Музей автоваза: 45 лет истории

Расследование

На следующий день после потери корабля совет отправил письмо королю, с сообщением о гибели «Васа». Письмо шло в Польшу две недели. «Безответственность и халатность» — писал король в ответном письме в недвусмысленных выражениях требуя наказать виновных. Капитан Сёрфинг Хансон, который выжил во время катастрофы, был немедленно вызван на допрос, где он клялся, что пушки были надёжно закреплены, а экипаж трезв. Каждый из выживших офицеров был допрошен. В ходе расследования создалось впечатление, что комиссия больше хочет найти «козла отпущения» нежели установить истинные причины гибели «Васа».

Так же были опрошены все члены экипажа: Правильно-ли было поставлено парусное вооружение? Был-ли экипаж трезв? Правильно ли был уложен балласт? Надежно ли были закреплены пушки? Однако никто не был готов взять вину на себя. Члены экипажа и подрядчики разделились на два лагеря, обвиняющих друг друга.

Немало вопросов было и к судостроителям, основным из которых был: «Почему корабль был настолько узким?» Якобсон, который достраивал «Васа» после смерти Хенрика Хабертсона говорил, что следовал спецификациям утвержденным самим королем. По факту он увеличил ширину корабля на 42 сантиметра, чего оказалось не достаточно, так как строительство слишком сильно продвинулось к тому времени как Якобсон взялся достраивать королевский линкор.

В конце концов, виновные так и не были найдены. На суде Арендт де Гроот на вопрос, почему судно затонуло дал ответ: «Только Бог знает». Король Густав Адольф одобрил размеры корабля, парусное вооружение и количество орудий. В итоге вина, фактически, упала на Хенрика Хабертсона, который к тому времени давно покоился в могиле.

Королевские разборки

И вот самый великолепный корабль шведского флота отправляется в свой первый рейс. Дальше известно, что произошло. Гнев короля был ужасен. Пошли разборки. Адмирал сказал, что все парусные суда до некоторой степени нестабильны, но это дело капитана соответствующим количеством балласта отрегулировать этот момент. Капитан в свою очередь заявил, что балласт был полностью загружен, и что здесь скорее всего какая-то недоработка судостроителя. Ну а тот заявил, что в точности следовал королевским указаниям. И что удивительно, не стали искать стрелочника в этом деле. Все тихо сошло на нет.

Но символ мощи королевского флота, несостоявшаяся морская гордость короля Густава II Адольфа, опрокинутый ветром словно игрушка и проделавший огромную дыру в бюджете, лежал на дне в прозрачной воде гавани.

Прошло время, и люди забыли и место, где находился затопленный Васа, да и саму эту катастрофу, и корабль остался на дне океана на 333 года.

Несколько цифр:

  • Корпус вес: 1200 т;
  • Балласт вес: 120 т;
  • Длина полная: 69 м;
  • Ширина максимальная: 11,7 м;
  • Расстояние от верхушки грот-мачты до киля: 52,5 м;
  • Осадка: около 5 м;
  • Количество парусов: 10 шт;
  • Количество пушек :64 шт.

Визит в музей Васа Трагическая красота

Не часто беда, случившая на море становится темой музея. Но Музей Васа именно такой, в нем воссоздается самым захватывающим образом история создания, гибели и поднятия со дна одного единственного корабля.

Если говорить о первом впечатлении, то, пожалуй, никакой из музеев не сможет сравниться с Музеем Васа по его силе. Необычен даже внешний вид самого здания музея, его медная крыша со стилизованными мачтами, высота которых равна мачтам галеона.


Проходишь через сильно тонированные двери и видишь скудно освещенный огромный выставочный зал и внушительную фигуру корабля, которому много веков. Просто кожей чувствуешь некую жуткую ауру. Часть здания покрыта деревянными панелями окрашенными в темно-красный, синий, дегтярно-черный, желто-охряный и темно-зеленый цвета. Но большая часть стен голая, это неокрашенный бетон, таков и весь потолок.

И видишь, и это главное впечатление, невероятная огромность парусного корабля. Это понимаешь в полной мере, только тогда, когда стоишь рядом с ним, ни цифры, ни слова описания, не дают такого ощущения колоссальных размеров судна, как собственные глаза.

Музей Васа в Стокгольме продержал нас в плену несколько часов, но это было время, которого не жалко, оно быстро и без скуки пролетело, среди интересных экспозиций за получением новых знаний и новых впечатлений.

Красота Васа, сохраненная спустя столетия после давней трагедии морем, словно своеобразной машиной времени, просто потрясает: корабль украшен более чем 700 деревянными фигурами и скульптурами. Это библейские персонажи, изображения морских чудовищ, герои греческой мифологии и т.д. Сейчас они потеряли свои яркие цвета, стали просто деревянными, но некогда они были красными, золотыми, синими.  Но макеты показывают их былую красоту.

Посетители могут увидеть, как жили люди на таком корабле 17 века. Медицинское оборудование, деревянные ложки, оловянная посуда, изделия из стекла, личные вещи моряков… Экипаж спал рядом с пушками, прямо на палубе, у них не было и в помине никаких одеял или там матрацев, гамак был еще не изобретен. Ели они хлеб, горох, каши, сушеное мясо, рыбу. Запивали пивом. Оно было 3-х сортов: лучшее для высших офицеров, похуже для низших офицеров, ну и так далее для матросов. Еда была, в общем, плохая, гигиена напрочь отсутствовала, поэтому люди часто болели. Их лечил цирюльник, совмещавший свою основную специальность с медицинским обслуживанием.

Можно воочию увидеть и матросов этого корабля. Были обнаружены при подъеме судна скелеты людей, и по ним была проведена реконструкция, их одели так, как тогда одевались моряки.

Внутри музей состоит из шести уровней, с которых можно видеть Васа, начиная от киля до самой верхней части кормы корабля. А вокруг расположены многочисленные модели и экспонаты, по которым можно проследить этапы строительства и гибели галеона. Много экспонатов, касающихся вообще истории Швеции 17 века. А в музейном кинотеатре можно посмотреть фильм на своем родном языке о восстановлении Васа.

В музее рассказывается не только о том, как строили корабль, почему и как он затонул, но и можно узнать интереснейшую историю того, как его нашли и как его подняли из темных глубин, каких трудов и усилий стоило его законсервировать, чтобы им теперь могли полюбоваться мы и будущие поколения.

Музей корабля Васа в Стокгольме – это великолепный музей, по данным газеты “Таймс” – это один из двенадцати самых лучших музеев в мире. А о галеоне, находящимся в нем, можно привести один такой забавный факт. Он произвел на создателей фильма “Пираты Карибского моря” такое сильное впечатление, что в их фильме “Летучий Голландец” приобрел облик именно этого покрытого романтикой корабля Васа. Не упустите возможности самим увидеть этот прекрасный Васа корабль!

Рубрика: Скандинавия

Постройка и испытания

В течении трёх лет корабль Vasa сооружался на Стокгольмской верфи под личным присмотром короля. Строился будущий флагман силами 400 рабочих, было срублено свыше тысячи деревьев. Густав II Адольф решил потрясти своих противников не только мощностью своего корабля, но и роскошью. Поэтому над отделкой корабля трудились лучшие мастера европейских верфей и самые искусные резчики по дереву. И всё бы ничего, если бы не был упущен один очень важный момент: корпус корабля сделали слишком узким, что и сыграло роковую роль в его недолгой судьбе.

Через два года корабль благополучно спустили на воду и отбуксировали к достроечному причалу, расположенному как раз под окнами королевского дворца. На всех этапах строительства король очень часто приходил на корабль, внимательно следил за ходом работ, давал строителям различные указания.

Кораблестроитель Хибертссон был опытным мастером, но у него не хватало мужества возражать королю, когда тот делал распоряжения по постройке корабля. Король заботился только о боевых качествах Vasa, о внешнем виде корабля, но совершенно не думал о важнейшем его мореходном качестве — об остойчивости.

Король Густав II Адольф, утверждая проект Vasa пренебрег всеми правилами обеспечения остойчивости и потребовал, чтобы на галеоне было установлено вдвое больше пушек, чем на любом другом шведском корабле. Хюбертссон подчинился и предусмотрел на корабле Vasa 64 пушки. Пушки вместе с боезапасом весили 72 т., и значительная часть этого груза располагалась в верхней части корабля.

Также король распорядился установить на корабле множество скульптур и прочих украшений. Особенно богато была отделана резьбой и украшениями кормовая надстройка, возвышавшаяся на 20 м. над палубой. На выдвинутом далеко в нос форштевне грозно пригнулся, готовый к прыжку, огромный лев. Всего на «Васе» было около 700 скульптур и резных украшении.

Король пожелал, чтобы скорость Vasa была выше скорости других шведских кораблей. Были установлены огромные мачты, самая высокая из которых возвышалась на 49 м. над килем.

И в то же время, заботясь о скорости Vasa, Густав II Адольф приказал сделать корпус очень узким — значительно уже, чем все другие корабли. В результате и без того явно недостаточная остойчивость корабля ‘Vasa стала угрожающей и главный строитель, рискуя навлечь на себя гнев короля, самовольно увеличил ширину на 40 см.

Перед отплытием корабля испытывалась его остойчивость. Тридцать матросов перебегали с одного борта на другой. После третьего раза перебежки прекратили, увидев, что судно может перевернуться. При этом присутствовал один из самых влиятельных флотских начальников адмирал Флеминг. Единственное, что он сказал после увиденного: «Если бы его величество был дома!».

Экспонаты

ВАЗ 2101 и Фиат 124

Первой моделью, как известно, стал ВАЗ-2101, который пошел в производство в 1970 году. Это была доработанная под наши условия версия 124-й модели Fiat, которая была запущена в 1966 году.

Примечательно, что на ВАЗ чтят традиции и прародителя, с которого все началось, поэтому рядом с первенцем ВАЗ-2101 гордо стоит его итальянский предшественник – 124-я модель Fiat.

Внешне модели практически не отличишь, но технически они действительно разные. Обычный Фиат не выдержал бы тогдашних реалий и развалился бы. ВАЗовская «Единичка», наоборот – жила и не чихала. На нее были установлены алюминиевые барабанные тормоза, поднята подвеска, установлены дополнительные усиления в кузове. Под капотом стоял также новый, российского производства, 1,2-литровый двигатель.

Машина стала хитом в СССР, и вскоре начала экспортироваться на другие рынки. «Копейка» поступила в продажу даже в Великобритании в 1974 году в том числе с экзотическими для Советского союза вариантами двигателя, включая GM-built 1.7. Ценник в Британии начинался с £979. В другие страны модель также отправлялась, география была масштабной.

ВАЗ-2101 выпускался с минимальными переделками до 1982 года.

Строительство корабля

В начале 1620-х годов, работы на Стокгольмской верфи возглавили пара голландцев: Антоний Монье и мастер-кораблестроитель Генрих Хайбертсон, которого обычно называют «Мастер Генрих». Зимой 1624 — 1625 годов был подписан контракт на работу, но Монье уходит и партнёром Генриха становится молодой купец из Амстердама Арендт де Гроот. 16 января 1625 года Генрих и Арендт подписывают контракт на строительство четырёх кораблей, два больших с длинной киля 38 метров и два размером поменьше.

Хенрик и Арендт де Гроот начинают скупать сырье, необходимое для постройки первых кораблей в 1625 году, закупают древесину в Швеции, Риге, Кенигсберге (нынешний Калининград), и Амстердаме. Начало строительства было запланировано на осень 1625 года и Генрих, через вице-адмирала Флеминга спрашивает у короля, какой из кораблей строить первым. После потери 10 судов в Рижском заливе король решает строить два средних корабля длинной 120 футов (35,6 м.), но мастер Генрих отказывается, так как древесина для двух кораблей (большого и маленького) уже была подготовлена. В конце февраля — начале марта 1626 года был заложен киль «Васа». Сам Генрих Хайбертсон ни разу не видел «Васа» завершенным, так как в конце 1625 года он заболел и летом 1626 года умер. Достраивать корабль взялся другой голландский кораблестроитель Хенрик «Хайн» Якобссон, который умер весной 1627 года, когда «Васа» был спущен на воду.

После спуска «Васа», продолжились работы по отделке верхней палубы, установке рангоута, такелажа и парусов. В то время Швеция не имела собственного производства парусины и ткань приходилось заказывать за рубежом. Парусная ткань для Васа, скорее всего, была поставлена из Голландии и была в основном из пеньки и частично льняной. Такелаж был выполнен полностью из конопли, привезенной из Латвии через Ригу. Король посетил завод в январе 1628 и по всей видимости это был единственный его визит на борт корабля.

Летом 1628 года, капитан Ханссон, осуществлявший надзор и ответственный за строительство корабля, проводит демонстрацию остойчивости вице-адмиралу Флемингу, прибывшему в Стокгольм из Пруссии. Тридцать человек начали бегать от борта к борту, что бы раскачать корабль, но во избежании опрокидывания, адмирал остановил тест после нескольких попыток. Густав Адольф постоянно настаивал в письмах, что бы «Васа» как можно скорее вышел в море.

Существуют версии что «Васа» был удлинен во время строительства или была добавлена дополнительная пушечная палуба, но существенных доказательств такой переделки после того как был заложен киль нет. Король приказал установить 72 24-фунтовый пушки 5 августа 1626 года, что было слишком много для двух пушечных палуб. Поскольку после указа короля прошло уже более 5 месяцев после начала строительства, добавить ещё одну палубу для пушек было не возможно. Французский «Galion du Guise», который послужил прототипом для «Васа» так же имел только две пушечные палубы. Лазерные измерения, проведенные в 2007-2011 годах подтвердили, что важных изменений во время строительства произведено не было. Однако центр тяжести и так был достаточно высоко для такого корабля.

«Васа» был одним из немногих примеров кораблей с двумя орудийными палубами и был построен во время, когда теоретические принципы кораблестроения были ещё достаточно плохо изучены. Так же нет никаких свидетельств, что Генрих Хайбертсон строил такие корабли когда либо ранее. Требования безопасности в то время так же сильно отличались в худшую сторону от современных. В совокупности с тем, что военные корабли 17 века строились с заведомо завышенной верхней палубой (для использования во время стрельбы) делала строительство королевского корабля довольно рискованным предприятием.

История создание музея

Снова увидеть дневной свет Васе довелось лишь спустя 333 года, благодаря исследователю Андерсу Франзену.

Андерс заинтересовался историей Васы еще в начале 50-х годов двадцатого века. Он вырос на Стокгольмском архипелаге и с самого детства любил изучать обломки различных кораблей, прибивших к берегу неподалеку от родительского дома. Так, в процессе детских игр постепенно сформировалось увлечение, которое стало делом всей его жизни. В слабосоленых водах Балтийского моря не очень распространен вредительный корабельный червь, пожирающий остатки деревянных кораблей. Именно осознание этого факта и зародило в Андерсе надежду найти Васу в более-менее сносном состоянии по прошествии стольких веков.

Галеон Васа был найден в 1956 году, но подняли его с морского дна после ряда подготовительных работ только 24 апреля 1961 года.

Галеон Васа

Перед специалистами встала очень важная задача – разработка специального ухода и сохранения. Для того чтобы древесина затонувшего корабля со временем не потрескалась и развалилась, был разработан специальный метод консервации. В качестве защитного материала было выбрано вязкое, растворимое в воде вещество полиэтилен-гликоль. Он медленно проникал в дерево, заменяя воду и не давая древесине растрескаться от сухости. Обработка корабля распыленным полиэтилен-гликолем продолжалось несколько лет.

Музей Васа демонстрирует посетителям более 14 000 различных предметов, которые были подняты на поверхность вместе с кораблем. Более семисот скульптур после длительной реконструкции и обработки заняли свои места на корабле.

Экспонаты музея

Васа был в свое время не просто военным кораблем, а настоящим плавучим дворцом. Его основным назначением было прославление шведского монарха и демонстрация могущества, культуры и богатства державы. Постройкой Васы руководил голландский кораблестроитель Хенрик Хибертсон. В постройке принимали участие не только рабочие-корабелы, но и скульпторы, художники, стекольщики, кузнецы и многие другие. Всего на постройке Васы было задействовано около четыреста человек, а длились работы два года. На момент завершения работ Васа являлся самым большим кораблем в мире: десять парусов, 52 метра в высоту и 69 метров в длину, вес гиганта был 1200 тонн.

Губительными для корабля стали политические амбиции шведского монарха. По всей видимости, Васа предназначался для устрашения Польши, которая многие годы считалась самым первым врагом Швеции. Король приказал установить на корабле намного больше пушек, чем было положено. В результате на корабле была сделана высокая надстройка для двух дополнительных пушечных палуб.

Пушечная палуба

После этого корабль перестал соответствовать тем габаритам, которые были выбраны до начала строительства Васы. Большие камни, заполнившие днище корабля в качестве балласта, все равно не обеспечивали необходимой устойчивости на воде. Верхняя часть была гораздо тяжелее 120-тонного балласта. Чем закончилась эта история, мы теперь знаем…

Перед коллективом музея Васа по-прежнему стоят проблемы связанные с ежедневным уходом и содержанием корабля. Хотя Васа и сохранился более чем на 90% в своем первоначальном виде, но из-за загрязняющих веществ, содержащихся в морской воде, в свое время образовалось большое количество серы, проникшей в древесину. На поверхности, при вступлении в реакцию с кислородом, образовалась серная кислота. Конечно, для посетителей музея она не представляет угрозы, но древесину постепенно разъедает. Поэтому разработки различных технологий длительного сохранения Васы не прекращаются.

На сегодняшний день Музей Васа является для посетителей своеобразной машиной времени, которая способна вернуть давно минувшее время, ведь каждый из тысяч предметов, найденных на Васе, способен рассказать нам что-то свое.

Грандиозный проект

«… Особо хочу отметить проект создания технического музея силами АВТОВАЗа. Ведь никому ещё не приходило в голову собрать воедино военную и гражданскую технику всех времён, произведённую в нашей стране, чтобы оставить такую память будущим поколениям…»

В. Матвиенко.

Тольятти — город с ярко выраженными индустриальными чертами. Традиционными достопримечательностями являются Волжский автозавод и природные красоты Самарской Луки….
Проходят годы, меняются поколения. Но чтобы осознать день сегодняшний, мы обязательно возвращаемся в историю. А история для нас — это сохранившиеся предметы, документы, фотографии. Их особая ценность заключается в том, что прошли они через руки и души современников тех событий.
В 1998 году получил «путёвку в жизнь» уникальный проект строительства Технического музея под эгидой ОАО «АВТОВАЗ». Инициатором и вдохновителем уникального музея по праву считается С.П. Прохоров, дизайн-проект был разработан помощником вице – президента по техническому развитию М.В. Демидовцевым.
Замысел действительно грандиозный – собрать воедино все достижения технической и инженерной мысли за прошедший век. Около десяти лет назад строительству был дан старт. Пустырь за территорией научно-технического центра ОАО «АВТОВАЗ» постепенно «облагораживался»: началось возведение первых объектов- административного депо; на выставочной площадке гордо разместились военные самолёты и вертолёты.

В сентябре 2001 года первая очередь музея была торжественно представлена публике. Экспозиция действительно оказалась впечатляющей: 182 экспоната, среди которых военные самолёты, бронетехника, ракетные и радиолокационные установки, легковые и грузовые машины, паровозы 30-50-х годов, электровозы , даже сельскохозяйственная техника на которой осваивали целину.
Свой первый день рождения 7 сентября 2002 года музей отметил заметным пополнением в семействе выставочных экспонатов.
Но военная техника- это ещё не всё . В витражах музея выставлено более 200 единиц воинского снаряжения. Предметов бытовой утвари и обихода. Выпуск многих этих вещей датируется не только прошлым, но и позапрошлым веком.
К началу 2003 года музей располагается на площади в 34 гектара и является единственным в России по занимаемой территории и многообразию экспонатов, которых уже более 400. Чего здесь только нет! Главной же «изюминкой» стала настоящая подводная лодка ПЛ-Б -307. На сегодняшний день доставка лодки является самым грандиозным и сложным проектом в мировой истории.
То, что в формировании музейного фонда принимала участи вся Россия – не пустые слова.
На просьбу вазовцев откликнулись представители Минобороны, главнокомандующие практически всех родов войск, понимая, что списанную технику лучше отдать в музей, а не резать на металлолом.
Я осмелюсь сказать, что Технический музей это не только экспозиции, но и центр семейного активного отдыха. Ежегодно весной моя семья участвует в культурной однодневной акции «Музейный пикник», которая имеет статус городского праздника. А ещё 1 сентября в музее проводится День открытых дверей, посвящённый Дню Знаний, а для самых маленьких конкурс детского рисунка «Я рисую музей».
И заканчивая свой очерк хочу сказать большое спасибо всем, кто внёс вклад в создание Технического музея ОАО «АВТОВАЗ». Для нас подрастающего поколения – особенно для мальчишек, которые, возможно, станут инженерами и конструкторами музей — уникальная и, пожалуй, единственная возможность «вживую» увидеть легендарную военную технику, прошедшую через бои и сражения, больше узнать об автомобилях прошлых лет, увидеть воочию все этапы технической эволюции России более чем за сто лет.

Список использованной литературы:

1.Журнал «Лада Новости», редакционный совет А.Бредихин., А. Шишкин.. Е Перевезенцева, лето 2003г.

2. Проспект ОАО «АВТОВАЗ» Технический музей научно-технический центр, 2004г., отпечатано в типографии ДИС ОАО «АВТОВАЗ».

Автор статьи: Пружанская Анна, 8А

Иллюстрация: Палагин Александр, 8В

Лада «Рива» и «Самара»

Знаете такую модель – «Рива»? Как не знаете?! А ведь это прямой преемник «Копейки»! Более известная у нас – 2105. Модель выпускалась под разными наименованиями: Nova, Kalinka, Laika, Matriuska, Signet и Sputnet для разных международных рынков. Пошла в производство в 1980 году, но за ее угловатыми формами проглядывался ВАЗ 2101.

«Пятерка» предлагалась в трех версиях: седан ВАЗ 2105, универсал ВАЗ 2104 и «роскошная» версия – ВАЗ 2107 (на фото слева), которую можно было отличить по хромированной радиаторной решетке.

Изначально ВАЗ 2107 предлагался с 1,3-или 1,6-литровыми двигателями.

Интересный факт: Riva продавалась в Великобритании до тех пор, пока ужесточение законодательства о безопасности и выбросах не привело к ее выводу из игры, тем не менее, как известно у нас на родине модель оставалась в производстве до 2012 года.

ВАЗ 2108 (справа) был еще одной моделью со множеством названий: модель величали «Samara» в Западной Европе, «Sputnik» в России и целым рядом других имен в других местах реализации.

Введенный в строй в 1984, этот переднеприводный хэтчбек был разработан, чтобы обратиться к основному внутреннему рынку и рынку Европы. Производился с 1984 до 2013 года.

История Vasa

Музей Васа в Стокгольме появился не сразу. Дело в том, что судно долгое время пролежало на дне. Рассказ, связанный с кораблекрушением, входит в экскурсионную программу. Эта история, действительно, поражает.

Зачем был построен Васа?

Судно, превратившееся, спустя столетия в Vasa Museum, построили по указу Густава II (правителя Швеции). Дело происходило в 1626 году. Махину смастерили за 2 года и уже в 1628 году спустили на воду. Размеры боевого судна впечатляют:

  • длина – 69 м;
  • высота – 52 м.

Судно оборудовали тремя мачтами, оснастили 64 пушками, снабдили 3 парусами.

Делали его для командующего флотом (короля), который должен был вести за собой остальные суда и отдавать указания по поводу военных действий.

Что было сделано не так?

К сожалению, в те времена опыта в кораблестроении было немного. Расчеты произвели неправильно, и центр тяжести оказался смещенным.

Новшество, которое применили при строительстве (возвели две пушечных палубы), послужило причиной кораблекрушения. Из-за порыва ветра судно накренилось, а выпрямиться не смогло.

Гибель

10 августа 1628 года Васа отчалил в свое первое боевое плаванье. В честь торжественного события палили пушки, давали салюты. Но гордый красавец не выдержал порывов ветра и сильно накренился. На палубу хлынула вода. Вернуться в устойчивое положение флагман не смог и пошел ко дну.

При катастрофе спаслись не все, более 30 человек разделили участь Васы.

После поднятия

333 года пролежало судно на морском дне. Его судьбу изменил Андерш Франзен. Мужчина, еще ребенком, мечтал отыскать затонувший флагман. Став взрослым, он воплотил задуманное в реальность. Изучив все сохранившиеся документы, Франзен стал исследовать морские глубины в поисках судна.

Два года труды не приносили успеха, но в августе 1956-го Андерш и его единомышленник наткнулись на остатки бревен возле острова Бекхольмен. Это был корпус затонувшего боевого корабля.

Только через год начались работы по подъему. Это был адский труд. Части гиганта доставали и складировали для просушки. Работа напоминала сбор конструктора. Каждую недостающую часть долго искали, в конце концов, паззл был собран.

Каково сегодняшнее состояние?

Теперь корабль открыт для туристов в качестве музейного экспоната. Для этого выстроили специальное музейное помещение, в котором и установлен этот гигант. Внешне здание также схоже с кораблем. Узнать объект просто, не перепутаете.

На 98 % судно собрано из оригинальных деталей, удалось поднять практически все части.

Более того, внутри судна размещены экспозиции, позволяющие познакомиться с историей 17 века.

По-прежнему ведутся работы по сохранности достопримечательности. Власти страны хотят сохранить уникальную находку для потомков.

О музее

В Стокгольме, на острове Юргорден в 1990 году открылся музей Васа, специально построенный, чтобы рассказать современникам удивительную историю одноименного корабля-галеона, который является ценным художественным экспонатом и одной из самых важных достопримечательностей Швеции. Все девять выставок музея Васа имеют к кораблю самое непосредственное отношение, кроме этого в музее на 16 языках демонстрируется фильм, посвященный кораблю. Музей Васа по количеству посещений стоит на первом месте среди музеев в Скандинавии.

Из экспозиции музея можно узнать все нюансы строительства и историю недолгого плавания этого величественного галеона. 10 августа 1628 года Васа был впервые спущен на воду, ряд королевских кораблей готовились к отплытию из Стокгольмской гавани. Только что построенный Васа являлся самым крупным из них и был назван в честь правящей в это время королевской фамилии. Произведя салют из пушек по окончании торжественной церемонии, могучий гигант медленно двинулся к выходу из гавани. Внезапно налетевший порыв ветра сильно накренил корабль, но тот устоял и снова выпрямился. Второй порыв ветра оказался для Васы роковым – он повалился на бок, и через открытые люки для пушек в корабль хлынула вода. Слишком тяжелый Васа камнем пошел на дно, унося с собой жизни как минимум тридцати, а возможно и пятидесяти членов команды.

Музей Васа в Стокгольме

История службы

Начало службы и гибель

Гибель корабля Vasa.

Летом 1628 года корабль Vasa стоял на швартовах напротив королевского дворца. Там на борт был принят балласт, а также пушки, порох и ядра для первого плавания.

10 августа 1628 года, в воскресение, корабль был готов к отплытию. Погода была ясная, ветер слабый, но порывистый. На борту находилось около 100 человек экипажа, а также их семьи — женщины и дети (по случаю первого плавания предполагалось великолепное торжество, поэтому членам экипажа разрешили взять с собой членов своих семей и родственников). Целью первого плавания Vasa была выбрана военно-морская база Эльвснаббен к юго-западу от Стокгольма.

В гавани города собралась толпа горожан, следивших за отплытием корабля. Впрочем, для отплытия потребовалось немало времени — ветер дул с юго-запада, поэтому первые несколько сотен метров корабль приходилось вытягивать с помощью якорей. Затем, выйдя на открытое пространство, капитан корабля Сёфринг Ханссон приказал поднять четыре паруса — фок, фор-марс, грот-марс и бизань. После постановки парусов Vasa отсалютовал собравшимся бортовым залпом и отправился в свое первое плавание.

Когда корабль вышел на открытое пространство бухты, сильный порыв ветра наполнил паруса, и Vasa начал крениться на подветренную сторону, но затем выровнялся и прошёл ещё примерно 1300 метров, дойдя до острова Бекхольмен у входа в гавань Стокгольма. Там, в ста метрах от острова, новый порыв ветра снова накренил корабль, на этот раз значительно сильнее. Вода хлынула через открытые пушечные порты, корабль лёг на борт и начал тонуть с поднятыми парусами и развевающимися флагами.

На место катастрофы быстро прибыла помощь — матросы других кораблей на парусных и гребных лодках, — однако к их прибытию корабль успел почти полностью уйти под воду. Спасателям оставалось лишь подобрать уцелевших в крушении и доставить на Бекхольмен и в порт Стокгольма, что и было сделано. Хотя катастрофа произошла недалеко от берега, вместе с Vasa погибло от 30 до 50 человек.

Состав экспозиции

Музей включает несколько уровней для наружного осмотра корабля, а также экспозиционные залы. Экспонаты и художественные произведения рассказывают о корабельном распорядке и жизни членов экипажа, о приемах войны на море и воинских приспособлениях для захвата вражеских кораблей. Отдельная выставка повествует о подготовке подъема судна и самой подъемной операции. Имеется отдельный зал для просмотра специально снятого фильма по истории корабля.

Отличительной особенностью королевского флагманского корабля была деревянная резьба, в изобилии украшающая корпус корабля и детали его отделки. Выполняли затейливые украшения лучшие резчики европейских стран, привлеченные к этим работам по казенным контрактам. Сюжетами украшений были герои античности и варяги Скандинавии, дикие животные и другие персонажи. Особое место занимали изображения львов – любимых животных короля, его личный символ.


Музейные залы вмещают множество разнообразных экспонатов. Несмотря на губительное действие морской воды на металлические предметы, часть из них сохранилась благодаря погружению в морской ил; теперь пушечные ядра, цепи и абордажные приспособления выставлены в витринах.

Кроме реального корабля Васа, восстановленного усилиями реставраторов, в музее представлены наглядные разрезы судовых палуб и помещений. Видно размещение балласта из каменных глыб в нижних отсеках, склады вооружений и боеприпасов, каюты для членов экипажа. Схематические макеты выполнены очень реалистично; изображаемое на них понятно без комментариев экскурсоводов и пояснительных табличек.

Корабли более поздней постройки, нежели галеон Васа, могут принимать посетителей до сих пор. Российский Крузенштерн и американская Конституция до сих пор под парусами совершают дальние походы; принимает посетителей и способна к передвижению Аврора, участвовавшая в военных действиях и революционных событиях. Доступны для туристов суда полярных исследователей и знаменитых путешественников; однако самый древний сохранившийся парусник популярнее большинства прочих судов – музеев.

Как добраться?

Попасть сюда просто, с транспортом проблем не будет.

Пешком или на велосипеде

Достопримечательность расположена недалеко от центра, поэтому оттуда дойдете даже пешком или проедете на велосипеде. Понадобится не более 20 минут. Подышите свежим воздухом и осмотрите окрестности. Виды тут потрясающие.

На общественном транспорте

Сюда ходят:

  • автобус;
  • трамвай;
  • речной трамвай.

Выбирайте предпочтительный вариант и отправляйтесь знакомиться с местной легендой.

Сюда едет автобус №76, он отправляется от Stockholm Karl XII:s torg. Трамвай №7 также довезет до нужного места.

Если хотите прокатиться на речном трамвайчике, смело идите к пристани. Юргорден оборудован причалами.

На автомобиле

Доедете и на автомобиле, но туристы отмечают проблемы с парковкой. Поэтому рекомендовано оставить машину еще до въезда на мост, а далее двигаться пешком. Возле самого сооружения оборудованы парковочные места для инвалидов.

Судя по отзывам туристов, в здании нет камер хранения, поэтому отправляйтесь налегке, не берите больших сумок.

Кроме того, в музее Васа поддерживается температура в районе +18 градусов. Это нужно для сохранности коллекций. Довольно прохладно, прихватите кофту или джемпер.

Фотографировать внутри разрешено, но использовать снимки можно только в личных целях.

При путешествии в Стокгольм не упускайте шанс посетить Юргорден и осмотреть все достопримечательные места. Это настоящий музейный остров, впечатления о поездке останутся надолго.

Достопримечательности поблизости

На острове Юргорден, на котором расположен музей-корабль, есть и другие достопримечательные места. В первую очередь, такая прогулка понравится детям. Обязательно загляните в:

  1. Музей Юнибакен. Это настоящий сказочный мир. Здесь живут герои сказок, знакомых многим с детства: Пеппи Длинный Чулок, крошка Нильсон, Муми-тролли и другие персонажи. Удастся прокатиться на волшебном поезде, побывать на крыше Карлсона, увидеть театральные постановки.
  2. Скансен. Это этнографическая экспозиция. Экспонаты собраны со всей страны. Здесь увидите избушки на курьих ножках, этнографические постройки, побываете в зоопарке.
  3. Музей ABBA. Экспозиции рассказывают о легендарной музыкальной группе.

Кроме того, с острова просто добраться до центра Стокгольма и уже оттуда продолжить знакомство с другими объектами. Удастся посетить Королевский дворец, Национальный музей, побывать на главной площади.

Посещение галереи в Стокгольме

Экспозиции рассказывают о коротком периоде плаванья корабля и военно-морском деле от 17 века до настоящего периода.

Сюда организуют экскурсии, самостоятельным туристам предлагают воспользоваться аудиогидом.

Кроме того, посетителям показывают документальные фильмы, повествующие о судьбе Васа.

Эти услуги уже включены в стоимость билета, дополнительных трат не потребуется.

Соотечественникам рекомендовано воспользоваться услугами русскоязычного экскурсовода. Это удобно, так как позволяет узнать всю информацию на родном языке.

Время работы экспозиции

Летом музейный объект открыт с 8.30 утра до 6 вечера.

В зимнее время часы работы сокращены. Осмотреть легендарный корабль удастся с 10 утра до 5 вечера. Но каждую среду часы работы продлевают до 20 часов. Поэтому, если предпочитаете вечерние прогулки, выберете этот день недели.

Входная плата

Билет стоит 150 крон. Дети до 18 лет проходят бесплатно. Дополнительные предлагаемые услуги уже включены в стоимость.

Как работает ресторан?

Внутри сооружения работает ресторан. Посетителям предлагают местные блюда и выпечку. Цены умеренные.

Ресторан открыт в те же часы, что и музейный объект. Поэтому, если совмещаете осмотр Васа со знакомством с другими достопримечательностями, с питанием проблем не возникнет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector