14 достопримечательностей валаама, которые нужно посетить

Валаам: попытки кощунства здесь наказуемы

Фото: patriarchia.ru

В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. В 1685 году в царствование Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними, но Господь вскоре послал на них «великий недуг и расслабление членов», поэтому они устрашились и над мощами их устроили часовню.

В 1163 году святые мощи были временно перенесены в Новгород. В 1182 году, когда опасность миновала, иноки перенесли обратно на Валаам святые мощи своих небесных заступников. Опасаясь оскорбления святыни, иссекли глубоко в скале могилу и в ней скрыли святые мощи угодников, где они и поныне пребывают «под спудом». В память возвращения святых мощей в Валаамскую обитель и совершается ежегодно церковное празднество 11/24 сентября.

История

До сих пор не известен точный год основания монастыря, никто не знает этой даты. Существует несколько легенд о его возникновении. Первая из них гласит, что еще в I веке Андрей Первозванный, оказавшись на Ладоге, определил на острове Валаам место для обители и поставил там крест. Позже, в X веке греческие паломники Сергий и Герман основали на Валааме монашеское братство. По другой версии, в X веке архипелаг посетил преподобный Авраамий Ростовский. Он перенес мощи монахов Сергия и Германа с Валаама в Новгород. Третья версия основания монастыря — 1407 год. По мнению многочисленных историков и ученых, она самая достоверная и связана с жизнью Савватия Соловецкого. Тогда впервые зафиксированы письменные документальные сведения о мужском монастыре на Валааме.

В XV веке Валаам процветал. В XVI веке на архипелаге проживало шестьсот монахов. Однако, частые набеги шведов не прошли бесследно для Валаамской обители. В XVII веке Валаамский архипелаг принадлежал шведам, а монастырь был разграблен. Восстановление обители началось при Петре I, когда остров был возвращен России. Так, в 1715 году был заложен Успенский собор и начались работы по реконструкции. В 1730 году деревянный храм и территорию обители обнесли забором, но пожар в 1754 году уничтожил все постройки. Государство оказывало помощь на восстановление, но ее было недостаточно, да и монахов было всего одиннадцать человек. Лишь к 1774 году удалось возвести новые постройки: собор Преображения Господня, Успенскую и Никольскую церковь, новые кельи.

В 1781 году монастырь возглавил игумен Назарий, при котором были построены каменные храмы, колокольня, стены вокруг обители. В 1811 году Валаамский архипелаг входил в Финляндское Княжество, но до 1892 года монастырь подчинялся Петербургской епархии. С 1839 года 42 года монастырь возглавлял отец Дамаскин. Именно на годы его деятельности пришелся самый расцвет Валаама, но и после его смерти преемники стремились сделать Валаамский монастырь еще краше. Монастырь посещали члены царских семей, известные писатели, художники и многочисленные паломники со всех уголков страны. К 1914 году на Валааме проживала тысяча человек.

В дальнейшем было несколько непростых периодов. После революции 1917 года Валаам отошел Финляндии, но подвергся религиозной дискриминации. Монахов притесняли, власти негативно относились к их деятельности, так как у финнов основной религией было лютеранство. С 1925 года после смены настоятеля эстонским священником все службы велись на финском языке. Со временем в силу многих причин часть монахов уехали из страны в Европу. Сам остров из-за опасения войны с Советским Союзом обнесли оборонительными укреплениями. В 1930 году в монастыре было всего 300 монахов и 100 рабочих. Жили скромно, средств не хватало даже на еду, но помогали всем нуждающимся и принимали паломников.

Не прошли бесследно для монастыря и военные годы. В начале 1940 года многие жители обители сбежали в Финляндию, забирая ценности из обители. В тот же год Валаамский монастырь закрыли, но со временем беглые монахи на территории Финляндии основали новый. К концу войны в зданиях стало располагаться училище, на острове основали целлюлозный завод. После войны архипелаг Валаам снова стал российским. В бывшем монастыре с 1950 по 1984 год был дом инвалидов, но уже в то время к Валааму появился интерес у туристов. В 1979 году основали Музей-заповедник и начали восстанавливать монастырские постройки. В 1989 году на Валаам вернулись первые монахи, часть зданий было возвращено Церкви, возобновились службы. Так началось возрождение обители и его новая история.

Как доехать до Валаамского монастыря

Тех, кто планирует посетить Валаамский монастырь, в первую очередь волнует вопрос, как добраться до обители.

Сделать это удобнее всего из Санкт-Петербурга
Сначала необходимо доехать до Финляндского вокзала, откуда электричкой добраться до Приозерска (сюда ходит две электрички: одна проходящая, вторая – с конечной станцией в Приозерске).
Также попасть в городок можно и автобусом №859, который отправляется с Северного автовокзала ежедневно.
В самом Приозерске железнодорожный и автобусный вокзалы совмещены, поэтому далее путь одинаков: на такси или пешком добраться до монастырского причала, а там – сесть на теплоход или метеор.

Важно! Обратите внимание, что судоходство начинается только после того, как Ладога растает, поэтому в основном паломники отправляются в обитель летом

Чем известен монастырь?

По легенде, Валаамский монастырь был основан в конце XI — начале XII веков, при этом точная дата так и остается неизвестной. По преданию, еще апостол Андрей Первозванный, который был одним из 12 учеников Христа, установил на Валаамских горах крест, когда странствовал по северу, распространяя христианство. Спустя практически тысячелетие монастырь основали монахи Сергий и Герман, жившие, предположительно, в X веке.

Первые достоверные сведения об истории монастыря относятся к XIV веку, когда он упоминается в житии Савватия Соловецкого. К началу XVI столетия тут жили около 600 монахов, однако остров регулярно подвергался нападениям шведов, что в результате привело к его запустению.

В 1715 году в ходе Северной войны Петр I издал указ о восстановлении Валаамской обители по просьбе православных священников, в частности, архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря. В 1719 году был освящен деревянный Спасо-Преображенский храм.

Активно развиваться монастырь начал после 1730 года. К 1765 году в нем жило 11 монахов. Наибольшие подъем обители приходится на XIX век, когда настоятелем был отец Дамаскин. Он ею руководил 42 года. Именно при нем на острове проводились работы под руководством квалифицированных архитекторов, в том числе академика Алексея Горностаева.

При отце Дамаскине был установлен суровый режим для послушников. В частности, вводились длительные трудовые послушания, обязательное попечение старцев о молодых монахах и послушниках. После его смерти руководство монастырем принял Ионафан II, который завершил строительство Спасо-Преображенского собора, рассчитанного на три тысячи человек. По замыслу валаамских сподвижников, обитель должна была превратиться в Новый Иерусалим, поэтому в начале XX столетия тут стали появляться названия, отсылающие верующих во времена Нового завета — гора Елеон, Кедрон, Воскресенский скит, Гефсимания. Когда началась Первая мировая война, на острове жили около тысячи монахов.

После Октябрьской революции Валаам вошел в состав Финляндии. Монахи испытывали на себе дискриминацию, так как в Финляндии главенствующей религией было лютеранство. Во время советско-финской войны боевые действия велись на территории монастыря. Монахи покинули остров, забрав с собой главные святыни. Среди них были подлинник Валаамской иконы Божией Матери, колокола.

Послушники вернулись на остров только в 1989 году. Возрождение обители начали только шесть монахов. По последней информации, в монастыре проживают более двухсот монахов. На постоянной основе работают от 30 до 40 сотрудников.

Валаамский монастырь считается ставропигиальным. Это означает, что он находится под непосредственным управлением Московского патриархата. Ежегодно его посещают около ста тысяч паломников, из которых до 90 процентов — это туристы. На территории острова находятся четыре гостиницы, которые одновременно могут разместить до двухсот человек. На территории монастыря установлен строгий порядок паломничества, так как в летние месяцы наблюдается крайне большой наплыв паломников. За основу распорядка взяты правила пребывания в афонских монастырях.

Главные достопримечательности

Посетить все интересные места острова за один день нереально. Валаам – это ансамбль церквей и часовен, богатой природы и уникальных сооружений.В своем первозданном виде сохранились некоторые из них: Спасо-Преображенский собор, надвратная церковь святых Петра и Павла, конюшенный дом, водопроводный дом, Успенская церковь и помещения Белого и Красного скитов.Что необходимо увидеть в первую очередь?

Мужской Спасо-Преображенский монастырь

От Монастырской бухты по ступенькам легко попасть на территорию монастыря, где находится и одноименный собор. Фотографироваться внутри нельзя. В соборе нет ожидаемых росписей на стенах и потолке. Они были закрашены в советские времена, когда здесь был клуб для боцманов, которые учились и жили в монастырских корпусах.

Сам монастырь окружен стеной из красного кирпича, а собор поражает красотой и величием. На его фоне получаются дивные снимки на память.

Воскресенский скит

Скит – место, где живут скитники (монахи) небольшими группами. Они имеют свои храм и устав. Считается, что на месте Воскресенского скита Андрей Первозванный поставил крест, обозначив тем самым первым святую землю. Особенность Воскресенского скита – наличие двух церквей: нижней и верхней.

Нижняя является некоей копией пещеры Гроба Господня, которая находится в Иерусалиме. Над головой нет привычного купола, все скромно, без излишеств. Иконы верхней церкви написаны монахами, жившими на Валааме. Красивый золоченый купол храма – ориентир для прибывающих судов.

В трапезной скита путешественникам обычно предлагают пообедать. Еда простая, но очень вкусная.

Гефсиманский скит

Игумен Маврикий решил создать на острове «русский Иерусалим». Так в начале XX века появился Гефсиманский сад и другие места, повторяющие святыни Иерусалима. Скит находится у подножия Елеонской горы. Церковь и часовня декорированы искусной деревянной резьбой, а келейные корпусы расположены в окружении красавец-пихт. Место знаменито тем, что здесь жил исповедник «старого стиля» Тимон. Внутрь путешественников не пускают.

Коневский скит

В отдалении от главной дороги, на берегу озера, стоит уютная деревянная постройка, называемая Коневским скитом, где жили в разное время старцы и отшельники. Внутри находится икона Божьей Матери. Попросить исполнения желания у нее – мечта многих гостей острова. Туда пускают не всегда, чаще доступ открыт только для паломников и иногда для экскурсионных групп.

Монастырская ферма

Рядом с Коневским скитом находится местная ферма со зданиями и коровником. Немногочисленное население острова питается тем, что производится на ней. Путешественников здесь угощают молоком и хлебом домашней выпечки. Сыр, изготовленный здесь, сейчас пользуется популярностью, даже налажены поставки в магазины Санкт-Петербурга.

На острове растут прекрасные яблоки, виноград. А в теплицах выращивают арбузы и дыни. Сложная техника для выращивания не используется. У гостей складывается такое впечатление, что попадают они в век натурального хозяйства.

Музей быта

Историко-художественный музей у церкви Петра и Павла содержит экспонаты, по которым можно проследить историю острова, и картины русских художников, вдохновленных пейзажами этого удивительного места. Любители творчества И. Шишкина и А. Куинджи, П. Балашова и Ф. Васильева смогут увидеть знаменитые полотна.

На острове есть очень много интересных мест, которые невозможно посмотреть за один раз. Поэтому путешественники возвращаются сюда снова и снова.

» alt=»»>

https://youtube.com/watch?v=AEBJYgFVUNQ%3F

Немного истории острова Валаам

Само название остров получил много столетий назад, когда здесь жили финно-угорские племена, а позже карелы. История возникновения полна легенд и загадок. Название можно перевести с финно-угорского «валамо» как «высокая земля». Некоторые сопоставляют его с именем Валы – по древнескандинавской мифологии сыном Одина, а также со славянским богом Велесом, которому здесь приносили жертвы язычники. Именем Валаам звался и библейский прорицатель о Христе.

По преданию, начало монастырю положил Андрей Первозванный, установив каменный крест во время распространения Христианства. Особо почитаются на Валааме преподобные Сергий и Герман, основавшие здесь монашеское братство.

У историков нет единого мнения о времени основания монастыря на землях Валаама. По одной версии, связанной с Авраамием Ростовским, это X–XII века, по другой – XII–XIV.

За свою историю острову пришлось пережить немало испытаний. Это военные столкновения со шведами, эпидемии. Обитель была полностью уничтожена и возрождалась вновь. Валаам, как и Карелия более чем на век оказывалась под властью Швеции, а значит, и под другой верой.

Однако в 1715 году, после очередной войны со шведами, указом Петра I началось восстановление обители. Вскоре было построено каменное здание монастыря, а к концу XIX века – церкви скитов. Материалы для строительства изготавливались на острове. Строителем Валаама называют игумена Дамаскина, при котором шло активное строительство, а также росла численность братии.

В 1887 году состоялось освещение закладного камня соборного храма. Здесь был воздвигнут величественный Спасо-Преображенский собор.

Новые испытания пережил Валаам в XX веке. В 1918–1940 годах остров принадлежал Финляндии. Монастырь не переставал жить, однако столкнулся с проблемами голода, эпидемии, на острове велись фортификационные работы. Был также введён новый календарь, в результате чего некоторые монахи были вынуждены уехать, так как отказались подчиниться.

Во время очередного обострения советско-финских отношений Валаам неоднократно подвергался бомбардировкам. В результате мирного договора Карелия, в том числе и Валаам, вновь отошли к СССР. На территории Финляндии эвакуированными во время военных действий монахами был основан Ново-Валаамский мужской православный монастырь.

А вот на острове началась совсем другая жизнь – без колокольного звона и служб. Здесь была школа юнг, создан совхоз, интернат для инвалидов и престарелых. Церкви использовались как склады и магазины, деревянные постройки служили топливом.

В 1979 году начались реставрационные работы, Возобновилась и монашеская жизнь. Сейчас братия насчитывает более ста человек. Есть на острове и местное население, порядка 460 человек, однако существуют планы по его переселению в Сортавала (название города местные жители не склоняют, так как оно иностранного происхождения).

Где пообедать

Если вы приехали с экскурсией, ваше питание организовано в трапезной Воскресенского скита. В кафе под названием «Валаамский паломник» вы можете удобно расположиться, покушать и заодно купить Валаамские пряники. А готовят вкусно, и цены вполне приемлемые.

На ферме монастыря отведаете свежайшие молочные продукты. На небольшом рынке близ Большой Никоновской бухты вы можете купить копченой и вяленой рыбы, что выращивают и готовят прямо здесь. А заодно и запастись водой.

Несколько кафе имеется и около причала. «Трапеза в Старом Саду» предложит первое и второе. Обязательно испробуйте местную выпечку.

Стоит отметить: совершенно очевидно, что голодать вам здесь не придется.

Кстати, туристы усердно подкармливают местных котов, коих на острове множество.

История Валаама

Раньше, до 1917 года, остров Валаам входил в состав Великого Княжества Финляндского. Сюда, на святые места, неоднократно приезжали российские императоры – Александр I и Александр II.

После революции и провозглашения независимости Финляндии остров остался финским, но позже вошел в состав СССР по итогам советско-финской войны 1939 – 1940 гг.

В 1950-е годы в монастырских зданиях открылся дом инвалидов. Сюда привозили или приезжали сами ветераны войны, проживавшие в Карело-Финской ССР: контуженные, лишившиеся рук или ног, с психическими заболеваниями. Память о некоторых из них сохранилась благодаря портретам из серии «Автографы войны» художника Геннадия Доброва, часто приезжающего в Валаамский дом инвалидов. В 1984 году дом инвалидов был закрыт, а его обитатели переехали в село Видлица Олонецкого района.

В 1965 году на острове открыли заказник, на Валаам стали приезжать туристы на теплоходах. В 1979 году здесь открылся филиал Карельского государственного краеведческого музея — историко-архитектурный и природный музей-заповедник. В 1984 году он стал самостоятельным музеем. Здесь проводились выставки, концерты колокольной музыки, велась научная деятельность, осуществлялась реставрация зданий.

В 1989 году Совет министров Карелии решил передать Русской православной церкви собор и ближайшие скиты. С этого момента началось возрождение монастыря на острове. В 1991 году Верховный совет Карелии решил вернуть церкви все храмовые и административно-хозяйственные здания. В связи с этим музей на Валааме был ликвидирован, на основе его фондовых коллекций в городе Сортавала был создан музей Северного Приладожья.

С приходом монахов и послушников на остров началось их противостояние с местным населением — жителями поселка Валаам. Поселок был создан после войны в 1946 году. Сюда приехали репатриированные из Германии граждане СССР и переселенцы из других регионов страны. Здесь осуществлял работу Валаамский Рыбпромкомбинат Сортавальского района и лесхоз, был открыт дом инвалидов, а позднее музей-заповедник. В поселке работали почта, метеостанция, дом культуры, школа, детский сад, больница, библиотека. Проживало здесь около 500 человек.

Сейчас много жителей перебралось на материк, они были просто вынуждены уехать: монастырь с молчаливого согласия власти принудительно выселяет людей из их квартир, чтобы освободить помещения, которые формально являются его собственностью. Пик конфликта пришелся на 2016 год, когда в ночь на 1 мая сгорело историческое здание — Зимняя гостиница, где проживало множество людей.

Кроме права жить на острове, монастырь запретил продавать сувениры и вести здесь какой-либо бизнес. Все услуги оказывает монастырь, либо его многочисленные фирмы. Например, туруслуги оказывает ООО «Паломническая служба Валаамского монастыря».

Сейчас в монастыре обитает всего около 80 монахов и послушников. В год Валаам посещает более ста тысяч человек, их обслуживают несколько сотен трудников и волонтеров. Валаам — это гигантская туристическая индустрия, принадлежащая РПЦ и получающая огромные средства из федерального бюджета на «развитие». Развитие идет полным ходом, здесь строятся VIP-виллы, скиты и церкви. Также осваиваются острова Валаамского архипелага, которые никогда не принадлежали монастырю, а также те, на которых находятся памятники истории и культуры, например, остров Оборонный.

На Валаам любит приезжать Владимир Путин. В июле 2019 он приехал на остров вместе с белорусским президентом Александром Лукашенко. На Валааме находятся резиденция патриарха и гостевой дом для президента. Жаль, что для коренных жителей острова, родившихся здесь или приехавших сюда много лет назад работать, не находится места.

Малая Сеннуха

Это малый остров в Онежской губе Белого моря. Он представляет собой каменистый кусок суши длиной около 100 м и шириной около 50 м. Практически без растительности и источников пресной воды.

Островок стал известен на всю Россию в октябре 2011 года, когда на нем был обнаружен современный «робинзон». Выйдя в море на добычу ламинарии, молодой архангелогородец попал в шторм и вплавь добрался до островка. Там он провел 16 дней, питался водорослями, пил дождевую воду. Когда он уже потерял надежду на спасение, его заметили с вертолета МЧС, разыскивавшего пропавших монаха и трудника с Соловков.

История Валаамского монастыря

  1. Считается, что на острове Валаам Андрей Первозванный установил каменный крест, проповедуя евангелие на Севере. Саму обитель основали спустя девять сотен лет и сделали это иноки Герман и Сергий, которые позже были канонизированы. Предположительно они были греками.
  2. Что касается времени основания монастыря, к единому мнению историки не пришли – обитель могла появиться как в период крещения Руси, так и позже.
  3. До XIV века точных данных об укладе жизни местных монахов нет, а вот уже с XVI века Валаам стал центром книгопечатания этого региона. Нападение шведов на остров привело к тому, что он стал практически пустынным, здесь жили только иноки. Восстанавливали монастырь по петровскому указу, достроив храмы, кельи, хозяйственные корпуса.
  4. До начала XIX века обитель разрасталась и отстраивалась; здесь возвели колокольню, отлили колокола. Количество монахов постепенно увеличивалось, монастырь процветал.
    Октябрьская революция не стала для обители фатальной, поскольку территория, на которой размещался монастырь, отошла к Финляндии. Острова капитально укрепили в военных целях, но обитель закрывать не стали, однако вынудили перейти на григорианский календарь. С тех пор между братией пошел раскол, и часть монахов переехала в другие страны.
  5. Зимой 1940 года последние монахи уехали отсюда, вывозя с собой иконы и другие ценности. Они основали Новый Валаам, который действует и сегодня, являясь финским православным монастырем.
    Что же касается Старого Валаама, здесь организовали боцманскую школу, а позже размещали лесничество, фабричные помещения, дом инвалидов. В конце семидесятых обитель стала музеем-заповедником.
  6. Верующим обитель вернули в конце восьмидесятых, и сегодня Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь продолжает свою деятельность. Датой его возобновления считается 13 декабря.

Игуменское кладбище


Игуменское кладбище.
3

В полутора километрах от горы Фавор расположено Игуменское кладбище. Здесь, в непроходимом лесу, в XIX веке поселился схимонах Николай. К нему за благословением приезжал сам император Александр I. На могиле угодника установлен гранитный крест. Неподалёку стоит церковь во имя Преподобных Отцов.

В 2011 году на территории Игуменского кладбища поставили крест в память об искалеченных солдатах Великой Отечественной войны, которые доживали свои дни в Валаамском интернате. На гранитной стене  золотыми буквами выбиты их имена.

Кладбищенская церковь была последней, освященной о. Дамаскиным, который более сорока лет правил Валаамом. Игумен похоронен у северной алтарной стены. Рядом покоятся его ученики и последователи.

Адрес: Игуменское кладбище, Республика Карелия, Россия.

Путсаари

Это один из крупнейших островов Ладожских шхер длиной 5 км и шириной 3 км,отделенный от материка проливом Путсаренсалми. В хрониках Валаамского монастыря он именуется «островом Св. Сергия».

На юго-восточном побережье расположена бухта Лауринлахти, или Южная. При входе в нее выступает мыс Пуликканиеми.

С 1866 года Валаамский монастырь арендовал о. Путсаари, так как церкви запрещалось покупать земли у Великого княжества Финляндского. В 1874 г. братия начала добывать и обрабатывать здесь гранит для строительства монастыря, а также мостов, памятников, храмов Санкт-Петербурга.

В 1878 году Александр II выкупил Путсаари на свое имя и передал его в собственность монастырю.

В конце XIX века на Путсаари построили церковь в честь валаамских чудотворцев, преподобных Сергия и Германа.

В годы зимней войны 1939-1940 гг. скит на острове был закрыт, а монастырь эвакуирован в Финляндию. Путсаари был передан возрожденной Валаамской обители лишь в 1990-е гг.

Где остановиться на Валааме

На острове есть несколько гостиниц, но не каждая принимает туристов – в основном они предназначены для размещения паломников. Гости после осмотра местных достопримечательностей могут остановиться в гостинице «Игуменская» или на теплоходе «Адмирал Кузнецов», стоящий в Монастырской бухте – он также выступает на острове в роли гостиницы.

Кроме того, на Валааме можно поставить палатку. Разумеется, для этого отведены специальные места, так как Валаамский архипелаг относится к числу особо охраняемых территорий. По карте острова можно посмотреть не только расположение достопримечательностей, но и выяснить, где находятся разрешенные для палаточного лагеря места. На этих туристических стоянках уже оборудованы кострища и заготовлены дрова.

Важно! Рекомендуется заранее позаботиться о месте ночлега и забронировать участок для стоянки. Количество мест для палаток ограничено

Репка для царя и первоклассный монастырь

Расцвет Валаама пришелся на XIX век. В 1819 году монастырь посетил император Александр I. Именно при императоре Александре I в 1810 году Великое княжество Финляндское было отвоевано у Швеции и вошло в состав Российской империи. А Валаамский архипелаг, в свою очередь, вошел в административное подчинение Финляндии. Эта ситуация обусловила совершенно особое положение Валаамского монастыря — «православной святыни в лютеранском окружении» и его особую судьбу после 1917 года. Во время своего визита государь был подчеркнуто скромен. Он посетил все уставные службы, смиренно стоя в храме сзади — среди рядовой братии. На вопрос слепого старичка-монаха, кто находится рядом с ним, Александр скромно ответил: «Путешественник». Отшельник схимонах Николай, принявший царя в своей пустынной лесной келье, сказал, что может угостить его только репкой, выращенной на огороде своими руками. Но возник конфуз: столового прибора у отшельника не было. Царь на это сказал, что «он солдат и съест по-солдатски», содрал с репки кожуру зубами и съел.

Александр I на Валааме

После царского визита обитель ждали милости. Она получила статус монастыря I класса. Валаамские чудотворцы Сергий и Герман были внесены в общецерковные месяцесловы, суда с монастырскими грузами, приходящие в Санкт-Петербург из Финляндии, — освобождены от таможенных пошлин.

С 1839 по 1881 годы монастырь возглавлял игумен Дамаскин (Кононов). За сорок лет его правления появился тот самый Валаам, к которому стремятся богомольцы и туристы.

Прежде всего, основная обитель приняла знакомый нам архитектурный облик. Чертежи создавали архитекторы из Санкт-Петербурга, работы выполняли профессиональные каменщики, маляры, кровельщики, плотники, приглашаемые монастырем со всей России. В летние сезоны число рабочих в обители превышало 400 человек. Наравне с ними трудилась братия.

Игумен Дамаскин (Кононов)

Одной из проблем монастыря был трудный доступ к воде: обитель стояла на горе. Дамаскин благословил брата Ионафана, сироту, выпускника ремесленного училища, будущего настоятеля, спроектировать и построить водопровод. Канал, продолбленный в скале, привел воду к основанию монастыря, а насос, приводимый в действие паровой машиной, качал ее наверх.

За годы игуменства Дамаскина на Валааме появились шесть скитов, двадцать часовен и десять поклонных крестов. Было выстроено несколько домов, включая гостиницы, созданы новая библиотека, мастерские, проложены дороги, приобретен пароход.

Игумен Дамаскин занимался не только строительными и хозяйственными заботами. Он следил за исполнением строго Саровского устава, исповедовал братию, наставлял провинившихся. Двоим монахам, захотевшим покинуть монастырь, он разрешил уйти, только если они снимут и оставят свои рясы у гробницы святых Сергия и Германа. Монахи остались.

Водопроводный домик

Во время десятилетней болезни после инсульта игумен Дамаскин, как вспоминали его келейники, никогда не жаловался. На вопросы о здоровье неизменно отвечал: «Слава Богу!» В еде довольствовался тем, что подадут, от пищи не отказывался, но отдельно никогда ничего не просил. Услуги со стороны братии, даже самые простые — перевернуть на другой бок, одеть, вывезти погулять, почитать книгу — воспринимал с такой глубокой благодарностью, что временами слезы выступали у него на глазах. Часто с трепетом причащался, много молился, неоднократно отмечались случаи его прозорливости.

Большинство настоятелей Валаамского монастыря по происхождению были крестьянами. Книга Василия Ивановича Немировича-Данченко, посвященная обители, называлась «Крестьянское царство» (в сокращенном варианте «Мужицкая обитель»). Надо отметить, что братия умела соблюсти устав и традиции. В 1835 году Синод назначил настоятелем игумена Вениамина из Новоезерского монастыря. Вениамин был хорошим хозяйственником, но братия его не приняла: согласно определению Синода от 1813 года настоятелем мог быть только валаамский насельник. После нескольких лет споров и тяжб законность восторжествовала: Вениамин удалился с острова, а настоятелем стал Дамаскин.

4

Описание острова

Теперь вы знаете, где находится на карте Валаам. Тут непростые погодные условия, так как здешние территории относятся к таежной зоне. На самом острове находятся два внутренних озера, которые соединены между собой каналами, с их же помощью можно добраться и до Ладожского озера. С XIX столетия на острове разветвленная сеть мелиоративных канав.

На острове Валаам (в Википедии есть эта информация, приведем ее и в данной статье) суровый климат. Например, весна наступает только в конце марта, правда, солнечных дней значительно больше, чем на материке. В июле средняя температура составляет около 17 градусов тепла.

В декабре начинается зима, выпадает снег. Самый холодный месяц — февраль, средняя температура около -8 градусов.

Уточним, где находится Валаамский монастырь, на каком озере его можно отыскать. Это Ладожское озеро, которое располагается на территории Ленинградской области и республики Карелия. Оно считается крупнейшим пресноводным водоемом на территории всей Европы. При этом относится к бассейну Атлантического океана и Балтийского моря.

Восстановление Валаамского монастыря

Не просто так в истории земли Русской имя Петра Первого звучит, как Петра Великого! Настоящего царя русского, вернувшего и величие, и веру народу своему. Именно Петр I повелевает возобновить монастырь сразу же после того, как с Валаама изгнали захватчиков. Указ императора, изданный в 1715 году, повелевал начать полное восстановление обители на Валааме. Помощь в становлении земель оказывал Кириллов монастырь, откуда поставлялась утварь, припасы, инструменты для разных работ и многое другое.

Памятник Патриарху Алексию II

Находясь под надежной защитой государства российского, святыня развивается наиболее активно, возводится все больше церквей, развиваются другие здания и сооружения. Развитие велось столь стремительно, что уже к 1811 году на территории монастыря нет ни одного деревянного здания. Все строительство ведется только из кирпича. Активное и динамичное развитие Валаама продолжается вплоть до конца XIX – начала XX веков.

Познакомиться с историей Рускеалы

Гроты Рускеалы

Рускеалу называют горным парком. Под горами подразумевают гроты и штольни, остатки которых сохранились с XVIII века.

Здесь добывали мрамор для украшения зданий Санкт-Петербург. Этим мрамором облицован Исаакиевский собор, Михайловский замок, отделан изнутри Эрмитаж.

В Рускеале посмотрите:

  • Мраморный каньон. В солнечную погоду вода в нем кажется изумрудной.
  • Итальянский карьер. Отличается разноцветьем мрамора: от пепельно-серого до бело-сине-серого.
  • Если захотите экстрима, прокатитесь на зиплайне над каньоном или погрузитесь в затопленный грот с аквалангом.

Как добраться

Самое интересное — добираться в Рускеалу на ретропоезде на паровой тяге. Это отдельный туристический аттракцион. Ретропоезд отправляется со станции «Сортавала».

Подробнее про Рускеалу читайте здесь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector