Рейхстаг в берлине

История Рейхстага

В 1871 году несколько десятков независимых государств, в которых проживало немецкое население, объединились и создали федеративное государство Германская империя. По такому случаю было решено построить величественное сооружение, в котором мог бы заседать парламент нового государства. Наиболее подходящим местом для подобного здания в Берлине была площадь Кайзера у берега реки. Но площадь являлась частной собственностью, принадлежавшей дипломату Радзинскому, и он не давал разрешения на строительство. Лишь спустя 3 года после того как дипломат умер, удалось получилось разрешение от его сына.

Начало

Здание Рейхстага в Берлине начали возводить в июне 1884 года, причём символичный «первый камень» был заложен кайзером Вильгельмом I. Строительные работы растянулись на 10 лет и были окончены уже во времена правления кайзера Вильгельма II.

В новом здании, строившемся в соответствии с проектом Пауля Валлота, были применены все технические достижения того времени: централизованное отопление с температурными датчиками, электровентиляторы, водопровод, собственный электрогенератор, телефоны.

В 1916 году, когда шла Первая мировая война, на лицевой наружной стене здания, считающегося символом единства Германии, появилась новая надпись. «Немецкому народу» – вот что написано на Рейхстаге в Берлине.

Через 2 года было объявлено о создании Веймарской республики, правительство которой обосновалось в Рейхстаге.

Пожар 1933 года

В последних числах февраля 1933 года в Рейхстаге произошёл пожар. Точно не известно, кто именно поджёг здание, но национал-социалисты выдвинули обвинение против коммунистов – так Гитлер и его сотоварищи расправились со своими политическими оппонентами.

Купол немного отремонтировали, а пленарный зал и прилегающие к нему помещения, которые пострадали больше всего, решили не трогать. Основная часть помещений совсем не была затронута пожаром, и с 1935 года там работала администрация рейхстага, организовывались разнообразные пропагандистские выставки.

Период Второй мировой войны

С 1939 года помещения Рейхстага использовались одновременно в разных целях: было бомбоубежище (для этого замуровали все окна), работал госпиталь, в подвале находился роддом Шарите, AEG занималось производством электроламп, угловые башни переоборудовали под зенитные.

Советская власть объявила Рейхстаг основным символом нацистской Германии, и в самом конце войны вокруг него проходили очень жестокие бои. Советские военнослужащие приравнивали уничтожение Рейхстага к победе над фашизмом. Первый алый флаг был водружён над этим сооружением вечером 30 апреля 1945 года, ночью было водружено ещё два знамени. Четвёртый стяг, появившийся утром 1 мая, известен как Знамя Победы.

Как свидетельства своего триумфа, солдаты Советской Армии оставили на стенах Рейхстага многочисленные надписи. Это были имена и звания военнослужащих, названия их родных городов, а также надписи весьма непристойного характера.

Разделённая послевоенная Германия

После окончания войны полуразрушенный Рейхстаг оказался в Западном Берлине, и до 1954 года он оставался практически в полном забвении

На него обратили внимание лишь потому, что возникла угроза обрушения остатков купола. Чтобы трагедии не произошло, купол Рейхстага в Берлине просто взорвали

Сразу же было принято решение о проведении ремонта, но так и не получилось сойтись во мнении относительно того, в каких целях использовать здание. В итоге реставрационные работы начались лишь почти через 20 лет. При этом со стен убрали большинство декоративных элементов, полностью отреставрировали зал пленарных заседаний, и окончательно решили не восстанавливать купол.

В 1971 году государствами-победителями было принято Четырёхстороннее соглашение, касающееся Западного Берлина. В соответствии с ним, в Рейхстаге запрещалось вести работу бундестагу. Там периодически организовывались собрания фракций и мероприятия с участием делегатов из Бонна.

Воссоединение Германии

Летом 1991 года, через 7 месяцев после воссоединения Германии, бундестаг для своей работы занял здание Рейхстага. Потребовалось провести очередную реконструкцию исторического сооружения.

В соответствии с первоначальным проектом ремонтных работ, крыша Рейхстага должна была оставаться плоской, без купола. Но в таком случае здание не выглядело бы величественным, поэтому на совете бундестага решили, что должен присутствовать грандиозный стеклянный купол.

Норман Фостер сумел разработать такой проект, который позволял гармонично объединить в Рейхстаге его исторические важные детали и современную открытость помещений.

Рейхстаг был торжественно открыт в 1999 году.

Первые шаги на пути к диктатуре

Пожар в здании немецкого парламента произошёл в период проведения избирательной кампании, предшествующей выборам в рейхстаг. После того как 30 января 1933 года Гитлер был утверждён на пост канцлера Германии, президент Пауль фон Гинденбург, опираясь на просьбу нового председателя правительства, распустил действующий парламент. Новые выборы решили назначить на 5 марта 1933 года.

Накануне пожара национал-социалисты не обладали парламентским большинством и не были уверены в победе. Ещё большей неуверенности им добавляли коммунисты — возможность восстания и последующего захвата власти серьёзно настораживала главу НСДАП, а пожар в Рейхстаге сделал подобные опасения вполне обоснованными.

  • Маринус ван дер Люббе на суде
  • globallookpress.com

Несмотря на это, поджог парламента позволил нацистам усилить свои позиции. В горящем Рейхстаге полиция арестовала Маринуса ван дер Люббе — психически нездорового 24-летнего голландца, имевшего контакты с коммунистами. Связями ван дер Люббе с Коммунистической партией Германии и воспользовались нацисты.

Уже на следующий день после пожара президент Гинденбург подписал чрезвычайный декрет «О защите народа и государства», а в ночь с 27 на 28 февраля начались аресты представителей Компартии и других гитлеровских противников.

Эти меры помогли нацистам провести успешную избирательную кампанию и заметно упрочить своё положение.

«Таким образом, с помощью одного юридического акта Гитлер получил возможность не только затыкать рты оппонентам и бросать их по своей прихоти за решётку, но и придать пресловутой коммунистической опасности, так сказать, «официальный» характер, дабы нагнать побольше страху на миллионы сограждан из среднего сословия и крестьянства, внушить им, что если они не проголосуют через неделю за национал-социалистов, то власть могут захватить коммунисты», — писал в своей книге «Взлёт и падение Третьего рейха» американский журналист Уильям Ширер.

На выборах 5 марта 1933 года члены НСДАП вновь воспользовались ситуацией, связанной с пожаром в Рейхстаге. Голоса, полученные коммунистами, были аннулированы, а освободившиеся мандаты переданы представителям национал-социалистов. В результате партия получила 2/3 голосов и большинство мест в рейхстаге. Ещё через неделю, 13 марта, было создано Министерство пропаганды, во главе которого встал Йозеф Геббельс.

«Дальше в ход пошли всевозможные приёмы, например запугивание. В конце концов, Гитлер располагал силовым ресурсом — параллельной армией. С учётом того, что тогда полноценной армии в Германии не было, подавить нацистских штурмовиков просто было некому. Этим Гитлер и воспользовался и за полтора года сосредоточил всю полноту власти в своих руках, несмотря на то, что больше половины голосов на выборах он никогда не получал», — сообщил в беседе с RT кандидат исторических наук, преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики ИАИ РГГУ Вадим Трухачёв.

21 марта состоялось первое заседание нового правительства, на котором  была выдвинута идея о наделении канцлера чрезвычайными полномочиями сроком на четыре года, а правительства — правом самостоятельно издавать законы.

Во время голосования против принятия подобного закона высказались лишь представители Социал-демократической партии Германии в составе 94 человек (444 человека выступили за принятие закона).

В результате 24 марта 1933 года президент Гинденбург подписал «Закон о чрезвычайных полномочиях», и рейхстаг фактически потерял своё первоначальное значение. Началась новая волна запретов: 2 мая были запрещены профсоюзы и забастовки, 22 июня — Социал-демократическая партия Германии, а 14 июля — все партии, кроме НСДАП. Нацисты окончательно захватили власть в Германии и установили диктатуру.

Режим работы купола Рейхстага в Берлине

Купол работает ежедневно с 08:00 до 23:00, последний вход возможен в 21:45. Для посещения необходимо заранее зарегистрироваться через онлайн-форму на сайте бундестага. Рекомендуется оформить регистрацию за несколько дней до посещения. На входе в здание Рейхстага возможны очереди, так как служба безопасности сверяет личные данные посетителя с регистрационной формой.

В здании Рейхстага регулярно проводят бесплатные экскурсии, включающие посещение купола. Свободного доступа к нему нет, можно лишь подняться на смотровую площадку. Такой запрет был принят в рамках антитеррористической программы.

Посещение купола невозможно по следующим дням:

  • 24 декабря;
  • 31 декабря с 16:00;
  • с 9 по 13 апреля;
  • с 16 по 20 июля;
  • с 17 по 21 сентября;
  • с 22 по 26 октября.

В эти даты на террасе и в куполе проводятся технические работы и уборка.

В связи с 27-й ежегодной сессией Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ) здание Рейхстага, терраса на крыше и купол будут закрыты с 7 по 11 июля 2018 года.

Купол Рейхстага на панораме Google:

При посещении купола можно бесплатно воспользоваться услугой аудиогида. За 20 минут вы узнаете самые интересные факты о здании Рейхстага и его окрестностях, немецком бундестаге, парламентской работе и достопримечательностях Берлина. Аудиогиды доступны на 11-ти языках, включая русский.

Для детей от 6 до 13 лет предусмотрен специальный аудиогид с радио-игрой, основанной на популярной детской программе «Бернд Хлеб». Ее персонажи в игровой форме знакомят маленьких посетителей с историей парламента и Рейхстага.

Для слепых и слабовидящих посетителей создан аудио-путеводитель, который не только рассказывает исторические данные, но и описывает внешний вид зданий и помещений.

Для глухих и слабослышащих есть видео-путеводитель с сурдопереводом, функцией остановки и перемотки фильма.

João Cordeiro

Купол [ править ]

Задняя часть Рейхстага, вид ночью со стороны Шпрее

Большой стеклянный купол на самом верху Рейхстага имеет 360-градусный вид на окружающий Берлин городской пейзаж. Главный зал ( дискуссионная палата ) парламента внизу также можно увидеть изнутри купола, а естественный свет сверху излучается вниз до пола парламента. Большой солнцезащитный экран отслеживает движение солнца электронными средствами и блокирует прямой солнечный свет, который не только вызывает большое солнечное усиление, но и ослепляет находящихся внизу. Строительные работы были завершены в 1999 году, и в апреле того же года резиденция парламента была передана Бундестагу . Купол открыт для посетителей по предварительной регистрации.

История Рейхстага

История Рейхстага началась
в 70-х годах XIX века, когда после
создания Германской Империи начались обсуждения о строительстве помещения для
заседаний немецкого парламента.

После проведения нескольких архитектурных конкурсов, первый камень в основание здания Рейхстага 9 июня 1884 года заложил германский император Вильгельм I.

Рейхстаг в начале XX века

Строительство здания по проекту франкфуртского архитектора Пауля Валлота в стиле итальянского высокого Возрождения продолжалось десять лет и завершилось уже при кайзере Вильгельме II в 1894 году. После чего в новое здание въехал высший представительный и законодательный орган Германии и нижняя палата парламента — рейхстаг Германской империи.

Парламент заседал здесь и в
период Первой Мировой войны, и во времена образованной после падения Германской
империи Веймарской Республики.

После прихода к власти в Германии в 1933 году национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСНРП) во главе с Адольфом Гитлером, парламентская система уже была не нужна новому правительству, и Рейхстаг был распущен.

Вечером 27 февраля 1933
года в здании Рейхстага произошел сильный пожар, и оно полностью выгорело. Обвинив
в поджоге коммунистов, Гитлер получил карт-бланш на введение ограничений гражданских свобод
населения и начало проведения репрессий против немецких коммунистов и
социал-демократов.

После этого Рейхстаг утратил всякое политическое значение, сгоревший купол здания немного отремонтировали, но пленарный зал и прилегающие к нему помещения ремонтировать не стали.

Во время Второй Мировой войны Рейхстаг был переоборудован под бомбоубежище и госпиталь. В подвальных помещениях находилось родильное отделение, а башнях разместились зенитные батареи.

Во время штурма Рейхстага 30 апреля и 1 мая 1945 года в разных местах здания были водружены несколько знамен, одно из которых вошло в историю как Знамя Победы.

Рейхстаг 1945 год

После падения Третьего Рейха Германия оказалась разделена железным занавесом, а город — Берлинской стеной. Полуразрушенное здание Рейхстага находилось на территории Западного Берлина, на самой границе с ГДР, и из-за этого не использовалось по назначению и продолжало разрушаться.

В 1954 году из-за угрозы обрушения остатки купола взорвали, а ремонт здания, начавшийся через некоторое время, затянулся на долгие годы. Во время этого ремонта решено было отказаться от восстановления купола, а также было удалено множество резных и штукатурных украшений в стиле неоренессанса и необарокко.

Парламент вернулся в здание Рейхстага лишь после воссоединения Германии, когда бундестаг в столице ФРГ Бонне всего лишь с небольшим перевесом принял решение о переезде в Берлин.

В 1995-99 годах английский архитектор лорд Норман Фостер реконструировал здание и возвел над Рейхстагом
стеклянный купол. Ему удалось сохранить исторический вид здания и одновременно
создать в нем современные помещения для работы парламента.

С 1999 года в реконструированном здании Рейхстага размещается однопалатный орган народного представительства Германии — бундестаг.

«Салют в освобожденном Севастополе» (1944)

Евгений Халдей / Из коллекции МАММ / МДФ 

Это постановочный снимок. Идеальный для того, чтобы опубликовать его в газете вместе с новостью об освобождении Крыма — для поддержания боевого духа. Но я считаю, что на самом деле это фотогра­фия с двойным дном. У Халдея было все в порядке с чувством юмора и иронией. Часто в его работах присутствует абсурд.

В этой фотографии мне нравятся ее абсолют­ная дикость и безумие. Солдаты стоят в организованном Халдеем кадре — он попро­сил их пострелять в воздух. Они вроде бы радуются тому, что им удалось освободить город. И ты тоже сначала этим проникаешься. Но вдруг понимаешь, что эта эйфория совершен­но неоправданна, что в действительности радоваться нечему: война еще не закончена, и жизнь этих солдат может завершиться в любой момент. Важную роль в этом понимании играет задний фон: разбитая баржа, дым, памятник затоплен­ным кораблям — картина полнейшей разрухи.

Это черный юмор. Такую фотографию мог бы снять, например, Мартин Парр    Мартин Парр — современный британский фотограф-документалист, известный иронич­ными, часто абсурдными и не всегда лице­приятными съемками «обывателей» в повсед­невной жизни. . Халдей был очень ироничным человеком, и это не могло не сказаться на его фотографиях. Он мог выбрать не такой драматичный задний план, но в итоге фон выглядит противоречивым, и снимок приобретает двусмысленность. Раньше этот кадр был образцовой пропагандой, а сейчас его абсурдность просто бросается в глаза.

Восстановление Рейхстага

После окончания Второй Мировой войны немцы еще долго не могли принять решение: восстанавливать ли Рейхстаг или оставить его в руинах, как напоминание потомкам о последствиях фашистского режима. В 1954-м году руины здания, где некогда заседал Парламент Германии, были полностью взорваны, а через два года правительство Германии решило восстановить символ своей страны.

Как и перед строительством Рейхстага, среди архитекторов был объявлен конкурс. Выиграл его талантливый архитектор Пауль Баумгартен. Здание было восстановлено лишь в 1972-м году, однако в нем уже не заседал Парламент. Рейхстаг стал немецким историческим институтом. До 1992-го года многострадальное архитектурное сооружение не выполняло функции, которые были возложены на него еще в конце 19-го века.

Купол Рейхстага в ночной иллюминации

В 1992-м году Норман Фостер из Туманного Альбиона выиграл новый конкурс и занялся уже четвертой по счету реконструкцией Рейхстага. По его первоначальному мнению, здание должно было иметь плоскую крышу.

Однако без легендарного купола Рейхстаг уже нельзя было бы назвать символом объединенной Германии. Архитектор, который у себя на родине был посвящен в рыцари самой королевой Великобритании, создает уникальный стеклянный купол для Рейхстага диаметром 40 метров и высотой 23,5 метра, его и в наше время называют «фостеровским». На этом куполе расположена смотровая площадка, с которой открывается потрясающий вид на Берлин. Отдельного внимания заслуживает и зеркальный конус, который начинается на первом этаже и заканчивается у основания купола. Своеобразная «воронка» вызывает у туристов, пришедших посмотреть на Рейхстаг, неописуемые словами чувства восторга и восхищения талантом гениального архитектора. За свою работу Норман Фостер получил Притцкеровскую премию и от Германии орден «За заслуги».

1995-й год стал для Рейхстага знаковым, американский художник Христо Явошев обернул все здание Рейхстага в блестящий серебристый материал – полипропилен.

Надпись на центральном портале Рейхстага Dem Deutschen Volke — Немецкому народу

Общая площадь полотна составила более 100 000 квадратных метров, а его вес превышал 60 тонн. На это мероприятие собралось посмотреть более 5 миллионов человек.

Советские солдаты у Рейхстага

Добравшись до Рейхстага и водрузив там советский флаг, солдаты нашей армии не могли уйти просто так. Необходимо было оставить свидетельство их пребывания, их торжества – так на стенах здания Рейхстага появились многочисленные надписи, доказывающие триумф русских ребят. Некоторые из них отражали счастье, охватившее солдат, некоторые фиксировали их имена и звания, а какие-то носили весьма непристойный характер. Долгое время все надписи оставались неприкосновенными, пока в середине девяностых нецензурные не были удалены – произошла так называемая реставрация «советских граффити». В начале нынешнего века всерьез обсуждался вопрос о ликвидации надписей. Немцы предпочли бы не видеть этого свидетельства их унижения и позора, однако для русских они – священные автографы предков, а посему живут на своеобразной Стене памяти в Рейхстаге до сих пор, защищенные специальным раствором от желающих их стереть. Находятся эти надписи практически все в тех помещениях, куда могут попасть туристы, соответственно, доступны к просмотру.

Немного из истории Рейхстага в Берлине

История здания, которое фактически стало точкой отсчета для распространения фашистского режима по Германии, началась в 1884 году. Именно тогда Вильгельм I заложил первый камень для строительства крупнейшего административного сооружения. Однако начало строительства было отложено, поскольку рассчитанная для здания земля принадлежала одному из немецких дипломатов, не желавшему отдавать свою собственность под сооружение нового парламента. К слову, первоначальный конкурс по выбору архитектора для Рейхстага выиграл русский мастер, но ему было не суждено дожить до разрешения споров между дипломатом и властями города, поэтому тендер проводился второй раз, тогда победу одержал Пауль Воллот.
Строительство знакового сооружения длилось около 10 лет, поэтому принимать готовую постройку довелось уже Вильгельму II в 1894 году. С тех пор Рейхстаг в Берлине стал местом для заседаний германского законодательного органа.
После революции трудящихся в России волна противостояний прокатилась по всей Европе, не исключением стала и Германия. Так, в 1918 году парламентская святыня стала местом для собраний революционеров. Благодаря этому смелому шагу представителей народа страна была провозглашена буржуазно-демократической республикой.

Опасались коммунистов и представители Третьего Рейха, обвинившие политическую партию в поджоге здания Парламента в 1933 году. Именно это событие стало очагом возгорания национальной борьбы немцев и привело к разделению Германии.
В 1934 году было принято решение не восстанавливать старый Рейхстаг, а возвести на его месте совершенно новое сооружение, которое станет символом могущества великой арийской расы. Однако, исполнить такое желание не удалось из-за начала Второй мировой войны.
Во время сражений парламентское здание особой политической роли не играло, а использовалось как место для идеологических внушений. В 1941 году оно стало базой для военно-воздушных сил страны.
В 1945 году Рейхстаг был практически полностью уничтожен, а на его обломках советские солдаты установили свое знамя.
В 1954 году остатки здания были взорваны немцами, а на его месте к 1972 году возвели новый символ нации. Строительством которого занимался Пауль Баумгартен. После восстановления постройки Рейхстаг превратился в исторический институт.

Современный Рейхстаг в Берлине

Нынешний Рейхстаг является примером уже четвертой реконструкции здания, проводившейся с 1992 года. Она проходила под руководством британского архитектора Нормана Фостера. Он превратил знаменитый купол здания в стеклянную сферу диаметром в 40 метров и высотой почти в 24 метра. К слову, на вершине этого шара располагается чудесная смотровая площадка. В центре сферы был установлен зеркальный конус, тянущийся от первого этажа до купола здания и создающий невероятные световые эффекты.
Архитектурный стиль современного сооружения является уникальным примером неоренессанса. Интерьеры Рейхстага поражают своей помпезностью и красотой, прекрасным украшением многих комнат стали изделия с позолотой, винтажная мебель и картины лучших художников.
Особого внимания при посещении этого культового сооружения заслуживает «Стена памяти», расписанная подписями советских солдат в 1945 году. К сожалению, из-за нецензурных изречений некоторые из них были стерты, но большая часть «русских граффити» навсегда будет напоминать о кровопролитной войне и геройстве русского народа.
С 1999 году Рейхстаг был передан бундестагу и вновь стал зданием парламента.

Рейхстаг в Берлине: как добраться?

Рейхстаг в Берлине на карте найти достаточно просто, он располагается в самом центре германской столицы, неподалеку от легендарных Бранденбургских ворот. Его адрес: Platz der Republik 1. Добраться до этой знаменитой местности можно на поездах метро, следующих по линии U55 до станции Brandenburger Tor или электричками, проходящими через эту же остановку (S1, S2, S25).
Посетить знаковое сооружение можно ежедневно с 8 до 23.00 совершенно бесплатно.

«Объявление о начале Великой Отечественной войны» (Москва, 22 июня 1941 года)

Евгений Халдей / Из коллекции МАММ / МДФ  

22 июня 1941 года началась Великая Отече­ственная война. Люди на фотогра­фии слу­шают историческую речь наркома иностран­ных дел Вячеслава Моло­това: «…без предъ­явления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну». Фотография историческая, отражающая первый день огромной трагедии. И Халдей прочув­ствовал это.

Фотография очень грамотно выстроена с точки зрения компози­ции. На снимке мы видим перспективу уходящей вдаль улицы 25 Октября (сегодня Николь­ская) и образ, по которому можно сразу иденти­фицировать место и страну — Кремль на заднем плане.

Евгений Халдей был мастером того, что другой великий фото­граф, Анри Картье-Брессон, называл «решающим моментом»: мы как будто слышим объявление о начале войны и видим, как оно действует на слушателей. Эмоциональная напряженность заполняет снимок. Люди на переднем плане, замерев, смотрят по диагонали вверх, хотя там ничего нет, даже громкогово­ритель за кадром. Складывается ощущение, что они смотрят на небо и уповают на Божью помощь в надви­гающейся неизвестности. Более того, в одном этом снимке уживаются разные эмоции каждого из героев: мужчина застыл с сигаретой и ловит каждое слово; девушка нервно трогает губы кончиками пальцев, глубоко погруженная в свои переживания и мысли; другая девушка, наоборот, сурово смотрит вперед; наконец, на первом плане женщина смотрит вверх с вопрошающим взглядом — что дальше?

«Берлинцы смотрят на советские танки, которые вошли в город» (1945)

Евгений Халдей / Из коллекции МАММ / МДФ 

Что бы увидел на этой фотографии совет­ский человек? Что советские солдаты освобождают Берлин. Но я смотрю на этот снимок взглядом современного человека. И меня здесь цепляет ощущение полной неизвестности. Обычно на снимках с таким названием люди ликуют, встречают солдат с цветами. Но тут мы видим, что люди скорее растеряны. Они не знают, чего ждать.

На переднем плане стоит женщина с ботин­ками. Я задаю себе вопрос: почему она их дер­жит, зачем они ей? Лишняя пара обуви, которую она хочет вручить солдату? Или просто несет мужу?

Эта фотография не о ликовании при встрече солдат, а о двусмысленности того, что произой­дет дальше. Ботинки в руках у женщины — своего рода триггер, который заставляет думать об этом. Может, они — единственное, что у нее осталось, а солдаты, возможно, отнимут их и надругаются над ней. А может, солдаты, наоборот, помогут этой женщине.

Атмосфера на снимке мне кажется гнетущей, депрессивной: противопо­став­ление танков и женщин, сырая земля… Эта фотография не о радости, она скорее о начале очередной мрачной страницы истории, о предчувствии очередной формы насилия.

Аудио

Бронепоезд едет по Германии

Лейтенант Борис Итенберг — о первом бое на бронепоезде и встрече с немецким бытом

«Поэт Евгений Долматовский со скульптурной головой Гитлера в Берлине» (1945)

Евгений Халдей / Из коллекции МАММ / МДФ  

Один из самых известных снимков, символи­зирующих конец войны и победу Красной армии, — фотография Халдея «Знамя Победы над Рейхстагом» (тоже, кстати, постановоч­ная и отредактированная). Но мне лично гораздо более красноречивой и правдивой кажется фотография поэта Евгения Долма­товского со скульптурной головой Гитлера (по воспоминаниям Долматовского, голову фюрера он подобрал неподалеку из кучи мусора).

Этот снимок довольно простой. Но в позе Долматовского, в том, как он стоит с Гитле­ром в одной руке и с тростью в другой, в том, как открыто и искренне он улыбается, есть общечеловеческая радость от окончания войны. Грамотно выстроенная композиция кадра немного напоминает по построению и перспек­тиве снимок первого дня войны в Москве на Никольской. Только на заднем плане вместо Кремля — Рейхстаг. На среднем плане мы видим пушки, танки, лошадей и развалины разрушенного Берлина, которые создают атмосферную картину одного из последних дней войны.

Небольшая нерезкость придает бо́льшую правдивость снимку, потому что так он напоминает нам обычную любитель­скую фотографию. Она не идеально резкая, а сделана как будто бы невзначай, на ходу. Неизвестно, задумал ли так фото­граф или просто снимал в спешке, но и это сработало на пользу снимку: такой фото­графии мы верим еще больше.

другие материалы о фотографии

Лекция «Фотография — это искусство?»

Рубрика «Фотография дня»: рассказываем о судьбе самых удивительных снимков

История изобретателя фотографии, который не стал первым

Надар: история главного фотографа XIX века в 10 снимках

История одной редкой фотографии Петра Чайковского

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector