священная Ямуна была включена в дизайн сада, как одна из рек Рая.
  3. Приподнятый мраморный бассейн в центре, Аль Каусар, олицетворяет райский источник, о котором говорится в Коране. От него в четыре стороны света отходят широкие и неглубокие каналы, разделяя сад на четыре равные части.
  4. В первоначальном виде сад поражал разнообразием растительности и был спланирован по примеру персидских садов. В нём были изысканные сорта роз, нарциссы, лилии, ирисы, плодовые деревья и цветущие кустарники. Но со временем, когда империя ослабла, сад пришёл в запустение.
  5. Сегодняшний дизайн ландшафта — английский стиль.

Масштабность планировки и сооружения

Архитектурный ансамбль возвели на высоком постаменте, чтобы избежать подтопления (мавзолей Тадж-Махал, Индия). | Фото: 24.kz.Столь грандиозному строительству предшествовала грамотная подготовительная работа. Огромную площадь (1,2 га) у берегов реки Джамны, которую император обменял на один из своих роскошных дворцов в центре Агры, вначале перекопали, заменили верхний слой грунта, а затем всю строительную площадку подняли на 50 м. над уровнем берега реки. Это позволило избежать подтопления, а специальный фундамент помог устоять грандиозному зданию во время землетрясений. Сам комплекс решили создавать в виде пятикупольного ансамбля, центральное место которого занимает мавзолей – его высота достигает 74 м, а четыре минарета, установленных по углам взметнулись ввысь на 41 м. каждый.

Над разработкой пятикупольного ансамбля трудились многие известные архитекторы того времени. | Фото: armeniasputnik.am.Исторический факт: Несмотря на то, что Тадж-Махал пережил не одно землетрясение и массу природных катаклизмов, он все-таки был на грани разрушения из-за вандальных действий британских военных, которые в 1857 г. прибыли на усмирение восставшего народа Индии. Пользуясь случаем и чувствуя полную безнаказанность, они кинулись извлекать драгоценные камни из стен, разрушая уникальный памятник.

Современные проблемы

Тысячи туристов, для которых шедевральное произведение является символом Индии, посещают Тадж-Махал. Страна гордится национальным достоянием, а местные власти весьма озабочены сохранностью достопримечательности для потомков. К сожалению, архитектурный памятник с огромной историей оседает и покрывается трещинами.

Бывшая столица империи Моголов Агра (Индия) – густонаселенный город с плохой экологической ситуацией. Загрязненный воздух становится причиной желтизны мрамора, и периодически, чтобы улучшить внешний вид здания, его натирают белой глиной. Кроме того, облицовка страдает и от селящихся под куполом голубей.

Кто построил Тадж-Махал

Некогда в Индии жил император по имени Шах-Джахан. Его третьей женой стала красивая юная Мумтаз-Махал 19 лет  от роду. С момента женитьбы для этого мужчины перестали существовать другие женщины. Жена прочно вошла в его жизнь, стала помогать в его делах советами, что немыслимо для поведения индийской женщины времён начала 17 века. Он даже брал её с собой в военные походы, так как не мог расстаться с ней даже на день.

Cупруги были неразлучны

Супруги помогли появиться на свет 13 детям, но 14-е роды оказались для любимой жены императора смертельными. Муж долгое время провёл около её тела, горе было невыносимо настолько, что голова императора резко поседела. Во всей стране начался двухлетний траур. Именно тогда Империя Великих Моголов, к которой принадлежала королевская чета начала строительство в Агре, своей столице, монументальное сооружение — мавзолей. Всё для памяти любимой императрицы!

Схема Тадж-Махала

Рекомендации для туристов

Тадж-Махал в Индии – место особое, которым гордится вся страна. На территории постройки действует ряд правил. Нельзя брать с собой не только зажигалки и пищу, но и профессиональные фотоаппараты. Иностранцы удивляются, что жевательные резинки тут также запрещены. Посещать мечеть Тадж-Махал нельзя по пятницам, так как мусульмане в этот день собираются на молитву.

Во время экскурсии история Тадж-Махала оживет перед вашими глазами. Вы побываете в месте, в котором время как будто останавливается. Тадж-Махал на карте вы увидите сразу

Обратите внимание, что обычно рядом отмечено, с какой стороны находится действующий вход в комплекс. За его пределами также можно сделать яркие кадры на память – для этого лучше посетить смотровую площадку, с которой открывается потрясающий вид на всю постройку

Тадж-Махал внутри и снаружи — описание достопримечательности

В истории возведения Тадж-Махала много неизвестного, даже загадочного. Однако результат работы тысяч людей поражает воображение даже тех, кто не особо стремится к познанию его тайн.

Архитектура мавзолея

Тадж-Махал — это величественное сооружение из белого, полупрозрачного мрамора. Особенность материала заключается в том, что здание меняет цвет в зависимости от освещения, времени суток. В ясный день оно сверкает белизной, в закатных лучах как будто излучает розовое сияние, а лунной ночью — серебристый свет.

Мавзолей — пятикупольное сооружение, окруженное четырьмя минаретами. Они слегка отклонены в стороны, чтобы в случае разрушения не повредить усыпальницу. На минаретах можно увидеть опоясывающие их рабочие, а не служащие украшением балконы.

На фасадах главного здания прорезаны пологие стрельчатые арки. Они визуально облегчают знаменитую достопримечательность Индии, делают ее как будто парящей в воздухе.

Стены мавзолея украшают инкрустации из драгоценных камней, нанесенные каллиграфом строки из Корана. Для создания декоративных элементов также были использованы различные штукатурки, краски.

На территории Тадж-Махала есть мечеть, гостевой дом, мавзолеи двух других жен Шах-Джахана и служебные постройки.

Знаменитый мавзолей удивителен не только своей красотой, но и габаритами, строгой геометрией, симметрией построек. Некоторые цифры для понимания масштабов строительства:

  • высота равна ширине и составляет 74 м;
  • площадка под главным куполом и четырьмя минаретами — квадрат со сторонами 95,4 м;
  • весь комплекс сооружений имеет форму прямоугольника со сторонами 300 и 600 м, соответственно;
  • высота главного купола — 35 м;
  • высота минаретов — 40 м.

Обратите внимание! Тадж-Махал — это тесное переплетение персидского, индийского, арабского архитектурного стиля

Тадж-Махал внутри

При входе в мавзолей туристы и жители Индии попадают в большой внутренний зал. Он имеет форму правильного восьмиугольника. Высота стен составляет около 25 м, а потолок повторяет форму внешнего купола.

Не менее чем снаружи Тадж-Махал красив и внутри. Площадь стен поделена на части многочисленными арками. Поверхность мраморных блоков украшена барельефами, узорами, инкрустациями из драгоценных камней.

В центре внутреннего зала, за двумя резными ширмами из мрамора, стоят два кенотафа — надгробных камня Шах-Джахана и его супруги. Сами могилы находятся глубоко под полом.

Парковая зона

Вокруг мавзолея разбит роскошный парк, работа над которым завершилась через 5 лет после строительства усыпальницы. Попасть в него можно через ворота из красного камня с одиннадцатью куполами и боковыми башнями.

Через весь парк к Тадж-Махалу ведет дорога, вдоль которой проложен искусственный канал с зеркальной гладью воды, посажены кипарисы. Историки утверждают, что когда-то в этом саду гуляли павлины и другие экзотические птицы, а в водах канала плавали красивые рыбы. Однако и без них Тадж-Махал не перестает быть новым чудом света.

Божественный рай на земле

Краткое описание храма не передаёт всей красоты объекта изнутри и снаружи. Чтобы оценить его неповторимость, этой информации недостаточно. Лучше посетить дворец в составе экскурсии или самостоятельно. Местонахождение дворца приходится на север Индии.

Впечатление о величественном великолепии и необычайной симметрии комплекса усиливают вход через площадь, на которой в 16 веке размещались многочисленные магазины, и проход через богато украшенные ворота из красного песчаника. Отсюда открывается Тадж-Махал. Он расположен в конце длинного водного канала, красуясь на специальном постаменте. Построенный в форме прямоугольника, комплекс простирается на 580 м по направлению с севера на юг и на 305 м с востока на запад.

Мраморная конструкция увенчана выпуклым куполом и окружена четырьмя высокими минаретами одинаковой высоты. Однако они в исламской архитектуре обычно указывают на мечеть, где муэдзин призывает верующих к молитве. Здесь же они не несут функциональной роли, а ограничиваются декоративной.

Внутренний план сооружения отражает концепцию Хашт-Бихишт (восемь уровней), ссылаясь на восемь уровней рая. Архитектурный дизайн строения состоит из восьми коридоров и смежных помещений, соединенных с главным склепом по крестообразному плану.

В середине основного помещения находится украшенный декоративными элементами кенотаф (символическая гробница) Мумтазы Махал, расположенный на декоративном подиуме. Кенотаф правителя (чуть больше) помещен рядом с его женой спустя три десятилетия после его смерти. Это единственный асимметрично расположенный элемент во всем мавзолее. Оба закрыты восьмиугольником из искусно вырезанных белых мраморных досок. Это так называемое мраморное кружево внутри Тадж-Махала — настоящее чудо от индийских мастеров. Гробы с останками супругов находятся на нижнем уровне.

Великолепие белого мавзолея усилено декоративными элементами, в том числе стихами из Корана, вырезанными на стенах здания, и красивыми арабесками из полудрагоценных камней. Использованы:

  • коралл;
  • оникс;
  • сердолик;
  • аметист;
  • лазурит.

Доминирующий декоративный мотив — цветочный. Некоторые архитектурные особенности объекта относятся к далеким традициям ислама, но многие из них подчеркивают элементы, характерные для культуры региона. Это особенно заметно при осмотре индуистского чхатриса (павильона, украшенного куполами) в форме зонтика.

Как и большинство зданий, возведенных в эпоху Великих Моголов, фасад мавзолея был построен с использованием красного камня. Этот материал также использовался для строительства инженерных сооружений (например, военных зданий или фортов), а белый мрамор применялся в интерьерах или могилах святых, в случае Тадж-Махала эта тенденция также видна.

Вся основная структура здания состоит из белого мрамора, а два соседних здания сделаны из красного песчаника. Такой выбор материалов и цветов (белого и красного) позволяет заприметить ссылки на правила, установленные в древних индуистских текстах — белый символизирует чистоту и высшую касту духовенства (брахманов), а красный — низшую касту воинов.

Участники строительства

Для проведения строительства были наняты рабочие со всей Индии. Узкие специалисты (скульпторы, каллиграфы, резчики по камню, инкрустаторы) приглашались со всех концов света.

Работы по инкрустации мрамора проводились по технологиям итальянских мастеров, работавших при дворе императора. Уровень мастерства инкрустаторов и сложность работ уникальны: один из мраморных цветов инкрустирован 35 различными драгоценными камнями, а 3-сантиметровая деталь покрыта более чем 50 инкрустациями!

Под контролем императора работал Совет архитекторов, в который входили Дешенов-Ану, Макрамат Хана, Устада Ахмада Лахори и Иса Мухаммед Эфенди.

Чтобы обеспечить питанием строителей, зерно свозили со всей Индии, что привело к голоду в отдельных провинциях.

По легенде, мастера, работавшие на строительстве, были убиты или покалечены, чтобы никто никогда не смог повторить строительства подобного шедевра. Однако точных исторических подтверждений этой версии не существует.

Строительство Тадж-Махала

Землю, на которой появилась усыпальница, император приобрел у одного из подданных. Грандиозная стройка началась в 1632 году. Возводили мечеть Тадж-Махал более 20 тысяч человек, которые приехали из разных уголков страны. Чтобы дворец был безопасным, рабочим пришлось трудится не покладая рук. Сначала они подготовили почву – огромную территорию тщательно перекопали, а грунт на ней решено было заменить, чтобы здание получилось крепким.

Мрамор для мавзолея доставляли на слонах из удаленной местности. Для его быстрой транспортировки даже изобрели специальные повозки и подъемные пандусы. Строить из этого мрамора другие сооружения запретили. Если любоваться постройкой в разное время суток, то можно увидеть, что ее цвет меняется. Днем он кажется белым, во время заката становится слегка розоватым, а по ночам кажется серебристым.

Цвет дворца меняется в разное время суток

Напряженная работа кипела и днем, и ночью. Чтобы прокормить трудившихся над возведением Тадж-Махала, приходилось использовать зерно, предназначенное для жителей провинции. В стране начались финансовые проблемы и страшный голод. Мавзолей был возведен к 1643 году, а все сопутствующие работы удалось завершить только через 10 лет.

Споры о том, сколько правитель строил мечеть, длятся до сих пор. Также историки не пришли к единому мнению в вопросе, что случилось после окончания работ со строителями. Популярны три версии:

  1. Их казнили, чтобы никто не выдал секреты величественной усыпальницы.
  2. Всем, кто возводил мавзолей, выкололи глаза и отрубили руки, чтобы позже они не смогли принять участие в создании подобного шедевра.
  3. Некоторые историки убеждены, что единственное, что ждало рабочих после завершения строительства – письменное заверение, что они не будут участвовать в строительстве похожей усыпальницы.

Усыпальница с высоты птичьего полета

Иллюзии Тадж-Махала

С этим мавзолеем связано много легенд. Археологи до сих пор пытаются или подтвердить, или опровергнуть некоторые факты, связанные со строительством Тадж-Махала. Наряду с догадками существуют еще и иллюзии, вызванные необычайными умениями архитекторов тех времен.

Впечатление парения над землей

Дворец являлся символом любви правителя к своей спутнице жизни Мумтаз-Махал, которая умерла после появления на свет четырнадцатого ребенка. По этой причине во время строительства был выбран белый мрамор. Квадратный фасад украшают полукруглые ниши, что создает иллюзию, будто здание парит.

Также фасады отражаются в каналах садов, которыми окружен мавзолей, что добавляет эффекта невесомости.

Способность менять цвет

Еще одной удивительной особенностью является иллюзия изменения цвета мечети в зависимости от погоды и времени суток. Когда идет дождь, стены здания становятся как будто полупрозрачными и кажется, что можно рассмотреть внутренний декор. Но как только утром солнце появляется на горизонте, белый мрамор превращается в розовый. Когда небесное светило садится, здание окрашивается в золотой цвет.

Оптические иллюзии

Пожалуй, самым интересным явлением считаются оптические иллюзии:

  1. Вдоль арок написаны строки из Корана. Они выглядят одинаково на любой высоте. Тем не менее и буквы, и расстояние между ними сверху намного больше. Однако человек, заходя внутрь, не замечает этой разницы;
  2. Колонны мавзолея кажутся шестигранными, но на самом деле они имеют три стороны;
  3. Если на территорию мавзолея заходить через главные ворота и сфокусировать взгляд на дворце, то вопреки всем законам физики, при подходе к нему он будет зрительно уменьшаться и наоборот;

  1. Когда солнечные или лунные лучи попадают на узоры, которые сделаны из натуральных камней, создается впечатление, что последние светятся изнутри.

Важно: внутри мавзолея можно фотографировать только на любительские гаджеты. Есть специальные смотровые площадки, с которых здание видно во всей красе

Легенды и мифы Тадж-Махала.

Черный Тадж-Махал.

Одина из самых известных легенд гласит, что Шах-Джахан планировал построить свой собственный мавзолей из черного мрамора на другом берегу реки Ямуны, симметричный Тадж-Махалу, и хотел соединить их серебряным мостом. Об этом могут свидетельствовать остатки черного мрамора через реку Ямуна, в саду «Лунный свет». Однако раскопки 1990-х годов показали, что это был белый мрамор, используемый для строительства Тадж-Махала, который с течением времени изменил цвет и стал черным. К подтверждению этой легенды можно отнести тот факт, что 2006 году после реконструкции бассейна в саду «Лунный свет», в его воде можно было увидеть темное отражение белого Тадж-Махала. Эта легенда стала известна из записок Жана-Батиста Тавернье (Jean-Baptiste Taverniera), европейского путешественника, посетившего Агру в 1665 году. В его записях отмечено, что Шах-Джахан был свергнут с престола своим сыном Аурангзеб до начала строительства черного Тадж-Махала.

Убийства и увечья рабочих.

Знаменитый миф рассказывает, что Шах-Джахан после строительства Тадж-Махала убивал или наносил увечья мастерам и архитекторам, чтобы они не смогли построить что-то настолько же великолепное. Некоторые другие истории утверждают, что строители подписали контракт, согласно которого, они обязуются не участвовать в строительстве любого аналогичного сооружения. Однако известно, что строители Тадж-Махала позже построили мечеть Джама Масджид (Jama Masjid) в Дели.

Итальянский архитектор.

В ответ на вопрос о том, кто проектировал Тадж-Махал? Запад создал миф об итальянском архитекторе, так как Италия в 17 веке была центром современного искусства. Основателем этого мифа является миссионер из ордена августинцев, отец Дон Манрике. Он провозгласил архитектором Тадж-Махал, итальянца по имени Джеронимо Веронео (Geronimo Veroneo) потому, что тот, в момент строительства, был в Индии. Утверждение очень спорное в связи с тем, что Джеронимо Веронео не был архитектором, он производил и продавал ювелирные изделия. К тому же, в ранних европейских источниках нет сведений о том, что архитекторы с Запада могли сделать проект в стиле других культур, с которыми ранее не были знакомы.

Снос Тадж-Махала британцами.

Хотя нет никаких конкретных доказательств, упоминается что британский лорд Уильям Бентинк (генерал-губернатор Индии в 1830-х) запланировал снос Тадж-Махал для продажи на аукционе белого мрамора, из которого тот построен. Его биографист Джон Росселли (John Rosselli) говорит, что эта история появилась из-за того, что Уильям Бентинк был связан с продажей мрамора снятого с форта Агры.

Тадж-Махал — храм бога Шивы.

Индийский историк P. N. Oak утверждает, что Тадж-Махал первоначально использовался как индуистский храм бога Шивы, и Шах-Джахан просто стал использовать его по-другому. Эта версия была отклонена как необоснованная и не имеющая доказательств в виде исторических фактов. Верховный суд Индии отказал P. N. Oak в прошении объявить Тадж-Махал памятником индуистской культуры.

Разграбление Тадж-Махала.

Хотя известно, что англичане захватили золото со шпилей Тадж-Махала, и драгоценные камни, которыми были украшены стены мавзолея, есть мифы, из которых следует, что из Тадж-Махала украдены многие другие украшения. История говорит, что кенотафы шаха и его жены были позолоченными и украшены бриллиантами, двери мавзолея были сделаны из резной яшмы, и пространство внутри было украшено богатыми коврами.

Шедевр мирового искусства

Возводиться Тадж-Махал, фото которого лишь в малой мере передает величие и масштаб произведения мирового искусства, начал в 1632 году. Более 20 тысяч рабочих, собранных со всех концов страны, принимали участие в строительстве. Об их дальнейшей судьбе мало кто знает, но, по преданиям, чтобы мастера никому не рассказали секреты возведения мавзолея, их всех казнили после окончания работ.

Приглянувшийся участок земли, на котором возвели роскошный дворец, не принадлежал императору, но он выменял его у подданного для построения памятника своей любви. Строители заполнили глубокие колодцы специальным раствором и камнями, чтобы обезопасить сооружение от его обрушения из-за близости грунтовых вод, и подняли фундамент на 50 метров. В основание были положены мраморные блоки для особой надежности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector