Тынский храм в праге

Храм Девы Марии Победоносной

Рекомендовать место

Паломничество католиков со всего мира в Храм Девы Марии Победоносной происходит уже не одно столетие.

Их сюда влечет умилительная статуэтка из воска Иисуса-младенца – Пражского Езулатка, которую в 1628 году подарила костелу княжна Поликсена из Лобковиц. Эту статуэтку во всем мире знают как «Bambinо di Praga». Фигурка находится в стеклянной шкатулке на роскошно оформленном алтаре из мрамора. Гардероб маленького Иисуса внушительный – в нем более чем 150 ценных вышитых вручную облачений разных фасонов и цветов. Самым ценным считается облачение вышитое австрийской императрицей Марией Терезией.

Костел Святого Игнатия

Не удаляясь от Карловой площади, можно осмотреть еще один известный костел в Новом городе, посвященный Святому Игнатию. Храм находится с восточной стороны площади:

Костел строили, когда наступил период обновления Праги после окончания Тридцатилетней войны. Довольно большие территории Нового Места были отданы ордену иезуитов, которые построили ряд коллегий с храмом во главе. Над проектом костела и его реализацией работал Карло Лураго в 1665-70 гг. Потом его дело продолжил Мартин Рейнер. Великолепный орнамент фасада создали итальянские мастера в 1671-99 годах:

В самой высокой точке фронтона установлена скульптура Святого Игнатия, окруженного золотым сиянием. Этот ореол вызывал большие споры, позволительно ли так изображать святых. Пришлось вмешаться высшим чинам духовенства и дать разрешение на такой образ.

Завершающим элементом фасада стал портик, на котором установлены статуи святых. Его достроили в 1699-м:

Интерьер храма оформлен также изысканно, как и его фасад – скульптуры, декор на стенах и сводах от итальянских зодчих, алтарь из красного мрамора.

История храма Девы Марии перед Тыном в Праге

Костел Девы Марии перед Тыном часто называют Тынским храмом. Оба названия произошли от слова «тын», что в период Средневековья означало место, огражденного забором, где селись купцы, прибывшие торговать в город.

Храм строился в течение дух столетий. Строительство началось в 1339 году, а завершено лишь в 1551 году. Интересно, что храм начали перестраивать на базе древнеримской постройки, существовавшей на этом месте. В XV веке собор стал основным гуситским храмом, однако, в XVII веке случился пожар, и гуситские башни были уничтожены. Позже башни были достроены, но присмотритесь к собору внимательнее: одна башня по высоте и ширине превосходит вторую. Говорят, что это было сделано вовсе не из-за небрежности при перестройке, а в силу особенностей готического стиля. Кстати, та башня, что толще получила имя «Адам», а которая тоньше – «Ева». Центральный неф собора был вновь отстроен в стиле барокко.

Впоследствии, храм попал к иезуитам, оставившим свой след на его внешнем облике. Например, они стерли с храма надпись «Правда побеждает», когда-то красовавшуюся на фасаде строения.

Сегодня костел представляет собой величественное сооружение 52 метра в длину и 28 метров в ширину. Это монументальное сооружение является украшением Староместской площади, придавая ей особый средневековый колорит.

В конце прошлого столетия была проведена реставрация внешней стороны храма, а вот внутренняя часть пока отреставрирована не была.

Архитектурные особенности Тынского храма

Собор Девы Марии перед Тыном – трехнефная базилика с башнями на западном фасаде. Знаменитые 80-ти метровые готические башни Тынского храма не симметричны, это можно заметить, если присмотреться повнимательней. Северная башня чуть уже и ниже, ее называют Евой, а южная башня, соответственно, чуть шире и примерно на 1 метр выше – это Адам: такое представление о дуальности мира характерно для готической архитектуры. Обе башни окружены галереей с балюстрадой и увенчаны пирамидальными крышами.

Между башнями на фронтоне расположена раннебарочная позолоченная фигура Девы Марии с младенцем Иисусом на руках. Так было не всегда. В то время, когда Тынский храм был религиозным центром гуситов, фронтон украшали статуя «гуситского короля» Йиржи из Подебрад и огромная золотая чаша – символ гуситов. После поражения гуситов статую короля заменили фигурой Девы Марии, а из золотой чаши изготовили для нее ореол.

Самый красивый вход в Тынский храм, без сомнения – северный портал. Над ним в конце 14 столетия трудились скульпторы мастерской Парлержа. Портал имеет сложную конструкцию с навесами для защиты скульптур, которые считаются шедеврами чешской средневековой культуры и демонстрируют сцены Страстей Христовых: бичевание, терновый венец и распятие. В конце прошлого века все скульптуры заменены копиями, а оригиналы переданы Национальной галерее.

Интерьер храма

Внутри храма находятся:

  • 19 украшенных алтарей;
  • 14 больших полотен, автор которых Ф. Чермак;
  • Две лавочки, исполненные в готическом стиле;
  • Древнейшая оловянная купель 1414 года, на которую нанесены рельефы апостолов;
  • Готическая кафедра, выполненная из камня в XV веке;
  • Статуя Мадонны с младенцем располагается в алтаре правого бокового нефа;
  • Достойны пристального внимания и картины К. Шкреты «Вознесение Девы Марии» и «Троица» на главном алтаре;
  • Работу М. Рейсека 1493 года в виде каменного балдахина невозможно обойти стороной.
  • Готическая фреска с изображением святого Иеронима со львом XIV века, которая была тщательно спрятана в одном из алтарей храма, а была обнаружена реставраторами лишь в 2000 году.

Настоящая драгоценность среди артефактов в Праге – старый орган Тынского храма. Это творение Мундта, искусного немецкого мастера, датированное 1673 годом. До наших дней в своем первозданном виде он не сохранился, но в Бонне была произведена тонкая работа по реставрации органа. В 2000 году он был возвращен в Прагу.

Ценность храма заключается не только в его уникальности, архитектуре и внутреннем убранстве, но и в 60 захоронениях как великих, так и неизвестных людей, прах и останки которых хранятся с особой бережностью и уважением. Самое известное из них – могила Т. Браге, астролога, служившего у Рудольфа II. Это не единственное интересное захоронение храма. Внутри него находятся могилы епископа Луциана, еврейского мальчика Шимона Абелеса, десятилетнего сына купца, который втайне ходил в монастырь на проповеди, а затем и вовсе крестился. Узнав об этом, отец приказал его долго мучить, а затем убить. Как оказалось после вскрытия могилы юноши, тело было идеально сохранившимся. После этого Шимона торжественно похоронили в костеле как мученика.

Это интересно: Мала-Страна

Молитвы

Текст службы Введения во храм Пресвятой Богородицы

На Малей вечерни, на Господи воззвах, стихиры, глас 1.
Подобен: Небесных чинов:

От Господа приимше обещания плод Иоаким и Анна, Божию Матерь, благоприятну жертву, в храм введоша днесь, и Захариа великий архиерей благословив прият.

Святых святая во святых обитати достойно введеся, яко богоприятна жертва: и Сию девы добродетельми благоукрашаемы, впреди свещоносяще, приведоша Господу якоже сосуд священнейший.

Да отверзется дверь богоприятнаго храма: храм бо всех Царя и престол, днесь со славою внутрь прием, Иоаким возлагает освятив Господу, от Него избранную в Матерь Его.

Слава, и ныне: глас 8:

Давид провозглашаше Тебе, Пречистая, провидя освящение входа Твоего в храм: в немже концы днесь празднующе, славословят Тя, Всепетая. Яже бо прежде рождества Дева, и по рождестве пребывши нетленна, Мати Слова жизни. Днесь в храме Захариа веселится, восприем Тя Владычице, и святая святых радуются, подъемши Тя источника жизни нашея. Темже и мы псаломски вопием Ти: о нас моли Сына Твоего и Бога нашего, даровати нам велию милость.

На стиховне стихиры, глас 2:
Подобен: Доме Евфрафов:

Двери небесныя приимите Деву во святая святых, нескверную же скинию Бога Вседержителя.

Стих: Приведутся Царю девы вслед Ея, искренния Ея приведутся Тебе.

Девственнии лицы Чистую приемлите Деву, светло свещоносяще, во святая святых, яко Невесту Бога Всецаря.

Стих: Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев.

Хлеб словесный, чертог Божия Слова, из руки божественнаго ангела, приемлет обитающи во святая святых.

Слава, и ныне, подобен тойже:

Свет Тя трисиянный, вжегши Богородице, в храме славы, небесную Ти пищу посылает, величая Тя.

Тропарь, глас 4:

Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение.

Завершение строительства

Благодаря смерти Ладислава королем Богемии (а позже – и всей Чехии) стал Йиржи из Подебрад – сторонник гуситов. При нем строительство продолжилось – именно в этот период появились первая, северная, башня, а также фронтон центрального нефа. Храм стал духовным центром пражских гуситов, фронтон был украшен изображением «короля гуситов», над которым поместили большую позолоченную чашу – символ Реформации и причастия в одном сосуде.

Чаша та была настолько большой, что, согласно легенде, в ней обосновались аисты

Они кормили своих птенцов лягушками, и в один прекрасный день одна из них свалилась на голову кому-то слишком важному. Этот человек стал объектом насмешек, а чашу якобы сняли

Легенда интересная, но исчезновение гуситского символа связано с поражением гуситов в битве у Белой Горы (1620), после чего Тынский храм в Праге достался католикам, а точнее, иезуитам. Те избавились от вражеской символики, заменив изображение короля на фигуру Богоматери. А ее сияющий ореол сделали из переплавленной чаши.

Но это все уже детали. По сути, законченный вид храм обрел в 1511 году, когда была построена вторая, южная, башня. В последующие столетия, конечно, не обходилось без пожаров и других неприятностей, которые сказывались на отдельных элементах внешнего вида и интерьера. То, что мы видим сейчас – результат нескольких реставраций и обновлений.

Это интересно: Карлов мост — разъясняем со всех сторон

Эмаузский монастырь

Эмаузы – один из тех культовых объектов, которые появились в Новом  городе первыми. Другое название комплекса — монастырь на Словенах. Монастырь был заложен Карлом IV в 1347 году и предназначался монахам-бенедиктинцам восточного обряда. Богослужения в монастыре велись на церковнославянском языке, несмотря на принадлежность католической церкви.

Главенствует в этом комплексе костел Девы Марии, который имеет уникальное завершение, отличающее этот храм от всех других соборов, и не только в Праге. Верхняя часть фасада представлена двумя изогнутыми стелами:

Откуда взялось такое оригинальное решение? С 1712 года монастырь и храм приобрели барочный облик. Современная ассиметричная конструкция появилась в минувшем веке в послевоенные годы, так как костел серьезно пострадал во время бомбежки. Высота стел, устремившихся в небо, 32 метра. Они выполнены из белого бетона.

Мы подошли к костелу под моросящим дождиком, поэтому увидели подмокшие стелы-пластины. А в солнечную погоду они выглядят как светлые паруса:

Монастырь Эмаузы не менее необычно и расположен. Фасад костела смотрит на Влтаву. Перед ним находится монастырская площадь, завершающаяся невысоким бетонным ограждение, за которым обрыв. Поэтому фасад костела сложно сфотографировать – при всем желании невозможно отойди дальше, чтобы захватить здание в кадр.

На фото костел выглядит довольно компактным, на самом деле, это мощное сооружение. Габариты здания вы оцените, когда будете подходить к монастырю Эмаузы со стороны улицы Вышеградской:

На улицу Вышеградская удобно свернуть в южной части Карловой площади, пройдя мимо скандально известного дома Фауста.

Описание

Сегодня Тынский храм – это церковь с 3-мя нефами, башнями «Адам» и «Ева» (высотой по 70 м) и 3-мя хорами. Длина костёла 52 м, ширина – 28 м. Смешение стилей (готический, ренессанс и барокко) делают храм уникальным и неповторимым.

Фасад костёла – яркий пример готики, построен из известняка и необработанных каменных блоков. Если посмотреть на архитектурное строение со стороны Тынской (Tynska) улицы, то на Северном портале будут видны изображения сцен из жизни Иисуса.

В храме имеются множество выдающихся интерьерных решений:

  • 14 огромных картин Чермака (Cermak);
  • Украшенные алтари (19 шт.) архитекторов Ф. Каньки (F. Kanka), К. Шкреты (K. Skreta), Ф. Брокоффа (F. Brokoff), Я. Бендла (J. Bendl);
  • Центральный алтарь с двумя произведениями Шкреты;
  • В алтаре справа неф украшает скульптура Девы Марии с Иисусом, созданная в 1420 г. и названная «Тынская Мадонна на троне»;
  • Балдахин из камня архитектора Маттиаса Рейсека (Mattias Rejsek), выполненный в 1493 г.;
  • Старинная кафедра XV в. из камня;
  • Пара готических лавочек, консоли которых представлены коронованными головами;
  • Старинная пражская купель из олова с изображениями апостолов, созданная в 1414 г.;
  • Красивейший портал Парлержа в готическом стиле.

При восстановлении внутреннего состояния базилики в 2000 г., реставраторы нашли ценность, укрытую в алтаре – фреску XIV в. с ликом святого Иеронима с грозным львом.

https://www.youtube.com/watch?v=uSh6OBLGJIYVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Christmas Vacation: holiday in Prague (https://www.youtube.com/watch?v=uSh6OBLGJIY)

Храм стал не только древним памятником архитектуры и музеем работ старинных мастеров, он вместил в себя больше 6 десятков захоронений известных и неизвестных людей, за которыми бережно и с почтением следят работники костёла. Здесь похоронен Тихо Браге (Tycho Brahe), астролог монарха Рудольфа II (Rudolf II). Спустя три года после смерти астролога, к его захоронению добавилась могила его супруги.

Также в храме находятся останки 12 казненных в 1621 г. восставших дворян, епископа Луциана (Lutjanus) и 12-летнего мальчика из еврейской семьи по имени Шимон Абелес (Shimon Abeles). Ребенок в тайне от родителей ходил на службы, а потом и крестился. Отец, проведав о том, издевался над сыном и, наконец, убил его. Когда захоронение вскрыли, тело ребенка было не тронуто временем и его похоронили снова, но уже как мученика.

В 1973 г. в Тынском храме началась очередная капитальная реставрация. Но, за неимением достаточного финансирования, работы еще не закончены. В 1992 г. на колокольне башни северной стороны появился колокол их бронзы весом 960 кг. Со времен нашествия Гитлера колокола на колокольне не было.

Меблировка

Готика

Слева — каменный балдакин 1493 года работы Матея Рейсека.

В интерьере сохранилась подлинная средневековая обстановка:

  • Каменный балдакин 1493 года, вероятно, из мастерской Матея Рейсека, который первоначально покрывал гробницу епископа Августина Лучано из Мирандолы . План балдакина — квадрат. Он состоит из четырех каменных полихромных опор среднего размера, которые заканчиваются так называемой аркой ogee . Эти арки дополнены угловыми декоративными башенками и украшены готическим орнаментом. Статуи размещены на каждой опоре примерно во второй трети. Подставки, несущие архитрав, завершаются навершиями. С восточной стороны балдакин украшен картинами Карела Шкрета .
  • Алтарь с центральным изображением крещения Христа был вырезан в горельефе около 1530 года Мастером И.П. (или Монограммистом И.П.), который был активен в кругах придворных покровителей около сегодняшней чешско-германской границы. Изображения жизни Христа, вырезанные на боковых панелях крыльев, демонстрируют влияние гравюр Альбрехта Дюрера.
  • Баптистерий 1414 года (самый старый и самый большой в Праге)
  • Каменная кафедра в нефе
  • Две очень ценные работы так называемого Тынского мастера Голгофы 15 века: Тынская Мадонна и скульптура на Голгофе в конце северного прохода.

    Органы Яна Дж. Мундта

Барокко

Мебель церкви в основном в стиле барокко . Мебель в стиле барокко, сделанная резьбой ранних барокко алтарей, является глаз ловить как ценный орган трубы от Яна Дж Мундта от 1670-1673 , который является одним из трех старейших сохранившихся органов труб в Праге. С 1691 года музыковед Томаш Балтазар Яновка в течение 50 лет работал органистом. Очень ценен и главный алтарь 1649 года с титульной росписью Успения Пресвятой Богородицы. Картина была написана одним из выдающихся чешских художников эпохи барокко Карелом Шкретой , автором нескольких других боковых алтарных полотен. В костеле можно увидеть работы других мастеров барокко: скульпторов Яна Иржи Бендла и Игнаца Франтишека Вайса (алтарные скульптуры), Яна Хайдельбергера (скульптура Святого Франциска де Павла в северном нефе), художников М. Штрассера (Обретение Святого Креста. , перенесенный из главного алтаря), Ян Йиржи Хайнш (картина Святого Иосифа в северном проходе, алтарь Генеалогического древа Иессея), Майкл Вацлав Халбакс (картина Святых Криспина и Криспиниана), Петр Брандл ( прибытие святого Вацлава в Рейхстаг). Со времен эпохи Возрождения и барокко сохранилась исключительно интересная коллекция резных надгробий и эпитафий , в том числе надгробие астронома Тихо Браге 1601 года , расположенное у первой южной колонны нефа .

История и архитектура

Свое название святилище получило от Тынского постоялого двора — огражденного места, где за забором (тыном) в XIII веке останавливались на ночлег приезжие купцы. Автором проекта стал фламандский архитектор Матье Арасский, создавший собор Святого Вита.

Экстерьер Храма Девы Марии Тынской (Kostel Panny Marie před Týnem) встречает посетителей строгостью готики, характерной для мрачного средневековья, однако стоит зайти внутрь, как все вокруг преображается в величественных тонах ренессанса и раннего барокко. Неординарное слияние стилей смотрится на удивление гармонично, подчеркивая уникальность места.

Собор базируется на фундаменте римской постройки XI века, которую спустя пару веков перекроили в готический костел. Южную башню возвели лишь через 100 лет, в 1511 году, добавив к аналогичной северной башне времен Георгия Подебрадского. Высота каждой конструкции составляет около 80 м.

Зоркий путешественник сразу обратит внимание на разницу в пропорциях башен. Одна, получившая имя «Адам», действительно заметно толще другой, названной «Евой»

Это даже породило миф, что башни небрежно перестроили после пожара 1679 года. В действительности это не так. Огонь на самом деле сильно повредил верхнюю часть базилики, но вот реконструировать здание таким образом решили сознательно, под стать моде. Нарочитая асимметрия присуща барокко, и в данном случае представляет собой дань эстетике, а не курьез зодчества.

На обозрение посетителей представлено обилие артефактов: древнейшая в Праге купель, датируемая 1414 годом, статуя Мадонны с младенцем, полотна Шкреты и Чермака и 19 алтарей, в одном из которых уже в наши дни нашли исторически значимую фреску с изображением св. Иеронима.

Виртуальная экскурсия по Тынскому храму

Любители древностей по достоинству оценят старейший в Праге орган. Он был создан мастером по фамилии Мундт в 1673 году. К началу прошлого века изрядно потрепанный временем гигант был отправлен в Германию на реставрацию, благодаря которой удалось подарить ему вторую жизнь. Теперь инструмент вернулся на родину и вновь поражает прихожан своим звучанием и эффектными габаритами, как и сотни лет назад.

Во время гуситских волнений собор удостоился отдельного витка истории — ему было суждено стать оплотом сторонников Гуса, которые впоследствии оставили храм за собой и назначили своего священника, чьё тело там ныне покоится. На территории находятся еще более полусотни захоронений, разнящихся по исторической значимости. Из самых выдающихся можно выделить Тихо Браге — астронома с мировым именем, епископа Луциана, и еврейского мальчика Шимона, тайком посещавшего христианские проповеди. Узнав, что сын тяготеет к христианству и совершил обряд крещения, отец так рассвирепел, что приказал истязать и убить собственного отпрыска. При вскрытии могилы тело обнаружили нетленным. В этом узрели божественное провидение и перезахоронили ребенка как мученика уже в стенах Тынского костела.

Кстати, раньше считалось, что ходьба по надгробиям устраняет зубную боль, поэтому состояние некоторых плит весьма плачевное.

Не менее занимательный факт связан с бревнами и досками, завезенными для строительства кровли храма. Ко времени подавления гуситского восстания деревянные материалы использовали, мягко говоря, не по назначению — из них мастерили виселицы для казни мятежников, и израсходовали весь запас. Крышу построили лишь несколько десятилетий спустя из дерева, предназначенного для возведения праздничных сооружений по случаю королевской свадьбы. Незадолго до бракосочетания король умер, и заготовленные стройматериалы пустили на кровлю Тынского собора.

Трансляция с веб-камеры с видом на Тынский храм

Виктор Башкир

Архитектура

Поразительно вертикальный трехнефный готический храм в базилике содержит пару готических призматических башен на западе. На востоке церковь завершается коротким пресвитерием из одного прямоугольного поля, многоугольного замкнутого четырьмя сторонами восьмиугольника. В боковых проходах закончены с глубокими полигональными часовнями с пяти сторон восьмиугольника. Боковые проходы сводчато с пятью ребристыми сводами на почти квадратном плане этажа, которые соединены одним сводом с поперечными ребрами в башне. Неф и пресвитерий затем сводятся к шести прямоугольным широким полям сжатых арок в стиле барокко с треугольными секциями. Боковые проходы сохранили оригинальный готический ребристый свод. Церковь освещена несколькими консольными готическими окнами с каменным узором. В церковь можно попасть через четыре готических портала . Северный портал имеет рельеф в тимпане, изображающий три сцены из Страстей Христовых в многофигурных композициях. Качественная скульптурная работа — один из важнейших памятников готической скульптуры догуситского периода в нашей стране. Пара башен увенчана богато украшенными консольными восьмиугольными шлемами в стиле поздней готики, которые дополняются галереей, четырьмя угловыми башенками и, что еще более ярко, посередине еще четырьмя декоративными башенками. Между башнями находится готический фронтон с барочным рельефом Мадонны , окруженный богато украшенными рядами украшений.

Внешний облик

Костел производит сильное впечатление. Самый знаменитый элемент экстерьера – это, пожалуй, башни. Они на 80 метров возвышаются над фасадом. Стоя на площади, видишь не просто украшение города, а чувствуешь мрачное дыхание средних веков.

Если вы приглядитесь, то заметите, что башни немного разные по величине. Это следствие случившегося в 1679 году пожара. Более того, они еще и несимметричны, что считается одной из черт готической архитектуры.

Интерьер костела

Подстать величественному облику здания и его внутреннее убранство. Зайдя внутрь, вы попадете в просторную и светлую базилику с барочным интерьером.

Здесь девятнадцать богато украшенных алтарей. В одном из них располагается статуя Мадонны с младенцем. А украшением главного алтаря служат картины «Вознесение Девы Марии» и «Троица» мастера К. Шкреты.

Костел уникален, — каждый найдёт здесь что-то интересное для себя.

  • Любителей живописи привлекут четырнадцать картин Чермака.
  • Ценителей необычных предметов мебели – две готические лавочки.
  • Самого пристального внимания заслуживает готическая фреска изображающая Святого Иеронима. И с ней связана интересная история.

До 2000 года о существовании этой фрески XIV столетия никто не догадывался. Была обнаружена специалистами во время последней реставрации. 7 веков она ждала своего нового рождения. Это же вся история Америки плюс ещё 100 лет (!)

Настоящей драгоценностью храма можно назвать старый орган.
Он был создан руками немецкого мастера Мундта в 1673 году. Инструмент не сохранился в своем оригинальном виде, но был искусно отреставрирован специалистами Бонна. Для этого четырёхсотлетнему гиганту пришлось совершить поездку в Германию. В 2000 году орган вернулся домой. Теперь мы можем слушать его голос и представлять, какой эффект производил инструмент на жителей Праги далёких веков.

Орган Тынского храма

  • Большую ценность храму придают и 60 могил, где погребены известные и неизвестные люди, когда-то жившие в Праге.
  • Любителям астрономии будет интересно увидеть могилу Т. Браге, королевского астролога.
  • Кроме всего прочего, здание известно находящейся там купелью 1414 года из олова – самой древней в городе, а также готической каменной кафедрой XV века.

Режим работы

  • среда – с 5.00 до 18.30;
  • четверг – с 10.00, перерыв с 12.00 до 17.00;
  • пятница — на полтора часа меньше, перерыв тоже меньше на два с половиной часа;
  • по субботам, воскресеньям – с 10.00 до полудня.

Официального сайта у этой достопримечательности нет.

Как добраться

  • На метро. Станция зеленой ветки Staroměstská
  • Доехать до Тынского храма можно на трамвае 17, 18, 53. Конечная остановка будет называться Staroměstská.  Дальше идти по улице Kaprova 350 метров и вы на площади. Трамвай №194 останавливается в двух шагах от Староместской площади. Остановка Staroměstské náměstí.

Адрес: Staroměstské náměstí, Praha 1

Тынский храм на карте

Надеемся, что наш рассказ о Тынском храме поможет вам лучше понять и прочувствовать это место. Будем рады, если вы станете подписчиком нашего блога.
До свидания!

Тынский храм

Рекомендовать место

1

Архитектурная доминанта Староместской площади Праги. Строительство храма началось в XIV веке, а окончательно завершилось только в начале XVI. В общей сложности работы длились более 160 лет! Храм не раз перестраивался, реставрировался, у него появлялись новые помещения и элементы декора.

Уже к началу XV века храм стал не только духовным центром Старого Города, но также и главным гуситским костелом Праги. Судьба у него была непростой: в 1621 году храм был передан иезуитам, с него сняли золотую чашу, символ Реформации, и надпись «Правда побеждает». В 1679 году храм пострадал от пожара, после чего неф стал ниже.

Однако, несмотря на все испытания, и сегодня Тынский храм являет собой одно из самых величественных и монументальных строений Праги. Фронтон отличается строгой готической красотой над тимпаном сияет статуя Мадонны. Над фасадом возвышаются две 80-метровые башни, построенные в разное время. Если приглядеться, можно заметить, что башни несимметричны, это характерно для готического стиля. Обе башни венчают балюстрады и угловые башенки, которые делают храм похожим на сказочную декорацию. Внешний вид храма отлично гармонирует с внутренней отделкой, практически полностью выполненной в стиле барокко.

В Тынском храме похоронены около 60 известных и малоизвестных личностей (среди первых астроном Тихо Браге), хранится прах великих людей и героев Чехии.

Субтитры

Как и многие исторические памятники в Праге, Богоматерь перед Тыном также связана с определенными легендами. Легенда гласит о маленьком колоколе на колокольнях церкви. Это вызывает в памяти домашнюю работницу, которую хозяин задушил в приступе гнева, когда звонил колокол Тынской церкви. Девушка встала на колени и помолилась, чтобы кто-нибудь ей помог. Горничную спасли, но, учитывая отношение общества к женщинам в то время, судья признал ее виновной. Но в этот момент в сознании девушки зазвонил каждый из колоколов, и она подарила Тынской церкви маленький колокольчик в память обо всех служанках. Наконец, она предложила все свое бедное имущество и вошла в монастырь.

Легенды, связанные с Тынской церковью, широко ходили среди населения. Многие из них не более правдоподобны, чем басни, придуманные туристическими гидами. Например, можно послушать небольшую историю звонаря, который верхом на лошади появляется у башни. Сначала он достигает балюстрады через узкую северную башню, которую он пересекает, чтобы добраться до входа в южную башню. Затем лошадь должна была быть привязана в верхней галерее, возможно, в нескольких углах башни, чтобы в случае дождя животное не испугалось звона колоколов. Очевидно, это басня, явно относящаяся к минарету Севильи ( Хиральда ), где на самом деле есть лестницы с перилами, для всех, кто действительно хочет достичь вершины башни верхом на лошади.

Тынский храм или Храм Девы Марии перед Тыном

Týnský chrám (Kostel Panny Marie před Týnem)

Из многих достопримечательностей Праги храм Девы Марии перед Тыном является наиболее значимым и неповторимым. Он представляет собой действующий костел, возведенный в готическом стиле с элементами барокко известнейшим немецким архитектором и скульптором П.Парлером. Прежде всего, Тынский храм – это выдающееся строение чешской столицы, с возвышающимися башнями над яркими крышами построек Староместской площади.

История и архитектура

Строительство костела начали в 1339 году XIV века, а завершили лишь в 1551 году XVI века. Уже в первой половине XV века костел стал главным гуситским храмом, архиепископом которого стал Ян Рокицаны. Несмотря на то, что он горел в 1679 году, ему удалось сохранить свою величественность и прибрести уникальность. Ведь известно, что именно после пожара главный неф стал намного ниже и в XVII веке на месте готических башен, уничтоженных пожаром, были восстановлены башни барочного стиля, а их высота достигает 80 метров. Если внимательно на них посмотреть, то становится видно, что ширина башен абсолютно разная.

На сегодняшний день костел представляет собой базилику с западными башнями и тремя хорами. Общая длина храма составляет 52 метра, 28 метров – ширина, высота башен – 70 метров, а средних боковых нефов – 44 и 24 метра.

Взгляд на храм изнутри

Внутри храма находятся:

  • 19 украшенных алтарей;
  • 14 больших полотен, автор которых Ф. Чермак;
  • Две лавочки, исполненные в готическом стиле;
  • Древнейшая оловянная купель 1414 года, на которую нанесены рельефы апостолов;
  • Готическая кафедра, выполненная из камня в XV веке;
  • Статуя Мадонны с младенцем располагается в алтаре правого бокового нефа;
  • Достойны пристального внимания и картины К. Шкреты «Вознесение Девы Марии» и «Троица» на главном алтаре;
  • Работу М. Рейсека 1493 года в виде каменного балдахина невозможно обойти стороной.

Готическая фреска с изображением святого Иеронима со львом XIV века, которая была тщательно спрятана в одном из алтарей храма, а была обнаружена реставраторами лишь в 2000 году.

Настоящая драгоценность среди артефактов в Праге – старый орган Тынского храма. Это творение Мундта, искусного немецкого мастера, датированное 1673 годом. До наших дней в своем первозданном виде он не сохранился, но в Бонне была произведена тонкая работа по реставрации органа. В 2000 году он был возвращен в Прагу.

Ценность храма заключается не только в его уникальности, архитектуре и внутреннем убранстве, но и в 60 захоронениях как великих, так и неизвестных людей, прах и останки которых хранятся с особой бережностью и уважением. Самое известное из них – могила Т. Браге, астролога, служившего у Рудольфа II. Это не единственное интересное захоронение храма. Внутри него находятся могилы епископа Луциана, еврейского мальчика Шимона Абелеса, десятилетнего сына купца, который втайне ходил в монастырь на проповеди, а затем и вовсе крестился. Узнав об этом, отец приказал его долго мучить, а затем убить. Как оказалось после вскрытия могилы юноши, тело было идеально сохранившимся. После этого Шимона торжественно похоронили в костеле как мученика.

Интересные факты и легенды

В начале XV века главная статуя оказалась без золотой чаши, с которой и связана небольшая забавная легенда. Она гласит, что эта чаша стала уютным местом для аистов, которые свили на ней гнездо. Семейству необходимо было кормиться, поэтому аисты поочередно носили в него лягушек, которые иногда выпадали из клюва

И вот однажды, выпавшая лягушка оказалась на голове у некой важной личности, за что она была оскорблена и осмеяна людьми. После этого случая аистов выселили, а чаша была убрана

Возведение Тынского храма сплетено с одним интересным случаем, произошедшим при строительстве кровли. Дерево для нее было позаимствовано для сооружения виселиц, предназначенных для казни большого количества людей на Староместской площади.

Еще одной интересной чертой горожан считается вера в то, что надежный способ избавиться от зубной боли – наступить на могильную плиту. Именно поэтому некоторые из них повреждены.

Время работы

понедельник выходной
вторник 10:00 — 13:00 15:00 — 17:00
среда 10:00 — 13:00 15:00 — 17:00
четверг 10:00 — 13:00 15:00 — 17:00
пятница 10:00 — 13:00 15:00 — 17:00
суббота 10:00 — 13:00 15:00 — 17:00
воскресенье 10:00 — 12:00

Ближайшие концерты:

Тынский храм – уникальное место, мимо которого невозможно пройти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector