Давайте же разбираться, чей все-таки донбасс

Образование[]

В 1956/57 учебном году в Сталино было: 121 общеобразовательная школа (в т. ч. 81 средняя, 28 семилетних и 12 начальных), 2 медицинских и музыкальное училища, 9 техникумов (в т. ч. горный, горнообогатительный, металлургический, 2 строительных, общественного питания и др.). Донецкий индустриальный (образован в апреле 1935 года в результате объединения горного и металлургического институтов, в марте 1934 года в горный институт влился углехимический институт), медицинский (открыт 28 ноября 1930 года) и педагогический (открыт в сентябре 1937 года) институты, Донецкий научно-исследовательский угольный институт, Украинский филиал Всесоюзного научно-исследовательского маркшейдерского института, научно-исследовательский институт физиологии труда и др.

Самуил Поляков: «родитель» трети Донбасса

Своим быстрым развитием во второй половине XIX века Донбасс обязан не только создателям промышленных предприятий, но и «железнодорожному королю» Самуилу Полякову (1837–1888). Ведь проложенная им в 1869 году железная дорога Курск — Харьков — Азов сыграла исключительную роль в жизни региона: не менее трети городов, посёлков и железнодорожных станций Донбасса возникло благодаря этой магистрали. Поляков не просто построил «железку» — вначале он организовал целую медиакампанию, чтобы убедить правительство в необходимости её сооружения. В частности, ежемесячно платил редактору влиятельной газеты «Московские ведомости» за публикацию ярких статей в пользу прокладки железной дороги Курск — Харьков — Азов. Настойчивость энергичного предпринимателя привела к тому, что власти не только решились строить магистраль, но и отдали концессию Самуилу Полякову, а также предоставили ему государственный кредит в размере 9 млн. рублей. «Железнодорожный король» не подвёл и на сей раз: грандиозный проект — 763 версты (813 км) пути! — реализовал всего за год и десять месяцев.

Альбом фотографий Курско-Харьковско-Азовской железной дороги 1885-1888 гг.Общая станция железных дорог близ Курска
Мост через реку МлодатьСтанция Харьков

Впрочем, Полякова заботила не только укладка рельсов на полотно. Немалую часть своего времени он посвящал благотворительности. Так, в Горловке, где предприниматель основал шахту «Кочегарка», снабжавшую углём паровозы на его железных дорогах, он открыл и содержал горное техническое училище. Поляков также поддерживал структуры Красного Креста, сиротские приюты, госпитали. Давал деньги и на дерзкие проекты — например, на строительство субмарины (так что популярный анекдот насчёт «подводной лодки в степях Украины» имеет под собой некоторую почву!). В целом на благотворительность он потратил 3 млн. рублей. Железнодорожный магнат стал яркой фигурой в общественной жизни и даже попал на страницы романа Льва Толстого «Анна Каренина» в образе миллионера Болгаринова (по другой версии, прототипом был Яков Поляков, старший брат Самуила). В апреле 1888 года предприниматель провожал в последний путь своего свата Антона Варшавского, крупного бизнесмена, который разорился и покончил с собой.

Станция Борки. Вблизи неё 29.10.1888 г. потерпел крушение Императорский поезд, направлявшийся из Крыма в ПетербургСтанция Лозовая

Поляков так переживал случившееся, что во время траурной церемонии умер от инсульта. Акции принадлежавшей ему железной дороги Курск — Харьков — Азов Самуил Соломонович завещал жене, братьям и зятьям-банкирам. На базе этой «чугунки» в январе 1907 года была создана Южная железная дорога — ныне крупнейшая магистраль в системе Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины.

В 1875 году, найдя компаньона — крупного предпринимателя Ивана Иловайского, — Алчевский объединил новые владения своего банка в Алексеевское горнопромышленное общество. Спустя четверть века оно стало третьим в империи по добыче, выдавая нагора почти 45 тыс. пудов «чёрного золота». Алчевский взялся за ещё один совершенно новый для себя проект — строительство металлургического завода. Место возле станции Юрьевка он выбрал с учётом того, что по железной дороге сюда удобно было доставлять марганец из Никополя и железную руду из Кривого Рога. Кокс имелся собственный — его производило Алексеевское горнопромышленное общество, причём печи располагались неподалёку от Юрьевки. В Донбассе к тому времени уже работали три металлургических предприятия — в Юзовке, Енакиево и Дружковке. Однако Алчевский рассудил так: эти заводы «сидят на рельсах» — выполняют только правительственные заказы на поставку проката для строительства железных дорог, а потребности малого и среднего бизнеса никто не удовлетворяет, «сортовой прокат» (уголок, швеллер, балки и прочее) приобрести негде. Вот эту нишу и решил занять предприниматель.

Вид вблизи станции СлавянскСтанция Донецкая

Цены

В Бахмуте продукты и сопутствующие товары намного дороже. Пачка сигарет, которую я купила на заправке, обошлась мне в 64 грн., бутылка воды — 20 грн, батончик шоколадный — 25 грн. Эти же покупки в Донецке мне обошлись бы в 170 руб. (35 грн). А вот одежда в Бахмуте дешевле на 10-15%. Детский спортивный костюм нам обошелся в 400 грн, за аналогичный в Донецке я бы заплатила 1500-2000 руб. (580-770 грн).

Проезд в маршрутке в Донецке — 10 руб. (4 грн), в Бахмуте стоимость проезда — 8 грн. Коммуналка в Донецке в августе за двухкомнатную квартиру составляет — 2000 руб. (770 грн), в Бахмуте — 2000 грн. Для сравнения продавец-кассир в супермаркете в Донецке зарабатывает 13 000 руб. (5000 грн), в Бахмуте — 7000 грн.

Алексей Алчевский: так начинался Алчевск

Алексей Алчевский. Фото А. Федецкого, Харьков

Видный банкир, владелец Торгового и Земельного банков Алексей Алчевский (1835–1901) начал вкладывать деньги в Донбасс в 1875 году. Предыстория такова. В Земельном банке были заложены поместья, расположенные близ недавно построенной ветки Луганск — Дебальцево Екатерининской железной дороги. Их владельцы, поддавшись охватившему регион каменноугольному буму, попытались организовать на своих землях горное дело и, не зная технологических тонкостей, быстро разорились. Поместья перешли в собственность банка.

Летом 1895 года закипела работа. Тысячи местных жителей кайлами и лопатами долбили землю, а тем временем из Германии и Бельгии прибывало оборудование, приезжали специалисты. Но прежде чем появились сталеплавильные цеха, доменные и мартеновские печи, у железнодорожной станции Юрьевка вырос промышленный посёлок. Для рабочих были возведены бараки, для инженеров — кирпичные двухэтажные домики на четыре семьи; школа и больница на 75 мест, разумеется, бесплатные. Новый промышленный гигант получил название ДЮМО — Донецко-Юрьевское металлургическое общество. Первую доменную печь после торжественных речей и молебна задули 26 мая 1896 года. А спустя три года здесь уже давали продукцию четыре дом­ы, столько же мартеновских печей, три конвертора и девять прокатных станов.

Христина Алчевская, жена банкира, популяризатор украинского языка. Фото В. ДосекинаСын Алексея Алчевского Иван, известный оперный певец

Экономический кризис, охвативший Европу, со временем добрался и до Российской империи. Однако завод ДЮМО продолжал плавить чугун и сталь, выпускать разносортный прокат. И хотя эта продукция уже не находила сбыта, владелец не увольнял рабочих, стремясь сохранить производственный потенциал. Вскоре поддерживать на плаву убыточное производство стало нечем — оба банка Алексея Алчевского оказались на грани разорения. Спасти ситуацию мог только госзаказ. В конце апреля 1901 года горнозаводчик отправился в Петербург, но министр финансов Сергей Витте в контрактах отказал. В отчаянии Алчевский пошёл на вокзал и бросился под колёса пригородного поезда. Ирония судьбы: предприниматель погиб на рельсах, изготовленных на его заводе ДЮМО… В 1907‑м правительство увековечило имя знаменитого промышленника и банкира, переименовав Юрьевку в Алчевское (сейчас — город Алчевск). А столетие спустя, в 2005‑м, Нацбанк Украины ввёл в обращение юбилейную монету номиналом 2 гривны «Алексей Алчевский», выпущенную к 170‑летию со дня его рождения в серии «Выдающиеся личности Украины».

Памятник Алексею Алчевскому в Харькове. Подарок города Алчевска к 350‑летию Харькова. Установлен 23 августа 2004 г. Автор — самодеятельный скульптор и рабочий Алчевского металлургического комбината В. Стрельников

Донецк-Бахмут

Мой дом последние два года — это Донецк. Там работаю я и мой муж, там ходят в сад мои дети, там большая часть наших родственников. Мой родной город — Бахмут. Все это время я не была в родительском доме из-за коронавирусных ограничений. Проезд через КПВВ был закрыт, а проезд через РФ я не рассматриваю.

В сентябре 2021 года, спустя несколько лет, я приехала в места, которые очень люблю. Два года — это значительный промежуток времени для меня, и тем разительнее чувствуется контраст между двумя городами. Раньше расстояние между ними можно было преодолеть за 1,5 часа, теперь их разделяет несколько лет моей жизни.

Население[]

По состоянию на 1941 год население города составляло 507 тыс. жит.

  • 1870 год — 164 жит.
  • 1872 год — 858 жит.
  • 1884 год — 5 494 жит.
  • 1897 год — 28 076 жит.
  • 1901 год — 54 718 жит.
  • 1910 год — 48,4 тыс. жит.
  • 1914 год — 60,0 тыс. жит.
  • 1917 год — 57 833 жит.
  • 1923 год — 29,0 тыс. жит.
  • 1924 год — 63 708 жит.
  • 1925 год — 80 085 жит.
  • 1926 год — 44 215 жит. (в собственно городе Сталино)
  • 1927 год — 174,2 тыс. жит. (по переписи, 17 декабря 1926 года; в т.ч. в собственно городе Сталино 105 835 чел.)
  • 1937 год — 246,0 тыс. жит.
  • 1939 год — 462,4 тыс. жит. (по переписи 1939 года)
  • 1940 год — 507,0 тыс. жит.
  • 1943 год — 175,0 тыс. жит. (после освобождения города)
  • 1951 год — 509,5 тыс. жит.

Национальный состав

До войны (по переписи 1926 года):

  • русские — 59 518 жит. (56,2%)
  • украинцы — 27 582 жит. (26,1%)
  • евреи — 11 342 жит. (10,7%)
  • татары — 1 433 жит. (1,4%)
  • белорусы — 1 399 жит. (1,3%)
  • поляки — 1 346 жит. (1,3%)
  • греки — 719 жит. (0,7%)
  • немцы — 417 жит. (0,4%)
  • армяне — 376 жит. (0,4%)
  • другие — 1 725 жит. (1,6%)
  • всего — 105 857 жит.

После войны (по переписи 1959 года):

  • русские — 50,6%
  • украинцы — 40,7%
  • евреи — 3,1%
  • белорусы — 2,0%
  • греки — 1,2%
  • татары — 0,7%
  • болгары — 0,3%
  • молдаване — 0,3%
  • другие — 1,3%

Фёдор Енакиев: человек, построивший Енакиево

Основатель города Фёдор Енакиев (1852–1915) не сразу связал свою жизнь с Донбассом. Вначале он окончил Институт инженеров путей сообщения, работал в железнодорожном ведомстве. Судьбу Фёдора Егоровича круто повернула женитьба — родной брат супруги оказался влиятельным в финансовых кругах человеком и председателем Петербургского биржевого комитета. Он убедил свояка оставить государственную службу и заняться бизнесом. Обзаведясь деловыми связями и капиталом, Енакиев решил строить металлургический завод на Донбассе, ведь именно металл являлся причиной промышленного бума, который в те годы переживала страна. Нашёл компаньонов и вместе с ними учредил Русско-бельгийское металлургическое общество. В 1895 году предприниматель оставил Петербург и переехал на Донбасс.

Местом для строительства завода выбрал Софиевку. Лучшего и придумать было нельзя: рядом — залежи коксующихся углей и руды, вода (селение расположено на берегу речки Садки), неподалёку железная дорога — так что проблем с вывозом готовой продукции не будет. Словом, Русско-бельгийское общество приобрело земли у князя Сергея Долгорукого и начало постройку Петровского завода. Спустя два года государственная комиссия приняла предприятие, отметив в акте: «Завод состоит из двух доменных печей с суточной производительностью 18 000 пудов чугуна, с плавкой на криворожских и местных рудах, 120 коксовых батарей, двух конверторов проектной мощностью 36 000 пудов стали, двух угольных шахт, рельсопрокатного отделения, бессемеровского и мартеновского цехов».

Енакиево в начале ХХ в. Фото, переданное А. Алфёровым музею космонавта Г. БереговогоСтанция Енакиево в начале ХХ в.

В ноябре 1897‑го задули первую доменную печь — новый завод дал первые пуды металла. Уже в следующем году Бахмутское уездное земское собрание предложило назвать местность, где расположился Петровский завод с прилегающими рудниками и рабочими посёлками, именем их создателя и покровителя. И вскоре на карте империи появился посёлок Енакиево. Такое же название получила местная железнодорожная станция. В 1900 году на заводе задули третью домну, заработала 20‑тонная мартеновская печь и несколько каменноугольных рудников — «Нарьевский», «Веровский», «Бунге». В течение следующих пяти лет были запущены ещё две печи, и Енакиевский завод стал одним из крупнейших в регионе производителей рельсов для железных дорог. Разрастался и посёлок.

Если вскоре после запуска завода население Енакиево составляло 2,7 тыс. человек, то в 1916 году там уже было 16 тыс. жителей. В центре посёлка стояли две каменные церкви, кирха, костёл, синагога, четыре двухэтажных дома и два десятка коттеджей для бельгийских специалистов, а также две гостиницы, почта и столовая. Рабочие лечились в заводской больнице на 185 коек. Досуг проводили в кинотеатре «Иллюзия», художественной самодеятельностью занимались в Народном доме и клубе работников металлургического завода. Книголюбы посещали библиотеку потребительского товарищества. Дети рабочих Русскобельгийского общества учились в четырёх школах: двух четырёхклассных — поселковой и заводской, трёхклассной церковно-приходской и двухклассной Товарищества помощи бедным евреям. Развитие металлургического бизнеса на Донбассе шло семимильными шагами, но ограниченная пропускная способность железнодорожной ветки тормозила дальнейший рост производства. Енакиев вместе с двумя компаньонами учредил Общество по постройке Северо-Донецкой железной дороги, которая должна была «обслуживать каменноугольные залежи северного района Донецкого бассейна», доставляя потребителям 100 млн. пудов каменного угля ежегодно. Проект железной дороги Фёдор Егорович разработал лично.

Панорама Енакиево. Фото В. Гикавого

И хотя некоторые члены Государственной думы резко возразили против его плана, профессиональные знания инженера-путейца помогли Енакиеву разбить доводы оппонентов. В результате от Штеровки до Мариуполя проложили железнодорожное полотно, что открыло углю Луганщины дорогу на новые рынки сбыта. В январе 1915 года миллионер отправился на отдых в подмосковный санаторий и там неожиданно скончался в возрасте 63 лет. Родственники исполнили волю покойного — похоронили его в Енакиево… Бронзовый бюст основателю города и металлургического завода открыли в центре Енакиево в 2010 году.

Городское хозяйство[]

При Советской власти осуществлено большое жилищное и коммунальное строительство. 23 января 1931 года постановлением правительства Сталино было отнесено к числу городов, подлежащих перепланироваке и упорядочению. Город украсился многоэтажными благоустроенными домами для рабочих и служащих, крупными зданиями для учреждений, парками и скверами. Площадь зелёных насаждений уже к 1937 достигла около 800 га против 10—12 га до революции исключительно в благоустроенной части города. Длина замощенных улиц — свыше 170 км. К 1950-м годам введено в эксплуатацию 1320 тыс. м кв. жилой площади и с помощью государства построено 15460 домов индивидуальными застройщиками. Сооружены: 9 стадионов, Дворец физической культуры, здание областной библиотеки, Дом пионеров, телевизионный центр. В послевоенное время значительно увеличена сеть водопровода, канализации и газификации. На территории города расположено 16 прудов общей площадью 200 га.

В 1930 — 1931 годах проходило строительство больницы имени Ворошилова (сейчас — больница имени Калинина), куда позже прокладывалась трамвайная линия (маршрут №11).

От ДКСР к ДНР

В феврале 2015 года депутаты Народного совета ДНР провозгласили преемственность Донецко-Криворожской Республики. Это событие должно было произойти ещё в 2014-м — в год объявления независимости ДНР и ЛНР, полагают некоторые историки.

Ранее некоторые эксперты высказывали сомнения в том, что преемственность ДНР от ДКСР правомерна.

  • Донецкая область, Юзовка

Однако власти современной ДНР абсолютно уверены: республика — прямая наследница Кривдонбасса.

По его словам, сегодня ДКР и ДНР объединяют «не только общие враги — украинские националисты, но и то, что государственные деятели обеих республик (ДНР и ЛНР) считают Донбасс неотъемлемой частью русского мира».

Медицина

Пока мы были в Донецке, на подконтрольной территории прошла медицинская реформа и нужно было подписать декларацию с врачом. Чтобы попасть на прием в Донецке, мне нужно позвонить в регистратуру и записаться к педиатру. Или прийти и по живой очереди решить свой вопрос.

Уже позже я узнала, что в понедельник дозвониться в первой половине дня в колл-центр сложно и что заключить декларацию может быть непросто. Например, если в амбулатории нет сканера, на флешку нужно сбросить скан-копии документов, а если и дома сканера нет, то стоит обратиться в сервисный центр. Сама электронная система работает не идеально и может некорректно или долго обрабатывать запросы.

Чарльз Гаскойн: основатель Луганска

Памятник Чарльзу Гаскойну в Луганске. Установлен в 1995 г. Скульптор А. Редькин, архитектор Г. Головченко

Известный специалист по производству пушек, шотландец Чарльз Гаскойн (1739–1806) последние 20 лет прожил в Российской империи, где руководил рядом государственных военных заводов. В 1790 году Екатерина II поручила ему отправиться в Бахмутский и Донецкий уезды Екатеринославского наместничества, чтобы определить место для строительства ещё одного завода — литейно-пушечного. Исследовав месторождения полезных ископаемых, Гаскойн сообщил в Петербург: «Найденные прииски железной руды и каменного угля по освидетельствованию обещают богатейшее количество сих минералов в наилучшем качестве». Он предложил строить завод «при речке Лугани». В ноябре 1795 года императрица одобрила выбор и назначила Гаскойна директором будущего предприятия. А чтобы как‑то скрасить неудобства от пребывания в глуши, посреди степи, пожаловала ему чин статского советника и орден св. Владимира 3‑й степени.

