Храм софии премудрости божией

История строительства

Храм святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Русские послы увидели его примерно в том виде, в каком он существует сейчас. Первое строительство в 330 году нашей эры начал сам Константин Великий — император Византии. В 360 году оно было закончено, храм назвали «Мегало Еклесия» — Большая церковь. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре. Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма, в котором начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года. В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен — императором Юстинианом, в 532-537 г.г. Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается, как гора Моисея, сегодня в Стамбуле.

Его называют Святая София — церковь Божественной Мудрости и считают одним из самых важных и самых прекрасных храмов в истории мировой архитектуры. А православные христиане считают собор Святой Софии главным собором христианства, Матерью всех православных соборов.

В мировых архитектурных кругах Айя-София занимает почетное четвертое место в мире среди музеев, равных ей по масштабу. Вот их перечень: церковь Св. Павла в Лондоне; Сан Пьетро в Риме; Дома в Милане.

Но как их можно сравнивать?! Все эти храмы, святые места, по крайней мере, на тысячу лет моложе Софийского собора!

Свое второе имя — Айя-София — храм святой Софии в Константинополе получил в качестве одного из трех эпитетов, которые употребляют, обращаясь к богу: Айя-София — Святая Мудрость, Ая-Ирена — Святое Благодушие, Ая Динамис — Святая Сила.

Храм святой Софии — музей мирового значения

Уникальные экспонаты

Почти через 100 лет, в 1935 году православный собор, а затем мечеть Айя София в Стамбуле стала музеем. В ходе его обустройства были счищены слои штукатурки, скрывавшие под собой восхитительные фрески и мозаики. Посетители увидели изображения Христа, Богородицы, Иоанна Златоуста, Иоанна Крестителя, архангелов, пророков, некоторые цитаты из Корана, изображения императоров государства.

Многие из них хорошо сохранились, а некоторые — только наполовину. Но, наверное, самые изумительные произведения искусства располагаются на втором ярусе знаменитой церкви.

Одна из них — Деисус: в центре находится Иисус Христос, а по бокам от него стоят Матерь Божья и Иоанн Креститель.

Это лишь сухое перечисление, краткое описание тех артефактов, которые здесь находятся. Но, когда видишь их своими глазами, эмоции переполняют.

Есть небольшие мозаики, а есть просто огромные. И представьте, они созданы из маааленьких кусочков стекла или других материалов. Иисус, Дева Мария… Какие глаза, какие эмоции на лицах! Какие сюжеты! И ведь это не картины, не фотографии. А сколько силы, мощи, чувств исходит от них. Словами не передать. Действительно, впечатляет. И очень сильно!

И какое-то неповторимое ощущение дает несочетаемое сочетание христианских и исламских святынь и изображений. И все это вместе — наша с вами история.

Таинственные достопримечательности

На стенах Софийского собора учёные нашли рунические надписи. Кем и когда они были сделаны — точного ответа нет.

Ещё одной загадкой Айя-Софии является находящееся там «холодное окно», которое «смотрит» на Голубую мечеть. Невероятно, но из него всегда, даже в самый жаркий день дует холодный ветерок.

А ещё тут есть постоянный житель Айя София — кот Гли.

Не покупая входного билета в музей Айя София в Стамбуле, он важно расхаживает по залам, следит за порядком и любит сидеть на императорском месте, там, где когда-то стоял трон правителя. Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория

Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов»

Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория. Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов».

Мраморная колонна, основание которой покрыто медными листами, постоянно выделяет влагу, «плачет».

Это таинственное, необъяснимое ничем и никак явление породило легенду о том, что если просунуть палец в специальное отверстие колонны Желаний и прокрутить его, при этом прошептав своё самое-пресамое истинное желание, то оно сбудется непременно.

Наверное, что-то в этом есть. Не зря же у колонны всегда стоит целая очередь желающих поведать холодному мрамору о своём горячем желании.

А может это место, которому уже более полутора тысячи лет до того намолено, что энергетика пространства помогает исполнению желаний. Церковь всё-таки, хоть и бывшая.

Красота на века

Сегодня Святая София в Стамбуле — всемирно известная достопримечательность, к которой в первую очередь стремятся туристы, приехавшие в Стамбул со всего мира.

Во все века люди восторгались её красотой и воспевали её. Своими огромными размерами, грациозностью и красотой храм святой Софии Константинопольской покорил сердца немало видевших русских послов, прибывших в город в 838 году.

И сейчас, в наше время поэты и писатели посвящают Софии Константинопольской свои стихи и другие произведения, в которых выражают ей своё восхищение.

Например, в 1912 году написал стихотворение об Айя София Мандельштам Осип Эмильевич. Там есть такие строки:

Как вам? Очень красиво, не правда ли?

Иван Бунин посвятил святой Софии своё произведение, Джон Сингер Сарджент написал цикл картин, где изобразил Софийский собор Турции.

На нашей планете совсем немного, к сожалению, зданий, где как здесь христианские святыни мирно соседствуют с арабской вязью и мусульманскими реликвиями. Пусть так будет и с людьми. Всегда!

Внутренние пространства (первый уровень)

После преобразования Храма в мечеть были утрачены уникальные черты, однако кое-что сохранилось,  мы с вами можем это увидеть. Была обнаружена оригинальная мозаика прежнего храма, когда убрали слои штукатурки. Реставрация в храме проходит, сохраняя обе культуры. Почти всегда одна из частей мечети закрыта строительными лесами для реставрационных работ.

Рассмотрим первый уровень. Когда стоишь перед дверью, дух захватывает уже от того, что это врата императора. На вратах изображен император рядом с Иисусом. Работа выполнена из мозаики. Больше никто кроме императора не имел права входить через эти двери. О времени правления Юстиниана напоминают мраморные стены,  красочная мозаика. Когда проходишь через императорские врата, сразу оказываешься в главном зале. Здесь невольно останавливаешься и наблюдаешь работу людей, которые сотворили эту красоту. Стоять можно очень долго и рассматривать все детально. Колонны были привезены из других Римских храмов. Из золота и серебра сделаны только некоторые элементы, потому что астрологи не разрешили Юстиниану сделать все из золота. Иначе большое количество золота могло стать наживой варваров. И при попытке украсть золото они могли навредить храму.  Мраморные плиты для строительства храма привезли из разных каменоломен и горных мест. Совместная работа архитекторов над проектированием и строительством храма завершилась почти через 6 лет.

Остались открытыми 181 окон, их было больше, но часть осталась, закрыта поздними постройками.

В середине, прямо под куполом, находится площадка из зеленого мрамора, с изображением большого и маленьких кругов, вокруг большого. Этот символ центра мира расположен прямо под куполом здания. В центральной части купола сначала было изображение Иисуса. Когда храм захватили, изображение стерли и нанесли суру из корана. Здесь есть дверь в султанскую ложу и рядом трибуна для проведения молитв.

Под куполом нанесены изображения шестикрылых божеств в виде льва, орла и львицы,  лики двух из них закрыты многоугольной звездой.

Под куполом расположено 8 дисков. Это медальоны, на которых написаны имена святых. Это самые выдающиеся надписи мира ислама. Потолки поражают своим золотым сиянием, это очень впечатляет. Когда переходишь в следующую залу, можно рассмотреть арки, окна с удивительной мозаикой. И тут находится та самая плачущая колонна, обычно к ней стоит большая очередь. Чтобы исполнить свое заветное желание, нужно вставить в углубление большой палец и ощутив влагу, прокрутить свою ладонь на 360 градусов, касаясь медных листов. Сделать это нужно трижды, произнося про себя свои желания.

Описание

Собор Святой Софии Турции представляет собой классическую базилику с прямоугольным основанием (70х75 м) и имеет два уровня ― нижний этаж и галерею. Первый ярус раньше предназначался для духовенства, императора, а также для верующих мужского пола. Женщины во время богослужений находились наверху.

План собора

Входов в здание девять. Центральный ― знаменитые Императорские ворота, расположенные с западной части здания. По легенде, они были созданы из остатков Ноева ковчега и использовались лишь во время больших праздников. Проходить сквозь них имели право только правители и патриархи.

В остальное время императоры со своей свитой пользовались юго-западной дверью ― Хорологионом, через которую сегодня туристы попадают в здание. Это небольшой проход, ведущий во внутренний нартекс (пристройку), ― Вестибюль воинов, где раньше находилась стража и было принято оставлять оружие. Здесь же расположен пандус, ведущий на верхний этаж с тремя хорами (открытыми галереями):

  • северной ― для женщин среднего сословия;
  • западной ― для императрицы и ее свиты;
  • южной, представляющей собой совещательную комнату патриархии.

После вестибюля идет внешний нартекс ― просторная светлая галерея, через которую можно попасть в подкупольное помещение, высотой 55 м.

Архитектура

Основная часть собора Айя-София находится под огромным куполом-полусферой, диаметр которой составляет 31 м с востока на запад и 30 м ― с севера на юг. Она состоит из 40 радиальных арок. В барабане расположены 40 окон, причем они находятся на минимально возможном расстоянии. Это позволяет добиться эффекта «парения» крыши в воздухе.

Внутреннее пространство здания поделено на три нефа (помещения). Два из них узкие и располагаются по краям, а одно широкое ― в центральной части. Вместе они образуют крест.

От главного купола «спускаются» купола меньшего размера, все они опираются на своды. Такая конструкция позволяет наиболее равномерно распределять нагрузку. Дополнительно крыша поддерживается арками, в каждой из которых вырезано по 3 ряда окон.

Северный и южный фасад дополнительно укреплены башнями, которые берут на себя основное давление арок. Помимо них, возле основной части храма располагаются минареты, выстроенные турками после превращения храма в мечеть.

Интерьер

Об интерьере церкви времен Юстиниана остается судить лишь по косвенным данным. По мнению исследователей, в тот период собор был украшен мозаиками, носящими догматический иконный и растительный характер. Также известно, что в куполе первоначально находилось гигантское изображение креста.

Стены Айя-Софии внутри были облицованы мрамором. Предположительно, его пласты распиливались на тонкие слои и раскрывались подобно книге. Пол храма украшали сложные узоры из порфира и мрамора разных цветов. Вместо иконостаса в зале были установлены 12 серебряных колонн с золотыми фрагментами в верхней части, предназначенные для крепления портретов святых.

Престол состоял из литых золотых досок и столпов, а его верхняя часть была изготовлена из сплавов различных металлов, смешанных с драгоценными камнями. Окружали эту конструкцию колонны из яшмы и порфира.

Всего собор Святой Софии внутри украшают 104 колонны, из них 40 находятся в нижнем ярусе и 64 ― в верхнем. Область справа от входа ― Центр Мироздания ― место, где короновались императоры. Его можно узнать по переплетениям разноцветных кругов. Существует версия, что в узоре зашифровано пророчество.

Однако после череды разрушений, разграблений, перестроек и реставраций внутреннее убранство храма претерпело серьезные изменения. Теперь фрески и мозаики соседствуют с каллиграфическими панелями, купол украшают суры из Корана, а в интерьере появились михраб, минбар и ложа султана. Кроме того, традиционные свечи были заменены люстрами из лампад.

Правая часть первого этажа отведена под библиотеку, собранную султаном Махмудом I. На данный момент она пустует ― книги были вывезены в другие музеи. Узнать помещение можно по резной золотой решетке.

Постройки на территории

Фонтан

Построен в 1740 году султаном Махмудом I (1730-1754) и является шедевром османской архитектуры и одним из самых больших и красивых фонтанов в Стамбуле. Восемь мраморных колонн Мукарны с арками держат купол. Фонтан состоит из 16 секций, у каждой имеется бронзовый кран для ритуальных омовений. В его внутренней части выгравированы слова Аллаха «Мы всё сделали из воды».

Ажурный фонтан Махмуда 1

Мавзолеи

На территории собора располагается 5 склепов, в них хранится 145 саркофагов. Одна из самых красивых гробниц Стамбула склеп Султана Селима II находится здесь, её архитектор Синан. Этот склеп закончили лишь спустя три года после смерти султана, по обе стороны висят керамические панели с цветочным рисунком, они являются одними из самых красивых экземпляров керамики XVI века. Оригиналы табличек хранятся в Лувре, на гробнице же висят имитации. В склепе находится 41 саркафаг, в них покоятся члены султанской семьи.

Вид на гробницы в Айя-Софии

Школа

Она была построена в 1740 году султаном Махмудом I в юго-западном дворе собора Святой Софии. До провозглашения собора музеем, здание использовалось по назначению — являлось начальной школой. Сейчас строение преобразовано в Отдел исследований и выставочный зал. Здесь проводятся конференции и встречи.

Часы

На территории есть еще и Музей часов. Перед ним находятся солнечные часы, которые показывают правильное время! А внутри — просто уникальные часы!

Солнечные часы

Библиотека

Одна из самых важных османских пристроек в здании, она построена султаном Махмудом I в 1739 году в южной части здания между двумя выносными опорами. Библиотека состоит из читального зала и хранилища и отделена от основного храма сетью из позолоченной бронзы, которую несут 6 колонн. Бронзовая сеть украшена цветами и изогнутыми ветвями. На двухстворчатых воротах библиотеки есть две ручки с надписью «Я Феттах» — это одно из 99 имен Аллаха.

Коридор, который сочетает в себе читальный зал и казначейство Кютюб украшены изразцами. Книжные полки изготовлены из розового дерева. Библиотека насчитывала около 5000 книг, их пожертвовали или передали ведущие деятели того времени и сам Султан Махмуд. В настоящее время в самом храме этих книг нет, они были переданы в Сулейманскую библиотеку в 1968 году.

Музей камней (колонн и капителей)

Айя-София возведена на древнейшем историческом месте — античном Акрополе. Вокруг собора проводились многочисленные раскопки, в ходе которых были найдены руины христианских храмов, украшенные резьбой по камню.

Было найдено большое количество колон и капителей. Музей находится на территории собора с западной стороны, под открытым небом.

Рекомендации по посещению и осмотру

Общие рекомендации

Мечеть можно посетить в любой день недели во время работы музея, кроме понедельника.

Цена билета 60 Турецких Лир, каждый год эта цифра растет.

Есть категория граждан с правом бесплатного прохода в этот храм, вот некоторые из них:

  1. Турецкие дети до 18 лет
  2. Дети иностранцев до 12 лет и младше
  3. Турецкие граждане в возрасте 65 лет и старше.
  4. Гиды, при наличии аккредитации
  5. Государственные делегации

В музей приходить лучше заранее и в первую половину дня или ближе к вечеру. Когда солнце не так сильно печет.

А если получится так, что очередь не хочет продвигаться, можно приобрести абонемент, который дает право на проход в музей без очереди. Можно нанять гида, который также быстро проведет Вас во внутрь.

Лучшие дни для посещения среда и четверг, лучшие месяцы декабрь-февраль. Самые загруженные месяцы апрель-май, сентябрь-октябрь.

Последовательность осмотра.

Осмотр нужно начинать с первого этажа. Через императорские ворота проходим в помещение похожее на прихожую, называется притвором. Здесь находится чаша для крещения младенцев и экран, стоят стулья, приглашают посмотреть фильм о мечети.

С противоположной стороны стоит саркофаг, а немного дальше сувенирный магазин.

Затем проходим в помещение, откуда начинается лестница на 2 этаж.

Если пройти в правую часть, там будет дверь в дворик с каменной купелью. В ней крестили взрослых. В этом помещении также хранили масло для ламп. Сосуды были расположены вдоль стен дворика.

За двориком находится крестильная, сейчас это гробница Мустафы и Ибрагима.

Через императорские ворота нужно проходить в основной зал Собора. Осмотр лучше вести с центральной части, прямо под куполом. Здесь находится центр мира и открывается великолепный вид на все мозаичные изображения и медальоны.

В левой части находится плачущая колонна, а в правой находится библиотека султана Махмуда.

На второй этаж поднимаются по лестнице без ступеней. В правой части второго уровня пустая гробница предводителя крестоносцев, напротив мозаика с изображениями. Остальные мозаики можно разглядеть в дальней южной и северной части второго этажа.

Интересные факты

  • Собор Святой Софии в Стамбуле назвали не по имени мученицы Святой Софии, хотя такая тоже существовала. На греческом sofia – это мудрость. Это собор Мудрости Божьей. Мудрость Божья – это что-то вроде проводника между Господом и человеком.
  • В Соборе живет самый главный кот Стамбула по имени Гли. Этот кот ведет себя в соборе как настоящий хозяин и любит сидеть у Императорского места. Он также прославился тем, что его гладил президент Америки Барак Обама.
  • Княгиня древнерусского государства Ольга крестилась в соборе Айя-София предположительно в 957 г. Она была первым правителем Руси, принявшим крещение.
  • В Соборе Айя-София произошли события, которые дали начало раскола церквей на две ветви: Католическую и Православную. Это произошло в 1054 году, когда во время богослужения посланник Папы Римского вручил Патриарху отлучительную грамоту. Патриарх подумал пару дней и отлучил от церкви посланника Папы Римского. С этого всё и началось.
  • Строителям эпохи Древнего Рима полагалось быть специалистами широкого профиля и опираться на обширные знания. Так, архитекторы Исидор Милетский и Анфимий Тралльский были прославленными инженерами-механиками: первый — геометром, второй — математиком. Ни тот ни другой никогда не занимались строительством храмов, но в результате построили самое известное культовое сооружения мира.
  • Неслыханная дотоле роскошь христианского храма так смутила верующих, что они пребывали в полной уверенности: сами ангелы небесные показали Юстиниану I образец-модель, которой надо было следовать при строительстве. Легенды только прибавили храму славы и дошли до наших дней.
  • На строительство храма Айя-София ушло три годовых дохода Византийской империи, что привело к ряду восстаний в городах, подавленных с невиданной жестокостью: несчастных распинали, утверждая, что те идут против воли Всевышнего.
  • Штат служащих храма Айя-София при византийских императорах достиг без малого тысячи человек.
  • До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 г. в храме Айя-София находилась Туринская плащаница, в настоящее время она хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине, Италия.
  • На одной из плит Айя-Софии находится отпечаток руки, принадлежащий, по преданию, самому Мехмеду II, завоевателю Константинополя. По легенде, османский правитель въехал в храм на коне, который, вдруг чего-то испугавшись, встал на дыбы. Султану, чтобы не выпасть из седла, пришлось опереться ладонью об стену.
  • В 2006 г. на волне требований мусульманских активистов Турции вернуть мечеть в храм администрация пошла на незначительные уступки: в музейном комплексе Айя-София было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея. С июля 2020 музей превращен в мечеть.
  • Для отделки храма использовались 12 сортов мрамора.На строительство доставлялся лучший мрамор: фригийский – розовый, египетский – пурпурный, лаконский – зеленый, карийский – кроваво-красный и белый, лидийский – бледно-зеленый, ливийский – голубой, кельтский – черный с белым.
  • На стенах и колоннах более 70 славянских надписей, сделанных выходцами из Киевской Руси. На мраморных парапетах собора нацарапаны надписи воинами варяжской гвардии императора Византии в средние века.
  • В стенах Айя Софии находится пустая гробница Дандоло ― человека, возглавлявшего отряды крестоносцев при штурме Константинополя.
  • Турецкие и греческие источники, в которых идет речь о взятии Константинополя османами в 1453 году, свидетельствуют о том, что накануне падения города храм вдруг засветился странным и очень ярким огнем, который сквозь окна купола устремился в небо. Считается, что в тот день ангел-хранитель покинул свой пост.

Легенды

Сны Юстиниана

Согласно легенде, императору во сне явился ангел, в руках он держал план строительства великого и роскошного храма. Строительство заняло пять лет и обошлось императору в огромную сумму. По задумке Юстиниана, собор должен был быть еще богаче украшен и многие его части должны были быть из золота, но архитектор отговорил его, сославшись на возможную жадность последующих правителей. Император побоялся, что храм может быть разграблен и согласился на более «скромное» его убранство.

Надвратная мозаика

Плачущая колона

С этой колонной связано несколько легенд. Одна из них гласит, что император Юстиниан бродил по собору с сильной головной болью, в бессилии он прислонил голову к колоне и вскоре боль ушла. Общественность прослышала об этом случае и наделила колону целительными способностями.

По другому сказанию, во время перестройки собора в мечеть, купол наклонился и святой Илья (Хызыр) выровнял дефект, держась за колону. На столбе осталось отверстие от его пальца.

Ещё одна легенда повествует о том, что во время главной перестройки Айя-Софии в раствор вокруг колоны добавили слюну пророка Мухаммеда, воду из священного источника Замзам и землю из Мекки. После этого столб начал «плакать».

Плачущая колона

Посетители со всего мира уверенны, что если положить большой палец в отверстие, загадать желание и сделать три оборота по часовой стрелке, то желаемое обязательно сбудется.

Двери

В храме насчитывается 361 дверь, 101 из них имеет внушительные размеры и покрыта символами. Поговаривают, что сколько бы раз их не пересчитывали, количество каждый раз изменяется. Подземные помещения храма затоплены, но двери можно обнаружить даже там.

«Холодное» окно

Есть в храме загадочное окно, оно располагается на втором этаже в южной части собора и выходит на Голубую мечеть. Загадка заключается в том, что при любой погоде из него дует прохладный ветерок.

Фото из холодного окна

Молитвы в стенах

В правой части собора находится ниша, если приложить ухо к стене, можно услышать легкий шум, похожий на бормотание. Существует легенда, что когда турецкое войско ворвалось в Константинополь, более 1000 верующих укрылось в храме. Когда захватчики ворвались в собор, священник не прервал своей молитвы. Стена за ним раскололась и спрятала священника. Легенда гласит, что он и по сей день читает там свою молитву и в день, когда храм снова станет христианским, он выйдет из стены и закончит её.

Старый рисунок внутреннего убранства мечети Айя-София

Недожаренная рыба

Существует ещё одна легенда, что в день падения Константинопаля один монах жарил рыбу и когда ему сказали, что город пал, он ответил «Скорее эта рыба оживет и спрыгнет, чем падет Константинополь». И рыба действительно ожила и уплыла в море. С тех пор в море плавают три рыбы, поджаренные с одной стороны. В день, когда греки вновь завладеют Константинополем, рыба прыгнет на сковороду, её дожарят и всё вернется на свои места.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector