Легенды, секреты и подземелья собора святой софии (мечети ayasofya-i kebîr câmi-i)
Содержание:
- Организация экскурсий в собор
- Убранство собора
- Особенности строения и внутреннего интерьера храма святой Софии в Стамбуле
- Легенды и интересные факты
- Храм святой Софии — музей мирового значения
- 10 необычные факты о соборе
- Мозаики собора
- Где находится и время работы
- Историческая справка
- Легенды
- Архитектурные особенности
- Немного истории
- Рекомендации по посещению и осмотру
- Что можно увидеть в Соборе Святой Софии
- История
- Прогулка у стен Большой Айя Софии
Организация экскурсий в собор
Англоговорящие туристы всегда могут заказать экскурсию для себя, своей семьи или тургруппы с местным гидом прямо в кассе собора. Опытный англоговорящий гид сделает краткую презентацию собора, после чего проведёт путешественников по особенно примечательным местам в музее и расскажет подробно обо всех исторических фактах, когда-либо происходивших и связанных с собором.
Однако большинству россиян более комфортно слышать рассказ об интересующем их сооружении на родном языке, и в связи с этим в Стамбуле действуют многие русскоязычные экскурсионные бюро, обратившись в которые путники получат основную программу предлагаемых экскурсий, включая те, что захватывают посещение собора Айя София:
- Самая популярная из них — это обзорный тур по всей исторической части Султанахмет, включающая в себя всё великолепие архитектурных памятников, расположенных в этой части города, и, конечно, подробная экскурсия по собору.
- Более широкая программа — пешая прогулка по всему старому городу, с посещением Гран Базара, Султанахмет и собора с подробным рассказом о постепенном превращении старинного торгового порта в гигантский мегаполис.
- Последняя из основных программ включает в себя поездку по всей азиатской части города для знакомства с жизнью и бытом различных правителей Османской империи, а также их наследием в виде многочисленных архитектурных и культурных памятников, разбросанных по всему бывшему Константинополю.
Экскурсии по Стамбулу
Важно! Эти и другие экскурсии к услугам путешественников рады предложить многие туристические компании в городе, представленные здесь . Кроме того, если поездка была через туроператора, то отельный гид всегда предложит увлекательную поездку по исторической части города
Убранство собора
По словам экспертов, на строительство собора ушло более чем 130 тонн золота, что на тот период времени было непомерной суммой. Собор Святой Софии строился на протяжении 6 лет, а в работу было вовлечено более десяти тысяч строителей.
Строительные материалы брались из разных уголков страны. Император лично привез из города Эфес восемь колон зеленого мрамора и 8 колонн из храма Солнца в Риме. Кроме этого, в строительстве использовались облегченные кирпичи, которые не уступали обычным в прочности, но не утяжеляли конструкцию. В отделке храма использовали слоновую кость, серебро и золото. Изначально император предполагал покрыть золотом все убранство храма от пола до потолка, но астрологи уговорили его этого не делать. По их словам, после него будут править «слабовольные» правители, которые разворуют золото и разрушат собор.
В основании здания лежит фундамент размером 76х68 метров. Высота купола достигает 56 метров, а его диаметр — 30 метров. Ширина стен в некоторых местах храма достигает 5 метров. Для особой прочности в стены встраивали стволы ясеня.В 1204 году произошло событие, которое стало позорным пятном в мировой истории. Участники крестового похода захватили и опустошили христианский город, хотя должны были защищать его из соображений веры. Константинополь был полностью разграблен, а Собор Святой Софии лишился 90% христианских реликвий.
Особенности строения и внутреннего интерьера храма святой Софии в Стамбуле
Вот как о храме пишет византийский летописец Прокопий: «Этот храм являет собой чудеснейшее зрелище… Он взмывает ввысь до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья в бурных волнах открытого моря… Он весь полон солнечного света, кажется, будто, это сам храм излучает этот свет».
Размеры храма: длина — 81 метр, ширина — 72 метра, высота — 55. Наиболее эффектной частью сооружения является его купол. По форме он близок к кругу, диаметром почти в 32 метра. Впервые для его сооружения применили паруса — изогнутые треугольные своды. Поддерживают купол 4 опоры, а сам образован 40 арками с вырезанными в них окнами. Свет, попадая в эти окна, создает иллюзию, будто купол парит в воздухе. Внутреннее пространство храма разделено на 3 части — нефы, с помощью колон и столбов.
Над дверями перед входом до сих пор находится мозаика из 4 фигур — Мария с младенцем, справа от нее Константин Великий, а слева — Юстиниан. Совершенно непонятно, как она сохранилась после того, как храм превратили в мечеть.
Стены храма сделаны из разноцветного мрамора, отделенного друг от друга бордюрчиками. Говорят, что когда-то даже была задумка покрыть сверху храм тонким золотом. Сейчас стены покрыты искусным узором. На одной из стен есть изображение кисти руки. По одной из легенд — это отпечаток кисти руки султаны Ахмеда, который ехал на своей лошади, а та встала на дыбы. Чтобы не упасть, султану пришлось опереться на стену храма.
Легенды и интересные факты
При такой длинной и богатой истории храм хранит свои неразгаданные тайны и секреты, многие из которых объясняются красивыми легендами. А исторические и архитектурные подробности передают атмосферу, величие этого памятника культуры.
Наиболее интересные легенды и факты:
- В соборе есть знаменитая плачущая колонна, исполняющая желания. Изначально колонна была названа в честь святителя Григория Чудотворца, святые мощи которого по легенде замурованы в «столп». Православные прихожане просили исцеления от недугов перед иконой, установленной над колонной, и прикасались к медным накладкам. После завоевания Константинополя, в меди проделали отверстие для большого пальца руки. Смысл и ритуал сводился к загадыванию желания и последующему повороту ладони. При этом большой палец должен оставаться внутри отверстия, а остальные 4 не должны отрываться от поверхности медной накладки. По легенде, при перестройке собора в мечеть в строительную смесь, использованную у колонны, добавили слюну пророка Мухаммеда, землю из Мекки и воду источника Замзам. После чего колонна начала источать влагу.
- Еще одна легенда объясняет шум, доносящийся из одной из стен собора, согласно которой во время захвата Константинополя стена разъехалась и спасла священника, читающего молитву в тот момент. Спасенный от гибели, он по сей день продолжает читать молитву (чем и объясняется шум). А освобождение его наступит вместе возвращением христианства в храм.
- В южной части собора, на втором этаже есть «холодное окно» с видом на Голубую мечеть. Феномен в том, что при любой погоде, даже самой жаркой, из этого окна веет прохладой.
- Легенды гласят, что при постройке собора в строительный состав добавляли измельченный экстракт листьев ясеня, благодаря которому достигнута прочность здания.
- Для отделки собора было использовано не менее 12 сортов мрамора привезенного из различных мест: Босфора, Греции, Египта, Спарты, Ливии.
- Под храмом расположена сложная и малоизученная сеть тоннелей, часть которых затоплена водой и имеет тупиковые ветки.
- Главный купол собора в основании имеет овальную, а не круглую форму. По направлению к югу радиус составляет чуть меньше 32 м. С запада на восток радиус основания меньше на 1 м.
Храм святой Софии — музей мирового значения
Уникальные экспонаты
Почти через 100 лет, в 1935 году православный собор, а затем мечеть Айя София в Стамбуле стала музеем. В ходе его обустройства были счищены слои штукатурки, скрывавшие под собой восхитительные фрески и мозаики. Посетители увидели изображения Христа, Богородицы, Иоанна Златоуста, Иоанна Крестителя, архангелов, пророков, некоторые цитаты из Корана, изображения императоров государства.
Многие из них хорошо сохранились, а некоторые — только наполовину. Но, наверное, самые изумительные произведения искусства располагаются на втором ярусе знаменитой церкви.
Одна из них — Деисус: в центре находится Иисус Христос, а по бокам от него стоят Матерь Божья и Иоанн Креститель.
Это лишь сухое перечисление, краткое описание тех артефактов, которые здесь находятся. Но, когда видишь их своими глазами, эмоции переполняют.
Есть небольшие мозаики, а есть просто огромные. И представьте, они созданы из маааленьких кусочков стекла или других материалов. Иисус, Дева Мария… Какие глаза, какие эмоции на лицах! Какие сюжеты! И ведь это не картины, не фотографии. А сколько силы, мощи, чувств исходит от них. Словами не передать. Действительно, впечатляет. И очень сильно!
И какое-то неповторимое ощущение дает несочетаемое сочетание христианских и исламских святынь и изображений. И все это вместе — наша с вами история.
Таинственные достопримечательности
На стенах Софийского собора учёные нашли рунические надписи. Кем и когда они были сделаны — точного ответа нет.
Ещё одной загадкой Айя-Софии является находящееся там «холодное окно», которое «смотрит» на Голубую мечеть. Невероятно, но из него всегда, даже в самый жаркий день дует холодный ветерок.
А ещё тут есть постоянный житель Айя София — кот Гли.
Не покупая входного билета в музей Айя София в Стамбуле, он важно расхаживает по залам, следит за порядком и любит сидеть на императорском месте, там, где когда-то стоял трон правителя. Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория
Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов»
Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория. Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов».
Мраморная колонна, основание которой покрыто медными листами, постоянно выделяет влагу, «плачет».
Это таинственное, необъяснимое ничем и никак явление породило легенду о том, что если просунуть палец в специальное отверстие колонны Желаний и прокрутить его, при этом прошептав своё самое-пресамое истинное желание, то оно сбудется непременно.
Наверное, что-то в этом есть. Не зря же у колонны всегда стоит целая очередь желающих поведать холодному мрамору о своём горячем желании.
А может это место, которому уже более полутора тысячи лет до того намолено, что энергетика пространства помогает исполнению желаний. Церковь всё-таки, хоть и бывшая.
Красота на века
Сегодня Святая София в Стамбуле — всемирно известная достопримечательность, к которой в первую очередь стремятся туристы, приехавшие в Стамбул со всего мира.
Во все века люди восторгались её красотой и воспевали её. Своими огромными размерами, грациозностью и красотой храм святой Софии Константинопольской покорил сердца немало видевших русских послов, прибывших в город в 838 году.
И сейчас, в наше время поэты и писатели посвящают Софии Константинопольской свои стихи и другие произведения, в которых выражают ей своё восхищение.
Например, в 1912 году написал стихотворение об Айя София Мандельштам Осип Эмильевич. Там есть такие строки:
Как вам? Очень красиво, не правда ли?
Иван Бунин посвятил святой Софии своё произведение, Джон Сингер Сарджент написал цикл картин, где изобразил Софийский собор Турции.
На нашей планете совсем немного, к сожалению, зданий, где как здесь христианские святыни мирно соседствуют с арабской вязью и мусульманскими реликвиями. Пусть так будет и с людьми. Всегда!
10 необычные факты о соборе
- При строительстве купола использовался специальный кирпич из глины с острова Родос. Он был легкий, крепкий и благодаря высокой пористости не тонул в воде.
- В соборе 361 дверь, 101 из которых с изображениями, 181 окно
- Под куполом изображения 3-х шестикрылых серафимов. Их лица при османах были закрыты металлическими звездами. Недавно сняли строительные леса и открылась фигура 4-го серафима. Его лицо, пока еще открыто. На долго ли?
- Из летописи «Повесть временных лет» известно, что княгиня Ольга приняла крещение из рук Константина VII Багряного в 955-м году. Русь же была крещена лишь при ее внуке Владимире в 988-м году в Херсонесе.
- В 1037-м при Ярославе Мудрого (сын Владимира) 40 зодчих из Константинополя за 2.5 года построили в Киеве еще один Софиевский собор. Как и оригинал, первоначально он был ничем не облицован.
- После разграбления Константинополя крестоносцами, в Париже специально возвели собор Сент-Шапель для хранения похищенных реликвий. Львиную долю богатства также присвоила себе Венецианская республика.
- Известная Туринская плащаница с негативным , была украдена из Константинополя крестоносцами.
- Михраб в Айе Софии, который приспособили здесь после обращения в мечеть, сдвинут от главной оси, для того, чтобы четко указывать на Мекку.
- До строительства Голубой мечети, Айя София 165 лет была главной мечетью Османской империи. Поэтому здесь вы найдете захоронения 5 султанов. Для 3-х из них есть отдельные мавзолеи, а 2-е покоятся в бывшем Баптистерии.
- Быту.т слухи, что под собором находится огромная цистерна с запасами воды. Слухи решили проверить турецкие исследователи. Здесь можно почитать, что же они там нашли.
Мозаики собора
Стены собора покрыты мрамором и мозаикой. Мозаичные интерьеры особенно красивы.
Для создания фресок использовали золото, цветное стекло, камни всех цветов. Поэтому внутреннее убранство поражает красками и роскошью. Большинство мозаик датируют 6 веком. Интересен факт, что многие работы сохранились благодаря Мехмеду. Султан заложил рисунки штукатуркой в пору переоборудования святыни.
Все, что касается мусульманской архитектуры, датируют 16-17 веком. Это:
- михрабы;
- минареты;
- минбар;
- максоорхасы;
- светильники.
Для отделки интерьеров использовали драгоценные металлы, слоновую кость, мрамор. По сторонам центрального входа установлены шары из мрамора. Украшения датируют эллинистическим периодом. Завез шары Мурад III. Реликвии привезены из Бергама. Некоторые каллиграфические панели особенно ценятся в мусульманском мире. Считаются крупнейшими надписями на планете.
Таким образом, удивительная святыня собирает последователей двух учений. Верующие приходят поклониться святым местам и почтить память правителей, давшим жизнь этому сооружению.
Где находится и время работы
Время работы:
- в зимний период: ежедневно (кроме понедельника) с 9 до 17 часов;
- в летний период: ежедневно (кроме понедельника) с 9 до 19 часов;
Билетные кассы закрываются за 1 час раньше, чем сама достопримечательность.
Стоимость билетов: 10 евро. Здесь действует «музейная карта», по которой можно пройти внутрь Айя-Софии без очереди. Дети до 12 лет включительно могут пройти внутрь собора бесплатно.
Добраться до достопримечательности можно на городском транспорте: сюда ходят автобусы (например, маршрут Т4) или скоростные трамваи TR1. Нужная остановка – «Султанахмет».
От аэропорта Ататюрка можно доехать на метро Havalimani – Aksaray (красная ветка) до станции Zeytinburnu, а на этой станции пересесть на ветку скоростного трамвая TR 1, который идет прямо до площади Султанахмет (остановка так и называется), где и расположена достопримечательность. Из района Сисли можно доехать на метро до станции Taksim, а оттуда пересесть на скоростной трамвай.
Историческая справка
Собор Святой Софии был построен в IV веке в районе 532-537 годов. Строительство проходило под покровительством византийского императора Юстиниана, который происходил из крестьян. Его главной целью было сделать величественную постройку, которая служила бы главным зданием столицы, и превосходила по красоте все известные строения. К сожалению, первоначальное строение не сохранилось до наших времен из-за кровавого бунта во время гражданского восстания. Здание было полностью сожжено.
Однако, это не помешало Юстиниану возвести еще одно строение. В это раз он твердо решил довести свою цель до конца. Он расширил место для строительства, скупив часть близлежащих земель. К работе были привлечены лучшие архитекторы того времени. Так появилась Малая Айя София.
Легенды
О Софийском соборе ходят легенды и предания. Одно из сказаний связано со строительством церкви. Юстиниан желал выстроить лучшее здание. Для этого материал свозили со всех окрестностей. Так, при строительстве использовали:
- колонны и мрамор из Аспендуса, Баалбека и Тарсы;
- белый мрамор везли с Мраморного острова;
- розовый мрамор из Афона;
- нефы возвели из колонн, взятых из храма Артемиды в Эфисе;
- гранитные столпы из Египта.
Также считается, что именно тут произошел раскол христианства.
Здесь хранится гробница Дондоло. Однако самих останков обнаружить не удалось. Хотя, согласно преданию, основатель Латинской империи покоится в этих стенах.
Архитектурные особенности
Собор стал шедевром своего времени не только благодаря роскоши, но и из-за огромной купольной системы. Во время землетрясения 558 года восточная половина купала раскололась и во время его реставрации архитектор Исидорос добавил нижний обруч, тем самым увеличив высоту купола на 7 метров. В этом обруче находилось 40 поддерживающих ребер и 40 окон. Благодаря этому, создается ощущение сплошного светового пояса и,как следствие, эффект парящего купала.
«Кажется, что купол не покоится на твердом сооружении, но вследствие легкости строения золотым полушарием, спущенным с неба, прикрывает храм»
Прокопий Кесарийский
Главный купол Айя-Софии
- Конструкция купола. Купол собора имел максимально возможные размеры, определенные еще римлянами, строителями Пантеона. Византийские мастера построили в свое время плоский купол собора без каких бы то ни было статических расчетов, по интуиции. Однако при закладке фундамента интуиция подвела их: пилястры собора повалились, и все здание рухнуло. Укрепление фундамента потребовало больше труда, чем постройка трех новых перекрытий. Вынужденная реконструкция испортила внешний вид собора — массивные контрфорсы странно противоречат воздушным легким куполам. Купол Святой Софии же приобрел более вытянутые очертания. Опорные башни тоже стали выше и массивнее.
- Главный купол. Центральный купол связан с восточным и западным полукуполами, которые вместе с ним перекрывают главный неф.
- Окна. Окна под куполом кажутся неуместными – ведь тяжелый венец должен иметь прочную, надежную опору. На деле же они уменьшают опасность возникновения трещин, а купол будто парит над зданием.
- Подпружные арки. Пилоны и подпружные арки обеспечивают равномерное распределение давления купола.
- Кирпичная кладка. У византийских строителей не было под рукой дешевого материала для производства бетона, поэтому они были вынуждены отказаться от применения бетонных конструкций, которые в свое время значительно облегчили строительство купола Пантеона. Впрочем, использование кирпичной кладки и густого известкового раствора даже немного ускорило темпы строительства – кирпич клали большие артели рабочих невысокой квалификации.
- Темпы строительства. Здание храма было построено необычайно быстро – в течении 5 лет. Две артели мастеров по 5 000 человек, соревнуясь, возводили восточную и западную части собора.
- Внутреннее пространство. Над центральной частью главного нефа высится огромный купол, диаметр которого 32,6 метра. Свет проникает внутрь сквозь отверстия у основания купола и через окна, прорезанные в тимпанах.
- Башни минаретов. Примерно через 900 лет после освящения храма, когда Византия была завоевана турками, здание превратили в мечеть и по обеим его сторонам выстроили минареты.
- Опоры. После землетрясения 557 года контрфорсы и несущие конструкции собора были укреплены.
- Башни. башни, примыкающие к северному и южному фасадам храма, расположены по обеим сторонам арок, поддерживающих центральный купол. Массивные башни гасят боковое давление арок.
- Тимпан. Стена-тимпан, обрамленная подпорной аркой, не является несущей, поэтому в ней прорезаны многочисленные окна.
- Пилоны. Опорные пилоны возведены из камня. Это позволило ускорить процесс работы в самом начале строительства – ведь кирпичная кладка застывает долго.
Схема в разрезе
Световой эффект храма
Важное выразительное средство в архитектуре Святой Софии – свет. Здесь нет контрастных по свету зон
Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь многочисленные окна. Залитый светом огромный зал вызывал ощущение грандиозности. Русские послы, посетив Святую Софию, в восторге писали князю Владимиру: «Мы не знаем, находимся ли на небе или на земле. Знаем только, что здесь пребывает Бог с любовью».
Князь Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской церковью. Собор Святой Софии – блистательное воплощение идеи храма как образа Божественного мироздания. Ночью храм освещался светильниками в форме кораблей и деревьев.
Немного истории
Собор Св. Софии построен на холме, где до 360 г. находилось святилище Артемиды. Рассказывают, что в 6 веке императору Юстиниану явился ангел с макетом грандиозного храма в руках. Для осуществления проекта в Византию привезли колонны из Эфеса и Ливана, алтарь украсили рубинами, аметистами и жемчугом. Невероятная роскошь убедила русских послов в истинности православной веры, и они рекомендовали князю Владимиру принять именно ее. Однако в 1453 г. Константинополь пал, султан Мехмет въехал на коне в храм и повелел перестроить здание в мечеть. На стене у алтаря все еще виден отпечаток его окровавленной руки.
Турки возвели минареты, мозаики побелили, стены занавесили верблюжьими кожами с начертанными золотом сурами из Корана. На долгие 500 лет Айя-София стала крупнейшей после Каабы мусульманской святыней. Только в 1935 г. Кемаль Ататюрк, основатель современной светской Турции, специальным декретом преобразовал ее в музей.
Тест: насколько хорошо вы знаете Турцию? | 15 вопросов:
Рекомендации по посещению и осмотру
Общие рекомендации
Мечеть можно посетить в любой день недели во время работы музея, кроме понедельника.
Цена билета 60 Турецких Лир, каждый год эта цифра растет.
Есть категория граждан с правом бесплатного прохода в этот храм, вот некоторые из них:
- Турецкие дети до 18 лет
- Дети иностранцев до 12 лет и младше
- Турецкие граждане в возрасте 65 лет и старше.
- Гиды, при наличии аккредитации
- Государственные делегации
В музей приходить лучше заранее и в первую половину дня или ближе к вечеру. Когда солнце не так сильно печет.
А если получится так, что очередь не хочет продвигаться, можно приобрести абонемент, который дает право на проход в музей без очереди. Можно нанять гида, который также быстро проведет Вас во внутрь.
Лучшие дни для посещения среда и четверг, лучшие месяцы декабрь-февраль. Самые загруженные месяцы апрель-май, сентябрь-октябрь.
Последовательность осмотра.
Осмотр нужно начинать с первого этажа. Через императорские ворота проходим в помещение похожее на прихожую, называется притвором. Здесь находится чаша для крещения младенцев и экран, стоят стулья, приглашают посмотреть фильм о мечети.
С противоположной стороны стоит саркофаг, а немного дальше сувенирный магазин.
Затем проходим в помещение, откуда начинается лестница на 2 этаж.
Если пройти в правую часть, там будет дверь в дворик с каменной купелью. В ней крестили взрослых. В этом помещении также хранили масло для ламп. Сосуды были расположены вдоль стен дворика.
За двориком находится крестильная, сейчас это гробница Мустафы и Ибрагима.
Через императорские ворота нужно проходить в основной зал Собора. Осмотр лучше вести с центральной части, прямо под куполом. Здесь находится центр мира и открывается великолепный вид на все мозаичные изображения и медальоны.
В левой части находится плачущая колонна, а в правой находится библиотека султана Махмуда.
На второй этаж поднимаются по лестнице без ступеней. В правой части второго уровня пустая гробница предводителя крестоносцев, напротив мозаика с изображениями. Остальные мозаики можно разглядеть в дальней южной и северной части второго этажа.
Что можно увидеть в Соборе Святой Софии
Собор Святой Софии поражает не только своими размерами, но и внутренним убранством. Заходя со стороны Императорских ворот, попадаешь сначала в первый, а затем во второй притвор. Пристройки украшены мраморными плитами и чашей для крещения младенцев. Здесь же размещен большой экран, на котором рассказывают о достопримечательностях собора. В правой части притвора стоит огромный саркофаг, а напротив него расположен колокол.
Второй притвор имеет более богатое убранство. Потолок выложен позолоченной мозаикой, а на стенах — мрамор с зеркальным узором. Здесь же располагается лестница, которая ведет на второй этаж. Через второй притвор можно попасть к фонтану для омовений. Над воротами располагается одна из самых красивейших мозаик собора, которая видна практически из любого уголка здания. На ней изображен создатель храма — Юстиниан, Богоматерь и император Констанстин. Вторая мозаика располагается прямо над Императорскими воротами. Она имеет название Иисус Панкратор. Прямо над Императорскими воротами располагается императорское ложе.
Во внутреннем дворе собора расположена крестильны, или баптистерий. Купель имеет внушительный размер и прочные ступени. Считается, что в ней крестят не только младенцев, но и людей в зрелом возрасте.
Все пространство собора украшено висящими люстрами. Вверху висят восемь огромным исламских медальонов, на которых написаны имена Аллаха, мухамеда и первых халифов Али и Абу Бакра. На стенах изображены четыре шестикрылых серафима. Размер изображения составляет 11 метров. Ранее на стенах были лики ангелов, орлицы и льва.
В центральной части собора располагается омфалион, который символизирует «пуп земли». Именно здесь происходил процесс коронации императоров. Сзади располагается специальное возвышение — трибуна муэдзина. Оно было предназначено для молитв служителя собора.
На втором этаже здания располагается императорское ложе. На стены нанесены рунические символы — письменность древних германцев. В правом крыле второго этажа расположена гробница правителя Венеции — дожа Энрико Дандоло. Останков правителя в ней нет. По иронии судьбы его гробница находится в том соборе, в разграблении которого он лично принимал участие. По легенде его останки отдали на съедение собакам.
История
Строительство первой версии древнего собора Святой Софии в Стамбуле началось на территории рыночной площади в 324 году еще при правлении римского императора Константина Великого. Собор был выполнен в византийском стиле и являлся символом «Золотого века» Византии. С той поры собор неоднократно подвергался пожарам во время византийских бунтов и каждый раз после окончания бунтов его выстраивали заново разные правители. Только с четвертой попытки, у действовавшего тогда императора Юстиниана I получилось возвести грандиозное здание на месте предыдущих трех сгоревших версий. К строительству собора правитель призвал лучших архитекторов Византии и не пожалел мрамора и порфира, щедро украшая его фрески и колонны слоновой костью, золотом и серебром. Всего через 5 лет после начала строительства, в 537 году на центральной площади города Константинополя (ныне Стамбула) вырос величественный храм невиданной красоты. Многие даже говаривали, что такой эффект мог получиться только при вмешательстве сверхъестественных сил.
Но тяжелый рок никак не хотел оставлять собор Константинополя в покое и через несколько лет после окончания строительства случилось сильное землетрясение, в последствии которого пострадала восточная сторона здания. А в 989 году стихия опять настигла храм, и тогда от землетрясения сильно пострадал купол. Его взялся восстанавливать армянский архитектор Трдат. Он укрепил здание контрфорсами и сделал купол еще больше, чем он был.
В 1453 году Османская империя захватила власть и храм опять подвергся тяжелым испытаниям. За день до падения Византии внутри собора Святой Софии появилось загадочное свечение, которое прошло сквозь окна купола и устремилось в небо. Говорят, что это ангел-хранитель храма таким образом решил покинуть свой пост и улетел на небеса. На следующий день мародеры ворвались в храм, разрубили иконы и похитили драгоценные оклады, а всех, кто находился в тот момент внутри собора жестоко убили. Крови было столько, что даже остался красный след на одной из колонн собора. Величественное строение турки сносить не стали, а вместо этого пристроили рядом еще 4 минарета, замазали штукатуркой все фрески и мозаику, напоминающие о православном прошлом храма и превратили Собор Святой Софии в мечеть, дав ей название Айя-София.
Только в 1935 году власти Турецкой Республики решили провозгласить Собор Айя-София уникальной достопримечательностью архитектуры и дать мечети звание музея. В связи с новым статусом, в здании была проведена реконструкция, все фрески с божественной мозаикой были очищены от штукатурки и вновь явлены на всеобщее обозрение людям.
Прогулка у стен Большой Айя Софии
С западной стороны от дворца Софии в Стамбуле расположен баптистерий. Он очень древний. Некоторые элементы его раннехристианской архитектуры говорят о том, что он появился раньше Айя Софии. Там находилась самая большая в городе купель. Её ширина превышала 3 метра, а высота равнялась 2 с половиной метрам. Купель было выполнена из цельного куска мрамора.
Позже постройку использовали для хранения свечного масла. Потом помещение срочно переоборудовали, и оно стало мавзолеем двух султанов: Мустафы и Ибрагима. Первый был свергнут и 15 лет провёл в темнице. Второй был задушен. Такая вот она, судьба некоторых султанов.
Возле музея стоят и другие массивные купольные гробницы. В них похоронены султаны Османской империи и их ближайшие родственники.
Тут же рядом расположено здание турецкой бани: . Эту баню построил ещё Сулейман Великолепный для своей любимой жены. Об этих удивительных отношениях между великим императором и бывшей рабыней в его гареме, ставшие уже легендой, читайте здесь: «Сулейман и Роксолана: реальная сказка о любви Хюррем и Султана».
Остатки древних церквей, построенных при Константине Первом и Феодосии были случайно найдены во время археологических раскопок на территории знаменитого музея Агиа София или Ayasofya Müzesi (турецкое название) в первой половине 20 века. По этим находкам учёные смогли определить, что церковь Айс София имела довольно большие размеры. Богато украшенная мрамором, она состояла из 5 нефов — помещений, разделённых друг с другом рядами колонн…
Эти удивительные находки: основания и части колонн, ступеньки, саркофаги — до сих пор находятся там, на территории перед великой Айя-Софии. Сейчас эти свидетели давних событий гармонично вписываются в окружающую природную красоту.
Так вот, сидишь за столиком местного летнего кафе, а рядом открытый древний саркофаг, такой каменный ящичек в человеческий рост с прорезью для головы. Соседство, прямо скажем, впечатляет! Но если мыслить глобально, то… жизнь и смерть, прошлое и настоящее – они ведь рядом. Ндааа.