Амритсар и золотой храм на границе с пакистаном
Содержание:
- История возникновения сикхизма
- Трапеза в Золотом храме сикхов
- История храма
- Общественная работа
- Во что верят сикхи?
- Основы учения
- Исторические сведения
- Возникновение Золотого Храма
- Религия [ править ]
- Что посмотреть в Амритсаре
- Реакции
- Устройство храма
- Моральные нормы
- Храм Брихадисварар, Тамилнад
- Храм Лотоса, Дели
История возникновения сикхизма
Нанак родился в индуистской семье и считался правоверным индусом, пока будучи в юношеском возрасте с ним не случилась непонятное происшествие. Дев пошел купаться, и исчез на три дня, когда все стали считать, что он утонул, Нанак вернулся, но стал совсем другим. Он не мог объяснить, где он был все это время, Нанак только сказал, что там, где он побывал, нет ни мусульман, ни индусов.
После этого Дев совершил несколько путешествий в Бенгалию, Ассам, Цейлон, Тибет, Багдад и Мекку. Нанак в ходе своих путешествий разговаривал с мудрецами, и священнослужителями мусульманской, буддийской и индуской веры, вероятно Нанак также познакомился с христианством через католических миссионеров.
Ангад создал пенджабскую письменность гурмукхи, и первым начал составлять священное писание сикхов Грантх Сахиб. Грантх Сахиб представляет собой сборник молитв, религиозных гимнов и духовных практик. Писание было кодифицировано между 1563-1606 годами пятым учителем сикхов Арджаном Девом. Последний десятый гуру сикхов Гобинд Сингх, умерший в 1708 году, объявил своим приемником само священное писание – Грантх Сахиб, ныне оно храниться в центре Великого храма.
В 1716 году сикхами была создана конфедерация, состоящая из двенадцати округов (мисалей). В конце семнадцатого века Ранджинт Сингх объединил все владения сикхов в централизованное государство, которое просуществовало до 1849 года, когда пало под натиском Британской империи.
Трапеза в Золотом храме сикхов
Хозяева храма обязательно приглашают своих гостей к столу и кормят их. С точки зрения сикхов за едой люди объединяются, создается гармония человеческих отношений, тек необходимая всем нам.
Каждый день храм сикхов посещает не менее 30 тысяч человек, многие приходят сюда ради бесплатного питания. В выходные и праздничные дни гостей вдвое больше. Готовят и подают еду исключительно волонтёры, их ежедневно работает не менее тысячи.
Здесь подают вегетарианские блюда, овощи, рис, местный хлеб. После каждой трапезы пол, на котором сидят гости, моется волонтерами. Сюда можно прийти в любое время суток, и никто не остается без еды.
История храма
Город Золотого Храма Амритсар – чрезвычайно значимый центр религиозной и политической истории сикхов. Возведение этого храма в городе началось в XVI веке при гуру Рам Дас, а закончилось в самом начале XVII века при его приемнике.
Сегодня Золотой храм по праву считается главным религиозным памятником Амритсара. Он привлекает к себе многие сотни тысяч паломников из Индии и окрестных стран, очень интересуются им и туристы.
Город Амритсар с прошлого века известен массовыми убийства в ходе вооруженных конфликтов. В начале XX века, во времена Британской Империи, рядом с Золотым храмом произошла кровавая резня, погибло более тысячи индийцев.
В те времена из Индии и был выделен мусульманский Пакистан. Земли Пенджаба разделили Индия и Пакистан. Все это привело к негативным последствиям, изменило взгляды сикхов Амритсара, ведь город он оказался на границе вооруженного конфликта.
В середине 80-х годов прошлого века Золотой храм был занят сикхами, борющимся за независимую государственность. Власти Индии решили бороться с сепаратистами, и армия атаковала их в храме, которому был причинен ущерб.
Через несколько месяцев Индира Ганди погибла от рук сикхов. Они отказались от денежных средств, предложенных индийским правительством на восстановление Золотого храма сикхов, и сделали ремонт исключительно самостоятельно.
Общественная работа
Бесплатный пансион и проживание доступны для вновь прибывших в Гонконг, у которых может не быть средств для проживания в другом месте. Это пребывание ограничено 15 днями, так как это дает человеку достаточно времени, чтобы сделать другие приготовления. Khalsa Diwan активно продвигает спортивные и культурные мероприятия среди молодежи Сообщества. В течение последних 50 лет мы спонсируем и организуем хоккейный турнир Guru Nanak Hockey Tournament, приглашая все команды HK Hockey Association League. Мы также ежегодно организуем Visakhi Sports Day с играми для детей от 3 лет и пожилых людей. Khalsa Diwan управляет зарегистрированным детским садом на территории Gurudwara. Кроме того, различные другие программы профессионального и личного развития, которые включают в себя, помимо прочего, уроки китайского языка, компьютера и бухгалтерского учета, а также другие учебные пособия. все они доступны бесплатно всем, кто может захотеть ими воспользоваться. Мы также предоставляем стипендии достойным студентам, которые не могут позволить себе дальнейшее обучение. Khalsa Diwan уже несколько лет организует акции по сдаче крови в Гурудваре в сотрудничестве с Гонконгским Красным Крестом. В Гурудваре каждый день работает бесплатная общественная кухня (Langar). Общественные работы — это основной принцип сикхизма, и Общественная кухня обеспечивает простую и питательную пищу для всех, кто может в ней нуждаться, независимо от касты, вероисповедания или религии.
Во что верят сикхи?
1,87 % населения Индии (около 20 млн. человек) исповедует сикхизм. Сикхи провозглашают братское отношение ко всем людям, независимо от их социального статуса и касты. Единый и Всемогущий Бог лишён зримого образа и присутствует во всём, поэтому нужно проявлять любовь в каждом повседневном деянии, а ритуалы, посты и обеты не играют никакой роли. Однако последователи гуру Нанака ввели некоторые обряды — молитвы, погребальные церемонии. Усопших сжигают, а пепел рассеивают по реке.
После смерти душа возвращается к Создателю и сливается с ним. Возводить памятники на могилах не принято. Употребление алкоголя и наркотиков категорически запрещено. Священным текстом является «Гуру Грантх Сахиб», написанный десятью сикхскими гуру в 1469 — 1708 гг.. Эта книга, в которой изложены жизненные принципы сикхов, хранится в Золотом храме в Индии.
Основы учения
За многие годы основные положения религии, написанные Великим Гуру, почти не изменились. Они лишь дополнялись его последователями, образуя свод правил жизни сикхов.
Для верующих являются непреложными следующие основы учения:
- Бог един, и он одинаков для людей разных религий.
- Бог – Творец мира, он все сущее, все идеи сознания, все чувства. Постичь его человеку невозможно, в него нужно просто верить.
- Поклоняться Творцу можно посредством молитв и медитации. Только с сильной и безоговорочной верой в Бога можно совершать эти ритуалы.
- Человек всегда свободен в своем выборе, он волен совершать поступки по своему усмотрению. Однако только добрые и бескорыстные дела приближают его к Богу.
- Все люди для сикхов равны независимо от рас, национальностей, религий, положения в обществе: все люди – братья. Сикхизм также проповедует равенство между мужчиной и женщиной.
Согласно религии сикхов человеческая душа существует всегда: на какое-то время она воплощается в человеческом теле, а после смерти возвращается к Творцу. Так может происходить многократно. В этом учении нет рая и ада, понятие греха и воздаяние за него. Поэтому сикхи не совершают постов, не дают обетов, не искупают грехов – все это не оказывает влияния на последующую жизнь души.
Главными святынями сикхов являются Золотой храм в Амритсаре и священная книга Ади Грантх.
Исторические сведения
Географы и политологи иногда называют Индию субконтинентом, имея в виду не только почти миллиардную численность населения, но и огромное количество национальностей, религий и рас народов, проживающих здесь. Все это с давних времен приводило к постоянно возникающим конфликтам, часто военным. Особенно жестким было противостояние между индуистами и мусульманами.
Позднее британские колонизаторы разделили территорию по принципу вероисповедания, образовав два государства – Индию и Пакистан, что несколько смягчило агрессивные настроения сторон. Но еще до этого шага индийская провинция Пенджаб являлась разделяющей полосой между непримиримыми воюющими сторонами.
Именно здесь в 1469 г., в небольшой деревушке Талаванди родился будущий основоположник сикхизма. Помогая отцу, сборщику налогов, Нанак Дэва выучил несколько языков и мог свободно общаться с людьми разных верований. В 30 лет он оставил дом и семью и ушел бродить по миру.
Обойдя пешком всю Индию, побывав в соседних странах, посетив многие святые места, он вернулся в Пенджаб. Его целью стало создание новой религии, которая бы не разделяла, а объединяла людей.
Великий Нанак, создавая сикхизм, заявил, что вести человеческую душу к Богу должен один человек – духовный учитель (гуру). На него возлагалась важнейшая задача учения – научить людей быть честными, добрыми, порядочными, с огромным чувством долга.
На этапе становления новой религии Нанак Дэва возложил эту миссию на себя. «Ученик» по-пенджабски – «сикх», что и определило название учения.
Преемником Нанака стал гуру Амар Дас, который сплотил организацию, гуру Рам Дас начал строить город Амритсар в Пенджабе. Он был поставлен на берегу священного пруда, в центре которого, на острове стоит Золотой храм. Здесь находилась резиденция всех следующих гуру, здесь же происходили самые важные события сикхской истории.
Долгие годы сан гуру передавался по наследству, и только десятый гуру, Гобинд Сингх, почитаемый также глубоко, как и создатель учения, изменил это правило. Он прервал процесс наследования и отдал власть самой общине – хальсе. Со временем здесь было создано «государство в государстве», имеющее свои законы, вождей, армию.
Гобинд Сингх
До середины XIX в. это была сильная и процветающая община, удачно отражающая нападения иноверцев на свою территорию.
Первые крупные поражения сикхи понесли от колонизаторов. Британцы дважды одержав значительные победы в сражениях, разделили свои колонии на Индию и Пакистан, уменьшили, но не прекратили этим конфликт между мусульманами и синкхами. В борьбе за свою свободу община вызвала неудовольствие властей, которое перешло в 1984 г. в открытое столкновение.
Премьер-министр Индии направила войска к Золотому храму в Амритсаре, который стал крепостью синкхов. Акт мести – убийство Индиры Ганди собственными телохранителями-синкхами – вызвал новые погромы и гибель людей с обеих сторон.
Индира Ганди
Несмотря на кровопролитную историю, ныне сикхи одни из самых миролюбивых людей. Члены этой религиозной общины занимают государственные посты. Они есть и в правительстве страны, и в ее армии. Но в соответствии с давними традициями они носят небольшие, уже символические кинжалы, тюрбаны, куда их предки в походах прятали деньги и документы, и с оптимизмом смотрят в будущее.
Возникновение Золотого Храма
Наибольшей материальной святыней сикхов является знаменитый Золотой храм, что носит название (Хармандир-Сахиб). Данный религиознный комплекс находиться в городе в городе Амритсар. Сам город был основан гуру Рам Дасом в 1577 году, гуру приказал выкопать квадратный водоем. В самом центре рукотворного озера, через десять лет гуру Арджан Дев начал строительство Хармандира, которое было завершено в начале семнадцатого века. Архитектурный стиль храма сочетает в себе элементы индуисткой и мусульманской архитектуры. Храм неспроста носит название, золотой, плиты храма покрыты 100 килограммами золота.
Вокруг озера Амритсар расположены храмовые комплексы сикхов из белого мрамора. Вход в Хармандир-Сахиб бесплатный для всех желающих. Попасть в храм можно по каменному мосту шириной в 3,9 метров. Правда, надо соблюдать ряд условий, входит в храм можно только с покрытой головой (мужчинам женщинам и детям), входит в обуви в храм нельзя.
Перед тем как зайти в храм нужно совершить омовение ног. Также на территории храмового комплекса запрещено курить и употреблять алкогольные напитки. Неподалеку от Золотого храма находиться, бесплатная столовая, где любой желающий, может бесплатно поесть вегетарианской пищи: риса с овощами, супа-пюре и чапати. В сикхской столовой в течение дня могут побывать более 100 тысяч людей.
Разрушение храма в 1984 году
Стоит отметить, что с 70-х годов двадцатого века общины сикхов стали требовать от центрального индийского правительства дать согласие на создание национального сикхского государства под названием Халистан в Пенджабе. Впоследствии сикхи перешли к террористическим актам, оплотом радикальных группировок стал Золотой храм. В 1984 году премьер Индии Индира Ганди приказа индийской армии захватить Хармандир. Храм подвергался танковому обстрелу и сильно пострадал, в бойне погибло до полутысячи мирных людей.
Как результат, сикхи начали массово покидать государственную службу. В качестве мести за уничтожение храма, два телохранителя сикха застрелили Индиру Ганди. После чего по Индии прокатились антисикхские погромы, в результате которых было убито много людей. С тех пор сикхская община полностью восстановила Великий храм. Правительству Индию удалось договориться о мире с сикхами.
Читайте далее:
Лакшми – богиня процветания в Индии
Религия Сикхизм в Индии
Политическая структура сикхов
Гуру Сикхов
Индира Ганди – великая женщина Индии
Амритсар в Индии
Религия [ править ]
Лакшми Нараян Мандир , широко известный как храм Дургиана, является популярным местом поклонения жителей города.
Религия в городе Амритсар | ||
---|---|---|
Религия | Процентов | |
индуизм | 49,36% | |
Сикхизм | 48,00% | |
христианство | 1,23% | |
ислам | 0,51% | |
Другие | 0,74% |
Согласно переписи населения Индии 2011 года , индуизм и сикхизм были основными религиями города Амритсар, составляя 49,4% и 48% населения соответственно. В городе Амритсар за христианством следуют 1,23%, а за исламом — 0,51%. Около 0,74% населения города исповедуют «без определенной религии» или другую религию.
Вверху: Causeway к Harminder Сахиб с людьми, за бассейном Ath Сат Tirath; Внизу: входной вид на Харминдер Сахиб, самую священную святыню сикхизма.
Амритсар — самый святой город в сикхизме, и около 30 миллионов человек ежегодно посещают его с целью паломничества.
Что посмотреть в Амритсаре
Посетить Золотой храм и шоу опускания флагов с закрытием границы между Индией и Пакистаном.
Время на это: достаточно одного дня, без ночевки.
Прилетаете рано утром и сразу же в Золотой храм. Там фотографируете, смотрите, гуляете.
В 16:00 можно брать такси до границы до местечка Вагах.
Шоу заканчивается в 19:00, до аэропорта от границы ехать минут 30.
Вечерним рейсом улетаете в Дели. Вот такой возможный план
В аэропорту Амритсара нас встретила лестница в небо. Такси до города берется после оплаты тарифа доставки в будке напротив выхода из аэропорта. В центре города жить не рекомендую — зачем вам сутолока, шум и неприличный вид из окна? Селитесь на окраине, как поступили мы и имейте на здоровье бассейн на крыше, хороший ресторан, бар со спиртными напитками и wi-fi интернет. Рядом с нами был винный магазин, офис AirTel. Такси до Золотого храма стоило 20 рупий по счетчику (на ресепшене отеля решают все ваши пожелания)
Пенджаб — штат Индии, где большинство населения это сикхи, наиболее образованная и организованная часть индийского общества (где-то читал). Их отличие — тюрбан на голове:
Столица штата, который был поделен между Индией и Пакистаном в 1947 году в результате военных действий, Чандигарх. А в Амритсаре находится святыня сикхов: Хармандир-Сахиб (Золотой храм, где хранится священная книга сикхов Гуру Грантх Сахиб). Это наша цель.
Когда самолет заходит на посадку, внизу, на поверхности плодородной равнины были видны трубы. Создавалось впечатление, что растут они из под земли. Подозреваю, что это были кирпичные заводы.
Сам город старый и как большинство индийских городов — похож на трущобы. Он заполнен шумом хаотично движущего и сигналящего транспорта, поэтому когда попадаешь внутрь Золотого храма, кажется, что ты попал в рай — место тихое и спокойное (только не по выходным)
По выходным здесь многолюдно.
Приходят не только сикхи и туристы, но и индусы.
Заметил, что стража храма не пускает к купанию в Амрит Сароваре (водоем, который окружает храм) несикхов, отгоняя их от воды пинками.
Женщины купаются отдельно от мужчин — для них есть специальная постройка на воде, закрытая от посторонних глаз.
Как происходит купание: мужчина раздевается до трусов и вступает в воду, держать руками за специальную цепь.
Потом несколько раз окунается, как у нас окупаются в прорубь и вылезает обратно.
Однако некоторые подолгу сидят в воде и молятся.
Посещение храма бесплатно.
В специальном месте, недалеко от входа вы сдаете вашу обувь на хранение и получаете жетончик.
Вход на территорию храма через ворота и их несколько.
При входе происходит омовение ног.
Стражники следят, чтобы головы входящих были покрыты, поэтому купите за 5 рублей оранжевую бандану перед входом на территорию храма.
Пройдя через ворота вы попадаете на большую площадь, ограниченную зданиями белого камня, с большой водоемом квадратной формы.
На середине водоема стоит сам Золотой храм.
Чтобы попасть в него, надо отстоять большую очередь, поэтому посещение внутренностей мы пропустили и просто ходили по часовой стрелке по периметру водоема и фотографировали, фотографировали, фотографировали.
В первый день не взял с собой фотоаппарат, поэтому снимал на айфон.
Как заметил выше — когда из городского хаоса попадаешь внутрь,туда где играет медитативная музыка, кажется что попал в райское место. Наступает умиротворение и спускается спокойствие. К туристам относятся нормально, но лучше вести себя сдержанно: не орать, не бегать, не слепить молящихся вспышками.
Место энергетически никакое как мне показалось, но очень на моленное, поэтому спокойное.
Просто приятно походить вокруг Золотого храма
В тени зданий, под арками расположились люди.
Кто-то лежит и медитирует, а может отсыпается.
Кто-то сидит и кушает: в храме дают бесплатную еду: что-то на листе, похоже на сладкий рис с орехами.
Так же наливают чай и воду.
Это место рекомендую к посещению.
Возможно, что вам захочется попасть внутрь Золотого храма, а если нет, то просто приятно прогуляться по его территории.
Недалеко от входа на мостик, соединяющий храм с берегом каждый день говорит гуру. Видимо какую-то проповедь. Гуру с седой бородой, позади него несколько помощников и музыкант с ситарой.
Люди садятся на коврики и слушают.
Это все вызывает уважение:
На следующий день — в субботу — народу в храме было гораздо больше.
Было очень много молодежи и все почему-то считали своим долгом со мной сфотографироваться.
Подходили, просили разрешения, а потом благодарили.
Я их понимаю — сам на фоне стражников фотографировался.
Недовольных взглядов в храме не заметил.
Старички в высоких тюрбанах — стражники храма улыбались по-доброму, когда я их просил сфотографироваться вместе со мной. Вообщем место дружелюбное и хорошее.
Реакции
Президент США Барак Обама выразил свои соболезнования, назвав сикх сообщество «часть нашей широкой американской семьи» , и приказал флаги на госучреждениях до 10 августа , чтобы почтить память жертв. Обама призвал к «самоанализу» о том, как уменьшить насилие. Губернатор Висконсина Скотт Уокер и другие официальные лица также выступили с заявлениями о сочувствии жертвам стрельбы и их семьям. Нэнси Пауэлл , то посол США в Индию , на котором присутствовал молитву за погибшие в Gurudwara Банк Сахиб в Нью — Дели. Премьер-министр Индии Манмохан Сингх сказал, что нападение на храм сикхов усугубило боль, и заявил, что Индия поддерживает всех миролюбивых американцев, осудивших стрельбу. После инцидента сикхи в Индии провели пикеты, а также протесты против Соединенных Штатов . 9 августа индийские члены парламента в Нью-Дели объединились в ряды парламента, чтобы выразить соболезнования семьям погибших. Джатедар Джани Гурбачан Сингх , высокопоставленный священник сикхской веры, назвал стрельбу «нарушением безопасности» со стороны правительства США и рекомендовал сикхам в Соединенных Штатах принять все возможные меры безопасности в своих храмах. Сикхские жители Оук-Крик заявили, что инцидент шокировал их общину.
Многие американцы-сикхи не одобряли протесты в Индии против Соединенных Штатов и решительно осуждали такие действия, как поджоги флагов, предпринятые протестующими. Базирующиеся в США общественные группы сикхов пообещали оказать помощь жертвам и их семьям и призвали американцев-сикхов организовать межрелигиозные бдения. Они также организовали отправку группы экстренного реагирования в Висконсин.
Многие другие американцы провели бдения при свечах в поддержку сикхской общины, и на них присутствовали высокопоставленные лица, такие как губернатор Уокер . Конгрессмен Пол Райан представил в Конгресс законопроект, осуждающий трагедию, в котором говорится, что Палата представителей «осуждает бессмысленное нападение». 19 сентября 2012 года в Конгрессе слушания адресованный преступлений на почве ненависти в ответ на трагедию, до юридического комитета Сената «s подкомитетом по Конституции, гражданских прав и прав человека , созванного сенатор Дик Дурбин .
После перестрелки Амар Калека , сын Сатванта Сингха Калека, стал участвовать в политике, поддерживая контроль над огнестрельным оружием и принятие нового законодательства, направленного на сокращение преступлений на почве ненависти . Калека раскритиковал Обаму, который посетил места других массовых расстрелов, но не сикхский храм. Как член Демократической партии , Калека безуспешно баллотировался на праймериз Демократической партии в Палату представителей Соединенных Штатов в 1-м избирательном округе штата Висконсин на выборах 2014 года .
Политолог Наунихал Сингх раскритиковал реакцию СМИ, указав, что стрельба привлекла меньше внимания СМИ, чем другие подобные стрельбы. Он предположил, что это было связано с расовой и религиозной принадлежностью стрелка и жертв.
Устройство храма
Золотой храм Хармандир-Сахиб работает каждый день с рассвета до 23:00. Около него постоянно слышны песнопения, которые служители читают из священной книги. Дважды в день происходит церемония её перенесения: летом в 4:00 и 22:30, зимой в 5:00 и 21:40. Это действо могут увидеть все желающие. Вход бесплатный.
По правилам здесь запрещается
- громко говорить;
- ходить с непокрытой головой;
- курить и пить алкоголь.
На центральном входе в архитектурный ансамбль есть туристический центр. Здесь лежат буклеты, продаются книги о религии и предоставляются услуги гида за дополнительную плату. Офис работает с 7:00 до 20:00.
Посетители храма, Елена Шишков
Чтобы войти в сам комплекс необходимо провести ритуал
- абсолютно все люди должны покрыть голову, на этот случай рядом лежат косынки;
- затем оставить обувь в специальной ячейке;
- далее пройти босиком через углубление с водой.
Полы на территории постоянно протирают, а по центровым дорожкам расстелены ковры. Перемещаться внутри следует по часовой стрелке. Паломники перед тем, как зайти в главное здание обходят весь пруд.
На служение сюда приходит много волонтёров. Они убирают помещения, моют и готовят. Здесь есть столовая (лагар), которая кормит всех людей безвозмездно. Любой посетитель храма может прийти и поесть по соседству с верующими национальную индийскую кухню. Сидеть будете на коврике в позе лотоса. В комплексе всегда доступна вода и чай. Волонтёры кормят в день до 80 тыс. человек.
Виртуальный тур по храму
Помимо бесплатной еды, турист или паломник может переночевать в Амритсар в отдельных комнатах без оплаты. В них нет удобств и кроватей. Все спят на полу, укрывшись пледом. Это позволяет лучше понять принципы бескорыстия сикхов. Договориться о ночлеге нужно в туристическом центре на входе заранее.
На территории также расположился музей истории религии. Он является главным музеем Сикхизма. Здесь на мемориальных досках записаны все важные религиозные даты. Входные билеты сюда не нужны. Также установлен памятник в честь погибших в бою в Первой Мировой войне солдатов-сикхов.
Золотой храм Хармандир-Сахиб, Елена Шишкова
Моральные нормы
Сикхизм – это любовь к людям, живущим на земле.
Сикх должен быть хорошим человеком, искать и хранить в себе любовь, веру, дорожить своей свободой, уважать свободу других. Нельзя совершать правильные поступки ради выгоды, Бог одобряет только искренние добрые деяния.
Вера в Бога, в правильность созданному им миру у сикхов безгранична. Творец создал всех равными и свободными, этому, согласно вере, надо следовать всегда. Нельзя манипулировать людьми, нельзя принуждать к чему-либо – это ущемление богоданной свободы каждого.
Сикхи Индии осуждают 5 пороков и ценят 5 достоинств:
Пороки | Достоинства |
Эгоизм, подавление чьей-либо свободы;Покорность перед чужой волей;
Жадность; Гнев; Похоть. |
Сострадание;Любовь;
Честность; Смирение; Умеренность. |
Храм Брихадисварар, Тамилнад
Храм Брихадисварар, которому в 2010 году исполнилось 1000 лет, является одним из крупнейших храмов и самым ценным достоянием Индии. Также называемый «Перия Ковил», храм расположен в Тханджавуре в штате Тамилнад и был построен правителем Раджараджей Чолой I в 11 веке нашей эры. Храм посвящен Богу Шиве и является воплощением тамильской архитектуры во времена династии Чола. Башня храма имеет высоту 66 м, а гопурам главного входа — 30 м. Большая статуя Нанди у входа в храм имеет размеры 5 м в длину и 4 м в высоту. Снаружи храм украшен сотнями скульптур и фресок, в то время как внутри стены святилища украшены скульптурами 108 танцевальных поз Бога Шивы. Примечателен также тот факт, что тень башни над воротами храма никогда не падает на землю. Храм является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Время работы: с 6:00 до 21:00 (все дни недели).
Праздники: Маха Шивратри (февраль / март).
Рядом: Сарасвати Махал, Сангита Махал, церковь Шварца, Королевский Дворец Тханджавур, Гранд Аникут, форт Виджаянагара.
Храм Лотоса, Дели
Храм Лотоса, также известный как «Дом Поклонения Бахаи», расположен в Нью-Дели и занимает площадь в 26 акров. Построенный в 1986 году, храм в форме лотоса был полностью сделал из чистого белого мрамора
Форма лотоса была выбрана, учитывая ее важность для индуизма, джайнизма, буддизма и ислама. Храм окружен девятью прудами и садами, по одному на каждый вход
Все входы ведут в центральный зал высотой 40 м, способный вместить 2500 человек. На сегодняшний день храм привлек более 50 миллионов посетителей и был включен в Книгу рекордов Гиннеса как наиболее посещаемое религиозное сооружение в 2001 году.
Время работы: с 9:00 до 19:00 вечера (понедельник закрыт).
Рядом: Гробница Хумаюна, Коннот Плейс, Ворота Индии, Раштрапати Бхаван, Национальный музей, Чандни Чоук, Красный Форт, Джама Масджид, Кутуб Минар, Национальный зоологический парк, храм Бирла.