Восточная сибирь — географическое положение, общая характеристика
Содержание:
- Геологическое строение Северо-Востока Сибири
- Как пишется «восточносибирский»: слитно или раздельно?
- Административная структура
- Новые линии железной дороги
- Восточная Сибирь: рельеф и полезные ископаемые
- Географическое положение Восточной Сибири
- Животный мир Восточной Сибири
- Степи Восточной Сибири
- Здоровье и предрасположенность к болезням
- Географическое положение, состав и население
- Запасы угля
- Проблемы района
- Географический паспорт
- Восточно-Сибирский экономический район
- Внешний вид, стандарт и фотографии восточно-сибирской лайки
- Основные характеристики породы
- Деятельность человека
- Задание иркутского вокзала
- Что такое БАМ?
- Развитие экономики Восточной Сибири
- Сельское хозяйство региона
- Климатические зоны Восточной Сибири
- Пути сообщения с остальной частью России
Геологическое строение Северо-Востока Сибири
В палеозойскую эру и в начале мезозойской эры территория Северо-Восточной Сибири принадлежала Верхоянско-Чукотскому геосинклинальному морскому бассейну. Главным доказательством этого являются мощные палеозойско-мезозойские отложения, достигающие местами $20$-$22$ тыс. метров и сильные тектонические движения, которые во второй половине мезозоя создали складчатые сооружения. К наиболее древним структурным элементам относятся срединные массивы Колымский и Омолонский. Более молодой возраст – на западе верхнеюрский, а на востоке меловой – имеют остальные тектонические элементы.
К этим элементам относятся:
- Верхоянская складчатая зона и Сетте – Дабанский атиклинорий;
- Янская и Индигирско-Колымская синклинальные зоны;
- Тас-Хаяхтахский и Момский антиклинории.
Северо-Восточная Сибирь к окончанию мелового периода представляла собой территорию, приподнятую над соседними областями. Теплый климат этого времени, и денудационные процессы горных хребтов нивелировали рельеф и формировали плоские поверхности выравнивания. Современный горный рельеф формировался под влиянием тектонических поднятий в неогене и четвертичном периоде. Амплитуда этих поднятий достигала $1000$-$2000$ м. Особенно высокие хребты поднялись в тех районах, где поднятия были наиболее интенсивные. Кайнозойские опускания заняты низменностями и межгорными котловинами с толщами рыхлых отложений.
Примерно с середины четвертичного периода началось оледенение, на горных хребтах, которые продолжали подниматься, появились крупные долинные ледники. Эмбриональный характер оледенение имело, по мнению Д.М. Колосова, на равнинах, здесь формировались фирновые поля. Образование вечной мерзлоты начинается во второй половине четвертичного периода в архипелаге Новосибирских островов и на приморских низменностях. Мощность вечной мерзлоты и внутрипочвенных льдов достигает $50$-$60$ м в обрывах берегов Северного Ледовитого океана.
Замечание 2
Оледенение равнин Северо-Восточной Сибири, таким образом, было пассивным. Значительная часть ледников представляла малоподвижные образования, переносившие немного рыхлого материала. Экзарационное воздействие этих ледников на рельефе сказывалось слабо.
Горно-долинное оледенение выражено лучше, на окраинах горных массивов встречаются хорошо сохранившиеся формы ледниковой экзарации – кары, троговые долины. Долинные среднечетвертичные ледники достигали длины $200$-$300$ км. Горы Северо-Восточной Сибири, считает большинство специалистов, испытывали три самостоятельных оледенения в среднечетвертичное и верхнечетвертичное время.
К ним относятся:
- Тобычанское оледенение;
- Эльгинское оледенение;
- Бохапчинское оледенение.
Первое оледенение привело к тому, что появились сибирские хвойные деревья, включая даурскую лиственницу. Во вторую межледниковую эпоху преобладающей была горная тайга. Она является типичной для южных районов Якутии в настоящее время. Последнее оледенение почти не отразилось на видовом составе современной растительности. Северный предел леса в то время, по данным А.П. Васьковского, был заметно смещен к югу.
Как пишется «восточносибирский»: слитно или раздельно?
По правилам русского языка слово «восточно-сибирский» можно писать слитно и через дефис. Давайте разберемся, когда какой вариант правильно писать.
«Восточно» является частью многих сложных слов, обычно такие слова пишутся слитно, например, восточноамериканский, восточноевропейский и т.п. Но если данное слово обозначает географическое название, то оно пишется через дефис, например, Восточно-Австралийские горы, Восточно-Европейская равнина.
Аналогично для нашего слова, когда мы пишем «Восточно-Сибирское море», то пишем через дефис, когда используем в другом контексте, то пишем в одно слово.
Завтра в нашем городе пройдет восточносибирский форум.
Административная структура
Какова административная структура экономического района? Среди субъектов Восточно-Сибирского экономического района есть несколько регионов: три национальных республики (Хакасия, Тыва, Бурятия), два края (Красноярский Забайкальский) и Иркутская область. Все регионы разнообразны по характеристикам, но имеют общие признаки: они отличаются большими размерами, национальной пестротой, природными богатствами и уникальной природой. Среди существующих проблем все регионы в большей или меньшей мере страдают слабой сетью дорог, низкой плотностью населения и так далее.
Характеристику Восточно-Сибирского экономического района можно рассмотреть на примере трех типичных регионов. Таковыми являются республики Бурятия и Тыва, а также Забайкальский край.
Новые линии железной дороги
Сооружение дороги началось в 1974 году. Многие строительные предприятия были передислоцированы из других регионов.1977 г. сдали в эксплуатацию линия Бамовская — Тында. В 1978 г. на участке Лена — Тында было открыто рабочее движение от станции Лена до Нижнеангарска и от Тынды до станции Эльгакан. В 1979 году завершили строительство отрезка от Ургала до Комсомольска-на-Амуре. 1981 году организована Байкало-Амурская железная дорога с управлением в Тынде.
В 1984 году уложили «золотое звено», соединившее трассу на всем протяжении от Тайшета до Ванино. Постоянное движение на БАМе началось в 1988 году. Но еще продолжалось строительство нескольких тоннелей, движение вокруг которых осуществлялось по временным переходам. И только в 1990 году основные строительные работы закончили, и объем перевозок значительно увеличился. В 1997 году дорога была реорганизована, а ее часть, пролегающая по территории Иркутской, Читинской областей, а также Бурятии и Якутии, вошла в состав Восточно-Сибирской железной дороги.
При эксплуатации Восточно-Сибирской железной дороги всегда использовались новейшие достижения науки и техники. В послевоенные годы трасса стала опытным полигоном МПС, где испытывались электровозы на переменном токе, элементы контактной связи, сигнализации, централизации и блокировки и др. Результатом этих испытаний было совершенствование железнодорожной сети МПС.
Восточная Сибирь: рельеф и полезные ископаемые
Разнообразие геологического строения этого региона объясняет такое богатство его сырьевых ресурсов. Из-за их огромного количества многие месторождения даже не исследованы. Какими полезными ископаемыми богата Восточная Сибирь? Это не только каменный уголь, нефть и железные руды. В недрах региона залегают богатые запасы никеля, свинца, олова, алюминия и других металлов, а также необходимых в промышленности осадочных горных пород. Кроме того, именно Восточная Сибирь является основным поставщиком золота и алмазов.
Это можно объяснить особенностями рельефа и геологического строения этого региона. Восточная Сибирь находится на древней Сибирской платформе. И большую часть территории региона занимает Среднесибирское плоскогорье, приподнятое над уровнем моря от 500 до 1700 м. Фундаментом этой платформы являются древнейшие кристаллические горные породы, возраст которых достигает 4 млн лет. Следующий слой – осадочный. Он чередуется с магматическими породами, образованными в результате извержения вулканов. Поэтому рельеф Восточной Сибири складчатый, ступенчатый. Он содержит множество горных кряжей, плато, террасы, глубокие долины рек.
Такое разнообразие геологических процессов, тектонических сдвигов, отложения осадочных и магматических пород и привели к богатству полезных ископаемых Восточной Сибири. Таблица позволяет выяснить, что здесь добывается больше ресурсов, чем в соседних регионах.
Географическое положение Восточной Сибири
К востоку от могучего Енисея раскинулся край, наполненный всеми природными богатствами. Эту сокровищницу называют Восточной Сибирью. Великие русские реки, бескрайняя тайга и хребты гор заполняют пространство от северных окраин России до южной пограничной области с Китаем и Монголией.
Необъятная территория более 7 млн км2 расположена на Среднесибирском плоскогорье. Её северная часть покрыта тундровыми низменностями. Западные и Восточные Саяны обрамляют с юга и востока. Многочисленные горы, нагорья и кряжи поднимаются почти на 2000 метров над уровнем мирового океана. Воды рек Лены и Енисея устремлены к Северном-Ледовитому океану.
Западная граница Восточной Сибири проходит по руслу реки Енисей, восточная – по водораздельным хребтам. Район соседствует с Западной Сибирью и Дальневосточным регионом. Территория богата полезными ископаемыми. Таёжные леса в бассейнах крупных рек покрывают пространство от южной границы с Монголией до северной лесотундровой полосы. Ландшафтное и растительное многообразие от арктических пустынь до высокогорий включает боры, лиственные леса, степные просторы.
Животный мир Восточной Сибири
Животные, распространённые в Восточной Сибири, в своём большинстве не встречаются на левом берегу Енисея. В этом районе преобладают восточные лоси, снежные бараны, северные пищухи, утки-касатки. Многие животные расселились сюда с территории Центральной Якутии: длиннохвостые суслики, полевые жаворонки и другие.
Продолжительные холодные зимы и вечная мерзлота способствовали распространению пушных зверей: песцов, соболей, горностаев. Копытные, такие как лоси, северные олени, снежные бараны чувствуют себя комфортно в Восточной Сибири из-за рельефных особенностей и каменистого грунта.
Животные тундры зимой мигрируют в южные районы, а обитающие в тайге перемещаются на север.
Степи Восточной Сибири
Степи Восточной Сибири расположены на юге, ближе к границе с Монголией, в бассейне озера Байкал.
Поскольку южный регион – это, в основном, горы и плоскогорья, то степи Восточной Сибири находятся между горами. Однако в этом регионе нарушена строгая смена зон растительности и степь вклинивается узкими участками на север в зону леса, а лес, в свою очередь, прорастает в зону степи. Много степей были распаханы, однако в конце прошлого века работы на них прекратились, они превратились в залежи. Такие участки разбросаны по большинству межгорных котловин юга Восточной Сибири в бассейне озера Байкал.
Различают несколько видов степей:
- кустарниковые;
- сазовые;
- луговые;
- настоящие.
Кустарниковые расположены на склонах Гусиноозёрской котловины. Основное растение – карагана колючая.
Сазовые встречаются в основном близ солёных озёр. Трава на них отличается высоким ростом.
Луговые встречаются в низменностях, на нижней части горных склонов. Отличаются пестрым окрасом, так как здесь растёт разнотравье, такое как тонконог, астра, полынь, мятлик кистевидный. Характеризуются эти растения невысоким ростом.
Настоящие степи отличает низкий рост травостоя, растения растут в виде подушек и куртинок, очень развита корневая система.
Боргойская степь расположена в Бурятии, Селенгинском среднегорье. Почва здесь каштановая и чернозём, пригодна для земледелия. На ней растут разные травы. В горных частях степи – ковыль сибирский, овсянница ленская, а на равнине – тонконог, ковыль, чабрец.
Ещё один степной район расположен в Краснодарском крае, в Минусинской котловине. Он расположен между хребтами Южной Сибири и является уникальной экосистемой, в которой формируются чернозёмы – плодородные почвы. В этой котловине выращивают бахчевые культуры, высаживают сады. За непривычно жаркое лето в этом климате Минусинскую котловину называют сибирской Италией.
Животные, обитающие в этой экосистеме, приспособлены для жизни в степи. Они небольших размеров и имеют светлый окрас. Основными обитателями являются грызуны и пресмыкающиеся. Также много птиц, таких как куропатки, степные жаворонки, дрофы. Их большая численность обусловлена наличием достаточного количества насекомых.
Степь в Восточной Сибири занимает относительно небольшую площадь, но позволяет населению заниматься земледелием и животноводством.
Здоровье и предрасположенность к болезням
Восточно-сибирская порода собак обладает крепким здоровьем, заложенным генами. Животные хорошо переносят холода, не склонны к простудным заболеваниям. Продолжительность жизни лаек, чьи предки родом из Сибири, составляет 12–15 лет. Но у собак, выведенных в питомниках, наблюдаются специфические патологии, характерные для этой породы:
- Болезни вирусного происхождения. Каждому животному требуется вакцинация от бешенства, чумки, энтерита.
- Проблемы с зубами. Этот параметр напрямую зависит от качества содержания и количества минералов с витаминами в рационе лайки.
- Глазные заболевания. Эта проблема считается возрастной, поскольку помутнение хрусталика и атрофия сетчатки чаще всего встречается у старых собак.
Поскольку лайки подвержены чуме плотоядных, прививку от чумки делают в обязательном порядке. Кроме этого, всем охотничьим собакам необходимо ставить прививку от боррелиоза — заболевания, передающегося от клещей. Западно-сибирские лайки в большей степени подвержены атакам вирусов и паразитов.
Географическое положение, состав и население
Восточно-Сибирский округ расположен на азиатской территории России, простирающейся от Енисея до горных хребтов на побережье Тихого океана. Особая характеристика экономико-географического положения и суровые природные условия создают проблемы для развития хозяйственной деятельности этого округа. Восточно-Сибирский регион окружают:
- Западно-Сибирский экономический район на западе.
- На юге Монголия и КНР.
- Дальневосточный экономический район на востоке.
- На севере побережье бассейна Северного Ледовитого океана.
Площадь территории составляет более 4 млн км², а общая численность населения превышает 8 млн человек. В состав Восточно-Сибирского района входят шесть субъектов, характеристика которых представлена в таблице.
Субъект | Центр | Площадь, км² | Численность населения на 2002 г., тыс. человек |
Республика Бурятия | Улан-Удэ | 351300 | 981,2 |
Республика Тыва | Кызыл | 170500 | 305,5 |
Республика Хакасия | Абакан | 61900 | 546,1 |
Красноярский край | Красноярск | 2339700 | 3430,1 |
Забайкальский край | Чита | 412500 | 1083,1 |
Иркутская область | Иркутск | 745500 | 2446,4 |
Субъекты включают в себя ряд регионов, которые раньше были автономными округами. Столицей Восточно-Сибирского района является город Красноярск. Восточная Сибирь считается многонациональным округом. Кроме русских, здесь проживают:
- украинцы;
- татары;
- белорусы;
- буряты;
- тувинцы;
- хакасы и другие национальности.
Запасы угля
Благодаря геологическим процессам с эпохи палеозоя и мезозоя, на низменных участках региона расположены крупнейшие в России каменноугольные месторождения полезных ископаемых Западной и Восточной Сибири. Это Ленский и Тунгусский бассейны. Менее значительных месторождений тоже очень много. И хотя каменного угля в них меньше, но они также являются перспективными. Это Камско-Ачинский и Колымо-Индигирский бассейны, Иркутское, Минусинское, Южно-Якутское месторождения.
Запасы каменного угля в Восточной Сибири составляют 80% всего добываемого в России угля. Но многие места его залегания очень сложно разрабатывать из-за суровых климатических условий региона и особенностей рельефа.
Проблемы района
Все экономические районы испытывают те или иные сложности. В этом плане восток Сибири не является исключением. Среди проблем, присущих данной части России, необходимо выделить:
1. Восприятие Восточной Сибири в качестве провинции;
2. Выполнение роли сырьевого придатка;
3. Плохое развитие транспортной сети;
4. Переселение жителей в другие регионы России;
5. Неблагоприятные климатические условия;
6. Ухудшение экологической ситуации;
7. Необходимость модернизации большинства промышленных предприятий;
8. Нерациональное использование сырья.
Решение перечисленных выше проблем, возможно, но это потребует серьезного подхода. К примеру, придется учесть то, что все проблемы взаимосвязаны между собой, поэтому устранять их необходимо комплексно. В настоящее время существует сразу несколько вариантов, благодаря которым ситуацию в регионе можно улучшить. Один из них – привлечение иностранного капитала.
Общий перечень путей решения проблем Восточно-Сибирского экономического района таков:
1. Открытие новых предприятий для производства продукции на месте. Это позволит снизить безработицу и замедлить отток населения;
2. Развитие частного бизнеса, способное привести к реализации рекреационного потенциала района;
3. Модернизация предприятий и изменение подхода к использованию природных ресурсов;
4. Появление охраняемых зон.
Ситуация, сложившая в Восточной Сибири, кажется слегка парадоксальной. С одной стороны местные жители и власти прекрасно знают о проблемах региона и понимают, что их нужно решать, а с другой – не могут принять окончательное решение, которое в будущем могло бы что-то изменить к лучшему. Из-за этого экономическое развитие замедляется, количество ресурсов уменьшается, экология ухудшается.
Географический паспорт
Занимает территорию между долиной реки Енисей на западе и подножием Верхоянского хребта на востоке, а это превышает 2,5 тыс. км. С севера на юг Восточная Сибирь простирается от побережья Карского моря до хребтов Южной Сибири, что составляет более 2,8 тыс. км.
В Восточной Сибири на флору и фауну сильно влияет суровый резко континентальный климат, а также связанная с ним практически повсеместная вечная мерзлота. Как и в Западной Сибири, животный и растительный мир размещаются зонами, однако здесь это выражено не так ярко из-за перепадов высот. Несмотря на огромную протяженность, природных зон в Восточной Сибири немного: тундра, лесотундра и тайга. Последняя занимает 70% площади.
Плато Путорана — сильно расчлененный горный массив, который расположен на северо-западе Среднесибирского плоскогорья. Его часто называют краем десяти тысяч озер и тысячи водопадов — по количеству водопадов плато действительно занимает 1-е место в России
Водопады плато Путорана
Чарские пески — один из самых необычных районов Восточной Сибири — представляет собой небольшой песчаный массив, спрятанный в горах Прибайкалья. Удивительным место делает то, что нагромождение подвижной породы находится посреди тайги, а не в полупустыне или пустыне. По этой причине Чарские пески называют самой северной пустыней мира
Восточно-Сибирский экономический район
Восточно-Сибирский экономический район состоит из трех республик (Бурятия, Тыва, Хакасия), двух краев (Красноярский, Забайкальский), одной области (Иркутская). Площадь района составляет 4123 тыс. кв. км. Национальный состав Восточно-Сибирского экономическогорайона характеризуется преобладанием русского населения. Также в субъектах района проживают ненцы, долганы, эвенки, тувинцы, буряты, хакасы.
Главным экономическим центром является Красноярск, население которого составляет 1 млн. человек.
Рис. 1. Красноярск.
Климат района резко и умеренно континентальный. Гористый рельеф сменяется равнинами. Самой крупной равниной этой территории является Среднесибирское плоскогорье. Климат Восточной Сибири достаточно суров и отличается наличием мерзлотно-таежных почв тундры и тайги и многолетней мерзлотой в некоторых районах. Самой пригодной в климатическом отношении является юго-западная часть Восточной Сибири.
Особенностями экономико-географического положения (ЭГП) является то, что район удален как от Северного Ледовитого океана, так и от европейской части страны.
Субъекты этого района отличаются многогранностью и разнообразием природных ресурсов. Здесь имеются месторождения газа, угля, руды (железные, медно-никелевые, полиметаллические, оловянные, вольфрамово-молибденовые, алюминиевые), золото, соль, асбест, графит, слюда, мрамор. Запасы угля на этой территории составляют 3,7 трлн. тон – половину всех запасов России. Самыми изученными являются Минусинский, Канско-ачинский и иркутский угольные бассейны. Основные запасы железных руд и руд цветных металлов содержатся в Ангаро-Питском, Ангаро-Илимском и Хакасско-Минусинском бассейнах. Также эти земли богаты лесными, гидроэнергетическими и водными ресурсами.
ТОП-2 статьи
которые читают вместе с этой
Рис. 2. Карта полезных ископаемых Восточно-Сибирского экономического округа.
Внешний вид, стандарт и фотографии восточно-сибирской лайки
Восточно-сибирская лайка – это крупное, сильное животное, выносливое, немного растянутого формата. Тип конституции скорее сухой, либо крепкий-сухой, без признаков сырости. Пропорционально и гармонично сложенное, с крупной головой и внимательным, доброжелательным взглядом. В процессе охоты проявляет ярко выраженную страсть.
Фото. Восточно-сибирская лайка
Восточно-сибирская лайка на фото
- Корпус крепкий, мускулистый, с высокой, отлично развитой холкой и округлой шеей. Спина умеренно широкая, прямая, с короткой поясницей и умеренно длинным покатым крупом. Грудь длинная, очень глубокая, широкая. Живот подобран.
- Передние конечности прямые, сухие, достаточно длинные, с хорошо выраженным углом плечелопаточного сочленения. Пясти короткие, слегка наклонные. Задние конечности с хорошо выраженными углами, параллельные, мускулистые. Плюсны отвесные, лапы в комке, округлые, подушечки эластичные.
- Голова массивная, но пропорциональная корпусу, клинообразная, с широкой черепной частью. Хорошо выражены затылочный бугор и теменной гребень. Переход ото лба слабо выражен, сглажен, не резко выражены скулы и надбровные дуги. Морда усеченная, с сухими губами и крупными, белыми зубами. Прикус ножницеобразный. Уши стоячие, подвижные, треугольные, поставлены умеренно высоко. Глаза миндалевидные, темные при любом окрасе с темной обводкой век.
- Хвост средней длины, загнут серпом или кольцом.
- Шерстный покров двухслойный, с жесткой, средней длины остевой шерстью и мягким, пышным подшерстком. Шерсть длиннее на шее, передних и задних конечностях, на хвосте. Окрас черный, черно-подпалый, белый, черно-белый и другие цвета, кроме ярко-рыжего или коричневого.
Основные характеристики породы
Лайка восточно сибирская – это животное, которое является самым настоящим универсальным охотником и компаньоном своему хозяину. Данная собака в состоянии произвести загон и последующее удержание зверя, который отличается даже самыми крупными размерными показателями.
Что касается разновидностей охоты, в которой чаще всего используются лайки, то это в большинстве случаев такие животные, как медведь, кабан, соболь, а также самые разные копытные звери. Также лайка может самостоятельно очень быстро сориентироваться на достаточно незнакомой местности, что очень высоко ценится бывалыми охотниками.
Если говорить о климатических условиях, необходимых для комфортного проживания лаек, то эти собаки способны приспосабливаться к самому суровому климату. Таким образом собака будет себя хорошо чувствовать, как в жару, так и в лютый мороз.
Активность данных собак заставляет их во время охоты показывать все свои скрытые способности. Это обусловлено тем, что при виде добычи в собаке вспыхивает огонь азарта и она как-бы перевоплощается в очень быстрого и ловкого зверя.
Таким образом лайка из сибири очень активно берет след и может преодолеть самые разные препятствия. Меткость и скорость присуща животному из-за того, что ее габаритные размеры достаточно крупные, а вес не такой уж и большой. Что касается иных форм использования данных собак, то в условиях севера они также используются, как ездовые собаки, запряженные в специальные упряжки.
Это интересно: Ягдтерьер для охоты — уход, воспитание, натаска. Охота с ягдтерьером на разную дичь
Деятельность человека
Вид на Певек
Южный берег моря разделяет Республика Саха на западе и Чукотский автономный округ России на востоке. Прибрежные населенные пункты немногочисленны и небольшие, с типичным населением менее 100 человек. Единственный город — Певек (население 5 206 человек), это самый северный город России. Есть золотые прииски около Ленинградского и Певека, но многие прииски были закрыты в последнее время, например, оловянные рудники в Певеке в 1990-е годы, что привело к оттоку населения. Так, поселок Логашкино , который когда-то был заметным морским портом в Восточной Сибири, был упразднен в 1998 году.
Море используется в основном для перевозки грузов через северное побережье России в период с августа по сентябрь. Судоходство затрудняется даже летом из-за оставшегося плавучего льда, который также иногда сносит к южным берегам из-за случайных ветров. Рыболовство и охота на морских животных по-прежнему считаются традиционными видами деятельности, но имеют только местное значение. В основном промысел ведется на лосося, палтуса и крабов. Существуют данные о производстве рыбы, которая в 2005 г. была распределена в тысячах тонн следующим образом: сардина (1,6), омуль арктический (1,8), омуль берингова (2,2), сиг (2,7), муксун (2,8) и другие (3,6). .
Главный порт — Певек (в Чаунской губе). После распада Советского Союза коммерческое судоходство в Арктике пришло в упадок. В настоящее время более-менее регулярные перевозки осуществляются только между Певеком и Владивостоком . Порты на северном побережье Сибири, расположенные между Дудинкой и Певеком, практически не видят судоходства.
С 1944 года большую часть электроэнергии в регион обеспечивает Певекская тепловая электростанция мощностью 30 МВт . Он стареет и потребляет много масла, которое нужно привозить издалека. Поэтому к 2015 г. существовал проект по замене станции плавучей АЭС мощностью 70 МВт (провалился).
Задание иркутского вокзала
Здание иркутского вокзала, возведенное на левом берегу Ангары в 1896 году, в связи с ростом перевозок реконструировали в 1907 году. Товарная станция, депо и малый вокзал построили в 1896 году близ скита Вознесенского монастыря. В конце века там возникла станция Иннокентьевская, а позднее выросли два поселка — Иннокентьевский и Ново-Иннокентьевский. Тем временем строилась дорога на участке от Иркутска до Байкала. И хотя путь был готов уже в 1898 году, еще два года ушло на его освоение. У истока Ангары возникла станция Байкал, а на южном берегу озера — станция Мысовая, завершающая линию Мысовая — Сретенск.
Для соединения этих разрозненных пока веток заказали в Англии два мощных ледокола-парома, которые курсировали от порта Байкал до станции Мысовая. Первый ледокол «Байкал» по частям доставили в село Лиственничное на Байкале, где к тому времени построили мастерские и обширный док. Там под руководством инженера В. А. Ваблоцкого ледокол собрали и поставили на воду. Но паромная переправа зимой оказалась невозможной, поэтому железнодорожники срочно проложили по льду озера санную дорогу, и конной тягой началась перевозка грузов, почты, пассажиров.
Когда строительство подошло к Байкалу, перед проектировщиками дороги возник вопрос о преодолении скалистого побережья озера. После проведенных изысканий было решено «идти» по южному берегу, более сложному для строителей, но без крутых подъемов и спусков. Так началась история Кругобайкальской железной дороги, которая стала поистине памятником русским строителям и ученым.
Что такое БАМ?
Долгое время Дальний Восток соединялся с Сибирью и Европейской Россией только одной железной дорогой — Транссибирской магистралью. Пока Российская империя и СССР могли не опасаться Китая, это не казалось большой проблемой. Но в 1930 г. Япония оккупировала Маньчжурию (северо-восточный Китай), и перспектива войны на Дальнем Востоке стала реальной (в конце 1930-х гг. произошли военные конфликты между СССР и Японией в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол). В случае войны надеяться только на одну железную дорогу (а шоссейных дорог не было тогда и нет сейчас) было бы неразумно. Поэтому было принято решение строить дополнительную дорогу в нескольких сотнях километров к северу от Транссиба.
Дорогу начали строить с двух концов. На востоке быстро построили дорогу от Комсомольска-на-Амуре до портов Ванино и Советская Гавань. На западе строительство началось от станции Тайшет в Красноярском крае на Братск (с пересечением Ангары) и Усть-Кут (где дорога подошла к реке Лене). Оставался самый сложный участок — к северу от Байкала, через горные хребты до Амура. Но к тому времени Япония была уже разгромлена, отношения с Китаем казались прекрасными, и дальнейшее строительство заморозили. Однако в конце 1960-х гг. советско-китайские отношения резко обострились (дело дошло даже до военных конфликтов на реке Уссури), и дорогу снова начали строить. Она прошла из Усть-Кута к Северо-Байкальску, пересекла Северо-Муйский хребет на севере Читинской области (туннелем длиной более 20 км), прошла через Тынду и Ургал до Комсомольска-на Амуре.
БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (БАМ) — «ДУБЛЕР» ТРАНССИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ. ЕЕ СТРОИТЕЛЬСТВО УЛУЧШИЛО ТРАНСПОРТНОГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА, ОТКРЫЛО ПУТИ К ОСВОЕНИЮ НОВЫХ РАЙОНОВ. |
Это я знаю
1. Дайте оценку ЭГП Восточной Сибири.
2. Каковы особенности размещения отраслей промышленности Восточной Сибири?
3. Может ли сельское хозяйство Восточной Сибири полностью обеспечить продовольствием население района? Каковы условия ведения сельского хозяйства в Восточной Сибири?
4. Каковы факторы, обусловившие специализацию Восточной Сибири?
Это я могу
5. Оцените природные ресурсы Сибири но 3-балльной шкале: 3 — ресурсы богатые и разнообразные; 2 — ресурсы в небольшом количестве; 1 — ресурсов нет или они скудные.
6. Сравните Западную и Восточную Сибирь. Как специализация их хозяйства связана с полезными ископаемыми? Объясните набор полезных ископаемых геологическим строением территории.
Это интересно
7. Как вы думаете, почему в европейской части России преобладают объекты культурного наследия, а к востоку от Волги таких нет вообще — только объекты природного наследия?
8. Писатель Л. М. Леонов сказал о Байкале: «Байкал не только бесценная чаша с живой водой, по, кроме того, он часть души нашей». Как вы думаете, с чем связана такая оценка озера писателем?
9. Значительную часть территории Сибири занимает зона Крайнего Севера с суровыми природными условиями, трудными для жизни людей. Как вы считаете, нужно ли осваивать эту зону или нет? Попробуйте обосновать стратегию освоения Крайнего Севера в XXI в.
Развитие экономики Восточной Сибири
Большой объем имеющегося сырья предопределил существующую специализацию Восточно-Сибирского экономического района. Прежде всего это добыча и первичная переработка ископаемых, получение топлива, работа в сфере электроэнергии. Эти отрасли влияют на экономику всей страны.
Угольная индустрия представлена главным образом Канско-Ачинским месторождением, электроэнергетика – в основном гидроэнергетикой, в том числе самыми большими ГЭС, известными на всю страну. Значительная часть получаемой энергии расходуется на ближайших металлургических заводах.
Среди последних числится Норильский никель – компания выпускает самый большой объем никеля в мире); алюминий – здесь крупнейшая алюминиевая база России (Красноярский, Братский, Саянский, Шелеховский алюминиевые предприятия).
В лесной отрасли в экономическом районе положительную роль играет небольшая себестоимость и крупные запасы дерева; центры добычи леса проходят вблизи Транссибирской железной дороги. Имеются большие заводы по получению и обогащению урановой руды, созданию плутония. Авиационные заводы концентрируются в Иркутске и Улан-Удэ.
Большие месторождения химического сырья позволяют получать синтетический каучук и изделия из него, продукцию из азота и хлора.
Сельское хозяйство региона
Среди экономических районов РФ Восточно-Сибирский отличается сложным географическим местоположением. Часть территории даже находится в зоне вечной мерзлоты. Из-за этого ведение земледелия возможно только в ограниченных масштабах. На юге в основном сеют яровую пшеницу и в меньшем объеме овес и ячмень. Сахарная свекла ограничена южной оконечностью Красноярского края и в Бурятии.
Выращивание скота распространено во всех регионах экономического района с повсеместной специализацией. В рамках вечной мерзлоты господствует оленеводство. К югу его сменяет овцеводство, которое разделяется на тонкое- и полутонкорунное, мясошерстное и шерстное. В лесных районах распространено разведение и отлов пушных зверей. Развитие имеет рыболовство и, к югу, пчеловодство.
Климатические зоны Восточной Сибири
На обширной территории Восточной Сибири можно встретить несколько климатических поясов. На юге региона отмечается экстраконтинентальный климат. Погода здесь стоит относительно сухая и прохладная. Рельеф преимущественно горный, большие площади заняты тайгой. Во влиянии экстраконтинентального климата находится, например, Баргузинский морфоклиматический район. В январе температура здесь колеблется от -42 С˚ до +20 С˚, и уже в конце августа могут ударить первые осенние заморозки. Наибольшее количество осадков в этой климатической зоне выпадает в период от июля по сентябрь.
На северо-востоке региона воцарился умеренный континентальный климат. Разительные амплитуды атмосферного давления, частая смена температуры воздуха – все это присуще Красноярско-Канскому и Назаровскому морфоклиматическом районам.
На территории Селенгиского и Ангаро-Ленского районов климат резко континентальный. Он характеризуется небольшим количеством осадков, незначительной влажностью воздушных потоков и довольно слабыми ветрами. Юго-восток Восточной Сибири подвержен предгорно-степному типу климата.
Пути сообщения с остальной частью России
Дорожное сообщение играет весьма существенное значение для развития экономического района, соединение его отдельных частей, ведь на его площади может разместиться десяток европейских стран.
Наиболее благоприятное положение на юге. Центры там связаны с европейской частью страны и Дальним Востоком посредством железнодорожных магистралей. Большое значение имеет Транссибирская дорога, возведенная на рубеже девятнадцатого-двадцатого веков, и БАМ, запущенный в советское время. Как показывает практика, транспортировка на значительной дистанции наиболее выгодна на железной дороге.
На юге же существует комплекс значимых автомобильных дорог федерального уровня, соединяющих регионы практически со всей страной и соседними государствами.
Севернее транспортные артерии развиты гораздо в меньших масштабах. Железных дорог в этой местности совсем нет, только автомобильные местного значения, да и то достаточно низкого качества.
В таких условиях особую роль играют речные артерии. В экономическом районе протекают крупнейшие реки России и Евразии, которые позволяют перевозить грузы и людей с севера на юг. Существенное место занимают перевозки самолетами.
На морском побережье севера ограниченно работает морское судоходство.