Открываем закрытую туркмению

Интернет-цензура

Большинство жителей лишены доступа к интернет-ресурсам

Да, в наше время есть такие цивилизованные страны, где все очень плохо с интернетом. И дело не в отсутствии сигнала, а в запрете на многие сайты и социальные сети. В этой стране не работает «YouTube», «Twitter»,«ВКонтакте», «Facebook», многие новостные сайты, а также различные мессенджеры типа WhatsApp, Viber и так далее. Запрет на них появился из-за того, что через данные ресурсы могут продвигаться различные оппозиционные материалы, дискредитирующе действующую власть.
Но люди пытаются обмануть систему. И в этом им помогают VPN-сервисы, благодаря которым местные жители все же попадают на запрещенные сайты. Правда таких людей в Туркменистане не так уж и много. Исходя из данных ООН, лишь около 5% жителей имеют возможность доступа к интернету. Но, к счастью, с каждым годом их количество растет. Узнав об этом, власти стали запрещать средства для скрытия информации о компьютере, его IP-адресе или пользователе в сети от удалённого сервера, чтобы у жителей не было доступа к запрещенным сайтам.
 

Грамматика

Туркменский язык — очень агглютинативный язык, поскольку большая часть грамматики выражается с помощью суффиксов, добавляемых к существительным и глаголам. Это очень регулярно по сравнению со многими другими языками нетюркской группы. Например, obalardan «из деревень» можно проанализировать как oba «деревня», -lar (суффикс множественного числа), -dan (падеж, означающий «от»); alýaryn «я принимаю» как al «брать», -ýar (настоящее непрерывное время), -yn (1-е лицо единственного числа).

Еще одна характеристика туркменского языка — гармония гласных. У большинства суффиксов есть две или четыре разные формы, выбор между которыми зависит от гласной корня слова или предшествующего суффикса: например, аблятивный падеж obalarobalardan «из деревень», но аблятивный падеж itler «собаки» » itlerden » от собак «.

Примеры склонения (с длиной гласного)
Случай Пример Существительные с окончанием согласного Существительные с окончанием гласного С согласным озвучиванием С удалением гласной
Именительный Сыгыр зына гельди. сыгыр нер öý ýara gije кукла копек огул
Родительный падеж Мужчины sygyryň guýrugyny çekdim. sygyr YN нер я öý üň ýarā nyň gijǟniň dol nyň köpegiň оглуň
Дательный Мужчины sygyra iým berdim. sygyr нер е öý e ýarā gijǟ дола Köpege огла
Винительный Мужчины сыгыры сагдым. Сыгырь у нер я öý я ýarā ny Gijǟni Dol ny Köpegi уродливый
Местный Sygyrda näme günä bar? Сыгыр да нер де öý da ýara da gije de долуда köpek de огул да
Аблатив Бу кесель сыгырдан гечди. Мужчины сыгырдан ýададым. Сыгыр дан нер ден öý den ýara dan Gije Den долудан Köpek den огул дан

Распределение населения по возрастным группам

Согласно нашим расчётам, по состоянию на начало 2021 года, население Туркменистана имело следующее распределение по возрасту:

27.5 68.4 4.1
— процент людей младше 15 лет
— процент людей в возрасте от 15 до 65 лет
— процент людей старше 64 лет

В абсолютных цифрах:

  • 1 670 201 человек младше 15 лет (мужчин:
    845 317 / женщин: 824 945)
  • 4 145 461 человек старше 14 и младше 65 лет (мужчин:
    2 053 874 / женщин: 2 091 647)
  • 247 374 человека старше 64 лет (мужчин:
    107 499 / женщин: 139 936)

Мы подготовили упрощенную модель возрастно- половой пирамиды, в которой представлены только три возрастные группы, данные о которых были приведены выше:

65+
15-64
0-14
мужчины женщины

Примечание: Масштаб пирамиды отличается от абсолютных значений, приведённых выше, поскольку в каждой возрастной группе содержится разное количество лет.

Как мы видим, возрастная пирамида Туркменистана имеет прогрессивный или растущий тип. Такой тип пирамиды обычно имеют развивающие страны.
Для демографии таких стран характерна относительно короткая ожидаемая продолжительность жизни, в результате высоких смертности и рождаемости.
Высокие показатели смертности и рождаемости обусловленны, наряду с другими причинами, низким уровнем здравоохранения и образования.

Культура

Восковая фигура, изображающая сельджукских мужчину и женщину в традиционных костюмах, медресе Якутие, Эрзурум , Турция .

Туркменская культура была в основном продолжением огузской культуры, где кочевые элементы играли жизненно важную роль. После принятия ислама туркмены были вынуждены изменить ряд своих традиционных обычаев, таких как отказ от вина, которое было обычным времяпрепровождением в огузской культуре. Однако с исламом многоженство вошло в туркменский образ жизни, тогда как раньше огузы были преимущественно моногамными, и женщины-огузы играли активную роль в семейных делах.

К тому времени, когда туркмены поселились в Малой Азии , их приверженность исламу заменила любое национальное сознание и изменила их традиционные ценности. Туркменская семья была патриархальной , и глава семьи, мужчина, чувствовал большой долг перед своим правителем и его большой семьей. Детей приучали вести кочевой образ жизни и охотиться с раннего возраста. Под одной крышей можно было найти до трех поколений, которые включали всех незамужних женщин, замужних сыновей с женами и детьми, а также любых других иждивенцев. Полная власть над такой семьей принадлежала одному мужчине, хотя некоторые женщины, обычно мать или жена этого мужчины, также имели некоторое влияние. Однако некоторые исследования показывают, что к 17 веку женщины в Малой Азии обладали значительным авторитетом в семейных делах, а также значительными экономическими полномочиями внутри семьи, такими как право подавать в суд на членов семьи за владение определенной частью. дома законным путем. Тем не менее, ношение чадры и следование исламским обычаям были обязательными для туркменской женщины, которая присоединилась к большой семье своего мужа и полностью подчинилась своей свекрови после замужества. Доисламские огузы женщины не носили чадру в присутствии мужчин и не имели соответствующего покрытия тела .

Туркмены сумели сохранить элементы своей кочевой культуры даже в пиковые годы своего оседлого государства. Влияние степей проявлялось и в туркменских браках. Тугрил , султан Великой империи Сельджуков , в соответствии со старым огузовским обычаем женился на вдове своего покойного брата Чагри , что в исламе презиралось .

Этноним сегодня

Туркмены в национальных костюмах, Туркменистан

Йорук девушки Балыкесире в традиционной одежде

В Анатолии в период позднего средневековья термин «туркмен» постепенно вытеснялся термином «османы». Правящий класс Османской империи до XIX века считал себя османами . В конце 19-го века, когда османы переняли европейские идеи национализма , они предпочли вернуться к более распространенному термину тюрк, а не туркмен , в то время как ранее тюрк использовался исключительно для обозначения анатолийских крестьян.

Термин «туркмен» в качестве этнонима турок, проживавших в Иранском Азербайджане, исчез из общего употребления после 17-18 веков. Он продолжал использоваться взаимозаменяемо с другими этноисторическими терминами тюркских народов региона, включая тюрков, татар и аджамов , вплоть до начала 20 века. В начале 21 века «туркмен» остается самоназванием полукочевых племен терекиме , субэтнической группы азербайджанского народа .

В начале 21 — го века, этноним «тюрк» и «Туркменский» все еще используются туркмен из Туркменистана , которые имеют значительные группы в Иране , Афганистане, России, Узбекистана, Таджикистана и Пакистана , а также Ирака и сирийские туркмены , потомки турок-огузов, которые в основном придерживаются анатолийского турецкого наследия и идентичности. Большинство иракских и сирийских туркмен являются потомками османских солдат, торговцев и государственных служащих, которые были вывезены в Ирак из Анатолии во время правления Османской империи. Турки Израиля и Ливана , турецкие субэтнические группы йоруков и карапапаков (субэтническая группа азербайджанцев) также называются туркменами.

История прихода к власти нового президента Гурбангулы Бердымухамедова

Гурбангулы Бердымухамедов — пример одной из самых стремительных карьер среди президентов

Еще во время правления экс-президента Сапармурата Ниязова, Бердымухамедов занимал пост вице-премьера. Тогда даже появились слухи о том, что туркменбаши является отцом Гурбангулы. Но точно до сих пор их родство не было установлено, так как существуют некоторые аргументы против данной версии.
Карьерный взлет Бердымухамедова начался в 90-х. Тогда он занял пост декана стоматологического факультета Туркменского мединститута, вскоре возглавив целый стоматологический центр Министерства здравоохранения. В 1997 году Гурбангулы стал министром здравоохранения. Заполучив доверие президента, он начал отвечать за состояние здоровья самого туркменбаши.
Спустя четыре года, не оставляя пост министра, он заполучил еще и кресло заместителя Председателя Правительства. После кончины туркменбаши делегаты Народного совета единогласно выдвинули вице-премьера Гурбангулы Бердымухамедова для участия в выборах президента Туркменистана.

Монголы и тимуриды

В 1157 году в провинции Хорасан закончилось правление династии сельджуков . Тюркские правители Хивы взяли под свой контроль территорию Туркменистана под названием Хорезмшахов в 1221 году. Центральная Азия подверглась разрушительному вторжению со стороны монгольских воинов, которые пронеслись через регион со своей базы в Восточной Азии.

Карта Империи Тимуридов

Под своим полководцем Чингисханом , основателем Монгольской империи , монголы завоевали Хорезм и сожгли город Мерв дотла. Монгольский лидер приказал устроить резню жителей Мерва, а также разрушить фермы провинции и провести ирригационные работы, что фактически положило конец иранскому господству в городских районах и сельскохозяйственных общинах Хорезма. Вскоре эти районы были заселены туркменами, которые пережили вторжение и отступили на север к равнинам Казахстана или на запад к берегам Каспийского моря. После разделения Монгольской империи нынешний Туркменистан был передан Чагатайскому ханству, за исключением того, что самая южная часть принадлежала Ильханству .

Небольшие полунезависимые государства возникли под властью вождей племен региона в конце XIV века. В 1370-х годах Амир Тимур (также известный как Тамерлан), один из величайших завоевателей в истории человечества, снова захватил туркменские государства и основал недолговечную империю Тимуридов , которая рухнула после смерти Тимура в 1405 году, когда туркмены снова стали независимыми.

Сравнение с другими тюркскими языками

В туркменском языке есть зубные фрикативы / θ / и / ð / в отличие от других огузских тюркских языков, где эти звуки произносятся как / s / и / z / . Единственный другой тюркский язык с подобной чертой — башкирский . Однако в башкирском языке / θ / и / ð / две независимые фонемы, отличные от / s / и / z / , тогда как в туркменском языке и являются двумя основными реализациями общетюркских / s / и / z / . Другими словами, в туркменском языке нет фонем / s / и / z /, в отличие от башкирского, в котором есть и / s /, и / z /, и / θ /, и / ð / .

Туркмены против азербайджанцев

Личное местоимение 1-го лица — это «мужчины» в туркменском языке , точно так же, как «mən» в азербайджанском языке , а в турецком — «ben». То же самое и с указательными местоимениями «бу», где звук «б» заменен на звук «м». Например: «bunun> munun // mının, muna // mına, munu // munı, munda // mında, mundan // mından». В туркменском языке «бу» претерпевает некоторые изменения, как и в «мунун, муни, муна, мунда, мундан, мунса».

Вот несколько слов с различным произношением на туркменском и азербайджанском языках, которые означают одно и то же на обоих языках:

туркменский Азербайджанский английский
мужчины mən Я, я
сен сон ты
Хачан Хачан когда
Башга Башка Другие
это, köpek это, köpək собака
deri dri кожа, кожа
ýumurtga юмурта яйцо
ýürek ürək сердце
Eşitmek eşitmək слышать

Туркменский против турецкого

Турция первой признала независимость Туркменистана 27 октября 1991 года после распада СССР и открыла свое посольство в Ашхабаде 29 февраля 1992 года. Обладая общей историей, религией, языком и культурой, два государства имеют сбалансированные особые отношения, основанные на взаимное уважение и принцип «Одна нация, два государства».

По языковым характеристикам туркменский язык очень близок к турецкому. Однако есть несколько отличий, обусловленных региональными и историческими причинами. Большинство морфофонетических правил распространены в туркменском и турецком языках, хотя в них используются разные алфавиты. Например, оба языка показывают гармонию гласных и правила мутации согласных и имеют похожие суффиксы с очень близкой семантикой .

Вот несколько слов из списка Сводеша на туркменском и турецком языках, которые означают одно и то же на обоих языках:

туркменский турецкий английский
мужчины Бен Я, я
узын Узун длинный
Agaç Aaç дерево
гёз гёз глаз
ýürek Юрек сердце
ýaşamak Яшамак жить
suw вс воды
асман (заимствование из персидского ) гёк небо
собака Doğru верный

Обычаи из прошлого

До наших дней сохранилось множество туркменских старинных обычаев, которыми этот народ очень гордится. К ним можно отнести и общественные принципы, этикет, основы которого формировались много веков.

Для туркмена нет человека дороже гостя. Правила гостеприимства говорят: “Гость — человек от Аллаха!”. Поэтому туркмены с особым почтением относятся к людям, посещающим их дом.

Издавна у этого народа священными продуктами считались хлеб и соль. Их нельзя бросать на землю, а относиться следует с особым почтением. И в наше время можно увидеть туркменов, что, заметив обронённый кем-то кусочек хлеба, непременно поднимут его (если дело происходит на дороге — остановят машину и выйдут, чтобы убрать хлеб).

Обычаи туркменов требуют почитания родителей и всех людей, что являются старшими по возрасту. В их обществе нельзя спорить (тем более браниться), перебивать собеседника. Относиться к старшему поколению следует со всем уважением.

В Туркмении / Фотограф Семён Фридлянд

Возможно, самобытность культуры и преданность своей стране у туркменов основываются на верности старинным традициям, которых придерживались многие прежние поколения представителей этого этноса.

Конечно, туркмены осознают, что в их государстве существует немало проблем, с которыми стоит бороться, однако они искренне гордятся своей Родиной, которая во многих аспектах остаётся поистине уникальной.

Новые политические договоренности

В целом, XIV-XVI века были периодом, когда туркменская дислокация из-за монгольских нашествий уступила место новым политическим группировкам, которые превратились в племенные группировки, сохранившиеся до наших дней.

В дополнение к новым политическим договоренностям, исторические источники предполагают, что большой племенной союз, называемый конфедерацией салор, остался от первоначальных огузовских племен и до наших дней. В конце 17 века конфедерация распалась, и три старших племени двинулись на восток, а затем на юг. Из этих племен йомуды разделились на восточные и западные группы, а теке мигрировали в Ахалский регион недалеко от гор Копетдаг и в конечном итоге в бассейн реки Мургаб . Другие племена салоров переселились в регион вблизи дельты Амударьи и в другие части современного юго-восточного Туркменистана . Группы салоров также проживают в Турции , Афганистане, Узбекистане и Китае.

История населения Туркменистана

1951 1 221 497 N/A %
1952 1 245 176 1.94 %
1953 1 274 235 2.33 %
1954 1 307 777 2.63 %
1955 1 345 195 2.86 %
1956 1 385 929 3.03 %
1957 1 429 769 3.16 %
1958 1 476 292 3.25 %
1959 1 525 422 3.33 %
1960 1 576 979 3.38 %
1961 1 631 035 3.43 %
1962 1 687 120 3.44 %
1963 1 744 871 3.42 %
1964 1 803 621 3.37 %
1965 1 863 075 3.30 %
1966 1 922 615 3.20 %
1967 1 982 198 3.10 %
1968 2 041 942 3.01 %
1969 2 102 547 2.97 %
1970 2 164 239 2.93 %
1971 2 227 327 2.92 %
1972 2 291 670 2.89 %
1973 2 357 388 2.87 %
1974 2 424 072 2.83 %
1975 2 491 656 2.79 %
1976 2 560 033 2.74 %
1977 2 629 576 2.72 %
1978 2 699 871 2.67 %
1979 2 770 649 2.62 %
1980 2 841 507 2.56 %
1981 2 912 588 2.50 %
1982 2 983 716 2.44 %
1983 3 055 585 2.41 %
1984 3 129 067 2.40 %
1985 3 205 439 2.44 %
1986 3 284 574 2.47 %
1987 3 366 226 2.49 %
1988 3 450 838 2.51 %
1989 3 540 257 2.59 %
1990 3 635 326 2.69 %
1991 3 737 015 2.80 %
1992 3 844 818 2.88 %
1993 3 955 772 2.89 %
1994 4 063 376 2.72 %
1995 4 161 854 2.42 %
1996 4 247 806 2.07 %
1997 4 321 510 1.74 %
1998 4 384 541 1.46 %
1999 4 440 021 1.27 %
2000 4 491 267 1.15 %
2001 4 540 305 1.09 %
2002 4 587 241 1.03 %
2003 4 633 073 1.00 %
2004 4 679 704 1.01 %
2005 4 729 235 1.06 %
2006 4 782 611 1.13 %
2007 4 840 375 1.21 %
2008 4 903 133 1.30 %
2009 4 972 156 1.41 %
2010 5 047 908 1.52 %
2011 5 131 000 1.65 %
2012 5 221 247 1.76 %
2013 5 317 546 1.84 %
2014 5 416 761 1.87 %
2015 5 516 210 1.84 %
2016 5 614 092 1.77 %
2017 5 710 411 1.72 %
2018 5 804 668 1.65 %
2019 5 896 873 1.59 %
2020 5 986 884 1.53 %
2021 6 063 097 1.27 %

Дела настоящего времени

Развитие развитием, но безработица по-прежнему есть. Многих граждан пытаются занять, например, кто-то высаживает деревья, кто-то кладет асфальт, мосты строят. Женщинам находится занятия, на дорогах можно встретить женщин в желтых жилетах, они постоянно метут улицы, приводя их в порядок.

Товары широкого потребления везут из Китая. Засилья китайской продукции на рынке нет, однако небольшие поставки всё же ведутся. В основном, это связано с тем, что Туркменистан поставляет газ туда.

Туркмены отчего-то положили глаз на мрамор. Наверное, в мире нет больше столько домов в мраморной отделке, чем в Туркменистане. Особенно, блещет белизной своей столица – Ашхабад. Это началось с правительства Ниязова, после того как туркменбаши сменил Бердымухамедов мраморная застройка только увеличилась. Теперь крупные города отдают приятным белым оттенком.

Автомобили, в большинстве своём, старые. Советские Волги, Нивы, Жигули – это самые распространенные варианты. Ничего удивительного в этом нет, ведь в Туркменистане нет своего производителя, а массово вести иномарки правительство не решаются. Вот и едят по дорогам старые жигули, да китайские машины.

Туркменская кухня, как таковая – миф. Это смесь многих блюд из Средней Азии и кухни Кавказа. Своё традиционное безусловно есть, но всё это традиционное имеет свои корни у других народов.

В городах исламские законы довольно-таки демократичны. Несмотря на то, что религия — важная составляющая Туркменистана, люди на ней не замыкается. Да, основа – ислам, однако замужние девушки не ходят полностью закрытыми. Даже алкоголь можно найти в свободной продаже. Но это в крупных городах, в глубинке всё строже. Кстати, в пригороде Ашхабада построили мечеть, как говорят самую большую во всей Средней Азии.

Из каких ещё стран постсоветского пространства граждане не едут работать в Россию

Из-за ужесточения миграционной политики Россия потеряла не привлекательность, а доступность для трудовых переселенцев

Топ-3 по оттоку трудовых мигрантов из России:

  • Украина;
  • Молдова;
  • Узбекистан.

За последнее время поток трудовых мигрантов с Украины снизился почти втрое. Значительно уменьшилось и число желающих поработать в России молдаван. У обеих стран появился безвизовый режим с ЕС, поэтому граждане стали предпочитать ехать работать в Европу.

Отток рабочих из Узбекистана виден и в официальной статистике, однако представители диаспор говорят о ещё больших цифрах. Так, зампред «Всероссийского конгресса узбеков» Хайрулла Каримов заявляет, что за последние 5 лет число граждан, желающих приехать на работу в РФ, снизилось более чем на 40%. Основной причиной называется ужесточение миграционного законодательства и сложности с легализацией.

России стоит определиться, нужны ли ей трудовые мигранты. Одни представители властей утверждают, что отток приезжих рабочих снизит экономический рост и, как следствие, ударит по карману россиян. В это время другие ужесточают законодательство и тем самым снижают число трудовых мигрантов. Пока не будет чёткого и определённого понимания проблемы на уровне высшего эшелона управления государством, трудовая миграция продолжит снижаться.

Культура и традиции туркменов

В своих обычаях туркмены далеко уже отошли от родственных им других номадов, как киргизы, например.

Национальный костюм

Национальный костюм туркменов нечто промежуточное между среднеазиатским и персидским, с преобладанием первого. Поверх рубахи и штанов мужчины и женщины носят длинный плащ (чапак), который у зажиточных приготовляется из полушелковых, полушерстяных в тонких полосках материй из Хивы и Бухары. Походная верхняя одежда короче, до колен. В летнее время женщины обходятся одной только рубахой и длинными до лодыжек штанами, внизу плотно прилегающими.

Головной убор у мужчин — меховая шапка (телпек), обвитая тюрбаном, у женщин — круглый капюшон со спускающейся кзади вуалью, также и общесреднеазиатский высокий убор шекеле. Украшения вроде ожерелий, ручных и ножных браслетов, кораллов и тому подобное весьма обычны у туркменских женщин, которые не расстаются с ними даже ночью. Особенно ценятся серебряные футляры для талисманов. В украшении жилища туркмены, менее зажиточные, чем киргизы, очень скромны.

Национальная кухня

В пище туркмены мало напоминают других среднеазиатских номадов: кумыс и кази (колбаса из конины) редко употребляется, но зато рис и хлеб (лепешки из муки) в общем употреблении, весьма любимы сладости (персидские и русские). Вообще же пища туркменов самая неприхотливая: лепешка, молоко, кашица из растертой джугары, отвар бураков с кунжутным маслом. Плов с бараньим или верблюжьим жиром считается роскошью. Туркмены — трезвы, хотя приготовляют легкий опьяняющий напиток (чал) из бродящего молока. В некоторых местах начинает прививаться курение опия.

По религии — мусульмане суннитского толка, но мало религиозны и нисколько не фанатичны. Грамотность распространена в ограниченных размерах. Народная поэзия весьма далека от киргизской, но зато весьма близка поэзии османов Анатолии и азербайджанцев. Песни Фузули, Бадиля и Мемреба распеваются на туркменском диалекте. Но туркмены имеют и национальных поэтов, самый замечательный из них Махдумкули, почитаемый за святого. Правосудие отправляется в русских владениях под председательством уездного начальника по адату, видоизмененному в более серьезных делах в духе русского законодательства. Наиболее частые преступления — кражи, за ними следуют угон скота и грабежи. Убийства относительно редки.

Календарь туркменов — мусульманский, обычаи при рождении, свадьбах, похоронах и тому подобное значительно утратили первобытный характер, благодаря недостатку женщин, многоженство редкое явление.

Таблица: плюсы и минусы жизни в Туркмении

Плюсы Минусы
Политическая стабильность Культ личности Гурбангулы Бердымухамедова и риски для страны при смене власти
Условия для ведения бизнеса Коррупция, клановость и мздоимство
Огромные просторы нетронутой природной среды Большую часть страны занимает пустыня Каракумы
Страна богата газом и нефтью Зависимость от экспортных цен на сырьё
Морские и горнолыжные курорты Резко континентальный климат с суровой зимой
Безопасность, низкий уровень криминала Строгий контроль за соблюдением исламских традиций, политическая и культурная цензура
Русский — язык межнационального общения Знание туркменского обязательно для работы и службы
Нет межнациональной вражды В госаппарате наблюдается кумовство и протекционизм по национальному признаку
Постоянный рост минимальной и средней заработной платы, низкие цены на бензин и товары народного потребления Годовая инфляция около 10%, что снижает покупательную способность национальной валюты

Сельджуки

В XI веке владения сельджуков простирались от дельты дельты Амударьи до Ирана, Ирака, Кавказа, Сирии и Малой Азии. В 1040 году турки-сельджуки пересекли Окс с севера и, победив Масуда, султана Газни, подняли Тогрулбека, внука Сельджука , на трон Ирана, основав династию Сельджукидов со столицей в Нишапуре . Младший брат Тогрула, Дауд, овладел Мервом и Гератом. На смену Тогрулу пришел его племянник Алп Арслан (Великий Лев), похороненный в Мерве. Примерно в это же время Мерв достиг зенита своей славы. В 1055 году силы сельджуков вошли в Багдад , став хозяевами исламских глубин и важными покровителями исламских институтов. До этих восстаний туркменские племена были неотъемлемой частью вооруженных сил сельджуков. Туркмены мигрировали со своими семьями и имуществом во время походов сельджуков в Азербайджан и Анатолию, и этот процесс положил начало тюркизации этих территорий. В это время туркмены начали заселять территорию современного Туркменистана. До туркменского проживания большая часть этой пустыни была необитаемой, в то время как более обитаемые районы вдоль Каспийского моря, гор Копетдаг , Амударьи и реки Мургап (Мургап Дерьясы) были заселены преимущественно иранцами. Город-государство Мерв был особенно большим оседлым и сельскохозяйственным районом, важным как региональный экономический и культурный центр, так и транзитный узел на Шелковом пути . Последний могущественный правитель сельджуков султан Санджар (ум. 1157) стал свидетелем раздробления и разрушения империи из-за нападений туркмен и других племен. Во время правления султана Санджара или Синджара в том же доме, в середине 11 века, Мерв был захвачен турецкими племенами гузов из-за пределов Окса. Со временем он перешел под власть правителей Хорезма (Хивы). Смешавшись с оседлыми народами Туркменистана, огузы, живущие к северу от гор Копет-Даг, постепенно стали называться туркменами .

Империя сельджуков распалась во второй половине XII века, и туркмены стали независимой племенной федерацией.

Население Туркмении

Показатель численности населения Туркменистана варьирует в зависимости от источников, оценки экспертов несколько ниже данных официальных национальных источников.

С нач. 90-х гг. численность населения Туркменистана увеличилась более чем на 500 тыс. чел. Длительное время в Туркменистане наблюдались высокие темпы прироста населения, примерно 4,2% в год. Однако к 2000 значение этого показателя снизилось до 1,58%. Это связано с высоким уровнем миграции в основном русскоязычного населения за пределы страны. Так, к 2000 более 250 тыс. этнических русских покинули территорию Туркменистана, сократив долю русскоязычного населения с 13% в 1990 до 4,4% в 2000. В 2002 доля этнических русских составила 3,5%. Другой причиной снижения показателя прироста населения стал рост детской смертности.

Рождаемость 28,55‰, детская смертность 73,1 чел. на 1000 новорождённых, средняя продолжительность жизни 61 год, в т.ч. мужчин 57,43 года, женщин 64,76 года (2001, оценка).

Плотность населения — 8,9 чел. на 1 км2 (1999). В 1999 доля молодёжи в структуре населения составила 38%.

Грамотность населения в целом 98%. Преподавание в общеобразовательных школах ведётся на туркменском языке.

Этнический состав многообразен, в стране живут граждане примерно 40 национальностей. Туркмены составляют 77% общей численности населения, узбеки — 9,2%, русские — 6,7%, казахи — 2%, другие — 5,1%.

Сельское население составляет примерно 55% общего числа жителей. В городах кроме туркмен и русских живут украинцы, армяне, азербайджанцы. Узбеки населяют главным образом районы, смежные с Узбекистаном, и занимаются поливным земледелием. Казахи живут преимущественно в северной и западной частях страны, в основном занимаясь животноводством или работая на железной дороге. В южных районах имеются небольшие группы ираноязычных народов — белуджей, курдов. Основным языком для 72% населения является туркменский, для 12% — русский, для 9% — узбекский, для 2% — иной.

Вероисповеданием большинства населения является ислам суннитского и шиитского толка, также на территории государства представлены христианская православная и католическая церкви, ряд других религиозных конфессий.

Борьба с кондиционерами из-за эстетики улиц

Для Гурбангулы Бердымухамедова важнее эстетика улиц, нежели комфортная жизнь жителей страны

Вот уже четыре года на улицах Ашхабада ведут борьбу с кондиционерами, а также сплит-системами. И все это делается только лишь ради красоты. Глава страны считает, что кондиционеры портят эстетический вид столицы, поэтому сотрудникам домоуправлений приходится требовать демонтаж данной техники.
А ведь в Туркменистане температура воздуха зачастую держится около +40͒С, а бывает и выше, так что кондиционеры заметно помогают жителям справиться с такой жарой. Но у президента, видимо, красота зданий превыше комфорта жизни его граждан. Кстати, вслед за сплит-системами в Ашхабаде решили избавиться еще и от спутниковых антенн, ведь они тоже не добавляют красоты центральным улицам города.

Литература

Обложка гонбадской рукописи «Книги Деде Коркут»

Туркменская литература включает знаменитую Книгу Деде Коркут , которая была признана ЮНЕСКО литературным произведением 2000 года. Он также включает эпосы Огузнаме , Батталнаме , , Кероглу , которые являются частью литературной истории азербайджанцев, турок Турции и туркмен. Современная и классическая литература Азербайджана , Турции и Туркменистана также считается огузской литературой, поскольку она была произведена их потомками.

Книга Деде Коркут представляет собой сборник былин и историй , имеющих свидетельство языка, образа жизни, религии, традиций и социальных норм огузов. Другие известные литературные произведения эпохи туркмен включают Тарих-ALI SELÇUK (Историю Дома сельджуков) по Языджиоглу Али, Şikâyetnâme ( персидский : شکايت نامه ; «жалоба») по Физули , дастаны-ı Лейли Меджнун Vu от Физули , Risâletü’n-Nushiyye по Юнуса , Mârifetnâme ( фарси : معرفتنامه ; «книга гнозиса») по Ибрагим Хэкк Эрзуруми .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector