Теремной дворец в кремле
Содержание:
- Слово становилось делом
- Люстра в гостинной
- История возведения
- Список литературы[править | править код]
- Кабинеты дворца и их хозяева
- Сенатский дворец и время
- Опочивальня
- 10) Вторая Безымянная башня
- 11) Первая Безымянная башня
- 12) Тайницкая башня
- 13) Благовещенская башня
- 14) Водовзводная башня
- 15) Боровицкая башня (Предтеченская)
- 16) Оружейная башня (Конюшенная)
- 17) Комендантская башня (Колымажная)
- 18) Троицкая башня (Богоявленская, Ризположенская, Знаменская, Куретная)
- 19) Кутафья башня (Предмостная)
- 20) Средняя Арсенальная башня (Граненая)
- Невиданный Кремль
- Как добраться до Потешного дворца Кремля
- Гостинная, она же — Крестовая, она же — Думная, она же — Соборная палата.
- Свод потолока престольного кабинета
- Дворец в Кремле
- Интерьер Теремного дворца
- Башни
- Сила традиции
- Слово становилось делом
- Росписи Грановитой палаты
Слово становилось делом
Красный цвет подчеркивает главенство Престольной палаты. Пурпур — привилегия государей. Когда-то при царе Алексее Михайловиче кабинет был затянут ярко-красной сафьяновой кожей, тисненной золотом. Именно здесь слово становилось делом — государь подписывал указы, которые «выкрикивали» со всех площадей Москвы. Но перво-наперво кричали с кремлевской Ивановской площади.
Отсюда и устойчивое выражение: «Кричать во всю Ивановскую».
Кому, кроме государя, была доступна Престольная палата? Очень достойным, по его мнению, людям. Орденов в ту эпоху не было, за заслуги награждали по-разному: могли одарить и ценным оружием, и платьем с царского плеча, и землей, и деньгами. Но была еще одна очень почетная награда — обед с государем, как равный с равным. В Престольную приглашались два-три особо отличившихся вельможи, для них выносили драгоценную посуду, хранившуюся в особой царской буфетной…
Чаши, братины, ковши украшали великолепный стол (до 50 перемен блюд, а общее их число достигало 500) и часто служили в качестве подарка после званого обеда. Сегодня посуда экспонируется в музеях Московского Кремля.
А еще государь иногда выбирал в Первопрестольной палате невесту. Со всех земель в Кремль свозили до 1000 девушек. Самых красивых приводили «пред светлые государевы очи». Наши государи имели возможность, которой были лишены западноевропейские монархи, — жениться по любви…
Со времен Иоанна Данииловича Калиты дворец великокняжеский занимал самое красивое среди Кремля местоположение, господствующее над всей видимой окрестностью… Алексей Малиновский, археограф (ХIХ век)
Люстра в гостинной
Главным украшением Гостиной являются изделия из фарфора — вазы, торшеры, люстра, напоминающая пышный букет, увенчанный плодом ананаса.
Дверь
Двери превосходно сделаны из ценных пород дерева и инкрустированны панцирем черепахи, бронзой, перламутром. Неизвестные нам мастера изготовили их без гвоздя и клея, на шипах. Ни одна дверь Большого Кремлевского дворца не повторяет выбранного узора, а все вместе они — это подлинные произведения искусства.
Троны.
Тронов — три, как на последней коронации. Николая II, Александры Федоровны и Марии Федоровны.
Их убирают на время инаугурации — во избежание ненужных ассоциаций.
История возведения
Первая информация о Кремле Москвы обнаружена в документах, датируемых 1147 годом. История создания Московского Кремля началась, когда была построена крепостная стена из дерева. В этом месте князем Юрием Долгоруким была основана будущая столица. Строение было длиной примерно 1200 метров и охватывало площадь около 9 га. Со временем крепость становилась все шире.
Во времена Ивана Калиты создали новую стену — каменную внутри и деревянную снаружи. В самом начале своего существования крепость застраивалась боярскими домами. На Соборной площади стояли храмы и дворец князя. Центральной точкой всего комплекса был Успенский собор. За долгие годы кремлевские стены неоднократно разрушались и перестраивали заново:
- В 1365 году деревянная крепость пострадала от пожара, но указом Дмитрия Донского была восстановлена. Теперь она достигала 2 км в длину и возведена была из белого камня. С этой даты Москва и стала называться Белокаменной.
- В 1446 году случилось землетрясение, которое вновь повредило стену. Новую перестройку проводили при царе Иване III. С каждой стороны воздвигли по 7 кирпичных (краснокаменных) башен. Центром нового строения стала Соборная площадь, на которой построили несколько храмов. Здесь же расположилась и Грановитая палата. Под основаниями башен, создана была система тайных подземных ходов, какие вели от одних башен к другим. В этом виде Кремль простоял более 5 веков.
- В XVI веке вдоль северо-восточной стены вырыт канал, превративший крепость в остров.
- В XVII столетии Московский Кремль обрел свой современный облик. Его архитектура стала менее воинственной и более праздничной. Тогда же строились Терема и создана была Оружейная палата.
- В начале XVIII века император Петр приказал снести несколько старых зданий и на их месте построить Арсенал.
- Во времена правления Екатерины 2 было возведено здание Сената.
- А уже в середине XIX века был построен Большой Кремлевский дворец по проекту архитектора К. А. Тона.
Список литературы[править | править код]
- Вся Москва от А до Я: энциклопедия / Вострышев М. И., Шокарев С. Ю.. — М.: Алгоритм, 2011.
- Девятов С. В. Московский Кремль из глубины веков. — М., 2014. — ISBN 978-5-91926-1803.
- Дутов А. А. Преемственность традиций в декоре русских печных облицовок XVII – начала XX вв. // Вопросы отечественного и зарубежного искусства. — Санкт-Петербург, 2002. — № 6. — С. 59.
- Забелин И. Е. История города Москвы. — М.: Астрель, 2007.
- Облик старой Москвы. XVII — начало XX века / Любимцев Р., Михайлов В., Музалевская Н., Пацева И., Черный А.. — М., 1997. — ISBN 5-85200-349-2.
- Романюк С. К. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. — М.: Центрполиграф, 2013.
- Смирнова Е. И. Московский Кремль пушкинской поры. — М.: Московские учебники, 1999.
- Тульев В. История России в архитектуре. 70 самых известных памятников.. — М.: ЭКСМО, 2012. — ISBN 978-5-699-53013-7.
- Фабрициус М. П. История московского Кремля. — М., 2014.
- Фабрициус М. П. Кремль в Москве. Очерки и картины прошлого и настоящего. — М., 1883.
- Юдаков И. Ю. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель. — М., 2013. — ISBN 978-5-904813-03-1.
Кабинеты дворца и их хозяева
Стены Сенатского дворца за время существования увидели немало государственных деятелей.
Императорские кабинеты
После окончания строительства Екатерина II облюбовала во дворце просторный уютный кабинет с полукруглой ротондой. Однако, навещала его императрица нечасто: она недолюбливала Москву, предпочитая Санкт-Петербург. Во времена Романовых царственные особы апартаментов в Сенатском дворце не имели.
Кабинет Ленина
В марте 1918 года в Сенатском дворце устроили квартиру Ленину. Вождь пролетариата здание Сената полюбил и занимал четыре комнаты на третьем этаже. Отличительная черта ленинских апартаментов – библиотека с 40 тысячами томов. Книжные шкафы стояли во всех комнатах.
Площадь апартаментов Ленина 560 кв. м, из них рабочий кабинет занимал 50. До лета 1933 года во дворце размещался музей-квартира вождя, который посетили 2 миллиона человек. Позднее кабинет перевезли в мемориальный комплекс «Горки Ленинские» в Подмосковье.
Кабинет Сталина
В 1933 году по указанию Сталина в здании сделали перепланировку, изменили интерьеры: стены обили дубовыми панелями со вставками из карельской березы. Двери в апартаментах установили дубовые. На первом этаже устроили пятикомнатную квартиру вождю, где жили его дети Светлана и Василий. Здесь часто Сталин работал в «домашнем» кабинете.
Официальный кабинет площадью 150 кв. м вождь обустроил на втором этаже. В кабинете – ничего лишнего. В углу – печь, которую топили дровами. На столе – телефон и ручка, чернильница, графин с водой, стакан с чаем, пепельница.
Здесь же работал генерал-майор Александр Поскребышев с заместителем Логиновым. Во время Великой Отечественной войны во дворце размещались Государственный Комитет Обороны, Президиум Верховного Совета и Совет народных комиссаров.
«Безликий» кабинет Хрущева
В 1953 году на третьем этаже дворца рабочий кабинет устроил Никита Сергеевич Хрущев. В кабинете площадью 100 кв. м – те же дубовые панели и двери, что и при Сталине. У Никиты Сергеевича не было ни одного книжного шкафа. Безликий необжитой кабинет загромождали безвкусные сувениры: модели спутников, самолетов, паровозов. А еще – многочисленные вазы, в том числе с портретами самого Хрущева.
Кабинет Брежнева
Советские вожди ни за что не хотели въезжать в апартаменты предшественников. Леониду Ильичу оборудовали кабинет в 100 кв. м подальше от хрущевского. Брежневские апартаменты партийцы называли «Высотой». Темные дубовые панели заменили на светлые.
В 1972 году рядом находился зал заседаний Политбюро, архив и группа Особого сектора ЦК КПСС. Когда генсеку стало трудно передвигаться, рядом с кабинетом установили персональный лифт.
Потом в бывшем брежневском кабинете работали Юрий Андропов и Константин Черненко, но их короткое пребывание не повлияло на внутреннее убранство.
Кабинет Горбачева
Горбачев, став генсеком в 1985 году, отказался въезжать в брежневский кабинет. Для него оборудовали апартаменты площадью 100 кв. м на третьем этаже, в которых сразу началась перестройка.
Стены затянули шелком пастельно-желтых тонов, завезли дорогую мебель из карельской березы, которую несколько раз меняли. Весной 1991 года во время сильного ливня в кабинете Горбачева протек потолок.
Кабинет Ельцина
Борис Ельцин переехал в Кремль после путча в сентябре 1991 года, поселился в кабинете генсека и затеял грандиозный ремонт. Ближайшее окружение навязывало президенту имперский стиль. В кабинете появилась лепнина, позолота, мебель с гнутыми ножками.
Перегородки внутри здания разрушили. Своды потолков, паркет и дубовые панели сняли. Мебель распродали на аукционе.
После ремонта большую часть помещений заняли апартаменты президента – рабочие и представительские. Рабочий кабинет Ельцина – комната на втором этаже площадью 75 кв. м с небольшой приемной.
Метраж рабочего кабинета стал таким же, как прежде у царя. Рабочий стол длиной 205 см изготовили по спецзаказу Ельцина в Италии.
31 декабря 1999 года апартаменты по наследству перешли к Владимиру Владимировичу Путину. Сюда же 7 мая 2008 года въехал Дмитрий Медведев.
Сенатский дворец и время
За 200 лет Сенатский дворец – свидетель разнообразных государственных событий.
На вершине купола красовалась позолоченная скульптурная группа Георгия Победоносца, покровителя Москвы. В 1812 году по приказу Наполеона, во власти которого оказался дворец, статую отправили в Париж в качестве трофея. Вскоре на купол установили столб с императорской короной и надписью «Закон». В отремонтированном Сенатском дворце разместили судебные органы.
До 1865 года здание занимало архитектурное училище. С приходом к власти Советов на место столба установили флагшток с флагом СССР, а дворец переименовали в первый корпус рабоче-крестьянского правительства.
В 1918 году в корпусе устроили апартаменты вождя мировой революции Владимира Ильича Ленина. В 1920-е годы в здании заседало правительство страны Советов.
Сегодня в Сенатском дворце находится резиденция Президента страны и рабочие кабинеты помощников. С 25 декабря 1991 года здесь установлен флаг Российской Федерации, который позднее заменили президентским штандартом.
В том же году началась реставрация строения. В залах восстановили старинные горильефы, лепной декор, карнизы, фризы и капители. До наших дней в неизменном виде дошли лишь фасады и два уникальных зала – Екатерининский и Овальный.
Утерянное за предыдущие века мастерски восстановлено в 1994-1996 годах. Возрожденные залы Сената, созданные практически заново в духе казаковского времени, вызывают восхищение.
Опочивальня
Ряд комнат четвертого этажа Теремного дворца замыкает опочивальня. Ее главная достопримечательность — резная деревянная кровать. Балдахины, подобные тому, который возвышается над ней, называли «небом». Здесь государь мог отдыхать только днем.
Кровать появилась только в правление царя Алексея Михайловича. Выписали из Европы. До этого спали полусидя, следуя рекомендациям врачей: «Для лучшего состояния здоровья и чтобы кровь, притекая к голове, не приносила разных возмущений, спать высоко подняв голову».
Как же уютна опочивальня и почти сказочно красива!
Что касается личной жизни государя, она протекала на женской половине, или в так называемом «женском теремном дворце». Туда вел переход, начинавшийся за дверью в северной стене комнаты. Женская половина частично была сделана из дерева. Считалось, что дерево «дышит», а камень дает конденсат. Поэтому деревянные покои полезнее для здоровья. Но частые пожары и нашествия врагов не щадили сказочные резные терема. Увы, женская половина не дошла до наших дней.
10) Вторая Безымянная башня
Вторая Безымянная башня — находится на Кремлевской набережной.
Промежуточная башня южной стены Кремля.
Возведена в 1480-х годах между 1-ой Безымянной и Петровской башней (Угрешская).
Вторая Безымянная башня
11) Первая Безымянная башня
Первая Безымянная башня — находится на Кремлевской набережной.
Одна из рядовых квадратных башен южной стены. Выстроена в 1480-х годах к востоку от Тайницкой башни.
Первая Безымянная башня
12) Тайницкая башня
Тайницкая башня — находится на Кремлевской набережной.
Башня была построена в 1485 году архитектором Антоном Фрязиным. В этой башне был вырыт колодец и тайный ход к Москве реке, поэтому и назвали башню Тайницкой.
Тайницкая башня
13) Благовещенская башня
Благовещенская башня — находится на Кремлевской набережной.
Высота башни — 30,7м, с флюгером — 32,45м.
Одна из рядовых квадратных башен южной стены. Название башни связано с легендой о чудотворной иконе “Благовещения”, когда-то располагавшейся на башне.
Благовещенская башня
14) Водовзводная башня
Водовзводная башня — располагается на углу Кремлевской набережной и Александровского сада.
Одна из трех, круглых, угловых башен. Построена в 1488 году итальянским зодчим Антоном Фрязиным (Антонио Джиларди). Башня имела и второе название — Свиблова башня — от боярской фамилии Свибловы, двор которых примыкал к башне со стороны Кремля.
Водовзводная (Свиблова) башня
15) Боровицкая башня (Предтеченская)
Боровицкая башня (Предтеченская) — располагается на углу Кремлевской набережной и Александровского сада.
Боровицкая башня была построена итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари в 1490 году при Василии III. Тогда же Солари возвёл и стену от Боровицкой до Водовзводной башни.
Боровицкая башня (Предтеченская)
16) Оружейная башня (Конюшенная)
Оружейная башня (Конюшенная) — находится в Александровском саду.
Высота башни — 38,9 м. Башня построена в 1493-1495 годах. В начале XVII века она имела проездные ворота к Конюшенному двору в Кремле и по этому называлась Конюшенная. Современное название получила в XIX веке по построенному на территории Кремля зданию Оружейной палаты.
Оружейная башня (Конюшенная)
17) Комендантская башня (Колымажная)
Комендантская башня (Колымажная) — находится в Александровском саду.
Высота башни со стороны Александровского сада — 41,25 м. Башня построена в 1493-1495 годах. Называлась прежде Колымажной по располагавшемуся вблизи нее Колымажному двору в Кремле.
Комендантская башня (Колымажная)
18) Троицкая башня (Богоявленская, Ризположенская, Знаменская, Куретная)
Троицкая башня (Богоявленская, Ризположенская, Знаменская, Куретная) — находится в Александровском саду.
Самая высокая башня московского кремля находится со стороны Александровского сада, прямо за Кутафьей башней. Ее высота (вместе со звездой) 80 м.
19) Кутафья башня (Предмостная)
Кутафья башня (Предмостная) — находится в Александровском саду.
Была построена в начале 16 века для защиты моста через реку Неглинная к Троицкой башне. Из-за ее необычного вида ее так и назвали. Дело в том, что «кутафья» означало неуклюжая, нерасторопная полная женщина.
Кутафья башня и на заднем плане Троицкая башня
20) Средняя Арсенальная башня (Граненая)
Средняя Арсенальная башня (Граненая) — находится в Александровском саду, за гротом.
Высота башни — 38,9 м. Башня построена в 1493-1495 годах, на месте угловой башни времени Дмитрия Донского.
Средняя Арсенальная башня
Невиданный Кремль
Постройка белокаменного Кремля в Москве велась два года (1367-68 гг.). Он часто упоминается в источниках, но наши современники не знают точно, как он выглядел. Нет сколько-нибудь точных изображений, и приходится полагаться на описания и данные археологических исследований.
Площадь Кремля при князе Дмитрие приближалась к нынешней – он приказал сооружать новые стены на приличном удалении от старых. Стены теоретически были толщиной до 3 м и имели многочисленные бойницы, закрывавшиеся при нападении деревянными щитами для лучшей защиты воинов. Значительная часть стен вытянулась вдоль Москвы-реки и Неглинной (они служили дополнительной защитой). Там же, где такой защиты не хватало, был выкопан ров (его следы обнаружены археологами). Через Неглинную перекинули каменный мост – первый в Москве (ныне там стоит Троицкий мост).
Историк М. И. Тихомиров полагает, что первоначально стены были хоть и толстыми, но довольно низкими. Их надстраивали постепенно. Это была обычная практика в средневековых городах и замках. Есть версия, что изначально не весь Кремль был каменным – менее опасные с точки зрения возможного штурма оставались деревянными. Со временем было ликвидировано и это упущение.
Белокаменный Кремль в Москве (год начала строительства — 1367) простоял 150 лет. Князь Иван III известный тем, что положил конец монгольскому игу, задумал соорудить новую крепость. Белые стены понемногу разбирались, вместо них строились другие. Материалом на этот раз служит красный кирпич. Так появился Кремль современного вида.
Некоторые известковые блоки были оставлены в новой стене в качестве бутовки. Их позже обнаружили ученые и убедились таким образом, что первый каменный Кремль в Москве действительно был белым.
Как добраться до Потешного дворца Кремля
Увидеть дворец можно со стороны Александровского сада, доехать до него можно на метро, ближайшие станции — «Библиотека имени Ленина», «Александровский сад». На наземном транспорте можно доехать до остановки «Метро Библиотека имени Ленина».
Схема московского метрополитена
Ближе удастся рассмотреть дворец на территории Кремля, для этого необходимо приобрести билет на ее посещение, кассы музея находятся в Александровском саду.
Еще один вариант добраться до достопримечательности — поездка на такси, пользуются популярностью приложения Везет, Яндекс.Такси, Максим, Gett, Ситимобил.
Территория Кремля, видео:
Гостинная, она же — Крестовая, она же — Думная, она же — Соборная палата.
Вторая комната – Гостиная. Ее еще называли Крестовой, Думной, или Соборной, а в XVI веке — Передней палатой. В ней царь с боярами решал государственные дела. Все бояре, окольничьи, думные и ближние люди обязаны были ежедневно являться во дворец ранним утром и после обеда в вечерню.
Здесь Государь слушал судные дела и челобитные. Иногда здесь же по большим праздникам после обедни царь принимал ближних бояр, высшее духовенство и иностранных послов.
Теремные палаты являются интересным памятником русской архитектуры и быта XVII в. Комнаты в них имеют низкие сомкнутые своды, стены и потолки покрыты многокрасочной росписью, выполненной в XIX в. художником Т. Киселевым по рисункам академика Ф. Г. Солнцева.
Окна в передней.
Роспись помещений Теремного дворца проводилась под руководством С.Ф.Ушакова. К сожалению, интерьеры, построенные по анфиладному принципу и богато украшенные, не сохранились. Они пострадали от пожара 1812 года. В 19 веке при реставрации по образцам 17 века были восстановлены красочные росписи, резные деревянные оконные рамы с цветными стёклами, резная деревянная мебель, установлены изразцовые печи.
Изразцы декора печей.
Первоначально установленные печи XVII в. не сохранились, по их аналогам, найденным автором проекта реставрации Теремного дворца Ф.Г.Солнцевым, в 1835-1837 гг. были установлены новые изразцовые печи.
В декоре одной из печей Передней вставлен над топкой сохранившийся первоначальный изразец 17 века.
Свод потолока престольного кабинета
В центре изображение Христа-Пантократора на престоле. Здесь Он воспринимается как Царь Небесный и как Судия. Такие композиции весьма широко распространены в монументальной живописи. Особенно любили такие изображения в Византи, где рядом со Спасителем изображали императоров и императриц, выражая тем самым идею сакральности императорской власти. Византия часто рассматривала небесную и земную иерархии, как зеркальные по отношению друг к другу. В раскрытом Священном Писании слова: «Вся мне предана суть Отцем моим..», напоминая о вверенности земной власти и ответственности за нее — свыше.
Дворец в Кремле
Дворец на территории московского Кремля построен по указу Екатерины II для заседаний Правительственного сената, отсюда и название. Для строительства императрица пригласила молодого русского архитектора Матвея Федоровича Казакова, который возвел здание в традициях классицизма – нового архитектурного направления, вытеснившего барокко.
Строительство продолжалось 10 лет (1776-1787гг.), отделка внутренних помещений закончена в 1790 году. Место, выбранное для здания, оказалось не очень удобным. Фасад вытянут между Никольской и Сенатской башнями, архитектору пришлось потрудиться, чтобы органично вписать новый дворец в ансамбль московского Кремля.
Интерьер Теремного дворца
Теремной дворец в Кремле время постройки превзошел не только по внешним характеристикам. Интерьер здания также поражает небывалым великолепием.
Если описать в трех словах, то это роскошь, разнообразие, богатство. Если же описывать все детали интерьера отдельно, то это займет уйму времени и не один печатный лист.
Каждый ярус строения имел свое предназначение. Цокольный предназначался для хранения запасов. Царица облюбовала первый этаж – в нем расположились ее мастерские. Второй – это ресепшн, если выражаться современным языком, где встречали гостей и послов из разных стран. Из одной из комнат опускался большой ящик, куда желающие помещали свои просьбы и жалобы.
Тут же находились и царские покои, купальня.
Стены палат расписаны цветочнымы узорами и золотом. Круглые своды украшены необыкновенными узорами и орнаментами, настоящей лепкой, позолотой, резным деревом дорогих пород.
К сожалению, роспись не сохранилась в первозданном виде. Ее восстановили по рисункам великого художника — археолога, живописца Федора Григорьевича Солнцева — и его ученика Киселева уже в 19 веке. Учитывая, что краска тех времен была чрезвычайно стойкой, причины повторного нанесения узора объясняются частичным или полным разрушением отделки стен. Это могло быть и нападение Наполеона, и решение переделать интерьер, которое так и не было воплощено в жизнь.
Таков Теремной дворец в Кремле. В каком веке был построен он — известно достоверно. Но немногие здания сохранились с тех времен. Сегодня он находится практически в таком же состоянии, в каком был почти четыре столетия тому назад.
Башни
Все кремлевские башни разные, но однотипные, у большинства из них 3-4 боевых яруса, имеющих выходы на стены. Из общего архитектурного образа выбивается только Никольская, в которую в XIX веке перестроили в псевдоготическом стиле. Всего в Кремле 20 башен, три из которых стоят в углах треугольной планировки и имеют круглое сечение, остальные квадратные.
Башни в Кремле:
- Водовзводная.
- Боровицкая.
- Оружейная.
- Комендантская.
- Троицкая.
- Кутафья.
- Средняя Арсенальная.
- Угловая Арсенальная.
- Никольская.
- Сенатская.
- Царская.
- Набатная.
- Константиново-Еленинская.
- Беклимишевская.
- Петровская.
- Вторая Безымянная.
- Первая Безымянная.
- Тайницкая.
- Благовещенская.
Попасть на стены можно было не со всех башен, а только с Троицкой, Спасской, Набатной, Константиново-Еленинской, Боровицкой, Благовещенской и Петровской. Когда-то через все башни проходил единый сквозной ход через стены, имевший сводчатый потолок. Большинство прохода засыпано сейчас строительным мусором, открыт участок между Набатной и Константиново-Еленинской башнями. Ученые во время реставрации в разные периоды времени открыли тайники и проходы между стенами, которые часто выходили за пределы Кремля.
Первой была заложена Тайницкая башня, откуда, по слухам, вел подземный ход к реке для вылазок в тыл неприятеля. Потом возвели Водовзводную, в подвале которой бил источник. Воду из него специальная машина закачивала в емкость на верхнем этаже.
Спасская является самой знаменитой башни, поскольку ее ворота образуют парадный вход в Московский Кремль. Со стороны Красной площади над ними установлен образ Спаса Смоленского, с противоположной — Спаса Нерукотворного. В середине XIX века на трех верхних ярусах смонтирован новый часовой механизм с курантами из 11 колоколов.
Спасскую башню построили в 1491 году и она является самой главной в комплексе, поскольку ведет к Красной площади. Разработчиком архитектурного образа считают Пьетро Солари, являющийся автором большинства кремлевских башен. Колокольню к башне пристроили только в 1620-х года.
С левой стороны от Спасской башни на стене высится каменная беседка, имеющая красивые столбы-балясины. Это Царская башня, своеобразный балкон Кремля, откуда самодержцы наблюдали за событиями на площади перед Кремлем. Еще левее возведена Набатная башня. Она была дозорной, откуда охрана высматривала врагов. Ранее на башне висел колокол, который назывался тревожным. Но его сняли, когда он поднял стрелецкие полки к бунту против монарха и Романовых.
Самая высокая башня вовсе не Спасская, а Троицкая, к которой ведет длинный мост через самую низкую башню, которая называется Кутафья (Барбикан). Их разделяет река Неглинка, которую в позапрошлом веке «убрали в трубу», а все мосты через водоем, кроме Троицкого, демонтировали. Теперь по нему ежедневно проходят миллионы экскурсантов. В самой же башне оборудован репетиционный зал Президентского оркестра.
У подножия 16-гранной Угловой Арсенальной башни разместили памятник Неизвестному Солдату.
Перед Красной площадью в 1491 году возвели башню святого Николая (Никольскую). Реконструкцию в сооружении проводили в 1806 году.
Сила традиции
Хотя князь Иван применил для строительства другой материал, он явно испытывал уважение к крепости, выстроенной его знаменитым дедом. Кремль оставался белым до конца XIX века! Хотя его неоднократно достраивали и восстанавливали. В том числе после «смутного времени» и Отечественной войны 1812 года стены упорно продолжали белить!
Вот почему эпитет «белокаменная» так прочно привязался к Москве – он формировался далеко не 150 лет, а гораздо дольше! В белый цвет стены красили прежде всего для проявления почтения к Дмитрию Донскому, а потом и в силу привычки.
Можно заметить, что собор Василия Блаженного, что в непосредственной близости от Кремля – в основном красный. Можно догадаться, что это составляло броский контраст. Кроме того, в архитектуре Руси была традиция – храмы строить именно из плинфы, а она по цвету напоминает современный красный кирпич. Белить русские церкви стали много позже. И далеко не везде (посетив Софийский собор в Киеве, можно убедиться, что и его стены изначально не были белыми – на стенах строений специально оставлены незакрашенными фрагменты кладки). Благодаря этому, церкви разительно отличались от светских построек (дома тогда были деревянными или напоминали украинские мазанки). Во Владимиро-Суздальском княжестве строили белые церкви (например, Покрова на Нерли), но это не было непреложным правилом.
Слово становилось делом
Красный цвет подчеркивает главенство Престольной палаты. Пурпур — привилегия государей. Когда-то при царе Алексее Михайловиче кабинет был затянут ярко-красной сафьяновой кожей, тисненной золотом. Именно здесь слово становилось делом — государь подписывал указы, которые «выкрикивали» со всех площадей Москвы. Но перво-наперво кричали с кремлевской Ивановской площади.
Отсюда и устойчивое выражение: «Кричать во всю Ивановскую».
Кому, кроме государя, была доступна Престольная палата? Очень достойным, по его мнению, людям. Орденов в ту эпоху не было, за заслуги награждали по-разному: могли одарить и ценным оружием, и платьем с царского плеча, и землей, и деньгами. Но была еще одна очень почетная награда — обед с государем, как равный с равным. В Престольную приглашались два-три особо отличившихся вельможи, для них выносили драгоценную посуду, хранившуюся в особой царской буфетной…
Чаши, братины, ковши украшали великолепный стол (до 50 перемен блюд, а общее их число достигало 500) и часто служили в качестве подарка после званого обеда. Сегодня посуда экспонируется в музеях Московского Кремля.
А еще государь иногда выбирал в Первопрестольной палате невесту. Со всех земель в Кремль свозили до 1000 девушек. Самых красивых приводили «пред светлые государевы очи». Наши государи имели возможность, которой были лишены западноевропейские монархи, — жениться по любви…
Со времен Иоанна Данииловича Калиты дворец великокняжеский занимал самое красивое среди Кремля местоположение, господствующее над всей видимой окрестностью… Алексей Малиновский, археограф (ХIХ век)
Росписи Грановитой палаты
Благовещения в углу переднем против государева места — Скиние свидения с Кивотом Завета, где предстоит Моисей и где перед дверьми опустился столп облачный и в столпе глагол к Моисею. Толпы израильтян поклоняются храму.
Здесь же в другой картине был изображен пророк Нафан, обличающий царя Давида в убийстве Урии и блудодеяния и прорекающий за то смерть его отрока-сына, который в седьмой день и умре; Давид, в раскаянии, в сокрушении сердца молящийся перед Кивотом Завета.
Под этою картиною на стене между окон, след., у царского места, был изображен в храме перед Кивотом Завета молящийся царь Соломон, окруженный архиереями и народом, и над ним из облака на Кивот Завета Господня излияся облак с огнем и исполни храм Господень.
Такими притчами объяснялось возле царского трона божественное снисхождение царскому достоинству и в то же время обличались царские грехи царя Давида, которые не служили ли притчею в обличение всему минувшему царствованию Ивана Грозного, даже и с неожиданною смертию отрока-сына.
Роспись с изображением сюжетов из Священного Писания осуществлена в свободном выражении, отступающем от иконописного канона.
«Весьма любопытные сведения по этому предмету встречаются в актах половины XVI века. В это время царские палаты, при возобновлении их после опустошительного знаменитого в летописях Москвы пожара, в 1547 г. были украшены новым стенным бытейским письмом, под непосредственным наблюдением знаменитого благовещенского попа Сильвестра, который едва ли не в первый раз решился изобразить на стенах царских палат содержание некоторых церковных догматов приточне, в лицах, само собою разумеется, с ведома и , быть может, по указанию самого митрополита Макария.
Приверженцам стоячей старины это показалось несогласным с преданием Церкви, потому что до того времени иконопись, не уклоняясь ни одною чертой от древних византийских образцов и подлинников, ограничивалась только более или менее верным, раболепным их переводом. Одним из главных действователей в этом случае был дьяк Иван Висковатый.
Созван был собор. Митрополит Макарий разрешил недоумение Висковатого и объяснил ему, что в палате написано было приточне Спасово человеколюбие, еже о нас, ради покаяния.
Любопытное описание всех изображений, в которых выражена была эта притча, находим в актах того же собора. «Писано в полате в большой (Средней Золотой) в небе, на средине. Спас на Херувимех, а подпись: Премудрость Иисус Христос. С правые страны у Спаса дверь, а пишет на ней 1) мужество, 2) разум, 3) чистота, 4) правда. А с левые страны у Спаса же другая, а пишет на ней: 1) блужение, 2) безумие, 3) нечистота, 4) неправда.
http://az.lib.ru/z/zabelin_i_e/text_0080.shtml