Задачи, поставленные при строительстве Луганского чугунолитейного завода, — наладить промышленную добычу угля и организовать выпуск пушек — шотландец решил блестяще. Рабочихлитейщиков перевёл из другого руководимого им завода (Петрозаводского) и разместил в сёлах Каменный Брод и Вергунка. А весь административнотехнический персонал сформировал из инженеров, специально приглашённых из Британии. Для добычи угля в Лисьей балке заложили шахту — первую на территории Украины. Она начала работать в апреле 1796‑го. Выяснилось, однако, что «ломка каменного угля» — труд чрезвычайно тяжёлый. Желающих стать шахтёрами нашлось немного. Тогда Екатерина II распорядилась на подобные работы «присылать за содеянные вины преступников». Гаскойн руководил Луганским заводом наездами, ведь никто не отменял его директорских обязанностей на других предприятиях — в Ижорске, Кронштадте, Петербурге и других городах. Зато когда приезжал, оставался надолго. Его дом находился в красивом парке, расположенном в излучине Лугани. Вокруг дома провели канал, рядом построили оранжерею.

В городской управе Луганска руководство завода решало многие текущие вопросыТорговые заведения и ателье на Пушкинской улице
Луганск, завод Гартмана, 1910 г.Литейный цех Луганского завода, 1912 г.

Довольно скоро на шахте вновь обострились кадровые проблемы. Дело в том, что в 1796 году Екатерина II скончалась, а новый император Павел I повелел: «Преступников… впредь по просьбе Гаскойна не присылать, дабы они по развратным своим нравам не портили других служителей». Следствием заботы о нравах стало падение объёма добычи угля, что отразилось и на количестве выпускаемых пушек. Поэтому через несколько лет это распоряжение было отменено.

На плане 1912 года Луганск — большой городПанорама старого города. Справа — Николаевский собор, перед ним Успенская церковь, в центре — Воскресенская церковь

В 1805 году Гаскойн заболел и вернулся из Луганска в Петербург. А в следующем году умер. Однако Украина его не забыла. В 1995 году, когда Луганск праздновал своё 200‑летие, напротив краеведчес­ кого музея установили памятник Чарльзу Гаскойну — основателю города и первому директору Луганского литейного завода.

Аттракцион в парке имени 1 Мая. Фото начала 1960-х гг.Сквер возле обкома. Фото начала 1960-х гг.

История[]

Среди крупных индустриальных городов СССР Сталино — один из наиболее молодых. Город возник в 1869 году при постройке англичанином Джоном Юзом металлургического завода, по имени которого и получил название Юзовка. Важнейшим стимулом и ближайшим поводом к возникновению металлургического завода в Сталино (и всей южной металлургии) было усиленное железнодорожное строительство в последние десятилетия 19 в. Этим объясняется преобладание рельсов в продукции завода, особенно в первый период его существования.

Старая Юзовка разделялась на относительно благоустроенную «английскую колонию», где жили хозяева завода и инженерно-технический персонал, и прилегающие к территории завода и шахтам стихийно возникавшие рабочие посёлки под названием «Собачевка», «Шанхай» и другие, состоявшие преимущественно из временных землянок и бараков, в которых в условиях большой скученности и крайней антисанитарии ютились рабочие. На территории Юзовки были расположены небольшие металлургические и металлические заводы Юза, Боссе, Путилова, рудоремонтный завод, Прохоровские коксовые печи, 10 угольных шахт и несколько десятков мелких мастерских. В рабочей Юзовке отсутствовало какое-либо благоустройство; не было мощёных улиц, водопровода, канализации.

К концу 70-х годов на заводах и шахтах Юзовки было занято около 4 тысяч рабочих. Условия труда были исключительно тяжёлыми. В апреле 1874 года произошла первая забастовка и демонстрация рабочих Юзовки. В 1875 году в Юзовке состоялась новая забастовка. 5 мая 1887 года шахтёры, объявив забастовку, потребовали повышения зарплаты. При столкновении с охраной завода 3 рабочих было убито и 15 ранено. В январе 1898 года рабочие в результате двухнедельной забастовки добились сокращения рабочего дня до 10-х часов. К началу 20 века в Юзовке было свыше 32 тыс. жителей. 17 января 1905 года рабочие Юзовки начали забастовку, но она была подавлена войсками. С 22 февраля до 8 марта 1905 года в Юзовке происходила всеобщая забастовка. В декабре 1905 года по инициативе большевиков был создан Совет рабочих депутатов. 27 декабря 1905 года в Юзовку вступили карательные отряды; рабочие подверглись жестоким репрессиям. В годы подъёма рабочего движения (1910—14) в Юзовке возникла сильная большевистская организация, которая в 1915 году провела ряд забастовок шахтёров. 5(18) марта 1917 года в Юзовке был вновь организован Совет рабочих депутатов. Во время борьбы против немецкой оккупации Украины многие рабочие Юзовки сражались в отрядах, организованных К. Е. Ворошиловым. Подпольно действовавший в Юзовке Ревком организовал 7 ноября 1918 года всеобщую однодневную забастовку, направленную против оккупантов. В апреле 1919 года в Юзовке была установлена Советская власть, но вскоре город захватили деникинцы. В декабре 1919 года Красная Армия освободила весь Донбасс и Юзовку от белогвардейцев.

За годы Советской власти Сталино превратился в крупнейший центр металлургической и угольной промышленности и благоустроенный город Донбасса.

К концу 1926 года на территории Сталинского городского совета (в т.ч. с подчинёнными населёнными пунктами) имелось 19 шахт, объединённых в пять рудников (позже стали именоваться трестами), работали:

  • Сталинский металлургический завод
  • Сталинский машиностроительный завод (бывший завод Боссе)
  • Сталинский азотный завод
  • Кирпично-черепичный завод
  • Ларинские известковые карьеры
  • Ларинские карьеры глины, песка, строительного камня
  • Мельница имени Карла Маркса (бывшая Филиппова)
  • Швейная мастерская

Во время немецко-фашистской оккупации (21 октября 1941 — 8 сентября 1943) шахты, заводы и фабрики Сталино были разрушены. После освобождения Сталино от фашистских захватчиков за короткий срок были восстановлены на новой технической основе и введены в строй все промышленные предприятия. Восстановлены жилой фонд и коммунальное хозяйство города.

«Замалчивание истории»

Современные украинские историки предпочитают не углубляться в тему Донецко-Криворожской советской республики. Об этих событиях столетней давности не пишут и в учебниках.

«Замалчивание истории породило немало легенд вокруг ДКСР», — добавляет он.

  • Рабочие города Харькова участвуют в демонстрации, 1917 год
  • РИА Новости

Также по теме


«Националистическая мифология»: на Украине предложили признать «оккупацией» советский период истории страны

Киевские власти должны на законодательном уровне закрепить преемственность нынешним государством традиций Украинской народной…

По словам экспертов, у украинских историков для интерпретации событий после 1917 года есть «наработанный подход».

«Основатели ДКСР — это большевики-колонизаторы, и всё, что можно было сделать плохого, делали именно они. А всё, что им сопротивлялось, закладывало тем самым основы будущей украинской государственности», — отметил в интервью RT директор украинского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.

Между тем в ДНР и ЛНР столетие Донецко-Криворожской советской республики отмечают.

В частности, в честь исторического события в Донецком республиканском краеведческом музее подготовили к открытию новый зал «Республика, рождённая Революцией». В экспозиции — более 700 экспонатов: исторические документы, плакаты, письма из семейного архива товарища Артёма, образцы оружия, в том числе изготовленного рабочими Донецкого края, а также макеты бронепоездов времён Гражданской войны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector