Схема производственных связей волго вятского района

Отрасли промышленности

Почти половина населения района считается трудоспособной. Каждый второй взрослый житель занят в сельском хозяйстве. Остальная рабочая сила развивает промышленность:

  • пищевую;
  • легкую;
  • нефтехимическую;
  • производство строительных материалов.

Но главными отраслями специализации Волго-Вятского района являются машиностроение и металлургия. В составе всех сфер промышленности занято более 65% природных ресурсов зоны. Есть крупные предприятия по строительству автомобилей, они расположены в Нижнем Новгороде, Канаше, Кирове, Заволжье, Саранске, Павловске.

Старейшая отрасль промышленности — судостроение. Химическое производство основывается на привозном сырье. Заводы выпускают полупродукты для органической и полимерной химии, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты. Лесной комплекс развит благодаря естественным ресурсам, поскольку район находится в окружении посадок деревьев. На местных предприятиях изготавливают строительные материалы, бумагу, мебель.

Топливо поставляется из других регионов. Уголь привозят из Кузнецкого, Печорского, Подмосковного бассейнов, нефть и газ поступают по магистральной связи из Западно-Сибирского и Поволжского районов. Горьковская АСТ, Чебоксарская и Нижегородская гидроэлектростанции обеспечивают население энергией.

Легкий производственный комплекс представлен швейными, льняными, кожевенными, меховыми, хлопчатобумажными предприятиями. Большинство сырья есть в самом районе, некоторые виды завозят из тех областей, которые с ним граничат. Пищевые заводы производят мясные, грибные, молочные и масляные продукты. Основа региона — развитое сельское хозяйство и агропромышленный комплекс.

Район обеспечен всеми видами транспорта, у него развитая сеть железных дорог, шоссе, трубопроводов. Такие схемы позволяют обеспечивать быструю перевозку грузов и пассажиров. Внешние и внутренние связи обеспечивают судоходные реки — Волга, Ветлуга, Ока, Вятка. Новгород и Чебоксары — города, в которых расположены крупные порты.

Основные проблемы и перспективы развития

Основные экономические и экологические проблемы:

  1. Практически отсутствуют внешнеэкономические связи с другими регионами.
  2. Нерациональное использование водных, лесных и земельных ресурсов.
  3. Наличие станций может способствовать наводнению в некоторых населенных пунктах этого района.
  4. В Нижегородской области особо загрязнена атмосфера.
  5. До сих пор осталось влияние Чернобыльской катастрофы прошлого столетия на земли этого района.

Каковы же перспективы развития этого экономического региона?

Власть на ближайшие годы ставит следующие задачи:

  • изменение финансовой политики;
  • изменение структуры промышленного производства;
  • использование новых, экологически чистых технологий.

Особую роль в выходе из сложившейся ситуации чиновники видят в изменении социальной структуры. Поэтому планируется ввести несколько новых реформ.

2.3. Транспорт и экономические связи

Волго-Вятский регион рас­полагает всеми видами транспорта — железнодорожным, реч­ным, автомобильным, трубопроводным, воздушным. Наиболь­шее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю ко­торого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Бедность Волго-Вятского региона минерально-сырьевыми и то­пливными ресурсами определяет особенности транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значитель­ный удельный вес занимают топливо, особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится около 20% всех грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы ре­гиона вывозятся: древесина, нефтепродукты, разнообразная про­дукция машиностроения, цемент. Во внутрирегиональных пере­возках преобладают древесина и строительные материалы. Сис­тема широтных железнодорожных магистралей, представленная в регионе, обеспечивает интенсивно растущий транспортно-экономический обмен между восточными и западными регионами России. Наиболее тесные связи Волго-Вятский регион имеет с Центральным, Поволжским, Уральским районами России.

Географическое положение Волго-Вятского района на Волж­ской магистрали с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и др.) создает благоприятные условия для развития речного транспорта и тесного его взаимодействия с железнодо­рожным. Нижегородский водно-транспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на желез­ную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных гру­зов, цемента, строительных материалов, поступающих из По­волжского, Северо-Кавказского, Центрального и других регио­нов европейской части. С железной дороги на водную магистраль идет перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных хими­ческих грузов, металлического лома, различных видов машин и оборудования.

Во внутренних грузоперевозках района широко используется автомобильный транспорт. Однако недостаточная протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, особенно в сельской местности, сдерживает развитие внутрирегиональных перевозок.

Все большее место в грузообороте региона занимает трубо­проводный транспорт. По территории района проходят три неф­тепровода, проложенные от Альметьевска (Татарстан) до Ниж­него Новгорода, по которым поступает не только поволжская, но и сибирская нефть.

Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и Поволжья.

Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промыш­ленности определило превышение ввоза продукции над вывозом.

Волго-Вятский регион имеет недостаточно развитую внеш­неэкономическую деятельность. Главным экспортером региона выступает Нижегородская область, на долю которой приходится 58% всех экспортных поставок. Активному выходу района на международные рынки препятствуют такие факторы, как невы­сокий уровень научно-технического развития производства, не­совершенство форм и методов включения хозяйства региона во внешнеэкономические связи. Почти половина экспортных по­ставок региона приходится на машиностроение, что соответству­ет структуре его промышленного производства. Вместе с тем выпускаемая продукция машиностроительных предприятий рай­она в большинстве случаев имеет невысокое качество и не отве­чает высоким требованиям мировых стандартов. В настоящее время создается новый механизм участия республик, краев и об­ластей в международном разделении труда, более полно учиты­вающий местные особенности и интересы в увеличении экспор­та и рассчитанный на широкое использование местных ресурсов во внешнеторговом обороте России.

2.2. Сельскохозяйственный комплекс

Сельское хозяйствоВолго-Вятского района располагает зна­чительным потенциалом. Занимая 4,6% сельскохозяйственных угодий, регион производит 6,4% валовой продукции сельского хозяйства России. Он специализируется на молочно-мясном жи­вотноводстве, картофелезерновом растениеводстве, льноводстве.

В связи с переходом экономики к рыночным отношениям происходят изменения и в сельскохозяйственном производстве. Получают развитие новые формы хозяйствования на селе: арендные отношения, фермерское движение. Созданию фермер­ских хозяйств способствовало принятие законов о земле и зем­лепользовании в Российской Федерации. Наибольшее развитие фермерское хозяйство получило в Нижегородской области. Вклад фермерских хозяйств в производство товарной продукции сельского хозяйства пока невелик и составляет не многим более 1% от валовой продукции сельского хозяйства региона. Однако продуктивность скота и урожайность сельскохозяйственных культур в них значительно превышают производительность в общественном секторе.

Сельскохозяйственные угодья региона занимают 40% общей площади. На долю пашни приходится 75% сельхозугодий, 25% занимают луга и пастбища. Наибольшее развитие сельское хо­зяйство получило в правобережной части региона, где площади пашни в два раза превышают пахотные земли Заволжья. В структуре посевных площадей Волго-Вятского региона доля зер­новых культур составляет почти 55%, что в значительной степе­ни определяет характер всего сельскохозяйственного производ­ства. Наибольший зерновой клин приходится на Кировскую об­ласть — больше половины и Республику Мордовия — около 3/5 всей их посевной площади. Среди продовольственных куль­тур лидируют озимая и яровая пшеница, а также рожь. Фураж­ные культуры представлены ячменем и овсом. В перспективе предполагается усиление специализации региона на производст­ве более продуктивных фуражных зерновых культур, таких, как озимая рожь, ячмень, овес, наиболее приспособленных к клима­тическим условиям региона. Широкое развитие получило кар­тофелеводство.

География 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Экологические проблемы Астраханской области» — Изменение. Деятельность человека. Чистые берега. Экологические проблемы Астраханской области. Загрязнение водоемов. Источники загрязнения атмосферного воздуха. Несанкционированное захоронение бытовых и промышленных отходов. Засоление и эрозия почв.

Отрицательное воздействие. Главные источники загрязнения атмосферы. Карта Астраханской области. Астраханская область. Пробы на тяжелые металлы. Кислотные осадки.

«Тесты по населению России» — Буддизм.

Превышение количества родившихся. Средняя плотность населения. Основная часть населения Сибири. Ростовская область. Скопление близко расположенных населенных пунктов. Народ России. Население России. Доля городского населения. Республика Дагестан. Коми. Республика Башкортостан. Новосибирск. Чита. Миграции.

«Памятник «Тысячелетие России»» — Верхний ярус. Основание самодержавного царства. Открытие памятника. Кабинет министров. Колоссальные фигуры. Памятник «Тысячелетие России».

Тысячелетие России.

Население и трудовые ресурсы Волго-Вятского района

По последним данным, на население региона составляет восемь с половиной миллионов человек, то есть шесть процентов всех жителей страны. Как показывает тест, численность граждан динамично меняется за счет миграции, естественного прироста, демографических изменений, экономических предпосылок. В последние годы происходит стремительная урбанизация района. Люди массово покидают села и деревни, перебираясь в крупные города.

В 2020 году отмечалось разительное сокращение количества жителей района. Размещение населения – неравномерное. Есть несколько районов с максимальной плотностью населения, но основные территории пустуют. Это объясняется переездом большинства людей в мегаполисы. Например, около семидесяти процентов людей проживают в двух областях. Это Кировская и Нижегородская области. 

Национальный состав населения состоит преимущественно из коренных русских. Также на территориях проживает некоторый процент татар, марийцев, мордован, чувашей. Последствия экономического кризиса сильно отразились на регионе. Возросла безработица, молодежь покинула малые поселки, сельскохозяйственный сектор ослабел.

Территориальная организация хозяйства

Характерной особенностью территориальной организации хозяйства Волго-Вятского экономического района является значительная неравномерность в размещении производительных сил. Ядром экономического развития региона выступает Нижегородская область.

Ее производственный профиль определяют автостроение, судостроение, станкостроение, дизелестроение и связанные с ними предприятия других отраслей промышленности.

Однако отмечается снижение удельного веса области в хозяйственном комплексе Волго-Вятского региона.

Это связано с тем, что высокие темпы промышленного развития отмечались в республиках региона. Так, в Чувашской Республике определяющими темпами развивались отрасли квалифицированного машиностроения – электротехника и приборостроение; в Республике Мордовия – светотехника, цементное и резинотехническое производство; в Республике Марий Эл – приборостроение и радиоэлектроника.

Кировская область по объемам промышленного производства занимает второе место в районе.

На долю ее приходится 18 % объемов промышленного производства Волго-Вятского района. Основными отраслями специализации в области являются машиностроение, в том числе электронное, производство бытовой техники, станков, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и пищевая промышленность.

В экономике Республики Марий Эл преобладает промышленность. В структуре промышленного производства на долю машиностроения приходится свыше 1/4 объемов промышленного производства республики.

В структуре машиностроения наибольший удельный вес приходится на сложные и наукоемкие отрасли, такие как радиоэлектроника и приборостроение.

В республике производится 61 % всего отечественного торгово-холодильного оборудования. На долю лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности приходится 13 %.

Республика Мордовия относится к индустриально-аграрным. В ней наряду с промышленностью высокий уровень развития имеет и агропромышленный комплекс.

Ведущей отраслью промышленности в республике является машиностроение, на долю которого приходится более 50 % объемов производимой продукции промышленности республики. Среди отраслей машиностроения выделяются приборостроение, светотехника, производство полупроводников.

Велика доля пищевой промышленности – почти 1/5 всей промышленной продукции республики.

В Чувашской Республике в структуре производства промышленной продукции на долю машиностроения приходится свыше 1/3 объемов промышленного производства.

Здесь производятся ткацкие станки и электропогрузчики, бульдозеры. Среди машиностроительных предприятий республики выделяется АО «Промтрактор» – единственное в России и Европе предприятие по производству мощных тракторов многопрофильного использования, применяемых в угледобывающей, золотодобывающей промышленности и газовой отрасли.

В структуре промышленного комплекса выделяются также легкая, пищевая и химическая отрасли.

Основное промышленное производство сконцентрировано в республиках в столичных городах.

Малые и средние города Волго-Вятского района развиты слабо.

На территории Волго-Вятского региона в последние годы получили развитие промышленные узлы. Так, Саранско-Рузаевский промышленный узел сформировался в Республике Мордовия на базе развития светотехники, приборостроения и других отраслей машиностроения. Формированию Чебоксарского промышленного узла в Чувашской Республике способствовало строительство Чебоксарской ГЭС, тракторного завода и химического комбината с сопутствующими производствами.

Волжский промышленный узел в Республике Марий Эл возник на базе развития деревообработки и различных видов машиностроения.

показать содержание

В чем своеобразие национальных республик Волго-Вятского района?

Чувашия — это единственная из республик Урало-Поволжья, где коренное население абсолютно преобладает (из 1,3 млн чел. почти 70 % составляют чуваши, 1/4 — русские). Чувашия — один из густонаселенных районов Европейской России, гораздо слабее урбанизированный, чем соседи, с сохранявшимся до недавнего времени большим естественным приростом и высокой долей детей в населении.

Специализация сельского хозяйства почти та же, что и в Центральном Черноземье. Обилие трудовых ресурсов на селе позволяет выращивать такую трудоемкую культуру, как хмель; расширяются посевы сахарной свеклы.

Промышленность Чувашии — это машиностроение (электротехника, производство тракторов), химическая, текстильная и пищевая.

Столица Чебоксары (440 тыс. чел.) вместе с возникшим в 20 км городом Новочебоксарск (120 тыс. чел.) сосредоточивает более 1/3 всех жителей республики и большую часть ее промышленности.

↑ Крупные предприятия

  • Горьковским автомобильным заводом (ГАЗ), один в России, выпускается спектр автомобилей, спецтехники и автокомпонентов.
  • Автобусостроительный завод ПАЗ, относится к мировым лидерам, ОАО «Павловский автобус».
  • Саранск. Завод автосамосвалов.
  • АО «Кировский шинный завод».
  • Лидер в судостроении «Красное Сормово», завод в Нижнем Новгороде.
  • АО Балахнинский бумкомбинат «Волга».
  • Саранск. ПАО «Электровыпрямитель».
  • Агрегатный завод в Чебоксарах.
  • Чебоксары. ПАО завод «Промтрактор».
  • АО «Дзержинскхиммаш» — главное предприятие, выпускающее оборудование для отраслей индустрии.

Население и трудовые ресурсы

Численность населения региона составляет 8,4 млн чел., или 5,7 % численности населения РФ. За период экономических реформ численность населения региона сократилась на 36 тыс. чел., что объясняется отрицательными показателями естественного прироста и миграционными потоками в другие регионы страны. Средняя плотность населения 31,7 чел. на 1 км2, что почти в 4 раза превышает среднюю заселенность России. Однако территория заселена неравномерно. Так, плотность населения Чувашской Республики составляет 74,4 чел. на 1 км2, а в Кировской области – 13,5 чел. на 1 км2. Индустриализация региона и высокий отток населения из сельской местности способствовали урбанизации населения. 70,1 % населения региона проживют в городах. Наиболее высокий уровень городского населения в Нижегородской (77,9 %) и Кировской (70,4 %) областях. Менее урбанизированы Республики Мордовия, Марий Эл, Чувашская; в них на долю городского населения приходится 58,3; 62,6 и 60,6 % соответственно. Основная часть городского населения проживает в 8 городах региона. Крупнейшую городскую агломерацию страны представляет Нижегородская, включающая Нижний Новгород и города-спутники, прилегающие к нему: Дзержинск, Бор, Кстово и др., а также тяготеющие к нему поселки городского типа.

Тенденция концентрации населения в немногочисленных точках региона при обезлюдении основной территории получила здесь широкое распространение. Воспроизводство населения в регионе в последние годы осуществлялось замедленными темпами. Многие показатели демографической ситуации (половозрастной состав, брачность, рождаемость, смертность, естественный прирост) свидетельствуют об отрицательных тенденциях в развитии демографических процессов. Отток населения из сельской местности, особенно молодежи, крайне осложнил демографическую ситуацию на селе. Показатели естественной убыли на 1,1 % пункта превышают средние по стране и составляют 6,4 % в районе против 5,1 % в стране. Отрицательный прирост населения характерен для всех административно-территориальных единиц, однако показатели выше среднерайонного отмечаются в Нижегородской и Кировской областях.

К числу важнейших предпосылок развития и размещения производительных сил относится обеспеченность региона трудовыми ресурсами. В течение длительного времени регион относился к районам, имеющим избыток трудовых ресурсов, и служил источником для пополнения трудовыми ресурсами других регионов страны. Однако отнесение Волго-Вятского региона к трудоизбыточным в настоящее время следует пересмотреть. Численность экономически активного населения в районе за 1992–1996 гг. снизилась на 203,1 тыс. чел., или на 4,6 %, и составила 4063,6 тыс. чел., а занятых в экономике уменьшилась на 8,6 %, что связано с дальнейшим сокращением работающих в сфере материального производства.

Уровень безработных возрос за этот же период с 5,3 до 9,3 %. Трудоспособное население составляет 4,0 млн чел., из них в общественном производстве занято 90,7 %, в том числе в материальном производстве занято 69,6 %, в непроизводственной сфере – 30,4 %. В связи с развитием рыночных отношений, банкротством нерентабельных предприятий, сокращением рабочих мест возрастает удельный вес безработных, особенно в малых и средних городах с моноотраслевой структурой хозяйства. Поэтому в этих городах необходимо широкое развитие малого бизнеса, непроизводственной сферы, что способствовало бы дополнительному привлечению рабочей силы и смягчению уровня безработицы и социальной напряженности в регионе. Удобное географическое положение, устойчивые транспортные связи, наличие строительных площадок, пригодных для размещения новых промышленных объектов, высококвалифицированных кадров создают благоприятные предпосылки для наращивания экономического потенциала региона.

Географическое положение и его особенности

Каково же экономико-географическое положение этой местности (ЭГП)?

В его состав входят 3 республики и 2 области:

  • Республика Марий Эл;
  • Республика Мордовия;
  • Чувашская Республика;
  • Кировская обл.;
  • Нижегородская обл.

Изучаемый район находится в подчинении Приволжского федерального округа.

Какие у него границы? В его экономическое окружение входят следующие «соседи»:

  • Центральный район (запад);
  • Северный район (север);
  • Уральский район (восток);
  • Поволжский район (юг).

Площадь территории составляет: 265,4 тыс. кв. км.

История этого экономического района берет свое начало в тот же год, когда образовался СССР. Правда в том виде, в котором район сейчас все знают, он начал существовать лишь во второй половине 20-го века. Причем выделить один определенный административный центр невозможно.

Проблемы и перспективы развития Волго-Вятского района

Главной отраслью специализации Волго-Вятского района является металлообработка и машиностроение. В этих отраслях особенно развиты следующие направления:

  • строительство судов и автомобилей;
  • изготовление моторов, оборудования, станков;
  • разработка электронных, электротехнических машин. 

Отдельно выделяется отрасль лесохимии. Она начала формироваться относительно недавно, в этом есть большие перспективы развития Волго-Вятского района. 

На протяжении долгого времени данная область считалась переполненной трудовыми ресурсами. Большое количество экономически активного населения было одним из преимуществ, у людей всегда была стабильная работа. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Многие заводы и предприятия закрылись. Это привело к росту безработицы. Регион стареет – трудоспособные люди уезжают. 

Еще одна проблема – водный дефицит, вызванный колоссальными загрязнениями. Промышленные стоки попадают в подземные, поверхностные воды. Каковы проблемы и перспективы Волго-Вятского района:

Отраслевая структура. Легкая, пищевая промышленность находятся на очень низком уровне развития. Необходимы капиталовложения в эти направления, разумная инвестиционная политика. Открытие новых предприятий, обновление фонда оборудования. Это даст новые рабочие места и повысит обеспеченность населения товарами первой необходимости.
Сельское хозяйство. Стимулирование личных подсобных ферм, внедрение арендных форм, использование обновленных методов, техники позволит восстановить аграрный сектор. Это поможет привлечь людей, возродить сельскохозяйственную отрасль.
Экономические взаимоотношения
Региону следует уделить внимание созданию производств, которые смогут заменить импорт, работать на экспорт

Важно закрепить, установить стабильные взаимоотношения с другими регионами и странами

Наука. В районе есть все необходимое для создания инновационных научных центров, исследовательских баз

Это поможет значительно повысить статус региона, принять участие в научно-техническом прогрессе.

Смотри также:

  • Регионы России
  • Волго-Вятский район

Ведущие отрасли промышленности

Волго-вятский экономический район славится своим машиностроением и металлообработкой. Транспортное машиностроение, судостроение, производство станков, двигателей, электротехнического и электронного оборудования – вот основные отрасли машиностроения региона.

Среди множества предприятий стоит выделить ОАО «АвтоГаз», который занимается выпуском легковых и грузовых автомобилей. Также на территории региона успешно работают Заволжский моторный завод, Канашский автоагрегатный завод, Кировский шинный завод, Саранский завод автосамосвалов и многие другие. Лидером судостроения как в регионе, так во всей стране является АО «Красное Сормово», расположенное в Нижнем Новгороде.

Развитию машиностроения способствует наличие высококвалифицированных кадров и научно-производственной базы. Единственная проблема – это сырье, но она решается за счёт поставок металла из Урала, Сибири и Казахстана.

Рис. 3 Выпуск легковых автомобилей на предприятии “АвтоГаз”

Центром химической промышленности считается город Дзержинск. В нем был сформирован крупный химический комплекс, который занимается производством полимерных материалов. Кроме того, в таких городах, как Чебоксары, Саранск, Киров большое развитие получила резинотехническая и шинная промышленность.

На третьем месте после машиностроения и химической промышленности находится лесная. Местная сырьевая база способствует её развитию. В регионе организации и предприятия лесной отрасли преимущественно занимаются заготовкой древесины.

В Кирове, Нововятске и Йошкар-Оле были сформированы комбинаты, которые занимаются глубокой переработкой древесины и утилизацией отходов. В Балахне, Волжске и Правдинске действуют целлюлозно-бумажные комбинаты, которые при производстве бумаги используют не только древесину хвойных пород, но и лиственных.

Что мы узнали?

Сегодня говорили о местонахождении Волго-Вятского экономического района на карте России. Он расположен в центре европейской части Российской Федерации и включает в себя пять субъектов федерации: Кировская и Нижегородская области, республики Мордовия, Чувашия и Марий Эл. Регион богат фосфоритовыми рудами, торфом, а также лесными и водными ресурсы. Ведущие отрасли промышленности – машиностроение, металлообработка, химическая и лесная промышленности.

  1. /7

    Вопрос 1 из 7

    Где расположен Волго-Вятский экономический район?

    • В центральной части европейской территории России

    • В юго-восточной части европейской территории России

    • В азиатской части России

    • В северной части европейской России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector